Переписка Ивана Грозного с Курбским

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 1717 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 31.01.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


1. Введение
а) Исторический период
б) Историография Ивана Грозного
в) Источниковедение
г) Актуальность, цель и задачи работы
2. Политическая ситуация в России во второй половине XVI века
3. Переписка Ивана Грозного с князем Курбским как важнейший исторический документ эпохи XVI века
4. Заключение
5. Библиография

Фрагмент для ознакомления

В том же Втором послании Грозный заявляет, еще раз подчеркивая религиозно-мистический характер своей внешней политики: «Наступающей крестоносной хоругви никакая военная хитрость не нужно, что знает не только Русь, но и немцы, и литва, и татары, и многие народы. Сам спроси у них и узнаешь, я же не хочу перечислять эти победы, ибо не мои они, а Божии». А далее пеняет Курбскому, вновь обвиняя его и всю Избранную раду в бесовщине и вероотступничестве: «Вы ведь с попом Сильвестром и с Алексеем Адашевым хвастались, как дьявол в книге Иова: «Обошел землю и прошел вселенную, и вся земля под ногами моими» (и сказал ему Господь: а знаешь ты раба Моего Иова?»). Так и вы мнили, что вся Русская земля у вас под ногами, но Божией воле мудрость ваша оказалась тщетной».
Само же Второе послание Иван Грозный многозначительно подписывает: Писано в нашей вотчине Ливонской земле, в городе Вольмере…»
Царь был горд собой. И, по большому счету, ему есть чем гордиться - Россия в те годы в самом деле, представляла собой одну из самых могущественных держав Европы.
Андрей Курбский не упустил своего шанса отыграться в 1579 году, когда русские войска стали проигрывать сражение за сражением. Он отправил Ивану Грозному еще одно послание, в котором Курбский демонстрирует прекрасное понимание внутренних устремлений московского самодержца - просветить чуть ли не всю вселенную: «Думаешь про себя, что мудр, и что всю вселенную можешь поучать». И отвергает претензии Ивана Грозного на роль вселенского православного государя, обвиняя его в непомерной гордости и зазнайстве:
«А еще хвалишься повсеместно и гордишься, что будто бы силою животворящего креста лифляндцев окаянных поработил. Не знаю и не думаю, что в это можно было поверить: скорее, под сенью разбойничьих крестов! Еще когда король наш с престола своего не двинулся, а вся шляхта еще в домах своих пребывала, и все воинство королевское находилось подле короля, а уже кресты те во многих городах были подвергнуты некиим Жабкой, а в Кеси - стольном городе - латышами. И поэтому ясно, что не Христовы это кресты, а крест распятого разбойника, который несли перед ним. Гетманы польские и литовские еще и не начинали готовиться к походу на тебя, а твои окаянные воеводишки, а правильнее сказать - калики из-под сени этих крестов твоих выволакивались связанные, а здесь, на великом сейме, на котором бывает множество народа, подверглись всеобщим насмешкам и надругательствам, окаянные, к вечному и немалому позору твоему и всей святорусской земли, и на поношение народу - сынам русским».
Подписано же это послание - «Андрей Курбский, князь ковельский» - в ознаменование того, что Ковель был пожалован Курбскому Сигизмундом II Августом.
Эмигрант не выражал больше сожаления о «божьей земле» и не выставлял себя защитником всех преследуемых и гонимых на Руси. Круг предательства замкнулся: Курбский поднял меч на родную землю.
4. Заключение
Переписка Грозного с Курбским не дошла до нас в современных ей списках; однако обстоятельство это (довольно обычное для произведений средневековой литературы) не дает оснований сомневаться в ее подлинности. Существование полемической переписки между Курбским и царем отмечено в документах XVI в.
Жизнеописание российского царя Ивана IV многогранно; каждый исследователь его биографии находит все новые черты, защищающие или порицающие его деяния, и нет однозначного мнения его деятельности на государственном престоле - слишком разносторонними они были.
Переписка Ивана Грозного со своим бывшим другом Андреем Курским актуальна в настоящее время тем, что предоставляет уникальную возможность попытаться разобраться в причинах столь уникального человека, каковым являлся Иван IV, найти объяснение его кажущимся совершенно диаметрально противоположным действиям: считающего себя помазанником Божьим, вершащим судьбы людские и - держащим в страхе весь народ российский созданной им опричниной. После изучения его переписки представляется, тем не менее, что действия его зачастую были продиктованы стремлением обеспечить благо людское, даже если средством для достижения этого будет неслыханная жестокость.
Послания Грозного и Курбского дошли до нас в отдельных списках и сборниках начиная с первой трети XVII в.
Вопрос о подлинности переписки Грозного с Курбским и других посланий Грозного является предметом острейшей дискуссии в академической исторической науке вот уже более тридцати лет, сразу после выхода сенсационной книги профессора Гарвардского университета Эдварда Кинана «Апокрифические сочинения Курбского - Грозного. Происхождение в XVII веке «корреспонденции», приписываемой князю А.М. Курбскому и царю Ивану IV», в которой автор высказал и обосновал гипотезу о том, что знаменитая переписка является литературным произведением, написанным в XVII веке. Я.С. Лурье указал, что впервые в подлинности переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским усомнился в 1956 году советский историк С.М. Дубровский.
В опровержение книги Э. Кинана вышло бесчисленное количество статей отечественных историков и даже книга Р.Г. Скрынникова. Все они единодушны в том, что переписка является подлинной, но, что интересно, строят свои доказательства на исключающей друг друга аргументации.
Принимая во внимание различные мнения историографов Ивана IV о подлинности переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским, тем не менее, она является замечательным историческим документом XVI века, позволяющим исследовать помыслы и чувства человека, которому довелось в столь непростое для Российского государства время править страной и чувствовать ответственность за это перед судом Божиим.
5. Библиография
Геллер М. История Российской империи. Изд-во «Плон», 1997.
Иван Грозный / Под ред. С.В. Перевезенцева / Сост. Д.В. Ермашов, С.В. Перевезенцев, В.В. Фомин. - М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2002. - 284 с.
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. - М., 1988. - С. 184.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей М: Эксмо, 2005. - 1024 с.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М.: Наука, 1970.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подготовка текста Я.С. Лурье и Ю.Д Рыкова. М., 1981.
Скрынников Р.Г. Бегство Курбского. // Историко-биографический альманах «Прометей» серии «Жизнь замечательных людей». Т. 11, М., 1977.
Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского: Парадоксы Эдварда Кинана. Л., Наука, 1973.
Щербатов М.М. История российская с древнейших времен, СПб., 1903, Т. 2.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: Наука, 1970. - С. 6.
Щербатов М.М. История российская с древнейших времен, СПб., 1903, Т. 2. - С. 832.
Скрынников Р.Г. Бегство Курбского. // Историко-биографический альманах «Прометей» серии «Жизнь замечательных людей». Т. 11, М., 1977.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей М: Эксмо, 2005. – С. 239.
Геллер М. История Российской империи. Издательство «Плон», 1997. - С. 192-193.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подг. текста Я.С. Лурье и Ю.Д Рыкова. М., 1981. – С. 177.
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. - М., 1988. - С. 184.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подг. текста Я.С. Лурье и Ю.Д Рыкова. М., 1981. - С. 122-123.
Иван Грозный / Под ред. С.В. Перевезенцева / Сост. Д.В. Ермашов, С.В. Перевезенцев, В.В. Фомин. - М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. - С. 54.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подг. текста Я.С. Лурье и Ю.Д Рыкова. М., 1981 - С. 149.
Там же, С. 165.
Иван Грозный / Под ред. С.В. Перевезенцева / Сост. Д.В. Ермашов, С.В. Перевеенцев, В.В. Фомин. - М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. - С. 54.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подг. текста Я.С. Лурье и Ю.Д Рыкова. М., 1981 - С. 165-166.
Там же, С. 167
Лурье Я.С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли Древней Руси // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., Наука, 1981. - С. 218.
Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского: Парадоксы Эдварда Кинана. Л., Наука, 1973.












16

5. Библиография
1.Геллер М. История Российской империи. Изд-во «Плон», 1997.
2.Иван Грозный / Под ред. С.В. Перевезенцева / Сост. Д.В. Ерма-шов, С.В. Перевезенцев, В.В. Фомин. - М.: Издательство «Соци-ально-политическая мысль», 2002. - 284 с.
3.Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. - М., 1988. - С. 184.
4.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главней-ших деятелей М: Эксмо, 2005. - 1024 с.
5.Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М.: Наука, 1970.
6.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подготовка текста Я.С. Лурье и Ю.Д Рыкова. М., 1981.
7.Скрынников Р.Г. Бегство Курбского. // Историко-биографический альманах «Прометей» серии «Жизнь замечательных людей». Т. 11, М., 1977.
8.Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского: Парадоксы Эдварда Кинана. Л., Наука, 1973.
9.Щербатов М.М. История российская с древнейших времен, СПб., 1903, Т. 2.

Вопрос-ответ:

Какой исторический период охватывает переписка Ивана Грозного с Курбским?

Переписка Ивана Грозного с Курбским охватывает вторую половину XVI века.

Что можно сказать об историографии Ивана Грозного?

Историография Ивана Грозного представляет собой множество исследований, посвященных его жизни и правлению, включая и его переписку с Курбским. Она имеет разнообразные толкования и оценки, исходя из разных исторических школ и точек зрения исследователей.

Какая цель и задачи работы, посвященной переписке Ивана Грозного с Курбским?

Цель работы состоит в анализе переписки Ивана Грозного с Курбским как важнейшего исторического документа эпохи XVI века. Задачи включают изучение политической ситуации в России во второй половине XVI века и анализ содержания писем для понимания мотивов их авторов и контекста их написания.

Какая была политическая ситуация в России во второй половине XVI века?

Во второй половине XVI века Россия находилась в состоянии политических потрясений и борьбы за власть. Иван Грозный пытался укрепить свою центральную власть и проводил реформы, но сталкивался с сопротивлением от различных феодальных группировок и князей, включая князя Курбского.

Почему переписка Ивана Грозного с князем Курбским считается важнейшим историческим документом эпохи XVI века?

Переписка Ивана Грозного с князем Курбским является важным историческим документом, потому что она позволяет понять политические и социальные конфликты того времени, а также мотивы и действия Ивана Грозного и князя Курбского. Она предоставляет ценные сведения о внутренней политике и обстановке в России XVI века.

Что такое переписка Ивана Грозного с Курбским?

Переписка Ивана Грозного с Курбским - это обмен письмами между русским царем Иваном IV и князем Андреем Михайловичем Курбским, который имел место во второй половине XVI века.

Какую информацию предоставляет переписка Ивана Грозного с Курбским о политической ситуации в России в XVI веке?

Переписка Ивана Грозного с Курбским является важным историческим документом, который предоставляет информацию о политической ситуации в России во второй половине XVI века. Она помогает понять внутреннюю борьбу за власть, конфликты между различными фракциями и знать структуру общества того времени.

Каков религиозно-мистический характер внешней политики Ивана Грозного, о котором говорится в переписке?

Иван Грозный в своей переписке с Курбским подчеркивает религиозно-мистический характер своей внешней политики. Он заявляет о необходимости защиты православия и борьбы с врагами веры, что можно назвать своего рода крестовыми походами в защиту веры и русского народа.

Почему переписка Ивана Грозного с Курбским считается важным историческим документом эпохи XVI века?

Переписка Ивана Грозного с Курбским считается важным историческим документом эпохи XVI века, потому что она предоставляет уникальную информацию о внутренней и внешней политике России того времени, о борьбе за власть, конфликтах между различными фракциями и о религиозных мотивах, которые влияли на деятельность Ивана Грозного.

Какие источники использовались для изучения переписки Ивана Грозного с Курбским?

Для изучения переписки Ивана Грозного с Курбским использовались различные исторические документы, такие как письма самого Грозного, письма Курбского, а также другие исторические источники и документы того времени, которые могли помочь восстановить хронологию событий и понять контекст переписки.

Какой исторический период освещается в статье?

Статья освещает период XVI века.