Вам нужна дипломная работа?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

ВОВ в лирике К. Симонова.

  • 73 страницы
  • 50 источников
  • Добавлена 06.04.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Изучение военной лирики Симонова: теоретический и
исторический аспекты.……………………………………………..……………8
§ 1. Лирический цикл как литературоведческая категория…………..…8
§2. Истоки фронтовой лирики К. Симонова в цикле «Соседям
по юрте».......................................................................................................17
ГЛАВА 2. Великая Отечественная война в художественной картине мира
К. Симонова……………………………………………………………………...27
§1. Хронотоп войны в цикле К. Симонова «Война» («Из дневника»):
время, пространство, человек…………………………………………….27
§2. Человек на войне: своеобразие психологизма любовной поэзии
К. Симонова в контексте фронтовой лирики (цикл «С тобой и без тебя»)….51
Заключение………………………………………………………………….....…65
Список использованной литературы…………..…………………………….....70

Фрагмент для ознакомления

Как бы горе ни ломало, Ей, красивой, горя мало.
Так же, как лирическая героиня Тютчева, героиня Симонова наделена необыкновенной притягательностью в силу своего загадочного мятежного духа, противоречивой сущности, глубины переживаний. Поэт обречен судьбой «любить в ней две рядом живущих души». Наделяя свою возлюбленную рядом эпитетов: «злая, бесценная, проклятая», поэт угадывает в ней демонические черты. Таким образом, любовь в художественном сознании Симонова оказывается «поединком роковым» двух сильных, страстных характеров и в силу этого неминуемо приобретает драматический характер.
Вместе с тем, следует отметить, что в изображении любви Симонов чужд «стыдливых умолчаний», в его произведениях в большом количестве употребляются поэтические номинации, передающие чувственность эмоций («Я верил по ночам губам, /Рукам лукавым и горячим, /Но я не верил по ночам/ Твоим ночным словам незрячим...»). Так, например, стихотворение «Я, верно, был упрямей всех…» - в высшей степени откровенное признание, в котором открывается любовь как страсть, стихийная сила, одновременно исходящая изнутри и действующая как нечто внешнее, подчиняющее:
Будь хоть бедой в моей судьбе, Но кто б нас ни судил, Я сам пожизненно к тебе Себя приговорил.
В этом стихотворении Симонов противопоставляет «девичью чистоту» и женскую чистоту, рожденную «в горе и страстях». Лирический герой и лирическая героиня К. Симонова - живые люди из плоти и крови, современники сурового и величественного времени; люди со всей их силой и слабостью, думами и стремлениями, сомнениями, тревогами, победами, показанные во всей сложности жизненных коллизий.
Я девочкой тебя не звал, Не рвал с тобой цветы, В твоих глазах я не искал Девичьей чистоты.
Я не жалел, что ты во сне Годами не ждала, Что ты не девочкой ко мне, А женщиной пришла.
Я знал, честней бесстыдных слов, Лукавых слов честней Нас приютивший на ночь кров, Прямой язык страстей.
И встречусь я в твоих глазах Не с голубой, пустой, А с женской, в горе и страстях Рожденной чистотой.
Не с чистотой закрытых глаз, Неведеньем детей, А с чистотою женских ласк, Бессонницей ночей...
В фокусе любовного стихотворения Симонова чаще всего не фабульное событие, а «лирическая ситуация» - определенное отношение лиц в пределах времени между меняющими отношение событиями. Так, одно из первых стихотворений цикла, написанное в переломном июне 1941 года, - «Ты говорила мне "люблю"…» - фиксирует, как камерность звучания интимной лирики нарушается вторжением времени - войны. Как отмечает Л. Лазарев, «третьим», стоявшим между героями, был не «он» и не «она», а война. В житейской ситуации, когда он «бросил» или она «разлюбила», «ушел к другой» или «поменяла на другого», кто-то неизбежно обречен на сердечные муки и боль. И все-таки это не то, что война-«разлучница», которая приносила в дом непоправимую беду и безутешное горе». Так, в стихотворениях цикла «С тобой и без тебя» драма любви раскрывается на фоне эпохи, имя которой – война:
И вдруг война, отъезд, перрон, Где и обняться-то нет места, И дачный клязьминский вагон, В котором ехать мне до Бреста.
Вдруг вечер без надежд на ночь, На счастье, на тепло постели. Как крик: ничем нельзя помочь! - Вкус поцелуя на шинели.
Чтоб с теми, в темноте, в хмелю, Не спутал с прежними словами, Ты вдруг сказала мне "люблю" Почти спокойными губами.
Такой я раньше не видал Тебя, до этих слов разлуки: Люблю, люблю... ночной вокзал, Холодные от горя руки.
Война показана как такая экзистенциальная, кризисная ситуация. С этого момента становится очевидным, что тема интимная, глубоко личная приобретает у Симонова гражданское звучание. Это подтверждается, в частности, судьбой стихотворения «Жди меня», - сугубо личное послание, даже не предназначавшееся автором для печати, стало произведением для газетное полосы, для листовки, а позже приобрело всемирную известность как символ женской верности в годы войны. Историки Великой Отечественной войны причисляют его появление к таким же достижениям, повлиявшим на исход войны, как разгром немецких войск под Москвой и Сталинградом. Магарита Алигер объясняла причину невероятной популярности «Жди меня» так: «За этими стихами стояло нечто всеобщее и грандиозное – война, нечто всеобщее и всечеловеческое – любовь».
«Жди меня» было не столько стихотворением, сколько клятвой, магическим внушением, магией («Жди меня ...жди... жди...и я вернусь, только очень жди...»), где убежденность на пределе заклинания разрывала силу традиций, что, мол, сыновей-солдат дольше всех ждут матери (ср.: в русской народной песне поется, что «жена найдет себе другого, а мать сыночка никогда...») и утверждала свою, другую истину – дольше всех солдат ждут их верные жены, любимые, подруги:

Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня...
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши .
Как писала Маргарита Алигер, Симонов в этом стихотворении «сумел угадать самое главное, самое нужное людям тогда и тем помочь им в самую трудную пору войны. Он выразил то, что было в эту минуту важнее всего для него самого. И только поэтому эти стихи, написанные одним человеком, одним поэтом, одним солдатом, обращенные к одной единственной женщине,...стали необходимыми великому множеству людей...».
В результате сопряжении интимного и гражданского начал в стихотворениях отчасти теряется субъективность переживания, благодаря чему возникает картина общенародной беды, на место лирического «я» приходит лирического «мы». Так, например, стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» представляет собой поэтическое воплощение факта, реального события, которое становится предметом лирической рефлексии:
Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет. Отцу казалось, что надежней места Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал, Прижав к груди заснувшую игрушку, Седой мальчишка на лафете спал .
Отметим, что в композиции многих стихотворений Симонова о войне есть некий поворотный момент, внезапно меняющий течение поэтической мысли автора или переводящий ее на качественно иной уровень - уровень глобального, философского обобщения. Можно утверждать, что принцип антитезы является универсальным для художественного мышления Симонова. Так, в рассматриваемом стихотворении запечатлена мгновенная перестройка сознания человека на войне, который увидел своими глазами горе беззащитного ребенка, поседевшего в одну ночь:
Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца. Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть своей земли.
Стихотворение запечатлевает рождение в сознании лирического субъекта осознания своего гражданского долга:
За все, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там, где прежде жили, А там, где отнят у мальчишки он.
На основе наблюдений над этим стихотворением важно акцентировать, что сопереживание человеку, сопереживание истории, стремление к народному благу выступают стержневыми качествами поэтического характера К. Симонова. Ведущая роль в его художественной картине мира отведена человеческой личности, она в художественном мире Симонова является центром мироздания. Человек, его жизнь, его свобода становятся доминантой поэтического мировоззрения автора.
Прослеживая дальнейшую логику развития цикла, следует отметить некоторую трансформацию поэтического хронотопа. Так, если в начале цикла хронотоп стихотворений оставался абстрактно-лирическим, что не мешало «присвоению» сообщения читателем, то теперь все чаще появляются конкретные топонимические номинации, пространство и время становятся более конкретными (Одесса, Вязьма, Мурманск, Смоленск и т.д.), что выражает сам процесс вторжения реальной жизни, войны в жизнь и умонастроение лирических героя и героини. Более того, пространство расширяется до масштабов всего мира, где идет страшная борьба за жизнь.
Таким образом, лирический дневник Симонова является новаторским явлением в русской литературе, но в то же время по своему внутреннему драматизму, по мастерски использованной форме адресованного монолога лирический сюжет цикла вполне соотносим с классическими любовными циклами Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова – «денисьевским» и «панаевским», однако, в отличие от поэзии предшественников, в произведениях К. Симонова драма любви раскрыта преимущественно на фоне эпохи, имя которой – война.
В цикле наблюдается логика развития характера лирического героя, который из области сугубо личных взаимоотношений переходит к осознанию связи человека с эпохой. Именно поэтому симоновская лирика утрат и надежд, суровая и отзывчивая, сосредоточенная и доверчивая, вызывала сопереживание миллионов читателей в годы войны, не потеряв этой способности и в мирное время.
По своей художественной природе и этот цикл К. Симонова вполне соответствует классической модели, о которой современные исследователи говорят так: «Художественный цикл следует считать не столько жанром, сколько сверхжанровым единством или такой художественной системой, в которой составляющие её элементы (отдельные произведения), сохраняя свою целостность, могут давать различный и непредсказуемый с точки зрения одного жанра художественный эффект». Для лирического героя (автора) и лирической героини цикла «С тобой и без тебя» события внутренней жизни доминируют, но сопрягаются с реальной действительностью военного времени.
Всё это вместе взятое позволяет видеть в цикле «С тобой и без тебя» замечательное по художественной силе явление не только интимной, но и гражданской, патриотической лирики, в которой проблема человек и время предстаёт сквозь призму индивидуального и одновременно всеобщего духовно-нравственного бытия.
В лирических (дневниковых) циклах К. Симонова «Из дневника» и «С тобой и без тебя» лирический герой явлен как лирический характер, создана целостная поэтическая концепция мира и человека в их единстве, со всей художественной убедительностью показано внутреннее саморазвитие художественных образов.
Психологизм, углубленное проникновение во внутренний мир отдельного человека, суровый драматизм и трагизм ситуаций - характерные черты симоновской поэзии. Внутренний мир человека и его сущность представляются для поэта главной задачей и целью художественного исследования. Вследствие художественного переосмысления традиционных мотивов любовной лирики, симоновская поэзия приобретает черты диалогизма, исповедальности, обладающей достаточной суггестивностью.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература периода Великой Отечественной войны отразила процесс формирования оборонного сознания советского народа, вследствие чего и читательская аудитория возросла до масштабов народа. Фронтовая лирика К. Симонова, выполнявшая прежде всего мобилизующие функции, приобрела черты «лирики морального императива», воздействовала глубиной нравственно-психологических обобщений.
Острое чувство времени проявилось еще в довоенном творчестве. В стихах его улавливалось то, что еще носилось в воздухе. Многое Симонов почувствовал и понял раньше других. Фронтовая лирика К. Симонова - это новаторское явление, и не только для своего времени. Это касается и трактовки молодым поэтом любовной темы, вписанной в контекст советской литературы о человеке на войне, который, отстаивая «правое дело, не утрачивает чудесную способность сердца вбирать всю полноту бытия».
Появившийся в годы войны лозунг «Все для фронта, все для победы» распространился и на литературу, определил ее воспитательные и пропагандистские функции. Пропагандистский эффект достигался и с помощью публицистики, прямой дидактики, но и благодаря интонации особой задушевности и прямоты, которая преобладает в стихах Симонова.
Для читателя, который в те нелегкие дни искал в поэзии прежде всего созвучия своему душевному опыту, стихи Симонова были «страстно ожидаемым откровением» (Л. Лазарев). Читатель увидел в поэзии Симонова, что строй его чувств и чувств поэта совпадал, что пережитое им оказалось достойным поэтизации. Таким образом, одним из формообразующих факторов, определяющих структуру многих стихотворений Симонова, является прямое обращение к читателю, ощущение общности с ним.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что лирика Симонова военных лет представляет собой динамическое, саморазвивающееся концептуальное единство, в свете которого можно говорить об общих закономерностях, которые проявились в полной мере как в лирическом цикле «Война», так и в цикле «С тобой и без тебя». Таким образом, мы можем сформулировать общие идейно-художественные тенденции, которые определяют концептуальное единство лирики Симонова периода Великой Отечественной войны. Опираясь на параметры цикла как литературоведческой категории, выделенные в первой части нашей работы, охарактеризуем военные циклы Симонова:
● Авторское заглавие и композиция находятся у Симонова во взаимозависимости. Дневниковая форма, хронологический порядок расположения стихотворений являются ведущими композиционными принципами военных циклов Симонова. На первый план выдвинуты специфические, востребованные временем композиционные формы: фронтовой дневник, фронтовое письмо, воззвание к воюющему народу и т.п.
Кроме этого, название задает значимость хронотопа войны, соединяющего в себе пространство, время и событие. Война - эта некая экзистенциальная, пороговая ситуация, которая высвечивает, обнажает онтологический смысл привычных понятий: родина, жизнь, смерть, любовь, дружба.
● Пространственно-временная организация. Мотив границы формирует бинарную структуру хронотопа: война поделила жизнь на до и после, прошлое и настоящее. При этом третий уровень образует гипотетическое будущее - мир после войны, и благодаря универсальному для военной лирики Симонова мотиву пути все временные пласты - прошлое, настоящее и будущее - оказываются сопряженными в единый образ мира.
В военной лирике подвергается переосмысления само время как философская категория. Оно осмыслено и в масштабе судьбы Родины, исторического пути России, но и в масштабе до предела сконцентрированной человеческой жизни - жизни солдата, которая одна только и может быть залогом победы.
● Мотивы. Смыслообразующую роль играет мотив Родины. Война обострила в сознании русских людей чувство национальной самоидентичности, вследствие чего на первый план в лирике Симонова выходит категория Родина. Родина в художественном сознании Симонова - понятие многоплановое: это и пространственно-временная категория, и духовная величина. Оно включает чрезвычайно важную, остро осязаемую связь лирического героя как представителя всего воюющего народа с предшествующими и последующими поколениями. Родина - весь «русский мир» как нерасторжимое духовно-нравственное единство живых и мертвых.
Мотивная структура циклов отражает процесс перехода от частного – к общему, от личного – к национальному и общезначимому, от факта – к обобщению с точки зрения исторического пути Родины.
● Лирический герой. Война предъявила человеку новый нравственный счет, который стал глубинной основой поэтического мироощущения Симонова. «Перед лицом большой беды» все видится иначе: и жизнь («В ту ночь, готовясь умирать, навек забыли мы, как лгать, как изменять, как быть скупым, как над добром дрожать своим»), и смерть («Да, мы живем, не забывая, что просто не пришел черед, что смерть, как наша круговая, наш стол обходит круглый год»), и дружба («Все тяжелее груз наследства, все уже круг твоих друзей. Взвали тот груз себе на плечи…»), и любовь («Но в эти дни не изменить тебе ни телом, ни душой»).
Герой фронтовой поэзии К. Симонова отличается сформированной исторической памятью, он осознает национальные нравственные истоки свои исторические корни и формирующийся в процессе испытания крепости национального сознания, национальных идеалов суровым лихолетьем войны, являющийся не только носителем духовных ценностей и традиций героического прошлого своего народа, но и деятельным их продолжателем.
Важно акцентировать, что сопереживание человеку, сопереживание истории, стремление к народному благу выступают стержневыми качествами поэтического характера К. Симонова. Поэт существенно обновляет сложившуюся модель лирического цикла за счёт сопряжённости лирического героя с коллективным образом воюющего народа. Лирически запечатленные переживания в художественном мире К. Симонова всегда направлены к воспринимающему сознанию, непосредственному адресату. В результате сопряжении интимного и гражданского начал в стихотворениях отчасти теряется субъективность переживания.
● Метасюжет. Военная лирика К. Симонова запечатлела духовную эволюцию личности, прошедшую войну от первых дней до последних.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Симонов K.M. Стихи и поэмы. 1936 — 1954. М.: Гослитиздат, 1955.
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966.
Симонов K.M. Избранное: Стихотворения. Размышления. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Абрамов A.M. В огне Великой войны. Проблематика. Стиль. Поэтика. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1987.
Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика. Стиль. Поэтика. Издание второе. М.: Советский писатель, 1975.
Александров В. Письма в Москву (Константин Симонов: «С тобой и без тебя» и «Стихи 1941 г.») // Знамя. 1943. № 1.
Басинский П.В. Ровесник нескольких поколений: 90 лет назад родился Константин Симонов//Российская газета. 2005. 28 ноября.
Барлас В.Я. О поэзии и морали (Лирика Константина Симонова) // Барлас В.Я. Глазами поэзии. М.: Советский писатель, 1966.
Бек Т. О поэзии К. Симонова // Симонов K.M. Стихотворения. Поэмы. М.: Художественная литература, 1985.
Белая Г.А. К. Симонов // История русской советской литературы. В 4-х тт.:1917 — 1965. Т. IV: 1954 1965. М.: Наука, 1971.
Введение в литературоведение. Под. ред. Л.В. Чернец. Москва, Высшая школа, 2006.
Вишневская И.Л. Константин Симонов. М.: Советский писатель, 1966.
Гареев М.А. Константин Симонов как военный писатель. История Великой Отечественной войны в творчестве Симонова и её современные толкования. М.: ИНСАН, 2006.
Гин М.М. О своеобразии реализма Н.А. Некрасова. Петрозаводск, 1966.
Гинзбург Л.Я. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1976.
Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. – Кемерово: 1997.
Есин А.Б. «Социалистический реализм» сегодня. Теоретические аспекты и проблемы // Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. М.: Флинта: Наука, 2003.
Золотусский И. У Времени в плену: Из воспоминаний о K.M. Симонове // Знамя. 2002. № 2.
Капустин М.П. Культура и власть: Пути и судьбы русской интеллигенции в зеркале поэзии. М.: Издательство Ипполитова, 2003.
Кедров А. Циклизация в поэзии серебряного века. Москва: Наука, 2006.
Кондраков И. Адова пасть (Русская литература XX века как единый текст) // Вопросы литературы. 2002. № 1.
Костров В. «Ты помнишь, Алёша…» // Литературная газета. 1985. 10 апреля.
Кравченко Т.Ю. «Жди меня». История одной любви. М.: Вагрнус, 2005.
Кравченко Т.Ю. Константин и Валентина: «Любовь к тебе — как бедствие» // Независимая газета. 1999. 11 сентября.
Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. М.: Просвещение, 1974.
Кулинич А. Русская советская поэзия. Очерк истории. М.: Учпедгиз, 1963.
Лазарев Л.И. Константин Симонов: Очерк жизни и творчества. М.: Художественная литература, 1985.
Михайлов А.В. Принципы циклизации (на материале «Стихотворений в прозе И.С. Тургенева») [Электронный ресурс]
Никонов В. Поэтический дневник Отечественной войны // Знамя. 1942. № 7. С. 157.
Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. – Воронеж: 1991.
Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Наука, 1967.
Панкин Б.Д. Четыре Я Константина Симонова. Роман-биография. М.: Воскресенье, 1999.
Поэтическая душа нынешней войны»: А. Твардовский о лирическом цикле К. Симонова «С тобой и без тебя» // Вопросы литературы. 1996. №4.
Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле. Русская Советская поэзия о Великой Отечественной войне. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
Рассадин Ст. Советская литература. Побеждённые победители. Почти учебник. СПб: ООО ИНАПРЕСС/НОВАЯ ГАЗЕТА, 2006.
Рокоссовская А. Война его не отпускала // Российская газета. 2005. 25 апреля.
Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. – М.: 1966.
Симонов А.: «Отец никого не любил с закрытыми глазами» // Известия. 2005. 29 ноября.
Константин Симонов в воспоминаниях современников. Сборник / Сост. Л. Жадова и др. М.: Советский писатель, 1984.
Старыгина Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. дисс. …канд. филол. Наук. – Л.: 1985.
Твардовский А.Т. Письма о литературе. М.: Советский писатель, 1985.
Тимофеев Л. Советская литература и война // Знамя. 1942. №11.
Тихонов Н.С. Певец боевой молодости // Красная звезда. 1942. 17 апреля.
Тихонов Н.С. Советская литература в дни Отечественной войны // Литература и искусство. 1944. 12 февраля.
Трощенко Е.Д. Поэзия поколения, созревшего на войне. Статья первая: Константин Симонов // Новый мир. 1943. №5-6.
Финк Л.А. Константин Симонов: Творческий путь. М.: Советский писатель, 1979.
Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: Тверской государственный университет, 1992.
Фрадкина С.Я. Творчество Константина Симонова. М.: Наука, 1968.
Хмельницкая Т. Твёрдые строки (Поэзия Симонова)//Литературный современник. 1940. №2.
Чудакова М.О. «Военное» стихотворение «Жди меня» (июль 1941 г.) в литературном процессе советского времени // Новое литературное обозрение. 2002. № 6.










Сын Константина Симонова Алексей Симонов: «Отец никого не любил с закрытыми глазами» // Известия… 2005. 29 ноября. С.8
Хмельницкая Т. Твёрдые строки (Поэзия Симонова)//Литературный современник. 1940. №2. С 5
Тихонов Н.С. Советская литература в дни Отечественной войны // Литература и искусство. 1944. 12 февраля. С.9
Никонов В. Поэтический дневник Отечественной войны // Знамя. 1942. № 7. С. 157.
Александров В. Письма в Москву (Константин Симонов: «С тобой и без тебя» и «Стихи 1941 г.») // Знамя. 1943. № 1. С.56
Твардовский А.Т. Письма о литературе. М.: Советский писатель, 1985. С. 78
Трощенко Е.Д. Поэзия поколения, созревшего на войне. Статья первая: Константин Симонов // Новый мир. 1943. №5-6. С.19
Финк Л.А. Константин Симонов: Творческий путь. М.: Советский писатель, 1979. С.66
См.: Вишневская И.Л. Константин Симонов. М.: Советский писатель, 1966; Фрадкина С.Я. Творчество Константина Симонова. М.: Наука, 1968; Финк Л.А. Константин Симонов: Творческий путь. М.: Советский писатель, 1979; Лазарев Л.И. Константин Симонов: Очерк жизни и творчества. М.: Художественная литература, 1985; Лазарев Л.И. Константин Симонов. Жизнь и творчество. Книга для чтения с комментарием на английском языке. М.: Русский язык, 1990; Панкин Б.Д. Четыре Я Константина Симонова. Роман-биография. М.: Воскресенье, 1999; Кравченко Т.Ю. «Жди меня». История одной любви. М.: Вагриус, 2005; Гареев М.А. Константин Симонов как военный писатель. История Великой Отечественной войны в творчестве Симонова и её современные толкования. М.: ИНСАН, 2006 и др.
Введение в литературоведение. Под. ред. Л.В. Чернец. Москва, Высшая школа, 2006. С 189.
Введение в литературоведение. Под. ред. Л.В. Чернец. Москва, Высшая школа, 2006. С.180
Михайлов А.В. Принципы циклизации (на материале «Стихотворений в прозе И.С. Тургенева») [Электронный ресурс]
там же.
Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: Тверской государственный университет, 1992. С. 50
Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. – М.: 1966. С. 213
Там же. С. 213
Кедров А. Циклизация в поэзии серебряного века. Москва: Наука, 2006. С. 43
Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. – Кемерово, 1997. С.80
Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. – Кемерово, 1997. С. 93
Там же. С. 93
Старыгина Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. дисс. …канд. филол. Наук. – Л.: 1985. С. 11

Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. – Воронеж, 1991. С. 67
Гин М.М. О своеобразии реализма Н.А. Некрасова. Петрозаводск, 1966. С. 31
Старыгина Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. дисс. …канд. филол. Наук. – Л., 1985. С.10
Чудакова М.О. «Военное» стихотворение «Жди меня» (июль 1941 г.) в литературном процессе советского времени // Новое литературное обозрение. 2002. № 6. С. 56
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т. 6. С. 45

Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.1. С. 21
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.1. С. 54
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.1 С. 67
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.1. С. 23
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.1. С. 43
Там же. С. 43
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.1. С. 54
Там же. Т.1. С. 54
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.1. С. 56
Там же. Т.1. С. 57
Там же. Т.1. С. 56
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.1. С. 59
Там же. Т.1. С. 59
Захарчук М. Летописание войны требует честности // Воин России. 2000. № 11. С. 84.
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966.
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966.
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 12
Там же. Т.6. С. 78
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966.
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 45
Там же. Т.2. С. 46
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 56
Там же. Т.2. С. 56
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 56
Там же. Т.2. С. 56
Там же. Т.2. С. 56
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 76
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 76
Гинзбург Л.Я. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1976.
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 76
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 76
Там же. Т.2. С. 89
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 89
Там же. Т.2. С. 89
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 90
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 90
Там же. Т.2. С. 90

Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966.
Там же. Т.2. С. 94
Там же. Т.2. С. 94
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 98
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 159
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 150
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 70
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966..
Там же. Т.2. С. 70
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 121
Там же. Т.2. С. 123
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 123
Там же. Т.2. С. 123
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966.
Чудакова М.О. «Военное» стихотворение «Жди меня» (июль 1941 г.) в литературном процессе советского времени // Новое литературное обозрение. 2002. № 6.
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 231
Чудакова М.О. «Военное» стихотворение «Жди меня» (июль 1941 г.) в литературном процессе советского времени // Новое литературное обозрение. 2002. № 6. С. 45
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 232
Там же. Т.2. С 233
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 233
Там же. Т.2. С 234
Там же. Т.2. С 234
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 221
Там же. Т.2. С 261
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 241
Там же. Т.2. С 232
Там же. Т.2. С 238
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 239
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 241
Лазарев Л.И. Константин Симонов: Очерк жизни и творчества. М.: Художественная литература, 1985. С.112
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 199
Константин Симонов в воспоминаниях современников. Сборник / Сост. Л. Жадова и др. М.: Советский писатель, 1984. С. 210
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С. 221
Константин Симонов в воспоминаниях современников. Сборник / Сост. Л. Жадова и др. М.: Советский писатель, 1984. С. 211
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 231
Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966. Т.2. С 276
Там же. Т.2. С 277
Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. – Кемерово, 1997. С. 80
Константин Симонов в воспоминаниях современников. Сборник / Сост. Л. Жадова и др. М.: Советский писатель, 1984. С. 112





73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Симонов K.M. Стихи и поэмы. 1936 — 1954. М.: Гослитиздат, 1955.
2.Симонов K.M. Собрание сочинений: В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1966.
3.Симонов K.M. Избранное: Стихотворения. Размышления. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
4.Абрамов A.M. В огне Великой войны. Проблематика. Стиль. Поэтика. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1987.
5.Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика. Стиль. Поэтика. Издание второе. М.: Советский писатель, 1975.
6.Александров В. Письма в Москву (Константин Симонов: «С тобой и без тебя» и «Стихи 1941 г.») // Знамя. 1943. № 1.
7.Басинский П.В. Ровесник нескольких поколений: 90 лет назад родился Константин Симонов//Российская газета. 2005. 28 ноября.
8.Барлас В.Я. О поэзии и морали (Лирика Константина Симонова) // Барлас В.Я. Глазами поэзии. М.: Советский писатель, 1966.
9.Бек Т. О поэзии К. Симонова // Симонов K.M. Стихотворения. Поэмы. М.: Художественная литература, 1985.
10. Белая Г.А. К. Симонов // История русской советской литературы. В 4-х тт.:1917 — 1965. Т. IV: 1954 1965. М.: Наука, 1971.
11. Введение в литературоведение. Под. ред. Л.В. Чернец. Москва, Высшая школа, 2006.
12. Вишневская И.Л. Константин Симонов. М.: Советский писатель, 1966.
13. Гареев М.А. Константин Симонов как военный писатель. История Великой Отечественной войны в творчестве Симонова и её современные толкования. М.: ИНСАН, 2006.
14. Гин М.М. О своеобразии реализма Н.А. Некрасова. Петрозаводск, 1966.
15. Гинзбург Л.Я. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1976.
16. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. – Кемерово: 1997.
17. Есин А.Б. «Социалистический реализм» сегодня. Теоретические аспекты и проблемы // Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. М.: Флинта: Наука, 2003.
18. Золотусский И. У Времени в плену: Из воспоминаний о K.M. Симонове // Знамя. 2002. № 2.
19. Капустин М.П. Культура и власть: Пути и судьбы русской интеллигенции в зеркале поэзии. М.: Издательство Ипполитова, 2003.
20. Кедров А. Циклизация в поэзии серебряного века. Москва: Наука, 2006.
21. Кондраков И. Адова пасть (Русская литература XX века как единый текст) // Вопросы литературы. 2002. № 1.
22. Костров В. «Ты помнишь, Алёша…» // Литературная газета. 1985. 10 апреля.
23. Кравченко Т.Ю. «Жди меня». История одной любви. М.: Вагрнус, 2005.
24. Кравченко Т.Ю. Константин и Валентина: «Любовь к тебе — как бедствие» // Независимая газета. 1999. 11 сентября.
25. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. М.: Просвещение, 1974.
26. Кулинич А. Русская советская поэзия. Очерк истории. М.: Учпедгиз, 1963.
27. Лазарев Л.И. Константин Симонов: Очерк жизни и творчества. М.: Художественная литература, 1985.
28. Михайлов А.В. Принципы циклизации (на материале «Стихотворений в прозе И.С. Тургенева») [Электронный ресурс]
29. Никонов В. Поэтический дневник Отечественной войны // Знамя. 1942. № 7. С. 157.
30. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. – Воронеж: 1991.
31. Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Наука, 1967.
32. Панкин Б.Д. Четыре Я Константина Симонова. Роман-биография. М.: Воскресенье, 1999.
33. Поэтическая душа нынешней войны»: А. Твардовский о лирическом цикле К. Симонова «С тобой и без тебя» // Вопросы литературы. 1996. №4.
34. Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле. Русская Советская поэзия о Великой Отечественной войне. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
35. Рассадин Ст. Советская литература. Побеждённые победители. Почти учебник. СПб: ООО ИНАПРЕСС/НОВАЯ ГАЗЕТА, 2006.
36. Рокоссовская А. Война его не отпускала // Российская газета. 2005. 25 апреля.
37. Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. – М.: 1966.
38. Симонов А.: «Отец никого не любил с закрытыми глазами» // Известия. 2005. 29 ноября.
39. Константин Симонов в воспоминаниях современников. Сборник / Сост. Л. Жадова и др. М.: Советский писатель, 1984.
40. Старыгина Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. дисс. …канд. филол. Наук. – Л.: 1985.
41. Твардовский А.Т. Письма о литературе. М.: Советский писатель, 1985.
42. Тимофеев Л. Советская литература и война // Знамя. 1942. №11.
43. Тихонов Н.С. Певец боевой молодости // Красная звезда. 1942. 17 апреля.
44. Тихонов Н.С. Советская литература в дни Отечественной войны // Литература и искусство. 1944. 12 февраля.
45. Трощенко Е.Д. Поэзия поколения, созревшего на войне. Статья первая: Константин Симонов // Новый мир. 1943. №5-6.
46. Финк Л.А. Константин Симонов: Творческий путь. М.: Советский писатель, 1979.
47. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь: Тверской государственный университет, 1992.
48. Фрадкина С.Я. Творчество Константина Симонова. М.: Наука, 1968.
49. Хмельницкая Т. Твёрдые строки (Поэзия Симонова)//Литературный современник. 1940. №2.
50. Чудакова М.О. «Военное» стихотворение «Жди меня» (июль 1941 г.) в литературном процессе советского времени // Новое литературное обозрение. 2002. № 6.

Опубликовано

Реализация интегративного подхода на уроках военной поэзии в 6 класс

Введение

В связи с ростом роли патриотического воспитания и роль гуманитарных предметов в современном образовательном процессе наблюдается тенденция к развитию и применению новых подходов преподавания и изучения учебных предметов. Одним из наиболее перспективных и подходы, non-standard, которая основана на концепции педагогической личностно-ориентированного обучения является интегративный подход. Это обусловлено положениями Федерального закона РОССИЙСКОЙ федерации об образовании, в которой один из конечных результатов образования является формирование целостного мировосприятия учащихся.

В настоящее время широкое внимание в литературном образовательном процессе уделяется формированию у учащихся чувства любви к родине, патриотизма, воспитание уважения к историческому прошлому страны. Это отражается практически во многих программах по литературе, в таких темах, как "Произведения о Великой отечественной войне", "литература о Великой отечественной войне", "Великая Отечественная война в стихах".

В данной работе наше внимание было сосредоточено на изучении военной поэзии К. М. Симонова и Д. С. Самойлова в 6 класс лицея.

Актуальность данного исследования определяется:

· в первую очередь, по роли предметов гуманитарного цикла и патриотического воспитания в формировании личности учащегося;

· во-вторых, недостаток шестиклассников знаний в области истории России, отсутствие понимания ими исторического контекста эпохи;

· в-третьих, необходимость решения определенной практической задачи: научить студентов анализировать произведения лирической точки зрения и в историческом контексте эпохи, находить информацию из различных источников, сопоставлять ее и делать выводы;

· в-четвертых, недостаточной разработанностью данного подхода в теории и практике преподавания литературы в 6 классе.

Таким образом, наше исследование по реализации интегративного подхода в исследовании лирики второй мировой войны, в частности поэзии К. М. Симонова и Д. С. Самойлова в 6 классах важно, потому что основные направления этой работы соотносятся с современной методической, педагогической и моральных тенденций в образовании, установка на формирование разносторонне развитые личности и формирование у учащихся целостного мировосприятия.

Узнать стоимость работы