Развитие концертной деятельности в Сов.России в 20-30гг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 2727 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 08.04.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
«Развитие концертной деятельности
в советской России в 20-40 годы».

Содержание.




1.ВВЕДЕНИЕ.

2.СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.

3.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЭСТРАДЫ.

4.ОРГАНИЗАЦИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Фрагмент для ознакомления

После насильственного конца нэпа, когда социальная почва, которой питалось почти все эстрадное искусство 20-х годов, исчезла, после радикальной перестройки всей системы функционирования развлекательных жанров, после многочисленных и многоступенчатых административных чисток российская эстрада в конце концов фактически перестала существовать в той форме, в которой она развивалась от самого своего рождения вплоть до конца 20-х годов.
Наряду с другими видами искусства эстраде теперь предстояло быть вписанной в четко выстроенную, строго централизованную иерархическую систему культуры победившего социализма. Для организационного оформления процесса "огосударствления" эстрады в 1931 году было учреждено Государственное объединение музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ).
Не следует полагать, что с 1931 года живая повседневная жизнь эстрады мгновенно перестроилась и стала образцово социалистической. Напротив, на протяжении всего десятилетия в эстрадном искусстве сосуществуют и борются совершенно разные явления, выражающие реальную пестроту массовых вкусов и художественных предпочтений. Даже в эпоху индустриализации и сплошной коллективизации, в эпоху Днепрогэса, Магнитки и больших чисток люди хотят отдыхать и развлекаться. "Рекреационные" устремления масс по-прежнему совсем не просто направить по идеологически правильному руслу. Довести дело до полного конца так и не удается — из домашних патефонов раздаются сентиментальные романсы или безыдейно комические куплеты, на вузовских вечеринках, в рабочих общежитиях по-прежнему танцуют неистребимый фокстрот. Остатки старой эстрады, последовательно и твердо вытесняемые с концертных площадок, находят свое последнее прибежище в частном быту, хотя и он становится все менее частным и все более связанным с жизнью государственной системы в целом.
Естественные в новой постсоциалистической России надежды вернуть когда-то утраченное, связать прерванную начиная с 30-х годов нить русской эстрадной традиции, а не только с большим или меньшим успехом воспроизводить стиль и формы западной эстрады, тем не менее вряд ли осуществимы. Надо начинать с начала, опираясь при этом на то лучшее, что было создано на нашей эстраде в 50—80-е годы, в эпоху, с которой мы органически связаны, в которой мы укоренены, — как не менялись бы теперь наши оценки ее взлетов и поражений — и на эстрадных подмостках, и в самой жизни.
Если говорить об эстраде нэповских времен, то прямую пользу современной эстрадной практике может принести, например, специальное исследование организационных форм функционирования частных предприятий эстрады — здесь нам часто приходится заново открывать то, что было досконально разработано нашими предшественниками, работавшими в эстрадном деле 20-х годов, или, напротив, мы повторяем их ошибки, избежать которых нам могло бы помочь знание фактов прошлого.







4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Термин «концерт» обозначает особую форму бытования музыки. Это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Концерт как форма бытования музыки появился в Англии во второй половине 17 века. Однако окончательно утвердился в музыкальной культуре лишь после Великой Французской революции. Развитие концертной деятельности связано с развитием ряда необходимых факторов:
специальные концертные залы,
специфическая публика,
виртуозные исполнители.
Задачей советской концертной деятельности является просвещение и воспитание на основе господствующей идеологии широких народных масс.
Начиная с 1933 года периодически проводились всесоюзные конкурсы пианистов, скрипачей, дирижеров, способствовавшие выдвижению одаренной молодежи. Наряду с мастерами старшего поколения выступали в концертах молодые таланты: пианисты — Э. Гнлельс, Я. Флиер, Р. Тамаркина; скрипачи—Д. Ойстрах, М. Козолупова; виолончелисты—Д. Шафран; дирижеры—Е. Мравинский, К. Иванов, Н. Рахлин.
В пропаганде музыкального искусства большую роль сыграли выдающиеся коллективы: Государственный симфонический оркестр СССР, оркестр и хор Всесоюзного радиокомитета, симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Ленинградская государственная академическая хоровая капелла имени М. И. Глинки, Государственный оркестр русских народных инструментов. Плодотворно развивались в эти годы деятельность Ансамбля красноармейской песни и Государственного русского народного хора имени Пятницкого, завоевавших популярность и всенародную любовь.
Возникший еще в 20-х годах, Хор северной песни реорганизуется в 1939 году в крупный исполнительский коллектив—Государственный русский народный хор северной песни под руководством А. Колотиловой.
Небывалый до того размах приобрела музыкально-просветительская деятельность радио и филармонии. По радио начали проводиться музыкально-образовательные передачи.
20-е и начало 30-х годов — это период становления советской школы музыкального исполнительства.
Крупнейшие учреждения советской музыкальной культуры в те годы — Государственный академический Большой театр Союза ССР в Москве, Ленинградский государственный академический театр оперы и балета, Ленинградский академический Малый театр оперы и балета (Малегот), осуществивший ряд интересных новаторских постановок из классического и современного оперного репертуара; старейший русский академический хор — Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки (в те годы главный дирижер — М. Климов); Московская, Ленинградская консерватории, а также филармонии, ставшие подлинными организаторами концертной жизни.
В те годы в нашу музыкальную жизнь вошли новые выдающиеся коллективы. Возникли «Первый симфонический ансамбль» — «Персимфанс» (оркестр без дирижера, созданный в 1922 году), Ансамбль красноармейской песни (1928) под управлением А. В. Александрова, струнные квартеты имени Глазунова, имени Страдивариуса, имени Бетховена, имени Комитаса.
Продолжали свою блестящую музыкальную деятельность дирижеры В. Сук и Н. Голованов, В. Дранишников и С. Самосуд, А. Гаук, пианисты А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, С. Фейнберг, В. Софроницкий, органист А. Гедике, вокалисты А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов и другие выдающиеся мастера советского искусства. В области камерного вокального исполнительства выделялись: 3. Лодий, В. Духовская, М. Бихтер.
В пропаганде песенного творчества народов нашей страны общепризнаны большие заслуги певиц Ирмы Яунзем, Ольги Ковалевой, певца Анатолия Доливо.
Примечательным явлением нашей музыкальной жизни 20-х годов становится возникновение связей с музыкальной культурой зарубежных стран. На оперной сцене и в концертных залах впервые исполняются произведения современных зарубежных композиторов. В Советский Союз приезжают на гастроли первые иностранные исполнители-виртуозы. Некоторые из них (выдающийся немецкий дирижер Оскар Фрид) в дальнейшем прочно связывают свою судьбу с нашей страной, ее культурой и искусством.
Октябрьская революция преобразила музыкальную жизнь страны, внесла много нового в ее содержание и формы. Концерты проводились не только в привычной обстановке концертных залов, театров, но и в рабочих клубах, в воинских частях, во время митингов на вокзалах перед отправкой войск на фронт, в агитвагонах.
В первые годы Советской власти развернулась широкая пропаганда классического наследия и народного творчества. Центром музыкально-просветительской работы стал Музыкальный отдел Наркомпроса (МУЗО).
Проводились тематические концерты со вступительными лекциями и пояснениями.
Начинает развиваться и музыкальная самодеятельность. В фабричных и заводских клубах, в частях Красной Армии и Флота создаются хоровые и драматические кружки, духовые оркестры, оркестры народных инструментов. Ставятся музыкальные инсценировки на политически актуальные темы.
Революция вызвала к жизни и такие новые формы, как театрализованные музыкальные представления. На улицах и площадях Петрограда состоялись массовые празднества в ознаменование побед Советской республики и окончания гражданской войны. «Декорациями служили колонны Фондовой биржи, арка Главного штаба и т. д. В представлении „К мировой коммуне" приняли участие четыре тысячи человек, а во ,,Взятии Зимнего" — шесть тысяч. В этих спектаклях участвовали большие оркестровые и хоровые коллективы, а в пение вовлекались все присутствующие».
В годы гражданской войны, когда все силы страны были мобилизованы на защиту социалистического отечества, музыкальное искусство стало одним из могучих средств духовного вооружения революционного народа.
В летописи гражданской войны сохранились многочисленные факты, документы, говорящие о большой музыкально-просветительской работе, которая велась на фабриках и заводах, в частях Красной Армии и Флота.
Вот некоторые из этих данных.
«Со второй половины августа 1919 г. до конца гражданской войны симфонический оркестр Балтфлота еженедельно проводил для частей Петроградского гарнизона так называемые музыкальные „понедельники". Это были массовые митинги-концерты, состоявшие из докладов на актуальные политические темы и популярных музыкальных программ, сопровождающихся пояснением лектора...» «Проведено уже свыше 30 „понедельников"... Каждый посвящается музыкальному творчеству того или другого из великих мастеров музыки. Перед аудиторией проходит ряд содержательных оркестровых произведений Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Вагнера, Скрябина и других... — писал военкор в газете „Боевая правда" от 16 июня 1920 года.—Эти „понедельники" не прекращались даже в дни обороны Петрограда от белых банд Юденича».
Огромную роль в героической борьбе и повседневном быту народа сыграли революционные песни. Они звучали повсюду: на улицах и площадях, на демонстрациях и революционных празднествах, на собраниях и митингах, в частях Красной Армии и Флота, в боевом походе и на привале.
Песни гражданской войны отличались разнообразием жанров: революционные песни-гимны, боевые походные песни, лирико-повествовательные, веселые молодежные песни, частушки.



5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.
Рубеж 20-30 –х годов представляет собой особый этап в истории России. Развернувшаяся индустриализация промышленности вызвала волну массового социалистического соревнования. Возрастающие темпы социалистического строительства сильно отразились на духовной жизни народа. Эстрада стремилась не отстать от времени.
Искусство, в том числе и концертная деятельность, перестала в исследуемый период полностью выполнять присущие ей функции. Она становиться полностью зависимой от идеологии, что не дает ей развиваться как самостоятельному жанру. Согласно установкам новой власти задача культуры – распространять и укреплять новую идеологию, формировать новые ценности у народа. Искусство, обладая сильным эмоциональным воздействием становиться способом влияния на мировоззрение людей.
Говоря о развитии самой деятельности концертных организаций, то стоит сказать, что все они были национализированы и лишены частного управления. К руководству культурными процессами пришли непрофессионалы, что не могло не отразиться отрицательно на данном процессе. То, что в настоящее время называется термином «арт-менеджмент» в то время было заменено общими авторитарными методами управления, универсальными для эпохи плановой экономики.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



Аверченко А. Восемь одноактных пьес. СПб.
Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. — М., 1994.
Гаркави М. Халтура тех времен. // Цирк и эстрада. 1928. №16.
Журнал «Новый зритель». 1925 №7-17
Закоулки эстрады. // Цирк и эстрада. 1928. №1.
История искусств. Русское и Советское искусство, М., «Высшая школа», 1989 г.
История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. — М., 1993.
Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр. соч. — Т. 41.
Ленин В. И. Проект программы нашей партии. Т. 4.
Мейерхольд В.С. Переписка. М., 1976
Русская советская эстрада. Очерке эстрады. Под ред. Е.Д. Уварова. М., 1976
Русская эстрада на рубеже двух эпох. 1917—1921. М., ГИТИС, 2000.
Ситников Н. Три года "кирпичах". // Рабочий и театр. 1930. №8.
Советская музыкальная литература, выпуск первый, издание пятое, М., «Музыка», 1981 г.
Филиппов Б. Малые жанры в клубно-театральной работе. // Эстрада. Пути советской эстрады. М.-Л., 1928.
16. Эстрада: легенды, очерки, рассказы». М., 1985
Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр. соч. — Т. 41.
Ленин В. И. Проект программы нашей партии. Т. 4.
Гаркави М. Халтура тех времен. // Цирк и эстрада. 1928. №16.
Русская советская эстрада. Очерки истории. Под. ред. Е.Д. Уваров. М., 1976
Филиппов Б. Малые жанры в клубно-театральной работе. // Эстрада. Пути советской эстрады. М.-Л., 1928.
Русская советская эстрада. Очерки истории. Под. ред. Е.Д. Уваров. М., 1976

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



1.Аверченко А. Восемь одноактных пьес. СПб.
2.Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. — М., 1994.
3.Гаркави М. Халтура тех времен. // Цирк и эстрада. 1928. №16.
4.Журнал «Новый зритель». 1925 №7-17
5.Закоулки эстрады. // Цирк и эстрада. 1928. №1.
6.История искусств. Русское и Советское искусство, М., «Высшая школа», 1989 г.
7.История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. — М., 1993.
8.Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр. соч. — Т. 41.
9.Ленин В. И. Проект программы нашей партии. Т. 4.
10.Мейерхольд В.С. Переписка. М., 1976
11.Русская советская эстрада. Очерке эстрады. Под ред. Е.Д. Уварова. М., 1976
12.Русская эстрада на рубеже двух эпох. 1917—1921. М., ГИТИС, 2000.
13.Ситников Н. Три года "кирпичах". // Рабочий и театр. 1930. №8.
14.Советская музыкальная литература, выпуск первый, издание пятое, М., «Музыка», 1981 г.
15.Филиппов Б. Малые жанры в клубно-театральной работе. // Эстрада. Пути советской эстрады. М.-Л., 1928.
16. Эстрада: легенды, очерки, рассказы». М., 1985

Вопрос-ответ:

Какой была социо-культурная ситуация в послереволюционной России?

После насильственного конца нэпа, в послереволюционной России была сложная социо-культурная ситуация. Социальная почва, питавшая почти все эстрадное искусство 20-х годов, исчезла. Также произошла радикальная перестройка системы функционирования развлекательных жанров.

Какие были основные тенденции в развитии эстрады в советской России?

Основными тенденциями в развитии эстрады в советской России были процессы государственного контроля и управления культурной жизнью. Это привело к появлению таких явлений, как государственные и общественные организации, занимающиеся организацией и проведением различных концертов и мероприятий.

Как организовывалась концертная деятельность в советской России?

Концертная деятельность в советской России организовывалась через государственные и общественные организации. Они занимались планированием, организацией и проведением концертов. Кроме того, в это время появились и развивались специализированные учебные заведения, где обучали будущих артистов и работников в сфере концертной деятельности.

Как развивалась концертная деятельность в Советской России в 20-30 гг?

В период с 20-х по 30-е годы в Советской России концертная деятельность прошла через значительные изменения. После насильственного конца нэпа и радикальной перестройки системы развлекательных жанров, социальная почва, на которой питалась эстрада 20-х годов, исчезла. Основные изменения коснулись организации концертов, программного содержания и целевой аудитории. Вместо роскошных развлекательных мероприятий, ставших символом эпохи нэпа, появились более скромные и идеологически ориентированные программы, которые должны были соответствовать социальным и политическим амбициям новой власти. Концерты стали больше направлены на пропаганду советской власти и прославление рабочего класса.

Какая была социо-культурная ситуация в послереволюционной России?

Послереволюционная Россия оказалась в сложной социо-культурной ситуации, после смены политического строя и экономической системы. В стране происходили большие социальные, экономические и политические изменения, которые отразились на культурной сфере. Происходило идеологическое преобразование общества и перестройка существующих институтов, что повлияло на эстрадное искусство. Вместо роскошных и впечатляющих развлекательных мероприятий эпохи нэпа, стало преобладать более скромное и идеологически ориентированное искусство, которое соответствовало новым социальным и политическим реалиям.

Какие были основные тенденции в развитии эстрады в Советской России в 20-30 гг?

Основная тенденция в развитии эстрады в Советской России в 20-30 годы была связана с преобладанием идеологической составляющей. Эстрадное искусство стало инструментом пропаганды советской власти и прославления рабочего класса. Концертные программы стали больше направлены на социально-политическую пропаганду и воспитание. Были разработаны новые жанры и форматы, которые отвечали требованиям идеологической системы. Одновременно с этим, эстрадные исполнители вовлекали в свои программы народные мотивы и песни, чтобы удовлетворить интересы и вкусы широкой аудитории.

Каковы основные тенденции в развитии концертной деятельности в советской России в 20-30 годах?

В 20-30 годах в советской России наблюдались несколько основных тенденций в развитии концертной деятельности. Во-первых, происходило активное продвижение советской музыки и национальной культуры. Во-вторых, развивался жанр эстрады и массовой музыки. В-третьих, происходили изменения в организации концертной деятельности, с постепенным переходом от индивидуальной и художественной инициативы к государственному контролю.