Федерализм и регионализм на примере Германии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Регионоведение
  • 1313 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.01.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение

1.Политико-правовой механизм организации федеративных отношений в Германии

2.Регионализм и взаимоотношения субъектов федерации на примере Германии

Заключение

Литература
Фрагмент для ознакомления

Канта, К.Ясперса, Ю.Хабермаса и других мыслителей (5; 56).
С одной стороны, федерализм предполагает такие типичные для немецких либералов категории, как конкуренция, инициатива, плюрализм и политические свободы, субсидиарность. С другой стороны, федерализм немыслим без логики коллективного согласования интересов под эгидой государства (что прямо заложено в Конституции ФРГ в виде финансовой поддержки из федерального бюджета общинам и землям во имя избежания нарушений общего экономического равновесия (7; 178), "всеобщей воли", перераспределения ресурсов между богатыми и бедными территориями.
В Германии органы местного самоуправления отличаются друг от друга не только названиями (совет общины, представительство общины или города), но характером структуры и механизмов взаимодействия представительных и исполнительных органов. Есть две основные формы местного самоуправления. "Южногерманская модель" предполагает прямые выборы населением и совета, и бургомистра, являющегося одновременно и председателем совета. "Северогерманская модель" означает, что избираемый населением совет является вышестоящим органом по отношению к главе администрации (бургомистру), который избирается советом и часто работает на общественных началах. Речь идёт, таким образом, о "президентском" и "парламентском" типах устройства местной власти (в ФРГ есть и смешанные формы) (3; 122).
На примере Германии мы видим конструируемый, моделируемый характер федерализма. Известно, в Германии обсуждались проблемы укрупнения субъектов федерации (а значит, поиск наиболее оптимальных форм и рамок региональной политики).
Предметом дискуссий в этой стране был вопрос о том, каким образом федеративное устройство должно найти отражение в структуре парламентской деятельности. Статистика говорит о том, что в мире 67 парламентов с двухпалатной конструкцией. Прямыми выборами формируются 18 из них, непрямыми - 11, и 15 - путём назначения (6; 78). В Германии есть много сторонников перехода к прямым выборам в Бундесрат, эту "палату земель", как это имеет место, к примеру, в США.
В Германии административные и неадминистративные факторы, определяющие собой федеративные отношения, тесно переплетены друг с другом. По словам Ирины Бусыгиной, "границы земель и границы регионов общества в большинстве случаев не совпадают: Немецкие земли, по сути, далеко не всегда есть регионы людей, но в гораздо большей степени административно-территориальные единицы" (2; 19). При этом в одно целое были объединены абсолютно разнородные территории - например, протестантский Вюртемберг и католический Баден (2; 22). По её мнению, немецкий федерализм близок к системе "территориальных корпораций" и оказывает на региональное разнообразие скорее нивелирующее, нежели стимулирующее действие.
В то же время в стране наблюдается параллельное существование административных и "невидимых" границ. В Германии эти "пунктирные границы" делят страну на "Восток" и "Запад" (с условной границей по Эльбе) и Север и Юг ("линия Майна"). Речь идёт о культурных, социальных и иных типах границ.
Известно, что земли ФРГ, начиная с 1951 года, неоднократно высказывали неудовольствие в связи с тем, что по мере продвижения вперёд создания ЕС урезаются конституционные полномочия регионов, связанные с культурными и образовательными делами, средствами массовой информации и т.д. (2; 23). Правотворческая деятельность общих органов власти практически с самого начала западноевропейской интеграции затрагивает напрямую субнациональные единицы. С другой стороны, земли "были практически не защищены от вторжения наднационального публичного права в собственные компетенции" (2; 23).


Заключение
Итак, на примере германского федерализма выявлены особенности реализации общих принципов федерализма (единства в многообразии, субсидиарности, равноправия и др.)
Немецкая региональная традиция, в отличие от российской, не включает в себя множество корпоративистских политических институтов, не укладывающихся в рамки западоцентричных компаративистских схем. Речь идёт о сохранении семейно-клановых, патримониалистских и других традиционных структур и традиций. Конечно, идеализировать их не следует: пока нет убедительных доказательств того, что на их основе возможна успешная и эффективная модернизация.
Федерализм, таким образом, всегда возникает в качестве симбиоза внешних и внутренних факторов. Борьба за национальное единство и борьба за демократию могут развиваться в разных направлениях, в значительной мере противореча друг другу. Нынешний российский и немецкий федерализм сближает общий фактор, оказавший сильнейшее влияние на процесс их возникновения: стремление при помощи федеративного устройства государства не допустить возрождения тоталитарного режима, централизации власти и злоупотребления ею.
Литература
Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования // Полис. - 2000. - № 5. - С.118 - 129.
Бусыгина И.М. Региональное самосознание в Германии: исторические предпосылки и современное состояние // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. Научные доклады МОНФ. - М., 1999. - С. 14 -23.
Бусыгина И.М. Федерализм и региональное разнообразие в Германии - попытка объяснения характера взаимодействия // Регион в составе федерации: политика, экономика, право. Под редакцией А.С.Макарычева. Нижний Новгород, 1999. - С. 122-129.
Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // Журнал российского права. – 2006. - №3. - С. 3 – 11.
Страноведение. Германия. – М., 1994. – С.251.
Конституции зарубежных государств. – М., 1997. – С.417.
Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. - 2000. – № 5. - С.123-128.
Косс М. Межпартийная конкуренция и федерализм в Германии // Полис. – 2004. - № 6. - С.121 - 130.
Местное самоуправление в Германии. – СПб., 1996. (Серия "Библиотека "ДЕ-ЮРЕ"). - 178 с.
Садриев Г.К. О некоторых особенностях германского федерализма // Современные проблемы международных отношений и политологии: Сб. науч. трудов. - Казань, 2003. - С. 15-21.












2

1.Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования // Полис. 2000. № 5. С.118.
2.Бусыгина И.М. Региональное самосознание в Германии: исторические предпосылки и современное состояние // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. Научные доклады МОНФ. М., 1999. - С. 14 -23.
3.Бусыгина И.М. Федерализм и региональное разнообразие в Германии - попытка объяснения характера взаимодействия // Регион в составе федерации: политика, экономика, право. Под редакцией А.С.Макарычева. Нижний Новгород, 1999. - С. 122.
4.Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // Журнал российского права, 2006, №3. - С. 3 – 11.
5.Страноведение. Германия. – М., 1994. – С.56.
6.Конституции зарубежных государств. – М., 1997. – С.78.
7.Кинг П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. № 5.
8.Косс М. Межпартийная конкуренция и федерализм в Германии // Полис. 2004 № 6. С.121.
9.Местное самоуправление в Германии. – СПб., 1996. (Серия "Библиотека "ДЕ-ЮРЕ").
10.Садриев Г.К. О некоторых особенностях германского федерализма // Современные проблемы международных отношений и политологии: Сб. науч. трудов. - Казань, 2003. - С. 15-21.

Вопрос-ответ:

Какие политико-правовые механизмы используются в Германии для организации федеративных отношений?

В Германии федеративные отношения организуются путем установления конституционного рамочного договора, который определяет права и обязанности субъектов федерации, соглашение о региональных финансовых отношениях, а также механизмы координации и сотрудничества между федеральным правительством и региональными правительствами.

Какие взаимоотношения существуют между субъектами федерации в Германии?

Субъекты федерации в Германии обладают широкой степенью самоуправления и государственных полномочий. Они имеют право принимать собственные законы и регулировать различные сферы жизни на региональном уровне, при условии соблюдения федеральных законов и конституционного порядка. Взаимоотношения между субъектами федерации осуществляются на основе принципа солидарности и добровольного сотрудничества.

Какие мыслители и авторы активно обсуждают темы федерализма и регионализма в Германии?

Среди мыслителей и авторов, чьи работы активно обсуждают темы федерализма и регионализма в Германии, можно назвать Иммануила Канта, Карла Ясперса, Юргена Хабермаса и других. Их работы включают в себя теоретические аспекты федерализма, анализ роли региональных структур и оценку взаимоотношений между федеральным правительством и субъектами федерации.

Какие ценности и принципы связаны с федерализмом в Германии?

Федерализм в Германии предполагает ценности и принципы, такие как конкуренция, инициатива, плюрализм и политические свободы. Кроме того, принцип субсидиарности является важной составляющей федерализма в Германии, позволяя субъектам федерации самостоятельно решать вопросы на региональном уровне, если это возможно и эффективно.

Как организованы федеративные отношения в Германии?

Федеральная структура Германии основана на принципе политико-правового механизма. Страна состоит из 16 федеральных земель, каждое из которых имеет свой парламент и правительство. Федеральное правительство отвечает за руководство внешней политикой страны, а федеральные земли имеют право на самоуправление в ряде вопросов, включая образование, культуру и правоохранительные органы.

Как федерализм влияет на взаимоотношения субъектов Германии?

Федерализм и регионализм играют важную роль в организации взаимоотношений между субъектами федерации в Германии. Каждое федеральное земелье имеет значительную степень самостоятельности в принятии решений, осуществлении политик и управлении своими источниками доходов. В то же время, федеральное правительство играет роль посредника, координируя деятельность земель и обеспечивая единую политику в ряде областей.

Какие принципы федерализма присутствуют в Германии?

В Германии присутствуют принципы конкуренции, инициативы, плюрализма и политических свобод, а также субсидиарности, которые характерны для немецких либералов и лежат в основе федерализма. Конкуренция стимулирует развитие регионов, инициатива позволяет субъектам федерации самостоятельно предлагать и реализовывать свои идеи, плюрализм и политические свободы обеспечивают разнообразие мнений и участие граждан в политической жизни, а субсидиарность гарантирует, что решения принимаются на наиболее подходящем уровне власти.

Как организованы федеративные отношения в Германии?

Федеративные отношения в Германии основаны на политико-правовом механизме, который предусматривает разделение властных полномочий между федеральным правительством и правительствами федеральных земель. Федеральное правительство отвечает за общегосударственные вопросы, такие как оборона, внешняя политика и управление экономикой, в то время как правительства федеральных земель отвечают за региональные вопросы, такие как образование, здравоохранение и транспорт. Такая система позволяет сбалансировать интересы общегосударственного и регионального уровней власти.

Какова роль регионализма в отношениях между субъектами федерации в Германии?

В Германии регионализм играет важную роль в отношениях между субъектами федерации. Каждая федеральная земля имеет свои особенности и осуществляет региональное самоуправление в рамках конституционных полномочий. Регионы имеют право разрабатывать и принимать законы, регулирующие отношения внутри своей территории. Они также имеют право представлять свои интересы на федеральном уровне, например, через участие в Совете федеральных земель. Таким образом, регионализм способствует учету разнообразных потребностей и интересов различных регионов Германии.

Какие идеи и мысли о федерализме можно найти в работах немецких мыслителей?

В работах немецких мыслителей, таких как Кант, К. Ясперс и Ю. Хабермас, можно найти различные идеи и мысли о федерализме. Например, Кант выступал за разделение властей между центром и регионами, считая это необходимым условием для гармонии и стабильности в государстве. Ясперс подчеркивал важность политической свободы и плюрализма в рамках федеративной системы, а Хабермас разрабатывал концепцию субсидиарности, согласно которой принятие решений должно происходить на наименьшем, ближайшем к проблеме уровне. Все эти мыслители высказывались в пользу федерализма как способа организации политической системы, который учитывает разнообразие интересов и обеспечивает баланс власти.