Роль утренней гимнастики в закреплении основных движений у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 3434 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Роль утренней гимнастики в закреплении основных
движений у детей старшего дошкольного возраста


Содержание
Введение
Глава I. Теоретические и практические аспекты утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
1.1. Утренняя гимнастика (определение, цель, задачи, основные понятия, значение)
1.2. Подбор упражнений в комплексе утренней гимнастики
1.3. Методика проведения утренней гимнастики
1.4. Условия для проведения утренней гимнастики
Глава II. Основные движения детей дошкольного возраста (теория и практика)
2.1. Значение основных движений
2.2. Общая характеристика и техника выполнения основных движений
2.3. Закрепление основных движений на занятиях утренней гимнастикой
Выводы
Приложение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Реже используются бросок мяча назад между ногами с наклоном вперед и бросок назад через голову. Ловят мяч перед собой или сбоку, над головой одной и двумя руками. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и ловле являются бросание мяча вверх, о пол, о стенку (с отскоком и без отскока от пола, с хлопками, поворотами и другими заданиями). Эти же приемы применяются при перебрасывании предметов друг другу.
Важно, чтобы весь корпус участвовал в заключительной фазе броска. Большое значение для дальности и точности броска имеет завершающее движение кистью. Именно оно придает полету предмета необходимую траекторию. С возрастом дальность и точность метания возрастают.
Ловля занимает значительное место, как в индивидуальных, так и коллективных действиях с предметами. Подбрасывание и метание предмета значительно легче, чем ловля. При ловле необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и вес. От этого зависит способ ловли.
Рассмотрим наиболее важные стороны ловли на примере ловли мяча двумя руками перед собой. Основная задача - погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. Движения рук следующие: когда мяч приближается к ловящему, руки свободно, ненапряженно вытягиваются вперед навстречу мячу; соприкоснувшись с мячом (примерно на расстоянии вытянутых вперед рук), руки мягким, плавным движением сгибаются и отводятся вместе с ним к груди. В это время мяч захватывается кистями, пальцами (не следует прижимать его к груди). Такие движения помогают погасить скорость полета мяча при ловле. По такому же принципу совершается ловля других предметов в любых положениях,
Движение метания складывается из подготовительной фазы с замахом и завершающего толчка, броска.
В подготовительной фазе метания вдаль от плеча исходное положение следующее: при метании правой рукой вперед по направлению движения выдвигается левая нога и поворачивается левое плечо, правое плечо остается сзади и при замахе несколько опускается; левая рука свободно согнута; во время броска отводится в сторону назад.
Замах в этом способе метания совершается следующим образом. В исходном положении рука с предметом свободно согнута на уровне груди ребенка или просто опущена вниз вдоль туловища. Замах производится широким маховым движением через низ назад, рука выпрямляется, а затем хлыстообразным движением резко выносится вперед-вверх для броска.
Иное исходное положение в подготовительной фазе броска из-за головы. При броске двумя руками ноги ставятся параллельно, примерно на ширине плеч, плечи расположены в одной плоскости. При броске из-за головы одной рукой (левой, например) при том же положении туловища немного вперед выдвигается противоположная (правая) нога. Замах осуществляется отведением в плечевом суставе почти прямой руки с предметом и за счет прогиба в пояснице [8,12,17,24].

2.3. Закрепление основных движений на занятиях утренней гимнастикой
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование основных движений.
Основной формой обучения детей основным движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимает утренняя гимнастика, которая широко применяется во всех возрастных группах и, особенно с детьми старшего дошкольного возраста [12].
На утренней гимнастике не происходит обучение основным движениям, поэтому не нужны предварительные объяснения и показ упражнений воспитателем [22].
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания утренней гимнастики.
Необходимо подбирать упражнения утренней гимнастики таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие основных движений детей. При планировании и составлении комплексов утренней гимнастики обязательно учитывается, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.
Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 2—3 раза.
Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается: для младшего возраста она составляет 10—20 с, для среднего — 20—25 с, для старшего — 25—30 с, для детей 6 лет — 30—40 с.
Эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей. Воспитатель следит, чтобы в помещении, на площадке с твердым грунтом дети бегали на носках, поднимая выше колени.
В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседаниями, ходьбой (например, на 4 — 8 счетов).
Упражнения могут выполняться в разном темпе. Например: сначала 2—3 раза в среднем темпе, потом 3—4 раза в быстром, потом 2—3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.
Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, животе). Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя [8, 24].

Выводы

У детей старшего дошкольного возраста должно быть выработано положительное эмоциональное отношение к утренней гимнастике. Их приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. Дети способны проделывать упражнения по слову воспитателя, запоминать и самостоятельно воспроизводить последовательность упражнений в комплексе. Они могут сами назвать, показать и пояснить упражнение. Чтобы проверить, все ли дети знают последовательное сочетание упражнений комплекса, помнят ли исходные положения, воспитатель прибегает к приемам, принуждающим детей выполнять упражнения самостоятельно, например: вызывает одного или нескольких детей и ставит их впереди группы; предлагает одной шеренге детей показать весь комплекс упражнений; в привычном для детей построении поворачивает их налево, направо или кругом, изменяя направляющих в колоннах и ориентацию для равнения. Это заставляет всех детей активно участвовать в утренней гимнастике.
От детей старшего дошкольного возраста следует требовать хорошего качества основных движений на утренней гимнастике: они должны занимать четкие исходные и промежуточные положения, точно, с нужной амплитудой проделывать упражнения, сохраняя заданные позы, акцентировать внимание на главном, выпрямлять ноги, руки, спину, оттягивать носки, совершать движение с определенным напряжением. Все это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки ребенка.
Особое значение имеет утренняя гимнастика для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка (значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем), благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Утренняя гимнастика являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений, укрепления и закаливания их организма детей.

Приложение

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс №1
1. Построение и ходьба в колонне по одному; на сигнал «Поворот!» повернуться и идти в обратном направлении. Одновременно под тихие удары в бубен бежать на носках, под громкие — идти обычным шагом.
Построение в звенья.
2. «Растягивание резины». И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. С напряжением развести руки в стороны («растянуть резину»), вернуться в исходное положение; после 2—3 повторений опустить руки вниз (7—8 раз).
3. Приседание. И. п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Подняться на носки, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение (7—8 раз).
4. «Медведь топает». И. п.: стоя на коленях и ладонях, туловище горизонтально. Переступать руками, не сдвигая с места ног, до левой стопы, затем — вправо, до правой стопы, вернуться в исходное положение. То же выполнить вправо. Чтобы дети не задерживали дыхание, можно предложить им во время выполнения упражнения «рычать, как медведь».
5. «Хлопок под коленом». И. п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Взмахнуть (не резко!) прямой левой ногой вперед, сделать под ней хлопок, вернуться в исходное положение. То же выполнить правой ногой (по 4—5 раз каждой ногой).
6. «Сесть — лечь». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Садиться, опираясь кистями рук об пол, и сказать; «Сели!», вернуться в исходное положение (7—8 раз).
7. «Отдохнем». И. п.: лежа на животе, кисти рук под подбородком, локти в стороны, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Сгибать и разгибать стопу (опускать носки вниз, поднимать их вверх) 8—10 раз.
8. Перестроение в колонну по одному. Поскоки на двух ногах продвигаясь вперед, чередуя с ходьбой и бегом (8 поскоков, 8 шагов ходьбы, 8— бега, 8 — ходьбы),
9. Ходьба в спокойном темпе.
Комплекс №2
1. Построение и ходьба под удары в бубен в колонне по одному с палкой у плеча; на громкий удар в бубен быстро переложить палку к другому плечу. На прекращение ударов поставить палку вертикально на пол, придерживая верхний конец ее одной рукой, и обежать вокруг; затем снова продолжить ходьбу в том же направлении. Построение в звенья.
2. «Подними палку вверх». И. п.: стоя, ноги вместе, в руках палка (держать за концы), руки внизу. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх и посмотреть на нее, вернуться в исходное положение (6—8 раз).
3. Приседание. И. п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, палку держать за концы, в опущенных руках перед собой. Подняться на носки, присесть, поднимая руки вперед до уровня плеч, вернуться в исходное положение (6—8 раз).
4. «Маятник». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклоняться влево и вправо, не сдвигая ног с места (6—8 раз).
5. «Перешагни через палку». И. п.: лежа на спине, палка в руках перед собой. Сгибая ноги в коленях, приблизить их к груди, одновременно приподнять руки с палкой, перешагнуть двумя ногами через палку, вернуться в исходное положение (6—8 раз).
6. «Посмотри на палку». И. п.: лежа на животе, голова опущена, палку держать за концы в вытянутых руках перед собой на полу. Приподнимая голову и плечи, поднять палку прямыми руками, посмотреть на нее, вернуться в исходное положение (6—8 раз).
7. «Подними палку». И. п.: сидя, согнув ноги в коленях, придерживая одной ногой палку снизу, другой сверху, опираться сзади руками об пол. Приподнять палку вверх, вернуться в исходное положение (6—8 раз).
8. Прыжки через палку. И. п.: стоя боком к палке, лежащей на полу, ноги вместе, руки на поясе. Перепрыгивать через палку влево-вправо 6—8 раз подряд, затем сделать 6—8 шагов на месте и снова повторить прыжки.
9. Перестроение и бег, затем ходьба в колонне по одному.




















Список литературы

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Учпедгиз, 1948.
Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: 1978.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1983.
Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. – М.: Учпедгиз, 1962.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.
Гельфан Е.М. и Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре). – М.: Просвещение, 1969.
Кенеман А.В. и Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1972.
Кильпио Н.Н. Занятия гимнастикой и подвижными играми в детском саду / (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1954.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М.6 изд-во АПН, РСФСР. 1955.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1973.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1971.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Гимнастика в детском саду. – М.: Просвещение, 1969.
Пусть ребенок растет здоровым!: Пособие для воспитателя / В.Г. Кисляковская, С.Г. Мамедова, Л.С. Скрипченко и др.; Под ред. Л.Ф. Островской. – М.: Просвещение, 1979.
Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Утренняя гимнастика под музыку: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (Из опыта работы) / Сост. Е.П. Иова. А.Я. Иоффе, О.Д. Головчинер. – М.: Просвещение, 1984.
Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе.: (Из опыта работы) / Под редакцией Кенеман А.В., Кистяковой М.Ю., Осокиной Т.И. – М.: Просвещение, 1980.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.И. Баканенкова, Л.В. Русскова; Под ред. А.И. Шустова. – М.: Просвещение, 1982.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) / Под ред. М.Ю. Кистяковской. – М.: 1978.
Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. – М.: Просвещение, 1984.
Фролов В.К., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.
Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1984.
Шишкина В.А. Азбука движений малыша: Пособие для воспитателей дет. сада. – Мн.: Нар. асвета, 1985.

Список литературы

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Учпедгиз, 1948.
Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: 1978.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1983.
Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. – М.: Учпедгиз, 1962.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.
Гельфан Е.М. и Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре). – М.: Просвещение, 1969.
Кенеман А.В. и Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1972.
Кильпио Н.Н. Занятия гимнастикой и подвижными играми в детском саду / (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1954.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М.6 изд-во АПН, РСФСР. 1955.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1973.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1971.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Гимнастика в детском саду. – М.: Просвещение, 1969.
Пусть ребенок растет здоровым!: Пособие для воспитателя / В.Г. Кисляковская, С.Г. Мамедова, Л.С. Скрипченко и др.; Под ред. Л.Ф. Островской. – М.: Просвещение, 1979.
Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Утренняя гимнастика под музыку: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (Из опыта работы) / Сост. Е.П. Иова. А.Я. Иоффе, О.Д. Головчинер. – М.: Просвещение, 1984.
Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе.: (Из опыта работы) / Под редакцией Кенеман А.В., Кистяковой М.Ю., Осокиной Т.И. – М.: Просвещение, 1980.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.И. Баканенкова, Л.В. Русскова; Под ред. А.И. Шустова. – М.: Просвещение, 1982.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и двигательных качеств) / Под ред. М.Ю. Кистяковской. – М.: 1978.
Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. – М.: Просвещение, 1984.
Фролов В.К., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.
Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1984.
Шишкина В.А. Азбука движений малыша: Пособие для воспитателей дет. сада. – Мн.: Нар. асвета, 1985.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет утренняя гимнастика для детей старшего дошкольного возраста?

Утренняя гимнастика играет важную роль в закреплении основных движений у детей старшего дошкольного возраста. Она способствует развитию координации, гибкости и силы, а также улучшает общую физическую подготовку детей. Кроме того, утренняя гимнастика помогает активизировать обмен веществ, повысить работоспособность и улучшить настроение у детей.

Какие задачи решаются при проведении утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста?

При проведении утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи: развитие координации движений, гибкости и силы; формирование правильной осанки; улучшение общей физической подготовки; активизация обменных процессов в организме; улучшение самочувствия и настроения у детей.

Какие упражнения следует включать в комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста?

В комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется включать разнообразные упражнения, направленные на развитие координации, гибкости и силы. Например, можно выполнять упражнения на растяжку, повороты туловища, приседания, прыжки и т.д. Важно подбирать упражнения, учитывая возрастные особенности и физические возможности каждого ребенка.

Как проводить утреннюю гимнастику для детей старшего дошкольного возраста?

Проведение утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться в игровой форме, чтобы привлечь внимание и интерес детей. Можно использовать разные музыкальные композиции и разнообразные упражнения. Важно давать детям возможность выбирать упражнения и принимать активное участие в процессе занятий. Также нужно следить за правильным выполнением упражнений и обеспечивать безопасность при проведении гимнастики.

Какая роль утренней гимнастики у детей старшего дошкольного возраста?

Утренняя гимнастика играет важную роль в закреплении основных движений у детей старшего дошкольного возраста. Она способствует развитию координации, гибкости и силы, а также улучшает общую физическую подготовку и сопротивляемость организма.

Какие цели и задачи ставятся перед утренней гимнастикой для детей старшего дошкольного возраста?

Главная цель утренней гимнастики - это способствовать развитию физических качеств и формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста. Среди задач утренней гимнастики можно выделить укрепление мышц, развитие гибкости и координации, воспитание у детей навыков самоконтроля и саморегуляции.

Как подбирают упражнения в комплексе утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста?

При подборе упражнений в комплексе утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать их физические возможности и особенности развития. В комплексе должны присутствовать упражнения на развитие гибкости, силы, выносливости и координации движений. Рекомендуется также включать игровые элементы, чтобы делать занятия утренней гимнастикой интересными и увлекательными для детей.

Как проводится утренняя гимнастика для детей старшего дошкольного возраста?

Существуют различные методики проведения утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста. Обычно занятия проводятся на открытом воздухе или в специально оборудованных спортивных залах. Утренняя гимнастика может быть организована как индивидуально, так и коллективно. Главное, чтобы в процессе занятий дети выполняли правильные технические движения и не переутомлялись.

Какие условия необходимы для проведения утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста?

Для проведения утренней гимнастики необходимо обеспечить безопасные условия, чтобы избежать травмирования детей. Важно выбрать подходящее место и время для проведения занятий, а также иметь необходимое спортивное оборудование. Также следует учесть физические возможности детей и адаптировать комплексы упражнений под их уровень подготовки.