реформы образования в Литве. Экономические последствия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 1919 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 01.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение……………………………………….с.3

1. Значимость современного образования как социального института…с.5

2. Структура и основные идеи государственных образовательных стандартов Литвы…………………………с.7

3. Основа гражданского образования в Литовской республике……с13

4. Русскоязычные школы как проблема литовской реформы школьного образования………………………………..с.17

Заключение……………………………………с.19

Список литературы…………………………с.20
Фрагмент для ознакомления

Литовское образование защищает и поддерживает плюралистическую культуру, обогащаемую национальными меньшинствами;
- обновление - открытость для перемен и критического приятия новаторства при сохранении общих норм морали и основ национальной культуры.
Осенью 1994-го был опубликован проект Национального основного учебного плана. Он устанавливает планы преподавания всех предметов в обновленной школе, включая и граждановедение, которое решено было изучать в 7-8-м и 10-м классах.1
Введение гражданского образования как отдельного школьного предмета получило официальную поддержку Министерства образования и науки весной 1995 года. И гражданиведение было включено в учебную программу как предмет по выбору. Четыре школы вводят пилотный курс для семиклассников.
Седьмой класс будет изучать государственные и экономические проблемы на школьном, домашнем и местном уровнях.
Восьмой класс изучает идею независимой государственности, структуры литовского правительства, роль государства в экономике.
Десятый класс начнет с отношений между государством и гражданином, затем перейдет к политическому процессу, закону и правосудию, демократии и недемократическим режимам, литовской внешней политике, деятельности личности в экономической системе, принципам рыночной экономики, производству, экономической политике государства, Литве в мировом сообществе и экономике и мировым проблемам, стоящим перед Литвой.
В августе 1995 года первые преподаватели граждановедения Литвы организовали Ассоциацию по гражданскому образованию Литвы (ACEL / АГОЛ). Осенью 1995 года АГОЛ предложила серию курсов для учителей общественных и гуманитарных наук. Основные темы курсов: школьная демократия, использование активных методов инструктирования в классе, демонстрационные уроки, преподавание прав человека в курсе граждановедения, развитие навыков по преподаванию в малых группах, развитие необходимых творческих навыков у будущих преподавателей граждановедения, дабы они могли разрабатывать собственные методики преподавания.



















4. Русскоязычные школы как проблема литовской реформы школьного образования

Одной из болезненных сторон литовской реформы школьного образования являются процессы в школах с русским языком обучения, фактически приводящие к ликвидации ряда таких школ. Несмотря на то, что трудности присущи сегодня всем школам Литвы независимо от языка обучения и порождены они ходом социально-политических, экономических, школьных и других реформ, вместе с тем существуют и специфические проблемы у школ национальных меньшинств. Сокращается количество учащихся в русских школах и, как следствие, уменьшается число таких школ. Если в 1991 году в Литве в 85 школах, не считая смешанных школ, было 76 тыс. учащихся, то на 1 сентября 2001 года в 65 русских школах училось около 32 тыс. учащихся.1
Основные причины уменьшения количества учащихся - миграция в начале и середине 90-х годов, снижение рождаемости и отчасти политика литовских властей. Определенную часть русскоязычных детей сегодня родители отдают в литовские школы. По существу, русские школы Литвы превращаются в школы с частичным обучением на русском языке. Как правило, надписи в школе, оформление - на литовском языке. «Русскость» утрачивается за счет сокращения часов по родному языку и литературе, отсутствия часов по русской истории или даже факультативов, за исключением русских школ Клайпеды, в которых преподается русская история как отдельный учебный час.
В учебнике краткого курса истории России, изданном в Литве, очевидны тенденциозность, предвзятость, политизированность, примитивность интерпретаций отдельных исторических фактов и событий, происходивших в России. Обучение на русском языке ставится под угрозу из-за прекращения подготовки кадров для русских школ, а также из-за прекращения издания в Литве учебников на русском языке по отдельным предметам для 5-12 классов. Такой метод обучения приведет не к интеграции национальных меньшинств в жизнь Литвы, а к ассимиляции. Пагубно влияет на мотивацию изучения родного языка отсутствие государственного экзамена по русскому языку. Особенно тяжело складывается судьба русской школы в литовской провинции. К сожалению, в министерстве образования Литвы ликвидирован сектор, курирующий школы с русским языком обучения.
















Заключение

Таким образом, национальные ценности образования в Литве определяют уникальную систему традиций и ментальных особенностей литовского народа. Основные национальные ценности образования включают:
- национальные ценности культуры;
- исторически сложившиеся традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества, выдержавшие испытание временем и составившие золотой фонд литовской педагогики;
- классическое наследие выдающихся литовских педагогов, их ведущие идеи, теории и концепции, оказавшие влияние на развитие педагогической мысли и практики.
В современных условиях идеологической основой, интегрирующей нацию, выступает согласно концепции образования республики Литва:
- любовь к Родине, обеспечение ее независимости и целостности;
- уважение чувства национального достоинства и гражданственности;
- сохранение языка, культуры и народных традиций.
Школа призвана обеспечить трансляцию национальной культуры и формирование национального самосознания, развитие ученика от родной культуры и через нее - к мировой.
Образование, благодаря своей массовости и системности, охватывающее все подрастающее поколение, переводит ценности общечеловеческой и национальной культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания и, таким образом, оказывает решающее влияние на процессы, происходящие в духовной жизни, экономике и политике.
Список литературы

1. Виноградова Т.М. Русскоязычное население в Прибалтике. СОЦИС. №8. 2002.
2. Вирджиния Будине, Пранас Гадунас. Реформа учебного плана в Литве. 2001.
3. Закон об образовании Республики Литва.1992.
4. Конституция республики Литва. 1994.
5. Конституционное право. Ред. Лазарев В.В. – Москва, 1998.
6. Радужкин Н.П. Демократические реформы в странах Балтии. М., 2002.

1 Вирджиния Будине, Пранас Гадунас. Реформа учебного плана в Литве. 2001. с.112
1 Закон об образовании Республики Литва. 1992. ст. 19.
1 Вирджиния Будине, Пранас Гадунас. Реформа учебного плана в Литве. 2001.с. 211

1 Конституция республики Литва. 1994. ст.40, 41(гл. 3)
1 Вирджиния Будине, Пранас Гадунас. Реформа учебного плана в Литве. 2001.с.187

1 Виноградова Т.М. Русскоязычное население в Прибалтике. СОЦИС. №8. 2002. с.82












5

Список литературы

1. Виноградова Т.М. Русскоязычное население в Прибалтике. СОЦИС. №8. 2002.
2. Вирджиния Будине, Пранас Гадунас. Реформа учебного плана в Литве. 2001.
3. Закон об образовании Республики Литва.1992.
4. Конституция республики Литва. 1994.
5. Конституционное право. Ред. Лазарев В.В. – Москва, 1998.
6. Радужкин Н.П. Демократические реформы в странах Балтии. М., 2002.

Реформы 1992-1998 годы: экономические и социальные последствия

Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики

(МЭСИ)

Тверской филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин




Контрольная работа

Реформы 1992-1998 годы: экономические и социальные последствия


Студентки группы З10ФК11

Филимоновой Н. В.

№ 66971







Тверь 2010

План

1. Реформирование экономики. &';шоковая терапия&';

2. Кризис августа 1993 года. Конституция РОССИЙСКОЙ федерации

3. Стабилизация финансового рынка. События в Чечне

4. Расстановка политических сил в 1995-1996 годах. Финансовый кризис в августе 1998 года,

Я выбрала тему реформ 1992-1998 годов, потому что она для меня намного ближе. Мне было 6 лет, когда начались эти реформы. После распада СССР, стране и ее жителям было легко. Мои родители и старшее поколение еще помнит те времена, со страхом. Когда с полок магазинов сметалось все, когда рубль просто перестал быть деньги, когда власти боролись между собой. Моя работа актуальна, потому что, размышляя сегодня о современной России, нам никуда не уйти от понимания проблем и феноменов прошлого и его влияния, которое они оказали и продолжают оказывать на развитие нашей страны.

Цель моей работы: изучить реформы и их последствия 1992-1998 годов. Вышеуказанная цель определяет следующие задачи: исследовать причины кризиса августа 1993, изучить и проанализировать этнополитические конфликты, финансовый кризис августа 1998 г. – причины и следствия.

Реформирование экономики. &';шоковая терапия&';. Еще в 1991 году, стал президентом Российской Федерации, Vb. Господин Ельцин провозгласил курс на радикальное реформирование общества. Вместе с тем, он заявил, что уже через 6-8 месяцев после начала реформ наступит существенное улучшение жизни. Уверенность в том, что в столь короткие сроки будут достигнуты желаемые результаты, была присуща всему новое поколение экономистов-рыночников. Один из них, Г. А. Явлинский, разработал программу экономических преобразований, рассчитанную на 500 дней. Суть предложений приверженцев радикально-либеральных взглядов были форсированном переходе от прежней экономической системы к рыночной экономике, через &';перейти&';. Такая экономическая политика получила название &';шоковой терапии&';. Курс на осуществление реформ был одобрен V Съездом народных депутатов РСФСР в конце октября 1991 года, для ее реализации президенту были предоставлены самые широкие полномочия. Вскоре было сформировано новое правительство во главе с самим президентом. Ключевой фигурой в нем стал экономист Е. Т. Гайдар. С его именем и связаны реформы, начало которым положил либерализация цен, ставшая реальностью 2 января 1992 года. Предусматривалось, что нерегулируемая &';свобода цен&'; будет ликвидировать дефицит товаров и создаст реальную конкуренцию для производителей. Вместе с либерализации цен прошло и либерализации торговли, эта сфера перестала быть государственными и перешли в руки коммерческих организаций, так и частные, постоянно Все эти меры должны были не только дать новый импульс для развития экономики, но и способствовать изменению сознания людей: оставшиеся в условиях требовал, чтобы не ждать материальных благ от государства, а проявлять экономическую инициативу, чтобы заработать деньги. Следующий шаг-экономических преобразований в России стала приватизация. Во время этого процесса, который начался во второй половине 1992 года, все граждане страны получили чеки приватизации — ваучеры, которые давали право на получение определенной части государственного имущества (в размере 10 тыс. рублей в ценах конца 1991 года). Ваучеры не были зарегистрированы, вы можете инвестировать в инвестиционные фонды (они имели возможность приобрести ваучеры акции предприятий), покупать и продавать. Лиц и групп лиц, скупившие или сосредоточившие другие способы, в своих руках большое количество ваучеров, могли стать собственниками крупных государственных предприятий, приобретавшихся ими по заниженной стоимости. С окончанием начального этапа приватизации на основе ваучеров вышла вторая ее фаза, когда предприятия или пакеты акций были приобретены уже не на ваучеры, а за деньги. Провозглашенная правительством задача создать широкий социальный слой собственников (&';средний класс&';) не была осуществлена, но в результате приватизации появились крупные собственники (владельцы, которые дают прибыль предприятий, финансисты, обогатившиеся в ходе операций с ценными бумагами). Довольно значительный слой частных предпринимателей, появились в сфере торговли. Реального, собственность, большое количество граждан стали апартаменты, перешедших в их руки в процессе приватизации. Общая сумма выигрыша реформ состоит в насыщении рынка товарами, преимущественно импортные. В то же время, платежеспособный спрос населения существенно снизился ввиду бурного роста цен, инфляции и сокращения денежных средств (в частности, в связи с обесцениванием вкладов в сберегательном банке).