Особенности творческого мышления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 4545 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 31.01.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема исследования мышления в связи с творческими особенностями личности.
1.1. Понятие «творчество»: определение, сущность, характеристика………...5
1.2. Проблема творческого мышления ………………………………………….8
Глава II. Разработка экспериментального исследования.
2.1. Методики изучения творческого мышления …..........................................13
2.2. Обработка экспериментальных данных …………………………………..29
Выводы и заключение …......................................................................................35
Список литературы ……………………………………………………………...45

Фрагмент для ознакомления

По показателю Г самый высокий коэффициент у учащихся 5-го класса.
По показателю О самый высокий коэффициент у 10, 8 классов.
По показателю Р самый высокий коэф-т у 5, 10 классов.
По показателю Н самый высокий коэф-т 8 класса.
Самый высокий коэф-т креативностии у учащихся 8 класса.
Наша гипотеза не подтвердилась. У учеников 5 и 10 класса уровень креативности на одном уровне, а у учеников 8 класса выше, т.е. учащиеся 8 класса имеют больший потенциал к творчеству.
В 5 классе креативность падает в связи с тем, что много сил и энергии тратятся на адаптацию к средней школе, расширяется круг общения с преподавателями. Учащиеся знакомятся с нормами и правилами поведения в обществе.
В 8 классе коэффиц-т креативности возрастает,т.к. процесс адаптации уже пройден и творчество развивается с новой силой.
В 10 классе коэффициент креативности снова падает. Это вызвано тем, что учащиеся уже замотивированы на выбор профессионального пути. Основные силы тратятся на подготовку к поступлению в ВУЗы. В этом возрасте возникает процесс адаптации ко взрослой жизни, и подростку уже не до творческого развития личности.



Выводы и заключение.
Творчество – это способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Оно необходимо человеку в деятельности и в общении, в повседневной жизни.
Во-первых, творчество (творческое мышление) во многом определяет успешность деятельности представителей профессий социономической группы.
Во-вторых, творческое мышление помогает находить оригинальные решения сложных технических, организационных, научных проблем, создавать художественные произведения.
При изучении творческого мышления, мы знакомимся с методами и формами выявления и работы творчески одаренных детей, с формами взаимодействия с такими детьми и их родителями. Учимся оказывать помощь при адаптации в социальной среде и решать проблемы, которые возникают у творческих детей.
Наш эксперимент был направлен на выявление уровня креативности учащихся 5, 8, 10 технического класса. Поставленная в начале работы гипотеза подтвердилась. В жизни современного подростка возникает много трудностей, связанных с вхождением во взрослую жизнь. Перед ним возникает множество сложных ситуаций, из которых нужно найти правильный выход; он постоянно стоит перед выбором. Процесс адаптации и социализации в обществе людей с низким уровнем творческого мышления зачастую проходит не совсем гладко. Творческому же подростку легче справиться с подобного рода задачами. Ему проще оценить и найти все положительные и отрицательные стороны сложившейся ситуации и принять оптимальное решение, от которого возможно будет зависеть его будущая жизнь.
Поэтому в заключении хочется предложить программу, направленную на развитие творческого мышления у учащихся.
Занятия по развитию творческого потенциала.
Цель: осознание креативности в себе и ее развитие.
Задачи:
Осознание и преодоление барьеров проявления креативности;
Осознание характеристик креативной среды;
Формирование умений и навыков управления креативным процессом.













Занятие № 1.

Мы разработали эту программу специально для определенной группы подростков. Все участники тренинга являются учениками одного класса, поэтому мы не нуждаемся в проведении психогимнастических упражнений, направленных на знакомство друг с другом.
Поэтому мы начнем нашу работу с проведения упражнений, под общим названием:
«Упражнения, направленные на осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления, барьеры».
Эти упражнения позволяют перевести отвлеченные, порой умозрительные представления о креативности и ее феноменах в целостные, достаточно деталезированные представленные образы, связанные с переживаниями и реальным поведением участников тренинга.
Упражнения так же направлены на осознание имеющихся барьеров проявления креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния.

Упражнение 1.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Сейчас, бросая друг другу мяч, будем, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие, с нашей точки зрения, креативному человеку. Постараемся быть внимательными, запоминать названные характеристики, а так же и то, у кого уже мяч побывал. Будем стараться, чтобы все принимали участие в работе».
После того, как мяч побывает два- три раза у каждого, тренер изменяет инструкцию: «А теперь, продолжая бросать мяч, будем называть качества и особенности поведения антипода креативного человека».
Это упражнение способствует осознанию проявлений креативности, что дает возмодность тренеру в дальнейшем предложить участникам группы ориентировочную основу с перечнем этих проявлений и на следующем этапе работы перейти к их развитию, тренировке.

Упражнение 2.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу.
«Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собрались и живут самые некреативные люди из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнет и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои фразы».
Обычно достаточно сделать два круга, после чего остановить работу. При этом тренер может предложить тому участнику, который замыкает второй круг, придумать именно заключительные фразы.
Это упражнение позволяет участникам группы через описание противоположности осознавать, что такое креативность и в чем она проявляется. Рассказ может получиться достаточно мрачным, если участникам не удается отнестись к ситуации с юмором. В этом случае после завершения рассказа можно предложить сделать что-то более веселое.

Упражнение 3.
Инструкция:
Участникам группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу «молоток». Кроме его прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах.
Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить.
Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и постараемся сделать так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого».
Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности.
Для более отчетливого их проявления тренер побуждает участников реагировать быстро, то есть создает внешний барьер: ограничение времени, которое дает о себе знать при наличии внутренних барьеров, актуализируя их внимание на человека.
В ходе работы, когда кто-нибудь длительное время не может найти очередной вариант нестандартного использования предметов, можно предложить остальным показать, есть ли у них свои варианты, подняв руку или кивнув головой. В группе всегда находится несколько человек, имеющих один или даже несколько вариантов.
В ходе обсуждения проделанной работы можно задать группе такие вопросы:
В чем заключались основные трудности, с которыми Вы столкнулись при выполнении задания
Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы
Что Вам помогало справляться с поставленной задачей
Когда речь идет о трудностях, с которыми участники столкнулись при выполнении задания, тренер может обратиться прежде всего к тем, кто долго молчал, не давая ответа, в то время как у многих варианты были, и попросить сообщить свое видение этой ситуации.
Достаточно часто во время обсуждения удается обнаружить такие внутренние барьеры креативности, как стереотипы, желание во что бы то ни стало сделать правильно, ориентация на одобрение, сниженная самооценка.
Кроме того, в ходе обсуждения появляются идеи относительно того, что помогало выполнить задание. Среди них: нестатичность возникшего образа предмета; сознательное изменение образа предмета; свободная обстановка в группе.
Занятие №2.

«Психогимнастические упражнения, направленные на развитие креативности».
Эти упражнения посвящены развитию структуры креативности: гибкости, оригинальности, беглости и т. д. Кроме того, сюда же вошли упражнения, позволяющие участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.
Упражнение 1.
Цель: развитие беглости.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом, когда бросаем – называем какой-либо цвет, а когда ловим – объект такого цвета. Будем внимательны и постараемся не повторять те цвета, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас учувствовать в работе».
Использование в инструкции слова «объект», а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций.

Упражнение 2.
Цель: упражнение направлено на развитие гибкости, точности, оригинальности.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу.
«Сейчас каждый по очереди будет, взяв свой стул, входить в круг, задавать ему неожиданный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа».
Возможна модификация: тот, кто садится напротив каждого из оставшихся в кругу участников, отвечает на поставленные вопросы.
Упражнение направлено на развитие гибкости, точности, оригинальности мышления. Обычно проходит весело, существенно улучшает настроение в группе.
Упражнение 3.
Цель: развитие гибкости мышления.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, выдвигать аргументы «за» и «против» создания семьи. Мы будем чередовать наши доводы: первый, бросая мяч, предложит аргумент «за», второй – «против», третий- «за» и т.д. При этом договоримся, что будем пользоваться формулировкой «создавать семью надо, потому что…» и «создавать семью не надо, потому что…»».
Упражнение направлено на развитие гибкости мышления. В ходе упражнения тренер обращает внимание участников группы на моменты, когда происходит переход в новую содержательную область, например из сферы быта в сферу искусства или профессиональной деятельности.

Упражнение 4.
Цель: развитие оригинальности и гибкости.

Инструкция:
Участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек в каждой.
«Каждый из нас, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: представим себе, что все люди на Земле спят днем, а ночью все делают. После того, как ситуация предложена все начинают искать плюсы, минусы и интересные моменты в этой ситуации».
Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы придумывают невероятные ситуации: например, все люди на одно лицо, все машины одного цвета и т.д.С другой стороны, упражнение позволяет развивать способность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.
Упражнение 5.
Цель: развитие такой части структуры креативности, как название.

Инструкция:
Дети сидят за столом. И раздают листы бумаги и цветные какрандаши.
«Сейчас я вам буду описывать существо. Ваша задача представить его себе и изобразить на бумаге. Затем дать ему оригинальное название.»
Упражнение 6.
Цель: развитие разработанности.

Инструкция:
Дети сидят за столами. Перед ними листы бумаги и ручки.
«Сейчас мы попытаемся придумать сказку про букву алфавита. Перед этим мы должны вспомнить все качества буквы: глухая/ звонкая, гласная/ согласная..»
Занятие № 3.

«Психогимнастические упражнения, направленные на личностную поддержку участников тренинга».
Результатом проведения этих упражнений является более полное представление участников о своей уникальности, обогащении сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности. Все это в совокупности увеличивает «устойчивость» личности, «площадь» ее опоры на себя, в чем коренится возможность для созидательного взаимодействия с другими людьми и миром.

Упражнение 1.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу.
«Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у Вас к этому человеку. Для этого у Вас будет две минуты».
Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое Вы ыстречали в литературе или придуманное Вами, соответствует Вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшие у него описания».
Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.


Упражнение 2.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Сейчас мы будем, бросая друг другу мяч, называть безусловное достоинство того человека, которому мы бросаем мяч. Будьте внимательны и сделаем так, чтобы все мы участвовали в этой работе».

Упражнение 3.
Инструкция:
Участники сидят по кругу.
«Сосредоточьтесь на своем соседе слева(справа). Вспомните все то, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у Вас к этому человеку. Для этого у Вас есть две минуты».
По истечению времени тренер продолжает инструкцию: «Вокруг нас, да и в самих нас тоже, постоянно все движется. Колышутся листья на деревьях, летают птицы, падает снег, бегают дети. Характер движения может быть очень разный. Найдите такой образ движения, который бы отражал Ваше впечатление о Вашем соседе.
Когда все будут готовы, каждый, по очереди, сообщит своему соседу возникший у него образ».
Это задание по своему характеру аналогично предыдущему. Кроме того, оно в полной мере соответствует одному из параметров креативной среды: неопределенность, что создает благоприятные условия для творчества.




Список литературы.
Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей – М., 2002.
Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М., 2002.
Кирносс Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. – М., 1992.
Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976.
Моляко В.А. психология творческой деятельности. – Киев, 1978.
Психология мышления. Сб. переводов с немецкого и английского / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1965.
Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. – М., 2000.
Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М., 1990.
Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону, 1997
Сухарев В.А. психология интеллекта. – Донецк, 1997.
Туник Е.Е. Креативные тесты. – СПб., 2002.
Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000.
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников. – М., 2004.



3

Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971.
2.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей – М., 2002.
3.Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М., 2002.
4.Кирносс Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. – М., 1992.
5.Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976.
6.Моляко В.А. психология творческой деятельности. – Киев, 1978.
7.Психология мышления. Сб. переводов с немецкого и английского / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1965.
8.Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. – М., 2000.
9.Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М., 1990.
10.Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону, 1997
11.Сухарев В.А. психология интеллекта. – Донецк, 1997.
12.Туник Е.Е. Креативные тесты. – СПб., 2002.
13.Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000.
14.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников. – М., 2004.

Вопрос-ответ:

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания или выражения оригинальных идеи, концепций, произведений и решений. Оно предполагает использование нестандартных и креативных подходов к решению проблем и созданию новых объектов.

Какие особенности личности связаны с творческим мышлением?

Особенности личности, связанные с творческим мышлением, включают гибкость мышления, способность к ассоциативному мышлению, открытость новым идеям, высокую концентрацию, настойчивость и оригинальность мышления.

Какая проблема связана с творческим мышлением?

Проблема творческого мышления заключается в том, что не всегда можно предугадать и систематизировать результаты творческого процесса. Творчество может быть непредсказуемым и не всегда следовать стандартным логическим шаблонам и алгоритмам.

Какие методики используются для изучения творческого мышления?

Для изучения творческого мышления применяются различные методики, включающие анкетирование, эксперименты, наблюдения, анализ творческих процессов и результатов. Также используются тесты и задачи, направленные на оценку мыслительных способностей и креативности.

Как обрабатываются экспериментальные данные при изучении творческого мышления?

Для обработки экспериментальных данных при изучении творческого мышления применяются различные методы статистического анализа, а также анализ содержания и структуры полученных результатов. Зачастую используются программы компьютерного анализа данных.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания оригинальных и новаторских идей, концепций и продуктов в различных областях жизни, таких как искусство, наука, технологии и т.д.

Почему творческое мышление является особенным?

Творческое мышление отличается от обычного рационального мышления тем, что оно способно генерировать нетрадиционные и нетипичные идеи, умеет находить новые связи и ассоциации, а также решать проблемы с помощью нестандартных подходов.

Какие методики используются для изучения творческого мышления?

Существует несколько методик для изучения творческого мышления, таких как тесты на создание ассоциаций, тесты на соединение несвязанных предметов, методика "Расскажи историю" и другие. Они позволяют оценить креативность и гибкость мышления участников.

Каким образом обрабатываются данные в экспериментальном исследовании творческого мышления?

Данные в экспериментальном исследовании творческого мышления обычно обрабатываются с помощью статистических методов. Анализируются результаты тестов и методик, проводится сравнение групп и определение статистической значимости полученных результатов.

Какие основные выводы можно сделать на основе исследования творческого мышления?

Исследование творческого мышления позволяет сделать выводы о том, что каждый человек обладает потенциалом для творческого мышления, но его развитие может быть подавлено внешними факторами. Также выявляется взаимосвязь между творчеством и определенными особенностями личности, такими как гибкость мышления, открытость к новому и т.д.