СНГ - приоритет внешней политики России?

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Политология
  • 77 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Если в прошлом действия прежнего российского руководства отличались полным отсутствием внутренней логики. Приложив сначала максимум усилий для осуществления распада СССР, российское руководство, спустя всего пару лет стало применять неприкрытое и грубое давление, для того, чтобы собрать всех обратно под своё крыло. Теперь Россия предпочитает не проявлять претензии на роль естественного лидерства и даже гегемонии в Содружестве и выражает готовность отказаться от "имперского" подхода в отношениях с партнёрами по СНГ.
Теперь упор делается на многоуровневую и разнопрофильную интеграцию, основанную на более прагматичном и менее политизированном подходе. Совершенно очевидно, что сохранение СНГ и процессы интеграции внутри этой структуры отвечают стратегическим интересам России. Если полномасштабная и разносторонняя интеграция в рамках СНГ на данный момент невозможна, следует придерживаться формулы разноскоростной и минимальной интеграции, которая может проходить по отраслевым направлениям и в том числе на основе двусторонних отношений. Поэтому следует заключать политические договоренности там и с теми с кем это возможно по наиболее актуальным на данный момент проблемам, так как «отрицать наличие у стран СНГ общих интересов в самых разных сферах просто неразумно» - таково мнение Л. Бляхмана и с этим нельзя не согласиться.
Что будет дальше с Содружеством и каковой должна быть дальнейшая внешняя политика РФ по отношению к СНГ сказать достаточно сложно. Сам факт его 14-летней истории подтверждает исторически, экономически и политически обусловленную потребность в кооперации на постсоветском пространстве. Как это ни парадоксально звучит, но в сложившихся условиях единственный путь для дальнейшего существования Содружеству даёт всё тот же аморфный Устав, который предусматривает возможность государств по собственному выбору участвовать в тех или иных формах сотрудничества без принуждения тех, кто этого не желает. Сама по себе схема, конечно, не является открытием. Подобные же формы постепенного присоединения к тем или иным договорённостям имели место, например, в Европейском Сообществе и в других интеграционных образованиях.
Однако вопрос о самой концепции СНГ и роли РФ в СНГ по-прежнему остаётся актуальным. Ведь так до сих пор и не ясно - каковы же цели Содружества. Как это ни странно, но именно от этого теоретического вопроса во многом зависит дальнейшая судьба организации. Если речь не идёт об интеграции, то наличие различных двусторонних и даже многосторонних процессов не являются позитивным явлением для организации в целом, а лишь способствуют увеличению дифференциации, окончательно лишая СНГ смысла существования.
Это усугубляется и объективно существующей тенденцией к дезинтеграции, лидерами которой являются на сегодняшний день Грузия и Туркменистан. Вероятно, какие-то перемены в этом вопросе станут возможны со сменой властных элит, непосредственно причастных к распаду СССР, что должно способствовать процессу определения реальных стратегических приоритетов постсоветских государств, незамутнённых эмоциями начала 90-х годов. Вопрос только в том, будет ли функционировать СНГ как международная организация до этих времён.


Список использованной литературы
10 лет Содружеству Независимых Государств. – М., 2002.
Бляхман Л. С. Россия и содружество независимых государств: уроки первого десятилетия. М., - 2001.
Дахин В.Н. Политические проблемы постсоветского пространства // Куда идет Россия? - М. 1996. - С. 113-122.
Жильцов С. С. Политические системы стран СНГ. – М., 2000.
Козик Л. П. СНГ: реалии и перспективы. – М., 2001.
Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. - М., 1995.
Новая парадигма развития России. Комплексное исследование проблем устойчивого развития. / Под ред. В. А. Коптюга и др. - М.: Academia, 2001.
Тургунбеков Дж. Международно-политический статус СНГ // Полис, 1997 - №3. – с. 34-56.
Содружество Независимых Государств в 2004 году: Стат. ежегодник / Межгос. стат. ком. Содружества Независимых Государств. - М.: Статком. СНГ, 2005.

10 лет Содружеству Независимых Государств. – М., 2002. – с. 11.
10 лет Содружеству Независимых Государств. – М., 2002. – с. 11.
Дж. Тургунбеков. Международно-политический статус СНГ // Полис, 1997 - №3. –с. 36.
См.: Е.Г. Моисеев. Правовой статус СНГ. - М., 1995.
Дж. Тургунбеков. Международно-политический статус СНГ // Полис, 1997 - №3. –с. 38.
См.:Новая парадигма развития России. Комплексное исследование проблем устойчивого развития. / Под ред. В. А. Коптюга и др. - М.: Academia, 2001. - с. 102.
См.: Содружество Независимых Государств в 2004 году: Стат. ежегодник / Межгос. стат. ком. Содружества Независимых Государств. - М.: Статком. СНГ, 2005.
Л. П. Козик. СНГ: реалии и перспективы. – М., 2001. – с. 45.
В.Н. Дахин. Политические проблемы постсоветского пространства // Куда идет Россия? - М. 1996. - С. 116.
В.Н. Дахин. Политические проблемы постсоветского пространства // Куда идет Россия? - М. 1996. - С. 116.
С. С. Жильцов. Политические системы стран СНГ. – М., 2000. – с. 45.
С. С. Жильцов. Политические системы стран СНГ. – М., 2000. – с. 45-46.
См.: Л. П. Козик. СНГ: реалии и перспективы. – М., 2001.
См.: Л. С. Бляхман. Россия и содружество независимых государств: уроки первого десятилетия. - М., - 2001. – с. 56.
Л. С. Бляхман. Россия и содружество независимых государств: уроки первого десятилетия. - М., - 2001.
Л. С. Бляхман. Россия и содружество независимых государств: уроки первого десятилетия. - М., - 2001. – с. 69.




7

1. лет Содружеству Независимых Государств. – М., 2002.
2.Бляхман Л. С. Россия и содружество независимых государств: уроки первого десятилетия. М., - 2001.
3.Дахин В.Н. Политические проблемы постсоветского пространства // Куда идет Россия? - М. 1996. - С. 113-122.
4.Жильцов С. С. Политические системы стран СНГ. – М., 2000.
5.Козик Л. П. СНГ: реалии и перспективы. – М., 2001.
6.Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. - М., 1995.
7.Новая парадигма развития России. Комплексное исследование проблем устойчивого развития. / Под ред. В. А. Коптюга и др. - М.: Academia, 2001.
8.Тургунбеков Дж. Международно-политический статус СНГ // Полис, 1997 - №3. – с. 34-56.
9.Содружество Независимых Государств в 2004 году: Стат. ежегодник / Межгос. стат. ком. Содружества Независимых Государств. - М.: Статком. СНГ, 2005.

Вопрос-ответ:

Что отличало действия прежнего российского руководства в отношении СНГ?

Прежнее российское руководство прикладывало максимум усилий для распада СССР, а затем применяло неприкрытое и грубое давление, чтобы собрать всех обратно под своё крыло.

Какая роль отводится России в Содружестве Независимых Государств (СНГ)?

Сейчас Россия не проявляет претензий на роль естественного лидерства и гегемонии в СНГ. Она выражает готовность отказаться от подобных претензий.

Какие последствия привело действие прежнего российского руководства по распаду СССР?

Действия прежнего российского руководства по распаду СССР привели к ослаблению регионального влияния России и создали сложную ситуацию с разделом экономических и политических связей.

Почему Россия отказывается от претензий на роль лидерства в СНГ?

Россия, видимо, осознала, что проявление претензий на роль лидерства в СНГ не дает желаемых результатов и может негативно повлиять на ее взаимоотношения с другими странами.

Какова внутренняя логика действий российского руководства в отношении СНГ?

В прошлом действия российского руководства в отношении СНГ отличались полным отсутствием внутренней логики - сначала прикладывались усилия для распада СССР, а затем применялось давление, чтобы собрать всех обратно под своё крыло.

Какие действия отличали прежнее российское руководство в отношении СНГ?

Прежнее российское руководство полностью отсутствовала внутренняя логика в отношении СНГ. Максимум усилий был приложен для распада СССР, а всего через несколько лет началось неприкрытое и грубое давление, чтобы собрать всех обратно под своё крыло.

Какую роль играет Россия в Содружестве независимых государств?

Сейчас Россия не проявляет претензии на роль естественного лидерства и гегемонии в Содружестве независимых государств. Она выражает готовность отказаться от такой роли.

Почему российское руководство применяло давление на страны Содружества независимых государств?

После распада СССР российское руководство пыталось собрать всех стран Содружества независимых государств обратно под своё крыло. Для этого было применено неприкрытое и грубое давление на страны СНГ.

Какое отношение имело российское руководство к распаду СССР?

Российское руководство приложило максимум усилий для осуществления распада СССР. Однако спустя несколько лет, они начали применять давление, чтобы собрать всех обратно под своё крыло.

Как относится Россия к роли лидера в Содружестве независимых государств?

Россия в настоящее время не проявляет претензий на роль естественного лидера и гегемонии в Содружестве независимых государств. Она готова отказаться от такой роли.

Почему российское руководство сначала способствовало распаду СССР, а затем стало стремиться его восстановлению?

Российское руководство в начале 1990-х годов исходило из идеи о сохранении влияния в постсоветском пространстве. Они рассчитывали, что при распаде СССР они смогут сохранить контроль над регионом и наращивать свою экономическую и политическую мощь за счет остальных республик. Однако, в процессе распада российской экономике не удалось реализовать свой потенциал, а страна столкнулась с серьезными экономическими и политическими проблемами. В такой ситуации российское руководство решило восстановить СССР или хотя бы близкие отношения с бывшими республиками для укрепления своего влияния в регионе и сокращения угрозы внешнего влияния.

Почему Россия отказывается от претензий на возглавление Содружества Независимых Государств?

Россия отказывается от претензий на роль естественного лидерства в Содружестве и не стремится к гегемонии, потому что понимает, что силовой подход может вызвать сопротивление от других членов СНГ и подорвать принципы взаимодействия и сотрудничества в этом регионе. Более того, Россия понимает, что в условиях сложившейся политической обстановки в мире и внешних давлений, укрепление дружественных отношений и сотрудничества с другими государствами СНГ более выгодно и эффективно, чем стремление к лидерству и гегемонии.