Виды норм права

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 2121 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 30.01.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие нормы права и научные основы их классификации . . . . . 3
Глава 2. Виды норм права по функциональному признаку. . . . . . . . . . . . . . .4
2.1 Исходные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2.2. Общие нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. Специальные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Глава 3. Материальные и процессуальные нормы права . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Глава 4. Виды норм права по методу правового регулирования . . . . . . . . . . 8
4.1 Императивные нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4.2. Диспозитивные нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
4.3. Поощрительные нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4.4. Рекомендательные нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 5. Виды норм права по форме выражения и степени определенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
5.1. Запрещающие нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5.2. Обязывающие и управомочивающие нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
5.3. Абсолютно-определённые, относительно-определённые и бланкетные нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Глава 6. Виды норм по юридической силе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
6.1. Конституционные нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 6.2. Нормы законодательных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
6.3. Нормы органов управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
6.4. Судебные нормы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Фрагмент для ознакомления

5.3. Абсолютно-определённые, относительно-определённые и бланкетные нормы.
В зависимости от степени определенности правоположений, составляющих позитивно-правовое содержание элементов норм права, правовые нормы делятся на абсолютно определённые, относительно определённые и бланкетные.
Содержание абсолютно определённых норм носит однозначный характер и допускает лишь один вариант поведения.
Содержание относительно определённых норм допускает разные варианты поведения – в виде прямого перечня альтернативных вариантов повеления или в виде разрешения сторонам самим определить своё вариант поведения.
«Особенность позитивно-правового содержания бланкетной нормы состоит в том, что в нём имеется общая ссылка на то или иное специальное правило без раскрытия его конкретного содержания». Так, ст. 249 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, но в самой статье не приводится содержание этих правил, установленных в других актах.
Глава 6. Виды норм по юридической силе.
По юридической силе, то есть в зависимости от субъекта правотворчества – органа, издавшего те или иные правовые нормы, они подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона, нормы органов управления, судебные нормы.
6.1. Конституционные нормы.
В системе правовых норм основополагающее место принадлежит конституции (основному закону). Прежде всего конституция составляет базу, фундамент для всех правовых норм, в том числе и для всех других законов. Несоответствие конституции – безусловное основание для отмены любой правовой нормы. Далее, Конституция обладает особой, более высокой силой, большей стабильностью по порядку принятия и изменения. Наконец, в конституции в большей степени, чем во всех иных правовых нормах, сосредоточено и сформулировано правовое содержательное начало. «Когда постулировалось, что право означает нормативное закрепление и проведение в жизнь гуманной демократической идеи, социальной справедливости, подразумевалось, что такая идея имеет не только теоретические параметры, но и практическую реализацию». В наибольшей степени подобная реализация достигается в конституции.

6.2. Нормы законодательных органов.
Следующий вид правовых норм – нормы законодательных органов. Речь идёт о законах и других правовых нормах, принимаемых законодательными органами. Эти нормы составляют основное содержание правовой системы. Они принимаются органами, специально созданными для законодательной деятельности. Для их приятия устанавливаются специальные процедуры. Они обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормам. И по значимости, и по количеству, и по содержанию законы и другие законодательные акты призваны играть главную роль в правовом регулировании. Это значит, что число законов должно быть достаточным, а регулирование – подробным.
6.3. Нормы органов управления.
Следующий вид правовых норм – нормы органов управления. Речь идёт об актах Президента, Правительства, министров и других органов. Необходимость принятия таких актов очевидна. Управление составляет важную и неотъемлемую ветвь государственной власти, через управление осуществляется основной объём разносторонней и многообразной деятельности государства. А средство управления – установление обязательных правил поведения, правовых норм.
Различие правовых норм законодательства и управления – в их юридической силе. Юридическая сила законов выше, они обладают безусловным авторитетом перед нормами органов управления. Акты Президента, Правительства не могут противоречить законам. Также имеется разница в сфере регулирования. Всё, что связано с правами человека, должно быть в силу приоритетности этих вопросов урегулировано законом. Это и сами права человека, и формулировки этих прав, и такие, например, отрасли законодательства, как уголовное и уголовно-процессуальное (речь идёт о защите свободы человека).
Большой объём управленческого подзаконного регулирования допустим в сферах со значительным разбросом фактических ситуаций, например, в хозяйственных отношениях. Но если по объекту регулирования разграничить акты законодательства и управления трудно, то по юридической силе их различие очевидно. Здесь бесспорен приоритет законодательства. В связи с этим становление правового государства должно непременно сопровождаться (и в теории, и на практике) отказом от широкого понимания законодательства.
6.4. Судебные нормы.
Самостоятельную разновидность правовых норм составляют нормы судебных органов. Долгие годы в теории права считалось, что суды не создают правовых норм, а только их применяют, что объяснялось командно-административной управленческой системой.
Признавая в судебной системе самостоятельную ветвь государственной власти, мы тем самым признаём допустимость приятия судами правовых норм. Ведь именно судебные правовые нормы являются типичным средством управления в цивилизованном обществе. Разрешение конкретной жизненной ситуации даётся судом в виде судебного решения. Такое решение является правилом поведения, обладающим юридической силой. В этом смысле судебное решение не отличается от правовой нормы.
В настоящее время правовая сила норм судебных органов различна. Решения Конституционного суда, постановления пленумов Верховного Суда являются типичными правовыми нормами, их действие распространяется на неопределённый круг случаев и персонально неопределённый круг субъектов.
Выделяются и некоторые другие виды норм права. Например, коллизионные нормы – это такие нормы, которые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом РФ, то применяются правила международного договора.
По действию норм права во времени различаются постоянные и временные нормы. Постоянные не ограничены в своём действии временным промежутком, действуют до отмены. Временные действуют в течение формально – определённого промежутка времени.
В зависимости от действия по кругу лиц, нормы права разделяются на общие – касающееся всех субъектов права, и специальные – распространяющие своё действие на определённый круг субъектов.


























Заключение.

Деление правовых норм на различные виды имеет большое значение, так как это позволяет понять правовую природу норм, их происхождение. Также видовое многообразие норм права в определённой ситуации даёт возможность выбрать именно ту норму, какая необходима.
Следует иметь в виду, что при всей ценности рассмотренных выше классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определённых теоретических и практических задач, с учётом её всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.
Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.



















Список используемой литературы:
1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994 г.
2. Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. Нижний Новгород, 1994 г.
3. Бессонов А.А. Процессуальные нормы российского права. Автореферат диссертации к.ю. н. Саратов 2001г.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999 г.
5. Лазарев В.В. Теория права и государства. М., 2001 г
6. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994 г.
7. Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001г.
8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2001 г.
9. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956 г.
10.Сальников В.П. Проблемы теории государства и права. СПб, 1999 г
11. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. М., 1987 г
12. Храпонюк. Теория государства и права. М., 1993 г.

Используемые нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ.
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Уголовный Кодекс РФ.
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
5. Указ Президента РФ от 30.12.1995 г. «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации».

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2001 г. С. 390.
Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. Нижний Новгород, 1994 г. С.38.
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2001 г. С. 398.
Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001г. С.368.
Сальников В.П. Проблемы теории государства и права. СПб, 1999 г. С.167.
Бессонов А.А. Процессуальные нормы российского права. Автореферат диссертации к.ю.н. Саратов 2001г. С.14.
Лазарев В.В. Теория права и государства. М., 2001 г. С. 193.
Лазарев В.В. Теория права и государства. М., 2001 г. С. 196.
Алексеев С.С. Теория права. М., 1994 г. С. 56.
Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956 г. С. 106.
Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. М., 1987 г. С. 12.
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2001 г. С. 423.
Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994 г. С. 105.




2

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994 г.
2. Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Словарь категорий и понятий общей теории права. Нижний Новгород, 1994 г.
3. Бессонов А.А. Процессуальные нормы российского права. Автореферат диссертации к.ю. н. Саратов 2001г.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1999 г.
5. Лазарев В.В. Теория права и государства. М., 2001 г
6. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994 г.
7. Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001г.
8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2001 г.
9. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956 г.
10.Сальников В.П. Проблемы теории государства и права. СПб, 1999 г
11. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. М., 1987 г
12. Храпонюк. Теория государства и права. М., 1993 г.

Используемые нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ.
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Уголовный Кодекс РФ.
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
5. Указ Президента РФ от 30.12.1995 г. «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации».

Вопрос-ответ:

Какие основные типы норм права можно выделить по функциональному признаку?

Основные типы норм права по функциональному признаку включают исходные нормы, общие нормы и специальные нормы.

Что представляют собой исходные нормы права?

Исходные нормы права устанавливают основные принципы и правила, на которых строится весь правовой порядок общества.

Какие функции выполняют общие нормы права?

Общие нормы права регулируют взаимоотношения между различными субъектами права и определяют их права и обязанности.

Чем отличаются специальные нормы от общих норм права?

Специальные нормы права регулируют отдельные виды деятельности или отношения в определенных областях правовой системы, в то время как общие нормы права имеют общий характер и применяются ко всем субъектам права.

Какие нормы права считаются основными для построения правового порядка?

Основными нормами права для построения правового порядка являются исходные нормы, которые устанавливают основные принципы и правила правовой системы.

Какие виды норм права существуют по функциональному признаку?

По функциональному признаку выделяются исходные нормы, общие нормы и специальные нормы.

Чем отличаются исходные нормы от общих норм?

Исходные нормы определяют основы правового регулирования в обществе, устанавливают общие принципы и правила. Общие нормы детализируют исходные нормы и регулируют общие ситуации и отношения в обществе.

Что представляют собой специальные нормы права?

Специальные нормы права устанавливают правила, регулирующие отношения в определенной сфере общественной жизни, такой как гражданское право, трудовое право, уголовное право и т.д.

Зачем нужны исходные нормы?

Исходные нормы определяют основы правового регулирования в обществе, устанавливают общие принципы и правила, которые в последствии разрабатываются и детализируются общими и специальными нормами.

В чем различие между общими нормами и специальными нормами?

Общие нормы регулируют общие отношения и ситуации в обществе, в то время как специальные нормы устанавливают конкретные правила для определенных сфер общественной жизни, таких как гражданское право, трудовое право и т.д.

Что такое нормы права?

Нормы права - это правила поведения, установленные государством и обязательные для всех членов общества. Они регулируют отношения между людьми и определяют их права и обязанности.