регулирование денежного обращения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Деньги и кредит
  • 2525 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 07.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Сущность денег
1.1. Понятие денег
1.2. Функции денег
2. Характеристика денежного обращения
2.1. Понятие денежного обращения
2.1. Закон денежного обращения
3. Денежная политика государства
3.1. Предложение денег
3.2. Спрос на деньги
3.3. Денежно – кредитная политика России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным. Например, спрос на деньги возрос вследствие роста номинального ВНП, Это означает, что требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента).
Если спрос на деньги вырос, то:
кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх;
при неизменном предложении денег процентная ставка повышается.
При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.
3.3. Денежно – кредитная политика России
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег. Она включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.
Высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта.
Думаем, необходимо ответить на вопрос: с помощью чего достигается эта высшая цель?
Все мероприятия денежно – кредитной политики рассчитаны на длительный срок и осуществляются сравнительно медленно. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, Центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно – кредитной политики государства и коммерческие банки.
К основным инструментам денежно – кредитной политики в России можно отнести:
лимиты кредитования;
прямое регулирование ставки процента;
изменение нормы обязательных резервов;
изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
операции на открытом рынке.
Думаем, необходимо рассмотреть денежную политику России в 2006 году.
Банк России считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2006 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7—8,5%.
В зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов прогноз Правительства Российской Федерации социально-экономического развития Российской Федерации разработан на вариантной основе исходя из уровней цен на российскую нефть сорта «Юралс» 28 и 40 долларов США за баррель. Кроме того, Банк России рассмотрел еще два варианта исходя из уровней цен на нефть 50 и 60 долларов США за баррель. Банк России готов проводить денежно-кредитную политику в условиях любого из вариантов.
В рамках первого варианта предполагается значительное по сравнению с 2005 годом ухудшение ценовой конъюнктуры на товары российского экспорта на мировых рынках. Несмотря на замедление роста импорта товаров и услуг в 2006 году, существенное сокращение их экспорта приведет к значительному уменьшению активного сальдо баланса торговли товарами и услугами и сокращению положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2,7 раза. В этом случае накопление международных резервных активов продолжится, однако их прирост существенно замедлится (в 2,9 раза).
Согласно этому варианту предполагается уменьшение доходов экспортеров, что ограничит возможности инвестирования. Темпы прироста инвестиций в основной капитал будут ниже, чем в 2005 году, и составят 5,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 7,3%. Таким образом, расширение внутреннего спроса будет происходить более низкими темпами, чем в предшествующем году. В условиях менее благоприятной, чем годом ранее, внешнеэкономической конъюнктуры темпы экономического роста замедлятся до 4,0%.
В рамках второго варианта цены на мировом рынке энергоносителей в 2006 году по сравнению с предыдущим годом снизятся, но останутся на относительно высоком уровне. Активное сальдо баланса торговли товарами и услугами снизится относительно 2005 года, но меньше, чем в первом варианте. Положительное сальдо счета текущих операций сократится почти на треть. Чистый отток капитала из частного сектора может несколько сократиться по сравнению с предыдущим годом. Прирост валютных резервов в 2006 году согласно этому варианту прогноза будет почти на 9 млрд. долларов США меньше, чем в 2005 году.
Реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 8,9%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 11,1%. В этом случае увеличение ВВП составит 5,8%.
В рамках третьего варианта предполагается, что цены на мировом рынке энергоносителей в 2006 году останутся примерно на уровне 2005 года.
Экспорт товаров и услуг будет расти медленнее, чем их импорт. Это обусловит некоторое сокращение в 2006 году по сравнению с 2005 годом активного сальдо счета текущих операций. Прирост валютных резервов может быть в 1,3 раза больше, чем в 2005 году.
Расширятся возможности для наращивания инвестиционной деятельности и роста доходов населения. Объем инвестиций в основной капитал может возрасти на 12,0%, реальные располагаемые денежные доходы населения — на 9,2%. В этом случае темп прироста ВВП может быть выше, чем в предшествующем году, и может составить 6,0%.
В рамках четвертого варианта предполагается рост цен на энергетические товары на мировом рынке в 2006 году по сравнению с 2005 годом.
Увеличение экспорта товаров и услуг в 2006 году приведет к росту активного сальдо счета текущих операций. Можно ожидать существенного прироста валютных резервов — в 1,7 раза больше, чем в 2005 году.
Внешние и внутренние условия будут способствовать дальнейшему расширению внутреннего спроса. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут превысить уровень предыдущего года на 9,3%, инвестиции в основной капитал — на 12,2%. В условиях более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры ВВП может возрасти на 6,1%.

Заключение
Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.
Необходимость возникновения и применения денег подтверждается многочисленными безрезультатными попытками обойтись без них. Об этом свидетельствует банкротство осуществленной Р. Оуэном в 1832 г. попытки обмена товаров без денег, с помощью оценки товаров, исходя из затрат рабочего времени с применением «трудовых бон». Неудачны были и попытки осуществления в России продуктообмена на базе натуральных коэффициентов, проводившегося в 1918 и 1921 гг.
Самостоятельность функционирования денег значительно расширилась при появлении безналичных расчетов, в том числе и расчетов на базе применения электронной техники.
Сущность денег проявляется в их функциях, которые отражают возможности и особенности их использования, а также в роли денег, состоящей в достижении с их помощью определенных результатов.
Современные деньги осуществляют четыре основные функции:
Меры стоимости;
Средства обращения;
Средства платежа;
Средства накопления;
Движение денег в наличной и безналичной формах при выполнении ими своих функций называется денежным обращением.
Денежно – кредитная политики представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.
Можно сделать вывод, что появление денег способствовало значительному облегчению и ускорению обменных операций, а, следовательно, стимулированию предпринимателей к развитию производства товаров, расширению их ассортимента, максимальной ориентации на запросы потребителей.



Список литературы
Постановление Федерального Собрания Российской Федерации «Об основных направлениях единой государственной денежно – кредитной политики на 2006 год» от 25.11.2005 // http://www.budgetrf.ru – официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации
Абалкин Л. И. Курс переходной экономики: Учебник. - М.: Финстатинформ, 1997.
Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Институт международного права и экономики, 2003.
Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. №3, 2005.
Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). – М.: Междунар. отношения, 2002.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2006.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 2000.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 12. - М., 1930.
Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.В. Жукова, Л.М. Максимова и др. М.: ЮНИТИ, 2003.
Экономика: Учебник / Под ред. А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации

Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000. С. 25.
Абалкин Л. И. Курс переходной экономики: Учебник. - М.: Финстатинформ, 1997. С. 54.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2006. С. 18.
Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). – М.: Междунар. отношения, 2002. С. 12.
Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Институт международного права и экономики, 2003. С. 143.
Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Институт международного права и экономики, 2003. С. 144.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 2000. С. 321.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 12. - М., 1930. С. 129.
Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.В. Жукова, Л.М. Максимова и др. М.: ЮНИТИ, 2003.
Экономика: Учебник / Под ред. А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. С. 277
Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. №3, 2005. С. 50.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. С. 287.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. С. 314.
Постановление Федерального Собрания Российской Федерации «Об основных направлениях единой государственной денежно – кредитной политики на 2006 год» от 25.11.2005 // http://www.budgetrf.ru – официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации












25

Список литературы
1.Постановление Федерального Собрания Российской Федерации «Об основ-ных направлениях единой государственной денежно – кредитной политики на 2006 год» от 25.11.2005 // http://www.budgetrf.ru – официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации
2.Абалкин Л. И. Курс переходной экономики: Учебник. - М.: Финстатинформ, 1997.
3.Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кре-дит. - М.: Институт международного права и экономики, 2003.
4.Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы эко-номики. №3, 2005.
5.Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
6.Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы (теория и российская практика). – М.: Междунар. отношения, 2002.
7.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000.
8.Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2006.
9.Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микро-экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 2000.
10.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004.
11.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 12. - М., 1930.
12.Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.В. Жукова, Л.М. Максимова и др. М.: ЮНИТИ, 2003.
13.Экономика: Учебник / Под ред. А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.
14.http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Фе-дерации

Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь















Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Денежное регулирование в РБ осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатывается и утверждается советом директоров Национального банка Республики Беларусь.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком, учитываются национальные особенности, финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развития инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Основные инструменты и методы реализации денежно-кредитной политики Банка Беларуси являются: обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика.

регулирования ликвидности банковской системы Банк Беларусь активно использует такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В основе этого инструмента является механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Если Национальный банк повышает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения, при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. В этом случае, с кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Вторым инструментом монетарной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке ценных бумаг, Национальный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Национальный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств (гко и ГДО). Последние перешли к частным владельцам, а деньги, заработанные в результате такой операции, извлекаются из обращения.