Проблемы самоопределения старших школьников в современных условиях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 3030 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 06.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1. Взгляд на проблему профессионального самоопределения
личности в психологической науке 5
1.1.Понятие профессионального самоопределения 5
1.2.Типы и уровни профессионального самоопределения 7
1.3.Роль мотивации и ценностных ориентаций в
профессиональном самоопределении личности 10

Глава 2. Методологические аспекты изучения профессионального самоопределения 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Методологический инструментарий 16
.2.1. Диагностика личностных особенностей 16
.2.2. Диагностика мотивационной сферы 17
.2.3. Диагностика направленности личности 18

Глава 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 20

Заключение 28

Библиографический список 30
Фрагмент для ознакомления

- 16% ещё не сделали свой выбор (сюда входят те испытуемые, которые не определили даже область профессиональных предпочтений).
Также мы попробовали выявить мотивы, движущие молодыми людьми при выборе места будущей учебы и профессии. Безусловно, такое распределение носит достаточно условный характер, т. к. разрабатывалось на основе качественного анализа, но полученные данные показались нам интересными (рисунок 1).
Рисунок 1. Мотивы профессионального самоопределения
Из представленной диаграммы видно, что на первом месте среди мотивов профессионального самоопределения у молодых людей выступает материальная заинтересованность (33%), далее идет удовлетворение работой, как мотивационный компонент профессиональной деятельности (30%), равные позиции занимают стремление к комфортности, благоустроенности и профессиональная направленность, т.е. стремление к профессиональной компетентности, профессиональному росту (13%). Последнее место среди мотивов самоопределения занимает т.н. «нравственная сторона», т.е. осознание необходимости выбранной профессии для общества в целом или его части (5%).
Выводы, сделанные на основании первого этапа нашего экспериментального исследования:
1.Большинство испытуемых на данном этапе слабо (а чаще всего вообще никак) ориентируются в ситуации, сложившейся на рынке труда, однако, нами было отмечен интерес участников эксперимента к затронутым вопросам.
2. 5 учеников (16 %) не сделали свой профессиональный выбор (сюда входят те испытуемые, которые не определили даже область профессиональных предпочтений).
2. Первая часть нашей гипотезы не подтвердилась, однако выявлено, что в основном испытуемые при выборе будущей профессии основываются на своих внешкольных занятиях, соответствие этого фактора с реальными профессиональными предпочтениями и возможностями мы рассмотрим на следующем этапе.
3. Молодые люди собираются искать профессию исходя из того, сколько за их работу будут платить; возможно, это происходит из-за экономической нестабильности в нашей стране, кроме того, в модной литературе и новых кинофильмах (в основном зарубежного производства) материальные ценности занимают отнюдь не последнее место.
Далее рассмотрим результаты психодиагностики учащихся (таблица 1):
Таблица 1. Сводная таблица данных по трем личностным методикам
№ Опросник Кеттелла Опросник А.А. Реана Опросник Б. Басса Тр. Эк. Эм. Под. М.н. М.у. Н.с. Н.о. Н.д. 1 5,4 2,9 5,3 8,6 9 11 18 6 3 2 3,9 1,8 6 6,7 10 10 13 10 4 3 6 2,8 7 6,9 8 12 13 8 6 4 6,1 1,2 6,2 7,4 14 6 15 2 10 5 5,8 2,1 6,8 5,2 11 9 10 8 9 Ср.з. 5,4 2,1 6,2 6,9 10,4 9,6 13,8 6,8 6,4 6 5,2 8,6 3,8 2 5 15 12 8 7 7 4,6 8,4 4,2 6,1 6 14 6 12 9 8 4,8 6,3 5,2 4,3 10 10 10 6 11 9 6,8 7,5 5,8 5,1 9 11 5 12 10 10 5,8 4,2 7,6 2,1 7 13 9 11 7 11 6,3 5,1 5,2 1,8 12 8 8 15 4 12 5,3 6,2 6,4 5,1 10 10 11 6 10 13 4,5 4,5 3,7 3,4 6 14 10 10 7 14 4,9 2,5 3,7 5,8 13 7 13 9 6 15 5,1 6,4 5,2 6,1 9 11 17 2 8 16 4,6 1,8 3,9 5,3 12 8 11 6 10 17 5,1 6,6 3,7 8 10 10 15 5 7 18 5,8 8,2 4,1 6,4 15 5 10 11 6 19 6,7 4 4,3 5,8 8 12 8 12 7 20 4,2 6,9 5,1 6,1 11 9 9 11 7 21 4,1 8,8 3,7 3,4 10 10 12 8 7 22 6 4,6 3,7 2,5 14 6 12 5 10 23 4,1 8,6 5,6 3,6 12 8 11 10 6 24 5,1 7,6 5,4 2,5 6 14 13 7 7 25 4,6 8 7 6,4 11 9 4 16 7 26 4,8 9 3,8 6,7 7 13 7 10 10 27 4,5 5,2 3,9 5,1 10 10 10 6 11 28 4,2 5,3 5,1 1,3 11 9 12 8 7 29 4,9 8,4 6,3 6,7 8 12 13 7 7 30 5,6 6,4 3,7 6 5 15 16 2 9 Ср.з. 5,1 6,3 4,8 4,7 9,4 10,5 10,5 8,6 7,8 Примечание:
Опросник Кеттелла: Тр. – тревожность, Эк. - экстраверсия, Эм. – эмоциональная (не)стабильность, Под. – подчиненность.
Опросник А.А. Реана: М.н. – мотивация на неудачу, М.у. – мотивация на успех.
Опросник Б. Басса: Н.с. – направленность на себя, Н.о. – направленность на общение, Н.д. – направленность на дело.
Данные по первым пяти испытуемым (обозначены цветом) показывают тех учеников, которые не сделали профессиональный выбор.
Анализ полученных данных показывает наличие как общих, так и специфических личностных особенностей, обуславливающих профессиональное самоопределение учащихся.
К числу общих тенденций, характеризующих выборку респондентов в целом, относится следующее: преобладающему числу учащихся свойственно наличие мотивации на достижение успеха. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Кроме того, для них характерна экстраверсия, эмоциональная стабильность, независимость и низкий уровень тревожности. При этом у них преобладает направленность на себя, что проявляется в ориентации на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность.
Далее рассмотрим личностные особенности респондентов, не определившихся с профессией. Анализ их данных показывает наличие своеобразных особенностей, которые вероятно оказывают влияние на профессиональное самоопределение.
Результаты исследования по методике Кеттела, показали, что школьники с рассогласованием профессиональных интересов и намерений оказались эмоционально менее устойчивыми (фактор С), у них более выражены эгоистические тенденции (фактор G), они более конфликтны в группе (фактор Q3), более чувствительны к критике извне (фактор у4).
Также для данных испытуемых характерна интровертированность, эмоциональная нестабильность, а также подчиненность. Преобладающей для них выявлена мотивация избегания неудач, которая проявляется в потребности избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой.
Преобладающей направленностью для этих респондентов также является направленность на себя. Данный факт можно объяснить возрастными особенностями испытуемых, которые проявляются в повышенном эгоцентризме и зависимости от мнения окружающих, в особенности сверстников.
Более наглядно полученные результаты можно представить в виде диаграммы (рисунок 2):
Рисунок 2. Сравнительный анализ личностных особенностей школьников, выбравших профессию и школьников, не сумевшим определиться с выбором будущей профессии

Примечание:
Опросник Кеттелла: Тр. – тревожность, Эк. - экстраверсия, Эм. – эмоциональная (не)стабильность, Под. – подчиненность.
Опросник А.А. Реана: М.н. – мотивация на неудачу, М.у. – мотивация на успех.
Опросник Б. Басса: Н.с. – направленность на себя, Н.о. – направленность на общение, Н.д. – направленность на дело.
В результате соотнесения первого и второго этапов мы получили следующие данные: у 29% от общего количества испытуемых результаты тестов совпали с выбранной в начале эксперимента профессией (причём 22% основывались при выборе профессии на внешкольных занятиях, а 7% — на учебных предметах); 7% испытуемым по результатам тестов можно порекомендовать отказаться от обозначенной в начале эксперимента деятельности (все они входят в число тех, кого после школы будут «пристраивать» родители); 62% показали нейтральный результат (выбранная деятельность не проявилась ни в положительных, ни в отрицательных предпочтениях).
Самым правильным из выявленных факторов, если можно так сказать, является фактор ориентации на внешкольную деятельность, ориентация на учебный предмет фактор ненадежный, вредным можно назвать фактор «преемственности» (когда родители собираются «пристраивать» своих детей).
Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась лишь отчасти, так как, во-первых, фактор ориентации на учебный предмет следовал сразу после фактора ориентации на внешкольные занятия и при большей выборке (например, 1000 испытуемых) возможно, эти два фактора поменялись бы местами, особенно если в области где это исследование будет проводиться не созданы условия для большого выбора внешкольных занятий (здесь имеется в виду спортивные секции, кружки, клубы и т.д.). Во-вторых, выявлено, что опираться на учебный предмет при выборе будущей профессии не стоит, у испытуемых которые использовали этот фактор как основной очень мало совпадений с результатами тестов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нам бы хотелось обратить ваше внимание на следующее наблюдение. Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы. В этом смысле вклад в развитии профориентации могут сделать использованные в нашей работе активизирующие профессиональное самоопределение методы, более того, эти методы могут позволить развиваться и самому психологу- практику.
Проблема профессионального самоопределения и связанная с ней профессионального самосознания актуальны для молодежи современного периода нашего общества - в период перехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынуждено меняет свои профессии и специальности, другая, вопреки актуальным условиям и материальным интересам, остается верной избранной несколько десятков лет назад профессии, несмотря на падение ее престижа в обществе. Идеологический кризис современного общества создает достаточно серьезные ограничения и преграды на пути развития этико-мировоззреченских и ценностно-нравственных основ профессионального сознания молодежи. Прежде всего, это обесценивание честного квалифицированного труда в нашем обществе, что является следствием глобальной проблемы - отсутствия на данном этапе развития общества, последние приводят к потере ценностно-нравственных ориентиров в жизни человека. Но, с другой стороны, в настоящее время существуют уникальные возможности для полноценного и свободного личностного самоопределения всех членов общества. Человек является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессиональной адаптации.
Таким образом, развитие человека как субъекта труда возможно при:
сформированности социально обусловленной активной жизненной позиции, совпадающей как с интересами общества, так и с его собственными;
овладении общими и конкретными знаниями, полнотой их осознания;
сформированности профессионального самосознания.
















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вавилов Ю. П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. канд. дис.— Ярославль, 1996.— 20 с.
Виноградова М. Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии.— М, 1991,— 55 с.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. - М., 1990.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов: Феникс, 1996.
Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984.
Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов.— Вильнюс, 2000.— 25 с.
Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности.— Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 51.
Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Смысл, 1999.
Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., 1991.
Смирнов А. Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис.— Л., 1975.— 23 с.
Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации школьников.— Вопросы психологии, 1971, № 1, с. 14—19.
Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.— М., 1981.— 96 с.




31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Вавилов Ю. П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. канд. дис.— Ярославль, 1996.— 20 с.
2.Виноградова М. Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии.— М, 1991,— 55 с.
3.Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.
4.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
5.Климов Е. А. Как выбирать профессию. - М., 1990.
6.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов: Феникс, 1996.
7.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984.
8.Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов.— Вильнюс, 2000.— 25 с.
9.Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности.— Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 51.
10.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Смысл, 1999.
11.Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. - М., 1991.
12.Смирнов А. Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис.— Л., 1975.— 23 с.
13.Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации школьников.— Вопросы психологии, 1971, № 1, с. 14—19.
14.Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.— М., 1981.— 96 с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают у старших школьников в процессе самоопределения?

Старшим школьникам часто сложно определиться с выбором профессии, что вызывает у них стресс и неуверенность в будущем. Они сталкиваются с недостатком информации о различных профессиях и не знают, чем они на самом деле интересуются. Кроме того, в современных условиях существуют новые профессии, которые раньше не существовали, и старшим школьникам может быть сложно представить себя в этих профессиях. Еще одной проблемой является влияние социального окружения, когда родители или учителя оказывают давление на выбор профессии и старшеклассники часто чувствуют, что они должны удовлетворить ожидания других людей, а не свои собственные.

Что такое профессиональное самоопределение и как оно связано с самоопределением старших школьников?

Профессиональное самоопределение - это процесс осознания и выбора профессии, который связан со смыслом жизни и удовлетворением личных потребностей. Для старших школьников это важный этап их самоопределения, так как они сталкиваются с необходимостью выбора будущей профессии и планирования своей карьеры. Профессиональное самоопределение включает в себя осознание собственных интересов, умений и ценностей, а также изучение информации о различных профессиях и рассмотрение возможностей образования и трудоустройства.

Какие типы и уровни профессионального самоопределения существуют?

Существуют различные типы и уровни профессионального самоопределения. К типам профессионального самоопределения относятся: реальное (основанное на реальных информационных источниках), желаемое (связанное с целями и желаниями личности), идеализированное (представление о профессии на основе образовательной и профессиональной информации), компромиссное (промежуточное решение, учитывающее социальные и экономические факторы). Уровни профессионального самоопределения включают: индивидуальный (развитие профессионально-психологического потенциала личности), групповой (учет социального окружения и влияния сверстников), общественный (соответствие выбранной профессии требованиям общества и рынка труда).

Какие проблемы возникают у старших школьников в процессе самоопределения?

Проблемы самоопределения у старших школьников могут быть различными. Некоторые из них включают неопределенность по выбору профессии, недостаток информации о различных вариантах карьеры, конфликт между личными интересами и ожиданиями окружающих, страх неудачи, сложность принятия решений и многое другое.

Что такое профессиональное самоопределение?

Профессиональное самоопределение - это процесс, в ходе которого личность осознает свои профессиональные интересы, склонности, ценности и осуществляет выбор профессии, которая соответствует ее индивидуальным потребностям и жизненным целям.

Какие типы и уровни профессионального самоопределения существуют?

Существуют различные типы профессионального самоопределения, такие как "статическое" (когда личность выбирает профессию и не изменяет ее на протяжении жизни) и "динамическое" (когда личность может менять профессию в зависимости от изменяющихся условий). Уровни профессионального самоопределения могут включать выбор самой профессии, выбор конкретного места работы и выбор различных профессиональных ролей.

Какую роль играют мотивация и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении личности?

Мотивация и ценностные ориентации играют важную роль в профессиональном самоопределении личности. Мотивация определяет человека в поиске и достижении своих профессиональных целей, а ценностные ориентации помогают определить, что для личности является важным и ценным в профессиональной сфере.

Какие методологические аспекты изучаются при исследовании профессионального самоопределения?

При исследовании профессионального самоопределения изучаются такие аспекты, как понятие самоопределения, типы и уровни самоопределения, роль мотивации и ценностных ориентаций, факторы, влияющие на самоопределение, методы изучения самоопределения и другие вопросы, связанные с темой.

Какова роль мотивации и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении личности?

Мотивация и ценностные ориентации играют важную роль в процессе профессионального самоопределения старших школьников. Мотивация определяет направленность и уровень активности личности в достижении своих профессиональных целей. Ценностные ориентации же помогают определить предпочтения и приоритеты в выборе профессии. Например, если старшеклассник ценит высокий уровень дохода и социального статуса, то его выбор может быть связан с профессиями, предлагающими высокие заработки и престиж. В то же время, если у него важнее личное удовлетворение от работы и помощь другим, то выбор может сосредоточиться на социальных профессиях.