Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Этапы развития детского мышления

  • 31 страница
  • 21 источник
  • Добавлена 06.02.2007
246 руб. 820 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Этапы развития детского мышления


Введение……………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Анализ педагогической литературы
1.1. Теоретическое исследование развития детского мышления….стр.5
1.2. Общая характеристика мышления детей раннего возраста, этапы развития мышления……………………………………..…………....стр.8
1.3. Методы изучения мышления детей раннего возраста (описание методик)………………………………………………………………стр.14
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы формирования мышления…………………………………………………………….стр.18
Заключение…………………………………………………………..стр.29
Литература…………………………………………………………...стр.30
Фрагмент для ознакомления

Качественный анализ покажет, какой вид наглядно-действенного мышления является характерным для той или ной возрастной группы дошкольников. Проверив полученные на практике данные, сделаем психолого-педагогические выводы о путях умственного воспитания в дошкольном возрасте для формирования наглядно-действенного мышления дошкольников.
Эксперимент осуществлялся с участием шести детей в возрасте от 4 до 6 лет.
В начале эксперимента каждый ребенок рассказал о том, что он будет делать. В ходе эксперимента, данные о его протекании заносились в таблицу. Необходимо отметить, что при нерешительных действиях детей с предметами в экспериментальных ситуациях, особенно после неудачной попытки выполнения задания необходимо было оказывать поддержку и давать указания.
Проведение эксперимента:
I проба
(Сравнить количество жидкости в 2-х сосудах)
II проба
(Сравнить пуговицы по величине)

1 проба (сосуды с водой)
Перед ребенком ставится два сосуда (литровые банки), в них налито одинаковое количество воды. Ребенку задается вопрос: Посмотри внимательно, одинаковое количество воды налито в сосудах? (ответ ребенка) Затем, на глазах у ребенка, из одного сосуда переливают воду в сосуд другой формы (в вазу) и задают следующий вопрос: « Одинаковое количество воды налито в сосудах?
П/№ Фамилия, имя ребенка Сосуды одинаковой формы Сосуды разной формы 1. Смирнов Даниил, 4 г. - Как ты думаешь, в банках одинаковое количество воды или нет?
-Да, в баночках воды налито одинаково(ребенок внимательно смотрит на банки с водой).
Ты уверен?
Да. Хорошо…Смотри, я переливаю из одной баночки воду в другую, узкую. Посмотри, посмотри одинаковое количество воды теперь?
- Нет, воды стало не одинаково налито. В узкой баночке (вазе) воды больше, чем в «толстенькой баночке» 2. Иванова Лена, 4 г. - Как ты думаешь, в этих банках одинаковое количество воды или нет?
-В банках налито одинаково воды.
Ты уверена?
Да, одинаково. - А теперь, посмотри, я переливаю из этой баночки воду в другую узкую. Посмотри, теперь количество воды одинаково или нет?
Нет, теперь в «длинненькой» баночке воды стало больше, чем в «толстенькой» баночке.
Ты уверена?
Да.
3. Лысов Ярослав, 5 л. Посмотри внимательно на эти баночки, одинаковое ли количество воды в них?
- В банках налито одинаковое количество воды. - А теперь , смотри, я переливаю из этой банки воду в более узкую. Одинаковое количество воды налито в банках?
В узкой банке воды налито больше, чем в другой банке.
Ты, уверен?
Да, я уверен. 4. Пронина Лена, 4 г. - Леночка, посмотри, одинаковое количество воды в баночках или нет?
Да, в баночках одинаковое количество воды налито.
Ты уверена?
Да. - А теперь, посмотри, мы переливаем из одной баночки воду в другую, количество воды по прежнему одинаково?
Нет, теперь в баночках стало воды налито не одинаково, в «толстенькой баночке» воды меньше, чем в «тоненькой баночке». 5. Семенов Дима, 6л. - Дима посмотри внимательно, одинаковое количество воды в этих баночках или нет?
- В обеих банках налито одинаковое количество воды. - А теперь, мы перельем воду из одной баночки в баночку другой формы. Одинаковое количество воды теперь или нет?
В баночках одинаковое количество воды. Не смотря на то, что баночки разные количество воды одно и тоже, мы её просто переливаем из одной банки в другую.
Ты уверен?
Да. Ведь воды сколько было, столько и осталось.


6. Ораевская Лиза, 6 л. - Лизонька, посмотри внимательно на эти две баночки и скажи, одинаковое количество воды в них налито или нет?
Да, в банках одинаковое количество воды.
Ты уверена?
Да, уверена. - А сейчас, когда мы перелили воду в другую баночку?
- И сейчас в банках одинаковое количество воды, просто банки разные по форме, а воды столько же.
Дети хорошо понимают инструкцию, внимательно наблюдают за действиями экспериментатора (когда экспериментатор переливает воду из одного сосуда в другой), обосновывают свои ответы. В основном все дети в этом эксперименте сказали, что количество воды после переливания из одной банки в другую стало больше (дети в возрасте от4-х до 5-ти лет), т. к. они еще не понимают, что от изменения формы сосуда количество жидкости не меняется. А дети 6-ти лет сделали правильные выводы, т. к. уже понимают, что количество не меняется от изменения объема.
2 проба.
Эксперимент осуществлялся с участием шести детей в возрасте до трех лет.
При проведении исследования детям предлагались следующие диагностические задания:
1. Сосчитать количество пуговиц.
2. Выложить второй такой же ряд из пуговиц (по количеству).
3. Сравнить первый ряд со вторым.
Экспериментатор выкладывает перед ребенком 8 пуговиц одинакового цвета и просит сосчитать пуговицы. Затем просит ребенка рядом выложить столько же других пуговиц. И спрашивает ребенка, одинаковое количество пуговиц или нет. Затем, экспериментатор раздвигает один ряд пуговиц и спрашивает, одинаковое ли количество пуговиц сейчас.
П/№ Фамилия, имя ребенка Два одинаковых ряда пуговиц Один ряд видоизменен 1. Смирнов Даниил, 4г. Посмотри, сколько пуговиц лежит перед тобой?
Восемь.
Выложи пожалуйста на стол еще столько же пуговиц. Посмотри, одинаковое ли количество пуговиц в этих двух рядах?
Да, одинаковое. Экспериментатор раздвигает один ряд пуговиц.
- Посмотри, одинаковое ли количество пуговиц
сейчас?
Нет в первом ряду пуговиц меньше, чем во втором.
Ты уверен?
Да. 2 Иванова Лена, 4г. Леночка, посмотри, на столе лежат пуговицы, сосчитай их и выложи столько же пуговиц.
Сколько пуговиц?
Восемь.
А одинаковое количество пуговиц в двух рядах или нет?
Одинаковое. Раздвинули один ряд пуговиц.
Леночка, посмотри, а теперь одинаковое количество пуговиц или нет?
Нет, не одинаковое. В моем ряду их больше. 3. Лысов Ярослав, 5л. _ Ярослав перед тобой лежат пуговицы, сосчитай их.
Пуговиц восемь.
Выложи столько же пуговиц в следующем ряду. Одинаковое количество пуговиц в рядах или нет?
Одинаковое.
Ты уверен?
Да, в первом восемь и здесь восемь. Раздвигаем один ряд.
_ А теперь одинаковое количество пуговиц или нет?
- Нет, не одинаковое, в этом ряду больше пуговиц стало( показывает на раздвинутый ряд). 4. Пронина Лена, 5л. Леночка, ты выложила тоже восемь пуговиц, одинаковое ли количество пуговиц в рядах?
- Да. - А сейчас, когда мы раздвинули один ряд, одинаковое количество пуговиц в рядах или нет?
Нет, в этом стало больше (показывает на раздвинутый ряд).
А давай опять их сдвинем, а сейчас одинаковое количество или нет?
Да, одинаковое. 5. Семенов Дима, 6л. Перед тобой лежат пуговицы, сосчитай их.
Их восемь.
А теперь выложи столько же пуговиц рядом, скажи одинаковое ли количество пуговиц в этих двух рядах?
Да. Раздвигаем ряд пуговиц.
А теперь одинаковое количество или нет?
(считает пуговицы) Да, одинаково.
Ты уверен.
Да, уверен, там восемь и здесь тоже восемь. 6. Ораевская Лиза, 6л. Лизонька, перед тобой лежат пуговицы, сосчитай их.
Сосчитала, их восемь.
Выложи столько же пуговиц. Скажи пуговиц одинаковое количество в обеих рядах, или нет?
Одинаковое. Лизонька, а теперь мы раздвинем пуговицы в одном ряду, скажи теперь их количество одинаково или нет?
Конечно, одинаково, ведь мы же ни одной пуговицы не убрали.
При выполнении задания, дети прекрасно понимали инструкцию. С удовольствием считали и выкладывали пуговицы. Дети 4-х и 5-ти лет утверждали, что при увеличении расстояния между пуговицами их количество увеличивалось. А дети 6-ти лет утверждали, что количество пуговиц не меняется. Отсюда можно сделать вывод, что дети 4-х, 5-ти лет еще не понимают, что от изменения местоположения предметов их количество не меняется. В отличии от них дети 6-ти лет это прекрасно понимают и даже грамотно обосновывают свой ответ.




















Заключение
Обобщая результаты проведенных нами экспериментов, можно отметить следующие факты:
1. Практически все дети самостоятельно справились с заданиями, прекрасно понимали инструкции, с удовольствием считали и сравнивали.
2. Как следует из описаний детьми действий, которые они собираются совершать, дети понимают задачу и хорошо представляют конечную цель. В ходе игры повышался уровень ориентировке детей в пространстве.
3. Результаты экспериментов показали, что дети проявили высокую активность при выполнении игрового задания. Дети 6-ти лет выполняли задание более точно, чем дети 5-ти и 4-х лет.
Отсюда можно сделать вывод, что к 6-ти годам дети прекрасно понимают, что от изменения формы или месторасположения предметов их количество не изменяется.
И чем больше ребенок занимается практической деятельностью, тем лучше у него развито наглядно- действенное мышление.
Таким образом, проблема изучения этапов развития детского мышления очень актуальна и интересна для исследователей, занимающихся развитием детей дошкольного возраста. Постоянно появляются различные новые методики изучения развития мышления, теоретические аспекты по данной проблеме также все время пополняются и добавляются новые сведения об этапах формирования детского мышления.






Литература
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
Дональдсон Маргарет. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
Год Фруа Что такое психология. – М., 2005.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М. - 1986.
Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
Леонтьев А. Н. Очерки психологии детей. - М., 1950.
Люблинская А. А. Детская психология. М. - 1981.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Методическая разработка по теме «Мышление» / состав. Маслов А. С. - М. - 1994.
Новоселова С. П. Развитие мышления в раннем возрасте. - М. - 1978.
Поддьяков Н. К. Мышление дошкольника. - М. - 1977.
Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961.
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /под ред. А. В. Запорожца. Д. Б. Эльпопина. -М. - 1964.
Психология внимания и мышления (метод. разработка д/учителей и студентов) - М. - 1980.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
Смирнов А. А. Избранные психологические труды. - М., 1987.
Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - 1981.



















3

Литература
1.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
2.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
3.Дональдсон Маргарет. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
4.Год Фруа Что такое психология. – М., 2005.
5.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М. - 1986.
6.Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
7.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
8.Леонтьев А. Н. Очерки психологии детей. - М., 1950.
9.Люблинская А. А. Детская психология. М. - 1981.
10.Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
11.Методическая разработка по теме «Мышление» / состав. Маслов А. С. - М. - 1994.
12.Новоселова С. П. Развитие мышления в раннем возрасте. - М. - 1978.
13.Поддьяков Н. К. Мышление дошкольника. - М. - 1977.
14.Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
15.Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
16.Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961.
17.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /под ред. А. В. Запорожца. Д. Б. Эльпопина. -М. - 1964.
18.Психология внимания и мышления (метод. разработка д/учителей и студентов) - М. - 1980.
19.Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
20.Смирнов А. А. Избранные психологические труды. - М., 1987.
21.Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - 1981.

Проблемы развития детского мышления в условиях зрительной патологии (ранний и младший дошкольный возраст)

Проблемы развития детского мышления в условиях зрительной патологии (ранний и младший дошкольный возраст)

М. В. Павлова

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. В настоящее время в отечественной психологии достаточно четко описаны три этапа развития детского мышления: ясно,-усиливается, ясно в форме и словесно-логическое.

Важность изучения ясно, эффективных форм мышления, по мнению Н.N.Поддьякова, состоит в том, что некоторые ошибки, допущенные в его развитии, отрицательно сказывается на всех последующих этапах умственного развития ребенка [8]. В психологические исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, A., Рузской [5], А., Литвака [7], Л. И. Солнцевой [9] и других авторов убедительно доказывается, тесная взаимосвязь между процессами восприятия и мышления,но также имеет большое значение предмет деятельности в развитии этих процессов у детей. Исследование описательное-эффективных форм мышления у дошкольников с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в развитии психического. Однако, на сегодняшний день в тифлопсихологии не проводилось исследований, посвященных проблемам формирования и развития наглядно-действенного мышления у детей со зрительной патологией. Неизученность, и, кроме того, большое значение для компенсации дефекта указывает на актуальность проблемы, которые заслуживают самостоятельного изучения.

По данным психологических исследований, s-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем и дошкольном возрасте. Остановимся на основных предпосылках формирования и развития.

самым большим достижением раннего возраста является овладение ребенком способности, чтобы быть перемещены. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Напряжение, чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Это достигается совместной функции зрения, кинестезии и осязания. Приближается объект на который он смотрит, ребенок практически осваивает его расстояние и направление. Освоив передвижение, ребенок получает больше возможности расширить круг вещей, которые становятся объектами его познания. Он обнаруживает способность обрабатывать различные объекты. Новые элементы генерируют новые способы исследования, раскрываются ребенка скрытые до этого свойства вещей и связи между ними.

Узнать стоимость работы