Вам нужна дипломная работа?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

"Орнамент в прикладном искусстве как способ передачи информации между поколениями".

  • 90 страниц
  • 34 источника
  • Добавлена 15.07.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Орнамент как способ передачи информации между поколениями
1.1. Основные этапы развития, специфика и структура орнамента в связи с его содержательной стороной
1.2. Основные виды и типы орнаментов и их роль в передаче информации между поколениями
Выводы по первой главе
Глава 2. Роль орнамента в системе трансляции национальной культуры
2.1. Сохранение традиций народного декоративно-прикладного искусства в современном российском искусстве орнамента
2.2. Методы и приемы обучения орнаментальной композиции
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2

Фрагмент для ознакомления

В результате обучения дети должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться оборудованием и инструментами для плетения кружева на коклюшках, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда при работе с материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно.
При разработке системы занятий факультативного курса «Кружевоплетение на коклюшках» учитывались следующие принципы:
воспитывающего характера трудовой деятельности;
научности (соблюдение терминологии и др.);
связи теории с практикой;
систематичности и последовательности;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся детей;
доступности и посильности;
творческой самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, выставка, творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый, исследовательский.
Основные педагогические приёмы:
- формирования взглядов обучающихся (убеждение, пример, разъяснение, обсуждение);
- организации деятельности (упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, оценка, взаимооценка и пр.);
- сотрудничества (педагог и ученик являются партнёрами в процессе образования).
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Дидактический материал:
- таблицы-памятки, схемы, технологические карты;
- альбомы с образцами орнаментов и изделий из кружев, фотографиями.
Материалы, оборудование и инструменты для плетения кружева на коклюшках: нитки (пряжа), подушки для кружевоплетения с подставками, инструменты кружевницы.
Организация рабочего места.
  Рабочее место должно быть хорошо освещено. При естественном освещении свет должен падать слева. При освещении лампами накаливания, помимо общего освещения, рекомендуется достаточное дополнительное местное освещение, лучше всего лампами на кронштейне. Лампа должна располагаться слева, свет от неё не должен попадать в глаза, слепить.
В работе важна посадка, удобная поза: корпус слегка наклонен вперед, руки согнуты в локтях, грудь свободна, ноги стоят на полу или упираются в подставку. Нельзя держать работу близко перед глазами. Это быстро утомляет. Оптимальным считается расстояние 30-40 см.
Неправильная посадка вызывает усталость, чувство недовольства. Особенно при длительной работе и неправильном положении - головные боли, боли в затылке и шее. Наоборот, удобная поза, мягкое освещение способствуют созданию хорошего настроения, благодаря чему плетение на коклюшках доставляет удовольствие.
Необходимо помнить о том, что при выполнении сцепного кружева положение подушки всегда должно меняться так, чтобы долевое плетение полотна располагалось напротив лица.
При плетении следует делать перерывы, во время которых полезна гимнастика для рук, кистей, для снятия усталости и общая гимнастика для расслабления.
При работе не следует забывать о технике безопасности при работе с булавками, ножницами, иглами. Необходимо следить, чтобы эти предметы имели свое место: иглы хранились в специальных игольницах или игольницах магнитного типа.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (приветствие);
2) организация рабочего места;
3) повторение пройденного материала;
4) изучение нового материала;
5) практическая работа;
6) физкультминутки;
7) подведение итогов, анализ, оценка работ;
8) приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные составляющие не обязательно использовать на каждом занятии. Творческий характер системы занятий позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником не только знаний, умений и навыков, но и источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Ожидаемые результаты занятий:
Главным результатом является приобретение знаний, умений и навыков, понимание роли орнамента в прикладном искусстве как способа передачи информации между поколениями, создание каждым обучающимся своих оригинальных изделий. Главным критерием оценки ребенка является его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
Тематический план занятий факультативного курса «Кружевоплетение на коклюшках» и содержание занятий факультативного курса «Кружевоплетение на коклюшках» приведены в Приложении.
Таким образом, разработанная система занятий факультативного курса «Кружевоплетение на коклюшках» является актуальным, интересным и практически значимым видом творческих занятий, включающим изучение основ кружевоплетения на коклюшках и изучение орнаментальной композиции русского коклюшечного кружева. В процессе обучения рекомендуется использование на занятиях различных методов и приемов: наглядных, словесных и практических. Основными приемами являются показ приемов изготовления, объяснение задачи и условий ее выполнения, показ отдельных технических приемов работы, анализ и оценка процесса работы и готовой продукции.
Выводы по второй главе

1. Народное орнаментальное искусство с его древней символикой, обрядовой и обереговой функциями, существует не как отголосок архаики, а продолжает в настоящее время развиваться. Народный орнамент приобретает новую значимость, прежде всего как духовный феномен, поскольку сохраняет и развивает базовую систему ценностей, отношений человека с миром. В современном искусстве России происходит изменение строя орнамента, его ритмической основы, и в то же время зарождается новый орнамент, в ином качестве. Орнамент возвращается к своим истокам – к процессу декорирования вещи еще во время ее создания. Традиционное выступает в народном орнаментальном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школ народного искусства.
2. Один из наиболее красивых видов декоративно-прикладного творчества является кружевоплетение на коклюшках. В творческом процессе кружевоплетения каждая кружевница может внести в орнамент кружева, опираясь на лучшие традиции народного декоративно-прикладного искусства, свое видение мира, свое понимание прекрасного. На занятиях рекомендуется использование сочетания наглядных, словесных и практических методов обучения. Основными приемами являются показ приемов изготовления орнаментальной композиции, объяснение задачи и условий ее выполнения, показ отдельных технических приемов работы, анализ и оценка процесса работы и готовой продукции. Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации.

Заключение

В настоящее время наблюдается нарастание интереса к национальной художественной культуре, к проблемам культурной самоидентификации. Растет интерес к истории традиционной культуры России и, в частности, декоративно-прикладного искусства. При этом особенно актуальной становится проблема сохранения народного прикладного искусства в условиях урбанизации и технического прогрессом. Изменение образа жизни и разрушение традиций прошлого подрывает устои естественного механизма сохранения и передачи основ национальной культуры. Исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни российской семьи. Сегодня имеются отдельные территории, где сохранились мастера - носители традиционной культуры, которую, в то же время, зачастую некому передавать, так как там не остается молодежи или отсутствует интерес к культуре прошлого. Поэтому возникает острая необходимость фиксации того, что сохранилось в памяти носителей традиции, поддержания и оживления традиционного народного творчества. В связи с этим приобретает актуальность проблема воспроизведения, сохранения и передачи культурного традиционного материала, дополнения его современными технологиями, элементами современного обучения.
Специалисты рассматривают орнамент как выражение духа времени, как основу возникновения и развития стиля. Создаваемая человеком материально-художественная культура способствует формированию определенного типа мышления, созданию идеальной социокультурной модели личности, соответствующей требованиям времени. Орнамент как проводник стилевых особенностей является, в частности, предметом специального рассмотрения в трудах по истории художественных стилей, по истории орнаментального искусства. Большое значение для разработки теоретических проблем художественного образа в искусстве орнамента имеют работы в теоретическом искусствознании, касающиеся общих проблем стиля. Теория стиля на современном этапе обретает все большую актуальность, эстетическая природа орнаментального искусства определенного периода, связи его образности с основополагающими проблемами современной ему художественной культуры находят отражение в работах, посвященных особенностям исторического происхождения и развития отдельных стилей и стилевых направлений.
В исследованиях в области искусства орнамента, в том числе – орнамента кружев, это декоративно-прикладное искусство рассматривается как важный духовно-материальный знак, выражение основ национальной культуры, национального мировоззрения, эстетических взглядов. Благодаря широкому распространению, глубокой внедренности в жизнь народа, устойчивости мотивов и композиций орнамент является важным показателем своеобразия национального искусства, его развития, межкультурных контактов и взаимных влияний культур.
Искусство плетения ажурного узора из нитей с помощью деревянных палочек-коклюшек было известно мастерицам давно, однако широкое распространение оно получило в России в конце XVIII—XIX веках. Этот сложный, но необычайно увлекательный вид творчества не исчез и в наши дни. Искусство кружевоплетения получило активное развитие на предприятиях художественных промыслов России, расположенных в традиционных центрах кружевоплетения Вологодской, Рязанской, Вятской и других областей.
При ограниченном наборе приемов плетения вариантов одного и того же рисунка в композициях было множество. Поражает фантазия народных мастериц, которые могли создавать рукотворную красоту, совершенную по узору, колориту и технике плетения. Лучшие образцы народного творчества продолжают вдохновлять современных мастеров кружевоплетения.
В данной работе рассмотрены методы и приемы обучения орнаментальной композиции, а также разработана система занятий факультативного курса «Кружевоплетение на коклюшках». Занятия построены по принципу нарастания сложности и учитывают возрастные особенности обучающихся. Факультативный курс «Кружевоплетение на коклюшках» позволяет детям изучить основы кружевоплетения на коклюшках, а также изучить композицию орнамента русского коклюшечного кружева. В перспективе обучающиеся могут продолжить изучение этого интересного и полезного вида декоративно-прикладного творчества. Для кого-то занятия курса станут основанием для выбора будущей специальности.
Изучение орнамента в прикладном искусстве в процессе занятий факультативного курса «Кружевоплетение на коклюшках» не только способствуют развитию творческих способностей обучающихся и совершенствованию мастерства кружевоплетения на коклюшках, но и способствуют передаче информации между поколениями.
Таким образом, доказана гипотеза данного исследования: обучение орнаментальной композиции будет эффективно способствовать развитию декоративно-прикладного творчества обучающихся, если: орнамент в прикладном искусстве будет рассматриваться как способ передачи информации между поколениями; в процессе обучения орнаментальной композиции будут использованы эффективные методы и приемы.
Библиографический список

Алексеев, С.С. Архитектурный орнамент [Текст] / С.С. Алексеев; - М.: Госстройиздат, 1954. – 246с.
Афонькин, С.Ю. Орнаменты народов мира: Практическое пособие [Текст] / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина; – СПб.: Кристалл, 1998. – 259 с.
Бадяева, Т.А. Орнамент в народном искусстве [Текст] / Т.А. Бадяева // Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП; – М.: 1982. -118с.
Береснёва, В.Я. Вопросы орнаментации ткани [Текст] / В.Я. Береснёва, Н.В. Романова; − М.: Лёгкая индустрия, 1977. - 192с., ил.
Бурлешина, Н. Пути развития ручного коклюшечного кружева в России [Электронный ресурс] / Н.Бурлешина, Н.Науменкова / http://www. koklkru.ru/public/48.
Буткевич, Л. М. Орнамент как процесс [Текст] / Л.М. Буткевич; – М.: Владос, 2002. - 360 с, ил.
Буткевич, Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. Изобразительное искусство [Текст] / Л.М. Буткевич; – М.: ВЛАДОС, 2008. – 267 с., ил.
Ванслов, В. О декоративности [Текст] / В. Ванслов // Творчество. – 1972. - № 7 – С. 16-19.
Ворончихин Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы [Электронный ресурс] / Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова / http: // www.bibliotekar.ru /ornamenty/74.htm
Гартман, К.О. Стили [Текст] / К.О. Гартман; – М.: Искусство, 2000. – 205 с.
Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа [Текст] / Ю.Я. Герчук; – М.: Галарт, 1998. – 87 с.
Горнова, Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст] / Л.В. Горнова; - Волгоград. 2008. – 92 с.
Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под. ред. О.Е.Лебедева; – М.: ВЛАДОС, 2000. – 302 с.
Ивановская, В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И. Ивановская; – М.: Изд-во В.Шевчук, 2006. – 287 с.
Кильчевская, Э. В. От изобразительности к орнаменту [Текст] / Э.В.Кильчевская; - М.: Наука, 1968.
Климова, Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево [Текст] / Н.Т. Климова; - М.: Изобразительное искусство, 1993. – 224 с.:ил.
Лескова И.А. Орнамент как визуальная модель картины мира / От мифа к метафоре. Семантические и конструктивные аспекты орнаментального творчества: учеб. пособие [Текст] / И.А. Лескова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ Перемена, 2011. – С. 3-7.
Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век [Текст] / Некрасова М.А.; - М., 2003. – 154 с.
Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменский; - М.: Просвещение, 2005. - 156 с.
Орнамент всех времен и стилей [Текст] / В 2-х т.; М., 2004.
Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству [Текст] / С.М. Петкова; – Изд. 3-е., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 507 с.: ил.
Райли, Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма [Текст] / Н. Райли / Пер. с англ.; – М.: ООО «МАГМА», 2004. – 544., ил.
Рожкова А.И. Цветное кружево на коклюшках. – Рязань, 2008.
Светлова, Л.П. Азбука орнамента. [Текст] / Л.П. Светлова; – М.: Гном-Пресс, 1998. – 346 с.
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина; - М.: Академия, 2002. - 576 с.
Соколова, Т. М. Орнамент – почерк эпохи [Текст] / Л.П. Светлова; – Л.: Аврора, 1972. – 112 с.
Сокольникова, Н.М. История стилей в искусстве: учеб. пособие [Текст] / Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн; – М.: Гардарики, 2006. – 395 с.: ил.
Сорокина, М. А. Кружева России. Вологодское кружево [Текст] / М.А.Сорокина; - М., 2001. –182 с.
Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве начала века [Текст]; — М., 1997. - 432 с.
Урываева, И.А. Кружевоплетение на коклюшках [Текст] / И.А.Урываева; – М., 2001. - 252 с.
Фалеева, В.А. Русское плетёное кружево [Текст] / В.А. Фалеева; - Л.: Художник РСФСР, 1983. – 328 с.
Фокина, Л.В. Орнамент: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Фокина; – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. –208 с. : ил.
Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы [Текст]; - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 318 с.:ил.
Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей [Текст] / Под ред. С.Кэлоуэй. Изд. 2-е, доп. и переработанное. – Пер. с англ.; – М.: ОАО МАГМА, 2006. – 592 с., ил.


Приложение 1



Рис. 1. Символика русского геометрического орнамента
Элементы орнаментальных композиций русского кружева



А)

Рисунок 2. Элементы геометрического орнамента парного русского кружева из полотнянки, сетки, плетешков и насновок:
А) 1-3 – ромб, пышка, денежка; 4 – две пышки; 5 – свечка; 6,7 – мушка; 8 – три мушки; 9 – глазок; 10 – ромбы, кольца, круги; 11 – денежка, глазастые, медальон; 12 – квадрат, карточка; 13,14 – таракашка, черепашка; 15 – черепашка; 16 – клинушек; 17 – клинушек, сухарик, сапожок; 18 – елочка; 19 – глазок; 20 – большой глаз; 21 – бантик; 22 – барабан; 23 – дуга, зигзаг; 24 – пряник, сухарик, конфетка; 25 – ключик; 26 – гусик; 27 – косая дорожка; 28 – бубны; 29 – червочки.




Б)
Б) 1 – кольчики; 2,3 – пустышка, денежка; 4,5 – жучок, паучок, пуговка; 6 – колесик; 7 – сетчатый колесик; 8 – калач; 9 – калач; 10 – калачик; 11 – репей; 12 – жуковатый; 13 – кораблик; 14 – речка; 15-19 – две речки; 20 – речки







Рисунок 3. Элементы орнамента русского кружева
в) 1 – гулички, вороньи глазки; 2 – мизгирь (комар); 3 – крестик; 4,5 – звездочка; 6,7 – елочка; 8 – березка; 9 – елочка, рыбка; 10 – овсинка; 11,12 – восьмеричок, виноград; 13 – цветочек; 14 – бубновая; 15 – паутинка, цветок; 16 – кудрявчик; 17 – вороний глаз; 18 – гребешок; 19 – репей; 20 – звездочки с бородавками (насновки, свернутые вдвое); 21,22 – солнышки, месяцы; 23, 24 – звездочки; 25 – славянский мотив, славянская роза; 26 – гребешок.






Рисунок 4. Решетки парного русского кружева из плетешков, полотнянки и сетки: 1 – тюлевая с шестигранными ячейками; 2 — тюлевая с четырехгранными ячейками; 3 – московская (французская); 4 – камфорная; 5 – квадратная (немецкая); 6 – жемчужная (жемчужка); 7 – гречишка (горечишка); 8 – паучковая и др.



Рисунок 5. Кружево-край. г. Елец. Начало 20 века.


Рисунок 6. Элементы композиции орнамента - птицы



Рисунок 7. Элементы композиции орнамента - растительные мотивы



Рисунок 8. Элементы композиции орнамента - звери

Приложение 2

Тематический план занятий факультативного курса «Кружевоплетение на коклюшках»
Урок Тема Кол. часов 1 Из истории орнамента в кружевоплетении на коклюшках. Инструменты и оборудование. 2 2 Виды кружевного орнамента. Подготовка к плетению кружева. 2 3 Особенности орнаментальной композиции вологодских кружев. Элемент плетения плетешок.
Плетешковый орнамент
2 4 Плетешковые кружева 2 5 Плетешковое кружево «Пико» 2 6 Изделия из плетешка 2 7 Полотнянка 2 8 Полотнянка с перевивом крайних долевых пар 2 9 Полотнянка в перевив всех пар 2 10 Полотнянка «за пару», с ровным краем 2 11 Скань 2 12 Сеточка 2 13 Орнамент кружева-край на основе сеточки 2 14 Кружева на основе сеточки 2 15 Цветочек из сеточки 2 16 Насновка 2 17 Орнамент из насновок 2 Итого 34
Примечание: содержание бесед по истории орнамента в кружевоплетении на коклюшках, видам кружева и их орнаментальной композиции - см. параграф 1.2 данной работы. При разработке занятий использованы материалы А.И. Рожковой [23] и И.А. Урываевой [30].
Содержание занятий факультативного курса «Кружевоплетение на коклюшках».
Урок 1. Из истории орнамента в кружевоплетении на коклюшках. Инструменты и оборудование.
Цель: знакомство с историей кружевоплетения на коклюшках, инструментами, подготовкой к работе
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога об истории орнамента в кружевоплетении на коклюшках. Ответы на вопросы детей.
3) Показ изделий декоративно-прикладного кружевного искусства и иллюстраций из альбомов – украшение одежды плетеным из кружев орнаментом.
4) Показ инструментов, пояснения педагога. Главным инструментом для плетения кружев являются подушка-валик, образец кружевного рисунка – сколок, коклюшки, с намотанными на них нитками, и булавки. Чтобы подушка была более устойчивой, её кладут на подставку, состоящую из двух рам, по внешнему виду напоминающих «козла», скрепленных посередине ботами. На верхнюю часть этой подставки кладется полотно. Подставка должна быть такого размера, чтобы можно было работать сидя. Вместо неё можно использовать решето, корзиночку, в которые вкладывается валик. Одним из главных приспособлений при плетении кружев является коклюшка – деревянная палочка с шейкой, на которую наматывается нить. Для закрепления работы на подушке – валике требуются булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. При работе парносцепной техникой плетения применяется вязальный крючок, величина головки которого определяется величиной применяемых при плетении ниток и булавок.
Сколок – это технический рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне. Узор на сколке наколот или напечатан точками (при массовом изготовлении сколков) на плотной и достаточно эластичной бумаге. Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Сколок служит как бы канвой для плетения кружева. При изготовлении кружевного сколка требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева.
Для кружевоплетения используются хлопчатобумажные, шелковые (натуральные или искусственные), льняные или шерстяные, капроновые или смешанные нитки.
Подведение итогов.
Урок 2. Виды кружевного орнамента. Подготовка к плетению кружева.
Цель: продолжение знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного орнаментального искусства, самостоятельная работа.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога о видах орнаментов русского кружева. Ответы на вопросы детей.
3) Показ изделий декоративно-прикладного кружевного искусства и иллюстраций из альбомов.
4) Показ подготовки к плетению кружева, пояснения педагога.
А.Прикрепление сколка. На ровную поверхность подушки кладется картон, равный по величине сколку, затем сколок и поверх прозрачный полиэтилен (клеенка). Булавкой нужно подхватить немного материи верхней наволочки и воткнуть конец булавки в сколок почти горизонтально. Булавка не должна торчать. Сколок должен лежать ровно.
Б. Намотка нитей на коклюшки. Кружево плетется парами коклюшек, поэтому и наматываются на коклюшки нитки парами: вначале на одну, а затем, не отрывая нити, на другую коклюшку. Наматывая нитку, вращают коклюшку справа налево, обязательно в одну сторону, как можно туже и ровнее. Нить при этом от катушки идет к коклюшке снизу. Намотав 2—3 метра нитки на коклюшку, ее закрепляют петлей. Приблизительно такое же количество, которое было намотано на первую коклюшку, отрываем от катушки и наматываем на вторую коклюшку с оторванного конца. Закрепляем намотанную нить. Между намотанными коклюшками остается нить длиной до 30 см.
5) Показ основных приемов плетения кружев. Приемы плетения кружев основаны на переборе-перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. При работе коклюшки держат за середину их нижней части, не касаясь пальцами ниток. Плетение производится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой, а другая в левой руке.
Простейшие операции, из которых состоит основной процесс плетения: «перевить» и «сплести».
«Перевить» - перекинуть, переложить правую коклюшку на левую, что делается движением одной руки или большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка перевив делают от одного до трех раз и более.
«Сплести» - внутреннюю коклюшку правой руки перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот.
Переплетение «перевить» и «сплести» один раз называется «ползаплета». Повторив это плетение еще раз получаем плетение в «полный заплет». Эти понятия: перевить, сплести, ползаплета, полный заплет — азбука плетения и должны быть четко освоены при начале плетения.
Подведение итогов. Рассказ педагога: основных элементов плетения четыре: плетешок, полотнянка, сеточка и насновка. Из них можно составить любой узор, любую композицию кружева. Эти элементы плетения композиции кружев мы будем изучать на следующих занятиях.
Урок 3. Особенности орнаментальной композиции вологодских кружев. Элемент плетения плетешок. Плетешковый орнамент.
Цель: знакомство с особенностями композиции вологодских кружев, плетешковым орнаментом. Плетение плетешка.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога об особенностях орнаментальной композиции вологодских кружев. Ответы на вопросы детей.
3) Показ изделий и иллюстраций из альбомов с плетешковым орнаментом.
4) Показ и пояснения педагога: плетение плетешка.
Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Выполняется двумя парами коклюшек; нить катушечная № 10 , 12. Сколок плетешка представляет собой прямую, на которой на расстоянии(в зависимости от толщины нитей) 0,5; 0,75 или 1,0 см друг от друга располагаются точки накола.
Последовательность выполнения плетешка: заплёт (первый этап плетения) начинаем с постановки булавок в точку начала плетешка. Плетется по формуле: перевить-сплести, перевить-сплести.
4) Показ и пояснения педагога: соединение нитей при обрывах или их окончания на коклюшках.
5) Подведение итогов.
Урок 4. Плетешковые кружева.
Цель: знакомство с особенностями орнаментальной композиции плетешковых кружев. Плетение плетешковых кружев.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога об особенностях композиции плетешковых кружев. Ответы на вопросы детей. Показ изделий и иллюстраций из альбомов. Эти кружева применяются для украшения детского и женского белья, носовых платочков и т. д. В то же время эти кружева входят как часть в более крупные изделия (воротники, манжеты, салфетки и т.д.), чаще всего - в виде плетешкового оплета.
4) Показ и пояснения педагога: плетение плетешкового кружева-края (на четыре пары коклюшек).
Это наиболее простой вид кружева, шириной 1,0см. Выполняется четырьмя парами коклюшек, нить х\б катушечная №30.
Сколок: кромка кружева прямая с точками накола 0,75 или 1,0 см друг от друга. Кромка ровный пришивной край кружева выполняется плетешком. Внешний край кружева оформляется плетешком в виде уголочка с отвивной петелькой на его вершине.
При соединении плетешков вначале, при первичном выполнении, можно проложить пары одного плетешка между парами другого, а в дальнейшем усложнить это соединение полным заплетом (полотнянкой).
5) Самостоятельная работа детей.
Урок 5. Плетешковое кружево «Пико».
Цель: продолжение знакомства с особенностями орнаментальной композиции плетешковых кружев. Плетение плетешкового кружева «Пико».
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога об особенностях композиции плетешковых кружев. Ответы на вопросы детей. Показ изделий и иллюстраций из альбомов.
3) Показ и пояснения педагога: плетение плетешкового кружева «Пико».
Кружево выполняется 5 парами коклюшек, нить катушечная №30,40. Сколок:в кромке кружева точки накола располагаются по прямой на расстоянии 1,0 см друг от друга. Кромка выполняется плетешком. Внешний край кружева оформляется плетешком виде уголочка с отвивной петелькой на его вершине. По середине уголочек «укрепляется» нитью из пары коклюшек.
4) Самостоятельная работа детей.
5) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 6. Изделия из плетешка.
Цель: знакомство с особенностями орнаментальной композиции изделий из плетешка. Плетение цветочка и плетешкового орнамента.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога о композиции изделий из плетешка. Ответы на вопросы детей. Показ изделий и иллюстраций из альбомов.
4) Показ и пояснения педагога: плетение цветочка из плетешка.
Кружевной цветочек выполняется плетешком, двумя парами коклюшек. Сколок: окружность – центр радиусом шаблона 5 мм и дорисовываем до полного цветка так же шаблоном окружностей. Плетение начинается от центра цветка с выполнения лепестков. По выполнении всех лепестков цветка переходят на выполнение центрального плетешка с отвивными петельками. Зашивка в месте заплета.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Показ и пояснения педагога: плетение плетешкового цветочка с навивным «паучком», сцепка двух и более плетешков.
Выполняется плетешком, сколок строится шаблоном окружностей 5мм. Но плетешком выполняется только контур лепестков цветка. От этого контура, по выполнении его половины, на соединение с противоположным узором лепестка цветочка выполняются удлинение пары. По выполнения последней удлиненной пары, проводится сцепка всех удлиненных пар в центре цветка. Этой же парой выполняется навивной «паучок». Зашивка у места заплета после сцепки подходящего плетешка с парами заплета.
7) Самостоятельная работа детей.
8) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 7. Полотнянка.
Цель: знакомство с ролью полотнянки в орнаментальной композиции кружевных изделий. Плетение полотнянки без перевива пар (основной полотнянки).
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога о роли полотнянки в композиции кружевных изделий. Полотнянка - один из основных элементов плетения. По строению ткань полотнянки имеет наиболее простое и распространенное полотняное переплетение, в котором нити основы (долевые нити) переплетаются нитью утка (ходовой нитью) в шахматном порядке. Поверхность полотнянки имеет одинаковое лицо и изнанку. В кружевоплетении нити основы - это долевые пары коклюшек, а уток- это ходовая пара коклюшек. Существует несколько разновидностей полотнянки. Основные из них: полотнянка без перевива пар или основная полотнянка, полотнянка с перевивом по центру, полотнянка с перевивом одной крайней пары, полотнянка с перевивом крайних долевых пар, полотнянка с перевивом двух пар с одного края, полотнянка с перевивом всех пар , полотнянка «за пару» с ровным краем и т.д. Полотнянкой образуются главные части кружевных рисунков. Ответы на вопросы детей. Показ изделий и иллюстраций из альбомов.
4) Показ и пояснения педагога: плетение полотнянки без перевива пар (основной полотнянки).
Полотнянка основная или полотнянка без перевива пар - плотная тесьма, выполненная способом полотняного плетения. Выполняется образец на 5 пар коклюшек, нить катушечная №№ 10, 12 или 20. Сколок - две параллельные линии на расстоянии 0,75 см друг от друга с точками накола через 0,5см в шахматном порядке. Заплет - начало работы - одновременно является и местом его окончания, поэтому оно выбирается в незаметных местах: для жилетов, фигаро, кофточек - у проймы под мышкой; для воротников - в пришивной части, прилегающей к шее; для изделий с рисунком - ближе к повороту полотнянки. Заплет в полотнянке проводится по горизонтали. По линии заплета по краям его ставим булавки, а остальные распределяем между ними на равном расстоянии друг от друга.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 8. Полотнянка с перевивом крайних долевых пар.
Цель: продолжение знакомства с ролью полотнянки в орнаментальной композиции кружевных изделий. Плетение полотнянки с перевивом крайних долевых пар.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога о композиции кружевных изделий (стилизованные растения и птицы). Показ изделий и иллюстраций из альбомов (см. приложение). Тонкая полотнянка может извиваться в самые причудливые формы. Затейливые фигурки - элементы древнего славянского орнамента, пришедшие со старинных вышитых узоров. Сцепное кружево, хоть и появилось гораздо позже, впитало лучшие традиции русского декоративного искусства. Такие рисунки несут в себе забытый магический смысл: пожелания изобилия, благополучия и защиты от злых сил. Все эти мотивы русские кружевницы использовали в своих работах, выкладывая их из полотнянки. Ответы на вопросы детей.
4) Показ и пояснения педагога: плетение полотнянки с перевивом крайних долевых пар.
Эта разновидность полотнянки применяется в плетении наиболее часто. Она изящная, воздушная. Эту полотнянку можно выполнить уже 8-9 парами коклюшек, нить катушечная № 10,12,20. Сколок - полотнянка, шириной 1,0 см с точками накола через 0,5см в шахматном порядке. Заплет по горизонтали на 7 булавках (для 8 пар коклюшек), на 8 булавках (для 9 пар коклюшек) или на 4-х булавках для 5 пар коклюшек. Заплет и начало плетения идентично выполнению основной полотнянки.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 9. Полотнянка в перевив всех пар.
Цель: продолжение знакомства с орнаментальной композицией кружевных изделий. Плетение полотнянки в перевив всех пар.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога об орнаментальной композиции кружевных изделий, включающих стилизованные растения и птиц. Показ изделий и иллюстраций из альбомов (см. приложение). Деревья или цветущие кусты - излюбленный символ изобилия и весны. И в третьем тысячелетии мы говорим о птице удачи, втайне на нее надеясь, а в восемнадцатом веке каждая девушка старалась выплести свою птицу счастья, которая ей непременно должна была помочь. Ответы на вопросы детей.
4) Показ и пояснения педагога: плетение полотнянки в перевив всех пар.
Эта разновидность полотнянки имеет большую разреженность и воздушность, чем другие виды полотнянок. Количество пар определяется шириной полотнянки, толщиной применяемых нитей, расстоянием между точками накола. Особенность выполнения полотнянки в перевив всех пар состоит в том, что перед каждым сплетением пар все пары перевиваются: обычно ходовая пара перевивается один раз, а долевые - от одного до трех раз (это зависит от толщины нитей и от расстояния между точками накола).
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 10. Полотнянка «за пару», с ровным краем.
Цель: продолжение знакомства с орнаментальной композицией кружевных изделий. Плетение полотнянки «за пару», с ровным краем.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога о русской народной одежде с включением кружевных изделий. Ровную кромку полотнянки «за пару», с ровным краем, применяют при оформлении пришивного края воротников, манжет, в мерных кружевах. Показ изделий и иллюстраций из альбомов (см. приложение). Ответы на вопросы детей.
4) Показ и пояснения педагога: плетение полотнянки «за пару», с ровным краем.
В этой полотнянке внешний край ровный, без точащих петелек, ровная кромка. Сколок и заплет - как при выполнении основной полотнянки. Чтобы получить ровную кромку, без торчащих петелек, следует поставить булавку в точку накола не между проплетенными парами, а так, чтобы эти пары - крайняя долевая и ходовая - были снаружи от булавки. Затем ходовая пара оставляется на краю, а ходовой становится крайняя долевая пара, которая продолжает плетение. Эта новая ходовая пара проплетает все долевые пары полотнянки, оформляет внешний край и возвращается к ровной кромке. Здесь она сплетается полным заплетом с крайней долевой парой (бывшей ходовой) точно так же, как описано выше: пары оставляются за булавкой, ходовая оставляется, меняясь местами с крайней долевой парой. Итак, для получения ровного края ходовая и крайняя долевая пары оставляются за булавкой с внешнего края и меняются местами.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 11. Скань.
Цель: продолжение знакомства с орнаментальной композицией кружевных изделий (Рязанское (Михайловское) кружево). Плетение скани.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога о скани в орнаменте Рязанского (Михайловского) кружева, в котором скань может создавать узор кружева. Скань – это дополнительный элемент плетения, состоящий в том, что в полотнянку вводится более толстая, иногда цветная нить, часто из другого материала. Скань используется для придания рисунку четкости или для усиления его рельефа. Скань в композиции кружевного полотна может располагаться по краю, в центре, менять свое положение из центра в край и т.д. Показ изделий и иллюстраций из альбомов. Ответы на вопросы детей.
4) Показ и пояснения педагога: плетение скани.
Скань выполняют из толстой, не крутой крученой пряжи. Нити, чаще всего из мулине в пасмо на коклюшку, ириса, вискозы, гаруса. Можно выполнить скань из тех же нитей, из которых выполнено кружево, но в несколько сложений. Например, при выполнении нитками катушечной № 30- в три сложения, а при выполнении нитями катушечной № 10,12, 20 в два сложения и т.д. Для выполнения скани долевые пары центра полотнянки раздвигаются, между ними ставится булавка. На неё навешивается пара скани. Первоначально пара скани проплетается полотнянкой ходовой нитью, за тем, при возврате ходовой пары, булавка удаляется, скань подтягивается, и плетение выполняется в зависимости от вида выбранного плетения скани - полотнянкой, «веревочкой» или «елочкой».
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 12. Сеточка.
Цель: продолжение знакомства с орнаментальной композицией кружевных изделий. Плетение сеточки.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога об орнаментальной композиции кружевных изделий, включающих сеточку (оформление края изделий). Сеточка - это более прозрачное плетение, чем полотнянка, с косым направлением нитей. Показ изделий и иллюстраций из альбомов.
4) Показ и пояснения педагога: плетение сеточки.
Сеточка выполняется по тому же сколку, что и полотнянка.
Сколок - полотнянка шириной 1,0 см с точками накола через 0,5 или 0,75 см друг от друга в шахматном порядке. Заплет по горизонтали. Число булавок на одну меньше числа участвующих в плетении пар. Начинаем справа налево. Первый ряд выполняем, как при плетении основной полотнянки - полным заплетом, полотнянкой. Плетение сеточки основано на выполнении приема «ползаплета», т.е. ходовая пара последовательно сплетается с каждой долевой парой, совершая действие: «перевить и сплести». Если в полотнянке ходовая остается постоянной, то в сеточке только одна коклюшка из ходовой пары постоянная, а другая все время заменяется на коклюшку из долевой пары, которая становится ходовой. При плетении сеточки необходимо не забывать утягивать и выравнивать пары. Крайние долевые пары в сеточке выполняются как в полотнянке - как крайние пары в перевив, полный заплет.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 13. Орнамент кружева-край на основе сеточки.
Цель: разработка орнаментальной композиции кружевных изделий. Плетение простого кружева-края на основе сеточки.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Разработка детьми простой композиции кружева шириной 1,5см для оформления края изделий.
4) Показ и пояснения педагога: плетение кружева-края на основе сеточки.
Кружево-край, шириной 1,5см выполняется на основе сеточки. Сколок - полотнянка шириной 1,5см с точками накола через 0,5см в шахматном порядке. По границам фрагмента кружева прокладывается скань. По внешнему краю кружева скань выполняется полотнянкой, а на границе фрагментов - «веревочкой».
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 14. Кружева на основе сеточки.
Цель: разработка к орнаментальной омпозиции кружевных изделий. Плетение более сложного орнамента кружева-края на основе сеточки.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Разработка детьми орнаментальной композиции оформления края изделий шириной 2,5см на основе сеточки.
4) Показ и пояснения педагога: плетение орнамента кружева-края на основе сеточки.
Кружево-край, шириной 2,5см выполняется на основе сеточки. . Выполняется 10 парами коклюшек, из них одна пара скани: нить ирис, вискоза, гарус, мулине в пасмо на коклюшку или из той же нити в два- три сложения; остальные - нить катушечная х\б № З0, 40 (9 пар). Сколок- полотнянка шириной 2,5 см с точками накола по краю кромки через 0,5 см в шахматном порядке. Во внешнем крае фрагмента кружева три точки накола через 0,5 см в шахматном порядке по отношению к точкам накола кромки. По краям фрагмента у внутреннего края кромки в шахматном порядке по отношению к точкам накола кромки на 0,5 см от её края - дополнительные точки накола для поворота скани. Это граница кромки кружева. Заплет на 9 булавках, начиная от кромки. И на 9-й булавке - крайняя долевая и ходовая пары кружева. Скань от внешнего края кружева меняет свое положение, становится ходовой, проплетает только сеточку до кромки, огибает булавочку у дополнительной точки у кромки и возвращается на свое место-второй долевой пары внешнего края кружева.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 15. Цветочек из сеточки.
Цель: разработка композиции на основе кружева. Плетение цветочка из кружев на основе сеточки.
Предварительная работа: заранее готовят центр цветка - пуговичку на ножке, бусинку, мишуру и т.д.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Разработка детьми оформления цветочка из кружев на основе сеточки. Обсуждение эскизов.
4) Показ и пояснения педагога: плетение цветочка из кружев.
Цветочек легко сделать из кружев, сеточка со сканью. Заранее приготовим центр цветка. Длина кружева - не менее 20 см, чем длиннее кружево, тем оно пышнее, а, следовательно, наряднее цветочек. Соединяем начало и конец кружева аккуратным швом. Затем в центре за кромку стежками прошиваем кромочный край и стягиваем центр.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 16. Насновка.
Цель: продолжение знакомства с орнаментальной композицией кружевных изделий. Плетение насновки.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога об орнаментальной композиции кружевных изделий, включающих насновку. Это один из элементов украшения кружева. Насновки бывают разной формы – овальной, квадратной, треугольной, ромбовидной, подковообразной или круглой. Чаще всего в кружеве используются овальные и квадратные насновки. Показ изделий и иллюстраций из альбомов.
4) Показ и пояснения педагога: плетение овальной насновки.
Выполняются насновки на двух парах коклюшек, три из которых служат основой, а четвертая ходит поперек них (подобно утку), переплетая их полотнянкой. Навесьте на булавку две пары разного цвета коклюшек так, чтобы две крайние нити были одного цвета, а средняя и ходовая – другого. В левую руку берем три долевые нити, а в правую - ходовую коклюшку (нить). Повторяя переплетение полотнянкой этих нитей с одного края в другой, держим долевые нити в натяжении, слегка разводя крайние нити. По выполнении расширенной части насновки утягиваем ходовой нитью долевые нити, добиваясь сужения.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ.
Урок 17. Орнамент из насновок.
Цель: продолжение знакомства с орнаментальной композицией кружевных изделий. Плетение орнамента из насновок.
Ход занятия.
1) Организация детей.
2) Беседа – рассказ педагога об орнаментальной композиции кружевных, включающих насновку. Этот орнамент чаще всего участвует в качестве центрального заполнения в цветочных мотивах и орнаментах. Он может применяться отдельно как украшение аппликацией в одежде, носовых платочках, салфетках и т.д. Показ изделий и иллюстраций из альбомов.
4) Показ и пояснения педагога: плетение орнамента из насновок.
Сколок: радиусом 2 см проводим окружность, делим на 6 частей и прорисовываем шаблонами насновки с плетешками. Заплет начинаем с выполнения насновки на внешней окружности и выполняем её к центру. Затем выполняем плетешок с отвивными петельками, окружающий насновку с одной стороны. Вновь выполняем насновку, не забывая о сцепке с плетешком у центра, и так далее. По выполнении последнего плетешка оканчиваем плетение окружности внешнего края с отвивными петельками. Зашивка: доплетаем плетешок до заплета. Соединяем начало плетения и конец его сцепкой и затянутым узелком. Работа выглядит аккуратнее, если оставить нити по окончании плетения длиной 10-12 см и проштопать их в плетешки или насновку.
5) Самостоятельная работа детей.
6) Подведение итогов: обсуждение выполненных работ. Подготовка работ к выставке.












2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Алексеев, С.С. Архитектурный орнамент [Текст] / С.С. Алексеев; - М.: Госстройиздат, 1954. – 246с.
2.Афонькин, С.Ю. Орнаменты народов мира: Практическое пособие [Текст] / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина; – СПб.: Кристалл, 1998. – 259 с.
3.Бадяева, Т.А. Орнамент в народном искусстве [Текст] / Т.А. Бадяева // Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП; – М.: 1982. -118с.
4.Береснёва, В.Я. Вопросы орнаментации ткани [Текст] / В.Я. Береснёва, Н.В. Романова; ? М.: Лёгкая индустрия, 1977. - 192с., ил.
5.Бурлешина, Н. Пути развития ручного коклюшечного кружева в России [Электронный ресурс] / Н.Бурлешина, Н.Науменкова / http://www. koklkru.ru/public/48.
6.Буткевич, Л. М. Орнамент как процесс [Текст] / Л.М. Буткевич; – М.: Владос, 2002. - 360 с, ил.
7.Буткевич, Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. Изобразительное искусство [Текст] / Л.М. Буткевич; – М.: ВЛАДОС, 2008. – 267 с., ил.
8.Ванслов, В. О декоративности [Текст] / В. Ванслов // Творчество. – 1972. - № 7 – С. 16-19.
9.Ворончихин Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы [Электронный ресурс] / Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова / http: // www.bibliotekar.ru /ornamenty/74.htm
10.Гартман, К.О. Стили [Текст] / К.О. Гартман; – М.: Искусство, 2000. – 205 с.
11.Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа [Текст] / Ю.Я. Герчук; – М.: Галарт, 1998. – 87 с.
12.Горнова, Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества [Текст] / Л.В. Горнова; - Волгоград. 2008. – 92 с.
13.Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под. ред. О.Е.Лебедева; – М.: ВЛАДОС, 2000. – 302 с.
14.Ивановская, В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И. Ивановская; – М.: Изд-во В.Шевчук, 2006. – 287 с.
15.Кильчевская, Э. В. От изобразительности к орнаменту [Текст] / Э.В.Кильчевская; - М.: Наука, 1968.
16.Климова, Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево [Текст] / Н.Т. Климова; - М.: Изобразительное искусство, 1993. – 224 с.:ил.
17.Лескова И.А. Орнамент как визуальная модель картины мира / От мифа к метафоре. Семантические и конструктивные аспекты орнаментального творчества: учеб. пособие [Текст] / И.А. Лескова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ Перемена, 2011. – С. 3-7.
18.Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век [Текст] / Некрасова М.А.; - М., 2003. – 154 с.
19.Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменский; - М.: Просвещение, 2005. - 156 с.
20.Орнамент всех времен и стилей [Текст] / В 2-х т.; М., 2004.
21.Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству [Текст] / С.М. Петкова; – Изд. 3-е., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 507 с.: ил.
22.Райли, Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма [Текст] / Н. Райли / Пер. с англ.; – М.: ООО «МАГМА», 2004. – 544., ил.
23.Рожкова А.И. Цветное кружево на коклюшках. – Рязань, 2008.
24.Светлова, Л.П. Азбука орнамента. [Текст] / Л.П. Светлова; – М.: Гном-Пресс, 1998. – 346 с.
25.Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина; - М.: Академия, 2002. - 576 с.
26.Соколова, Т. М. Орнамент – почерк эпохи [Текст] / Л.П. Светлова; – Л.: Аврора, 1972. – 112 с.
27.Сокольникова, Н.М. История стилей в искусстве: учеб. пособие [Текст] / Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн; – М.: Гардарики, 2006. – 395 с.: ил.
28.Сорокина, М. А. Кружева России. Вологодское кружево [Текст] / М.А.Сорокина; - М., 2001. –182 с.
29.Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве начала века [Текст]; — М., 1997. - 432 с.
30.Урываева, И.А. Кружевоплетение на коклюшках [Текст] / И.А.Урываева; – М., 2001. - 252 с.
31.Фалеева, В.А. Русское плетёное кружево [Текст] / В.А. Фалеева; - Л.: Художник РСФСР, 1983. – 328 с.
32.Фокина, Л.В. Орнамент: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Фокина; – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. –208 с. : ил.
33.Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы [Текст]; - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 318 с.:ил.
34.Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей [Текст] / Под ред. С.Кэлоуэй. Изд. 2-е, доп. и переработанное. – Пер. с англ.; – М.: ОАО МАГМА, 2006. – 592 с., ил.



Древнерусский орнамент и орнамент эпохи Возрождения в декоративно-прикладном искусстве

Министерство культуры Российской Федерации. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Самарская государственная академия культуры и искусства». Институт современного искусства и художественных коммуникаций. Кафедра декоративно-прикладного творчества.






Курсы

Древнерусский орнамент и орнамент эпохи Возрождения в декоративно-прикладном искусстве

Продукт, студентка группы ХТ - 10

Антонова Светлана

Научный руководитель

Князева А. В.





Самара 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Древнерусский орнамент

.1 Истоки древнерусского орнамента

1.2 Семантические знаки в древнерусском орнаменте

Глава 2. Орнаментальное искусство эпохи Возрождения и Ренессанса

2.1 Основные мотивы орнамента эпохи Возрождения

2.2 Ренессансный орнамент. Керамика

.3 Ренессанс орнамент. Ювелирные изделия и изделия из металла

.4 Ренессанс орнамент. Текстильная промышленность

.5 Ренессанс орнамент. Стекло

Вывод

Список используемой литературы

Запрос

Введение

через орнамент, орнаментика, следует понимать те украшения, которые заполняют свободные места на предметах. Таким образом, эти украшения должны в соответствии с характером самого предмета и его назначением и никоим образом не могут быть отделены от факторов. Орнаменты составляются из геометрических и природных форм. Комбинируя плавно и соразмерно всевозможные прямые и кривые линии в различных положениях, художник, благодаря своему развитому вкусу, производит всеми применены на предмет дополнения гораздо большее впечатление, чем оно получилось бы от созерцания простой, чуждой всяких украшений вещи.

Но здесь необходимо снова отметить, что эти украшения должны быть в полном соответствии с характером и назначением самого предмета, в противном случае зритель при рассматривании его получит благоприятное впечатление. Помимо того натуральные формы растений, животных, человека и др. применяются только в тех случаях, когда они реальность не убить другие ювелирные изделия и не портят общего впечатления. Таким образом, в большинстве случаев, у нас, чтобы удовлетворить природные формы в стилизованном виде, то есть натуральная форма изображена в главных чертах с добавлением завитков и ювелирных изделий в зависимости от предмета, характере, стиле.

Узнать стоимость работы