Концепция любви в творчестве Ж.Ж. Руссо

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 1212 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 31.03.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Философские и мировоззренческие взгляды Руссо
2 Концепция любви Ж.-Ж. Руссо
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

По велению большого чувства она становится любовницей Сен-Пре, надеясь навсегда связать с ним свою судьбу, и под воздействием большого чувства – жалости к отцу – она решает все изменить в своей жизни». Тем самым Руссо показывает, что узы, связывающие родителей и детей, также священны, что и любовные и узы.
Руссо оправдывает Юлию и тогда, когда она уже после замужества сдерживает свою страсть – ведь измена есть порождение цивилизации, а супружеская верность согласуется с природой. Брачные узы, несмотря на то, что они не всегда освящены любовью, также святы, как любовные или родительские.
Как отмечает И.Е. Верцман, «любовь Сен-Пре к Юлии оправдана чувственностью, а брак Юлии с Вольмаром – требованием долга». Тем самым, оказываются равноценными «две истины: право чувства отстоять свою свободу от сковывающих его законов, и право разума надевать на чувства оковы».
Об этом же говорит и сама Юлия. В одном из писем читаем: «Природа, о сладостная природа, вступи в свои права! Я отрекаюсь от тех жестоких добродетелей, которые уничтожили тебя. Разве данное тобой влечение может быть обманчивее разума, столько раз приводившего меня в заблуждение?» (3, 16). В другом же месте она говорит о том, что «сердце обманывает нас на тысячи ладов и действует только по весьма сомнительным правилам», а у разума «нет ни одной цели, кроме добра, правила его всегда надежны, ясны, ими легко руководствоваться в жизни» (3, 20).
В целом же можно говорить о том, что «настоящий человек по Руссо – это личность, имеющая высокие цели в жизни, способная на жертвы, но одновременно и эмоциональная, глубоко чувствующая». Перефразируя, можно сказать, что настоящей и возвышенной является не только та любовь, которая сметает на своем пути все преграды и утверждает свою свободу, но и та, которая способна подчинить телесное духовному, перерасти саму себя, возвышаясь тем самым еще больше.

Заключение
Следуя в целом в русле просветительской традиции, Руссо видит не только положительные, но и отрицательные стороны прогресса. Так, следствием того, что цивилизация господствует над природой, а разум – над чувствами, является господство в обществе не добродетели, а лжи.
Вследствие этого часто оказывается невозможным счастье, которое понимается Руссо как взаимная любовь. Место счастья и любви, семейной идиллии занимает нравственность, нравственный долг. Последний сам по себе также согласуется с природой, т.е. является естественным для человека, но вследствие несовпадения в обществе любви и брака сердце и воля (нравственность) вступают в противоречие. Иначе говоря, следование нравственному долгу зачастую противоречит велениям сердца, руководствование же последними может повлечь за собой разрушение не менее священных, чем любовные, семейных и родительских уз.
Эта антиномия не находит у Руссо окончательного разрешения, он лишь намечает ее развитие в сторону предпочтения телесной любви духовной, плотского чувства платоническому.
Таким образом, тема любви у Руссо, основываясь на теории чувственности, переходит затем в тему этики, добродетели, стоицизма и аскетизма. Однако именно пламенность любви помогает ей самой стать источником нравственного преодоления и подвига, ведь «только пламенные души умеют бороться и побеждать».
Список использованной литературы
Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. – М.: Знание, 1962. – 48 с.
Верцман И.Е. Философско-лирический роман XVIII в. // Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. – М.: Художественная литература, 1968. – С. 5-24.
Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М.: Художественная литература, 1976. – 310 с.
Занадворова Т.Л. Жан-Жак Руссо: Художественный метод. Традиции. – Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 1993. – 140 с.
Занадворова Т.Л. Сентиментализм Ж.-Ж. Руссо / Учебное пособие по спецкурсу. – Челябинск, Челябинский пединститут, 1983. – 88 с.
Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. – М.: Художественная литература, 1968. – 776 с.


Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. – М.: Знание, 1962. – С. 36.
Занадворова Т.Л. Сентиментализм Ж.-Ж. Руссо / Учебное пособие по спецкурсу. – Челябинск, Челябинский пединститут, 1983. – С. 15.
Здесь и далее роман «Юлия, или Новая Элоиза» цитируется по изданию: Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. – М.: Художественная литература, 1968. – 776 с. В скобках указывается сначала номер части, затем номер письма.
Цит. по: Занадворова Т.Л. Сентиментализм Ж.-Ж. Руссо / Учебное пособие по спецкурсу. – Челябинск, Челябинский пединститут, 1983. – С. 29.
Там же.
Там же.
Занадворова Т.Л. Жан-Жак Руссо: Художественный метод. Традиции. – Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 39.
Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М.: Художественная литература, 1976. – С. 135.
Занадворова Т.Л. Жан-Жак Руссо: Художественный метод. Традиции. – Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 60.
Цит. по: Занадворова Т.Л. Жан-Жак Руссо: Художественный метод. Традиции. – Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 123.












2

1.Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. – М.: Знание, 1962. – 48 с.
2.Верцман И.Е. Философско-лирический роман XVIII в. // Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. – М.: Художественная литература, 1968. – С. 5-24.
3.Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М.: Художественная литература, 1976. – 310 с.
4.Занадворова Т.Л. Жан-Жак Руссо: Художественный метод. Традиции. – Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 1993. – 140 с.
5.Занадворова Т.Л. Сентиментализм Ж.-Ж. Руссо / Учебное пособие по спецкурсу. – Челябинск, Челябинский пединститут, 1983. – 88 с.
6.Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. – М.: Художественная литература, 1968. – 776 с.


Вопрос-ответ:

Какие взгляды на любовь выделяются у Ж.Ж. Руссо?

У Ж.Ж. Руссо в его творчестве можно выделить две основные концепции любви. Во-первых, это любовь как страсть, бурный эмоциональный опыт и стремление к удовлетворению своих желаний. Во-вторых, это любовь как долг и ответственность, связанная с семейными и родительскими отношениями.

Какие философские и мировоззренческие взгляды выражает Руссо в своих работах?

В своих работах Руссо выражает взгляды на природу и роль человека в обществе. Он отвергает идеи просвещенной эпохи о равенстве людей и общественном договоре, утверждая, что истинная свобода и счастье можно достичь только в состоянии естественности и близости к природе.

Какую роль играет любовь в творчестве Руссо?

Любовь играет важную роль в творчестве Руссо. Он рассматривает ее как фундаментальную человеческую эмоцию, оказывающую влияние на все сферы жизни. Любовь, по его мнению, может быть двух различных типов - страстной и ответственной, и оба этих типа присутствуют в его произведениях.

Каким образом Руссо оправдывает героиню Юлию, когда она изменяет своему мужу?

Руссо оправдывает героиню Юлию, когда она изменяет своему мужу, обращая внимание на сложность ее чувств и ситуации. Он показывает, что Юлия влюблена в Сен-Пре, и ее поступки мотивированы большим чувством и желанием связаться с ним. Руссо подчеркивает, что любовь может заставить человека изменить свою жизнь и совершить неожиданные поступки.

Каким образом Руссо показывает связь между любовными узами и узами родительства?

Руссо показывает, что узы, связывающие родителей и детей, также священны, как и любовные узы. Он подчеркивает, что эти узы должны быть основаны на любви, ответственности и долге. Руссо оправдывает героиню Юлию, когда она решает изменить свою жизнь ради отца и своих детей, показывая, что любовь и узы родительства неразрывно связаны и имеют особое значение.

Какие философские и мировоззренческие взгляды выражает Ж.Ж. Руссо в своем творчестве?

В своем творчестве Ж.Ж. Руссо выражает философские и мировоззренческие взгляды, согласно которым он призывает к возвращению к природе, отвержению неприродных искусственных образов жизни, потому что считает их источником зла и несчастья для человека. Руссо также высказывает идею о священности семейных уз, рассматривая их наряду с любовными узами.

Каково понимание любви в творчестве Ж.Ж. Руссо?

В творчестве Ж.Ж. Руссо любовь рассматривается как сильное и искреннее чувство, которое движет человеком и может изменить его жизнь. Обычно эта любовь воплощается в отношениях между мужчиной и женщиной, однако Руссо подчеркивает, что любовь может проявляться и в других сферах жизни, таких как отношения родителей и детей. Для Руссо связи, основанные на любви, являются священными и важными.

Какую роль играет большое чувство в концепции любви Ж.Ж. Руссо?

Большое чувство, по мнению Ж.Ж. Руссо, является определяющим фактором в концепции любви. Это сильное чувство, которое может двигать человеком, изменять его жизнь и влиять на его решения. Руссо считает, что большое чувство делает любовь искренней и глубокой, именно оно заставляет героев его произведений принимать смелые решения и менять свою судьбу.

Каким образом Ж.Ж. Руссо оправдывает героиню Юлию, когда она сдерживает чувства после замужества?

Ж.Ж. Руссо оправдывает героиню Юлию, утверждая, что она сдерживает свои чувства по отношению к другому мужчине после замужества из-за своего глубокого чувства – жалости к отцу. Это показывает, что для Руссо узы, связывающие родителей и детей, также священны и должны быть уважаемы, как и любовные узы.

Какие философские и мировоззренческие взгляды занимал Ж.Ж. Руссо?

Жан-Жак Руссо был французским философом и писателем, который имел значительное влияние на просветительство и французскую революцию. Он выразил ряд философских идей и мировоззренческих взглядов, в том числе на справедливость, неравенство, свободу и общественную справедливость. Он пропагандировал концепцию естественного состояния человека и подчеркивал важность гармонии между человеком и природой. Руссо считал, что революционные изменения должны начинаться с образования и воспитания, а не формирования политических структур.