Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Нарушения восприятия времени у больных шизофренией

  • 66 страниц
  • 45 источников
  • Добавлена 31.05.2007
690 руб. 2 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ
1.2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
1.3 СИМПТОМАТИКА ШИЗОФРЕНИИ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ.
2.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3.1 Опросник переживания времени Яничева П.И.
2.3.2 Опросник «Здесь и теперь» и «Там и тогда»
2.3.3 Анализ ранних воспоминаний
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1.1 Сравнительный анализ переживания времени
3.1.2 Сравнительный анализ показателей по методике «Здесь и теперь»
3.1.3 Сравнительный анализ ранних воспоминаний
3.2 КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2.1 Корреляционный анализ результатов по всей выборке
3.2.2 Корреляционный анализ результатов больных простой формой шизофрении
3.2.3 Корреляционный анализ результатов больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Показатели больных галлюцинаторно-паранойдной формы шизофрении выше показателей больных простой формой шизофрении.
Можно предположить, что больные галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении ориентированы на деятельность здесь и теперь, а не живут прошлым, или призрачными надеждами на будущее. В перспективе личного времени человека должны учитываться потребности настоящего, четкое планирование будущего и короткий взгляд в прошлое. Жизнь в прошлом мешает человеку добиваться поставленных в настоящем целей.
У каждого индивида формируется ориентация во времени в процессе его социализации, и облавливается тем, какую временную зону выбирает его социальное окружение и та культура, в которой он существует.
3.1.3 Сравнительный анализ ранних воспоминаний
Таблица 3.
  простая форма галлюцинаторно-паранойдная форма t-Стьюдента df p-уровень приятные-неприятные 1,03846 -0,54167 2,19329 48 0,033163 ассоциированные-диссоциированные 0,50000 0,45833 0,28893 48 0,773882 вспоминаю: время от времени-только сейчас 0,73077 0,54167 1,39084 48 0,170687 Мать 0,34615 0,41667 -0,50416 48 0,616454 Отец 0,26923 0,20833 0,49481 48 0,622995 брат\сестра 0,19231 0,12500 0,63818 48 0,526390 посторонние 0,34615 0,41667 -0,50416 48 0,616454 опасности,наказания,несчастные случаи 0,34615 0,45833 -0,79783 48 0,428898 болезни,смерть 0,03846 0,29167 -2,54709 48 0,014123 Проступки 0,15385 0,12500 0,28800 48 0,774587 новые ситуации 0,38462 0,33333 0,37033 48 0,712767 Атмосфера враждебная/дружественная 0,26923 0,66667 -3,00929 48 0,004164 принадлежность 0,46154 0,16667 2,30601 48 0,025473

Рисунок 3.
Как видно из таблицы 3 статистически достоверные отличия по показателям ранних воспоминаний между результатами больных простой формой шизофрении и больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении получены по переменным: приятные-неприятные воспоминания, болезни-смерть, атмосфера враждебная дружественная и ощущение принадлежности. Показатели больных простой формой шизофрении выше по всем переменным, чем показатели больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении. То есть большинство ранних воспоминаний больных простой формой шизофрении являются приятными для испытуемых, в них мало выражены болезни и смерть, атмосфера воспоминания дружественная и присутствует ощущение принадлежности. Дружественная атмосфера в воспоминании интерпретируется как принятие ситуации, взаимность и владение ситуацией, ощущение принадлежности свидетельствует о развитии социального чувства, однако, так как в воспоминаниях в большинстве присутствует ситуация, связанная с семьей, то воспоминание свидетельствует об ограниченности рамками семьи.
В воспоминаниях больных шизофренией галлюцинаторно-паранойдной формы крайние оценки получены по переменным: враждебная атмосфера воспоминания, воспоминания в большинстве своем неприятные, в воспоминаниях присутствуют наказания, опасности, несчастные случаи, в воспоминаниях присутствуют посторонние и часто мать. Можно предположить, что для больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении данной выборки характерно неприятие и не владение ситуацией, эмоционально окрашено воспоминание отрицательно, они сосредоточены на враждебной стороне жизни, посторонние люди ассоциируются с опасностью, возможна боязнь оставаться одному, в детстве возможно ребенок был сильно привязан к матери, либо нуждался в повышенном внимании матери, которого всегда не хватало.

3.2 Корреляционный анализ результатов исследования
3.2.1 Корреляционный анализ результатов по всей выборке
Таблица 4.
  позитивная ретроспекция негативная ретроспекция прошлое общее позитивное отношение к настоящему негативное отношение к настоящему настоящее общее позитивное к будущему негативное к будущему будущее общее согласие несогласие положительная ретроспекция 1,00 0,36 0,76 0,04 0,11 0,14 0,42 0,21 0,46 0,35 -0,32 отрицательная ретроспекция 0,36 1,00 0,88 -0,11 0,58 0,52 0,00 0,35 0,19 0,08 -0,42 общая ретроспекция 0,76 0,88 1,00 -0,06 0,46 0,44 0,21 0,35 0,37 0,23 -0,46 положительное настоящее 0,04 -0,11 -0,06 1,00 -0,42 0,32 0,10 -0,17 -0,01 0,34 -0,02 отрицательное настоящее 0,11 0,58 0,46 -0,42 1,00 0,73 -0,01 0,33 0,18 -0,17 -0,24 настоящее общее 0,14 0,52 0,44 0,32 0,73 1,00 0,07 0,21 0,18 0,08 -0,27 положительное будущее 0,42 0,00 0,21 0,10 -0,01 0,07 1,00 0,01 0,83 0,48 0,01 отрицательное будущее 0,21 0,35 0,35 -0,17 0,33 0,21 0,01 1,00 0,56 -0,16 -0,08 общее будущее 0,46 0,19 0,37 -0,01 0,18 0,18 0,83 0,56 1,00 0,31 -0,04 Согласие 0,35 0,08 0,23 0,34 -0,17 0,08 0,48 -0,16 0,31 1,00 -0,09 Несогласие -0,32 -0,42 -0,46 -0,02 -0,24 -0,27 0,01 -0,08 -0,04 -0,09 1,00 приятные-неприятные 0,21 -0,02 0,09 -0,27 0,12 -0,08 0,08 -0,03 0,05 -0,18 -0,23 ассоциированные-диссоциированные -0,07 -0,02 -0,05 0,06 0,14 0,19 0,18 0,00 0,14 0,02 -0,11 вспоминаю: время от времени-только сейчас -0,19 -0,15 -0,20 0,02 -0,09 -0,07 -0,14 -0,12 -0,18 -0,23 0,12 Мать 0,00 0,12 0,08 0,16 0,05 0,18 0,05 0,00 0,04 0,18 -0,34 Отец -0,28 0,11 -0,06 -0,01 0,06 0,05 -0,24 -0,20 -0,31 -0,01 -0,34 брат\сестра 0,30 0,23 0,32 -0,16 0,23 0,12 0,10 0,12 0,15 0,14 -0,15 Посторонние 0,17 -0,22 -0,07 0,03 -0,24 -0,22 0,05 -0,03 0,02 -0,04 0,12 опасности,наказания,несчастные случаи -0,23 -0,06 -0,16 0,21 -0,19 -0,04 0,00 -0,12 -0,06 -0,10 0,28 болезни,смерть -0,02 0,14 0,09 -0,02 0,03 0,02 0,13 -0,11 0,05 0,09 0,06 Проступки 0,10 0,01 0,06 -0,02 -0,11 -0,13 0,07 -0,14 -0,02 0,03 -0,13 новые ситуации -0,04 -0,12 -0,10 0,27 -0,12 0,07 0,18 -0,34 -0,03 0,04 0,00 атмосфера враждебная/дружественная -0,13 0,04 -0,04 0,11 -0,18 -0,10 0,04 -0,02 0,02 0,10 0,26 принадлежность 0,10 0,07 0,10 -0,17 0,14 0,02 -0,20 0,30 0,00 -0,19 0,04 Корреляционный анализ результатов исследования взаимосвязей между переменными по результатам всей выборки больных шизофренией обоих форм показал следующие статистически достоверные связи на уровне p<0,05, при r<+1, r>-1:
Переменная выбора времени существования «Там и тогда», свидетельствующая, что человек предпочитает жить в своем выдуманном мире связана обратными зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: положительное отношение к прошлому, отрицательное отношение к прошлому, общее отношение к прошлому, присутствие в ранних воспоминаниях матери, отца, а прямой зависимостью с переменной ранних воспоминаний опасности, наказания, несчастные случаи. Можно предположить, как нам кажется, что способность больных шизофренией данной выборки жить в выдуманном мире обусловлена общим непринятием прошлого, общим негативным фоном воспоминаний, в которых часто присутствует насилие опасность, наказание. Отсутствие близких связей матерью.

3.2.2 Корреляционный анализ результатов больных простой формой шизофрении
Таблица 5.
  позитивная ретроспекция негативная ретроспекция прошлое общее позитивное отношение к настоящему негативное отношение к настоящему настоящее общее позитивное к будущему негативное к будущему будущее общее согласие несогласие положительная ретроспекция 1,00 0,28 0,71 0,09 0,11 0,17 0,21 0,47 0,43 0,35 -0,31 отрицательная ретроспекция 0,28 1,00 0,87 -0,18 0,62 0,52 -0,03 0,48 0,24 -0,06 -0,52 общая ретроспекция 0,71 0,87 1,00 -0,09 0,51 0,47 0,08 0,60 0,39 0,14 -0,54 положительное настоящее 0,09 -0,18 -0,09 1,00 -0,40 0,29 0,05 -0,07 0,01 0,42 0,06 отрицательное настоящее 0,11 0,62 0,51 -0,40 1,00 0,76 0,13 0,31 0,27 -0,20 -0,34 настоящее общее 0,17 0,52 0,47 0,29 0,76 1,00 0,17 0,27 0,29 0,09 -0,31 положительное будущее 0,21 -0,03 0,08 0,05 0,13 0,17 1,00 0,04 0,84 0,43 0,00 отрицательное будущее 0,47 0,48 0,60 -0,07 0,31 0,27 0,04 1,00 0,57 0,05 -0,22 общее будущее 0,43 0,24 0,39 0,01 0,27 0,29 0,84 0,57 1,00 0,38 -0,12 согласие 0,35 -0,06 0,14 0,42 -0,20 0,09 0,43 0,05 0,38 1,00 0,14 несогласие -0,31 -0,52 -0,54 0,06 -0,34 -0,31 0,00 -0,22 -0,12 0,14 1,00 приятные-неприятные 0,27 0,24 0,31 -0,21 0,30 0,17 0,13 0,21 0,22 -0,01 -0,39 ассоциированные-диссоциированные -0,29 0,22 0,01 0,11 0,35 0,45 0,26 0,03 0,23 0,06 -0,05 вспоминаю: время от времени-только сейчас -0,03 -0,15 -0,13 0,12 -0,19 -0,12 -0,06 0,04 -0,03 0,07 0,39 мать 0,11 0,20 0,20 0,14 0,19 0,30 0,02 0,10 0,08 0,01 -0,35 отец -0,57 -0,12 -0,38 -0,12 0,07 -0,02 -0,23 -0,18 -0,28 -0,39 -0,23 брат\сестра 0,07 0,10 0,11 -0,43 0,34 0,05 -0,16 0,21 -0,02 -0,11 0,21 посторонние 0,11 -0,27 -0,14 0,14 -0,16 -0,07 -0,16 -0,31 -0,29 0,07 -0,03 опасности,наказания,несчастные случаи -0,36 -0,31 -0,41 0,37 -0,32 -0,07 -0,07 -0,44 -0,29 0,13 0,33 болезни,смерть 0,03 0,20 0,16 0,02 0,06 0,08 0,07 -0,08 0,01 0,10 -0,13 проступки -0,14 -0,28 -0,28 -0,18 -0,28 -0,42 -0,09 -0,27 -0,22 -0,40 0,16 новые ситуации -0,24 -0,22 -0,28 0,20 -0,13 0,00 0,18 -0,40 -0,07 -0,06 0,31 атмосфера враждебная/дружественная -0,30 -0,27 -0,35 0,19 -0,31 -0,19 -0,13 -0,33 -0,28 0,12 0,47 принадлежность 0,18 0,25 0,28 -0,23 0,29 0,14 -0,16 0,52 0,15 -0,15 -0,04 Корреляционный анализ результатов исследования взаимосвязей между переменными больных простой формой шизофрении данной выборки показал следующие статистически достоверные связи на уровне p<0,05, при r<+1, r>-1:
Переменная негативное отношение к будущему является системообразующей и связана прямыми зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: положительное отношение к прошлому, отрицательное отношение к прошлому, общее отношение к прошлому, отрицательное отношение к настоящему, общее отношение к будущему и переменной ранних воспоминаний принадлежность, а обратными зависимостями с переменными: опасности, несчастные случаи, наказания, новые ситуации. Можно предположить, как нам кажется, что у больных простой формой шизофрении присутствует полное принятие прошлого, которое обуславливает отрицательное отношение к будущему и настоящему. Больные считают, как нам кажется, что настоящее и будущее с новыми ситуациями грозит им опасностями, а единственное пристанище прошлое с уютным чувством принадлежности к семье и чувством защищенности.

3.2.3 Корреляционный анализ результатов больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении
Таблица 6.
  позитивная ретроспекция негативная ретроспекция прошлое общее позитивное отношение к настоящему негативное отношение к настоящему настоящее общее позитивное к будущему негативное к будущему будущее общее согласие несогласие положительная ретроспекция 1,00 0,42 0,79 0,02 0,06 0,08 0,76 -0,06 0,57 0,53 -0,30 отрицательная ретроспекция 0,42 1,00 0,89 -0,04 0,51 0,49 0,13 0,20 0,22 0,32 -0,29 общая ретроспекция 0,79 0,89 1,00 -0,02 0,37 0,37 0,47 0,10 0,44 0,49 -0,35 положительное настоящее 0,02 -0,04 -0,02 1,00 -0,44 0,38 0,13 -0,25 -0,04 0,33 -0,12 отрицательное настоящее 0,06 0,51 0,37 -0,44 1,00 0,67 -0,02 0,34 0,18 0,00 -0,05 настоящее общее 0,08 0,49 0,37 0,38 0,67 1,00 0,09 0,14 0,15 0,27 -0,15 положительное будущее 0,76 0,13 0,47 0,13 -0,02 0,09 1,00 0,03 0,82 0,44 -0,15 отрицательное будущее -0,06 0,20 0,10 -0,25 0,34 0,14 0,03 1,00 0,60 -0,27 0,10 общее будущее 0,57 0,22 0,44 -0,04 0,18 0,15 0,82 0,60 1,00 0,19 -0,06 согласие 0,53 0,32 0,49 0,33 0,00 0,27 0,44 -0,27 0,19 1,00 -0,49 несогласие -0,30 -0,29 -0,35 -0,12 -0,05 -0,15 -0,15 0,10 -0,06 -0,49 1,00 приятные-неприятные 0,10 -0,38 -0,21 -0,32 -0,19 -0,46 0,22 -0,31 0,00 -0,07 0,07 ассоциированные-диссоциированные 0,14 -0,29 -0,12 0,03 -0,10 -0,09 0,12 -0,05 0,07 0,05 -0,15 вспоминаю: время от времени-только сейчас -0,38 -0,21 -0,34 -0,03 -0,09 -0,12 -0,12 -0,31 -0,27 -0,29 0,01 мать -0,08 0,07 0,01 0,18 -0,05 0,09 0,03 -0,10 -0,03 0,27 -0,40 отец 0,01 0,35 0,24 0,11 0,02 0,10 -0,23 -0,23 -0,32 0,31 -0,46 брат\сестра 0,57 0,38 0,54 0,14 0,06 0,17 0,54 0,00 0,43 0,47 -0,53 посторонние 0,25 -0,14 0,03 -0,07 -0,29 -0,36 0,24 0,26 0,35 -0,19 0,23 опасности,наказания,несчастные случаи -0,10 0,21 0,09 0,07 -0,03 0,04 0,02 0,24 0,15 -0,37 0,20 болезни,смерть 0,02 0,23 0,17 -0,07 0,16 0,10 0,04 -0,10 -0,03 -0,13 -0,01 проступки 0,35 0,32 0,40 0,14 0,06 0,17 0,31 0,00 0,25 0,37 -0,43 новые ситуации 0,15 -0,04 0,05 0,34 -0,15 0,13 0,24 -0,28 0,03 0,16 -0,29 атмосфера враждебная/дружественная 0,10 0,49 0,38 0,02 0,11 0,13 -0,02 0,35 0,19 -0,23 -0,11 принадлежность -0,10 -0,29 -0,24 -0,08 -0,23 -0,30 -0,09 -0,03 -0,09 0,03 0,37 Корреляционный анализ результатов исследования взаимосвязей между переменными больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении данной выборки показал следующие статистически достоверные связи на уровне p<0,05, при r<+1, r>-1:
Переменная общее прошлое у больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении связана прямыми зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: прошлое положительное, прошлое отрицательное, отрицательное настоящее, общее настоящее, положительное будущее, общее будущее, согласие жить «здесь и сейчас, а не там и тогда», переменными ранних воспоминаний брат, сестра, и враждебная атмосфера.
Можно предположить, как нам кажется, что неприятные тяжелые воспоминания детства у больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении влияют на общее отношение к прошлому, настоящему и будущему, окрашивая их в негативные тона, мешают желанию жить здесь и теперь, а не там и тогда.
Выводы по главе 3:
Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности больных шизофренией данной выборки:
Статистически достоверных отличий по показателям отношения к прошлому, настоящему и будущему у больных шизофренией данной выборки не выявлено.
Самые высокие оценки получены по переменной положительное отношение к будущему у больных обоих форм шизофрении данной выборки. Можно предположить, что для больных шизофренией данной выборки характерно позитивное отношение к будущему. Несмотря на сниженные показатели позитивного отношения к прошлому и настоящему. Особенно негативное отношение к прошлому выражено у больных простой галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении. Больные простой формой шизофрении имеют более позитивное отношение к настоящему, чем больные галлюцианторно-паранойдной формой шизофрении.
Основная направленность у больных простой формой шизофрении на прошлое, галлюцианторно-паранойдной формой на будущее.
Существуют статистически достоверные отличия по результатам теста «Здесь и теперь» и «Там и тогда» между показателями больных простой формой шизофрении и больными галлюцианторно-паранойдной формой шизофрении по переменной согласие. Показатели больных галлюцианторно-паранойдной формы шизофрении выше показателей больных простой формой шизофрении.
Можно предположить, что больные галлюцианторно-паранойдной формой шизофрении ориентированы на деятельность здесь и теперь, а не живут прошлым, или призрачными надеждами на будущее.
Статистически достоверные отличия по показателям ранних воспоминаний между результатами больных простой формой шизофрении и больных галлюцианторно-паранойдной формой шизофрении получены по переменным: приятные-неприятные воспоминания, болезни-смерть, атмосфера враждебная дружественная и ощущение принадлежности. Показатели больных простой формой шизофрении выше по всем переменным, чем показатели больных галлюцианторно-паранойдной формой шизофрении. То есть большинство ранних воспоминаний больных простой формой шизофрении являются приятными для испытуемых, в них мало выражены болезни и смерть, атмосфера воспоминания дружественная и присутствует ощущение принадлежности. Дружественная атмосфера в воспоминании интерпретируется как принятие ситуации, взаимность и владение ситуацией, ощущение принадлежности свидетельствует о развитии социального чувства, однако, так как в воспоминаниях в большинстве присутствует ситуация, связанная с семьей, то воспоминание свидетельствует об ограниченности рамками семьи.
В воспоминаниях больных шизофренией галлюцианторно-паранойдной формы крайние оценки получены по переменным: враждебная атмосфера воспоминания, воспоминания в большинстве своем неприятные, в воспоминаниях присутствуют наказания, опасности, несчастные случаи, в воспоминаниях присутствуют посторонние и часто мать. Можно предположить, что для больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении данной выборки характерно неприятие и не владение ситуацией, эмоционально окрашено воспоминание отрицательно, они сосредоточены на враждебной стороне жизни, посторонние люди ассоциируются с опасностью, возможна боязнь оставаться одному, в детстве возможно ребенок был сильно привязан к матери, либо нуждался в повышенном внимании матери, которого всегда не хватало.
Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными по всей выборке:
Переменная выбора времени существования «Там и тогда», свидетельствующая, что человек предпочитает жить в своем выдуманном мире связана обратными зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: положительное отношение к прошлому, отрицательное отношение к прошлому, общее отношение к прошлому, присутствие в ранних воспоминаниях матери, отца, а прямой зависимостью с переменной ранних воспоминаний опасности, наказания, несчастные случаи. Можно предположить, как нам кажется, что способность больных шизофренией данной выборки жить в выдуманном мире обусловлена общим непринятием прошлого, общим негативным фоном воспоминаний, в которых часто присутствует насилие опасность, наказание. Отсутствие близких связей матерью.
Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными у больных простой формой шизофрении:
Переменная выбора времени существования «Там и тогда», свидетельствующая, что человек предпочитает жить в своем выдуманном мире связана обратными зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: положительное отношение к прошлому, отрицательное отношение к прошлому, общее отношение к прошлому, присутствие в ранних воспоминаниях матери, отца, а прямой зависимостью с переменной ранних воспоминаний опасности, наказания, несчастные случаи. Можно предположить, как нам кажется, что способность больных шизофренией данной выборки жить в выдуманном мире обусловлена общим непринятием прошлого, общим негативным фоном воспоминаний, в которых часто присутствует насилие опасность, наказание. Отсутствие близких связей матерью.
Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности взаимосвязей между переменными у больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении:
Переменная общее прошлое у больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении связана прямыми зависимостями на уровне статистической достоверности p<0,05 с переменными: прошлое положительное, прошлое отрицательное, отрицательное настоящее, общее настоящее, положительное будущее, общее будущее, согласие жить «здесь и сейчас, а не там и тогда», переменными ранних воспоминаний брат, сестра, и враждебная атмосфера.
Можно предположить, как нам кажется, что неприятные тяжелые воспоминания детства у больных галлюцинаторно-паранойдной формой шизофрении влияют на общее отношение к прошлому, настоящему и будущему, окрашивая их в негативные тона, мешают желанию жить здесь и теперь, а не там и тогда.
Таким образом, гипотезу нашего исследования, а именно предположение, что особенности восприятия времени у больных шизофренией зависят от формы заболевания можно считать доказанной.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о зависимости восприятия времени у больных шизофренией в зависимости от формы заболевания подтвердилась.
Практическое овладение временем связано с эмоциональной устойчивостью, зрелостью личности. Чтобы владеть временем, надо быть способным владеть самим собой и в совершенстве приспосабливать свою деятельность ко временным условиям реальной действительности.
Изучение проблемы личного времени определило предпосылки, послужившие к проведению исследования, были два факта:
у больных аффективными расстройствами имеют место изменения собственного чувства времени;
у больных аффективными расстройствами имеет место суточная динамика тяжести состояния.
При шизофрении обострение восприятия тесно связано с переизбытком поступающих сигналов. Дело не в том, что органы чувств становятся более восприимчивыми, в том, что мозг, обычно отфильтровывающий большую часть поступающих сигналов, по каким-то причинам не делает этого. Такое множество внешних сигналов, обрушивающихся на мозг, затрудняет у больного способность сосредоточения и концентрации. По некоторым данным, более половины больных шизофренией отмечают расстройство внимания и ощущение времени.
Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявить статистически достоверные особенности взаимосвязей между переменными в группе больных простой формой шизофрении и больных галлюцинаторно-паранойдной формой.
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с нарушением восприятия времени у больных шизофренией во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.
Список литературы
Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 137-145
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1980, т.1. 231с.
Аскин Я.Ф. Проблема времени - М., 1966
Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (Методические рекомендации). Санкт-Петербург, 1993
Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал № 4, 1998, с.13-26
Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения трансспективы субъекта // Психологический журнал № 2, 1998, с.40-50
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.528 с.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 208 с.
Драголи Л.Д. Временные категории речи и дифференциация времени // Восприятие пространства и времени. Л., 1969, с.
Ермолова Т.В., Когорцева Н.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии № 2, 1995г, с. 47-59
Зимина С.В. Статистический анализ индивидуального восприятия времени человеком в норме и патологии // Итоговая научная конференция по радиофизике. - Нижний Новгород. - 1996. - с.29.
Зимина С.В. Статистический анализ суточной динамики восприятия времени в норме и у больных аффективными расстройствами // Вторая Нижегородская сессия молодых учёных. - Нижний Новгород. - 1997. - с. 70.
Исследование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности // Экспериментальные исследования в патопсихологии. Сборник научных трудов НИИ психиатрии – М., 76; с.245-253
Исследование проблемы психологического времени // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988
Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии №10, 1982. С. 117-124
Кемпинский А. Психология шизофрении», Спб, Ювента, 1998
Ковалев Вл.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время - Черновцы, 1991
Ковалев Вл.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: дис. канд. психол. наук. М., 1979. 221 с.
Козловский А.А. Психологические парадоксы основных концепций времени // Психология личности и время, Черновцы, 1991
Линяускайте А.Й. Возрастная динамика психического темпа и восприятия времени. Л., 1989
Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Субъективные шкалы пространства и времени - Свердловск, 1991
Моисеева Н. Время в нас и время вне нас - Л., 1991
Наследов А.В., Математические методы психологического исследования, СПб, 2004. – 392с.
Наследов А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии. СПб.: СПбГУ, 1999, 100 с.
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании М.: МГУ, 1983. 176с.
Психиатрия: учебник, Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф., /М., Медицина, 1989, – 496 стр.
Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс 1998. 480 с.
Сахновский Е.В. Время в историческом сознании личности // Психология личности и время, Черновцы, 1991
Сергеев С.Н. Аппаратурная методика исследования параметров восприятия времени // Вопросы психологии № 6, 1990
Серенкова В.Ф. Личностная организация времени как средство реализации жизненных планов // Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии - М., 1989. С. 165-176
Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени - М., 1991
Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний концепции Альфреда Адлера, Спб, 1993
Сиск Д.А. Изучение будущего / Вопросы психологии № 4, 1991, с.6-12
Титаренко Т.М. Пространственно-временные измерения жизненного мира личности в онтогенетической плоскости // Психология личности и время, Черновцы, 1991
Толковый словарь психиатрических терминов, Блейхер В.М., Крук И.В., /Воронеж: Изд-во: НПО "Модэк", 1995, – 640 стр.
Уинфри Артур Т. Время по биологическим часам - М.: Мир, 1990. 208 с.
Фресс П. Приспособление человека ко времени // Вопросы психологии №1, 1961. С. 43-56
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск VI - М.: Прогресс, 1978. 304 с.
Фромм Э. Иметь или быть - М.: Прогресс, 1990. 336 с.
Шабарова З.А. Особенности отношения человека к времени жизни при неизлечимом заболевании // Время деятельности личности: психологические исследования - Черновцы, 1991, с.67-74
Шабарова З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами самоопределения - Киев, 1990
Шизофрения. Клиника и патогенез / Под общ. ред. А.В. Снежневского, /М., 1969, - 468 стр.
Элькин Д.Г. Восприятие времени как моделирование // Восприятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969. С.76-79
Яничев П.И. Возрастные особенности переживания времени (Подростковый и юношеский возраст): Автореф. дис. … канд. психол. наук. Л.; 1989. 148 с.
Time in Science and Philosophy – Prague, 1971
Приложение
Сводная таблица результатов исследования
Ф.И.О. 1-простая форма,2-галлюц-параноид Яничев                 ЗИТ и ТИТ   детские воспоминания 2 частота воспоминания люди 5 6 7 тип события 4 5   восприятие ситуации       позитивная ретроспекция негативная ретроспекция прошлое общее позитивное отношение к настоящему негативное отношение к настоящему настоящее общее позитивное к будущему негативное к будущему будущее общее согласие несогласие приятные-неприятные ассоциированные-0-диссоциированные-1 время от времени-1,только сейчас-0 мать отец брат/сестра посторонние опасности,наказания,несчастные случаи болезни и смерть проступки,кражи,сексуальные проступки новые ситуации общая атмосфера1-враждебная,0-дружественная принадлежность 1 1 8 7 15 6 7 13 9 5,00 14,00 11 7 -3 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 1 2 1 7 4 11 4 5 9 9 2,00 11,00 7 5 2 0 1 0 0 0 1 0 0 1 1 0 1 3 1 5 0 5 7 0 7 7 1,00 8,00 11 9 -3 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 4 1 6 8 14 9 4 13 9 3,00 12,00 11 5 -3 1 1 1 0 0 0 1 0 0 1 1 0 5 1 7 7 14 5 5 10 9 5,00 14,00 8 1 -3 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 6 1 5 8 13 5 8 13 8 2,00 10,00 9 3 -3 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 7 1 7 9 16 6 5 11 9 3,00 12,00 9 2 3 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 8 1 7 8 15 5 4 9 6 4,00 10,00 7 1 -2 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 0 9 1 7 6 13 5 6 11 9 4,00 13,00 9 4 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 10 1 7 9 16 6 6 12 9 3,00 12,00 10 2 3 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 11 1 10 9 19 4 8 12 11 5,00 16,00 10 2 3 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 12 1 9 8 17 8 6 14 6 5,00 11,00 9 0 2 1 1 1 0 0 1 0 0 0 0 0 1 13 1 9 10 19 5 8 13 11 4,00 15,00 11 1 3 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 14 1 7 6 13 6 8 14 12 3,00 15,00 10 4 3 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 15 1 8 5 13 8 2 10 10 3,00 13,00 10 2 3 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 16 1 9 6 15 6 5 11 6 4,00 10,00 10 2 3 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 17 1 8 7 15 6 2 8 8 5,00 13,00 12 3 3 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 18 1 7 6 13 7 4 11 8 3,00 11,00 10 7 -2 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1 1 0 19 1 4 3 7 5 3 8 9 2,00 11,00 8 4 -1 1 1 0 1 0 0 1 0 1 0 1 0 20 1 6 7 13 6 5 11 10 6,00 16,00 9 7 2 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 21 1 4 7 11 3 6 9 8 3,00 11,00 9 4 3 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 22 1 7 9 16 4 6 10 4 3,00 7,00 7 5 2 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 23 1 6 4 10 6 7 13 7 4,00 11,00 8 4 3 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 24 1 4 10 14 5 9 14 6 4,00 10,00 8 1 3 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 25 1 5 7 12 8 5 13 8 3,00 11,00 8 3 1 1 1 1 1 0 0 1 0 0 1 0 0 26 1 7 5 12 7 5 12 10 2,00 12,00 11 1 2 1 0 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 1 2 5 3 8 8 1 9 9 4,00 13,00 10 7 -3 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 2 2 9 8 17 4 7 11 11 5,00 16,00 14 4 -2 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 3 2 5 4 9 3 6 9 8 4,00 12,00 5 3 2 1 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0 4 2 9 9 18 6 1 7 11 2,00 13,00 14 2 2 0 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 5 2 3 7 10 8 4 12 6 3,00 9,00 13 5 -3 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 6 2 9 7 16 8 7 15 12 3,00 15,00 15 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0 1 1 0 0 7 2 4 1 5 6 1 7 8 3,00 11,00 12 4 3 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 8 2 5 3 8 8 4 12 10 3,00 13,00 12 5 3 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 9 2 9 9 18 6 6 12 12 5,00 17,00 14 1 -3 1 0 1 0 1 0 0 0 0 1 1 0 10 2 6 7 13 6 5 11 8 1,00 9,00 13 2 -3 0 1 1 1 0 0 0 1 0 1 1 0 11 2 7 5 12 9 2 11 9 2,00 11,00 11 5 -3 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 12 2 6 6 12 4 8 12 9 2,00 11,00 12 7 2 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 13 2 6 6 12 9 3 12 8 3,00 11,00 9 6 -3 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 1 0 14 2 7 6 13 7 4 11 9 2,00 11,00 14 1 -3 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1 0 15 2 8 3 11 5 2 7 10 4,00 14,00 11 6 3 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 16 2 8 7 15 8 3 11 12 4,00 16,00 11 7 -2 0 0 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0 17 2 6 8 14 6 4 10 10 3,00 13,00 9 6 3 0 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 18 2 8 7 15 4 5 9 9 2,00 11,00 11 7 3 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 19 2 6 1 7 5 1 6 11 2,00 13,00 11 6 2 1 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 20 2 6 9 15 6 6 12 10 4,00 14,00 13 4 -2 0 1 1 0 0 0 1 1 0 0 1 0 21 2 6 8 14 6 6 12 9 5,00 14,00 12 3 -3 1 1 1 0 0 1 1 0 1 0 1 0 22 2 7 7 14 5 6 11 9 4,00 13,00 11 10 -2 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 1 1 23 2 5 8 13 4 5 9 6 5 11 9 3 -2 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 24 2 3 5 8 4 7 11 8 5,00 13,00 6 9 -3 0 1 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976.












2

1.Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 137-145
2.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1980, т.1. 231с.
3.Аскин Я.Ф. Проблема времени - М., 1966
4.Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (Методиче-ские рекомендации). Санкт-Петербург, 1993
5.Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мыс-ленных образов и их связь с особенностями личности // Психоло-гический журнал № 4, 1998, с.13-26
6.Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения транс-спективы субъекта // Психологический журнал № 2, 1998, с.40-50
7.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психоди-агностике. СПб.: Питер Ком, 1999.528 с.
8.Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 208 с.
9.Драголи Л.Д. Временные категории речи и дифференциация вре-мени // Восприятие пространства и времени. Л., 1969, с.
10.Ермолова Т.В., Когорцева Н.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии № 2, 1995г, с. 47-59
11.Зимина С.В. Статистический анализ индивидуального воспри-ятия времени человеком в норме и патологии // Итоговая научная конференция по радиофизике. - Нижний Новгород. - 1996. - с.29.
12.Зимина С.В. Статистический анализ суточной динамики воспри-ятия времени в норме и у больных аффективными расстройствами // Вторая Нижегородская сессия молодых учёных. - Нижний Нов-город. - 1997. - с. 70.
13.Исследование времени (фактическое и желательное) как показа-тель направленности личности // Экспериментальные исследова-ния в патопсихологии. Сборник научных трудов НИИ психиатрии – М., 76; с.245-253
14.Исследование проблемы психологического времени // Методоло-гические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1988
15.Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы фило-софии №10, 1982. С. 117-124
16.Кемпинский А. Психология шизофрении», Спб, Ювента, 1998
17.Ковалев Вл.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время - Черновцы, 1991
18.Ковалев Вл.И. Психологические особенности личностной орга-низации времени жизни: дис. канд. психол. наук. М., 1979. 221 с.
19.Козловский А.А. Психологические парадоксы основных концеп-ций времени // Психология личности и время, Черновцы, 1991
20.Линяускайте А.Й. Возрастная динамика психического темпа и восприятия времени. Л., 1989
21.Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Субъективные шкалы пространства и времени - Свердловск, 1991
22.Моисеева Н. Время в нас и время вне нас - Л., 1991
23.Наследов А.В., Математические методы психологического иссле-дования, СПб, 2004. – 392с.
24.Наследов А.Д. Методы обработки многомерных данных в психо-логии. СПб.: СПбГУ, 1999, 100 с.
25.Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании М.: МГУ, 1983. 176с.
26.Психиатрия: учебник, Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф., /М., Медицина, 1989, – 496 стр.
27.Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс 1998. 480 с.
28.Сахновский Е.В. Время в историческом сознании личности // Психология личности и время, Черновцы, 1991
29.Сергеев С.Н. Аппаратурная методика исследования параметров восприятия времени // Вопросы психологии № 6, 1990
30.Серенкова В.Ф. Личностная организация времени как средство реализации жизненных планов // Применение концепции С.Л. Ру-бинштейна в разработке вопросов общей психологии - М., 1989. С. 165-176
31.Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования лич-ностного времени - М., 1991
32.Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний концепции Альфреда Адлера, Спб, 1993
33.Сиск Д.А. Изучение будущего / Вопросы психологии № 4, 1991, с.6-12
34.Титаренко Т.М. Пространственно-временные измерения жизнен-ного мира личности в онтогенетической плоскости // Психология личности и время, Черновцы, 1991
35.Толковый словарь психиатрических терминов, Блейхер В.М., Крук И.В., /Воронеж: Изд-во: НПО "Модэк", 1995, – 640 стр.
36.Уинфри Артур Т. Время по биологическим часам - М.: Мир, 1990. 208 с.
37.Фресс П. Приспособление человека ко времени // Вопросы пси-хологии №1, 1961. С. 43-56
38.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск VI - М.: Прогресс, 1978. 304 с.
39.Фромм Э. Иметь или быть - М.: Прогресс, 1990. 336 с.
40.Шабарова З.А. Особенности отношения человека к времени жиз-ни при неизлечимом заболевании // Время деятельности лично-сти: психологические исследования - Черновцы, 1991, с.67-74
41.Шабарова З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами самоопределения - Киев, 1990
42.Шизофрения. Клиника и патогенез / Под общ. ред. А.В. Снеж-невского, /М., 1969, - 468 стр.
43.Элькин Д.Г. Восприятие времени как моделирование // Воспри-ятие пространства и времени. Л.: Наука, 1969. С.76-79
44.Яничев П.И. Возрастные особенности переживания времени (Подростковый и юношеский возраст): Автореф. дис. … канд. психол. наук. Л.; 1989. 148 с.
45.Time in Science and Philosophy – Prague, 1971

Приложение

Содержание

Введение

Глава 1. Общее представление о шизофрении

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального восприятия и реагирования в норме и патологии

Вывод

библиография

Введение

Даже люди без каких-либо психических расстройств по-разному воспринимают и сталкиваются эмоциогенные ситуации. Было бы интересно узнать, как этот процесс будет протекать у людей с психическими расстройствами: столь же разнообразен, есть различия в восприятии и субъективном переживании такой ситуации у психических нездоровых людей. В данной работе были рассмотрены людей, диагностированных с шизофренией. В исследовании, я хотел бы проследить закономерности в переживаниях разочарования, здоровым и больным, отметив, если сопровождаются расстройством в переживании различия в восприятии и эмоционально реагировать или нет.

Нарушения восприятия могут быть самым различным образом негативно повлиять на эмоции и поведение. Обработка и кодирование раздражителей могут быть нарушены, в случае, если определенные сведения анализируются и передаются в ЦНС неточно и некорректно, а представление не внушает доверия или если информация модифицируется (иллюзии), или продуцируются восприятия, не имеющие отношения к действительности (галлюцинации). В качестве возможных последствий можно ожидать неполную репрезентацию (текущей) внешнего мира, а также ограничение или изменение процессов сличения с уже существующим опытом восприятия и создаваемые таким образом неверные основы для регуляции тех компонентов поведения, для которых существенно необходимы (элементарных) функций. Может быть нарушена проверки содержания восприятия или эмоций и "самопродуцированных" представлений о внешнем мире или о своем теле, о собственном восприятии (например, галлюцинации). Может быть нарушена, и опыт воспринятого, например, в момент аффективного компонентов.

Расстройства основных функций приводит к нарушению сложных, хотя участие в них когнитивных компонентов и не повреждены; эти компоненты, правда, не могут заменить нарушенную функцию восприятия (Циль, 2003).

Предметом нашего исследования были особенности эмоционального поведения людей, диагностированных с шизофренией.

Предмет - особенности восприятия и реагирования на эмоциогенные стимулы в шизофреников.

Целью данного исследования является выявление различий в восприятии фрустрационных ситуациях у психически здоровых людей и больных шизофренией.

Узнать стоимость работы