Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние индивидуально-психологических особенностей личности руководителя на склонность к манипулированию подчиненными.

  • 90 страниц
  • 61 источник
  • Добавлена 09.04.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СКЛОННОСТЬ К МАНИПУЛИРОВАНИЮ ПОДЧИНЕННЫМИ
1.1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПОДЧИНЕННЫХ
1.3. МАНИПУЛЯЦИЯ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СКЛОННОСТЬ К МАНИПУЛИРОВАНИЮ ПОДЧИНЕННЫМИ
2.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.4. ВЫВОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фрагмент для ознакомления

Таблица 5
Результаты вычислений коэффициентов ранговой корреляции rs


Шкалы методики Кеттела Выраженность личностного макиавеллизма А – общительность – замкнутость 0,28 В - сообразительность - ограниченность мышления 0,17 С - эмоциональная устойчивость - неустойчивость 0,37 E – конформность — доминантность 0,32 F – озабоченность – беспечность 0,09 G – выраженная сила «Я» – беспринципность 0,23 H – смелость – робость - 0,11 I – податливость – жестокость 0,15 L – подозрительность – доверчивость; 0,18 М – мечтательность - практичность 0,13 N – гибкость – прямолинейность 0,21 О – тревожность - спокойствие 0,07 Q1 – радикализм – консерватизм - 0,16 Q2 – самостоятельность – внушаемость 0,08 Q3 – самоконтроль - импульсивность 0,21 Q4 – напряженность – релаксация 0,09
Результаты вычислений коэффициентов ранговой корреляции Спирмена показали, что статистически достоверная взаимосвязь между показателями факторов по методике Кеттела и уровнем выраженности личностного макиавеллизма не выявлена.
Наиболее сильная взаимосвязь выявлена между показателями фактора С по методике Кеттела «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» и уровнем выраженности личностного макиавеллизма: наблюдается прямая корреляция (rs =0,37), а также между показателями фактора E «конформность — доминантность» и уровнем выраженности личностного макиавеллизма (rs =0,32). Это означает, что чем выше эмоциональная устойчивость руководителя и его доминантность, тем выше уровень выраженности личностного макиавеллизма. Однако, эти значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена находятся в зоне недостоверности.
Таким образом, статистически достоверная взаимосвязь личностных черт и склонности к манипулированию не выявлена.
Таблица 6
Результаты вычислений коэффициентов ранговой корреляции rs


Шкалы методики Лири Выраженность личностного макиавеллизма Доминантность 0,32 Уверенность 0,29 Требовательность 0,26 Скептицизм 0,16 Уступчивость - 0,24 Доверчивость -0,23 Добросердечие -0,12 Отзывчивость 0,11 Доминирование 0, 31 Дружелюбие - 0, 18
Результаты вычислений коэффициентов ранговой корреляции Спирмена показали, что статистически достоверная взаимосвязь между показателями шкал по методике Лири и уровнем выраженности личностного макиавеллизма не выявлена.
Наиболее сильная взаимосвязь выявлена между уровнем выраженности личностного макиавеллизма и показателями шкал методики Лири: «Доминантность» (наблюдается прямая корреляция rs =0,32); «Уверенность» (rs =0,32); «Требовательность» (rs =0,26), а также интегральной шкалы «Доминирование» (rs =0,31). Однако, эти значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена находятся в зоне недостоверности.
Таким образом, статистически достоверная взаимосвязь личностных особенностей по методике Лири и склонности к манипулированию не выявлена.





Таблица 7
Результаты вычислений коэффициентов ранговой корреляции rs


Шкалы типов по Юнгу Выраженность личностного макиавеллизма Экстраверт 0,12 Интроверт - 0,07 Мыслительный тип
0,62 Эмоциональный тип 0,03 Сенсорный тип
0,4 Интуитивный тип
- 0,11
Статистически достоверная взаимосвязь между показателями шкал «Экстраверт», «Интроверт» и уровнем выраженности личностного макиавеллизма не выявлена, то есть экстраверсия и интроверсия на манипулирование не влияют.
Статистически достоверная взаимосвязь выявлена между показателями шкалы «Мыслительный тип» и уровнем выраженности личностного макиавеллизма: наблюдается сильная прямая корреляция (rs =0,62), значимая на уровне p<0,01. Статистически достоверная взаимосвязь выявлена также между показателями шкалы «Сенсорный тип» и уровнем выраженности личностного макиавеллизма (rs =0,40) на уровне p<0,05. Между другими показателями статистически достоверная взаимосвязь не выявлена.
В то же время, всем типам в той или иной степени присуща склонность к манипулированию, то есть не удалось показать, что есть чистые манипуляторские типы.

2.4. Выводы экспериментального исследования

Первой задачей моего эмпирического исследования было исследование индивидуально-психологических черт руководителей.
Результаты исследования показало, что руководители в целом обладают такими индивидуально-личностными качествами, как общительность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность, сознательность, самоконтроль, быстрая обучаемость, развитое воображение, творческий потенциал, что необходимо как для руководителей-менеджеров в их профессии. Мало выражены такие индивидуально-личностные качества, как эмоциональная неустойчивость, робость, низкий самоконтроль и подчинённость. Для проверки выдвинутой гипотезы исследования проведен корреляционный анализ - вычислялись коэффициенты ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа показали, что склонность к манипулированию более свойственна руководителям со следующими личностными чертами: эмоциональная устойчивость и доминантность. Однако статистически достоверная взаимосвязь между показателями факторов - личностных черт по методике Кеттела и уровнем выраженности личностного макиавеллизма - склонности к манипулированию не выявлена.
В результате анализа данных исследования по методике Т.Лири выявлены следующие особенности личности испытуемых руководителей в межличностном взаимодействии: у большинства менеджеров выражено стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность. Показатель характерологической тенденции «дружелюбие», который интерпретируется как добросердечие, способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность, в группе менее выражен. Результаты корреляционного анализа показали, что склонность к манипулированию более свойственна руководителям со следующими личностными особенностями: доминантность, уверенность и требовательность; и менее свойственна уступчивым руководителям. Однако статистически достоверная взаимосвязь личностных особенностей по методике Лири и склонности к манипулированию не выявлена.
Второй задачей моего эмпирического исследования было исследование характерологических особенностей руководителей.
Выявление преобладающих характерологических особенностей проводилась в соответствии с типологией Юнга по трем шкалам: экстраверт или интроверт; сенсорный (ощущающий) или интуитивный тип, а также мыслительный или эмоциональный тип. Результаты исследования показали, что экстраверсия, то есть ориентация сознания наружу, на объекты, и интроверсия — ориентация сознания внутрь, на субъекта, выражены у испытуемых руководителей примерно в равной степени (12% - экстраверты и 13% интроверты).
Выявлено, что у руководителей по способам принятия решений преобладает мыслительный тип (96% руководителей), который идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их. Мышление руководителей этого типа носит автократический характер, интеллектуальные формулы сковывают целостное проявление жизни, а чувство оказывается подчиненной функцией. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются людьми этого типа лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.
Эмоциональный тип (4 % руководителей) не преобладает ни у кого из руководителей. Этот тип характерен тем, что утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Показательной чертой, основным качеством данного типа являются чувствительность и отзывчивость к нуждам других. Мышление оказывается функцией подчиненной. Самое большое удовлетворение у людей этого типа встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми.
По способам сбора информации у руководителей преобладает сенсорный (ощущающий) тип (88 % руководителей), который характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к «здесь и сейчас». Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности «жить» в данную минуту, фактически подавляя интуитивные проявления как нереалистические фантазии.
Интуитивный тип выражен гораздо слабее (12 % руководителей). Этот тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Интуитивный тип отличает способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение, склонность собирать информацию произвольным образом, порой «скачкообразно», отыскивая в ней свой смысл и взаимосвязи между различными явлениями, доверяя интуиции и предчувствиям. При принятии решений люди такого типа опираются на свой внутренний голос, собственную интуицию, не оглядываясь на то, как поступают в подобных ситуациях окружающие люди. Людей этого типа привлекает все новое и возможное, непонятное. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Ощущение как психическое свойство у людей этого типа подчинено и подавлено.
Третьей задачей моего эмпирического исследования было исследование склонности руководителей к манипулированию подчиненными.
Проведенное исследование показало, что у трети руководителей выявлен высокий уровень выраженности личностного макиавеллизма. К основным признакам, используемым для определения понятия манипуляции, можно отнести эксплуатацию, господство, управление, контроль, принуждение, использование другого в качестве вещей и объектов, игру на слабостях, косвенное воздействие, а также мастерство и сноровку. То есть, именно руководители с высоким уровнем выраженности личностного макиавеллизма наиболее склонны к манипуляции, они в состоянии убедить подчиненных и направить их действия в русло, нужное для достижения поставленных манипулятором целей. У остальных испытуемых выявлен средний уровень выраженности личностного макиавеллизма. Низкий уровень, который характеризует чрезмерная доверчивость, восприимчивость к социальному влиянию, ориентация на личность, принятие социальной структуры и следование ей, не выявлен ни у кого. Итак, все испытуемые руководители склонны к манипулированию подчиненными. Такие результаты подтверждают актуальность проведенного исследования.
Четвертой задачей был анализ влияния индивидуально-психологических черт личности руководителя и его характерологических особенностей на склонность к манипулированию подчиненными.
Корреляционный анализ показал, что экстраверсия и интроверсия на манипулирование не влияют; склонность к манипулированию наиболее свойственна руководителям с мыслительным типом принятия решений и не свойственна руководителям с эмоциональным типом; по способам сбора информации манипуляторам более свойственен сенсорный (ощущающий), а не интуитивный тип.
При этом сравнение типов руководителей с высоким уровнем склонности к манипулированию показало, что среди них примерно в равной мере выявлены мыслительные экстраверты и мыслительные интроверты. Так, жизнь мыслительных экстравертов постоянно направляется рефлексией. Их поступки имеют в основе интеллектуальные, мыслительные мотивы. Мыслительный экстраверт планирует свою жизнь, раздумывает над ее обстоятельствами, анализирует варианты поведения; его отличает деловая логика, практичность; он анализирует множество деталей; вырабатывает четкую программу действий. В сочетании с сенсорным типом, наиболее часто встречающимся у руководителей-манипуляторов, для этих людей характерны реализм, внимание к деталям, «все видит, слышит, замечает»; пунктуален, аккуратен; замечает чужие ошибки, критичен к другим. Это, как представляется, манипуляторы-«Диктаторы». Если ведущая функция экстраверта мыслительная, то подчиненная — интровертное чувство. То есть, всякая деятельность, продиктованная чувством — эстетический вкус, артистизм, дружеские или эмоциональные отношения с окружающими — будут страдать.
Мыслительные интроверты классифицируют, анализируют, раскладывая все «по полочкам», их отличает практическая, деловая направленность мышления. Мыслительные интроверты пытаются установить везде порядок причем это касается всех проявлений жизни. Это, как представляется, манипуляторы-«Судьи». Интровертное мышление не обусловлено ни непосредственным переживанием, ни общепринятыми представлениями; в качестве мотивов, двигающих их рассуждение, выступают не внешние директивы, а собственные соображения. Мыслительному интроверту трудно выразить свои чувства. В поисках своих идей мыслительные интроверты обычно упрямы, могут демонстрировать жесткость и капризность.
В то же время, как показало проведенное мной исследование, чистые манипуляторские типы не выявлены. У каждого из испытуемых сочетаются мыслительный (преобладающий) и эмоциональный тип, сенсорный (ощущающий) или интуитивный тип. Нет также «чистых» экстравертов или интровертов. Таким образом, в реальных руководителях-манипуляторах встречаются комбинации описанных типов.
Как отмечено теоретической части исследования, Г.Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм. Мое эмпирическое исследование показало, что манипулирование не связано с темпераментом.
Решение предыдущих задач позволило решить пятую задачу: сформулировать основные обобщения и выводы по результатам исследования.
Итак, эмпирическое исследование подтвердило гипотезу исследования: склонность руководителя к манипулированию подчиненными скорее обусловлена его характерологическими особенностями, чем индивидуально-психологическими чертами. В то же время, всем типам в той или иной степени присуща склонность к манипулированию, поэтому не удалось показать, что есть чистые манипуляторские типы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования связана с тем, что в нем рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей личности руководителя на склонность к манипулированию подчиненными. Это во многом определяет взаимоотношения руководителя с работниками организации и, соответственно, эффективность управленческой деятельности.
Анализ литературных источников показал, что личность формируется в процессе онтогенеза как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, выражающие индивидуальное своеобразие человека, опосредуя проявления всех его когнитивных, регуляторных и коммуникативных процессов, все аспекты его социального поведения. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Различаются понятия «характер» и «тип». Так, райхианская характерология рассматривает человека не целиком, а в его невротическом варианте. За пределами данной запрограммированости есть еще значительное психологическое содержание. Иначе обстоит дело с понятием «тип» - здесь человек интересует исследователей именно в своей целостности, а не только в невротическом подобии. В моей работе опираюсь на типологию характеров К.Юнга.
К основным признакам, используемым для определения понятия манипуляции, можно отнести эксплуатацию, господство, управление, контроль, принуждение, использование другого в качестве вещей и объектов, игру на слабостях, косвенное воздействие, а также мастерство и сноровку.
Руководителю власть позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников и более эффективной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Однако, влияние руководителя должно опираться не на прямое применение власти, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Несомненно, манипулирование людьми не является достоинством руководителя. Вызывают протест и наиболее частые способы воздействия руководителя-манипулятора на подчиненных - провокация, обман, интрига, намек. Манипуляция не может быть этичной. Кроме того, доверие к руководителю-манипулятору будет таять, начнут разрастаться ненависть, вражда, отчуждение.
Мною проведено эмпирическое исследование, целью которого является изучение влияния индивидуально-психологических черт личности руководителя и его характерологических особенностей на склонность к манипулированию подчиненными.
Исследование показало, что испытуемые в целом обладают такими индивидуально-личностными качествами, как общительность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность, сознательность, самоконтроль, быстрая обучаемость, развитое воображение, творческий потенциал, что необходимо как для руководителей-менеджеров в их профессии. У менеджеров выявлены стремление к доминированию, независимости, способность брать на себя ответственность. Мало выражены такие индивидуально-личностные качества, как эмоциональная неустойчивость, робость, низкий самоконтроль, подчинённость.
Выявлено, что у руководителей по способам принятия решений преобладает мыслительный тип (по типологии характеров К.Юнга). Эмоциональный тип не преобладает ни у кого из руководителей. У руководителей по способам сбора информации преобладает сенсорный (ощущающий) тип, интуитивный тип выражен гораздо слабее.
Высокий уровень выраженности личностного макиавеллизма выявлен у трети испытуемых. Именно такие люди склонны к манипуляции, они в состоянии убедить подчиненных и направить их действия в русло, нужное для достижения поставленных манипулятором целей. У остальных испытуемых выявлен средний уровень склонности к манипуляции.
Корреляционный анализ не выявил статистически достоверной взаимосвязи между показателями факторов - личностных черт и уровнем выраженности личностного макиавеллизма - склонности к манипулированию. Статистически достоверная взаимосвязь личностных особенностей и склонности к манипулированию также не выявлена.
Корреляционный анализ показал, что склонность к манипулированию наиболее свойственна руководителям с мыслительным типом принятия решений. То есть, мыслительный тип более склонен к манипулированию, нежели эмоциональный тип. По способам сбора информации манипуляторам более свойственен сенсорный (ощущающий) тип.
Статистически достоверная взаимосвязь между показателями шкал «экстраверт» и «интроверт» не выявлена, то есть экстраверсия и интроверсия на манипулирование не влияют. Согласно Г.Айзенку, тип темперамента зависит от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм. Мое эмпирическое исследование показало, что манипулирование не связано с темпераментом.
Таким образом, подтверждена гипотеза исследования: склонность руководителя к манипулированию подчиненными скорее обусловлена его характерологическими особенностями, чем индивидуально-психологическими чертами. В то же время, как показало проведенное мной исследование, чистые манипуляторские типы не выявлены, всем типам в той или иной степени присуща склонность к манипулированию.
Значимость моего исследования заключается в том, что данная работа расширяет представления о влиянии индивидуально-психологических особенностей личности руководителя на склонность к манипулированию подчиненными. Предложенные методики исследования индивидуально-психологических особенностей личности руководителя и склонности к манипулированию подчиненными могут быть использованы в практике деятельности отделов по подбору персонала организаций и при аттестации руководителей.
БИБЛИОГРАФИЯ

Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП+, 1999.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.:Питер, 2001. - 288 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375с.
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 353 с.
Гарифуллин Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. - Казань, 1997.
Грачев Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М. : ИФ РАН, 1999. – 235 с.
Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: ЭКСМО, 2003. - 384с.
Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психол. журн. - 2006. - Т. 27. - № 6. - С. 73–89.
Гуревич  П.С.  Практическая  психология  для  всех. - М.: ОМГ+Образование, 2007. - 512 с.
Гуревич П.С. Психоанализ личности. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 396 с.
Доценко В.Л. Психология манипуляции. – М.: 1996. - 312 с.
Доценко Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. – 1993 – №4. – С. 182 – 138.
Зимбардо Ф., Ляйпе М.Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. - 448с.
Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение в межличностном общении // Вопросы психологии. – 2002.- № 6. – С. 45 – 49.
Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. - 1999. - №6. – С. 59-70.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 362 с.
Капустина А. Н. Многофакторный личностный опросник Кеттела. – М.: Издательство Речь, 2002. – 112 с.
Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. - М.: «Академический проект», 2007.
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.- ЭКСМО, 2007. - 416 с.
Климов Е.А. Психология профессионала. — М., 1996. – 282 с.
Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования: введение в человеческое совершенство. - 5-е изд. : -М.МПСИ, 2011. – 208 с.
Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя / А.Г. Комендант, Г.С.Михайлов.- М.: Народное образование, 2001.- 192 с.
Кондратьева М. В. Исследования личностных особенностей манипуляторов в современной психологии // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - № 7.
Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. -224с.
Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: учеб. пособ. для вузов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2003.168с.: ил.
Кузнецова Е.В. Личность в межличностных отношениях. Ростов-на-Дону, 2002.
Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. - 512с.
Маркетинг: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.
Марцинковская Т.Д. Психология развития. – М.: Академия, 2005. – 372 с.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб. : Евразия, 2002. – 432 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Питер Пресс, 2007. - 462 с.
Мединцев В.А. Диалогическое психологическое взаимодействие // Вопросы психологии. № 5, 2005.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избранные психологические труды. М.,1996. – С.84 - 92.
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002. – 327 с.
Моисеева О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 2. Психодиагностика характера: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 253 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 496с.
Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998.
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.
Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2001.
Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Куликова Л.В. – СПб.: Питер, 2002. – 480с.
Пугачев В.П. Руководство персоналом. – М., Аспект Пресс, 2008. - 416 с.
Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.:, 2002.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2006. – 648 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
Рюмшина Л. И. Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой аспект). – Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 2003. – С. 19 - 48.
Свенцицкий АЛ. Социальная психология. СПб., Проспект, 2004. – 336 с.
Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя.- М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004.- 224 с.
Сидоренко Е.В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: РЕЧЬ, 2004. - 256 с.
Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект-Пресс, 2000. - 475 с.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1981.
Управление персоналом: учебник для вузов/ под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 560 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
Фромм Э. Характер и социальный прогресс //Психология личности: Тексты. - М., 1982.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2005. – 608с.
Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: Питер, 2006. – 272 с.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. –246 с.
Шакуров Р.Х. Психология руководства коллективом: учебное пособие.- М.: Магистр, 2005.- 183 с.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М.: Мысль, 1980.
Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. – М.: Апрель-Пресс, 2008. – 192 с.
Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006.– 324 с.
Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник Майерс-Бриггс (MBTI)
Опросник:
1. Обычно Вы:
а) общительны;
б) довольно сдержанны и спокойны.
2. Если бы Вы были преподавателем, какой курс Вы бы предпочли:
а) построенный на изложении фактов;
б) включающий в себя изложение теорий.
3. Вы чаще позволяете:
а) своему сердцу управлять разумом;
б) своему разуму управлять сердцем.
4. Когда Вы отправляетесь куда-то на весь день, Вы:
а) планируете, что и когда будете делать;
б) уходите без определенного плана.
5. Находясь в компании, Вы обычно:
а) присоединяетесь к общему разговору;
б) беседуете время от времени с кем-то одним.
6. Вам легче поладить с людьми:
а) имеющими богатое воображение;
б) реалистичными.
7. Более высокой похвалой Вы считаете слова:
а) душевный человек;
б) последовательно рассуждающий человек.
8. Вы предпочитаете:
а) заранее договариваться о встречах, вечеринках и т.п.;
б) иметь возможность в последний момент решать, как развлечься.
9. В большой компании чаще:
а) Вы представляете людей друг другу;
б) Вас знакомят с другими.
10. Вас скорее можно назвать:
а) человеком практичным;
б) выдумщиком.
11. Обычно Вы:
а) цените чувства больше, чем логику;
б) цените логику больше, чем чувства.
12. Вы чаще добиваетесь успеха:
а) действуя в непредсказуемой ситуации, когда нужно быстро принимать решения;
б) следуя тщательно разработанному плану.
13. Вы предпочитаете:
а) иметь несколько близких, верных друзей;
б) иметь дружеские связи с самыми разными людьми.
14. Вам больше нравятся люди, которые:
а) следуют общепринятым нормам и не привлекают к себе внимания;
б) настолько оригинальны, что им все равно, обращают на них внимание или нет.
15. На Ваш взгляд самый большой недостаток ( быть:
а) бесчувственным;
б) неблагоразумным.
16. Следование какому-либо расписанию:
а) привлекает Вас;
б) сковывает Вас.
17. Среди своих друзей Вы:
а) позже других узнаете о событиях в их жизни;
б) обычно знаете массу новостей о них.
18. Вы бы предпочли иметь среди своих друзей человека, который:
а) всегда полон новых идей;
б) трезво и реалистично смотрит на мир.
19. Вы предпочли бы работать под началом человека, который:
а) всегда добр;
б) всегда справедлив.
20. Мысль о том, чтобы составить список дел на выходные:
а) Вас привлекает;
б) оставляет Вас равнодушным;
в) угнетает Вас.
21. Вы обычно:
а) можете легко разговаривать практически с любым человеком в течение любого времени;
б) можете найти тему для разговора только с немногими людьми и только в определенных ситуациях.
22. Когда Вы читаете для своего удовольствия, Вам нравится:
а) необычная, оригинальная манера изложения;
б) когда писатели четко выражают свои мысли.
23. Вы считаете, что более серьезный недостаток:
а) быть слишком сердечным;
б) быть недостаточно сердечным.
24. В своей повседневной работе:
а) Вам больше нравятся критические ситуации, когда Вам приходится работать в условиях дефицита времени;
б) ненавидите работать в жестких временных рамках;
в) обычно планируете свою работу так, чтобы Вам хватило времени.
25. Люди могут определить область Ваших интересов:
а) при первом знакомстве с Вами;
б) лишь тогда, когда узнают Вас поближе.
26. Выполняя ту же работу, что и многие другие люди, Вы предпочитаете:
а) делать это традиционным способом;
б) изобретать свой собственный способ.
27. Вас больше волнуют:
а) чувства людей;
б) их права.
28. Когда Вам нужно выполнить определенную работу, Вы обычно:
а) тщательно организовываете все перед началом работы;
б) предпочитаете выяснять все необходимое в процессе работы.
29. Обычно Вы:
а) свободно выражаете свои чувства;
б) держите свои чувства при себе.
30. Вы предпочитаете:
а) быть оригинальным;
б) следовать общепринятым нормам.
31. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) кроткий; б) настойчивый.
32. Когда Вам необходимо что-то сделать в определенное время, Вы считаете, что:
а) лучше планировать все заранее;
б) несколько неприятно быть связанным этими планами.
33. Можно сказать, что Вы:
а) более восторженны по сравнению с другими людьми;
б) менее восторженны, чем большинство людей.
34. Более высокой похвалой человеку будет признание:
а) его способности к предвидению;
б) его здравого смысла.
35. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) мысли; б) чувства.
36. Обычно:
а) Вы предпочитаете все делать в последнюю минуту;
б) для Вас откладывать все до последней минуты ( это слишком большая нервотрепка.
37. На вечеринках Вам:
а) иногда становится скучно;
б) всегда весело.
38. Вы считаете, что более важно:
а) видеть различные возможности в какой-либо ситуации;
б) воспринимать факты такими, какие они есть.
39. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) убедительный; б) трогательный.
40. Считаете ли Вы, что наличие стабильного повседневного распорядка:
а) очень удобно для выполнения многих дел;
б) тягостно, даже когда это необходимо.
41. Когда что-то входит в моду, Вы обычно:
а) одним из первых испробуете это;
б) мало этим интересуетесь.
42. Вы скорее:
а) придерживаетесь общепринятых методов в работе;
б) ищете, что еще неверно, и беретесь за неразрешенные проблемы.
43. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) анализировать; б) сопереживать.
44. Когда Вы думаете о том, что надо сделать какое-то не очень важное дело или купить какую-то мелкую вещь, Вы:
а) часто забываете об этом и вспоминаете слишком поздно;
б) записываете это на бумаге, чтобы не забыть;
в) всегда выполняете это без дополнительных напоминаний.
45. Узнать, что Вы за человек:
а) довольно легко;
б) довольно трудно.
46. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) факты; б) идеи.
47. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) справедливость; б) сочувствие.
48. Вам труднее приспособиться:
а) к однообразию;
б) к постоянным переменам.
49. Оказавшись в затруднительной ситуации, Вы обычно:
а) переводите разговор на другое;
б) обращаете все в шутку;
в) спустя несколько дней думаете, что Вам следовало сказать.
50. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) утверждение; б) идея.
51. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) сочувствие; б) расчетливость.
52. Когда Вы начинаете какое-то большое дело, которое займет у Вас неделю, Вы:
а) составляете сначала список того, что нужно сделать и в каком порядке;
б) сразу беретесь за работу.
53. Вы считаете, что Вашим близким известны Ваши мысли:
а) достаточно хорошо;
б) лишь тогда, когда Вы намеренно сообщаете о них.
54. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) теория; б) факт.
55. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) выгода; б) благодеяние.
56. Выполняя какую-либо работу, Вы обычно:
а) планируете работу таким образом, чтобы закончить с запасом времени;
б) в последний момент работаете с наивысшей производительностью.
57. Будучи на вечеринке, Вы предпочитаете:
а) активно участвовать в развитии событий;
б) предоставляете другим развлекаться, как им хочется.
58. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) буквальный; б) фигуральный.
59. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) решительный; б) преданный.
60. Если в выходной утром Вас спросят, что Вы собираетесь сделать в течение дня, Вы:
а) сможете довольно точно ответить;
б) перечислите вдвое больше дел, чем сможете сделать;
в) предпочтете не загадывать заранее.
61. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) энергичный; б) спокойный.
62. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) образный; б) прозаичный.
63. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) неуступчивый; б) добросердечный.
64. Однообразие повседневных дел кажется Вам:
а) спокойным;
б) утомительным.
65. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) сдержанный; б) разговорчивый.
66. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) производить; б) создавать.
67. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) миротворец; б) судья.
68. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) запланированный; б) внеплановый.
69. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) спокойный; б) оживленный.
70. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) благоразумный; б) очаровательный.
71. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) мягкий; б) твердый.
72. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) методичный; б) спонтанный.
73. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) говорить; б) писать.
74. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) производство; б) планирование.
75. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) прощать; б) дозволять.
76. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) систематический; б) случайный.
77. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) общительный; б) замкнутый.
78. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) конкретный; б) абстрактный.
79. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) кто; б) что.
80. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) импульс; б) решение.
81. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) вечеринка; б) театр.
82. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) сооружать; б) изобретать.
83. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) некритичный; б) критичный.
84. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) пунктуальный; б) свободный.
85. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) основание; б) вершина.
86. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) осторожный; б) доверчивый.
87. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) переменчивый; б) неизменный.
88. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) теория; б) практика.
89. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) соглашаться; б) дискутировать.
90. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) дисциплинированный; б) беспечный.
91. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) знак; б) символ.
92. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) стремительный; б) тщательный.
93. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) принимать; б) изменять.
94. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:
а) известный; б) неизвестный.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ МВTI
E - I S - N T - F J - P NN E I NN S N NN T F NN J P 1 а
б 2
( (
2 2 а
б 2
( (
2 3 а
б (
1(2) 2(1)
( 4 а
б 2
( (
2 5 а
б 1
( (
2 6
а
б (
1 2
( 7 а
б (
2(2) 1(1)
( 8 а
б 2
( (
1 9 а
б 2
( (
2 10 а
б 2
( (
2 11 а
б (
2 2
( 12 а
б (
1 1
( 13 а
б (
2 1
( 14 а
б 1
( (
2 15 а
б (
( 2
( 16 а
б 2
( (
2 17 а
б (
2 1
( 18 а
б (
2 1
( 19 а
б (
( 2(1)
( 20 а
б
в 1
(
( (
1
1 21 а
б
2
( (
2 22 а
б (
1 (
( 23 а
б 1
( (
( 24 а
б
в (
(
1 1
(
( 25 а
б 1
( (
1 26 а
б 1
( (
1 27 а
б (
2(1) (
( 28 а
б 1
( (
2 29 а
б 1
( (
( 30 а
б 1
( (
( 31 а
б (
2 1
( 32 а
б 1
( (
1 33 а
б 1
( (
1 34 а
б (
1 2
( 35 а
б 2(2)
( (
1(2) 36 а
б (
1 1
( 37 а
б (
2 1
( 38 а
б (
1 (
( 39 а
б 2
( (
1(2) 40 а
б (
( 1
2 41 а
б (
( (
2 42 а
б 2
( (
( 43 а
б 1(2)
( (
2 44 а
б
в (
1
( 1
(
( 45 а
б 1
( (
2 46 а
б 2
( (
1 47 а
б 1
( (
2 48 а
б (
1 1
( 49 а
б
в (
1
( (
(
2 50 а
б 2
( (
1 51 а
б (
2 1
( 52 а
б 2
( (
1 53 а
б 1
( (
1 54 а
б (
1 2
( 55 а
б 1
( (
1 56 а
б (
( 1
( 57 а
б 1
( (
2 58 а
б 1
( (
1 59 а
б 1
( (
2(1) 60 а
б
в (
(
( (
1
1 61 а
б 1
( (
2 62 а
б (
2 (
( 63 а
б 2
( (
( 64 а
б 1
( (
( 65 а
б (
2 1
( 66 а
б 2
( (
( 67 а
б (
2 (
( 68 а
б 2
( (
2 69 а
б (
1 1
( 70 а
б 2
( (
( 71 а
б (
2 (
( 72 а
б 2
( (
2 73 а
б (
( (
1 74 а
б 1
( (
1 75 а
б (
2 (
( 76 а
б 2
( (
2 77 а
б 1
( (
1 78 а
б 1
( (
2 79 а
б (
1 (
( 80 а
б (
1 2
( 81 а
б 1
( (
( 82 а
б 2
( (
1 83 а
б (
1 1
( 84 а
б 1
( (
1 85 а
б (
( 2
( 86 а
б 2
( (
( 87 а
б (
1 (
( 88 а
б (
( 2
( 89 а
б (
( 1
( 90 а
б 2
( (
1 91 а
б 1
( (
( 92 а
б (
( 1
( 93 а
б 1
( (
( 94 а
б 1
( (
1 Итого: Итого: Итого: Итого: Предпо-
чтение
Предпо-
чтение
Предпо-
чтение
Предпо-
чтение






ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Методика определения склонности к макиавеллизму» (опросник Мак-шкала - IV) Р.Кристи и Ф.Гейс, адаптированная В.В. Знаковым

Текст опросника:
1.         Отрывать другим истинную причину своих действий нужно только в том случае, если это полезно для тебя.
2.         Лучший способ получить от людей то, что тебе надо, - говорить им то, что они хотят услышать.
3.         Человек должен делать что-либо, только если он уверен, что это морально оправданно, т.е. правильно с нравственной точки зрения.
4.         Большинство людей, в сущности, хорошие и добрые.
5.         В общем-то все люди порочны, и когда-нибудь это проявляется.
6.         Честность – лучшая политика в любых ситуациях.
7.         Нельзя оправдывать человека, который для достижения личных целей лжет другому.
8.         В общем-то люди не хотят работать в полную силу без принуждения со стороны.
9.         Лучше занимать скромное положение и быть честным, чем быть влиятельным и нечестным.
10.      Когда просишь кого-либо сделать что-то для тебя, лучше сказать о настоящей причине, по которой тебе это необходимо, чем придумывать более веские аргументы.
11.      Большинство из тех, кто достиг высокого положения в обществе, являются порядочными и нравственно безупречными в нравственном отношении людьми.
12.      Человек, полностью доверяющий кому-то другому, напрашивается на неприятности.
13.      Большинство преступников отличается от остальных людей в основном тем, что недостаточно умны; поэтому они и попадаются.
14.       Большинство людей – смелые.
15.       Льстить нужным людям – значит проявлять мудрость.
16.       Можно быть человеком, хорошим во всех отношениях.
17.       Большинство людей на Земле состоит из простаков, которых нетрудно обвести вокруг пальца.
18.       Для того, кто хочет сделать карьеру, главное – не хорошо работать, а уметь обходить формальности и ради достижения цели не бояться идти на мелкие правонарушения.
19.      Неизлечимо больные люди с их согласия могут быть умерщвлены.
20.      Большинство людей легче забывают о смерти собственных родителей, чем о потере собственности.

Ключ
«Прямые» утверждения
(№ 1,2,5,8,12,13,15,18,19,20) Балл «Обратные» утверждения
(№ 3,4,6,7,9,10,11,14,16,17) Балл Полностью согласен
Согласен
Более согласен, чем не согласен
Затрудняюсь ответить
Более не согласен, чем согласен
Не согласен
Совершенно не согласен 7
6

5
4

3
2
1 Полностью согласен
Согласен
Более согласен, чем не согласен
Затрудняюсь ответить
Более не согласен, чем согласен
Не согласен
Совершенно не согласен 1
2

3
4

5
6
7












2

1.Айзенк Г.Ю. Структура личности. – Пер. с англ. – СПб.: Ювента.М.: КСП+, 1999.
2.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.:Питер, 2001. - 288 с.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375с.
4.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 353 с.
5. Гарифуллин Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. - Казань, 1997.
6.Грачев Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М. : ИФ РАН, 1999. – 235 с.
7.Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: ЭКСМО, 2003. - 384с.
8.Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психол. журн. - 2006. - Т. 27. - № 6. - С. 73–89.
9.Гуревич П.С. Практическая психология для всех. - М.: ОМГ+Образование, 2007. - 512 с.
10.Гуревич П.С. Психоанализ личности. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 396 с.
11.Доценко В.Л. Психология манипуляции. – М.: 1996. - 312 с.
12.Доценко Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. – 1993 – №4. – С. 182 – 138.
13.Зимбардо Ф., Ляйпе М.Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. - 448с.
14.Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение в межличностном общении // Вопросы психологии. – 2002.- № 6. – С. 45 – 49.
15.Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. - 1999. - №6. – С. 59-70.
16.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 362 с.
17.Капустина А. Н. Многофакторный личностный опросник Кеттела. – М.: Издательство Речь, 2002. – 112 с.
18.Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. - М.: «Академический проект», 2007.
19.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.- ЭКСМО, 2007. - 416 с.
20.Климов Е.А. Психология профессионала. — М., 1996. – 282 с.
21.Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования: введение в человеческое совершенство. - 5-е изд. : -М.МПСИ, 2011. – 208 с.
22.Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя / А.Г. Комендант, Г.С.Михайлов.- М.: Народное образование, 2001.- 192 с.
23.Кондратьева М. В. Исследования личностных особенностей манипуляторов в современной психологии // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - № 7.
24.Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, 1998. -224с.
25.Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: учеб. пособ. для вузов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2003.168с.: ил.
26.Кузнецова Е.В. Личность в межличностных отношениях. Ростов-на-Дону, 2002.
27.Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. - 512с.
28.Маркетинг: Учебное пособие / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.
29.Марцинковская Т.Д. Психология развития. – М.: Академия, 2005. – 372 с.
30.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб. : Евразия, 2002. – 432 с.
31.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Питер Пресс, 2007. - 462 с.
32.Мединцев В.А. Диалогическое психологическое взаимодействие // Вопросы психологии. № 5, 2005.
33.Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избранные психологические труды. М.,1996. – С.84 - 92.
34.Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002. – 327 с.
35.Моисеева О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 2. Психодиагностика характера: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 253 с.
36.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 496с.
37.Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998.
38.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.
39.Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2001.
40.Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Куликова Л.В. – СПб.: Питер, 2002. – 480с.
41.Пугачев В.П. Руководство персоналом. – М., Аспект Пресс, 2008. - 416 с.
42.Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.:, 2002.
43.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2006. – 648 с.
44.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
45.Рюмшина Л. И. Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой аспект). – Ростов н/Д : Изд-во РГУ, 2003. – С. 19 - 48.
46.Свенцицкий АЛ. Социальная психология. СПб., Проспект, 2004. – 336 с.
47.Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя.- М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004.- 224 с.
48.Сидоренко Е.В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: РЕЧЬ, 2004. - 256 с.
49.Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект-Пресс, 2000. - 475 с.
50.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1981.
51.Управление персоналом: учебник для вузов/ под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 560 с.
52.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
53.Фромм Э. Характер и социальный прогресс //Психология личности: Тексты. - М., 1982.
54.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2005. – 608с.
55.Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: Питер, 2006. – 272 с.
56.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. –246 с.
57.Шакуров Р.Х. Психология руководства коллективом: учебное пособие.- М.: Магистр, 2005.- 183 с.
58.Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. – М.: Мысль, 1980.
59.Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. – М.: Апрель-Пресс, 2008. – 192 с.
60.Щербатых Ю.В. Психология личностных качеств. М.: Эксмо, 2006.– 324 с.
61.Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 368 с.

Министерство образования российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра педагогической психологии

КУРСЫ

по дисциплине "Социальная психология"

на тему:

"Средства, виды и модели психологического влияния: манипулирование"

выполнил: студент Ипс Золотовскова А. А.

Группа: ПП-308

Руководитель: Шахматова О. Е

Екатеринбург 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

1.1 Сущность, структура и цели влияния

1.2 Виды влияния

1.3 Способы противодействия влиянию

1.4 Манипуляция как вид психологического воздействия

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация психодиагностического обследования

2.2 Результаты первичной обработки данных

2.3 Психодиагностическое заключение об уровне выраженности личных макиавеллизма у подростков

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

3.1 Сущность психологического тренинга

3.2 Цели и задачи тренингов

3.3 Пространственная и временная организация тренинга

3.4 Манипуляции и защиты от них

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях постоянного научно-технического прогресса, люди остро чувствуют переизбыток информации, стараются его не замечать, но это невозможно. Как говорится, кто владеет информацией - владеет миром. Однако считать властелином мира человека, находящегося под давлением буквально лавины информации, у которого, вероятно, уже информационный стресс,- нереально, да и просто смешно. Люди пытаются удалить лишнюю "шелуху", чтобы найти "зерно истины" - то, что действительно важно для них. К сожалению, этому препятствует социально - психологическое воздействие, которое диктует нам определенные стереотипы поведения, способы действий, мнений - манипулирует нами. Конечно, от влияния никуда не уйти - мы все в определенной степени воздействуем друг на друга, так что актуальность проблемы влияния бесспорным. Но мы можем научиться противостоять влиянию, отстаивать свои позиции, мыслить критически. Было бы желание.

Узнать стоимость работы