Мониторинг клиентов в системе управления кредитными рисками банка

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Банковское дело
  • 7676 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 25.05.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: КРЕДИТНЫЕ РИСКИ БАНКА И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
1.1. Понятие и классификация банковских рисков
1.2. Кредитные риски и формирование кредитной политики коммерческого банка
1.3. Понятие и критерии оценки кредитоспособности клиентов банка
ГЛАВА 2: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА КЛИЕНТОВ БАНКА
2.1. Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка и их анализ
2.2. Особенности оценки кредитоспособности отдельных категорий клиентов
2.3. Мониторинг клиентов банка в рамках управления кредитным портфелем коммерческого банка
ГЛАВА 3: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ БАНКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Анализ проблем мониторинга клиентов российских коммерческих банков
3.2. Проблемы управления кредитными рисками во взаимоотношениях с субъектами малого предпринимательства
ГЛАВА 4: НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ БАНКОВ
4.1. Классификация активов при управлении кредитным портфелем
4.2. Закон о кредитных историях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Фрагмент для ознакомления

Очевидная для финансирования проектов крупных заемщиков данная практика не является универсальной для заемщиков из сферы малого предпринимательства. Это связано с тем, что в силу ограниченной суммы запрашиваемого кредита операционные расходы по разделению рисков и контролю за соинвесторами могут превышать потенциальную экономию на снижении рисков банковского кредитования. Формой разделения рисков инвестиционного кредитования выступает и привлечение гарантий по кредиту, которые, как правило, охватывают примерно от 50% до 2/3 стоимости проекта и 75-80% стоимости кредита. Наконец, опосредование риска (которое является и формой его разделения), особенно характерное именно для кредитных ресурсов, направляемых в сферу малого предпринимательства, часто состоит в том, что ресурсы направляются не непосредственным заемщикам, а неким промежуточным финансовым институтам, непосредственно ориентированным на нужды малого бизнеса и имеющим отработанные процедуры, кадры и пр. В качестве таковых институтов могут выступать кредитные союзы малых предприятий (с целью пополнения их ресурсов), региональные фонды поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, оказывающие соответствующий круг услуг субъектам малого предпринимательства .
Основным инструментом управления рисками при кредитовании малого бизнеса является практика ссуд под обеспечение. Обеспечение ссуд обычно используется в широком смысле и может относиться ко многим видам кредитования. Нередко банки классифицируют кредитный портфель на обеспеченные и необеспеченные ссуды. Обеспечение обычно берется без расчета на то, что оно обязательно будет реализовано. Управление обеспечением и его хранение являются трудоемкими и неприбыльными операциями для банка. Зачастую банку вообще не имеет смысла брать в залог обеспечение, которое банк не в состоянии реализовать. Однако, выдача ссуды без обеспечения в соответствии с нормами регулирования ЦБ РФ вынуждает банк иммобилизовать значительные средства в соответствующие целевые резервы. Кроме того, доля ссуд без обеспечения (по сути - форма венчурного кредитования) также ограничена специальным нормативом, призванным обеспечить необходимую устойчивость и стабильность работы банка в целом.
Существенным тормозом развития кредитования малых предприятий выступает отсутствие сколько-нибудь нормального законодательства по залогу и инфраструктуре по реализации залогов. Следование же ныне действующим законодательным актам приводит лишь к тому, что вернуть возможно (исходя из реальной нынешней практики) не более чем половину реальной стоимости залога. Дело в том, что «выбив» залог в форме товаров, недвижимости и т. п., кредитор сталкивается с трудно решаемой проблемой обращения их в реальные деньги (тем более, что сделать это надо как можно быстрее). Системы тендеров (торгов) по залогу приводят к резкому уменьшению его реальной цены. Не отрицая саму идею тендеров, следует отметить, что потери возникают из-за их плохой организации. В стране отсутствуют специалисты, способные нормально (с минимальной потерей в цене)  провести продажу залогов. Отсутствует и сколько-нибудь эффективная инфраструктура реализации залогов. В результате всего этого невозвратные кредиты под залог приносят кредитору крупные убытки. С малым бизнесом дела обстоят еще хуже. Предлагаемое малыми предприятиями в залог имущество чаще всего «не тянет» на серьезный кредит. Известно немало случаев, когда имущество малого предприятия, объявленное под залог, бесследно исчезает вместе с самим предприятием. Было бы намного лучше, если бы можно было бы взыскания к малым предприятиям обращать на имущество его владельцев (акционеров). Но пока этого добиться невозможно.
Личные квартиры, часто предлагаемые владельцами малых предприятий в качестве залога, таковыми фактически быть не могут. Номинально по закону в залог их взять можно. Но при этом обычно в них зарегистрированы (по-старому «прописаны») их владельцы. Для реального отчуждения и продажи квартиры, сыгравшей роль залога, их надо выписать, предоставив при этом новое жилье. И это требует сложной судебной процедуры и влечет большие издержки.
Системы контроля за кредитными операциями должны включать процедуры обнаружения сигналов возможной неуплаты и меры реагирования на данную опасность уже в процессе исполнения кредитной сделки. В большинстве случаев служба контроля будет делать выводы на основе периодических встреч и переговоров с клиентом, а также на основе регулярного анализа финансовой информации. Настораживающие признаки могут выявляться при наблюдении за ведением дел клиента или в ходе взаимоотношений с ним банка или становиться очевидными из анализа финансовой и другой документации или пояснительной информации, предоставленной клиентом.
Однако мониторинг риска и обуславливающих его факторов, разумеется, не сводится лишь к наблюдениям за действиями (или бездействием) самого малого предприятия-заемщика. Не менее важны и процессы, происходящие в окружающей его хозяйственной среде, в частности, в той отрасли или подотрасли, где складывается основной объем хозяйственной деятельности заемщика. Для того, чтобы малое предприятие могло успешно продолжать свою деятельность, необходимо прогнозировать изменения в отрасли и своевременно реагировать на них. Банк должен оценивать способность клиента подготовиться к возможным изменениям и принять предупредительные меры. Изменение стиля управления, текучесть кадрового состава, рискованное внедрение на новые рынки - все это зачастую (хотя и не всегда) является показателем возможных проблем в будущем.
Если банк стремится к контролю за ведением дел заемщика, он может стать некоей «тенью компании» или ее полуофициальным директором и, следовательно, нести определенную долю юридической ответственности за управление делами данной компании. По существу, предоставление кредита в рамках пакета мер содействия данному малому предприятию является важнейшим фактором существенного снижения риска банковского кредитования малых предприятий (особенно кредитования инвестиционного характера) .
Однако, одним из наиболее эффективных инструментов такого управления рисками банковского кредитования малого бизнеса является система гарантий, особенно выдаваемых от лица специализированных финансовых учреждений. Гарантия как таковая не решает полностью проблемы доступности кредита для малых предприятий. Гарантия - рыночный товар, имеющий свою цену. При этом в условиях российской экономики высокий уровень предпринимательских рисков неизбежно предопределяет высокую «цену» такого специфического товара как банковская гарантия.
В принципе сегодня нельзя говорить об абсолютной недоступности банковских или страховых гарантий для малых предприятий - эти гарантии потенциально наличествуют, однако фактически на «открытом рынке» так дороги, что в принципе несовместимы с усредненной нормой рентабельности коммерческой деятельности, особенно при реализации долговременных инвестиционных проектов в реальном секторе экономики. Складывается ситуация, при которой в гарантийных схемах кредитования для малого бизнеса должен четко просматриваться компонент государственной поддержки. Не случайно на сегодня наиболее перспективны региональные схемы таких гарантий, которые характеризуются прямыми формами государственной поддержки и поэтому наиболее широко и эффективно действуют в регионах, способных реализовать такую поддержку по своим финансовым ресурсам (Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород и др.).
В настоящее время становится все более актуальной идея реализации крупномасштабного (как минимум, межрегионального) проекта разработки схем гарантирования кредитов для малых предприятий с государственным (федерально-региональным участием). В основе обсуждаемых проектов создания крупномасштабных схем гарантирования кредитов для малого бизнеса - смешанные государственно-частные схемы финансирования, сочетание инвестиционного и краткосрочного кредитования, прямые кредиты малому бизнесу и поддержка его инвестиционной деятельности через кредитование лизинговых услуг для малого бизнеса. При этом фактор государственной поддержки реализуется как через участие бюджетных средств в финансировании гарантийных схем, так и через возможность сочетать те или иные формы кредитной поддержки малых предприятий с иными, уже зарекомендовавшими себя инструментами содействия малому бизнесу (имущественная поддержка, налоговые льготы, консультационное, информационное и обучающее содействие и пр.).
Банки, особенно малые и средние, видящие перспективный интерес в кредитовании малого бизнеса, но вынужденные считать каждый рубль своих рисков, серьезно заинтересованы в создании таких схем. При этом нет существенных возражений банков против смешанных государственно-частных форм  организации (финансирования) названных схем. Главное, чтобы эти институты избежали традиционных для наших государственных или «окологосударственных» структур тенденций бюрократизации, а также не пытались присвоить себе некого иммунитета относительно судебного разрешения дел, возникающих в связи с реализацией выданных гарантий.

Глава 4: Нормативное обеспечение управления кредитными рисками банков
4.1. Классификация активов при управлении кредитным портфелем
Классификация активов нужна для того, чтобы оценить актив с точки зрения кредитного риска, степень которого зависит от вероятности обслуживания и погашения долга в соответствии с контрактными условиями.
В принципе все активы, по которым банк несет риски, должны классифицироваться, включая кредиты и авансы, дебиторскую задолженность, инвестиции, участие в капиталах и условные обязательства.
Классификация активов является основным инструментом управления рисками. Активы классифицируются в момент их появления, а затем пересматриваются и вновь классифицируются, если это необходимо (в соответствии со степенью их кредитного риска), несколько раз в год. При пересмотре активов должны учитываться качество обслуживания кредита и финансовое состояние заемщика. Экономические тенденции, изменения на соответствующих рынках и цены товаров также должны учитываться. Однако, оценка нескольких классов небольших кредитов может основываться только на погашении, в частности, таких мелких потребительских кредитов, как кредиты под залог жилья, кредиты с погашением в рассрочку и кредитные карты. Активы, классифицированные как "стандартные" или "ниже стандарта", обычно проверяются два раза в год, в то время как проблемные активы пересматриваются каждый квартал .
Банки сами определяют правила классификации, но при этом они следуют стандартам, установленным органами надзора. Стандарты по классификации активов, которые в настоящее время используются в большинстве развитых стран, приведены ниже. В данных стандартах делается акцент, прежде всего, на способность и желание заемщика выплатить долг, включая проценты и основную сумму, исходя из его предполагаемых денежных потоков. В некоторых странах установлено, что все кредиты, выданные одному заемщику (или группе взаимосвязанных заемщиков), должны быть классифицированы одинаково. Случаи, когда они все же классифицированы по-разному, должны особо оговариваться и обосновываться.
В других странах рекомендуется, чтобы все оцениваемые активы анализировались индивидуально. В тех случаях, когда актив по своим характеристикам может быть отнесен сразу к двум классификационным группам, его относят к более низкой. Если органы надзора или внешние аудиторы приписывают активу более низкую группу классификации, чем это сделал банк, банк должен исправить группу актива соответствующим образом.
В некоторых развитых банковских системах банки используют более детальную систему классификации стандартных кредитов. Цель этого - улучшить качество анализа портфеля и тенденций, чтобы лучше разграничивать кредиты различных видов и сделать взаимосвязь между группой классификации и прибыльностью более ясной.
В соответствии с международными стандартами активы обычно классифицируются по следующим категориям.
Таблица 4.1.1.
Правила классификации активов
Вид актива Определение Стандартные Активы называются стандартными, когда способность заемщика обслуживать свои долги, вне всякого сомнения, находится на должном уровне. Обычно, когда кредиты или другие активы полностью обеспечены (включая основную сумму и проценты) денежными средствами или близкими субститутами денег (например, банковскими депозитными сертификатами и казначейскими векселями или облигациями), они классифицируются как стандартные, независимо от задолженностей и прочих неблагоприятных факторов. Наблюдаемые Это активы с потенциальными слабостями, которые могут ухудшить качество актива в целом или подвергнуть в будущем риску платежеспособность заемщика. Сюда входят, например, кредиты, предоставленные на основе несостоятельного соглашения, при условии недостаточного контроля над залогом или отсутствия необходимой документации. Данный класс должны получать заемщики, работающие в рыночных условиях, которые в будущем могут негативно повлиять на их платежеспособность. Сказанное относится и к заемщикам, которые подвергаются влиянию текущих негативных тенденций или имеют несбалансированную структуру баланса, но еще не достигли критической точки, когда их платежеспособность подвергается опасности. Продолжение таблицы 4.1.1.
Ниже стандарта Данная категория свидетельствует о явно выраженных недостатках, которые подвергают опасности обслуживание долга, в частности, когда первичных источников средств, направленных на погашение кредита, недостаточно и банку необходимо оценить возможность использования вторичных источников погашения, таких как залог, продажа основных средств, рефинансирование или изыскание дополнительных ресурсов. Активы ниже стандарта обычно представляют собой авансы заемщикам, которые имеют недостаточную капитализацию, и срочные кредиты заемщикам, текущие денежные потоки которых недостаточны для выполнения текущих платежей по долгам. К этой категории могут относиться также краткосрочные ссуды и авансы заемщикам, производственный цикл которых не позволяет им погасить свои долги в срок. Неработающие активы, которые просрочены, по крайней мере, на 90 дней, также входят в данную категорию, наряду с пересмотренными ссудами и авансами, просроченные проценты по которым были уплачены заемщиком из своих собственных средств до того, как произошел пересмотр, и которые после пересмотра непрерывно погашаются в соответствии с установленным графиком. Сомнительные Данные активы имеют такие же недостатки, что и нестандартные активы, но исходя из существующих данных полное их погашение находится под вопросом. Существует вероятность убытков, но наличие определенных факторов, которые могут улучшить положение, откладывает их перевод в класс убыточных, пока картина не станет окончательно ясной. Неработающие активы, которые просрочены, по крайней мере, на 180 дней, также классифицируются как сомнительные, за исключением тех случаев, когда они достаточно обеспечены. Продолжение таблицы 4.1.1.
Убыточные Это активы, которые считаются безнадежными и имеют настолько низкую стоимость, что дальнейшее их содержание на балансе неоправданно. Это не значит, что актив не имеет никакой ликвидационной стоимости, но с практической точки зрения желательно не откладывать его списание, даже если в будущем имеется вероятность частичного его погашения. Неработающие активы, которые просрочены более чем на год, также классифицируются как убыточные, за исключением тех случаев, когда они очень хорошо обеспечены

4.2. Закон о кредитных историях
В РФ на сегодняшний день для мониторинга клиентов банка действует ФЗ «О кредитных историях» (с 01.01.05 г.).
Целью данного закона является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами (коммерческими банками). Принятие данного закона было необходимо для создания условий формирования рынка доступного жилья через развитие ипотечного жилищного кредитования. Создание системы кредитных бюро должно обеспечить в перспективе снижение затрат банков на оценку кредитоспособности заемщиков и позволит снизить стоимость ипотечных жилищных кредитов и повысить их доступность для населения.
Реализация этого закона приобретает особое значение для налаживания прозрачных кредитных отношений и построения современной кредитооснованной экономики в целом. Накопление и использование кредитных историй позволит значительно расширить кредитование экономики и, в первую очередь, придаст импульс развитию потребительского, ипотечного  жилищного кредитования, а также кредитования малого бизнеса. То есть тех видов кредитования, при которых сложно оценить кредитоспособность заемщика по раскрываемым заемщиком данным в момент обращения за кредитом и необходимо обеспечить возможность быстрой (в течение порядка четверти часа) оценки кредитоспособности заемщика.
Основная цель бюро кредитных историй состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита) и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц. Современный зарубежный опыт показывает, что кредитная история не только служит для фиксации факта получения и возврата кредита (ов), но должна позволить оценить кредитоспособность заемщика. Таким образом, становится необходимым накопление значительного  объема информации, описывающей заемщика и его договоры кредита, займа.
Основываясь на зарубежном опыте, предполагается функционирование бюро кредитных историй как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. При этом во взаимодействии «бюро кредитных историй – кредиторы» находится баланс стоимости услуг бюро и предоставления информации в бюро.
В главе 1 закона «Общие положения» дается описание  предмета и целей регулирования, сферы применения законопроекта, раскрываются основные понятия и термины законопроекта. В главе 2 речь идет непосредственно о кредитных условиях.
Оценивая целесообразность принятия этого закона, нужно отметить, что наличие кредитной истории на Западе воспринимается как нечто само собой разумеющееся, а роль при переговорах с банком о выдаче кредита ведущая. Кредитная история на Западе состоит из нескольких страниц. Записи содержат информацию о том, когда, где и на какую сумму потенциальный заемщик брал кредиты, насколько вовремя их погашал, сведения, касающиеся образования, места работы, стажа и пр. Но, даже не изучая эти записи, банкир может о многом сделать вывод по одному-единственному числу - кредитному рейтингу. Он определяется автоматически на основе математического алгоритма, который, в свою очередь, базируется на обобщенной информации, полученной путем анализа файлов кредитных историй миллионов, а иногда и десятков миллионов людей. Считается, что полученные в результате оценки баллы достаточно четко характеризуют добросовестность заемщика. Так, по системе международного кредитного бюро TransUnion шкала рейтинга начинается с отметки 300 и заканчивается на отметке 850 баллов. Среднестатистический канадец имеет рейтинг в интервале 600-800 баллов. При рейтинге ниже 500 баллов заявление вряд ли будут даже рассматривать, не говоря уже о предоставлении кредита.
От рейтинга зависит не только ответ банка, но и условия кредитования. К примеру, если ставка по ипотечному кредиту на $150 000 на 30 лет в американском банке для заемщика с рейтингом 620-639 будет равна 7,03 % годовых, то для более добросовестного, с рейтингом 660-679 - 6,06%, с рейтингом 700-759 - 5,66%. А при рейтинге 760 и выше кредит дадут под 5,44%. Если перевести это в доллары, то получим, что заемщик высшей категории ежемесячно будет платить по кредиту $846, в то время как аутсайдер рейтинга - $1001.
Итоговое количество баллов формируется на основании нескольких факторов. Главную роль, конечно же, играет то, как клиент соблюдает сроки выплаты долгов - от этого рейтинг зависит на 35%. Следующий по значимости критерий - накопления на счетах и лимиты кредитных карт и займов (30%). Менее значимы продолжительность кредитной истории (15%), наличие различных кредитов (10%) и частота запросов на получение кредита (10%).
В России пока не существует не только стандартизированной межбанковской системы оценки кредитной истории, но и единой информационной базы клиентов. Причина в законодательстве: до вступления в силу закона о кредитных историях банки не имели права передавать сведения на официальном уровне - такой шаг считался нарушением банковской тайны. Чтобы как-то выходить из положения, в ход шли неофициальные каналы. Между собой обменивались информацией сотрудники служб, специализирующихся на проверке клиентов. Со вступлением закона в силу задача упрощается. Банки получили право передавать в кредитное бюро все сведения о том, когда, где и на каких условиях заемщик кредитовался ранее, а также как он погашал свои обязательства. В бюро зафиксируют также судебные споры, связанные с займами, и всю информацию, которую предоставят государственные органы, это могут оказаться как сведения о профессиональной деятельности и зарплате, так и не очень приятные для заемщика вехи биографии. Закон не обязывает заемщика предоставлять сведения о себе. Но обязывает банк передать информацию обо всех своих заемщиках хотя бы в одно бюро кредитных историй. И банку, чтобы не нарушать закон, придется либо создавать свое карманное бюро и поставлять данные туда, либо направлять их во внешнюю организацию. Банкам в такой ситуации ничего не останется делать, как работать со строптивыми в добровольно-принудительном порядке: либо заявитель соглашается на передачу информации в бюро, либо банк поднимает процентную ставку или вообще не выдает кредит.
Судя по всему, такой выбор ожидает многих скрытных клиентов. Большинство крупных банков уже сделали выбор в пользу работы сообща, в рамках крупных кредитных бюро. На данный момент их образовалось два - Национальное бюро кредитной информации, созданное при Ассоциации российских банков, и Experian-Interfax, учрежденное на паритетных началах информационным агентством Интерфакс и транснациональным кредитным бюро Experian. С каждым из этих бюро выразили желание работать более 20 банков.
Бюро должны не только аккумулировать информацию, но и перерабатывать ее. А конечная цель их деятельности заключается в том, чтобы на основе имеющихся данных сделать прогноз платежеспособности заемщика. Методики прогнозирования мало отличаются от используемых в мировой практике. Вначале будет определено, при каких условиях российский клиент платит так или иначе. На основе анализа будут построены математические модели, которые и должны и прогнозировать поведение заемщика в будущем.
Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В процессе изучения, а тем более в процессе управления банковскими рисками необходимо помнить, что в реальности все виды рисков тесно взаимосвязаны. Помимо выявления и оценки индивидуальных или "чистых" рисков своей деятельности (таких как процентный, кредитный риски и риск ликвидности), банку необходимо представлять себе совокупный уровень принимаемого им риска. Этот этап требует количественного и качественного анализа потенциальных потерь, а также информации о понесенных банком потерях в прошлом.
Кредитоспособность клиента коммерческого банка представляет собой способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).
Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику.
Методами оценки кредитоспособности клиента банка являются:
оценка менеджмента;
оценка финансовой устойчивости клиента;
анализ денежного потока;
сбор информации о клиенте;
наблюдение за работой клиента путем выезда на место.
Специфика оценки кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки.
Кредитоспособность малых предприятий оценивается на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска.
Вместе с тем, использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка.
Оценка кредитоспособности физического лица основана на соотношении запрашиваемой ссуды и его личного дохода, общей оценке финансового положения заемщика и стоимости его имущества, состава семьи, личностных характеристиках, изучении кредитной истории.
Основная задача, стоящая перед банковскими структурами, - минимизация кредитных рисков. Для достижения данной цели используется большой арсенал методов, включающий формальные, полуформальные и неформальные процедуры оценки кредитных рисков. Хотя современный методический инструментарий направлен на облегчение принятия кредитных решений, он далеко не идеален и в ряде случаев может даже дезориентировать банковских специалистов. Аналогичная ситуация характерна и для самого механизма устранения рисков, также основанного на детальных расчетах, схемы которых могут содержать методологические изъяны.
Особое значение для налаживания прозрачных кредитных отношений приобретает вступление в силу Закона «О кредитных историях». Накопление и использование кредитных историй позволит значительно расширить кредитование экономики и, в первую очередь, придаст импульс развитию потребительского, ипотечного  жилищного кредитования, а также кредитования малого бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Положение ЦБР от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации"
Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)
Александрова А. Конкурс для заемщиков// Domex-Недвижимость. 29.01.2005.
Алексеева В. Д. Банковские риски: методы расчёта, регулирования и управления: Учеб. пособие / В. Д. Алексеева; М-во образования Рос. Федерации, Сыктывк. гос. ун-т. – [2-е изд., доп.]. – Сыктывкар: СГУ, 2001.
Андреева Г. Скоринг как метод оценки кредитного риска// Банковские технологии.- 2005.- № 18.
Архангельский В. Н. и др. Рыночное хозяйствование и риски. СПб.: Наука, 2003.
Ахундов В. М. Финансовый риск. М.: Изд-во МСХА, 2000.
Багиева М. Н. Концептуальные основы анализа и оценки рисков предприятия: Учеб. пособие по курсу "Упр. рисками" / М. Н. Багиева; Под ред. Д. В. Соколова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001.
Бадюков В. Ф. Оценка рисков. Учеб. пособие для студентов эконом. вузов региона. Хабаровск: Хабар. гос. акад. экономики и права, 2002.
Балацкий Е. Проблемы управления кредитными рисками банка// Финансовый менеджмент.- 2005.- № 4.
Беликов А. Ю. Теория рисков. Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. экон. акад., 2001.
Боков В. В. и др. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике: Учеб. пособие / В. В. Боков, П. В. Забелин, В. Г. Федцов. – М.: ПРИОР, 2000.
Большов А. В. и др. Риск-менеджмент. Учеб. пособие. Казань: Изд-во КФЭИ, 2003.
Буренина Г. А. Стратегический анализ рисков промышленного предприятия: Препринт / Г. А. Буренина; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
Буянов В. П. Методологические основы оценки и управления экономическими рисками в малом бизнесе. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н. М.: 2000.
Быкова Н. И. Предпринимательский риск. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
Валдайцев С.В. Управление рисками. Учебное пособие. СПб.: 2000.
Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006.
Воронцова Г. В. Методические основы управления рисками деятельности строительных предприятий: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н.: Спец. 08.00.05 / Г. В. Воронцова; Хабар. гос. технич. ун-т. – Хабаровск, 2000.
Воропаев Ю. Н. Риски, присущие бизнесу // Бухгалтерский учёт. – 1995. – № 4.
Герасимов Б. И. и др. Управление кредитным риском коммерческого банка. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001.
Головихин С. А. и др. Управление рисками в системе интеграционных отношений промышленных предприятий с банками / С. А. Головихин, Е. А. Басов; М-во образования Рос. Федерации, Челяб. гос. ун-т. – Челябинск: ЧелГУ, 2000.
Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учеб. пособие / В. М. Гранатуров. – М.: Дело и Сервис, 1999.
Грачева М. В. и др. Риск-анализ инвестиционного проекта. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Джурабаева Г. К. Оценка и управление риском промышленной организации. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н.. Новосибирск, 2000.
Дубров А. М. и др. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.
Егоров В. Б. Методы анализа и преодоления рисков инновационно-ориентированных предприятий. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н.. СПб., 2000.
Знаменский В.В., Марочкина Е.В. Управление инвестиционными рисками// Инвестиции, инновации. – 2004.- № 37.
Каменская Н. Ю. Финансовая среда предпринимательства, предпринимательские риски. Новосибирск: СибАГС, 2001.
Кашин В. Управление рисками при кредитовании субъектов малого предпринимательства// Банковские технологии.- 2005.- № 27.
Комаров Л.М. Ревизия и контоль.- М.: Финансы и статистика, 2001.
Конюховский П. В. Математические методы исследования операций в экономике. СПб., 2000 г.
Кривов В. Проблема рисков при принятии управленческих решений // Управление риском. – 2000 - № 4. .
Кристиан Л. Фонтц. Межбанковские корреспондентские отношения Дойче банка АГ// Деньги и кредит- 2001, № 5. с. 32-35.
Куракина Ю.Г. Оценка фактора риска в инвестиционных расчетах// Бухгалтерский учет. - 2003. - № 6.
Лепешкина М.Н. Методологические аспекты оценки рисков // Менеджмент в России и за рубежом - 2001.- № 6.
Максимова Н.В. Начинающему инноватору. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности.// Стратег - 2002.- № 38.
Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. проф. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика”, 2002.
Морозов Д. Основные принципы управления проектными рисками// Управление риском - 2003. - № 1.
Первушина Т. Л. Риски менеджмента. Красноярск: СибГТУ, 2000.
Печалова М.Ю. Организация риск-менеджмента в коммерческом банке// Банковские технологии.- 2006.- № 12.
Рогов М. А. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001.
Рогова Е. М. и др. Управление рисками инновационных инвестиционных проектов. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
Савичева О. Современное состояние инноваций в России // Инновационные процессы в РФ, www.extech.ru.
Седин А.И. Кредитная политика и кредитная культура: отражение во внутренних инструкциях западного банка// Банковские технологии.- 2005.- № 8.
Справочник контролера // под ред. С.М. Устинова.- М.: Финансы и статистика, 2000.
Хованов Н. В. Математические модели риска и неопределённости. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.
Чернова Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. СПб.: Питер, 2000.
Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. - М.: Финансы и статистика”, 2001.

Печалова М.Ю. Организация риск-менеджмента в коммерческом банке// Банковские технологии.- 2006.- № 12.

Печалова М.Ю. Организация риск-менеджмента в коммерческом банке// Банковские технологии.- 2006.- № 12.
Седин А.И. Кредитная политика и кредитная культура: отражение во внутренних инструкциях западного банка// Банковские технологии.- 2005.- № 8. С. 24.

Седин А.И. Кредитная политика и кредитная культура: отражение во внутренних инструкциях западного банка// Банковские технологии.- 2005.- № 8. С. 25.

Седин А.И. Кредитная политика и кредитная культура: отражение во внутренних инструкциях западного банка// Банковские технологии.- 2005.- № 8. С. 25.

Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006. С. 25.

Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006. С. 27.
Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4. С. 26.

Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4. С. 26.

Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4.

Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4.
Лепешкина М.Н. Методологические аспекты оценки рисков // Менеджмент в России и за рубежом - 2001.- № 6.

Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4.

Лепешкина М.Н. Методологические аспекты оценки рисков // Менеджмент в России и за рубежом - 2001.- № 6.

Кашин В. Управление рисками при кредитовании субъектов малого предпринимательства// Банковские технологии.- 2005.- № 27.

Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4.
Там же. С. 32.
Андреева Г. Скоринг как метод оценки кредитного риска// Банковские технологии.- 2005.- № 18.

Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4.

Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4.

Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006. С. 34.

Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006. С. 35.
Там же. С. 37.
Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006. С. 38.

Рогов М. А. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 28.

Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006. С. 39.

Балацкий Е. Проблемы управления кредитными рисками банка// Финансовый менеджмент.- 2005.- № 4.

Балацкий Е. Проблемы управления кредитными рисками банка// Финансовый менеджмент.- 2005.- № 4.

Балацкий Е. Проблемы управления кредитными рисками банка// Финансовый менеджмент.- 2005.- № 4.

Комаров Л.М. Ревизия и контоль.- М.: Финансы и статистика, 2001. С. 53.

Кашин В. Управление рисками при кредитовании субъектов малого предпринимательства// Банковские технологии.- 2005.- № 27.

Кашин В. Управление рисками при кредитовании субъектов малого предпринимательства// Банковские технологии.- 2005.- № 27.

Кашин В. Управление рисками при кредитовании субъектов малого предпринимательства// Банковские технологии.- 2005.- № 27.

Кривов В. Проблема рисков при принятии управленческих решений // Управление риском. – 2000 - № 4. .

Кашин В. Управление рисками при кредитовании субъектов малого предпринимательства// Банковские технологии.- 2005.- № 27.

Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006. С. 41.

Александрова А. Конкурс для заемщиков// Domex-Недвижимость. 29.01.2005.













76

1.Положение ЦБР от 9 октября 2002 г. N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации"
2.Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)
3.Александрова А. Конкурс для заемщиков// Domex-Недвижимость. 29.01.2005.
4.Алексеева В. Д. Банковские риски: методы расчёта, регулирования и управления: Учеб. пособие / В. Д. Алексеева; М-во образования Рос. Федерации, Сыктывк. гос. ун-т. – [2-е изд., доп.]. – Сыктывкар: СГУ, 2001.
5.Андреева Г. Скоринг как метод оценки кредитного риска// Банковские технологии.- 2005.- № 18.
6.Архангельский В. Н. и др. Рыночное хозяйствование и риски. СПб.: Наука, 2003.
7.Ахундов В. М. Финансовый риск. М.: Изд-во МСХА, 2000.
8.Багиева М. Н. Концептуальные основы анализа и оценки рисков предприятия: Учеб. пособие по курсу "Упр. рисками" / М. Н. Багиева; Под ред. Д. В. Соколова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001.
9.Бадюков В. Ф. Оценка рисков. Учеб. пособие для студентов эконом. вузов региона. Хабаровск: Хабар. гос. акад. экономики и права, 2002.
10.Балацкий Е. Проблемы управления кредитными рисками банка// Финансовый менеджмент.- 2005.- № 4.
11.Беликов А. Ю. Теория рисков. Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. экон. акад., 2001.
12.Боков В. В. и др. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике: Учеб. пособие / В. В. Боков, П. В. Забелин, В. Г. Федцов. – М.: ПРИОР, 2000.
13.Большов А. В. и др. Риск-менеджмент. Учеб. пособие. Казань: Изд-во КФЭИ, 2003.
14.Буренина Г. А. Стратегический анализ рисков промышленного предприятия: Препринт / Г. А. Буренина; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
15.Буянов В. П. Методологические основы оценки и управления экономическими рисками в малом бизнесе. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н. М.: 2000.
16.Быкова Н. И. Предпринимательский риск. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
17.Валдайцев С.В. Управление рисками. Учебное пособие. СПб.: 2000.
18.Видякин А.Н. Анализ банковских рисков.- М.: Весь мир, 2006.
19.Воронцова Г. В. Методические основы управления рисками деятельности строительных предприятий: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н.: Спец. 08.00.05 / Г. В. Воронцова; Хабар. гос. технич. ун-т. – Хабаровск, 2000.
20.Воропаев Ю. Н. Риски, присущие бизнесу // Бухгалтерский учёт. – 1995. – № 4.
21.Герасимов Б. И. и др. Управление кредитным риском коммерческого банка. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001.
22.Головихин С. А. и др. Управление рисками в системе интеграционных отношений промышленных предприятий с банками / С. А. Головихин, Е. А. Басов; М-во образования Рос. Федерации, Челяб. гос. ун-т. – Челябинск: ЧелГУ, 2000.
23.Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учеб. пособие / В. М. Гранатуров. – М.: Дело и Сервис, 1999.
24.Грачева М. В. и др. Риск-анализ инвестиционного проекта. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
25.Джурабаева Г. К. Оценка и управление риском промышленной организации. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н.. Новосибирск, 2000.
26.Дубров А. М. и др. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.
27.Егоров В. Б. Методы анализа и преодоления рисков инновационно-ориентированных предприятий. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. э. н.. СПб., 2000.
28.Знаменский В.В., Марочкина Е.В. Управление инвестиционными рисками// Инвестиции, инновации. – 2004.- № 37.
29.Каменская Н. Ю. Финансовая среда предпринимательства, предпринимательские риски. Новосибирск: СибАГС, 2001.
30.Кашин В. Управление рисками при кредитовании субъектов малого предпринимательства// Банковские технологии.- 2005.- № 27.
31.Комаров Л.М. Ревизия и контоль.- М.: Финансы и статистика, 2001.
32.Конюховский П. В. Математические методы исследования операций в экономике. СПб., 2000 г.
33.Кривов В. Проблема рисков при принятии управленческих решений // Управление риском. – 2000 - № 4. .
34.Кристиан Л. Фонтц. Межбанковские корреспондентские отношения Дойче банка АГ// Деньги и кредит- 2001, № 5. с. 32-35.
35.Куракина Ю.Г. Оценка фактора риска в инвестиционных расчетах// Бухгалтерский учет. - 2003. - № 6.
36.Лепешкина М.Н. Методологические аспекты оценки рисков // Менеджмент в России и за рубежом - 2001.- № 6.
37.Максимова Н.В. Начинающему инноватору. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности.// Стратег - 2002.- № 38.
38.Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов// Банковские технологии.- 2006.- № 4.
39.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. проф. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика”, 2002.
40.Морозов Д. Основные принципы управления проектными рисками// Управление риском - 2003. - № 1.
41.Первушина Т. Л. Риски менеджмента. Красноярск: СибГТУ, 2000.
42.Печалова М.Ю. Организация риск-менеджмента в коммерческом банке// Банковские технологии.- 2006.- № 12.
43.Рогов М. А. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001.
44.Рогова Е. М. и др. Управление рисками инновационных инвестиционных проектов. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
45.Савичева О. Современное состояние инноваций в России // Инновационные процессы в РФ, www.extech.ru.
46.Седин А.И. Кредитная политика и кредитная культура: отражение во внутренних инструкциях западного банка// Банковские технологии.- 2005.- № 8.
47.Справочник контролера // под ред. С.М. Устинова.- М.: Финансы и статистика, 2000.
48.Хованов Н. В. Математические модели риска и неопределённости. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.
49.Чернова Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. СПб.: Питер, 2000.
50.Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. - М.: Финансы и статистика”, 2001.

Вопрос-ответ:

Какие риски существуют в банковской деятельности?

В банковской деятельности существуют различные риски, включая кредитные риски, рыночные риски, операционные риски, ликвидностные риски и репутационные риски.

Что такое кредитные риски и как они формируются?

Кредитные риски - это возможность возникновения потерь для банка вследствие невыполнения клиентами своих кредитных обязательств. Они формируются в результате неплатежеспособности или недобросовестного поведения клиентов.

Какие критерии используются для оценки кредитоспособности клиентов банка?

Для оценки кредитоспособности клиентов банка используются такие критерии, как их кредитная история, финансовое состояние, доходы и расходы, а также наличие обеспечения.

Какие методы используются для оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка?

Для оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка используются методы анализа кредитных показателей, методы скоринга, методы экспертных оценок, а также использование финансовых моделей.

Какие особенности есть при оценке кредитоспособности отдельных категорий клиентов?

При оценке кредитоспособности отдельных категорий клиентов необходимо учитывать особенности их деятельности, а также принимать во внимание специфические факторы, которые могут влиять на их платежеспособность, например, уровень валютных рисков или конъюнктуру рынка.

Что такое кредитные риски в банке?

Кредитные риски - это возможность возникновения убытков, связанных с невозвратом кредитов и процентов по ним, посредством взаимодействия с клиентами банка.

Как формируется кредитная политика коммерческого банка?

Кредитная политика коммерческого банка формируется на основе анализа рисков, связанных с кредитованием клиентов, и устанавливает принципы выдачи и ограничения по кредитам, а также меры по минимизации кредитных рисков.

Какие критерии используются для оценки кредитоспособности клиентов банка?

Для оценки кредитоспособности клиентов банка используются различные критерии, такие как доходность деятельности, финансовая устойчивость, кредитная история, наличие залога и другие факторы, которые позволяют оценить репутацию и платежеспособность клиента.

Какие методы оценки кредитоспособности клиентов используются коммерческими банками?

Коммерческие банки используют различные методы оценки кредитоспособности клиентов, такие как анализ финансовой отчетности, оценка кредитной истории, анализ платежеспособности и другие методы, которые позволяют оценить риски и принять решение о выдаче кредита.