Причины и формы детских страхов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 29.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Детский страх и причины его появления
1.1.Определение понятия «страх»
1.2.Причины, вызывающие детский страх
1.3.Зависимость появления детских страхов от издержек воспитания
1.4.Что считать «нормой» детских страхов
1.5. Виды страхов
1.6. Выявление и коррекция детских страхов
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

После того, как психолог провел беседу с ребенком и выяснил есть ли у ребенка невроз страха, подбирается определенная коррекционная программа, которая будет зависеть от индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Психологу также следует поговорить с родителями и объяснить им, что реакция родителей на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Следует попробовать обсудить с ребенком его страх, попросить его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.
Можно попробовать переубедить ребенка бояться чего-либо, но не преуменьшать страх, а поделиться своим опытом, если он имеется, посоветовать что-либо. Можно придумать сказку и разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со страхом. Например, ребенок, боящийся, что-то кто-то ночью влезет в его окно, придумал целую историю про то, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья, которое для такого случая всегда было наготове. Однако ребенок должен стараться придерживаться разработанных правил. Если страх выраженный, то бороться с ним надо дробно. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить в гости, где есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, возможно, съездить на птичий рынок и т.д.
Разумеется, следует повышать самооценку ребенка, поддерживать успешные для него виды деятельности, всегда уметь тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Следует помнить, что прямой вопрос опасен - он может спровоцировать рецидив. Всегда надо подготовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечить ему надежную защиту, но не делать ее избыточной.
В психотерапии существует множество методик снятия страхов, но мы остановимся на наиболее эффективных и простых.

Рисование страха:
Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторном занятии ребенку предлагают подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.
Бывают случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной стороне листа. При этом они говорят, что страх очень сильный и они не знают, что нужно сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.
Сочинение рассказа на тему страха:
В этом случае задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.
Использование игры, небольших представлений и инсценировок:
На занятиях в группах детям предлагают сочинить сказку или придумать страшную историю. Их можно начать словами: «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным концом. Задача психолога заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем автор распределяет роли и начинается представление.
Во время занятий в группе детей четвертого класса один мальчик написал рассказ о том, как разбойник залез ночью в дом и убил всех членов семьи. Во время спектакля другой мальчик, игравший разбойника, отказался играть по предложенному сценарию и неожиданно предложил новый сюжет. Он пробрался в комнату, где жили родители, и нечаянно наступил на спящую собаку. Она залаяла, и все проснулись. Но поскольку разбойник был один, а домочадцев было много, он с позором бежал, забыв даже прихватить награбленное. Все было разыграно очень темпераментно. Даже сам автор, не принимавший участия в представлении, довольно улыбался.
В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой — положительный. При этом дети могут просто импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а его долго нет, и вот наконец он появляется», «Ссора с другом» и т.д.
Использование фильмов ужасов:
Несмотря на спорность этого метода, он вполне применяем. Обязательное условие — фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным концом.
Фантазирование:
Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка можно попросить закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагают побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов надо следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.
Все описанные выше методы рекомендую применять не в отдельности, а комплексно. Нужно импровизировать, подходить к каждому ребенку индивидуально. Пусть он сам выберет, что ему больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха. Это прекрасное начало для дальнейшей откровенной беседы с ребенком о его внутренних проблемах и переживаниях.
Однако, лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею.
Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого родители должны внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «Тотального неуспеха». Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.
Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. Помочь ребенку справиться со страхами – это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой.
А. Фромм, Т.Гордон считают, что для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого надо умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Надо дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а родители к ним, - это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку можно доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.
Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.
Заключение
Итак, в заключение нашей работы следует отметить, что мы выполнили поставленную перед собой цель: изучили причины, вызывающие детский страх и раскрыли формы детского страха.
А также, отработали все поставленные перед нами задачи:
Дали определение такому понятию как «страх».
Изучили причины, вызывающие страх в детском возрасте.
Раскрыли все формы и проявления детского страха.
Описали методы работы детского психолога по преодолению различных детских страхов.
Следует ещё раз отметить, что страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Причинами возникновения страха могут стать самые разные обстоятельства, которые мы рассмотрели в своей работе.
Еще раз выделим основные причины, вызывающие страх в детском возрасте:
1. Наличие страхов у родителей (главным образом, матери): тревожность в отношении с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Гиперопекающее поведение родителей - чрезмерное оберегание - формирует в ребенке ощущение слабости, неуверенности, беззащитности перед опасным окружающим миром.
2. Ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной требовательностью родителей или их эмоциональным отвержением детей.
3. Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых.
4. Отсутствие условий для ролевой идентификации с родителем своего пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе.
5. Конфликтные отношения между родителями. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию усиливаться с возрастом. Особенно ранимы в этом смысле девочки в силу их большей восприимчивости по сравнению с мальчиками.
6. Психические травмы, обостряющие возрастную чувствительность детей, приводящие к возникновению ощущения опасности.
7. Психическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.
Следует с уважением относиться к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.
Какой бы способ борьбы с детским страхом не был бы выбран, важно, чтобы вы жалобы ребенка не оставались без внимания. Только таким образом нам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека.










Список литературы

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. - М., 1996 г. - 210 с.
Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург,1997 г. – 167 с.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М., 1993 г. – 212 с.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - М., 2000г. – 78 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г. – 320 с.
Изард К. Эмоции человека. - М., 1980 г. – 187 с.
Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. –210 с.
Кузьмина М. Детский невроз страха. – СПб., 2001 г. – 180 с.
Левис Ш. Ребёнок и стресс. – СПб., 1997 г. – 320 с.
Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство – терапия. – М., 1996 г. - 213 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология. - М., 1996 г. – 420 с.
Чистякова М., Психогимнастика. – СПб., 2001 г. – 130 с.
Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - СПб., 2003 г. – 189 с.
Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г, -N 4.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960, - 413 с.

Изард К. Эмоции человека. - М., 1980 г. – с. 34

Изард К. Эмоции человека. - М., 1980 г. – с. 35

Кузьмина М. Детский невроз страха. – СПб., 2001 г. – с. 57

Кузьмина М. Детский невроз страха. – СПб., 2001 г. – с. 62

Кузьмина М. Детский невроз страха. – СПб., 2001 г. – с. 78

Кузьмина М. Детский невроз страха. – СПб., 2001 г. – 93 с.

Кузьмина М. Детский невроз страха. – СПб., 2001 г. – с. 102

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. – с. 123

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. – с. 114

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. – с.116

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. – с. 145

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. – с. 187

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. – с. 192

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960, - с. 87

Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г. – с. 13

Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - СПб., 2003 г. – с.45
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - М., 2000г. – с.63

Кузьмина М. Детский невроз страха. – СПб., 2001 г. – с.77

Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. – с.112

Левис Ш. Ребёнок и стресс. – СПб., 1997 г. – с.227

Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г, -N 4. –с.6
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960, - с.56

Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - СПб., 2003 г. – с.101
Изард К. Эмоции человека. - М., 1980 г. – с. 93
Овчарова Р.В. Практическая психология. - М., 1996 г. – с.129













32

1.Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. - М., 1996 г. - 210 с.
2.Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург,1997 г. – 167 с.
3.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М., 1993 г. – 212 с.
4.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - М., 2000г. – 78 с.
5.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г. – 320 с.
6.Изард К. Эмоции человека. - М., 1980 г. – 187 с.
7.Китринская У. Детские страхи и их возникновение. – М., 1998 г. –210 с.
8.Кузьмина М. Детский невроз страха. – СПб., 2001 г. – 180 с.
9.Левис Ш. Ребёнок и стресс. – СПб., 1997 г. – 320 с.
10.Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство – терапия. – М., 1996 г. - 213 с.
11.Овчарова Р.В. Практическая психология. - М., 1996 г. – 420 с.
12. Чистякова М., Психогимнастика. – СПб., 2001 г. – 130 с.
13. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - СПб., 2003 г. – 189 с.
14. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г, -N 4.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960, - 413 с.

Вопрос-ответ:

Что такое страх и как его можно определить у ребенка?

Страх - это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на реальную или воображаемую угрозу. У детей страх может проявляться по-разному, например, они могут испытывать страх перед определенными животными, темнотой, разлукой с родителями и т.д. Врачи и психологи определяют страх у ребенка на основе его поведения, реакции на определенные ситуации и высказываний о своих чувствах.

Какие причины могут вызывать детский страх?

Детский страх может быть вызван различными факторами, такими как: травматические события (например, разлука с родителями, плохие отношения в семье), наследственные предрасположенности к тревожности, непонятные или неизвестные ситуации, страшные сны или видения, реакция на окружающую среду (шум, темнота, животные) и др.

Может ли появление детских страхов зависеть от издержек воспитания?

Да, издержки воспитания могут влиять на появление детских страхов. Например, нежелательная физическая или эмоциональная близость с родителями, нежелательные или неконструктивные советы и указания, непостоянство в правилах и их применении, отказ родителей от ответственности за свое поведение могут вызывать психологическую нестабильность у ребенка и способствовать развитию страховых реакций.

Какие страхи считаются нормальными для детей?

Определенные страхи у детей могут считаться нормой и являться частью нормального развития. Например, некоторая тревожность или страх перед началом школы, новыми ситуациями или людьми и т.д. Это связано с процессом адаптации и может быть временным явлением. Однако, если эти страхи становятся чрезмерными или мешают нормальной жизни ребенка, то требуется помощь специалиста.

Почему дети испытывают страх?

Дети испытывают страх по разным причинам. Одной из причин может быть неуверенность в себе и своих силах. Дети могут испытывать страх перед незнакомыми людьми, новыми ситуациями или неизвестными предметами. Также страх может быть вызван прошлыми травматическими событиями или негативными впечатлениями.

Какие факторы влияют на появление детских страхов?

Появление детских страхов может быть обусловлено разными факторами. Это может быть генетическая предрасположенность, среда воспитания, взаимодействие с другими детьми и взрослыми, а также культурные и социальные условия. Некоторые страхи могут быть перенесены от родителей или окружающих людей.

Как воспитание ребенка влияет на его страхи?

Издержки воспитания могут быть одной из причин появления детских страхов. Например, избыточная или недостаточная защита со стороны родителей может привести к возникновению страхов. Также негативные или травматические события в семье могут оставить след в психике ребенка и вызвать у него страхи.

Что считается нормальными детскими страхами?

Нормальными детскими страхами считают страх перед тем, что может реально угрожать безопасности ребенка, например, страх перед огнем или высотой. Также некоторые детские страхи могут быть связаны с развитием фантазии и воображения, например, страх перед монстрами или призраками.

Какие виды страхов у детей существуют?

У детей может быть множество различных страхов. Это могут быть страхи перед темнотой, животными, высотой, болезнями, разлукой с родителями и многие другие. Также дети могут испытывать социальные страхи, связанные с общением с другими детьми или взрослыми.

Что такое детский страх?

Детский страх - это эмоциональное состояние, возникающее у ребенка в результате сильного волнения или беспокойства в ответ на определенные ситуации или объекты. Он может проявляться в виде нервозности, тревоги, паники или физических симптомов, таких как потливость, повышенное сердцебиение или дрожь.