Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 7272 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 23.01.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Состояние изучения мышления у детей с нарушением речи
1.1.Современные подходы к проблеме мышления в психолого – педагогической литературе
1.2.Развитие мышления детей дошкольного возраста
1.3.Психолого-педагогические особенности мышления дошкольников с нарушением речи
Глава 2. Исследование мышления у детей с нарушением речи
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Методика констатирующего эксперимента
Глава 3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
3.1. Особенности невербального мышления
3.2. Особенности вербального мышления
Глава 4. Методические рекомендации по развитию мышления дошкольников с нарушением речи (комплекс занятий)
Заключение
Список литературы
Приложение



Фрагмент для ознакомления

Например: "веселый мальчик", "круглый шар", "высокий дом". Воспроизведение синтагматических связей в контексте составили в ЭГ 63,8% ответов (55,7% в КГ). Определяя значение прилагательного, дети обеих групп дают название предмета, с которым употребляется прилагательное.
Испытуемые двух групп редко использовали для объяснения прилагательного однокоренные слова и формы слова-стимула. Однако, дефиниции такого рода в ЭГ встречались несколько чаще - 12,5%, чем в КГ - 5,9% ("маленький" - малыш, "веселый" - весело, "круглый" - круг, "тяжелый" - тяжелее).
При выполнении задания дети использовали антонимы (ЭГ -1,6%, КГ - 4,8%). Для дошкольников КГ было характерным использование антонимов с отрицанием ("большой" - не маленький, "короткий" - не длинный), в то время как дошкольники ЭГ часто теряли цель задания, давая на слово-стимул антоним без отрицания ("высокий" - низкий).
Определение имени прилагательного с выделением основного дифференциального признака ("легкий" - мало весит) практически не наблюдалось в ЭГ (0,5%), что говорит о более низком уровне сформированности структуры значения прилагательных у детей с речевой патологией, чем у детей с нормальным речевым развитием (4,5%) .
Количественные данные использования различных типов ответов представлены в таблице 5.




Таблица 5
Типы ответов при объяснении значения стимула-прилагательного
Типы ответов Средний балл ЭГ КГ Объяснение значения через включение прилагательного в контекст 1,8 2,8 Объяснение значение слова-стимула с помощью другого прилагательного 1,6 1,9 Объяснение значения прилагательного с помощью однокоренных слов, формы слова-стимула 1,4 1,8 Объяснение значения через использование
антонима с частицей "не" 2,2 2,4 Объяснение значения через выделение основного дифференциального признака 1,9 2,1 Отказы, случайные ассоциации 0,7 1,8
Дети КГ в 1,7 раза чаще, по сравнению с испытуемыми ЭГ, при определении значения прилагательных актуализировали парадигматические связи. Об этом говорит использование дефиниций, определяющих значение слова с помощью другого прилагательного: "маленький" - крошечный, "высокий" - длинный, "короткий"-широкий (ЭГ - 15,2%, КГ - 26,3%).
Преобладающим способом определения значения глагола явилось его включение в текст ("играть с девочками в куклы", "собирать цветы", "рисовать грузовую машину", "шить платье"). В ЭГ эти ответы составили 86,5%, а в КГ - 61,3%.
Дети с речевыми нарушениями очень редко использовали другие способы объяснения глаголов: другая форма слова-стимула ("ехать" - едет, "шить" - шью) - 2,3%; синонимизация ("прыгать" - скакать) - 2,2%, в то время как среди ответов испытуемых КГ отмечалось большее разнообразие (соответственно 18,2% и 6%). Анализ полученных ответов ЭГ и КГ показал существенные различия в объяснении слов через конкретизацию действий. Так дошкольники с общим недоразвитием речи использовали этот способ толкования в 6 раз реже, чем дети без нарушений речи.
Испытуемые КГ выполнили задание полностью. Дети ЭГ не сумели объяснить значение 3% предъявленных глаголов. Особые затруднения в ЭГ вызвали слова: "нести", "прыгать", "собирать", "шить". В ЭГ 24% испытуемых не сумело выполнить задание полностью.
Количественные данные выполнения задания представлены в таблице 6.
При оценке качества выполнения заданий в баллах выявлено, что испытуемые обеих групп не смогли набрать максимальное количество баллов.
Таблица 6
Типы ответов при объяснении значения стимула-глагола
Типы ответов ЭГ КГ Объяснение значения через включение глагола в контекст 2,5 3,5 Объяснение значения через использование другой формы слова-стимула. 1,9 3,7 Объяснение значения через синонимизацию 2,1 3,1 Объяснение значения через конкретизацию действия 1,8 2,8 Случайные ассоциации, отказы. 1,4 1,6

На основе результатов исследования нами было выделено 3 дифференцированные группы старших дошкольников с различным уровнем развития мышления.







Диаграмма 3
Уровень развития мышления дошкольников с общим недоразвитием речи

Первая группа (низкий уровень) В эту группу отнесли 4 детей. Для испытуемых данной группы характерны низкие показатели выполнения всех заданий на исследование как вербального, так и невербального мышления. Из 90 предъявленных картинок было правильно показано от 54 до 81, названо - от 31 до 70. При показе предметных картинок не было затруднений в понимании лишь обиходных, наиболее часто встречающихся слов. Зрительно-пространственные функции находятся на низком уровне.
Вторая группа (средний уровень) - 13 детей. Задание на понимание слов и называние предметных картинок было выполнено испытуемыми данной группы значительно лучше. Из 90 картинок они правильно показали от 60 до 87, назвали - от 4 6 до 81. При объяснении слов уровень обобщенности значений был невысок. В ответах детей с средним уровнем развития мышления отмечались попытки объяснения слов "транспорт" и "балкон".
Третья группа (высокий уровень) выявлен у 3 детей. Испытуемые безошибочно показывали 79 картинок из 90, правильно названо от 60 до 88 картинок.
Проведенное нами исследование показало, что у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи имеется ряд особенностей в развитии как вербального, так и невербального мышления, в отличие от детей с нормальным речевым развитием.
Набор вербальных единиц с отвлеченным значением, отображающих абстрактные отношения, которые не могут быть выражены наглядными средствами, расширяется крайне медленно. Таким образом, сдерживается формирование обобщающей функции слова.
Различные части речи представлены в словаре неравномерно. В нем много существительных, недостаточно глаголов, крайне мало прилагательных, отсутствуют многие предлоги, наречия, местоимения. В вербальном мышлении детей с общим недоразвитием речи особенно заметно нарушение понимания и употребления глаголов. Глагол в словаре несет две функции - название действий и организация предложения. Недостаточный набор вербальных единиц, обозначающих действия, сдерживает развитие предикативной функции речи, на основе которой формируется внутренняя речь и умение излагать собственные мысли в развернутом высказывании.
Ограниченно нормативное использование в речи прилагательных. В определенной мере это объясняется тем, что прилагательные требуют для своего усвоения знаний формы, величины, цвета, оттенков, сформированности эмоционально-оценочных категорий.
Выявлена бедность использования лексико-семантической вариативности слов. Отсутствие набора семантических эквивалентов приводит к частым неоправданным смысловым заменам.
Трудности поиска слова и его воспроизведения объясняются снижением семантического и грамматического компонентов языковой системы, несформированностью модели речевого действия.
Характеризуя особенности развития мышления дошкольников с нарушениями речи, необходимо отметить значительный разрыв между невербальным и вербальным мышлением. Полученные в ходе экспериментального исследования данные указывают на необходимость целенаправленной многоаспектной работы по развитию вербального и невербального мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Глава 4. Методические рекомендации по развитию мышления дошкольников с нарушением речи (комплекс занятий)
Для повышения уровня развития мышления и речи большое значение имеет участие ребенка в подвижных и развивающих коллективных играх. При этом необходимо чаще доверять ему исполнения ролей, требующих принятия каких - либо решений, активного речевого общения с другими детьми. Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимания и выполнения задания типа тех, которые используются для тестирования. Это может создать лишь видимость успеха, что неминуемо приведет к появлению трудностей в период адаптации ребенка к школе.
Для развития двигательной активности, зрительно - двигательной координации, быстроты рекомендуется использовать различные виды подвижных игр. Не стоит настаивать на участии ребенка в соревнованиях, повторяющиеся неудачи могут значительно повлиять на самооценку ребенка и окончательно отпугнуть его от физических упражнений. Родителям рекомендуется чаще играть с ребенком в мяч, стимулировать лазанье по канату, выполнение других несложных упражнений. Очень полезны также занятия плаваньем.
Кроме конкретных рекомендаций полезна будет групповая работа по развитию мышления. Ниже приводится возможная программа занятий.
Цель работы: формирование у детей навыков произвольного и самоконтроля; стремления к размышлению и поиску; развитие вербального и невербального мышления.
Основные задачи:
Формирование общеинтеллектуальных умений (выделение существенных признаков и закономерностей, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; гибкость мыслительных процессов).
Развитие социальных навыков поведения.
Развитие познавательных процессов.
Подготовка детей к школьному обучению.
Методы, используемые в ходе работы: игры, упражнения, беседа.
Условия реализации программы. Для реализации этой программы, желательно выбрать просторное помещение, которое может обеспечить работу за партами и проведение двигательных упражнений.
Также для занятий потребуются тетради (12 листов), ручки, карандаши.
Группа включает от 2 – 5 детей; продолжительность: 12 занятий, два раза в неделю по 40 мин.
Учебно-тематический план
№ Тема занятия


Продолжительность теоретической части Продолжительность практической части Общее количество времени 1 Развитие слуховой памяти, операции сравнения, обучение детей описывать различные свойства предметов
2 38 40 2 Развитие слуховой памяти, тренировка наблюдательности, развитие пространственной ориентации, активизация воображения 2 38 40 3 Обучение сравнению предметов, поиск сходства – различия 2 38 40 4 Развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов. 2 38 40 5 Развитие умения выделять главные, существенные признаки. Обучение детей выполнять плавные линии без отрыва карандаша. 2 38 40 6 Развитие восприятия цвета и формы у детей. 2 38 40 7 Развитие у детей восприятия величины, размера предмета, умения ориентироваться в пространстве. 2 38 40 8 Развитие зрительной, слуховой памяти, умение подбирать антонимы 2 38 40 9 Знакомство детей с временами года, понятиями «раньше – позже», до, после, потом, сейчас, тренировка умения слушать другого 2 38 40 10 Развитие умения устанавливать логические последовательности, развитие гибкости ума, словарного запаса 2 38 40 11 Развитие арифметических и геометрических представлений. 2 38 40 12 Развитие воображения и творческих способностей. 2 38 40
Конспекты занятий приводятся в приложении.
Заключение
Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме развития мышления детей с нарушением речи, а также анализ результатов исследования позволяет сделать обобщающее заключение.
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный о последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка.
Нарушения речи являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей дошкольного возраста. Более чем у 70% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить (в детском возрасте), вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения в цепи развития “ребенок – подросток – взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс, который проходит сложный и последовательный путь развития и от которого напрямую зависит развитие мышления.
Результаты экспериментального исследования позволили подтвердить тот факт, что от речевого недоразвития будет зависеть и уровень развития как вербального, так и невербального мышления.
Итак, мы выполнили цель нашего исследования – провели исследование развития вербального и невербального мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
И подтвердили выдвинутую гипотезу исследования - у детей с общим недоразвитием речи будет наблюдаться отставание в развитие как вербального, так и невербального мышления, по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста с нормативным вариантом развития.


Список литературы

В.М. Астапов. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. – 296 с.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально-развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. – 370 с.
Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Артур Фребер. – М., 2003.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
Венгер А.Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту//Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1987. – 278 с.
Вертгеймер М.. Продуктивное мышление. М., 1987. – 134 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
Диагностика умственного развития дошкольников / Ред. Л.А. Венгер, В.В. Холмовская. – М., 1978.
Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985. – 210 с.
Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992. – 137 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986. – 340 с.
Зейгарник Б.Л. Патопсихология мышления. – МГУ, 1987.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.
Из записных книжек Л.С. Выготского // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1977. № 2.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. – 280 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.; СОЮЗ, 1999. – 256 с.
Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. – М., 1990. – 190 с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
Мастюкова Е.М.. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. М., 1996. – 295 с.
Методическая разработка по теме «Мышление» / состав. А.С. Маслов. – М., 1994. – 320 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – С. 49 – 66.
Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р. Е. Левиной - М.,1980. – 310 с.
Пиаже Э. Речь и мышление ребёнка. – СПб., 1997
Поддьяков Н.К. Мышление дошкольника. - М. - 1997. – 245 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. – 167 с.
Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
Соловьёв И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М. 1966
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2004.
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. Изд-во «Айрис Пресс». М., 2005. - 224 с.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-Пресс, 1999. – С. 3 – 54.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 30 – 34, 51 – 64.
Холодная М.А. Психология интеллекта. – М., 1997.
Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 8 – 28, 184 – 194.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983. – 89 с.
Штерн В. Умственная одарённость. – СПб., 1997.
Приложение

ЗАНЯТИЕ 1
Задачи: Развитие оперативно-логической, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.
«Я положил в мешок».
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).
2.Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».
Ведущий кидает игроку мяч (перед броском мяча называется имя ребёнка, которому будет бросать мяч) со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.
3. «Слушай и исполняй».
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
4. «Говори наоборот».
Используется воздушный шарик.
Ведущий: «Ребята, вы помните сказку про маленького Ослика? Веселый, любопытный Ослик иногда бывал очень упрямым и все делал наоборот. Скажет ему бабушка: «Садись», – он встает. Скажет: «Ешь», – он пьет. Скажет: «Иди», – он стоит.
Давайте поиграем в упрямого Ослика. Я буду подбрасывать вверх этот воздушный шарик и говорить какое-либо слово, а вы по очереди будете ловить шарик и подбирать слово с противоположным значением, слово «наоборот». Например, большой – маленький, грустный – веселый».
Ведущий подбрасывает воздушный шарик возле каждого ребенка и предлагает следующие слова. Дети называют слово – пару.
большой – маленький; грустно - весело
толстый – тонкий; бежать - стоять
черный – белый; жара - мороз
горячо – холодно; легко - тяжело
пустой – полный; чистота - грязь
сильный – слабый; больной - здоровый
красивый – безобразный; огонь - вода и т.д.
5. «Гуляем по лесу»
Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла.
Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.
Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.
Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.
ЗАНЯТИЕ 2
Задачи: развитие оперативно-логической памяти, моторно-слуховой памяти, логического мышления, способности вспоминать, внимания. Учить узнавать животное, птицу по описанию «внешнего вида», повадок.
1. «Запомни движения».
2. «Отгадай».
Ведущий: Вы любите загадки о животных? Я загадаю вам несколько из них, а вы угадывайте.
«Большой, серый, зубастый, бродит по лесной чаще».
Дети: Волк!
Ведущий: И не волк это. В сказочном лесу, о котором мы говорим, волк живет на дереве, гнезда не вьет, своих детей в чужие гнезда кладет.
Дети: Это кукушка!
Ведущий: Нет, кукушка ходит в рыжей шубке, глаза у нее хитрые, хвост пушистый, курочек любит.
Дети: Это лиса!
Ведущий: Нет, лиса пушистая, серая, хвостишко короткий, живет под кустом, прыгает ловко и любит морковку.
Дети: Это заяц!
Ведущий: Нет, заяц маленький, коричневый, бойкий, под окошком скачет, крошки собирает. Весной в лужах купается. Громко чирикает.
Дети: Воробей!
Ведущий: Воробей – огромный. Носит рога ветвистые. На весь лес весной ревет, зеленые ветки жует.
Дети: Это Лось!
Ведущий: Лось в этом лесу носит бурую шубу, любит ягоды, коренья, ловит жуков и лягушек, а зимой спит в берлоге.
Дети: Это медведь!
Ведущий: Медведь в ярком, пестром наряде, сам черный, а бока белые. Все новости по лесу разносит. Кого увидит – застрекочет.
Дети: это сорока!
Ведущий: Сороки зеленые. Сидят на кочке, в воду смотрятся, по ночам и перед дождем хором песни поют, весной икру мечут.
Дети: Лягушки!
Ведущий: Лягушки – примерные матери, по двору гуляют, корм ищут, деток под крыло собирают.
Дети: Это куры!
Ведущий: Кур по утрам хозяйки на лужок выгоняют, чтобы траву ела, воду пила, молоко копила. Курица большая, рога острые, глаза грустные.
Дети: Корова!
Ведущий: Корову трудно увидеть: она маленькая, серенькая. Голосок звонкий. Поет очень красиво по ночам. Кто услышит – залюбуется. Лучшим певцом зовут.
Дети: Это соловей!
Ведущий: Соловей возле дома гуляет. Следит за порядком в своей большой семье. По утрам солнце будит.
Дети: Это петух!
3. «Вот так позы!»
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
4. «В магазине зеркал».
Игровая ситуация: в магазине стояло много больших зеркал (это дети будут зеркалами). Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (роль выполняет ребенок). Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
5. «Гуляем по зоопарку»
Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…
Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.
Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
ЗАНЯТИЕ 3
Задачи. Развитие оперативно-логической памяти, тактильной, моторно-слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности; классификации и обобщения.
1. «Повтори за мной».
Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
2. «Определи на ощупь».
Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».
3. «Запомни порядок».
Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.
4. «Что и к чему относится?»
Материалом для игры являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек находится у ведущего. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все карточки разобраны. Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточку одну за другой, ведущий спрашивает у детей «Что это?». Затем он поясняет детям правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты. Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко – к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.
5. «Игра в слова»
Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
ПОВТОРИ!
Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).
Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
ЗАНЯТИЕ 4
Задачи. Развитие оперативно-логической памяти, внимания, наблюдательности, произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.
1. «Вот так позы».
2. «Загадки».
Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.
Затем ведущий предлагает детям поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает образец: «Зеленый, а не…?» – «лягушонок, травка, кузнечик», - подсказывают дети. «С хвостом, а не…?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а…?» – «Маринуют, солят».
3. «Художник».
Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
И как другой вариант игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.
4. «Кому что нужно» (картинки).
Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество карточек. Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные картинки находятся у ведущего. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, цветов, животных и пр.). Ребенок должен собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?» Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» – получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий спрашивает его, забирая одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.
5. «Игра в слова»
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить».
ВНИМАНИЕ!
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
ПРИМЕЧАНИЕ. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не нужно подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.
Эта работа важна не только для развития памяти, но и для развития других умственных способностей, а также для развития речи.
ЗАНЯТИЕ 5
Задачи: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
1. «Повтори за мной».
2. «Разведчики».
В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.
3. «Что лишнее».
Ведущий предлагает вниманию детей картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Детям предлагает определить, какое животное в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и игра продолжается.
4. «Назови, что знаешь».
Ведущий называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» – и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.
5. «Игра в слова»
Инструкция: «Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить»
ВНИМАНИЕ!
Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.
Задание 3. Назови слова, которые начинаются с буквы М.
Задание 4. Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.
ЗАНЯТИЕ 6
Цель: Развитие восприятия цвета и формы у детей.
«Цвета».
«Продолжи ряд».
«Графический диктант».
«Путанка».
«Закончите предложение».
ЗАНЯТИЕ 7
Цель: Развитие у детей восприятия величины, размера предмета, умения ориентироваться в пространстве.
«Сравни и покажи».
«Где игрушка»
«Магнитики».
«Графический диктант».
«Сочиняем рассказ».
ЗАНЯТИЕ 8
Цель: Развитие зрительной, слуховой памяти, умение подбирать антонимы
«Запомни и нарисуй».
«Назови противоположность».
«Пузырьки».
«Дорисуй рисунок».
«Закончите предложение».
ЗАНЯТИЕ 9
Цель: Знакомство детей с временами года, понятиями «раньше – позже», «до», «после», «потом», «сейчас», тренировка умения слушать другого
«Круглый год».
Понятия «раньше – позже».
«Четыре стихии».
«Срисовывание фразы».
Понятия «до», «после», «потом», «сейчас».
ЗАНЯТИЕ 10
Цель: развитие умения устанавливать логические последовательности, развитие гибкости ума, словарного запаса
«Рассказ по картинкам».
«Назови слова».
«Не пропусти растение».
«Логические цепочки».
«Закончи предложение».
ЗАНЯТИЕ 11
Цель: Развитие арифметических и геометрических представлений.
«Страна геометрия».
«Найди и раскрась».
«Много-один».
«Графический диктант».
«Нарисуй из геометрических фигур».
ЗАНЯТИЕ 12
Цель: Развитие воображения и творческих способностей.
«Отгадай по описанию».
«Пантомима».
«Волшебный театр».
«Назови, что изображено».
«Коллективный рисунок».





72

1.В.М. Астапов. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. – 296 с.
2.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально-развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. – 370 с.
3.Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Артур Фребер. – М., 2003.
4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
5.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
6.Венгер А.Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту//Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1987. – 278 с.
7.Вертгеймер М.. Продуктивное мышление. М., 1987. – 134 с.
8.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
9.Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
11.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
12.Диагностика умственного развития дошкольников / Ред. Л.А. Венгер, В.В. Холмовская. – М., 1978.
13.Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985. – 210 с.
14. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.,1973. – 215 с.
16. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
17.Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
18. Зак А.З. Различия в мышлении детей. – М., 1992. – 137 с.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986. – 340 с.
20. Зейгарник Б.Л. Патопсихология мышления. – МГУ, 1987.
21.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – с. 28-30.
22. Из записных книжек Л.С. Выготского // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1977. № 2.
23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.. Учим детей общению. Ярославль, 1996. – 94 с.
24. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1992. – 280 с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.; СОЮЗ, 1999. – 256 с.
26. Леонтьев А.Н. Очерки психологии детей. – М., 1990. – 190 с.
27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
28. Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. – 176 с.
29. Мастюкова Е.М.. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. М., 1996. – 295 с.
30. Методическая разработка по теме «Мышление» / состав. А.С. Маслов. – М., 1994. – 320 с.
31. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – С. 49 – 66.
32.Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р. Е. Левиной - М.,1980. – 310 с.
33. Пиаже Э. Речь и мышление ребёнка. – СПб., 1997
34.Поддьяков Н.К. Мышление дошкольника. - М. - 1997. – 245 с.
35. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. – 167 с.
36.Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
37.Соловьёв И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М. 1966
38.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2004.
39.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. Изд-во «Айрис Пресс». М., 2005. - 224 с.
40.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-Пресс, 1999. – С. 3 – 54.
41.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 30 – 34, 51 – 64.
42.Холодная М.А. Психология интеллекта. – М., 1997.
43.Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 8 – 28, 184 – 194.
44.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983. – 89 с.
45.Штерн В. Умственная одарённость. – СПб., 1997.

Вопрос-ответ:

Какие современные подходы существуют к проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи?

Существуют различные подходы к развитию мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Некоторые из них включают использование специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию логического мышления и абстрактного мышления. Другие подходы предлагают использовать методику констатирующего эксперимента для изучения мышления у таких детей.

Какие психолого-педагогические особенности мышления у детей дошкольного возраста с нарушением речи?

У детей дошкольного возраста с нарушением речи могут наблюдаться различные особенности мышления. Например, такие дети могут испытывать трудности с концентрацией внимания, иметь ограниченное логическое мышление, испытывать трудности в анализе и синтезе информации, а также иметь проблемы с общей ориентацией в пространстве и времени.

Какие методы и организация исследования мышления у детей с нарушением речи?

Для исследования мышления у детей с нарушением речи можно использовать различные методы. Например, одним из широко распространенных методов является констатирующий эксперимент, который позволяет изучить особенности мышления этих детей, их уровень развития и способности к логическому и абстрактному мышлению. Организация исследования может варьироваться в зависимости от целей и задач, но обычно требует создания специальной среды, включающей игровые и учебные материалы.

Для чего проводится исследование мышления у детей с нарушением речи?

Исследование мышления у детей с нарушением речи проводится с целью выявления и описания особенностей их мыслительных процессов. Такие исследования могут помочь понять, какие трудности испытывают эти дети в процессе мышления, и разработать эффективные методы и подходы к их обучению и развитию.

Какие существуют современные подходы к проблеме развития мышления у детей с нарушением речи?

Современные подходы включают в себя использование инновационных педагогических методик, индивидуальный подход к каждому ребенку, активизацию когнитивных процессов через разнообразные игры и задания.

Какими особенностями обладает мышление детей дошкольного возраста?

Мышление детей дошкольного возраста отличается преимущественно образным и наглядным характером. Они активно используют свои чувства и восприятие для понимания мира и решения задач.

Какие психолого-педагогические особенности отличают мышление дошкольников с нарушением речи?

Мышление дошкольников с нарушением речи может быть затруднено из-за недостаточной развитости речевых навыков. Они могут испытывать сложности в категоризации, классификации и обобщении информации.

Какие методы и организация используются в исследовании мышления у детей с нарушением речи?

Для исследования мышления у детей с нарушением речи используются различные методики, включающие задания на анализ, сравнение, классификацию и прогнозирование. Исследования проводятся с использованием игрового подхода и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Как проводится констатирующий эксперимент в исследовании мышления у детей с нарушением речи?

Констатирующий эксперимент включает наблюдение, анализ и оценку результатов детей с нарушением речи при выполнении различных заданий на мышление. Это позволяет выявить особенности их когнитивных процессов и прогнозировать дальнейшее развитие.

Какие современные подходы к проблеме мышления детей с нарушением речи описаны в первой главе статьи?

В первой главе статьи описаны современные подходы к проблеме мышления детей с нарушением речи, такие как визуально-образное, операционно-конкретное мышление, проблемы с образованием понятий и формированием умений анализировать и сравнивать объекты.

Какие психолого-педагогические особенности мышления дошкольников с нарушением речи описаны в первой главе статьи?

В первой главе статьи описаны психолого-педагогические особенности мышления дошкольников с нарушением речи, такие как низкий уровень общего интеллекта, затруднения с анализом и синтезом материала, проблемы с обучением постоянным связям, затруднения с классификацией и систематизацией объектов.