Важнейшие элементы православного культа

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 2323 страницы
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 13.07.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Предмет православного культа
Формы православного культа
Православные богослужения
Таинства Православной церкви
Средства православного культа
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

Отсюда двоякая направленность этого таинства: к исцелению от болезни чрез выздоровление от нее или же через исход смертный».
При совершении этого таинства чело, щеки, грудь и руки больного крестообразно помазуются освященным маслом – елеем, в который добавлено красное вино как напоминание о пролитой Христом крови. Елеоосвящение требует от человека веры и покаяния. При этом условии ему отпускаются грехи, являющиеся, по мнению Церкви, корнем всякой болезни, в том числе забытые и неосознанные; младенцев не соборуют, поскольку у них нет сознательно совершенных грехов.
По учению православной церкви «таинства суть богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Отсюда необходимые признаки таинства: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Церковь считает, что таинства имеют божественное происхождение, т.е. установлены Самим Иисусом Христом. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно известному таинству; так, например, в таинстве крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в таинстве миропомазания — благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве елеосвящения — благодать, исцеляющая недуги; в таинстве покаяния — благодать, прощающая грехи.
Средства православного культа
Выше уже не один раз упоминались некоторые средства православного культа, в частности, хлеб и вино, означающие тело и кровь Христа. Сам православный храм — это образ вселенной, образ преображенного мира, который благословляет Христос Пантократор (купол храма), провозвещенный пророками (барабан), проповеданный евангелистами (паруса) и многими святыми (арки, откосы окон), пришедший на землю ради нашего спасения (своды и стены с библейскими сюжетами), создавший Церковь на крови мучеников и святых (столбы), преподающий себя верным в таинстве Евхаристии (алтарная апсида), особо пекущийся о Церкви и Своих избранниках (стены) — Судия Второго Пришествия (западная стена). Особое значение имеет восточная часть храма: здесь в алтаре совершается таинство Евхаристии.
Алтарь издавна стал отделяться алтарной преградой. После периода иконоборчества на брусе (архитраве), утвержденном на достаточно высоких столбах, появился темплон (эпистилий) — горизонтальные иконные доски с иконными изображениями.
Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии. Главными изображениями христианского искусства являются образы Христа, Богоматери и святых.
Протоиерей Сергей Булгаков отмечает, что «икона представляет собою не просто священное изображение, но и нечто большее, чем изображение. По верованию православия, икона есть место благодатного присутствия, как бы явления Христа (а далее и Богоматери, святых, вообще тех, кто изображается на иконе), для молитвы Ему».
Икона для верующего – это не символ. Отец Павел Флоренский в работе «Иконостас» пишет: «Иконостас есть сами святые». Однако «по недозрелости духовного ока» не всем дано видеть святых; икона же служит «окном в горний мир». «Иконопись, – пишет отец Павел, – есть закрепление небесных образов, оплотнение на доске дымящегося окрест престола живого облака свидетелей». Вот как описывает отец Павел Флоренский восприятие иконы человеком православной культуры: «Вот, я смотрю на икону и говорю в себе: “Се – Сама Онá» – не изображение Ее, а Она Сама, чрез посредство, при помощи иконописного искусства созерцаемая. Как чрез окно, вижу я Богоматерь, Самую Богоматерь, и Ей Самой молюсь, лицом к лицу, но никак не изображению. Да в моем сознании и нет никакого изображения: есть доска с красками, и есть Сама Матерь Господа. Окно есть окно, и доска иконы – доска, краски, олифа. А за окном созерцается Сама Божия Матерь; а за окном – видение Пречистой. Иконописец показал мне Ее, да; но не создал: он отверз завесу, а Та, Кто за завесой, – предстоит объективною реальностью не только мне, но равно — и ему, им обретается, ему является, но не сочиняется им, хотя бы и в порыве самого высокого вдохновения».
Иконостас, традиционно отделяющий алтарь от средней части храма, таким образом является, согласно Флоренскому, той гранью между видимым и невидимым миром, разделяющей эти два мира. Икона – не символ, а воплощение Христа, Богородицы, ангелов и святых. Икона – один из богословских языков, посредством которого Церковь несет Благую весть в мир, свидетельствует об истине, являет Христа и Его Церковь.
Икона – это образ, воплотивший слово Священного Писания и Священного Предания. И как каждый стих Священного Писания имеет несколько смысловых планов, так и восприятие иконы так же не однозначно. Применительно к иконе можно обозначить следующие уровни: первый уровень восприятия – буквальный, когда воспринимается конкретное изображение, второй – символический, где прослеживается основная богословская мысль, третий – дидактический, или назидательный, в котором вступает в силу морально-учительная сторона восприятия, то есть какой пример святости подает эта икона, четвертый же представляет самую наивысшую степень – молитвенное общение с первообразом. Основное предназначение иконы – молитвенное, икона – окно в мир запредельный, через это окно, как считает Церковь, нисходит к молящимся живительный и спасительный свет.

Заключение
Рассмотренные в работе основные элементы православного культа занимают центральное значение в Православии. Предмет православного культа – Святая Троица. Троица – основной догмат христианства согласно которому Бог един и существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Дух Святой. Важнейшими формами православного культа являются молитва, богослужение (главным православным богослужением является литургия), таинства и праздники. К числу неотъемлемых элементов православного культа относятся посты: многодневные (весенний «великий», летний «петров», осенний «успенский» и зимний «рождественский») и однодневные – всего более 200 дней в году.
Важнейшей формой богослужения в православии является литургия. Литургия – это последовательное священнослужение, в котором совершается таинство святой евхаристии. Ее общее содержание определяется тем, что в литургии «воспроизводится все таинство боговоплошения, от Вифлеемской пещеры до Елеонской горы, от Рождества Христова до Его Вознесения. Это выражается в символических действиях, чтениях и молитвах».
Православие содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак, елеосвящение. По учению православной церкви «таинства суть богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Отсюда необходимые признаки таинства: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Церковь считает, что таинства имеют божественное происхождение, т.е. установлены Самим Иисусом Христом. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно известному таинству; так, например, в таинстве крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в таинстве миропомазания – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве елеосвящения – благодать, исцеляющая недуги; в таинстве покаяния – благодать, прощающая грехи.
Икона – одно из важнейших средств православного культа. Икона – это образ, воплотивший слово Священного Писания и Священного Предания. И как каждый стих Священного Писания имеет несколько смысловых планов, так и восприятие иконы так же не однозначно. Применительно к иконе можно обозначить следующие уровни: первый уровень восприятия – буквальный, когда воспринимается конкретное изображение, второй – символический, где прослеживается основная богословская мысль, третий – дидактический, или назидательный, в котором вступает в силу морально-учительная сторона восприятия, то есть какой пример святости подает эта икона, четвертый же представляет самую наивысшую степень – молитвенное общение с первообразом. Основное предназначение иконы – молитвенное, икона – окно в мир запредельный, через это окно, как считает Церковь, нисходит к молящимся живительный и спасительный свет.
Литература
Безнюк Д.К. Культ// Социология. Энциклопедия. – М.: Книжный дом, 2003 г. – 1312 с.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – 368 с.
Флоренский П.А. Иконостас. – М.: АСТ, 2003. – 203 с. г.
Яблоков И.Н. История религии: В 2 т. Т. 1. – М.: Высшая школа, 2004. – 464 с.



Безнюк Д.К. Культ// Социология. Энциклопедия. – М.: Книжный дом, 2003 г. – С. 523.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 163.
Яблоков И. – С. 137.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 175.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 183.
Там же.
Ектения (ектенья) (греч. ektene; от ektenes – прилежный, усердный), особая молитва, читаемая диаконом или священником на каждом богослужении. Разделена на ряд кратких прошений от имени верующих, на которые они отвечают «Господи, помилуй!», «Подай, Господи!» и т. д.
Псалмы 102 («Благослови, душе моя, Господа») и 145 («Хвали, душе моя, Господа»)
Здесь: стихи из псалмов 91, 92 и 94 или из других.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 215.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 246.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 233.
Там же.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 254.
Там же.
Там же.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 302.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 303.
Флоренский П.А. Иконостас. – М.: АСТ, 2003. – С. 43.
Там же.
Флоренский П.А. Иконостас. – М.: АСТ, 2003. – С. 45.
Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – С. 246.












3

1.Безнюк Д.К. Культ// Социология. Энциклопедия. – М.: Книжный дом, 2003 г. – 1312 с.
2.Булгаков С. Православие: очерки учения православной церкви. – М.: АСТ, 2003. – 368 с.
3.Флоренский П.А. Иконостас. – М.: АСТ, 2003. – 203 с. г.
4.Яблоков И.Н. История религии: В 2 т. Т. 1. – М.: Высшая школа, 2004. – 464 с.



Вопрос-ответ:

Какие элементы составляют православный культ?

Важнейшими элементами православного культа являются церковная икона, крест, свечи, каноны, а также освященные предметы и одежда, используемые в богослужениях и таинствах.

Какие предметы используются в православном культе?

В православном культе используются церковная икона, крест, свечи, каноны, освященные предметы (например, святая вода, освященная пшеница) и особая одежда для церковных служителей.

Какие богослужения проводятся в православной церкви?

В православной церкви проводятся различные богослужения, такие как литургия, вечерня, утреня, возношение креста, крестный ход и другие. Каждое богослужение имеет свою установленную форму и ритуалы.

Что такое таинства в православии?

Таинства в православии - это особые религиозные обряды, через которые верующие получают благодать и приближаются к Богу. К основным таинствам относятся крещение, евхаристия, миропомазание, исповедь, брак, иерейская хиротония и пастырское начало.

Какие средства используются в православном культе?

В православном культе используются светильники, купели для крещения, риза, плащаница, церковные праздники, а также освященные предметы, например, святая вода и освященная пшеница, которые символизируют поклонение Богу и приобретение благодати.

Что такое православный культ?

Православный культ – это система религиозных обрядов и практик, которая сопровождает исповедание православной веры. Он включает в себя различные элементы, такие как предметы культа, богослужения, таинства и литературу.

Какие предметы используются в православном культе?

В православном культе используются различные предметы, такие как иконы, кресты, свечи, кадила, освященная вода, священные масла и др. Эти предметы являются символами веры и служат для проведения различных обрядов и практик.

Какие формы принимает православный культ?

Православный культ принимает различные формы, включая богослужения, молитвы, пение хоров, чтение священных текстов, проведение таинств, паломничества и другие религиозные практики. Эти формы являются основными способами выражения веры и участия в культурной жизни православной церкви.

Что такое таинства в православной церкви?

Таинства в православной церкви – это особые религиозные ритуалы, которые считаются священными и обладают особым духовным значением. К ним относятся, например, крещение, причастие, миропомазание, покаяние и другие церковные обряды. Таинства служат для приобщения верующих к благодати Божьей и духовному обновлению.

Какие средства используются в православном культе?

В православном культе используются различные средства, такие как священные масла (елей), освященная вода, священные предметы, свечи, кадила, хоровое пение, религиозные символы и др. Эти средства служат для создания особой атмосферы и священного пространства во время церковных обрядов и практик.