Эстетика русских символистов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 1010 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 12.11.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Эстетика русских символистов
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В первом, общефилософском значении музыка для них ― не ритмически организованная последовательность звуков, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Русские поэты этого течения считали именно музыку высшей формой творчества, потому что она дает максимальную свободу самовыражения творцу и максимальную раскрепощенность восприятия слушателю. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художнической интуицию. [3, c. c.81-104]
Переплетение художественного творчества и философии, по своей природе выходит за рамки литературного направления, оно подразумевает и культурно-политические реалии и разнообразные религиозные искания, которыми характеризовался Серебряный век.
Знакомые с мировой философией символисты, не смотря на увлеченность отдельными учениями и стремлениями к построению собственных идеологических конструкций, были, прежде всего, литераторами. Все воспринятые ими философские взгляды от античности до немецкой классической философии, а также русской философской традиции были сфокусированы на создании собственной философии творчества. Их художественные произведения были основным доступным им средством воплощения своих воззрений. [3, c. c.81-104]
Взаимосвязь творчества и философии выступает ключевой проблемой в русском символизме. Например, Д.С.Мережковский использовал различные жанры для изложения своей теории творчества, которая носила определенную социально-философскую окраску в разные периоды его жизни. Творчество выступает для символистов своеобразным источником философской рефлексии, связанной с воспроизведением действительности и формированием своего личного мира.
Искусство в произведениях русских символистов является наиболее приемлемым способом символического выражения мира человека. Философия их творчества, направлена на освоение способа бытия человека в универсуме культуры, где искусство является наиболее красочным его выражением. По мнению символистов, в искусстве присутствует сочетание всех граней культурного бытия человека.
В произведениях символистов запечатлевается глубоко личностное постижение мира культуры. Это художественное произведение становиться выражением внутреннего мира человека, их создание предполагает работу символического воображения. В творчестве символистов реализуется игра с символами, создающими свою духовную Вселенную человека. В рамках философии творчества символизма возникает особенный мир, которого выступает автор художественного произведения. [1, с.245]
Творчество символистов отображает внутренний мир человека и связанные с ним с ним социокультурные реалии. Творимая символистами реальность проникает во внешний мир. Ближе всего к внутреннему миру человека и в особенности творческого располагаются религия и философия, которые находят отражение в искусстве. Например, Д.С.Мережковский в процессе своего творчества стремился к новой религии, В.И.Иванов к новой мифологии, чтобы создать гармоничное «Царство духа» или «чистое искусство». [3, c.81-124]
Сильное воздействие на изменение как внутренней, так и внешней реальности оказывает слово-символ, как мощное орудие трансформирования личности и всего сущего, так символисты постигают художественное слово, которое служит им инструментом воздействия на материальный мир. В связи с этим возникает необходимость в создании специфического языка, который способен отражать восприятие реальности в художественном творчестве, о чем говорили В.И.Иванов и А.А.Блок.
Характерная философия творчества каждого представителя символизма представляет собой своеобразную линию существования человека в универсуме культуры, а искусство в культуре является первичным для творческого индивида. Отсюда возникает неповторимая, характерная для каждого из символистов игра с языковыми средствами, формами литературы и символами, посредством чего человек создает свой собственный мир. [3, c. c.81-104]
Заключение
ХХ в. стал началом, возможно, еще достаточно длительного глобального переходного периода в культуре, когда коренной переоценке подвергаются все традиционные ценности формы их презентации и бытия в культуре, способы и методы исследования. Этот процесс не мог не затронуть эстетики, тем более что один из ее главных объектов — искусство, подвергся в этом столетии, как было показано, существенной, мягко говоря, трансформации.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Символисты по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей. Они раскрывали внутренний мир человека в его острых коллизиях с самим собой и «вечностью». Внутренний мир личности для них ― показатель общего трагического состояния мира.
Список использованной литературы
Андрей Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 2. М., 1994;
Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Бореев — М: Высш. шк., 2002. — 511с.
Бычков В.В. Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 556с.
Бычков В.В.Эстетические пророчества русского символизма: Полигнозис, № 1. М., 1999. С. 83 - 104
Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-ХХ вв. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - 226с.
Колобаева Л. А. Русский символизм. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 296с.
Пайман А. История русского символизма М.: Республика, 1998. - 415с.











14

1.Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л.А. Сугай — М.: Республика, 1994. — 528с.
2.Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-ХХ вв. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. - 226 с.
3.Колобаева Л. А. Русский символизм. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 296 с.
4.Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Символ в системе культуры: Труды по знаковым системам. Вьш. 21. - Тарту, 1987. -С. 11
5.Пайман А. История русского символизма М.: Республика, 1998. - 415 с.

Вопрос-ответ:

Что значит музыка для символистов?

Для символистов музыка не просто ритмически организованная последовательность звуков, она представляет собой универсальную метафизическую энергию, первооснову всякого творчества.

Почему символисты считали музыку высшей формой творчества?

Символисты считали музыку высшей формой творчества, потому что она предоставляет творцу максимальную свободу самовыражения и слушателю - максимальную раскрепощенность восприятия.

Какое влияние оказывала символистская лирика на человека?

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке и обостряла его восприятие. Она имела способность вызывать эмоциональные и мистические состояния у слушателя и делать его более чутким к окружающему миру.

Какую роль символисты придавали музыке в творчестве?

Символисты считали музыку одним из основных источников вдохновения и символического понимания мира. Они видели в ней не просто искусство, а средство для передачи метафизических и духовных идей через звуки и мелодии.

Какие преимущества музыка предоставляет символистам и их слушателям?

Музыка высвобождает символистов, давая им возможность выразить себя наиболее свободным образом. Слушатели, в свою очередь, ощущают максимальную свободу восприятия, ведь музыка является мощным инструментом, который способен вызывать эмоции и переносить слушателя в иной мир.

Что для русских символистов означает музыка?

Для русских символистов музыка - это не просто ритмически организованная последовательность звуков, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества.

Почему русские символисты считали музыку высшей формой творчества?

Русские символисты считали музыку высшей формой творчества, потому что она дает максимальную свободу самовыражения творцу и максимальную раскрепощенность восприятия слушателю.

Какую роль играла символистская лирика в жизни человека?

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и углубляла его восприятие мира, позволяя переживать эмоции истины и красоты на новом, глубинном уровне.