Административное право в системе российского права

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Административное право
  • 2020 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 25.06.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Административное право в системе российского права
1.1. Общая характеристика системы российского права
1.2. Место административного права
в правовой системе Российской Федерации
2. Особенности соотношения административного права с другими правовыми отраслями
2. 1. Общая характеристика
2.3.Особенности административного права в системе российского права
Заключение
Список использованной литературы:

Фрагмент для ознакомления

Следовательно, складывается такой механизм правового регулирования, который не является результатом взаимного (т.е. договорного) волеизъявления управляющих и управляемых. Данная особенность, в частности, свидетельствует о том, что административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке, но в соответствии с требованиями законов и административно-правовых норм возникающие в рамках регулируемых управленческих отношений вопросы, независимо от того, по чьей инициативе они возникают.
В-четвертых, властность и односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде соответствующих разрешений). Это свидетельствует о том, что метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора (без прямых предписаний и запретов) образа действий.
Таким образом, суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:
а) установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма. Так, в Кодексе об административных правонарушениях установлено, что административные наказания могут быть наложены (должны быть наложены) не позднее двух месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности;
б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - "жесткий" вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;
г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - "мягкий" вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод является наиболее перспективным;
д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).
Таковы отличительные особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, нередко характеризуемые в качестве властеотношений. За подобным их пониманием скрыто то, что во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение). Однако властеотношения вовсе не являются прерогативой административно-правового регулирования. Элементы властеотношений (в изложенном смысле) не трудно обнаружить в механизме правового регулирования, используемом и иными отраслями российского права (например, финансовым, земельным, уголовным и т.п.), что служит еще одним свидетельством реальности подхода к проблеме методов правового регулирования как к единой юридической категории.


Заключение
Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.
Административное право, впрочем, как и все иные отрасли права, осуществляет не только регулятивную, но и правоохранительную функцию, что предполагает возможность использования в интересах обеспечения должного правового поведения в сфере государственного управления средств юридического принуждения. И это закономерно, а потому не должно превращаться в оценочную категорию.
Нужно уметь видеть в регулируемых административным правом отношениях главное - позитивное воздействие на регулируемые общественные связи, причем на первый план выдвигаются отношения аппарата государственного управления с гражданами. Такого рода отношения возникают, изменяются и прекращаются для каждого гражданина практически ежедневно. В подтверждение достаточно сослаться на то, что практическая реализация провозглашенных Конституцией РФ демократических прав и свобод личности осуществляется органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть, и при наличии механизма административно-правового регулирования.
Именно ими решаются вопросы, связанные с реализацией права на труд, образование, социальное обеспечение, заменой льгот денежными компенсациями, охрану здоровья; именно они выдают гражданам лицензии (разрешения) на предпринимательскую деятельность, регистрируют изменения места пребывания и жительства, назначают государственные пенсии, оказывают жилищно-коммунальные услуги, охраняют их жизнь, здоровье и имущество и т.п. Так, по существу, строятся основные правоотношения между государственной властью и гражданином.
Представители исполнительной власти обеспечивают охрану законных прав и интересов граждан, рассматривают и разрешают административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан (например, административный порядок рассмотрения жалоб граждан на неправомерные действия должностных лиц), и т.п.
Органы исполнительной власти, руководствуясь требованиями законодательства, играют заметную роль и в новой для нашего общества сфере общественных отношений, порожденной переходом к институтам рынка, многообразием форм собственности. Административно-правовое регулирование становится одним из необходимых средств целенаправленного государственного воздействия на экономику.
Нельзя при этом игнорировать и то, что все более разнообразные организационные формы приобретают функции государственного контроля и надзора, причем не только в экономической сфере. Административному праву отводится существенная роль в обеспечении национальной безопасности страны и общественного порядка, в регламентации деятельности органов исполнительной власти в этой жизненно важной сфере. Весьма значительна роль административного права в борьбе с административными правонарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

Список использованной литературы:


1. Конституция РФ
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М. Проспект. 2007. С. 672.
3. Васильев А.В. Теория права и государства. Учебник. М.: РАГС, 2007. С.740.
4. Демин А.А. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало-М, 2006. С. 531.
5. Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 435.
6. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 2006. С. 321.
7. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. N 1. С. 412.
8. Попова Л.Л. Административное право. М. Спарк. 2007. С.731.
9. Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2007. С. 539.
10. Якимов А. Н. Особенности административной системы управления в РФ// Закон. №3. 2006. С.125.

Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2007. С. 20.

Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 2006. С. 225;
Васильев А.В. Теория права и государства. Учебник. М.: РАГС, 2007. С. 102.


Демин А.А. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало-М, 2006. С. 31.

Конституция РФ.
Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 5.

Якимов А. Н. Особенности административной системы управления в РФ// Закон. №3. 2006. С.17.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М. Проспект. 2007. С. 33.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. N 1. С. 208.


Попова Л.Л. Административное право. М. Спарк. 2007. С.93.












21

1. Конституция РФ
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М. Проспект. 2007. С. 672.
3. Васильев А.В. Теория права и государства. Учебник. М.: РАГС, 2007. С.740.
4. Демин А.А. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало-М, 2006. С. 531.
5. Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 435.
6. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 2006. С. 321.
7. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. N 1. С. 412.
8. Попова Л.Л. Административное право. М. Спарк. 2007. С.731.
9. Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2007. С. 539.
10. Якимов А. Н. Особенности административной системы управления в РФ// Закон. №3. 2006. С.125.

Вопрос-ответ:

1. Какую характеристику имеет система российского права?

Система российского права характеризуется как многоуровневая и иерархическая система нормативных правовых актов, предназначенных для регулирования отношений в обществе.

2. В каком месте находится административное право в правовой системе Российской Федерации?

Административное право занимает одно из важных мест в правовой системе Российской Федерации. Оно является отдельной отраслью права, которая регулирует отношения между государством и гражданами, организациями, а также между государственными органами и организациями.

3. Какие особенности есть в соотношении административного права с другими правовыми отраслями?

Соотношение административного права с другими правовыми отраслями определяется его специальной ролью в регулировании государственно-правовых отношений. Одной из основных особенностей является то, что административное право выступает в качестве основы для функционирования других отраслей права, таких как гражданское, уголовное, конституционное и другие.

4. Какие особенности присутствуют в административном праве в системе российского права?

Административное право в системе российского права отличается своей спецификой и особенностями. Одна из особенностей заключается в том, что административное право регулирует отношения между государственными органами и гражданами, а также организациями. Также в административном праве имеется принцип административной ответственности, который применяется к нарушителям административных норм и правил.

5. Каков механизм правового регулирования в административном праве?

Механизм правового регулирования в административном праве состоит из системы нормативных правовых актов, установленных государством. Этот механизм включает в себя принятие, изменение и отмену административных правил, а также контроль и наказание за их нарушение. Таким образом, административное право в системе российского права обеспечивает управление государственными органами и защиту прав и интересов граждан и организаций.

Что такое административное право?

Административное право - это отрасль права, которая регулирует отношения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, а также с участием граждан и юридических лиц в публичной власти.

Какое место занимает административное право в системе российского права?

Административное право занимает важное место в системе российского права. Оно является одной из основных отраслей права и имеет свои специфические принципы и нормы, которые применяются при регулировании государственной деятельности и отношений с участием государственных органов.

Какие особенности соотношения административного права с другими отраслями права?

Соотношение административного права с другими отраслями права характеризуется тесной взаимосвязью и взаимодействием. Административное право взаимодействует с гражданским, уголовным, трудовым и другими отраслями права. Однако у него есть свои особенности, связанные с регулированием публичных отношений, деятельностью государственных органов и осуществлением государственного управления.

Какие особенности административного права в системе российского права?

Одной из особенностей административного права в системе российского права является его основная направленность на регулирование публичных отношений и деятельности государственных органов. Оно также имеет свои принципы и принципы ответственности, которые специфичны для данной отрасли права.

Что такое механизм правового регулирования в административном праве России?

Механизм правового регулирования в административном праве России представляет собой совокупность норм, принципов и процедур, которые определяют порядок осуществления государственного управления, установление административных прав и обязанностей, применение санкций и контроль за их исполнением.

Каково место административного права в правовой системе Российской Федерации?

Административное право занимает важное место в правовой системе Российской Федерации. Оно является одной из основных отраслей права и регулирует отношения, связанные с государственным управлением, публичной службой, административным процессом и иными административными отношениями. Административное право взаимодействует с другими отраслями права, такими как гражданское право, уголовное право, конституционное право и другие.

Каковы особенности соотношения административного права с другими правовыми отраслями?

Административное право взаимодействует с другими отраслями права в системе российского права. Оно связано с гражданским правом, так как регулирует административные правоотношения между гражданами и административными органами. Также административное право взаимодействует с уголовным правом, например, при рассмотрении уголовных дел, связанных с административными правонарушениями. Кроме того, административное право связано с конституционным правом, так как оно регулирует административные отношения, основанные на конституционных нормах.