Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Дидактическая игра как средство развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

  • 93 страницы
  • 42 источника
  • Добавлена 09.04.2012
3 300 руб. 6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста
1.1. Роль восприятия в психическом развитии ребёнка
1.2. Методы развития восприятия в зарубежных психолого-педагогических исследованиях
1.3. Способы развития восприятия в отечественной психологии
1.4. Роль дидактических игр в развитии восприятия
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию восприятия у детей младшего дошкольного возраста
2.1 Изучение уровня развития восприятия у детей младшего дошкольного возраста
2.2 Комплекс занятий по развитию восприятия у детей младшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение……………………………………………………………….92

Фрагмент для ознакомления

Существует два основных способа работы детей с материалом: [23, с.57]
- Создание единичных символических образов.
- Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры. Ребёнок может в любой момент сломать фигуру или изображение, которое его беспокоит.
▪ Игра «Лепим колобки, колбаски и блинчики».
Данная игра позволяет ребёнку снизить уровень тревожности и страха над чем-либо или кем-либо, ослабить и снять эмоциональное и физическое напряжение. Предложите детям приготовить, например, праздничный обед для кукол, солдатиков. Покажите, как делать колобки (скатывать шарики), колбаски, пирожки, блинчики. Потом из этих заготовок можно собрать фигуры людей и животных, слепить зверей и поиграть в «Зоопарк». Вариантов много, только не надо лениться, и все обыгрывать.
4). Развитие чувства веса. Чтобы у детей развивалось чувство веса, они пользовались отполированными дощечками одинакового размера, но сделанных из разных сортов деревьев. Беря дощечку на ладонь, мальчики и девочки учатся распознавать по весу, из какого дерева она сделана.
5). Ощущение тепла и холода. Для различения ощущения тепла и холода пальчики детей окунали в посуду с водой разной температуры.
6). Формирование чувства размера. Чувство размера развивается приборами, состоящими из цилиндров, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Есть цилиндры одного и того же диаметра, но разной длины, поэтому углубления для цилиндров тоже разной величины. На торце цилиндров сделаны ручки в виде пуговки, чтобы дети могли их вытаскивать и вставлять опять на место. Дошкольники изучают углубления, сами цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в соответствующую нишу. Попыток бывает несколько. И только после многократных упражнений, если ребенок не устал и хочет заниматься с цилиндрами, ему завязывают глаза, чтоб он мог с помощью пальцев руки проделать игру с цилиндрами еще раз. Смена занятий происходит по желанию ребенка. Если он ничем не хочет заниматься, его в этот момент оставляют в покое.
7). Развитие слуха. Для развития слуха служит игра в «Молчанку». Она приучает детей сосредоточиваться, быть внимательными. Желательно, чтобы окна в игровой комнате были затемнены (задвинуты шторы). Дети сидят с закрытыми глазами, положив голову на руки. В это время воспитатель уходит в самый дальний угол и шепотом произносит имена детей. Кто услышит шепот, должен на цыпочках, обходя других, подойти к педагогу. Если в группе оказались дети, так и не расслышавшие свое имя, воспитатель произносит его чуть-чуть громче. Иногда игра в «Молчанку» состоит из того, что дети целенаправленно слушают тиканье часов, звуки колокольчиков.
8). Развитие моторики, мускульное развитие. Совершенно необычно предлагает М. Монтессори проводить гимнастику рук. Она считает, что ребенку необходимы те движения и действия, которые способствуют мускульному развитию и понадобятся во всей его последующей жизни. Поэтому она разработала дидактический материал в виде рамок с прибитыми кусками материи, кожи, которые дети должны соединять и разъединять, застегивая на пуговицы, крючки, петли. Разработаны десять рамок со следующими видами работ:
- застегивание на большие пуговицы, нашитые на толстое сукно (платье);
- застегивание маленьких пуговиц, нашитых на полотно (нижнее белье);
- застегивание маленьких пуговиц, нашитых на кожу, с помощью крючка для обуви (ботинки);
- шнуровка — два куска материи с набивными дырочками (корсетик);
- шнуровка двух кожаных кусков с набивными дырочками (ботинки);
- застегивание металлических крючков и петель;
- застегивание маленьких металлических крючков на тоненькие нитяные петельки;
- завязывание бантов их двух широких цветных тесемок;
- завязывание тоненьких белых тесемочек;
- застегивание кнопок, липучек.
▪ Игра «Представь, что ты можешь».
Упражнение используется с целью выработки у ребёнка уверенности в своих силах. Ребёнку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребёнка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог или родитель просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. В воображаемой игровой ситуации ребёнок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причём в данном случае для ребёнка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.
9). Развитие координации движений и ориентация в окружающем мире. Данные упражнения связаны с переливанием воды. Сначала все действия одно за другим показываются воспитателем.
▪ Игра «Выловим из воды».
Налейте в миску (тарелку, любую глубокую ёмкость) воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, листики. Предложите ребенку вылавливать эти предметы, меняя температурный режим. Пусть все предметы разложит в тарелку, стоящую рядом.
▪ Игра «Была лужа - и нет её».
Это упражнение приучает детей к чистоте: пролив что-либо, сможет убрать за собой. Вначале ребенок учится переносить воду из одной ёмкости в другую: на подносе у детей две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа пустая. Используя губку, дети переносят воду в пустую тарелку. Для этого воспитатель должен показать и научить, как пользоваться губкой, набирая ею воду над тарелкой и отжимая над другой. Обращается внимание на то, чтобы вода не капала на поднос с губки. Для показа проливается вода и показывается, как вытереть лужу, собрав её губкой. [23, с. 39]
▪ Игра с лейкой.
Педагог берет лейку, поднимает ее высоко и медленно наливает воду в сосуд, до полного наполнения. Ставит лейку на прежнее место, берет тряпку и вытирает оставшиеся капли. Затем берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает в нее воду. Снова вытирает капли на столе и ставит сосуд. Педагог показывает медленно, сосредоточенно, четко, проявляя интерес к своему занятию. Когда ребенок поймет весь ход действий, ему предлагается повторить его (педагог при этом наблюдает). В заключение воду выливают, сосуд вытирают (уборка относится к ходу действий).
▪ Игра с кувшином.
Детям дается задание: они должны налить из кувшина в стаканы воды, спуститься по ступенькам, не расплескав ее, выйти во двор, обойти вокруг клумбы или скамеечки, вернуться назад и влить в кувшин воду из стакана. Обычно дети сами стараются усложнить задание, стремятся налить стакан полнее, чтобы труднее было нести, не расплескав.
▪ Игра «Ну-ка, вылови».
Необходимо поставить на поднос две тарелки: слева – глубокую, справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько плавающих предметов. Предложите детям по очереди выловить их из глубокой чашки по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Помогите тем, у кого это не получается: слегка направляя руку. Следите, чтобы дети правильно держали ложку. Важно научить довести дело до конца и выловить все предметы, а пролитую воду аккуратно собрать губкой.
10). Для развития моторики рук, координации движений, привития самостоятельности М. Монтессори разработала ряд упражнений с сыпучими, мелкими предметами: бусинками, крупой.
▪ Игра «Разложим по порядку».
Возьмите неглубокую миску и высыпьте в нее бусинки двух цветов – примерно по 5-7 бусинок каждого цвета. Справа поставьте два блюдца. Предложите ребенку в одно блюдце сложить, например, красные бусинки, а в другую – синие. Чтобы оживить игру, скажите, что это угощенье для зайчика или мишки. Покажите, как перекладывать: брать по одной бусинке тремя пальцами.
▪ Игра «Волшебное сито».
Перемешайте в одной чашке небольшое количество риса и манки и возьмите маленькое сито. Покажите ребенку отдельно, как выглядят крупинки риса и манки, а затем в игровой форме предложите ему выбрать рисовые зернышки. Ребенку будет трудно, тогда предложите ему сито, поиграйте им и дайте. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, потом рис. Просеянный рис пересыпьте в приготовленную тарелку.
▪ Игра «Открой и закрой».
Поставьте перед детьми несколько маленьких баночек с закрытыми крышками, различных по форме и размеру. Предложите им поиграть, например, в аптекаря или доктора, у которого много баночек с лекарствами, или в хозяйку, которая держит в баночках разную крупу. Предложите открыть все баночки, а потом закрыть, правильно подобрав крышки.
Подробно остановимся на нескольких занятиях:
Занятие 1. Тема: «Восприятие величины, формы и цвета предметов окружающего мира»
Цель занятия: разучить дидактические игры, направленные на формирование цвета, величины, формы предмета.
Ход занятия:
1. Вступительное слово педагога: «Сегодня на занятии мы с вами разучим две игры, которые помогут нам быстрее стать взрослыми и самостоятельными. Наша первая игра называется «Разложим по порядку».
2. Игра «Разложим по порядку».
- Рассмотрите, в руках у вас неглубокая миска, в которой находятся бусинки двух цветов – красные и синие. Поиграйте ими.
- Возьмите два блюдца разных цветов: в красное блюдце сложите только красные бусинки, а в синее блюдце – синие.
- Посмотрите, вам будет помогать Зайчик, он сделает из ваших бусинок подарки для своих друзей.
- Если вам нужна помощь, я покажу, как это сделать.
(Педагог должен вначале игры каждому ребенку показать, как перекладывать бусинки: брать по одной бусинке тремя пальцами).
3. Игра «Волшебное сито».
- Дети, посмотрите, у меня в руках сито. Кто из вас видел, что делает мама, используя сито.
Ответы детей:
- Просеивает муку для пирожков.
- Протирает вареные овощи и фрукты.
- Сушит фрукты.
- А теперь на столике возьмите мисочку с крупами – это рис и манка. Перемешайте их, потрогайте руками.
- Расскажите о каждом виде крупы: цвет, размер, вкус.
- Попробуйте отделить рис от манки. Этим рисом мы с вами накормим хомячков в Живом уголке.
- Трудно? А теперь давайте попробуем использовать сито – просеем всю крупу. Что у нас получилось?
4. Самостоятельная деятельность дошкольников.
5. Беседа с детьми и подведение итогов.
Занятие 2. Игра «Жили-были дед и баба».
Цель игры: развитие у детей сенсорных процессов с использованием предметов разной формы, величины и цвета.
Задача воспитателя: с помощью простого оборудования развивать свойство мышления – замещение.
1. Воспитатель: «Сегодня мы будем играть в новую игру, для которой сами сделаем заготовки. Перед вами образцы предметов для игры: дед, бабка, внучка, золотое яйцо, яйцо. Вырежьте эти предметы и разложите на своем столике в любом порядке. А теперь, слушайте знакомую сказку «Курочка ряба». Во время этой сказке ваши предметы должны выполнять функции сказочных героев.
- Во время чтения сказки фигурные предметы двигаются и перекладываются на столике.
- Дети вспоминают, какая фигура изображает сказочного героя или сказочный предмет: дед – длинный белый прямоугольник, бабка – зеленый прямоугольник (тоже удлиненный в высоту, но короче, чем изображение деда), внучка – синий треугольник, золотое яйцо – красный овал, простое яйцо – желтый овал.
Беседа с детьми: какие чувства вы испытывали при игре?
Ответы детей:
- Мне было интересно слушать сказку и двигать фигурки.
- Я волновалась, так как не запомнила, какая фигурка, кого изображает.
- Весело и шумно, все смеялись.
- Так понравилось, что поиграю дома с сестренкой и мамой.
Занятие 3. Разучивание дидактических игр, направленных на развитие чувственного восприятия. Игра «Наши помощники».
Цель занятия: формирование практических навыков различия простых веществ по вкусу, запаху, на основе ощущений.
1 Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Материал: объекты материального мира с сильным специфическим запахом: перец, лавровый лист, пряности, овощи, фрукты.
Ход игры: ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, что у него находится в руках. Ребенок должен рассказать о своих обонятельных ощущениях, затем определить, к какой категории относится предмет по признаку «съедобное» или «несъедобное».
2 Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Материал: мешочек из плотного материала, мелкие предметы (до 10 штук).
Ход игры: на ощупь, не заглядывая в мешочек, ребенок должен попробовать определить, какие там находятся предметы.
3.Дидактическая игра «Какой овощ, фрукт ты съел».
Материал: тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей.
Ход игры: ребёнок закрывает глаза, воспитатель или родитель кладёт ему в рот кусочек фрукта или овоща. Задача ребенка: определить по вкусу предмет.
Усложнение первого уровня - определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, солёный)
Усложнение второго уровня - назвать как можно больше других продуктов, вкус которых похож.
Занятие 4. Работа с пластилином. Герои любимых сказок.
Цель занятия: помочь выразить детям свои творческие замыслы, фантастические образы, но при этом сохраняя достаточно высокую степень контроля над материалом.
Материал: глина или пластилин, набор формочек, позволяющих отразить разнообразные эмоционально-значимые темы, скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, формочки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).
Ход занятия:
1. Вступительное слово воспитателя: «Ребята, сегодня мы будем играть с пластилином или глиной. Рассмотрите материал, изучите его свойства. Подумайте, какой предмет вы будете изображать. Скажите мне, какие предметы вам необходимы для работы»
- Мне нужна дощечка, чтобы глина не приклеилась на стол.
- Я буду использовать перья, чтобы изобразить птицу.
- Я возьму из своего набора елочные веточки, чтобы слепить ежика.
- Я буду использовать цветные карандаши, чтобы у машины был длинный кузов.
- Мне нужен молоточек и зубочистки, буду лепить динозавра.
2. Творческая работа детей – создание индивидуальных определенных образов.
3. Воспитатель: расскажите о своем предмете. Существует ли он в реальном мире? Почему вы выбрали сказочных героев?
Вывод: Работа ребёнка с материалом индивидуальна, поэтому воспитателю нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества. Данная игра позволяет ребёнку снизить уровень тревожности и страха над чем-либо или кем-либо, ослабить и снять эмоциональное и физическое напряжение, развивать навыки образного мышления.
Занятие 5. Дидактическая игра «Стройка»
Цель игры: сформировать умения проявлять и контролировать свои эмоции, используя вербальные и невербальные способы.
Материал для игры: кубики, используемые в качестве строительного материала, треугольник.
Ход занятия:
1. Слово педагога – объяснение вида деятельности: «Сегодня мы вместе будем строить дом (башню). В нашем доме должны быть следующие элементы: крыша, окно, дверь. В вашем домике будут жить матрешки (или оловянные солдатики, или небольшие куколки). Вы можете использовать весь строительный материал, который перед вами.
2. Самостоятельная творческая деятельность дошкольников - конструирование домика. В работе предусматривается:
- расположение кубиков вертикально, горизонтально;
- создание треугольной крыши;
- соединение стен домика;
- окошко – пробел одного кубика;
- дверь – добавление кубика.
В каждый домик помещается игрушка, которая видна из окна.
3. Игры детей: каждая игрушка «ходит» в гости к другой – дети показывают передвижение игрушки от одного домика в другой (проигрывание ролей).
4. Подведение итогов занятий – конкурс домиков.
Выводы: эта игра помогает не только овладеть навыками конструирования, но и формирует сенсорные понятия: форма, объем, фигура, большой, маленький. Игра помогает снять напряжение, стресс каждого ребенка: для этого перед началом игры детям нужно рассказать, что они могут сделать, например, педагог кладет один кубик и говорит, что его раздражает больше всего. После этого дети могут положить свои кубики и сказать, что их раздражает. В следующий раз детям можно предложить рассказать, что им больше всего нравится, затем – что их веселит, от чего им грустно, чего они боятся и так далее. Тематика может повторяться. Лучше чаще использовать те темы, которые позволяют детям больше рассказывать о своих проблемах.
Занятие 6. Дидактическая настольная игра «Географические пары»
Цель: развитие логики мышления и умения быстро переключать внимание с одного предмета на другой.
Оборудование для игры: открытки, картинки с изображением животных, домов, средств передвижения, предметы: самолет, космический корабль, машинки, трактора, оловянные солдатики или другие маленькие фигурки людей.
(Пожелание воспитателю: открытки или картинки должны быть одного размера – это важнейшее дидактическое правило).
1. Вступительное слово воспитателя о правилах и возможностях игры.
/ Игра имеет много вариантов, можно каждый раз комбинировать предметы/
- Рассказ воспитателя о различных средствах передвижения.
- Каждый ребенок выбирает свое средство передвижения и находит ему географическую пару.
Например, ребенок выбрал самолет. Диалог воспитателя и ребенка.
- Что это? Назови правильно.
- Это средство передвижения самолет «АН-12».
- Молодей! Покажи, как самолет летает.
- Вот так (ребенок показывает, издавая звуки).
- А где у нас летает самолет?
- Высоко, под облаками.
- Правильно. Высоко. А с этой высоты, какими нам кажутся домики?
- Маленькие.
- Выбери и покажи такой домик.
- А на земле, тебе каким кажется домик?
- Большим.
- Выбери и покажи картинку большого домика. Сравните два домика и объясните, почему одни дома кажутся большими, а другие маленькими.
2. Работа в парах: дети друг другу объясняют выбор этих пар.
Затем игра продолжается с другим предметом. Каждый ребенок выступает по очереди, но обязательно пожеланию.
Занятие 7. Дидактическая игра «Что я задумал».
Цель игры: развитие умений классифицировать предметы, самостоятельно находить информацию, задавать вопросы.
Оборудование: большая картина с большим количеством предметов.
Один из участников игры загадывает предмет на рисунке или деталь, или героя.
- остальные участники задают ему вопросы, на которые он отвечает с использованием двух слов: «Да. Нет».
- с помощью ответов, надо догадаться, о каком предмете идет речь.
- участник, который угадал предмет, становится ведущим, и игра повторяется.
- ведущий может давать подсказки о месте расположения предмета на картине, например: «То, что я загадал, находится выше домика и левее темной тучки».
Занятие 8. Игра «Поезд»
Цель: закрепление умений соотносить слово с действием, выполнять команды, развивать воображение и навыки работы в группе.
Содержание игры: дети выстраиваются друг за другом паровозиком, кладут руки на плечи друг другу. Учитель вместе с детьми произносит слова:
- Чух, чух, пых-чу, пых-чу, вор-чу, стоять на месте не хочу!
Дети повторяют эти слова несколько раз – во время произнесения этих слов «поезд» начинает движение, сначала медленно, потом все быстрее. Учитель продолжает вместе с детьми:
Ко-ле-са-ми стучу, стучу (дети топают ногами).
Ко-ле-са-ми верчу, верчу (делаются круговые движения руками, вытянутыми вперед и слегка согнутыми в локтях).
Садись скорей, про-ка-чу! Чу-чу! (поезд останавливается).
Занятие 9. Дидактическая игра «Зайцы».
Игровой материал: на планшете изображены лес, поляна, в центре сделан разрез или кармашек, в который могут вставляться картинки: «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям пойти «погулять на полянку», нарисованную на картинке. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». Звучит мелодия колыбельной или танцевальная музыка. Каждый ребенок определяет музыку, берет соответствующую картинку и вставляет её в кармашек. Так появляется много зайчиков, которые спят в разных позах. Кто вставил правильно картинку, ему аплодируют и говорят: «Молодец». Затем звучит другая музыка – плясовая, дети совершают аналогичные действия со вторым вариантом картинок.
Игра имеет разновидность: дети могут изображать зайцев, спящих на полянке, скачущих по полянке или бегающих по траве. Для этой игры хорошо подходят напевные русские народные песни: «Ах, вы, сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот». Дети во время игры поют песни.
Занятие 10. «Знакомство с новой игрушкой».
Цель: - при обыгрывании прихода новой игрушки развивать психические, речевые, эмоциональные компоненты;
- формировать подражательные действия: похлопать в ладоши, попрыгать, позвать, отнести, спеть.
1. Воспитатель вносит в комнату большого плющевого зайца, в яркой одежде с рюкзачком на спине. Дети рассматривают его издалека, а воспитатель читает стихотворение З. Петровой:
Зайку сделали из плюша, у него большие уши
И особенный талант: этот Зайка не зазнайка,
Этот Зайка – музыкант!
2. Воспитатель поглаживает зайца, просит детей его потрогать, погладить. Затем передвигает его по комнате, имитирует прыжки. Дети с визгом отскакивают, делают такие же движения, как заяц.
3. Воспитатель усаживает игрушку и детей по кругу: все вместе под музыку С. Рустамова поют песенку «Заяц» или разучивают её.
Серый заяц, погоди, от меня не уходи.
Почему ты весь дрожишь
Длинноухий, мой малыш?
Сделай ближе хоть шажок,
Подойди ко мне, дружок.
Зайцев очень я люблю
И морковкой их кормлю.
4. Во время пения воспитатель поглаживает зайца и предлагает ему морковку. Затем каждый ребенок в группе поглаживает зайца, берет со стола морковь и дарит зайцу.
5. Творческая игра детей с новой игрушкой: дети садят в круг зайца, забирают у него морковки, прячут за спину, пляшут вокруг него, по окончании музыки протягивают морковки перед собой, предлагая зайцу. Игра повторяется несколько раз.
6. Воспитатель ставит перед зайцем корзинку и предлагает подарить все морковки зайчику и пригласить его остаться в группе (каждый ребенок подходит к корзине, кладет морковку и произносит слова: «Зайчик, давай дружить! Зайчик, ты мне понравился, с тобой весело! Приходи к нам завтра! Оставайся с нами!»
Занятие 11. Интегрированное занятие на тему «Ладушки-оладушки».
Цели занятия:
- приобщение детей к истокам народной культуры;
- формирование активного словаря детей посредством фольклорных произведений;
- создание эмоционально-радостных ощущений от активного участия в музыкально-игровом занятии.
Пособия и материалы: тесто для лепки, карандаши, дощечка, музыкальные инструменты.
Ход занятия:
1. Чтение письма от бабушки: «Дорогие внучата! В гости к бабушке собирайтесь, да в дорогу отправляйтесь.
Ждут вас и уточка с утятами, и курочка с цыплятами,
И Петя-петушок, золотой гребешок,
И козлик рогатый и Бобик лохматый.
Очень будем рады встрече!»
2. Воспитатель: На чем поедем к бабушке в гости?
Игра с инструментами «Поиграем!»
На лошадке ехали – до угла доехали.
Сели на машину – налили бензину.
На машине ехали – до реки доехали.
Тр-р! Стоп! Разворот! На реке – пароход.
Пароходом ехали – до горы доехали.
Пароход не везёт – надо сесть в самолёт.
Самолёт летит, и мотор гудит – «У-у-у-у внучат к бабушке везу!»
(Во время чтения текста дети двигаются как лошадка, машина, самолёт, пароход. Педагог сопровождает чтение стихов игрой на музыкальных инструментах).
3. Пальчиковая игра «Ладушки-оладушки».
4. Лепка «Оладушки для бабушки». Практическое знакомство с пластическим материалом (соленое тесто), его свойствами и качествами (пластичное, мягкое, рвется).
- Показ и объяснение приема отламывания комочка теста от большого куска.
- Катание теста в ладошках.
- Растягивание теста пальчиками рук.
- Хлопание кусочка теста ладошкой. Оладушка для бабушки готова.
5. Угощение для бабушки в сопровождении песенки-бусинки «Ладушки-оладушки» (Слова Демьянова, модель Т.Тютюнниковой).
6. Загадки бабушки. «Спасибо, спасибо, мои ладушки. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Какие вы красивые, нарядные. Дайте я на вас полюбуюсь. Проходите, садитесь рядком, да поговорим ладком.
Живу я в домике не одна, со мной всегда мои друзья. А чтобы вы догадались, кто это, я буду загадывать вам загадки.
- Рано-рано по утру он кричит: «Ку-ка-ре-ку». Кто это?
(дети отвечают)
- Правильно. Это петушок. Давайте Петушку расскажем, какой он хороший да пригожий.
Петя, Петя, Петушок, Золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Петя рано встает, голосисто поет: «Ку-ка-ре-ку».
7. Прощание с бабушкой сопровождается игрой «Ладушки-ладушки, где были у бабушки».
Подведение итогов занятия.
Занятие 12. Дидактическая игра «Чудо-мешочек».
В чудо-мешочке находятся фигурки разных форм и цветов: это помогает сформировать элементарные представления о геометрических фигурах. В зависимости от предметов в мешочке, формулируются логические задачи: « В мешочке находится 3 белых и 3 синих шарика. Сколько надо вынуть шариков из мешочка, чтобы увидеть, что хотя бы один будет белым».
Чтобы подобные задачи были доступны дошкольникам, необходимо внедрять более легкие задачи:
Задание 1: ребенку показывается пустой мешочек и 2 шарика разного цвета - синий и белый. Шарики кладут в мешочек. Педагог задает вопрос: «Сколько шариков в мешочке? Какого они цвета?». Ответ: «В мешочке 2 шарика: один – синий, другой – белый». Каждый ребенок пробует несколько раз вынуть шарик из мешочка и назвать его цвет. В ходе практических упражнений дети делают вывод: нельзя предугадать цвет, вынимая 1 шарик.
Задание 2: педагог кладет в мешочек 2 синих и 2 белых шарика. Вначале повторяется первое задание, затем вынимается по два шарика одновременно. При эксперименте определяется: если вынимать из мешочка по 2 шарика, то они окажутся или оба белыми, или оба синими, или один из них будет белым, а другой – синим. Дети должны убедиться, что других вариантов нет. Затем повторяются те же действия с тремя шариками.
Занятие 13. Разучивание игр на основе дидактического материала М. Монтессори «Мир чисел».
Цель занятия: развивать у детей наблюдательность, координацию движений кисти рук и выполнять действия, показанные воспитателем.
1. Игра со штангами.
- Благодаря этим штангам – красным и голубым, дети видят взаимосвязь количеств и символов.
- Все штанги лежат в беспорядке на ковре: педагог берет первые 3 штанги и отделяет их от остальных, берет самую короткую штангу, говорит: «Раз».
- Берется вторая штанга: «Раз, два.- Два». Чтобы ребенок запоминал ряд последовательных чисел, нужно считать отрезки, а не штанги.
- При следующих упражнениях нужно снова и снова называть штанги. Очень важно, чтобы в конце упражнения ребенок снова увидел материал как единое целое.
2. Игра «Четный – нечетный».
Материал: деревянные цифры – от 1 до 10. и 55 кружочков.
Педагог смешивает цифры и предлагает детям положить их друг за другом в правильном порядке. Затем дети кладут под каждой цифрой соответствующее количество кружков, например, цифра 5 – под ней 5 кружочков. Если число четное, строится двойной ряд; если число нечетное, последний кружок кладется под последней парой кружков посередине.
3. Игра с использованием золотого материала из бусин.
Материал: набор бусин золотистого цвета: отдельные бусины (единицы), стержни (десятки), квадраты (сотни), кубы (тысячи). Все игры направлены с названиями разрядов десятичной системы, с формированием геометрических фигур. Играть с данным материалом можно в том случае, если ребенок знает множества из 10 предметов и умеет считать до 10. При первичном знакомстве педагог берет одну отдельную бусину, стержень из 10 бусин, квадрат из 100 бусин и куб из 1000 бусин и кладет их перед ребенком. В форме трехступенчатого урока он вводит названия разрядов: десяток, сотня, тысяча. Эти понятия ребенок усваивает благодаря геометрическим фигурам.
4. Игра «Башня из разноцветных бусин».
Для игры используются: 5 башен из цветных бусин. Каждая башня состоит из 9 разноцветных стержней с бусинами: короткий стержень состоит из 1 бусины, длинный стержень имеет 9 бусин. Цвета бусин: 1 красная, 2 зеленых, 3 розовых, 4 желтых, 5 светло-голубых, 6 лиловых, 7 белых, 8 коричневых, 9 темно-голубых. Через игру с бусинками дошкольники запоминают порядок числа. Игровых вариаций много: стержни с бусинами пересчитывают и раскладывают, образуя различные фигуры, например, линию от 1 до 9, квадрат, звезду; дети берут стержни из бусин. Под ними они кладут два или несколько стержней, имеющих в сумме ту же длину, то есть, такое же количество бусин.
Занятие 14. Игровое моделирование с элементами драматизации (театрализации).
1. Игра «Теремок».
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: детям объясняется игровое моделирование: - в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. В «теремке» «поселяются» предметы неживой природы, а у детей на руках картинки с предметами растительного и животного мира. Задача: свою картинку ребенок может заселить в домик при условии: найти 4-5 одинаковых свойств, признаков между «жильцом теремка» и картинкой. Это может быть форма, цвет, объем.
Усложнение игры: нужно назвать схожие признаки не только с "хозяином" теремка, но и с каждым из его обитателей, которые уже там поселились.
2. Игра «Кто где живет».
Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора, дупло, луг, поле, озеро)
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и «поселить» у себя на нужной карточке. В конце игры дети подсчитывают количество животных, проживающих в конкретной среде.
Занятие 15. Игры-загадки, направленные на развитие сенсорных эталонов: форма, размер, объем, количество, качество предметов.
1. Загадки «Геометрические фигуры»:
- Нет углов у меня, и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (Круг)
- Он давно знаком со мной, каждый угол в нем - прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, а зовут его... (Квадрат)
- У него три стороны, и они могут быть разной длины. (Треугольник).
- У круга есть одна подруга, знакома всем ее наружность! Она идет по краю круга и называется – (окружность).
2. Физкультурные разминки с математическим счетом.
- Темнота легла кругом. Раз, два, три - Беги бегом! Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся, три - нагнулся.
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
- Вышли мышки как-то раз, поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре - мыши дернули за гири... Вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон.
- Раз, два - выше голова, три, четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо сесть, семь, восемь - лень отбросим.
3. Веселые логические задачки.
- Раз к зайчонку на обед прискакал дружок-сосед. На пенек зайчата сели и по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?
- Барсучиха-бабушка испекла оладушки, пригласила трех внучат, Трех драчливых барсучат. Ну-ка, сколько барсучат ждут добавки и молчат.
Следовательно, интегрирование дидактических игр во время различных занятий помогает сформировать основные сенсорные эталоны, согласно каждому возрасту дошкольников. Обыгрывание предметов, рисование, лепка, конструирование, аппликация, музыкально-игровой фольклор – всё основано на сюжетных действиях воспитателя и детей: предметы в детском воображении «оживают» - с ними разговаривают, советуются, учат рисовать, одеваться, бегать, прыгать. Словесное игровое действие побуждает детей к оцениванию поступков героев, к оцениванию творческой работы


Выводы по второй главе

Таким образом, завершая практическую часть по изучению восприятия у детей младшего дошкольного возраста, можем сделать следующие выводы:
1. Развитие восприятия у дошкольников носит предметный характер: при восприятии предмета в игровой деятельности они видят только яркие свойства предмета, а именно, цвет, форму, величину. Исследуя предметы разными осязательными чувствами, дети сравнивают один предмет с другим, находят различие и общие признаки. Так постепенно, в игре, дети постигают разнообразие предметов, их свойств и особенностей.
2. Практическое изучение уровня сформированных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста показало, что постижение нового имеет характер обследовательских действий с предметами, что отражает возрастные особенности детей этого возраста. На этой основе осваиваются и прочно закрепляются в памяти все сенсорные эталоны.
3. Формирование сенсорных эталонов зависит от систематического использования дидактических игр во всей деятельности детей третьего-четвертого года жизни, а именно: в игровой, в учебной, в конструировании, лепке, изобразительной и музыкальной деятельности. Важная роль в развитии восприятия отводится соблюдению методики проведения дидактических игр во второй младшей группе. В основу этой методики включены следующие компоненты:
- У детей второй младшей группы возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому любую дидактическую игру лучше всего проводить, объединив объяснение правил и показ игрового действия. Если в игре несколько правил, то необходимо вводить их поэтапно.
- Дидактические игры необходимо проводить в таком темпе, чтобы они создали бодрое, радостное настроение у детей. Эмоциональное восприятие окружающей действительности поможет детям сформировать восприятие предметов и обогатить свой чувственный опыт, то есть необходимые элементы для развития сенсорных эталонов.
- В ходе дидактической игры развивать самостоятельность и коллективность, одновременно с этим способствовать развитию таких навыков общения, которые бы не мешали другим детям играть.
- Дети этого возраста нуждаются в постоянной помощи взрослого человека, поэтому воспитатель сам должен быть задействован в игре. Вначале нужно привлекать интерес детей к дидактическому материалу (башенки, шарики, кубики, матрешки, коробочки), а затем учить их играть с ним. [10, с. 79]
- Использование дидактических игр, ранее усвоенных детьми, необходимо разнообразить, внося новые элементы сложности. Это будет способствовать развитию активности умственной деятельности детей, развитию внимания, памяти, мышления.
- При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд на каждого ребенка группы, благодаря этому взгляду ребенку будет казаться, что это ему рассказывают об игре.


Заключение

Проблема развития восприятия широко освещена в работах многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, поскольку сенсорное развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка. Развитие восприятия означает целенаправленное формирование у детей сенсорных эталонов и действий восприятия. Значение сенсорного развития для формирования психических функций ребенка заключается в том, что оно:
– является основной для интеллектуального развития;
– упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
– развивает наблюдательность, внимание, память;
– позитивно влияет на эстетическое развитие;
– является основной для развития воображения;
– дает ребенку возможность овладеть перцептивными действиями как способами познания мира;
– обеспечивает овладение навыками познавательной деятельности;
– влияет на расширение словарного запаса ребенка;
Сенсорное развитие позволяет решать не только общие задачи развития ребенка, но и имеет самостоятельное значение, поскольку хорошо сформированное восприятие необходимо для многих видов деятельности. Для развития восприятия могут быть использованы различные средства, основным из которых является дидактическая игра.
С помощью дидактической игры дети осваивают определенную сумму знаний, практических умений. К тому же дидактическая игра способствует психическому развитию дошкольников, положительным качествам личности. Дидактическая игра применяется на занятиях как прием и метод, а иногда и само занятие строится в форме дидактической игры. В свободной деятельности также применяются дидактические игры, направленные на совершенствование знаний и умений, полученных в ходе решения дидактических задач на занятиях. Для развития каждого вида восприятия и освоения сенсорных эталонов необходимо использовать комплекс дидактических игр, которые постепенно можно усложнять или заменять подобными играми. Важная роль при этом отводится играм с моделями: дошкольники выделяют свойства объекта (самостоятельно или при помощи воспитателя) в реальных действиях. Восприятие игры направлено на зрительное различение или узнавание знакомых предметов при помощи обследования всех его свойств.
Было доказано, что сенсорные способности развиваются в контексте комплексной деятельности дошкольников: это изобразительная деятельность, конструирование, аппликация, детский фольклор и музыкальные игры, математика, развитие речи. Это способствует развитию восприятия, ассоциативных представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Индивидуальное развитие чувственного опыта каждого ребенка основано на самостоятельной деятельности детей, позволяющую им реализовать свою познавательную способность. Эта свобода выбора ребенком зависит от педагога, который не только наблюдает за его деятельностью, но и координирует её, согласно уровню интеллектуального и психического развития. Коррекционная работа педагога направлена на перспективу работы в зоне ближайшего развития детей в группе: в этом направлении строятся индивидуальные и групповые занятия по сенсорному воспитанию. [34]
В ходе подбора дидактических игр и анализа Программы воспитания и обучения в детском саду было определено, что развитие восприятия может быть успешным только в подготовленной развивающей среде, которая должна:
- иметь достаточное количество дидактического материала, с которым каждый ребенок мог бы реализовать свои возможности и потребности;
- осуществлять развитие интеллектуальных способностей за счет освоения новых предметов окружающего мира;
- реализовать возможности социальной иммунизации личности ребенка, то есть создать условия для перехода от простейших предметных действий к более сложным видам деятельности: рисованию, конструированию, лепке. [36, с. 18]
В основе подобранных дидактических игр и разработки занятий были использованы рекомендации Венгер Л.А., Семеновой В.Я., Лаврентьевой Т.В., которые предлагали вводить сенсорные эталоны последовательно: вначале формировать у них представления о цвете, величине, форме предметов. Затем, используя дидактические игры, накапливать и расширять эти знания, учить выделять свойства предметов путем соотнесения между собой на более высоком уровне. При этом реализация сенсорных задач основывается на методе прикладывания предмета к образцу для распознавания цвета, величины, формы. Постоянное преобразование этих внешних ориентировочных действий приводит к формированию сенсорных действий, которые и производят зрительное сопоставление объектов по их свойствам. [13, с. 25]
Следовательно, все сенсорные эталоны служат средством познания предметов, и помогают детям лучше, быстрее, точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится осознанной и совершенной. Приобретенные детьми сенсорные представления должны постоянно закрепляться в дидактических играх: в этом случае роль дидактических игр меняется: дидактические игры выполняют не учебную функцию, а функцию, направленную на использование уже имеющихся знаний.
Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1984. – 189 с.
2. Антонова О.В. Умные дети. Умные игры: Развивающие игры и упражнения для дошкольников / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 135с.
3. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. – М., 1989. – С. 5 – 14.
4. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР. – М., 1960. № 1. – С.10 –15.
5. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М, 1972 – 165 с.
6. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. – М., 1968. – 378 с.
7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 268с.
8. Венгер Л. А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. – 335с.
9. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 1999
10. Венгер Л.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга / Л.А. Венгер, А.А. Ибатуллина. - Вопросы психологии. – 1989. - № 20.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2002. – 312с.
12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Пособие для воспитателя дет. сада / Под. Ред. С. Л. Новосёловой.—4-е изд. —М., 1985. – 196 с.
13. Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / Под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 144с.
14. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М., 1966. – 385 с.
15. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии воспитания. – М., 1964. – 309 с.
16. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 124с.
17. Криничная А. Знакомьтесь, Монтессори / А. Криничная. – Мой ребенок. – 2005. - № 12. – С. 110-116.
18. Лаврентьева Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Т.В. Лаврентьева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 58с.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – 361 с.
20. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М., 1993. – 290 с.
21. Монтессори М. Монтессори-материал. Часть 1. Школа для малышей. – М., 1992. – 80 с.
22. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. – М.: Педагогика, 1993. – 170с.
23. Монтессори-материал: Школа для малышей. - М.: Изд-во Мастер, 1992. – 80 c.
24. Немов Р.С. Психология. – М., 1995. – 375 с.
25. Педагогическая психология: учеб.для пед.вузов / И.А. Зимняя. – Изд.. 2-е, испр. и перераб. – М., 2004. – 290 с.
26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997г.
27. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М., 1969. – 423 с.
28. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М., 1993. – 240с.
29. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
30. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум // Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005. – 406 с.
31. Савинова Л.К. Теория сенсорного воспитания М. Монтессори и ее критика в прогрессивной русской и советской дошкольной педагогике: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду / Л.К. Савинова. - Л., 1985.-С.152-159.
32. Сегодня вместе – завтра я сам / Мой ребенок. – М.: Изд. дом Бурда, 2006. - № 2. – С.74-78.
33. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1963. – 364 с.
34. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
35. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1991. – 198с.
36. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
37. Смирнова Е.О. Детская психология. — М., 2006. – 360 с.
38. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду // Пособие для воспитателя дет.сада / А.И. Сорокина.— М., 1982. – 69 с.
39. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика / М.Г. Сорокова.- М.: Академия, 2003.- 384 с.
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М., 2001. – 245 с.
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. .
42. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 144с.

Приложение 1
Результаты диагностики восприятия формы, величины, цвета, зрительного синтеза по методике Т.В. Лаврентьевой в группе детей младшего дошкольного возраста
№ Имя ребенка Форма Величина Цвет Зрительный синтез 1 Анна Б. средний низкий средний средний 2 Настя Б. средний средний средний высокий 3 Данил В. низкий средний средний средний 4 Миша Г. средний низкий средний низкий 5 Саид Г. низкий средний низкий низкий 6 Даша Д. низкий низкий низкий низкий 7 Максим Д. высокий высокий высокий высокий 8 Алексей Д. высокий средний высокий средний 9 Данил Д. средний средний средний низкий 10 Вика Е. низкий средний низкий средний 11 Умар К. низкий низкий средний низкий 12 Алена К. высокий высокий высокий высокий 13 Павел К. низкий средний средний средний 14 Настя Л. средний низкий средний средний 15 Вадим М. низкий средний низкий низкий 16 Андрей М. высокий высокий высокий высокий 17 Сергей М. низкий низкий средний низкий 18 Катя Н. средний высокий средний средний 19 Яна П. низкий средний средний низкий 20 Лиза П. средний низкий низкий средний 21 Али П. высокий высокий высокий высокий 22 Никита Р. низкий низкий средний средний 23 Ирина Р. средний средний высокий высокий 24 Денис С. средний средний высокий высокий 25 Катя Т низкий средний низкий низкий 26 Даша Т. низкий низкий средний низкий 27 Ваня У. средний средний низкий средний 28 Никита Х. средний высокий высокий средний 29 Никита Ш. средний низкий низкий низкий 30 Антон Я. низкий средний низкий средний









2

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1984. – 189 с.
2. Антонова О.В. Умные дети. Умные игры: Развивающие игры и упражнения для дошкольников / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 135с.
3. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. – М., 1989. – С. 5 – 14.
4. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста // Докл. АПН РСФСР. – М., 1960. № 1. – С.10 –15.
5. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М, 1972 – 165 с.
6. Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. – М., 1968. – 378 с.
7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 268с.
8. Венгер Л. А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. – 335с.
9. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 1999
10. Венгер Л.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга / Л.А. Венгер, А.А. Ибатуллина. - Вопросы психологии. – 1989. - № 20.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2002. – 312с.
12. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Пособие для воспитателя дет. сада / Под. Ред. С. Л. Новосёловой.—4-е изд. —М., 1985. – 196 с.
13. Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / Под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 144с.
14. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М., 1966. – 385 с.
15. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии воспитания. – М., 1964. – 309 с.
16. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 124с.
17. Криничная А. Знакомьтесь, Монтессори / А. Криничная. – Мой ребенок. – 2005. - № 12. – С. 110-116.
18. Лаврентьева Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Т.В. Лаврентьева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 58с.
19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – 361 с.
20. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М., 1993. – 290 с.
21. Монтессори М. Монтессори-материал. Часть 1. Школа для малышей. – М., 1992. – 80 с.
22. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка / М. Монтессори. – М.: Педагогика, 1993. – 170с.
23. Монтессори-материал: Школа для малышей. - М.: Изд-во Мастер, 1992. – 80 c.
24. Немов Р.С. Психология. – М., 1995. – 375 с.
25. Педагогическая психология: учеб.для пед.вузов / И.А. Зимняя. – Изд.. 2-е, испр. и перераб. – М., 2004. – 290 с.
26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997г.
27. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М., 1969. – 423 с.
28. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М., 1993. – 240с.
29. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
30. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум // Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005. – 406 с.
31. Савинова Л.К. Теория сенсорного воспитания М. Монтессори и ее критика в прогрессивной русской и советской дошкольной педагогике: Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду / Л.К. Савинова. - Л., 1985.-С.152-159.
32. Сегодня вместе – завтра я сам / Мой ребенок. – М.: Изд. дом Бурда, 2006. - № 2. – С.74-78.
33. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1963. – 364 с.
34. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
35. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1991. – 198с.
36. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
37. Смирнова Е.О. Детская психология. — М., 2006. – 360 с.
38. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду // Пособие для воспитателя дет.сада / А.И. Сорокина.— М., 1982. – 69 с.
39. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика / М.Г. Сорокова.- М.: Академия, 2003.- 384 с.
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М., 2001. – 245 с.
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. .
42. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2001. – 144с.

Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ младшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

1.1 Сущность и особенности восприятия музыки

1.2 Понятие музыкальности и ее признаки

1.3 Развитие музыкального восприятия дошкольников

1.3.1   Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста

1.3.2 Развитие музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ младшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

2.1. Выявление начального уровня музыкальности у детей

2.2. Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста через восприятие музыки

2.3. Проверка эффективности деятельности на формирующем этапе эксперимента

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, понимания и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

"Музыка переносит нас из сферы видимости-в сферу чувств, из области лопаток образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая "жизнь души", интонационно выраженные эмоции и чувства людей, заключенный в них смысл жизни" (P. M. Чумичева).

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые жизнь монотонной приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетических потребностей, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марк, утверждает, что в результате восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия находится в самой специфике постижения музыки на уровне восприятия музыки как художественного общения, когда музыка звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека, и эстетического опыта, это сочувствие, сострадание выраженной радости или горю, дружбе или вражде".

Узнать стоимость работы