Разработка мероприятий по совершенствованию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на примере Одинцовского муниципального района.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 9898 страниц
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 10.04.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Содержание……2
Введение
Глава 1. Причины социальной дезадаптации несовершеннолетних и характеристика государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
1.1. Причины и факторы социальной дезадаптации несовершеннолетних в современных условиях
1.2. Государственная политика профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности
1.3. Задачи муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
1.4. Опыт муниципальных образований России в решении проблем правонарушений несовершеннолетних
Глава 2. Анализ деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Одинцовском муниципальном районе
2.1. Структура и функции муниципальной системы профилактики Одинцовского района
2.2. Основные показатели деятельности по профилактике
2.3. Анализ проблем муниципальной системы профилактики……….................51
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Одинцовском муниципальном районе
3.1. Комплексный подход к организации работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних в Одинцовском муниципальном районе
3.2. Разработка проекта Программы "Профилактика безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних на территории Одинцовского муниципального района Московской области в 2012-2014 гг."……………………………….. ………………………………………………....74
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Вывод:
От того, насколько эффективно выстроится взаимодействие между органами внутренних дел, органами власти Одинцовского муниципального района и общественными организациями, будет зависеть снижение преступности несовершеннолетних.
В целом успешное взаимодействие указанных структур позволит обеспечить устойчивое функционирование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снизить преступность, оказать комплексную помощь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
В связи с вышеизложенным, актуальным представляется принятие Программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав в Одинцовском муниципальном районе на 2012-2014 гг.", проект которой мы попытаемся предоставить в следующем разделе.

3.2. Разработка проекта Программы "Профилактика безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних на территории Одинцовского муниципального района Московской области в 2012-2014 гг."

Во исполнение Федерального закона N 120-ФЗ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Закона Московской области N 273/2005-ОЗ от 30.12.2005 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" предлагается проект Программы "Профилактика безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних на территории Одинцовского муниципального района Московской области в 2012-2014 гг.".
Наименование Программы:
"Профилактика безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних на территории Одинцовского муниципального района Московской области в 2012-2014 гг.".
Основания для разработки Программы:
Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов на территории Одинцовского муниципального района Московской области, Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон N 11-ФЗ от 07.03.2005 "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"; Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Закон Московской области от 30.12.2005 N 273/2005-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области", Закон Московской области от 17.01.2005 N 10/2005-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области", Закон Московской области от 04.12.2009 N 148/2009-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области", постановление Мособлдумы от 15.12.2004 N 22/121-П "О Законе Московской области "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области".
Заказчик - координатор Программы:
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Одинцовского муниципального района Московской области.
Разработчики Программы:
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Одинцовского муниципального района Московской области (далее КДН и ЗП);
- Управление образования администрации Одинцовского муниципального района Московской области;
- Одинцовское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области;
- Управление по делам молодежи администрации Одинцовского муниципального района Московской области;
- Дмитровский центр занятости населения;
- Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Одинцовскому муниципальному району;
- Управление культуры администрации Одинцовского муниципального района Московской области;
- Управление здравоохранения администрации Одинцовского муниципального района Московской области;
- Управление внутренних дел по Одинцовскому муниципальному району Московской области.
Цель Программы:
Целью Программы является создание условий, способствующих более эффективному функционированию учреждений субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков в вопросах предотвращения социального сиротства, детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних.
Задачи Программы:
- защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, а также помощь в трудовом и бытовом устройстве подростков;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- предупреждение социального сиротства.
Сроки реализации Программы:
2012-2014 гг.
Исполнители Программы:
Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Объемы и источники финансирования Программы:
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий, - 6022,0.
В том числе по годам:
2012 год - 1477,0;
2013 год - 1491,0;
2014 год - 1561,0.
Из них по источникам:
Средства бюджета Одинцовского муниципального района Московской области:
Всего - 4379,0.
В том числе по годам:
2012 год - 1427,0;
2013 год - 1441,0;
2014 год - 1511,0.
Другие источники:
Всего - 150,0.
В том числе по годам:
2012 год - 50,0;
2013 год - 50,0;
2014 год - 50,0.

Характеристика проблемы в рассматриваемой сфере и прогноз
развития ситуации с учетом реализации Программы

Основой разработки районной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних являются анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних.
Целевая межведомственная программа в течение 2006-2009 гг. показала следующие результаты:
подростковая преступность по Одинцовскому муниципальному району благодаря скоординированным действиям всех субъектов системы профилактики остается стабильной. Этому способствуют наличие сети специализированных социальных учреждений по оказанию различных видов помощи семье и детям, развитие спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы с молодежью, а также внедрение нового направления в сфере социального обслуживания семьи и детей - социальной участковой службы в 2009 г., обслужено 8199 граждан (АППГ - 9228), из них 375 семей (АППГ - 358);
подростки, имеющие проблемы не только в обучении, но и, как правило, в установлении социальных связей с семьей и школой, являются кандидатами на зачисление в группу реабилитации, действующей на базе Профессионального училища N 20 г. Одинцово, которая дает возможность в течение года получить основное среднее образование и специальность по профессиям слесарь и швея. Количество несовершеннолетних, зачисленных в группу реабилитации, возросло с 2006 г. по 2009 г. на 92,3% с 26 до 50 человек.
Анализ характера случаев детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что одним из ведущих факторов, обуславливающих эти явления в детско-подростковой среде, является семейное неблагополучие. На территории Одинцовского района почти 30% детей проживают в неполных семьях, 1264 ребенка в многодетных семьях. В едином банке данных неблагополучных семей по Одинцовскому муниципальному району в 2009 г. на контроле состоит 473 семьи (2006 г. - 107 семей), что возросло в 4 раза.
К уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ (жестокое обращение с детьми) ежегодно привлекается по 2 родителя.
Подготовлено и направлено в Одинцовский городской суд свыше 150 исковых заявлений о лишении и ограничении в родительских правах.
К началу учебного года детям из малообеспеченных и неблагополучных семей оказывается помощь на приобретение школьно-письменных принадлежностей, что способствует реализации права детей на образование. В целях привлечения внимания к семейным проблемам и повышения статуса семьи проводится мероприятие "День семьи".

ПРОЕКТ
Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав в Одинцовском муниципальном районе на 2012-2014 гг."

Цели и задачи Программы
Целью Программы является комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, активизация работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, улучшение координации деятельности различных структур, осуществляющих профилактическую работу с детьми и подростками.
Для достижения указанной цели Программой предусматривается решение следующих задач:
- развитие эффективной системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних;
- реализация мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
- индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствование социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- развитие партнерских отношений субъектами профилактики с общественностью, заинтересованными органами в сфере решения проблем детского и семейного неблагополучия;
- повышение роли семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социально-психологическая помощь семьям;
- разработка и внедрение новых технологий, форм и методов работы и взаимодействия субъектов профилактики, распространение положительного опыта.
Система программных мероприятий
Программа содержит конкретные мероприятия, указанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на повышение эффективности работы районной системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Программой предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
- мероприятия по организационно-методической поддержке учреждений системы профилактики предусматривают создание единой межведомственной системы учета семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, отработку и внедрение современных технологий выявления, реабилитации и социального сопровождения неблагополучных семей и детей, обмен опытом, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, информационное сопровождение учреждений и служб, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- меры по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних направлены на профилактику правонарушений среди детей и подростков, стабилизацию криминогенной обстановки в молодежной среде, в том числе среди школьников, совершенствование информационного обмена о несовершеннолетних, склонных к совершению повторных преступлений или допускающих административные правонарушения, и включают другие специальные мероприятия;
- мероприятия по развитию сети учреждений профилактики беспризорности несовершеннолетних, укрепление материально-технической базы действующих учреждений;
- мероприятия по общественно-воспитательной работе с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, включающие организацию их досуга и полезной занятости, профориентацию и трудоустройство, спортивные мероприятия, патриотическое воспитание, правовое просвещение, поддержку социально значимых общественных проектов и программ, направленных на профилактику детской беспризорности и правонарушений.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
- создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- оптимизировать взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
- создать систему своевременной юридической, социально-педагогической, психологической, медицинской помощи несовершеннолетним.






ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2012-2014 ГГ.

Таблица 2 – ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕСПРИЗОРНОСТИ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

N Мероприятия Срок исполнения 2012 2013 2014 Исполнитель 1. Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния преступности и правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних, оперативного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики В течение всего периода КДН и ЗП 2. Формирование межведомственного банка данных и своевременное его пополнение на выявленные семьи, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними Постоянно Субъекты профилактики 3. Освещение вопросов по проблемам детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на Одинцовском телевидении и в СМИ В течение всего периода Субъекты профилактики 4. Размещение информации о мероприятиях, проводимых в рамках данной Программы на сайте администрации Одинцовского муниципального района В течение всего периода КДН и ЗП 5. Подготовка материалов для издания буклетов по основным направлениям деятельности КДН и ЗП Ежегодно КДН и ЗП 6. Разработка и выпуск памяток, информационных бюллетеней для подростков, родителей, педагогов В течение всего периода Субъекты профилактики 7. Приобретение тематических учебных методических пособий, литературы, видеоматериалов В течение всего периода Управление образования 8. Проведение межведомственных семинаров, "круглых столов", конференций по предупреждению безнадзорности и правонарушений на территории Одинцовского района. Создание оптимальных условий для повышения квалификации социальных педагогов, школьных психологов, патронатных воспитателей через организацию и проведение на базе района курсов повышения квалификации, семинаров- тренингов По согласованию Субъекты профилактики 9. Взаимодействие КДН и ЗП с Центром психолого-медико- социального сопровождения, УМЦ в целях оказания психологической поддержки семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Постоянно Управление образования 10. Выездные заседания КДН и ЗП на базе общеобразовательных учреждений района 1 раз в месяц КДН и ЗП 11. Совершенствование методики работы с родителями из неблагополучных семей, детей группы риска, родительской общественности по проблемам воспитания детей. Создание общерайонной тематики родительских собраний в ОУ района с привлечением всех субъектов профилактики В течение всего периода Управление образования, ОДН и ЗП 12. Внедрение эффективных подходов и методик для выявления и учета несовершеннолетних группы риска (по фактам безнадзорности, правонарушений, употребления ПАВ, иного девиантного поведения) в целях организации межведомственной профилактической работы с ними и их социально- психологической реабилитации В течение всего периода Субъекты профилактики 13. Проведение психолого- педагогической диагностики развития несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, ОДН УВД, склонных к совершению правонарушений, с целью использования результатов тестирования в проведении индивидуальной профилактической работы с данными несовершеннолетними В течение всего периода Управление образования, управление социальной защиты населения 14. Разработка и реализация межведомственного механизма раннего выявления семейного неблагополучия и профилактическая работа социальных структур района В течение всего периода Субъекты профилактики 15. Разработка и реализация межведомственного механизма социальной поддержки, мер по адаптации, в том числе решение вопросов трудоустройства несовершеннолетних, вернувшихся из ВК, а также осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы По мере необходимости КДН и ЗП 16. Проведение встреч условно осужденных подростков и их родителей с приглашением представителей суда, прокуратуры, КДН и ЗП, адвокатуры, руководителей УВД, УИИ, Центра занятости и других субъектов профилактики По мере необходимости КДН и ЗП 17. Организация посещений несовершеннолетних, отбывающих наказание в специализированных учреждениях закрытого типа (по договоренности с руководителями) 2 раза в год 15 тыс., Фонд "Правопорядок" ОДН и ЗП 18. Изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, ОДН УВД, детей из неблагополучных семей. На его основе разработать межведомственный акт "Об обеспечении досуговой занятости детей с девиантным поведением". Обеспечение вовлечения указанной категории несовершеннолетних в занятия кружков, секций, работающих на бесплатной основе в учреждениях УО, Управления по культуре, Управления по спорту В течение всего периода Субъекты профилактики 19. Подписка на журнал "Беспризорник", газету "Пока не поздно" Ежегодно 10 тыс. 15 тыс. 15 тыс. КДН и ЗП 20. Организация службы социального патроната над несовершеннолетними: подготовка документов для признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной поддержке и установление социального патроната, социальная реабилитация, адаптация, содействие в получении образования, медицинских услуг и др., подбор патронатных воспитателей По мере необходимости Управление социальной защиты 21. Проведение совещаний, обучающих семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений В течение года. По согласованию КДН и ЗП 22. Организация конкурса социальных проектов, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений, формирование ЗОЖ и профилактику злоупотребления ПАВ В течение всего периода 15 25 30 КДН и ЗП 23. Диссимиляция опыта образовательных учреждений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, формированию ЗОЖ В течение всего периода Управление образования 24. Работа службы экстренной психологической помощи телефона доверия. "Горячая линия" детского телефона доверия В течение всего периода ЦПМСС, УМЦ 25. Тематический кинолекторий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Будущее зависит от нас" Ежеквартально Управление по культуре и искусству (отдел реализации молодежной политики), Управление образования
Таблица 3 – СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ
В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

┌───┬───────────────────────────┬─────────────┬────────┬───────┬───────┬────────────┐
│N │Мероприятия │Сроки │2012 │2013 │2014 │Исполнитель │
│ │ │исполнения │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│1. │Выявление семей и детей │Постоянно │ │ │ │Субъекты │
│ │группы социального риска, │ │ │ │ │профилактики│
│ │родителей и лиц, их │ │ │ │ │ │
│ │замещающих, не исполняющих │ │ │ │ │ │
│ │обязанности по воспитанию │ │ │ │ │ │
│ │детей, жестоко с ними │ │ │ │ │ │
│ │обращающихся │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│2. │Совершенствование системы │В течение │ │ │ │Управление │
│ │консультативной поддержки │всего периода│ │ │ │образования,│
│ │родителей, имеющих детей │ │ │ │ │Управление │
│ │с проблемами школьной │ │ │ │ │социальной │
│ │и социальной адаптации │ │ │ │ │защиты │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│3. │Проведение сверки базы │1 раз │ │ │ │Субъекты │
│ │данных несовершеннолетних, │в полугодие │ │ │ │профилактики│
│ │состоящих на учете в КДН │ │ │ │ │ │
│ │и ЗП, ОДН и учреждениях │ │ │ │ │ │
│ │образования │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│4. │Своевременное выявление │В течение │ │ │ │Управление │
│ │несовершеннолетних, │всего периода│ │ │ │образования │
│ │не посещающих УО │ │ │ │ │ │
│ │по неуважительным причинам;│ │ │ │ │ │
│ │принятие мер по фактам │ │ │ │ │ │
│ │необоснованного отчисления │ │ │ │ │ │
│ │учащихся │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│5. │Осуществление комплексных │В течение │ │ │ │КДН и ЗП │
│ │мер, способствующих │всего периода│ │ │ │ │
│ │возвращению │ │ │ │ │ │
│ │несовершеннолетних в ОУ │ │ │ │ │ │
│ │для получения основного │ │ │ │ │ │
│ │общего образования │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│6. │Проведение ежегодной │По отдельному│ │ │ │КДН и ЗП │
│ │межведомственной операции │плану │ │ │ │ │
│ │"Подросток" │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│7. │Проведение районных целевых│По отдельному│ │ │ │КДН и ЗП │
│ │рейдов по проверке │плану │ │ │ │ │
│ │неблагополучных семей, │ │ │ │ │ │
│ │имеющих несовершеннолетних │ │ │ │ │ │
│ │детей; по местам │ │ │ │ │ │
│ │концентрации подростков │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│8. │Осуществление проверок │По отдельному│ │ │ │КДН и ЗП │
│ │дискотек, клубов с целью │плану │ │ │ │ │
│ │выявления безнадзорных │ │ │ │ │ │
│ │подростков │ │ │ │ │ │
│ │и несовершеннолетних │ │ │ │ │ │
│ │правонарушителей, │ │ │ │ │ │
│ │своевременное принятие │ │ │ │ │ │
│ │к ним и их родителям мер │ │ │ │ │ │
│ │воздействия │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│9. │Реализация комплекса │По │ │ │ │КДН и ЗП │
│ │профилактических │согласованию │ │ │ │ │
│ │мероприятий в УО │с УО │ │ │ │ │
│ │по разъяснению уголовной │ │ │ │ │ │
│ │и административной │ │ │ │ │ │
│ │ответственности за участие │ │ │ │ │ │
│ │в противоправных действиях,│ │ │ │ │ │
│ │в том числе в составе │ │ │ │ │ │
│ │неформальных молодежных │ │ │ │ │ │
│ │группировок │ │ │ │ │ │
│ │антиобщественной │ │ │ │ │ │
│ │и преступной направленности│ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│10.│Проведение консультаций │По мере │ │ │ │Центр │
│ │по профессиональной │необходимости│ │ │ │занятости. │
│ │ориентации, об имеющихся │ │ │ │ │Управление │
│ │вакансиях на предприятиях │ │ │ │ │образования │
│ │района, об оплачиваемых │ │ │ │ │ │
│ │общественных и временных │ │ │ │ │ │
│ │работах, о правилах приема │ │ │ │ │ │
│ │на эти работы │ │ │ │ │ │
│ │несовершеннолетних │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│11.│Проведение комплекса │В течение │ │ │ │Управление │
│ │мероприятий по организации │года │ │ │ │социальной │
│ │отдыха подростков, │ │ │ │ │защиты, │
│ │проживающих │ │ │ │ │Управление │
│ │в неблагополучных семьях, │ │ │ │ │образования,│
│ │а также состоящих │ │ │ │ │отдел │
│ │на межведомственном │ │ │ │ │реализации │
│ │учете │ │ │ │ │молодежной │
│ │ │ │ │ │ │политики │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│12.│Привлечение │Постоянно │ │ │ │УО, │
│ │несовершеннолетних группы │ │ │ │ │Управление │
│ │риска к занятиям │ │ │ │ │по культуре │
│ │в учреждениях │ │ │ │ │и искусству,│
│ │дополнительного образования│ │ │ │ │Управление │
│ │ │ │ │ │ │по спорту │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│13.│Обмен информацией │Постоянно │ │ │ │Субъекты │
│ │о несовершеннолетних, │ │ │ │ │профилактики│
│ │склонных к совершению │ │ │ │ │ │
│ │повторных преступлений │ │ │ │ │ │
│ │или допускающих │ │ │ │ │ │
│ │административные │ │ │ │ │ │
│ │правонарушения, а также │ │ │ │ │ │
│ │осужденных к наказанию │ │ │ │ │ │
│ │без лишения свободы │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│14.│Координация работы УО │По отдельному│ │ │ │КДН и ЗП │
│ │по профилактике │плану и │ │ │ │ │
│ │правонарушений среди │согласованию │ │ │ │ │
│ │несовершеннолетних: │с УО │ │ │ │ │
│ │- проведение проверок │ │ │ │ │ │
│ │выполнения учреждениями │ │ │ │ │ │
│ │образования основных │ │ │ │ │ │
│ │требований Федерального │ │ │ │ │ │
│ │закона N 120-ФЗ от │ │ │ │ │ │
│ │24.06.1999 "Об основах │ │ │ │ │ │
│ │системы профилактики │ │ │ │ │ │
│ │безнадзорности │ │ │ │ │ │
│ │и правонарушений │ │ │ │ │ │
│ │несовершеннолетних"; │ │ │ │ │ │
│ │- отчеты УО о ходе │ │ │ │ │ │
│ │исполнения указанного │ │ │ │ │ │
│ │закона на заседаниях КДН │ │ │ │ │ │
│ │и ЗП │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│15.│Проведение проверок условий│По отдельному│ │ │ │КДН и ЗП │
│ │содержания детей │плану │ │ │ │ │
│ │и подростков, находящихся │ │ │ │ │ │
│ │в приюте, детском доме, │ │ │ │ │ │
│ │интернатах. Оказание │ │ │ │ │ │
│ │социальной, психологической│ │ │ │ │ │
│ │и иной помощи, содействие │ │ │ │ │ │
│ │в семейных формах │ │ │ │ │ │
│ │жизнеустройства │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│16.│Проведение дней и │Ежегодно │ │ │ │Управление │
│ │месячников по профилактике │ │ │ │ │образования,│
│ │безнадзорности │ │ │ │ │отдел │
│ │и правонарушений среди │ │ │ │ │реализации │
│ │детей и подростков │ │ │ │ │молодежной │
│ │ │ │ │ │ │политики │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│17.│Активизация правового │В течение │ │ │ │ОДН и ЗП, УО│
│ │просвещения │всего периода│ │ │ │ │
│ │несовершеннолетних. │ │ │ │ │ │
│ │Использование игровых │ │ │ │ │ │
│ │технологий в формировании │ │ │ │ │ │
│ │правовой │ │ │ │ │ │
│ │культуры подростков: │ │ │ │ │ │
│ │- "Знатоки" │ │10 тыс. │20 тыс.│20 тыс.│ │
│ │- "Дебаты" │ │15 тыс. │25 тыс.│25 тыс.│ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│18.│Проведение акции "Полиция │Ежегодно │ │ │ │ОДН УВД │
│ │и дети", направленной │ │ │ │ │ │
│ │на разъяснение учащимся, │ │ │ │ │ │
│ │их родителям и лицам, их │ │ │ │ │ │
│ │заменяющим, требований │ │ │ │ │ │
│ │законодательства РФ, │ │ │ │ │ │
│ │формирование у подростков │ │ │ │ │ │
│ │позитивного правосознания │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│19.│Районный конкурс "Права │Ежегодно │ │ │ │ОДН и ЗП, УО│
│ │ребенка - глазами детей" │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│20.│Организация и проведение │В течение │ │ │ │Субъекты │
│ │летней оздоровительной │всего периода│ │ │ │профилактики│
│ │кампании для подростков │ │ │ │ │ │
│ │семей группы риска │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│21.│Помощь в организации работы│Ежегодно │ │ │ │Отдел │
│ │православных лагерей │ │ │ │ │реализации │
│ │"Тропинка", "Небо зовет" │ │ │ │ │молодежной │
│ │ │ │ │ │ │политики │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│22.│Направление и обучение │Ежегодно │200 тыс.│200 │200 │КДН и ЗП │
│ │в ПУ-32 несовершеннолетних │ │ │ │ │ │
│ │из неблагополучных │ │ │ │ │ │
│ │и малообеспеченных семей │ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────────────┼─────────────┼────────┼───────┼───────┼────────────┤
│23.│Оснащение Центра социально-│Ежегодно │20 тыс. │30 тыс.│30 тыс.│КДН и ЗП │
│ │трудовой адаптации и │ │ │ │ │ │
│ │профориентации, Центра юных│ │ │ │ │ │
│ │техников оборудованием │ │ │ │ │ │
│ │и инвентарем │ │ │ │ │ │
└───┴───────────────────────────┴─────────────┴────────┴───────┴───────┴────────────┘

Таблица 4 – МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ, ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

N Мероприятия Срок исполнения 2012 2013 2014 Исполнитель 1. Проведение занятий по профилактике в ОУ по утвержденным профилактическим программам, внедрение в практику ОУ различных методик, направленных на формирование у несовершеннолетних ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ, профилактику злоупотребления ПАВ В течение всего периода Управление образования 2. Проведение ежегодных районных Дней профилактики По отдельному плану Субъекты профилактики 3. Проведение районных Дней здоровья По отдельному плану Субъекты профилактики 4. Выявление и учет несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, проведение с ними индивидуальной работы В течение всего периода Субъекты профилактики 5. Проведение мониторинга распространения злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних в целях обеспечения анализа наркоситуации в подростково- молодежной среде, выявления негативных тенденций ее развития и принятия необходимых организационно- методических мер В течение всего периода Субъекты профилактики 6. Организация тренингов, занятий, направленных на профилактику делинквентного поведения Ежегодно 20 тыс. 30 тыс. 30 тыс. Субъекты профилактики 7. Организация групп взаимопомощи и развитие волонтерского движения по предупреждению употребления ПАВ среди несовершеннолетних из числа положительно ориентированных подростков В течение всего периода Управление образования, отдел реализации молодежной политики 8. Проведение межведомственных рейдов по выявлению незаконной продажи алкогольной и табачной продукции По отдельному плану КДН и ЗП 9. Размещение в СМИ, на телевидении, на сайтах социальной рекламы антинаркотической направленности В течение всего периода КДН и ЗП 10. Изготовление и распространение средств наглядной агитации По отдельному плану КДН и ЗП 11. Проведение семинаров, конференций по вопросам профилактики ПАВ Ежегодно Субъекты профилактики 12. Проведение конкурса молодежных работ по вопросам профилактики наркомании и иных видов зависимости в молодежной среде В течение всего периода КДН и ЗП, отдел реализации молодежной политики 13. Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство и преступную деятельность, и пресечение случаев употребления подростками психоактивных веществ Постоянно УВД 14. Проведение спектаклей, конкурса агитбригад "Мы говорим: "Нет!" Ежегодно 10 15 15 КДН и ЗП 15. Проведение конкурса рисунков "Наш город. Семья без наркотиков и алкоголя" Ежегодно 5 5 5 Управление образования 16. Проведение молодежных акций "Альтернатива - правильный выбор", "Стоп курению!" Ежегодно Управление по культуре (отдел реализации молодежной политики)

Таблица 5 – ОБЩЕСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ УЧЕТЕ, А ТАКЖЕ ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

N Срок исполнения 2012 2013 2014 Исполнитель 1. Проведение досуговых мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, пропаганду национальных традиций Ежегодно 10 15 15 Субъекты профилактики 2. Организация ознакомительных выездов в воинскую часть По согласованию 3. Организация районной игры "Зарница" Ежегодно Управление образования 4. 5. Проведение конкурсов социально полезных дел детских общественных объединений: "А у нас во дворе", "Дети - детям" Ежегодно 20 30 тыс. 30 тыс. КДН и ЗП 6. Проведение дворовых праздников, соревнований Ежегодно 20 20 20 Субъекты профилактики 7. Экскурсии для детей с девиантным поведением Ежегодно 30 40 40 Субъекты профилактики 8. Организация встреч несовершеннолетних со священнослужителями Одинцовского благочиния По отдельному плану Управление образования 9. Участие несовершеннолетних в областных и всероссийских мероприятиях По отдельному плану 15 20 20 КДН и ЗП Итого 400 тыс. 475 тыс. 480 тыс.

Вывод:
Благодаря действию Программы свыше 500 детей с девиантным поведением охватываются организованными формами досуга.
В рамках действующих программ привлекаются спонсорские средства на реализацию мероприятий по проведению районных праздников "День опекуна".
Однако, несмотря на принимаемые меры, еще высоким остается количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания в районе новой комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
С реализацией новых мероприятий Программы планируется снижение преступлений и правонарушений, количества безнадзорных детей, расширение организации досуга несовершеннолетних, решения проблем социального сиротства.



Заключение

Подводя итог дипломному исследованию необходимо рассмотреть проблемные вопросы применительно к теме исследования.
С целью выявления роли муниципальных органов в предупреждении правонарушений несовершеннолетних были изучены нормативные правовые акты Одинцовского муниципального района, регулирующие отношения с участием несовершеннолетних в следующих сферах: опека и попечительство, иные формы семейного воспитания; защита прав ребенка; организация и деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений; содействие занятости населения, квотирование рабочих мест; развитие физической культуры, спорта и туризма; организация досуга; профилактика наркомании и токсикомании; борьба с преступностью; меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; социальная поддержка семьи.
Установлено, что в Одинцовском муниципальном районе принято значительное количество нормативных правовых актов, направленных как на общесоциальное, так и на специальное предупреждение преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних. Однако анализ этих актов свидетельствует о недостаточно эффективной роли муниципального законодательства в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в силу его несовершенства, наличия норм, противоречащих федеральному законодательству, отсутствия нормативных правовых актов по вопросам, регулирование которых отнесено к полномочиям регионов. Низкое качество нормативных правовых актов, на наш взгляд, объясняется следующими причинами:
- отсутствие реального прогнозирования социально-экономических, политических и иных последствий принятия законов;
- отсутствие системной проработки законодательных решений для достижения целей, сформулированных в программах социально-экономического развития Одинцовского муниципального района;
- большой объем юридических коллизий между нормами одного закона, нормами разных законов, законами и подзаконными актами;
- малоэффективное планирование законопроектной работы;
- доминирование политической целесообразности скорейшего принятия законов над объективно необходимым соблюдением законодательных процедур;
- наличие принципиального противоречия между необходимостью системного законодательного обеспечения государственной политики, оперативной и адекватной реакцией законодателя на возникновение проблемных ситуаций и несовершенной методологической и организационно-правовой базой законотворчества.
Для совершенствования системы превентивных мер, необходимо:
- на федеральном уровне:
принять закон о порядке управления имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством;
- на уровне Одинцовского муниципального района:
1) устранить в нормативных правовых актах Одинцовского муниципального района имеющиеся противоречия федеральному и региональному законодательству, в частности в актах, определяющих возможность устройства детей в форме патроната, регулирующих отношения по защите прав детей;
2) принять нормативные правовые акты по реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
3) обеспечить государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства Одинцовского муниципального района.
Подводя итоги, следует отметить, что деятельность органов местного самоуправления Одинцовского муниципального района по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна быть направлена на устранение негативных социальных условий, являющихся одной из причин преступного поведения. В связи с этим предлагаются практические рекомендации, направленные на решение следующих задач:
- совершенствование муниципальной политики поддержки детей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах;
- формирование правовой культуры населения Одинцовского муниципального района, установок на правомерное поведение;
- создание системы антинаркотической профилактики в подростковой среде в Одинцовском муниципальном районе;
- формирование здорового образа жизни на основе здравотворческой и здравосозидательной политики в Одинцовском муниципальном районе;
- совершенствование муниципальной семейной политики с учетом реформирования социальной сферы и разграничения полномочий и предметов ведения федеральной, региональной власти и на местном уровне.
Кроме того, полагаем необходимым принятие в Одинцовском муниципальном районе нормативных актов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основе федерального закона.
На наш взгляд, в указанных нормативных актах в первую очередь должны быть урегулированы вопросы, отнесенные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к полномочиям муниципальных органов Одинцовского муниципального района.




Список использованных источников и литературы

Международные акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Российская юстиция, 1996, N 9, С. 2 – 5.
Нормативно-правовые акты
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
5. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 3.08.2011) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.10.2011) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.10.2011) // Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002.
8. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. "Об Общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.
9. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета, N 121, 30.06.1999.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Российская газета, N 147, 05.08.1998.
11. Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. N 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" // Волгоградская правда. 2003. 26 июля.
12. Закон Московской области от 30.12.2005 N 273/2005-ОЗ (ред. от 01.12.2011) "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" // Ежедневные Новости. Подмосковье, N 3, 12.01.2006.
13. Постановление главы Одинцовского района МО от 26.06.2003 N 1705 "Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Одинцовского района" // Новые рубежи, N 48, 09.07.2003.
14. Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 16.07.2008 N 465/55 "Об утверждении муниципальной программы "Профилактика безнадзорности, асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав на территории Одинцовского муниципального района на 2009-2011 годы"// Новые рубежи, N 64, 09.08.2008.
Специальная литература
15. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
16. Антюфеева О.С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних (криминологический и правовой аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
17. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М.: Юридическая литература, 1965.
18. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007.
19. Козлов С.С. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2012.
20. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Норма, 2005.
21. Концепция предупреждения социального сиротства. М., 2000.
22. Кошелев Н.С. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2012.
23. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Юридическая литература, 1968.
24. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.
25. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: МГУ, 1984.
26. Панов А.А. Общественная палата Российской Федерации как новый субъект гражданского общества // СПС КонсультантПлюс, 2012.
27. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. 5-е изд., перераб. М.: Ось-89, 2012.
28. Смолина Л.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2012.
Периодические издания
29. Агеев А. Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции // Законность, 2006, N 6.
30. Звенигородская Н.Ф. Социальное сиротство: причины и следствия (на примере Лужского района Ленинградской области) // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 1.
31. Зиядова Д.З. Роль правовой защиты несовершеннолетних в предупреждении преступности в подростковой среде // Следователь. 2004. N 8.
32. Зубов С.В. Проституция как актуальная проблема современного российского общества // Актуальные проблемы экономики и управления. Калуга: СЗАГС, 2002.
33. Ильгова Е.В. Что делать КДНиЗП, если правонарушители не оплачивают административные штрафы: проблемы и перспективы // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 3.
34. Кваша Л.Ф. Муниципальная власть и ее возможности по обеспечению охраны общественного порядка (Организационно-правовой аспект) // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3.
35. Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает // Законность. 2006. N 11.
36. Комкин А.В. Проблемы профилактики правонарушений в подростковой среде на муниципальном уровне // Вопросы ювенальной юстиции, 2007, N 1.
37. Королева Г. Защита имущественных прав несовершеннолетних // Законность. 2006. N 6.
38. Лыков В. Детское неблагополучие // Человек и закон. 2003. N 8.
39. Медведева С. Взрослые игры пацанов // Милиция. 2003. N 3.
40. Михайлов И.А. Теоретические и практические проблемы, связанные с установлением опеки и попечительства // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3.
41. Петрова Н.П. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право, 2008, N 3.
42. Свердлов Г.М. Право на воспитание и судебные споры о детях // Советское государство и право. 1940. N 5 - 6.
43. Семьянова А.Ю. Административное приостановление деятельности как новый вид административного наказания // Право и экономика. 2006. N 2.
44. Стуканов А. Опасность административных правонарушений // Законность. 2005. N 11.
45. Тропина Л.И. Создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, отработка ювенальных технологий на территории Московской области // Вопросы ювенальной юстиции, 2006, N 4.
46. Трунов И.Л., Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. N 10.
47. Чернова Г. Ежик - в тумане, телепузик - на экране // Приокская газета. 2002. 17 апр.
48. Шишов П.В. Компенсаторные институты защиты прав человека в системе местного самоуправления // Административное и муниципальное право, 2009, N 6.
Интернет-ресурс
49. http://www. odin.ru
50. http://mosreg.ruМосква
51. http://www.mosoblmger.ru›2011/01/15/vospitatelnai-…
52. http://www.odintsovo.info›main/static.asp…
53. http://www.ombudsman.gov.ru
54. http://www.usynovite.ru/.
55. http://www.consultant.ru/popular/family/20_1.html.
56. http://www.hereandnow.ru/.
57. http://www.social-marketing.ru/amazing/380.
58. http://juvenjust.org/txt/index.php/t495.html.














2

Список использованных источников и литературы

Международные акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Российская юстиция, 1996, N 9, С. 2 – 5.
Нормативно-правовые акты
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Парламентская газета, N 4, 23-29.01.2009.
4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
5. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 3.08.2011) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.10.2011) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.10.2011) // Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002.
8. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. "Об Общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.
9. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета, N 121, 30.06.1999.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Российская газета, N 147, 05.08.1998.
11. Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. N 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" // Волгоградская правда. 2003. 26 июля.
12. Закон Московской области от 30.12.2005 N 273/2005-ОЗ (ред. от 01.12.2011) "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области" // Ежедневные Новости. Подмосковье, N 3, 12.01.2006.
13. Постановление главы Одинцовского района МО от 26.06.2003 N 1705 "Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Одинцовского района" // Новые рубежи, N 48, 09.07.2003.
14. Решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района МО от 16.07.2008 N 465/55 "Об утверждении муниципальной программы "Профилактика безнадзорности, асоциальных явлений среди несовершеннолетних, защите их прав на территории Одинцовского муниципального района на 2009-2011 годы"// Новые рубежи, N 64, 09.08.2008.
Специальная литература
15. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
16. Антюфеева О.С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних (криминологический и правовой аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
17. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М.: Юридическая литература, 1965.
18. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2007.
19. Козлов С.С. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2012.
20. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Норма, 2005.
21. Концепция предупреждения социального сиротства. М., 2000.
22. Кошелев Н.С. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2012.
23. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Юридическая литература, 1968.
24. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.
25. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: МГУ, 1984.
26. Панов А.А. Общественная палата Российской Федерации как новый субъект гражданского общества // СПС КонсультантПлюс, 2012.
27. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / отв. ред. С.Е. Чаннов. 5-е изд., перераб. М.: Ось-89, 2012.
28. Смолина Л.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2012.
Периодические издания
29. Агеев А. Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции // Законность, 2006, N 6.
30. Звенигородская Н.Ф. Социальное сиротство: причины и следствия (на примере Лужского района Ленинградской области) // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 1.
31. Зиядова Д.З. Роль правовой защиты несовершеннолетних в предупреждении преступности в подростковой среде // Следователь. 2004. N 8.
32. Зубов С.В. Проституция как актуальная проблема современного российского общества // Актуальные проблемы экономики и управления. Калуга: СЗАГС, 2002.
33. Ильгова Е.В. Что делать КДНиЗП, если правонарушители не оплачивают административные штрафы: проблемы и перспективы // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 3.
34. Кваша Л.Ф. Муниципальная власть и ее возможности по обеспечению охраны общественного порядка (Организационно-правовой аспект) // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 3.
35. Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает // Законность. 2006. N 11.
36. Комкин А.В. Проблемы профилактики правонарушений в подростковой среде на муниципальном уровне // Вопросы ювенальной юстиции, 2007, N 1.
37. Королева Г. Защита имущественных прав несовершеннолетних // Законность. 2006. N 6.
38. Лыков В. Детское неблагополучие // Человек и закон. 2003. N 8.
39. Медведева С. Взрослые игры пацанов // Милиция. 2003. N 3.
40. Михайлов И.А. Теоретические и практические проблемы, связанные с установлением опеки и попечительства // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 3.
41. Петрова Н.П. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право, 2008, N 3.
42. Свердлов Г.М. Право на воспитание и судебные споры о детях // Советское государство и право. 1940. N 5 - 6.
43. Семьянова А.Ю. Административное приостановление деятельности как новый вид административного наказания // Право и экономика. 2006. N 2.
44. Стуканов А. Опасность административных правонарушений // Законность. 2005. N 11.
45. Тропина Л.И. Создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, отработка ювенальных технологий на территории Московской области // Вопросы ювенальной юстиции, 2006, N 4.
46. Трунов И.Л., Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. N 10.
47. Чернова Г. Ежик - в тумане, телепузик - на экране // Приокская газета. 2002. 17 апр.
48. Шишов П.В. Компенсаторные институты защиты прав человека в системе местного самоуправления // Административное и муниципальное право, 2009, N 6.
Интернет-ресурс
49. http://www. odin.ru
50. http://mosreg.ruМосква
51. http://www.mosoblmger.ru›2011/01/15/vospitatelnai-…
52. http://www.odintsovo.info›main/static.asp…
53. http://www.ombudsman.gov.ru
54. http://www.usynovite.ru/.
55. http://www.consultant.ru/popular/family/20_1.html.
56. http://www.hereandnow.ru/.
57. http://www.social-marketing.ru/amazing/380.
58. http://juvenjust.org/txt/index.php/t495.html.

Вопрос-ответ:

Какие причины и факторы могут приводить к социальной дезадаптации несовершеннолетних?

Существуют различные причины и факторы, которые могут привести к социальной дезадаптации несовершеннолетних. Это может быть неблагоприятная семейная ситуация, отсутствие родительской заботы и поддержки, нарушение законодательства, негативное окружение, насилие, алкоголь и наркотики, отсутствие образования и профессиональных навыков, низкий уровень доходов и т.д.

Какие меры были предприняты в Одинцовском муниципальном районе для предотвращения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

В Одинцовском муниципальном районе были разработаны и внедрены различные мероприятия по совершенствованию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Например, были организованы центры социального обслуживания семьи и детей, где осуществляется социальная поддержка и консультирование, проводятся профилактические и реабилитационные программы. Также были созданы молодежные клубы, спортивные секции и другие досуговые организации, где дети могут заниматься интересными и полезными делами.

Какая государственная политика в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится?

Государственная политика в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена на создание условий для социальной адаптации детей и подростков. В рамках этой политики разрабатываются и реализуются различные программы, проекты и мероприятия, которые направлены на формирование навыков самостоятельности, развитие творческого потенциала, поддержку образовательных и спортивных инициатив и т.д.

Что такое безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних?

Безнадзорность - это состояние, когда дети и подростки остаются без должного присмотра и заботы взрослых. Правонарушение - это совершение несовершеннолетними действий, которые противоречат закону.

Какие причины и факторы социальной дезадаптации несовершеннолетних существуют в современных условиях?

Среди причин социальной дезадаптации несовершеннолетних можно выделить разрушение семейных ценностей, низкий уровень экономического развития семей, отсутствие доступа к образованию и здравоохранению, наличие алкоголизма и наркомании в семье, негативное влияние среды обитания и стрессовые ситуации.

Какая государственная политика существует по профилактике детской и подростковой безнадзорности и беспризорности?

Государство проводит различные программы и мероприятия по профилактике детской и подростковой безнадзорности, которые включают в себя создание центров социального обслуживания семьи и детей, организацию клубов и секций для детей, деятельность школьных психологов, проведение профилактических лекций и тренингов, а также массовые мероприятия в парках и на площадках.

Какие задачи стоят перед системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Основные задачи системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включают в себя предотвращение социальной дезадаптации, содействие созданию благоприятных условий для роста и развития детей, обеспечение доступа к образованию и здравоохранению, предоставление социальной поддержки семьям, активизацию работы школы и местных органов власти, а также повышение информационной осведомленности общества о проблеме безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Какие причины и факторы приводят к социальной дезадаптации несовершеннолетних?

Существуют различные причины и факторы, которые могут способствовать социальной дезадаптации несовершеннолетних. К ним относятся неблагополучие в семье, проблемы в образовательной системе, негативное влияние окружающей среды, а также отсутствие социальной поддержки и надлежащий социально-психологический уход за детьми. Эти факторы могут привести к безнадзорности и правонарушениям среди подростков.

Каковы основные принципы государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?

Основные принципы государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включают активное вовлечение всех структур, занимающихся вопросами детей и подростков, в процесс реализации программ по профилактике и реабилитации подростков, в том числе сотрудничество семьи, образования, здравоохранения и пр., а также межведомственное взаимодействие. Другими важными принципами являются индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему, своевременное выявление и реагирование на проблемы, а также комплексный подход к решению проблем с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка.