Актуальные проблемы развития системы институтов юридической помощи населению

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Правоохранительные органы
  • 1919 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 14.10.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Система государственных институтов оказания юридической помощи населению
Глава 2. Система общественных институтов оказания юридической помощи населению
2.1 Адвокатура и адвокатская деятельность как ведущий институт оказания квалифицированной юридической помощи
2.2 Нотариат
2.3 Деятельность правозащитных общественных организаций
2.4 Центры правовой информации
Заключение
Литература:




Фрагмент для ознакомления

Данное качество означает, что деятельность общественных объединений не противоречит действующему законодательству, но не более того. Общественные объединения не обязаны сверять свою деятельность и отстаиваемые ценности с официальной политической линией государства и господствующими в обществе ценностными установками, действуя при этом всецело в рамках закона.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В России поддержку государством деятельности общественных организаций можно проиллюстрировать на примере двух Указов Президента РФ: от 13 июня 1996 г. N 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации», от 25 сентября 2004 г. № 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации».
В настоящее время на территории России действуют более 200 общественных правозащитных организаций, среди которых особо следует отметить правозащитные организации «За права человека», Московскую Хельсинкскую группу (старейшую российскую правозащитную организацию), Международное историко-просветительное, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал», Центр содействия реформе уголовного правосудия, Комитет «Гражданское содействие», Комитет «За гражданские права» и др.
2.4 Центры правовой информации
Более 10 лет на базе практически всех федеральных и региональных библиотек и большинства библиотек муниципалитетов I уровня действуют центры правовой информации, оказывающие бесплатную юридическую помощь вместе с основными отечественными производителями правовой информации фирмами «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс».
Программу по созданию сети центров доступа к правовой информации на базе общедоступных библиотек с 1998 г. реализуют Минкультуры России, Спецсвязь ФСО России (ранее - ФАПСИ), органы власти субъектов Федерации под эгидой и в рамках реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Всего в России по экспертным оценкам создано более 3000 центров на базе библиотек, учебных заведений, органов власти, средств массовой коммуникации, учреждений исполнения наказания, военных госпиталей, воинских частей и соединений.
С 1998 г. в рамках Программы ПЦПИ создаются центры правовой информации в образовательных учреждениях.
Заключение

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы:
- конституционное право личности на квалифицированную юридическую помощь закреплено материальной конституционной нормой;
- оказанием юридической помощи населению занимаются множество министерств, ведомств, государственных инспекций, правоохранительных органов, администраций субъектов Федерации, муниципалитетов и иных органов местного самоуправления и прочих, которые оказывают юридическую помощь населению в форме надлежащего реагирования на жалобы и заявления, разъясняют законы и нормативные акты, осуществляют прием населения и дают разъяснения по юридическим и иным вопросам и т.д.
- на сегодняшний день в России не существует четких законодательно оформленных единых требований ко всем субъектам оказания квалифицированной юридической помощи, что способствует нарушению права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, поскольку процесс оказания данной помощи выведен из-под контроля государства, которое гарантирует указанное конституционное право;
- воспитанию юридической грамотности у граждан России не уделяется должного внимания со стороны государства;
- российской правовой культуре присуще недоверие населения к судам и правоохранительным органам. Действующая система государственных и общественных институтов оказания юридической помощи населению имеет низкий престиж и является малоэффективной;
- действующая система государственных и общественных институтов оказания юридической помощи населению проходит стадию реформирования. Возможно, этот процесс будет иметь длинный исторический период, если не постоянный.
Литература

1. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: "ИКФ "ЭКМОС", 2003.
2. Бардин Л. Юридической помощи много не бывает // Бизнес – адвокат. 2006. №12.- С. 4-5.
3. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России.- М.: Альфа-М, 2005.
4. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. – М.: Деловой двор, 2008.
5. Демидов А.А. Публичные центры правовой информации // Информационное право. 2007. №4. - С.12.13.
6. Карташкин В.А. Полномочия и международная деятельность Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации // Дипломатический вестник. 2000. № 3. - С. 6-8.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
8. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. - М., 2002.
9. Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
10. О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 г. № 1237 // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3941.
11. О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2998.
12. О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 534 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.
13. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; 2006. N 6. Ст. 636.
14. Об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.
15. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
16. Смоленский М.Б. Адвокатура в Российской Федерации. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
См., напр.: Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. - М., 2002. - С. 7; Смоленский М.Б. Адвокатура в Российской Федерации. - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003.
Карташкин В.А. Полномочия и международная деятельность Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации // Дипломатический вестник. 2000. № 3. - С. 6.
Указ. соч. С. 6 - 7.
Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М.: Альфа-М, 2005. С. 136.

Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 40.
О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.
Об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.
Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: "ИКФ "ЭКМОС", 2003. - С. 59.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; 2006. N 6. Ст. 636.

СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2998.
СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3941
Демидов А.А. Публичные центры правовой информации // Информационное право. 2007. №4. – С. 13.












20

1. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: "ИКФ "ЭКМОС", 2003.
2. Бардин Л. Юридической помощи много не бывает // Бизнес – адвокат. 2006. №12.- С. 4-5.
3. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России.- М.: Альфа-М, 2005.
4. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. – М.: Деловой двор, 2008.
5. Демидов А.А. Публичные центры правовой информации // Информационное право. 2007. №4. - С.12.13.
6. Карташкин В.А. Полномочия и международная деятельность Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации // Дипломатический вестник. 2000. № 3. - С. 6-8.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
8. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. - М., 2002.
9. Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
10. О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 г. № 1237 // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3941.
11. О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2998.
12. О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 534 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.
13. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; 2006. N 6. Ст. 636.
14. Об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам: Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 // Собрание законодательства РФ. 2005. N 35. Ст. 3615.
15. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
16. Смоленский М.Б. Адвокатура в Российской Федерации. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы существуют в системе государственных институтов оказания юридической помощи населению?

В системе государственных институтов оказания юридической помощи населению существуют различные проблемы. Некоторые из них включают недостаток квалифицированных специалистов, неполное охватывание населения, недоступность услуг для малоимущих граждан, длительность процедур, бюрократические препятствия и коррупцию.

Какие альтернативные институты оказания юридической помощи существуют в России?

Помимо государственных институтов, существуют и альтернативные институты оказания юридической помощи. К ним относятся адвокатура, нотариат, правозащитные общественные организации и центры правовой информации. Эти институты играют важную роль в обеспечении доступа граждан к квалифицированной юридической помощи.

Какую роль играет адвокатура в системе оказания юридической помощи населению?

Адвокатура является одним из ведущих институтов оказания квалифицированной юридической помощи. Адвокаты представляют интересы своих клиентов в суде, оказывают юридическую помощь при составлении документов, консультируют граждан по правовым вопросам и т.д. Они играют ключевую роль в защите прав и интересов граждан.

Какие преимущества имеет нотариат в оказании юридической помощи населению?

Нотариат имеет свои преимущества в оказании юридической помощи населению. Нотариусы проводят нотариальное удостоверение сделок, заверяют подписи на документах, совершают иные действия, предусмотренные законом. Они обеспечивают достоверность и юридическую значимость сделок и документов, что способствует улучшению правовой защиты граждан и предотвращает возможные споры и неправомерные действия.

Каковы актуальные проблемы развития системы институтов юридической помощи населению?

Актуальными проблемами развития системы институтов юридической помощи населению являются недостаток доступности юридической помощи для низкодоходных граждан, несовершенство механизмов финансирования этих институтов, недостаток квалифицированных специалистов и отсутствие эффективного механизма контроля за качеством оказываемых услуг.

Какова система государственных институтов оказания юридической помощи населению?

Система государственных институтов оказания юридической помощи населению включает такие компоненты, как публично-правовая компания "Центр юридической помощи", органы государственной власти, правоприменительные органы, суды, прокуратуру, полицию и иные специально уполномоченные организации, которые выполняют функции по обеспечению правовой помощи гражданам.

Как адвокатура оказывает квалифицированную юридическую помощь населению?

Адвокатура и адвокатская деятельность являются ведущими институтами оказания квалифицированной юридической помощи населению. Адвокаты представляют интересы своих клиентов в судебных инстанциях, оказывают консультации по правовым вопросам, составляют документы, ведут переговоры и иные действия для защиты прав и интересов граждан.

Какова роль нотариата в оказании юридической помощи населению?

Нотариат играет значительную роль в оказании юридической помощи населению. Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют сделки, выдают нотариальные свидетельства и документы, имеющие юридическую силу, а также оказывают консультации и предоставляют информацию о правовых вопросах гражданам.

Какие общественные организации занимаются оказанием юридической помощи населению?

Деятельность правозащитных общественных организаций таких как Человек и закон, Мемориал, Адвокаты против пыток, Хельсинкская группа помогает гражданам в защите их прав и интересов. Они оказывают юридическую консультацию, помощь в подготовке документов и предоставляют правовую информацию.

Какие проблемы существуют в системе государственных институтов оказания юридической помощи населению?

В системе государственных институтов оказания юридической помощи населению существуют такие проблемы, как недостаточность финансирования, недостаток квалифицированных специалистов, долгое ожидание в очереди на получение помощи, неэффективность работы организаций и т.д.

Какие преимущества имеют общественные институты оказания юридической помощи населению?

Общественные институты оказания юридической помощи населению, такие как адвокатура, нотариат, правозащитные организации и центры правовой информации, обладают такими преимуществами, как более высокая квалификация специалистов, более быстрое предоставление помощи, большая доступность для населения, возможность получения консультаций бесплатно или по льготным условиям и т.д.