Вам нужен реферат?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

субъективный метод по Лаврову, Михайловскому, Южакову.

  • 13 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 26.03.2012
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Содержание
Введение
Субъективный метод в социологии
Взгляды П.Л. Лаврова
Взгляды Н.К. Михайловского
Взгляды С.Н. Южакова
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Его заслугой является также публикация цикла статей «Социологические этюды», которые другой известный социолог Н.И. Кареев назвал «первым в России систематическим трактатом социологии». Он испытал влияние П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, но, тем не менее, предложил оригинальную трактовку ряда проблем. По некоторым вопросам Южаков вел полемику с ними. Например, по поводу такого обозначения как «субъективный метод». С.Н. Южаков считал это название неудачным, поскольку слово «субъективный» делает его мишенью для критики. Он соглашался с развитыми Лавровым и Михайловским принципами, согласно которым результат исследования социальной действительности необходимо соотносить с нравственным идеалом, но не считал, что они составляют содержание особого исследовательского «метода».
Тем не менее, в работах С.Н. Южакова явно прослеживается его собственный социальный идеал. Стремление к объективности, использование статистики и научных концептов не могут скрыть того, что он обосновывает истинность именно желательной с его точки зрения модели развития, которая сложилась у него до начала исследования. С.Н. Южаков был сторонником развития крестьянской общины, в которой видел значительный потенциал, и выступал против дальнейшего развития капитализма в России.
Южаков признавал поливариантность путей социального развития. Выбор прогрессивного или же регрессивного пути, по его мнению, зависит от сознания людей и от их поведения. Развитие получит тот тип социальных отношений, который поддерживается деятельностью наиболее активных личностей. Поэтому его социологию называют активистской. Наряду с Лавровым и Михайловским ведущую роль в определении направления социального развития Южаков отводил интеллигенции как носителю критической мысли и просвещения. Особенностью интеллигенции как социальной группы он считал приоритет моральных интересов над интересами материальными. Таким образом, во взглядах С.Н. Южакова, как и во взглядах других представителей субъективной школы социологии, определяющую роль играла именно гражданская позиция.

Заключение
Если говорить об отношении субъективной социологии с другими школами, то следует отметить ее связь с позитивизмом. Идеи о прогрессе, закономерном, эволюционном характере исторического развития, поиск определяющего фактора этого развития, - эти черты сближают позитивизм и субъективную. Сближает их и понимание соотношения объективного и субъективного методов в социологии. Основоположник позитивизма О. Конт также писал о дополняющих друг друга беспристрастном научном исследовании и субъективном, гуманистическом методе, который должен быть основой позитивной политики, поскольку «мир должно изучать не для него самого, а для человека, или, скорее, для человечества». Можно сказать, что этот же этический постулат мы находим у русских субъективистов.
Марксизм с его историческим материализмом и специфической методологией социального познания субъективной школой отвергался. Со своей стороны марксисты критиковали субъективную социологию за утопизм и отказ учитывать объективные закономерности исторического процесса. С их точки зрения, ошибкой народников и их теоретиков-представителей субъективной школы, обусловленной преувеличенным значением, которое они придавали роли личности и роли интеллигенции, был тезис о готовности России к социализму. Сам субъективный метод в советской традиции было принято называть «антинаучным».
Субъективный метод все же получил дальнейшее развитие в рамках гуманистической социологии (начало XX века), которая также ориентировалась на рассмотрение человека как субъекта социальной деятельности и на применение особого рода методов, таких как ценностный подход, критический анализ. Наиболее значительный вклад в развитие этих принципов внесли понимающая социология (Г. Зиммель, М. Вебер) и феноменологическая социология (А. Шюц). Феноменологическая социология исходит из того, что социальный мир создается и воссоздается человеком, и социальная реальность зависима от характера интерпретации. Понимающая социология, признавая особую природу социального мира, требует применения к нему особых средств познания – понимания не только мотивов и аффектов действующего субъекта, но также того смысла, которым он наделяет свои действия исходя из своих интересов и потребностей.
Эта теоретико-методологическая ориентация продолжила свое развитие в современной социологии знания и в герменевтическом анализе.
Список использованной литературы

Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. М.: Онега, 1995. - 288 с.
История теоретической социологии. В 4-х т. Т. I / Под ред. Ю. Н. Давыдова. - М.: Канон, 1997.- 496 с.
История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Уч. пособие для вузов/ Под ред. Ю. Н. Давыдова. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010. – 370 с.
Кукушкина Е.И. Русская социология XIX- начала XX века. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 183 с.
Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 440 с.
Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. М.: Онега, 1995. – С.80
Голосенко И.А., Козловский В.В. Указ. соч . – С. 82
Там же. – С.84
Кукушкина Е.И. Русская социология XIX- начала XX века. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – С.110
Цит. по Кукушкина Е.И. Указ.соч. – С.118
Там же. – С.117
Голосенко И.А., Козловский В.В. Указ. соч . – С. 85
Цит. по Орлова Н.К. Активистская социология С.Н. Южакова // История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Уч. пособие для вузов/ Под ред. Ю. Н. Давыдова. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010. – С.314
Орлова Н.К. Указ. соч. – С.323
Орлова Н.К. Указ. соч. – С. 325
Там же. – С. 331
История теоретической социологии. В 4-х т. Т. I / Под ред. Ю. Н. Давыдова. - М.: Канон, 1997.- С.122
Кукушкина Е.И. Указ. соч. – С.53
Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – С.750
Там же – С.532




13

Список использованной литературы

1.Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. М.: Онега, 1995. - 288 с.
2.История теоретической социологии. В 4-х т. Т. I / Под ред. Ю. Н. Давыдова. - М.: Канон, 1997.- 496 с.
3.История теоретической социологии. Социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса: Уч. пособие для вузов/ Под ред. Ю. Н. Давыдова. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010. – 370 с.
4.Кукушкина Е.И. Русская социология XIX- начала XX века. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 183 с.
5.Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
6.Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 440 с.
7.Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

Содержание

  • Введение
  • 1. Позитивизм в русской социологии (П. Лавров, Н. К. Михайловский, М. Ковалевский, С. Южаков, П. Сорокину и др.)
  • 2. Развитие марксисткой социологии в России (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин)
  • 3. Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева
  • Вывод
  • библиография
  • Введение

    Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывают влияние со стороны различные течения западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа:

    - Первый этап-с середины XIX века до 1918 года XX века;

    Второй начался с 20-х годов до конца 50-х годов;

    - Третий с начала 60-х годов до наших дней.

    Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

    Разработанный ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были сформулированы в первый раз в знаменитых "Исторических письмах" П. Л. Лаврова.

    Как и других классиков теоретической социологии О. Конта, и Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития.

    Значительное внимание представители субъективной социологии предоставлен разработки теории прогресса.

    Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науки того периода занимают работы М. М. Ковалевского 1851-1916, М. М. Ковалевский был последним представителем позитивизма классический. Ведущую роль в социологической теории М. М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе.

    Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями.

    марксизм Православного в тот период представляли две ведущие фигуры В. Плеханов и В. И. Ленин.

    Второй период развития социологической мысли в России характеризуется ростом процесса институционализации, приобретением социологической науки статуса социального института. В 1920 году в Петроградском университете на факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим А. Сорокин, большой ученый и общественный деятель, внесший значительный вклад в развитие отечественной и мировой социологии.

    Узнать стоимость работы