Понятие и значение системы сдержек и противовесов.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 1919 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 31.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие системы сдержки и противовесов
2. Сущность и значение системы сдержек и противовесов
Заключение

Фрагмент для ознакомления

Не останавливаясь на деталях, сформулируем основную позицию: выборность, являющаяся одной из характерных черт как всей системы представительной власти, так и ее составляющей - парламента, должна проводиться на основании смешанной избирательной системы как наиболее демократичной.
Представительные органы обладают определенным объемом функций и полномочий, набор которых зависит от демократичности строя и реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в той или иной отдельно взятой стране. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие местные представительные органы.
Теория разделения властей отнюдь не предполагает создание "китайской стены" между различными ветвями власти. Да это и невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности властей: это исключается концепцией государственного суверенитета. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей - политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с названием "законы" вправе принимать за редким исключением только представительный орган народа - парламент, олицетворяющий законодательную власть.
Следует отметить, что в ряде стран понятие "парламент" является более широким: наряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето, что выражается в праве возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. В чрезвычайных и в обычных условиях возможно так называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих законную силу (на основе конституционных норм регламентации власти).
В сферу законодательной власти вмешиваются верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.
В свою очередь парламент тоже может осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции. Так, он иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными функциями: в одних странах он наделен полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает дело в порядке импичмента по правилам судебного процесса.
Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента. В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Индия, Австралия, Россия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.
Рассматривая взаимоотношения между высшими органами государственной власти при реализации системы сдержек и противовесов, особое внимание необходимо обратить на структуру парламентов. Можно поддержать существующее мнение о том, что мажоритарный принцип, используемый в однопалатном парламенте, является недемократичным для плюралистических обществ, так как меньшинства, которым создаются препятствия в получении доступа к власти, будут чувствовать себя обделенными и дискриминируемыми. Мажоритарная модель в чистом виде имеет тенденцию к концентрации законодательной власти в одной палате, в то время как консенсусная модель характеризуется двухпалатными легислатурами.
Коллегиальность представительной ветви власти раскрывается, по нашему мнению, не только в множественности членов парламента (депутатов, сенаторов), но и в структуре - в двухпалатности. С теоретической точки зрения принцип двухпалатности парламентской системы изначально связан с принципом разделения властей. Некоторые авторы описывают двухпалатную систему как подсистему горизонтального разделения властей, где основное внимание уделяется взаимному контролю и балансу между палатами парламента. Разделение властей - один из основных принципов демократической организации парламента.
Основополагающее место представительной ветви власти в реализации принципа разделения властей определяет нормативное закрепление ведущей роли парламента. Парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.
Заключение
Таким образом, система сдержек и противовесов закреплена на конституционном уровне в статье 10 Конституции РФ.
Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. В настоящее время она представляется единственно возможной схемой организации государственной власти в демократическом государстве.

Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Научная и учебная литература
Барнашов А.М. Некоторые особенности российской мо-дели разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Актуальные проблемы правоведения в современный период / Под ред. проф. Воловича В.Ф. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1996. 129 с.
Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. N 6. 55 с.
Лафитский В.И. Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений // Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2003 г. 44 с.
Лысенко В. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Асимметричность федерации / Под ред. А.А. Захарова. М., 1997; Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. 331 с.


Лафитский В.И. Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений // Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2003 г. С. 41.

Лысенко В. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Асимметричность федерации / Под ред. А.А. Захарова. М., 1997; Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. С. 22.


Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. N 6. С. 25.


Барнашов А.М. Некоторые особенности российской мо-дели разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Актуальные проблемы правоведения в современный период / Под ред. проф. Воловича В.Ф. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1996. С. 36.














2

1.Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2.Научная и учебная литература
2.1.Барнашов А.М. Некоторые особенности российской мо-дели разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Актуальные проблемы правоведения в современный период / Под ред. проф. Воловича В.Ф. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1996. 129 с.
2.2.Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. N 6. 55 с.
2.3.Лафитский В.И. Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений // Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2003 г. 44 с.
2.4.Лысенко В. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Асимметричность федерации / Под ред. А.А. Захарова. М., 1997; Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. 331 с.

Вопрос-ответ:

Что такое система сдержек и противовесов?

Система сдержек и противовесов - это механизм, который предотвращает концентрацию власти в руках одного лица или группы лиц. Она основана на разделении властей на независимые и равноправные институты, которые контролируют друг друга и ограничивают возможность злоупотребления властью.

Каково значение системы сдержек и противовесов?

Система сдержек и противовесов играет важную роль в демократическом устройстве общества. Она защищает права и свободы граждан, предотвращает злоупотребления властью, обеспечивает баланс между различными интересами и обеспечивает стабильность политической системы.

Какую функцию выполняет парламент в системе сдержек и противовесов?

Парламент является одним из основных институтов системы сдержек и противовесов. Он выполняет законодательную функцию, что позволяет ему контролировать и ограничивать действия исполнительной власти. Парламент также представляет интересы различных групп общества и обеспечивает нашу выборность.

Почему выборность должна осуществляться на основе смешанной избирательной системы?

Смешанная избирательная система представляет собой комбинацию пропорционального и мажоритарного принципов выборов. Это позволяет сочетать преимущества обоих подходов и учитывать различные интересы избирателей. Такая система способствует созданию более представительного и разнообразного парламента, что важно для функционирования системы сдержек и противовесов.

Какие полномочия обладают представительные органы в системе сдержек и противовесов?

Представительные органы имеют определенный объем функций и полномочий, которые включают законодательную работу, контроль за исполнительной властью, участие в формировании правительства и принятие решений по важным вопросам общественной жизни. Это позволяет представительным органам оказывать влияние на правительственные решения и защищать интересы граждан.

Что такое система сдержек и противовесов?

Система сдержек и противовесов - это принцип организации власти, при котором властные функции и полномочия распределяются между несколькими независимыми государственными органами. Эта система предотвращает возможность сконцентрирования власти в руках одного лица или группы лиц, и обеспечивает баланс интересов разных групп общества.

Какова сущность и значение системы сдержек и противовесов?

Суть системы сдержек и противовесов заключается в том, что каждый государственный орган имеет свои компетенции и контролирует деятельность других органов. Это позволяет избежать злоупотреблений и несправедливости власти, и обеспечивает соблюдение конституционных гарантий и прав граждан. Эта система является важным условием для развития демократии и общественного прогресса.

Почему выборность должна проводиться на основании смешанной избирательной системы?

Выборность, особенно в парламенте, является важным элементом демократической системы. Смешанная избирательная система сочетает преимущества пропорциональной и мажоритарной систем, что позволяет учесть все группы и интересы общества. Она обеспечивает более реальное отражение воли избирателей и предотвращает возможность доминирования одной политической силы. Таким образом, смешанная избирательная система является наиболее демократичной и справедливой.