Вам нужен реферат?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Понятие и значение системы сдержек и противовесов.

  • 19 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 31.05.2007
145 руб. 290 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие системы сдержки и противовесов
2. Сущность и значение системы сдержек и противовесов
Заключение

Фрагмент для ознакомления

Не останавливаясь на деталях, сформулируем основную позицию: выборность, являющаяся одной из характерных черт как всей системы представительной власти, так и ее составляющей - парламента, должна проводиться на основании смешанной избирательной системы как наиболее демократичной.
Представительные органы обладают определенным объемом функций и полномочий, набор которых зависит от демократичности строя и реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в той или иной отдельно взятой стране. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие местные представительные органы.
Теория разделения властей отнюдь не предполагает создание "китайской стены" между различными ветвями власти. Да это и невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности властей: это исключается концепцией государственного суверенитета. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей - политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с названием "законы" вправе принимать за редким исключением только представительный орган народа - парламент, олицетворяющий законодательную власть.
Следует отметить, что в ряде стран понятие "парламент" является более широким: наряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето, что выражается в праве возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. В чрезвычайных и в обычных условиях возможно так называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих законную силу (на основе конституционных норм регламентации власти).
В сферу законодательной власти вмешиваются верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.
В свою очередь парламент тоже может осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции. Так, он иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными функциями: в одних странах он наделен полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает дело в порядке импичмента по правилам судебного процесса.
Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента. В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Индия, Австралия, Россия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.
Рассматривая взаимоотношения между высшими органами государственной власти при реализации системы сдержек и противовесов, особое внимание необходимо обратить на структуру парламентов. Можно поддержать существующее мнение о том, что мажоритарный принцип, используемый в однопалатном парламенте, является недемократичным для плюралистических обществ, так как меньшинства, которым создаются препятствия в получении доступа к власти, будут чувствовать себя обделенными и дискриминируемыми. Мажоритарная модель в чистом виде имеет тенденцию к концентрации законодательной власти в одной палате, в то время как консенсусная модель характеризуется двухпалатными легислатурами.
Коллегиальность представительной ветви власти раскрывается, по нашему мнению, не только в множественности членов парламента (депутатов, сенаторов), но и в структуре - в двухпалатности. С теоретической точки зрения принцип двухпалатности парламентской системы изначально связан с принципом разделения властей. Некоторые авторы описывают двухпалатную систему как подсистему горизонтального разделения властей, где основное внимание уделяется взаимному контролю и балансу между палатами парламента. Разделение властей - один из основных принципов демократической организации парламента.
Основополагающее место представительной ветви власти в реализации принципа разделения властей определяет нормативное закрепление ведущей роли парламента. Парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.
Заключение
Таким образом, система сдержек и противовесов закреплена на конституционном уровне в статье 10 Конституции РФ.
Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. В настоящее время она представляется единственно возможной схемой организации государственной власти в демократическом государстве.

Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Научная и учебная литература
Барнашов А.М. Некоторые особенности российской мо-дели разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Актуальные проблемы правоведения в современный период / Под ред. проф. Воловича В.Ф. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1996. 129 с.
Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. N 6. 55 с.
Лафитский В.И. Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений // Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2003 г. 44 с.
Лысенко В. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Асимметричность федерации / Под ред. А.А. Захарова. М., 1997; Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. 331 с.


Лафитский В.И. Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений // Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2003 г. С. 41.

Лысенко В. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Асимметричность федерации / Под ред. А.А. Захарова. М., 1997; Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. С. 22.


Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. N 6. С. 25.


Барнашов А.М. Некоторые особенности российской мо-дели разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Актуальные проблемы правоведения в современный период / Под ред. проф. Воловича В.Ф. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1996. С. 36.














2

1.Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2.Научная и учебная литература
2.1.Барнашов А.М. Некоторые особенности российской мо-дели разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Актуальные проблемы правоведения в современный период / Под ред. проф. Воловича В.Ф. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1996. 129 с.
2.2.Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. N 6. 55 с.
2.3.Лафитский В.И. Конституция позволила России избежать угрозы распада и новых политических потрясений // Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2003 г. 44 с.
2.4.Лысенко В. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Асимметричность федерации / Под ред. А.А. Захарова. М., 1997; Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. 331 с.

Двадцать четыре

Место системы сдержек и противовесов в системе разделения властей (опыт зарубежных стран и России)

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие конституционного принципа "разделения властей" и механизма "сдержек и противовесов", зарубежный опыт

1.1 Развитие конституционного принципа "разделения властей" и механизма "сдержек и противовесов

1.2 система сдержек и противовесов как система организации верховной государственной власти США

Глава 2. Система сдержек и противовесов в системе разделения власти в России,

2.1 Разделение власти в России: система контроля и баланса

Вывод

библиография

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования механизма реализации принципа разделения властей в современной России на все публично-правовом пространстве, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Принцип разделения властей в государстве является необходимым условием оптимизации деятельности демократического правового государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. В современных условиях подготовки конституционного строя Российской Федерации, развития демократических и федеративных начал в организации и деятельности государственного механизма России и ее субъектов принцип разделения властей имеет особенно важное значение, поскольку обеспечивает формирование системы сдержек и противовесов, он является препятствием для возникновения авторитарных и тоталитарных тенденций в обществе, способствуют утверждению в нем демократических идеалов и ценностей, создание гарантий прав и свобод человека и гражданина.

В этом случае необходимо принимать во внимание тот факт, что принцип разделения властей не означает, мороженого, статус различных ветвей власти, но и предполагает динамический процесс постоянного взаимодействия, согласованного, чтобы найти лучшие решения общегосударственных и региональных вопросов с помощью правовых процедур, установление и развитие которых обуславливает.

произошедшие в последние годы политические преобразования не могли не сказаться на реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации, что, конечно, требует теоретического осмысления.

Концепция разделения властей берет свое начало от идеи ограничения государственной власти, нашедшей отражение в работах древних мыслителей Платон, Аристотель; Полибия. Отправной же точкой для возникновения и развития теории разделения властей в том виде, который можно считать классическим вариантом, служат труды Дж.. Локка и Ш. Л. Монтескье.

Узнать стоимость работы