социализация человека и ее проблемы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 1717 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 22.12.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.1. История изучения проблемы социализации
1.2. Понятие социализации
1.3. Этапы и агенты социализации
1.4. Актуальные проблемы исследования социализации
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Сейчас существует довольно большое число концепций социализации подрастающих поколений, разработанных в рамках этнографии, социологии, социальной психологии. Их характеристику и анализ можно найти в работах И.С.Кона «Ребёнок и общество» и «Психология ранней юности». Мы кратко рассмотрим две концепции Джона Кристофера Коулмена (Великобритания) и Ирвина Таллмена (США).
Анализ концепции Дж.К.Коулмена позволяет охарактеризовать её сущность и содержание следующим образом. Эта концепция появилась в результате попытки разобраться в противоречиях оценок процесса взросления подростков между «классическими» концепциями и эмпирическими исследованиями. Представители, «классического» направления (С.Холл, А.Фрейд, Э.Эриксон и мн. др.) рассматривали подростковый возраст как период «нормативного кризиса». Однако эмпирические исследования (А.Бандура, Д.Оффер, Ф.Элкин и др.) не подтверждали эту точку зрения, показывая, что большинство подростков минует этот возраст без каких-либо патогенных или криминогенных проявлений и последствий. Коулмен разработал «фокальную теорию» взросления, в которой попытался показать, почему в реальности, несмотря на глубокие психофизиологические изменения, у подростков сохраняется относительная стабильность и минимальная внутренняя напряжённость.
Дж.К.Коулмен считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. Определенные негативные аспекты поведения подростков, а также та их незначительная часть, для которой характерно это поведение, по его мнению, вызывают неадекватно пристальный интерес у средств массовой информации, придающих гласности чаще всего материалы именно такого рода. Благодаря этому в глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.
Таким образом, концепция Коулмена подчеркивает связь процесса социализации подростка с динамикой его внутреннего психического состояния на тех или иных этапах взросления.
Предмет интереса И.Таллмена — механизм семейной социализации в условиях нестабильной социокультурной среды. Полагая, что содержание, качество и результат социализации подростка во многом определяются условиями общины, в которой живет его семья, он положил, в основу своей теории следующее положение: «Чем лучше человек учится разрешать проблемы в собственном окружении будучи подростком, тем лучше он способен переживать стремительные изменения, непредсказуемость мира, когда становится взрослым» .
В общем виде теория может быть представлена следующим образом: условия общины опосредствованно через семью, оказывают влияние на процесс социализации, которая осуществляется тогда, когда родители и дети включаются в разрешение проблем. Результатом этого влияния становится способность подростков разрешать проблемы в собственном социальном окружении.
Анализ концепции И.Таллмена показывает её глубокий социальный смысл. Она позволяет понять, что процесс социализации в первичных социальных объединениях (семьях и др.) не только испытывает на себе влияние различных изменений в обществе, но и сам способен в какой-то мере их стимулировать.
Заключение
Итак, мы рассмотрели процесс социализации подростков и его специфику. Первые редакции понятия «социализация» указывали, прежде всего, на тот факт, что это - процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду. И.С.Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, социальные факторы играют решающую роль в усвоении индивидом социального опыта, в его социализации.
Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания ни в узком, ни в широком смысле слова, так как наряду с разнообразными организованными воздействиями общества по формированию личности этот процесс включает элементы стихийного, неорганизованного либо с большим трудом поддающегося организации влияния среды и, кроме того, собственную активность личности. Основным институтом социализации в подростковом возрасте является школа; семья перестает быть референтной группой, происходит переориентация на сверстников как на референтную группу.
В качестве основной проблемы социализации мы рассмотрели сложности социализации в подростковом возрасте. Подводя итоги, можно сказать, что основная специфика в том, что подростковый возраст – это продолжение первичной социализации, в то время как этому возрасту характерно чувство взрослости. Как мы уже отмечали, начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1997
Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. — М: Наука, 1970. — С. 19 — 21
Волчанский М.Е. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе. Волгоград 2004
Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.
Парыгин Б. Д. Социальная психология, СПб., 1999.
Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. — 1984. — № 4

Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 384с. с. 22
Парыгин Б. Д. Социальная психология, СПб., 1999
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1997
Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. — М: Наука, 1970. — С. 19 — 21
Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. — 1984. — № 4
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1997
Волчанский М.Е. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе. Волгоград 2004
цит. по Волчанский М.Е. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе. Волгоград 2004
Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.












2

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1997
2.Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. — М: Наука, 1970. — С. 19 — 21
3.Волчанский М.Е. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе. Волгоград 2004
4.Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.
5.Парыгин Б. Д. Социальная психология, СПб., 1999.
6.Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. — 1984. — № 4

ВВЕДЕНИЕ

Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как все совокупное многообразие стран и народов, известный в начале ХХ века колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. Скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы - где-то путем проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические исследования экономистов, социологов, психологов и так далее, В поисках идентификации и репрезентации собственных состояний и изменений они работают в неразвернутость, неразвитость и недостаточная разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности общества 4, c. 32.

Одна из проблем, о которых, сегодня, обосновывается необходимость и целесообразность такого целостного философского понимания, является социализация молодежи.

Кризиса в различных сферах жизни и в обществе усугубить проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство, как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей, что ведет к увеличению научных исследований, как в процессе социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успех. Важнейшим условием выживания общества и перспективы, понимает, разделяет, сочувствует, помогает, если участвует в процессе молодежь, куда идет, сам по себе, или видел почти неуправляемым теперь элемент социальных процессов? Какие ожидания могут быть связаны с ее поведением?

Ожидание ближних перспектив в обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание длинных - выживание и благополучие детей и старости завтра, и, как результат, - судьба и перспективы социальных преобразований современной России.

Как отмечал К. Манхейм: "Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такие компании пренебрегают сознательно жизни духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В отличие от таким статичным, медленно переменные обществам динамические общества, стремящиеся на новый картридж возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью" 44, c. 345.