Индивидуальные психологические особенности людей, способствующие конструктивному решению конфликтов различных видов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конфликтология
  • 1919 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 06.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Глава 2. СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. если нет -либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.
Еще одна психологическая причина возникновения конфликта - значительная вариативность психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Вы можете использовать какое-либо воздействие на человека, считая его достаточно нейтральным или слабым, но для вашего оппонента оно может оказаться достаточно сильным.
Такую же злую шутку может сыграть с человеком низкая способность к эмпатии, т.е. непонимание эмоционального состояния другого человека, неспособность сопереживать или сочувствовать ему.
К конфликту может привести завышенный или заниженный уровень притязаний.
Охарактеризованные личностные причины возникновения конфликта встречаются наиболее часто, но не исчерпывают перечень причин подобного рода.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем подходе к изучению конфликтных явления К. Томас делал акцент на изменение традиционного тогда отношения к подобным ситуациям, заключавшееся в создании некоего бесконфликтного пространства, а не в умелом управлении ими, поскольку находил наравне с негативной стороной и позитивное влияние столкновения интересов и мнений. В соответствии с этим К. Томас считал нужным сконцентрировать внимание на следующим аспектах изучения конфликтов и сопутствующих явлений: какие формы поведения в конфликтных ситуациях наиболее характерны для людей и по каким соображениям; какие из них являются более продуктивными и разумными, а какие стоит отнести к нерациональным и деструктивным; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение .
При анализе конфликтного поведения нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
содержания предмета конфликта;
ценности межличностных отношений;
индивидуально-психологических особенностей личности.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным.
Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны.
Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:
-рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;
- при этом проявляют доверие и откровенность в отношении других;
- признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;
- считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;
- полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.
Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.
Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.
Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки.
Таким образом, конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией соперничества, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.
Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте.
Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - С. 206
Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. - СП б: изд-во СПбГУ, 1995. - С. 36
Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990. - С. 175
Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. - С. 204
Малышев К.Б. Психология управления. М., 2000. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Н.А. Литвинцева. М., 1997.
Меньшова В.Н. Конфликтология. - Новосибирск: изд-во СибАГС, 2000. - С. 184
Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. - М.: 1992. - С. 25
Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, - С. 192
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. М., 1998.
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М, 2003.


Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. Учебник. М.,1999.
Гришина Н. Конфликтология М.,2002г
Гришина Н. Конфликтология М.,2002г
Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. - М.: 1992
Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, -1978
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. М., 1998.
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М, 2003.
См.: Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации. Учебник. М.,1999.












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. - С. 206
2.Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. - СП б: изд-во СПбГУ, 1995. - С. 36
3.Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990. - С. 175
4.Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. - С. 204
5.Малышев К.Б. Психология управления. М., 2000. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Н.А. Литвинцева. М., 1997.
6.Меньшова В.Н. Конфликтология. - Новосибирск: изд-во СибАГС, 2000. - С. 184
7.Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. - М.: 1992. - С. 25
8.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. - Л.: Наука, - С. 192
9.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. М., 1998.
10.Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М, 2003.

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на индивидуально-психологические особенности человека, способствующие конструктивному решению конфликтов различных видов?

Индивидуально-психологические особенности человека, способствующие конструктивному решению конфликтов, зависят от таких факторов, как его психическое состояние, отношение к конкретному партнеру по взаимодействию, особенности актуальной ситуации и его личностных качеств, таких как коммуникативные навыки, умение контролировать эмоции, эмпатия, готовность к диалогу и умение находить компромиссы.

Какие виды поведения можно считать желательными при решении конфликтов?

Желательными видами поведения при решении конфликтов являются активное слушание собеседника, умение выслушивать и понимать его точку зрения, готовность к компромиссам, поиск взаимоприемлемых решений, в случае необходимости обращение к третьему лицу в качестве посредника, соблюдение этики общения и уважение к мнению других людей.

Какие индивидуально-психологические особенности способствуют конструктивному решению конфликтов?

К индивидуально-психологическим особенностям, способствующим конструктивному решению конфликтов, можно отнести высокую эмоциональную интеллектуальность, умение управлять своими эмоциями, гибкость в мышлении, умение воспринимать и понимать чужую точку зрения, стремление к сотрудничеству, доброжелательность и открытость к новым идеям.

Какие качества личности полезны в конфликтной ситуации?

В конфликтной ситуации полезными качествами личности могут быть самоконтроль, терпение, толерантность, умение анализировать ситуацию, искать причины конфликта, готовность к самокритике, стремление найти оптимальное решение для обеих сторон и способность к адаптации к изменениям ситуации.

Как зависит характер поведения в конфликтной ситуации от индивидуально-психологических особенностей человека?

Характер поведения в конфликтной ситуации зависит от индивидуально-психологических особенностей человека. Некоторые люди склонны к агрессивному поведению и выбирают конфликтные стратегии, такие как нападение или уход. Другие люди предпочитают более конструктивные стратегии, такие как сотрудничество или компромисс. Важно понимать, что психологические особенности могут включать личностные черты, жизненные ценности, опыт и образование.

Какое психическое состояние может влиять на поведение человека в конфликтной ситуации?

Психическое состояние может иметь большое влияние на поведение человека в конфликтной ситуации. Например, если человек испытывает стресс или ярость, его поведение может стать агрессивным. С другой стороны, если человек находится в спокойном и уравновешенном состоянии, он может выбрать более конструктивные стратегии решения конфликта.

Какие особенности отношений с партнером могут влиять на поведение человека в конфликтной ситуации?

Отношения с партнером по взаимодействию могут существенно влиять на поведение человека в конфликтной ситуации. Если у человека есть хорошие отношения с партнером, он может быть более склонен к сотрудничеству и поиску взаимовыгодных решений. Если же отношения напряженные или партнер проявляет агрессию, это может вызвать аналогичное поведение у другого человека.

Какие личностные черты могут способствовать конструктивному решению конфликтов?

Некоторые личностные черты могут способствовать конструктивному решению конфликтов. Например, эмпатия - способность понимать и сочувствовать другим людям, может помочь человеку находить компромиссы и искать взаимовыгодные решения. Также важно умение контролировать свои эмоции и вести себя адекватно в сложных ситуациях.

Какие факторы влияют на индивидуально-психологические особенности, способствующие конструктивному решению конфликтов?

Индивидуально-психологические особенности, способствующие конструктивному решению конфликтов, могут зависеть от различных факторов, таких как личность человека, его опыт, образование, уровень интеллекта, умение контролировать эмоции, гибкость мышления, эмпатия и умение слушать других. Кроме того, влиять на индивидуальные психологические особенности могут и внешние факторы, такие как социальная и культурная среда, воспитание, общение с другими людьми.

Какие стратегии поведения могут быть желательными при решении конфликтов?

При решении конфликтных ситуаций желательными стратегиями поведения могут быть такие, как активное слушание и выражение своих чувств и потребностей, установление доверительных отношений с конфликтующими сторонами, поиск компромиссных решений, постановка общей цели и сотрудничество в ее достижении, использование конструктивной критики и отзывчивость на фидбек. Такие стратегии способствуют нахождению взаимоприемлемого решения и сохранению отношений.