Гендерные проблемы в искусстве

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 1919 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 15.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие гендера в современной научной мысли
ГЛАВА 2. Изображение мужского и женского тела, как показатель гендерных проблем в искусстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

И в Греции IV века, и в Италии XV века, и во Франции революционной эпохи, нагота (мужская) звучала как декларация равенства граждан и политической свободы.
Иной социальный смысл имела в искусстве женская нагота. В искусстве феодально-жреческой общественной организации нет места обнаженному женскому телу.
Египетские богини, жены фараонов и феодалов так или иначе одеты, как одеты греческие богини, Ника, Афина и т. д., одеты также в византийском и романо-готичееком искусстве мадонна и святые женщины.
Нагое женское тело входит в искусство, как и мужское, только в буржуазных обществах, однако на другом социальном основании, нежели мужское. В греческом искусстве нагая женщина появляется в IV веке, когда эллинская жизнь стояла под знаком не только гражданственности, ни гедонизма, и чем дальше, тем решительнее.
Все громче раздавался призыв к наслаждению, гетера была «царицей» общества. Венера становится обычным сюжетом греческой пластики и живописи.
В искусстве буржуазных обществ XIX века так же торжествует культ нагого женского тела («Турецкая баня», «Одалиски» Энгра, «Купающееся» Сезанна, «Лесбос» Жирье и др.). Женское тело изображается во фривольных позах, отвечая в первую очередь вкусам «плебеев», не ставиться задачи через изображение показать красоту и гармонию, в первую очередь изображение женского тела рассматривается с точки зрения эстетики лавочников.
Со временем чувство ужаса перед женской наготой, превращающейся в глазах некоторых художников, как Ропс, Штук, в олицетворение «греха», в злого демона, порабощающего и истребляющего мужчину.
Такое положение приводит к принципиальному отказу от изображения женской наготы (ню), которая расслабляла буржуазию и мешала ей сосредоточиться на ее империалистической миссии, требующей от нее физического здоровья и крепких нервов.
Можно отметить, что нагое тело воцаряется в искусстве лишь буржуазных обществ, причем мужское нагое тело там, где буржуазия проникнута гражданским политическим пафосом, как символ гражданского равенства и политической свободы, а там, где буржуазия от идей гражданской доблести переходит к принципу гедонизма, мужское нагое тело уступает женской наготе.
В мире, построенном на половом дисбалансе, удовольствие от рассматривания расщепляется между активным, то есть мужским и пассивным, соответственно, женским. Мужской взгляд проецирует свои фантазии на женскую фигуру, которая в соответствии с ним обретает свою форму.
Главным героем в искусстве остается мужчина, женщина продолжает выполняет функцию экспоната, что является пищей для фантазий и навязчивых идей мужского зрителя.
Идентификация смотрящего с мужским героем, приводит к тому, что женская фигура не только подчиняется взгляду зрителя на расстоянии, но и становится объектом воображаемого активного контроля, закрепляющего реально существующие отношения власти.
Если проанализировать ситуацию значимости мужского и женского в искусстве, то складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны женщина активно присутствует во всех проявлениях творчества, является главным вдохновителем в живописи, скульптуре, литературе и других видах искусства, творцы только и делали на протяжении веков, что «воспевали женскую красоту», прославляли идеал материнства и женской добродетели и т.д.
А с другой стороны, при более детальном рассмотрении проблемы оказывается, что такой способ бытования женщины репрезентирует вовсе не ее, а мужчину и его доминирующую в культуре роль.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Х1Х - начала ХХ века время высочайшего расцвета в искусстве, давшая культуре множество гениев и шедевров, сюжет почти каждого из которых «держится» на образе женщины.
Репрезентация некоего отношения, которое служит основанием для отношения индивида и общества строится на устоявшейся и сконструированной оппозиции двух биологических полов.
Встает вопрос о том, кто имеет право на определение и оценку половых различий. Ответ очевиден: мужчина. Ибо объединяет все эти многоликие образы одно, все женщины, даже самые радикальные и смелые, являются существами «второго сорта», они несвободны в жесткой иерархии властной структуры маскулинного общества.
Изменение существующего положения вещей намечалось в эпоху постмодернизма, которая обнаруживает родство с феминизмом по некоторым позициям и, таким образом, предполагает сдвиг в патриархатных структурах общественного и культурного устройства. Постмодернизм не мог оставить в стороне проблему гендерной идентичности.
В еще большей степени это присутствует в современной массовой культуре, в многочисленных журналах «для женщин» и «для мужчин», в клипах и, в самой значительной степени, в рекламе.
Чем выше символизация женского в культуре и симуляция «женственности» самой культуры, тем хуже реальное положение женщин в обществе и жестче запрет на артикуляцию женского самими женщинами.
Исходя из этих рассуждений, приходится признать, что наличие «женской сферы» в искусстве и культуре представляется достаточно проблематичным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности. – М.: РОССПЭН, 2005. – 264 с.
Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию. – М.: Библионика, 2005. – 240 с.
Нечаева Н. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. Вып.1. - СПб.: 1997. - С. 20-26.
Пол, гендер, культура. Сб. статей / Под ред.Э. Шоре, К. Хйдер. – М.: РГГУ, 1999. – 214 с.
Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX века // Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М.: Либерия,1993. – 267 с.
Саралиева З.Х. Социология гендерных отношений. – М.: РОССПЭН, 2004. – 270 с.
Соколова М.В. Мировая культураиискусство. – М.: «Академия», 2004. – 368 с.
Улюра А. «Женское вторжение» в русской литературе и культуре XVIII века. – Киев.: КГУИ, 2001. – 201 с.
Фриче В.М. Социология искусства. – М.: УРСС, 2003. – 208. с.
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура. Часть1. - М.: 1999. – С. 36-41.
Чернокозов А.И.История мировой культуры. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1997. – 480 с.
Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. – М.: Новая школа, 1996. – 288 с.

Нечаева Н. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. Вып.1. - СПб.: 1997. - С. 20.

Улюра А. «Женское вторжение» в русской литературе и культуре XVIII века. – Киев.: КГУИ, 2001. – 201 с. С. 41.
Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX века // Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М.: Либерия,1993. – 267 с. С. 160.

Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура. Часть1. - М.: 1999. – С. 36.

Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию. – М.: Библионика, 2005. – 240 с. С. 22.
Тамже.С.23.
Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию. – М.: Библионика, 2005. – 240 с. С. 24.
Тамже.С.24.
Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию. – М.: Библионика, 2005. – 240 с. С.25.
Чернокозов А.И.История мировой культуры. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1997. – с. 480. С. 360.
Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию. – М.: Библионика, 2005. – 240 с. С. 27.
Чернокозов А.И.История мировой культуры. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1997. – с. 480. С. 362.

Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. – М.: Новая школа, 1996. – 288 с. С. 11.
Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию. – М.: Библионика, 2005. – 240 с. С.28.
Фриче В.М. Социология искусства. – М.: УРСС, 2003. – 208. с. С. 137.
Фриче В.М. Социология искусства. – М.: УРСС, 2003. – 208. с. С. 139.
Там же. 142.
Фриче В.М. Социология искусства. – М.: УРСС, 2003. – 208. с. С. 1143..













2

1.Гилмор Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности. – М.: РОССПЭН, 2005. – 264 с.
2.Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию. – М.: Библионика, 2005. – 240 с.
3.Нечаева Н. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. Вып.1. - СПб.: 1997. - С. 20-26.
4.Пол, гендер, культура. Сб. статей / Под ред.Э. Шоре, К. Хйдер. – М.: РГГУ, 1999. – 214 с.
5.Поляков Л. Женская эмансипация и теология пола в России XIX века // Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М.: Либерия,1993. – 267 с.
6.Саралиева З.Х. Социология гендерных отношений. – М.: РОССПЭН, 2004. – 270 с.
7.Соколова М.В. Мировая культураиискусство. – М.: «Академия», 2004. – 368 с.
8.Улюра А. «Женское вторжение» в русской литературе и культуре XVIII века. – Киев.: КГУИ, 2001. – 201 с.
9.Фриче В.М. Социология искусства. – М.: УРСС, 2003. – 208. с.
10.Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол. Гендер. Культура. Часть1. - М.: 1999. – С. 36-41.
11.Чернокозов А.И.История мировой культуры. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1997. – 480 с.
12.Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. – М.: Новая школа, 1996. – 288 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет гендерный аспект в искусстве?

Гендерный аспект в искусстве является важным, так как позволяет анализировать и понимать различия в изображении мужского и женского тела, а также раскрывает гендерные проблемы и неравенства, существующие в обществе.

Какое значение имеет понятие гендера в современной научной мысли?

В современной научной мысли понятие гендера используется для описания социальных и культурных аспектов пола, а также анализа социальных неравенств и стереотипов, связанных с гендерной идентичностью и ролевыми моделями.

В чем заключаются гендерные проблемы в искусстве?

Гендерные проблемы в искусстве проявляются в неравном представлении мужского и женского тела, в использовании стереотипных образов и ролей, а также в отражении социальных неравенств и дискриминации на основе пола.

Каким образом мужское и женское тело отображались в разных эпохах искусства?

Мужское тело, особенно обнаженное, часто представлялось в искусстве как символ политической свободы и равенства граждан. В то же время, женское тело было изображено с другим социальным смыслом, часто ассоциирующимся с идеалами красоты и подчинения мужскому взгляду.

Почему в искусстве феодально-жреческой общественной организации нет места обнаженному женскому телу?

В феодально-жреческой общественной организации обнаженное женское тело было запрещено или подавлялось, так как оно могло вызывать недовольство и угрозу власти. Образ женщины контролировался и подчинялся консервативным нормам и ценностям.

Что такое гендер в современной научной мысли?

Гендер - это социально-культурное понятие, которое описывает культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами. Оно отличается от биологического понятия "пола" и уделяет больше внимания социальным ролям, стереотипам и неравенству.

Какое значение имеет изображение мужского и женского тела в искусстве?

Изображение мужского и женского тела в искусстве является одним из показателей гендерных проблем. В разных эпохах и культурах они могут иметь разное социальное значение и символизировать различные идеалы мужественности и женственности.

В чем заключается социальный смысл женской наготы в искусстве?

В искусстве феодально-жреческой общественной организации, женская нагота не находила себе места. Ее изображение могло ассоциироваться с запретами, неравенством и контролем со стороны мужчин. Это связано с патриархальными структурами и табу, присутствующими в обществе того времени.

Почему мужская нагота в искусстве звучала как декларация равенства граждан и политической свободы?

В разных культурах и эпохах мужская нагота в искусстве могла символизировать силу, мужество и свободу. В Греции IV века, Италии XV века и Франции революционной эпохи, мужская нагота воспринималась как символ равенства граждан и политической свободы, что отражало конкретные социально-политические процессы тех времен.

Какие литературные источники по теме гендерных проблем в искусстве можно рекомендовать для ознакомления?

Вот некоторые из литературных источников, которые можно рекомендовать: "Гендерные теории в искусствознании" М.В. Турьянская, "Искусство и пол" Элисон Коул-Орейли, "Феминизм и искусство. История цензуры" Кери Л. Бекерман и др. Но есть еще много других книг и статей на эту тему, которые можно найти в специализированных библиотеках и научных ресурсах.

Какое понятие гендера существует в современной научной мысли?

Понятие гендера в современной научной мысли представляет собой социокультурную конструкцию, в которой отражены социальные роли и ожидания, связанные с половым разделением на мужчин и женщин. Гендерные исследования изучают процессы формирования гендерных идентичностей, социальные неравенства, а также влияние гендера на сферы жизни, включая искусство.

Какое значение имеет нагота мужчины в искусстве?

В различные исторические периоды и в разных культурах нагота мужчины в искусстве имела различные значения. В античной Греции нагота мужчины символизировала равенство граждан и политическую свободу. В искусстве Италии XV века нагота мужчины часто использовалась для выражения его силы, героизма и красоты. Также в французском искусстве революционной эпохи нагота мужчины была связана с идеалами свободы и равенства.