Брак и семья в эпическом наследии древней Индии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Востока
  • 2828 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 21.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Эпическое наследие Древней Индии
§1. «Махабхарата»
§2. Любовь и семья в Рамаяне
Глава II. Культ семьи
§1. Брак и семья
§2. Положение женщины
§3. Интимная жизнь
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В Древней Индии гарем правителя строго охранялся, и находящимся в нем женщинам не предоставлялось никакой свободы.
В высших сословиях женщины не были изолированы, но их старались ограждать от контактов с лицами противоположного пола.
Правители государства Джайпур были раджпутами, что означает «царские сыновья».
Это были воины, являвшиеся дальними потомками скифских захватчиков. Подобно своим древним предкам, они были воинственными людьми, чтившими лошадь, меч, а более всего – солнце, потомками которого они считали себя.
«Женщины двора раджпутов (как и те, что жили при дворах большинства махараджей) оберегались от взглядов других мужчин в соответствии с обычаем, пришедшим от мусульман и известным как пурдах, который требовал, чтобы женщины были сокрыты от публичного обозрения.
Все женщины – а их были сотни при дворе: жены, наложницы, служанки, няни, дети – занимали большой и богатый комплекс аппартаментов, который назывался зенана, внутри дворца.
Их жизнь была обставлена изобилием, хотя и не отличалась большим разнообразием, проходя в основном в ежедневном круге поклонений богу, купаний в ароматизированных водах, тщательных туалетах и массажах и в игре в кости со служанками.
Их головы, уши, шеи, руки и ноги сверкали от золотых украшений и драгоценных камней, поскольку раджпуты считали, что «женщины должны быть постоянно украшены, ибо, если жена лишена элегантного убранства, она не может привлечь своего мужа».
Вся эта красота предназначалась лишь для глаз одного махараджи, и когда в редких случаях женщинам позволялось покинуть их зенану, они пробирались от одного помещения к другому невидимыми через скрытые проходы и видели внешний мир лишь через резные ширмы или между раскачивающихся занавесей паланкинов, в которых их переносили из одного места в другое.
В «Артхашастре» описаны наказания женщин за поведение, которое считалось неблагопристойным.
В индийской литературе, а также сборниках как священных, так и светских законов и предписаний можно увидеть двойственное отношение к женщине.
С одной стороны, воспевается ее любовь, преданность и верность, подчеркивается, что она не просто придаток мужчины, но его половина.
К женщине следует относиться с любовью, ни в коем случае не заниматься рукоприкладством.
С другой стороны, подчеркивается, что женщина является сладострастной и похотливой от природы, поэтому за ней нужен строгий контроль, ибо она может изменить мужу при первой возможности, как с мужчиной, так и с женщиной.
Но в повседневной жизни не руководствовались буквально положениями текстов и предписаний, а также взглядами, которые высказывали отдельные философы.
«Если к жене относились одновременно с почтением и подозрительностью, то вдовам, особенно в семьях, строго соблюдающих все предписания, жилось действительно очень тяжело.
На ранних этапах древней истории вдовы не имели права вновь выходить замуж, правда, постепенно эта традиция отмерла среди представителей высших сословий.
После смерти мужа женщина могла принимать пищу только раз в день, причем не имела права носить украшения и цветную одежду.
Все время ей следовало проводить в молитвах, готовясь к встрече с мужем, поскольку считалось, что после смерти ее душа должна встретиться с душой мужа.
Считалось, что, если вдова будет вести себя неподобающим образом, она повредит душе умершего мужа».
Родственники должны были строго следить за тем, чтобы вдова следовала всем правилам и предписаниям и вела аскетический образ жизни. Ей не позволялось участвовать в семейных праздниках, и ее жизнь была совершенно безрадостной.
Поэтому и неудивительно, что многие женщины по смерти мужа совершали акт самосожжения на погребальном костре умершего. Подобная практика называлась сати, но она не была частым явлением до V–VI веков.
§3. Интимная жизнь
В Индии «получение удовольствий считалось наименее главным, но оно занимало вполне определенное и достаточно важное место в жизни человека в обществе.
Из всех видов удовольствия наилучшим признавалось удовольствие, получаемое от интимной жизни.
Для мужчин и женщин это было религиозным обрядом и обязанностью; мужчина должен был соблюдать ее всегда, когда физическое состояние женщины это позволяло.
К интимным отношениям относились как к искусству, ведущему к очищению.
Им посвящено множество работ и произведений, написанных специально для влюбленных и помогавшим мужчинам и женщинам постичь искусство интимной жизни.
Самой знаменитой работой является «Камасутра», составителем которой считают Ватсьяяну.
Она предназначена для просвещенных и культурных городских жителей и, несмотря на то, что является несколько академичной и напоминает научное пособие или инструкцию, содержит достаточно много полезных советов для молодоженов».
«Камасутру» использовали профессионалы, по крайней мере со стороны женщин.
Для интимной жизни вне брака существовали публичные дома. За ними тщательно наблюдало государство, но пользовались ими в основном представители низших слоев общества.
Представители высших сословий прибегали к услугам куртизанок. Состоятельный горожанин хотел получить не только удовольствие, но и насладиться беседой и искусствами.
Куртизанка была достаточно широко образована и подготовлена. Помимо секретов своей профессии, она владела 64 видами искусств, которые считались основными и необходимыми в обществе. В этот список входили как известные традиционные виды, например, танцы, исполнение музыкальных произведений, пение, умение готовить и выращивать; так и довольно необычные и экзотические (чародейство, искусство заклинаний и умение демонстрировать фокусы).
Кроме того, куртизанки составляли загадки и шарады, занимались фехтованием и стрельбой из лука, резьбой по дереву.
На куртизанок не распространялись ограничения, действительные для остальных женщин.
Куртизанки находились, словно за пределами религиозного сообщества, однако играли немалую роль в обществе светском.
Некоторые куртизанки добивались достаточно высокого положения и пользовались немалым авторитетом и влиянием.
Куртизанки жили, не стесняя себя в средствах, прекрасно и дорого одевались, имели много драгоценностей.
Следует выделить одну категорию проституток, деятельность которых осуществлялась в рамках религиозных законов.
Это были храмовые проститутки, или девадаси. Они встречались редко, по крайней мере, вплоть до Средних веков. Заключение
Итак, священный долг высококастового индуса выдать дочь замуж, причем обязательно за человека из соответствующей касты, желательно до достижения ею половой зрелости, воспитанною в строжайших правилах морали, с приданым, однажды и навсегда.
Только в таком случае высококастовый индус совершит угодное богам «дарение» дочери зятю.
Следование этим правилам повышает престиж касты и отдельной семьи.
Жена должна была заниматься своим туалетом, что представляло собой особый ритуал, который необходимо было выполнять, чтобы предстать в наибольшей привлекательности перед мужем. Стоимость того, чем женщина пользовалась, зависела от уровня благосостояния семьи.
Закончив туалет, жена шла в сопровождении детей к своему мужу и почтительно приветствовала его, опустившись на колено, чтобы коснуться его ног.
Независимо от общественного положения семьи и количества слуг, пищу для мужа должна была готовить именно жена.
Повторное замужество вдов и разведенных в таких кастах – невозможная вещь.
Многое о семейных отношениях мы находим в индийском эпосе.
В «Рамаяне» есть все, чему надлежит быть в эпосе: война, противостояние сил добра и зла, герои и злодеи, похищения, прославления героев и их оружия. Однако есть и то, что в «Махабхарате» отсутствует: атмосфера утонченной чувствительности, пафос любви и верности, внимание к природе, развернутые описания времен года. Все это создает особый стиль поэмы.
«Рамаяна» уже прошла путь от эпоса героического к так называемому «искусственному», где литературная форма приобретает большее значение.
Список использованной литературы
№ 1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб.: Наука, 1991. – 176 с. – (Из истории мировой культуры).
№ 2. Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. – М.: Наука, 1977. – 616 с.: ил. – (Культура народов Востока. Материалы и исследования).
№ 3. Кашин В. Слона для махараджи. – М.: Изд-во ИКАР, 2004. – 172 с.
№ 4. Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. – М.: Наука; Вост. лит, 1992. – 264 с.
№ 5. Малланага Ватсьяяна Камасутра / РАН, Отдел истории; перевод с санскрита, вступ. ст. и коммент. А. Я. Сыркина. – М.: Наука, 1993. – 190 с. – (Памятники письменности Востока).
№ 6. Махабхарата. Две поэмы из III книги: Сказание о Нале, Величие супружеской верности. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ашхабад.: Ылым, 1986. – 164 с.: ил.
№ 7. Махабхарата. Книга 10. Сауптикапарва. Книга 11. Стрипарва /Издат. подгот. С. Л. Невелева, Я. В. Васильков; оформление В. В. Истоминой. – М.: Янус-К, 1998. – 135 с.
№ 8. Медведев Е. М. Очерки истории Индии до XIII века / Пред. Р. В. Медведева. – М.: Наука, 1990. – 330 с.
№ 9. Мифы Древней Индии. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 592 с.
№ 10. Мифы Древней Индии: Бхагавадгита / Пред. Акад. Б. Л. Смирнова; науч. подготовка текста, избр. прим. Р. В. Грищенкова. – СПб.: Кристалл, 2000. – 510 с.
№ 11. Мортимер У. Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация / Пер. с англ. С. К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 206 с. – (Загадки древних Цивилизаций).
№ 12. Невелева С. Л. Вопросы поэтики древнеиндийского эпоса: Этикет и сравнение. – М.: Наука, 1979. – 136 с. – (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
№ 13. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии / Пред., прим. В. Г. Эрмана; отв. ред. Г. А. Зограф. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1982. – 270 с.: ил.
№ 14. Уорд Дж. Махараджи / Перевод с англ. К. Криштофа. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – 176 с.: ил. – (Сокровища мира).
№ 15. Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. – СПб.: Евразия, 2000. – 384 с.: ил.
№ 16. Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Перевод с англ. С. К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 224 с.
Уорд Дж. Махараджи / Пер. с англ. К. Криштофа. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – С. 13.
Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, релгия, культура / Пер. с англ. С. К. Меркулова. – М.: ЗАО ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2005. – С. 64.
Там же. С. 65.
Там же. С. 66.
«Манавадхармашастра» – законы Ману – предписываются прародителю людей Ману – человеку, уцелевшему, древнеиндийским преданиям, после потопа. В сборнике содержались предписания праведнойжизни.
Уорд Дж. Махараджи / Перевод с англ. К. Криштофа. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – С. 22.
Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С. К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – С 71–72.
Там же. С. 72.









112


28

№ 1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб.: Наука, 1991. – 176 с. – (Из истории мировой культуры).
№ 2. Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. – М.: Наука, 1977. – 616 с.: ил. – (Культура народов Востока. Материалы и исследования).
№ 3. Кашин В. Слона для махараджи. – М.: Изд-во ИКАР, 2004. – 172 с.
№ 4. Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. – М.: Наука; Вост. лит, 1992. – 264 с.
№ 5. Малланага Ватсьяяна Камасутра / РАН, Отдел истории; перевод с санскрита, вступ. ст. и коммент. А. Я. Сыркина. – М.: Наука, 1993. – 190 с. – (Памятники письменности Востока).
№ 6. Махабхарата. Две поэмы из III книги: Сказание о Нале, Величие супружеской верности. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ашхабад.: Ылым, 1986. – 164 с.: ил.
№ 7. Махабхарата. Книга 10. Сауптикапарва. Книга 11. Стрипарва /Издат. подгот. С. Л. Невелева, Я. В. Васильков; оформление В. В. Истоминой. – М.: Янус-К, 1998. – 135 с.
№ 8. Медведев Е. М. Очерки истории Индии до XIII века / Пред. Р. В. Медведева. – М.: Наука, 1990. – 330 с.
№ 9. Мифы Древней Индии. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 592 с.
№ 10. Мифы Древней Индии: Бхагавадгита / Пред. Акад. Б. Л. Смирнова; науч. подготовка текста, избр. прим. Р. В. Грищенкова. – СПб.: Кристалл, 2000. – 510 с.
№ 11. Мортимер У. Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация / Пер. с англ. С. К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 206 с. – (Загадки древних Цивилизаций).
№ 12. Невелева С. Л. Вопросы поэтики древнеиндийского эпоса: Этикет и сравнение. – М.: Наука, 1979. – 136 с. – (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
№ 13. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии / Пред., прим. В. Г. Эрмана; отв. ред. Г. А. Зограф. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1982. – 270 с.: ил.
№ 14. Уорд Дж. Махараджи / Перевод с англ. К. Криштофа. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – 176 с.: ил. – (Сокровища мира).
№ 15. Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. – СПб.: Евразия, 2000. – 384 с.: ил.
№ 16. Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / Перевод с англ. С. К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 224 с.

Вопрос-ответ:

Как в эпическом наследии древней Индии изображается брак и семья?

В эпическом наследии древней Индии, особенно в "Махабхарате" и "Рамаяне", брак и семья играют важную роль. Они рассматриваются как основные институты в обществе, священные и непреложные. Брак воспринимается как союз между мужчиной и женщиной, целью которого является сохранение рода, продолжение рода и выполнение социальных обязанностей. Семья, в свою очередь, считается основой общества, где взаимоотношения между членами семьи регулируются строгими нормами и правилами.

Какое отношение к любви и семье в эпическом наследии имеет "Махабхарата"?

В "Махабхарате" любовь и семья изображаются как важные аспекты жизни людей. Персонажи этой эпической поэмы испытывают глубокие чувства любви и привязанности к своим семьям. Брак считается священным союзом, который должен быть построен на взаимном уважении, преданности и верности. Однако в "Махабхарате" также изображены и примеры неполноценных семейных отношений, включая предательство и измену.

Какое положение занимала женщина в древней индийской семье?

В древней Индии женщина занимала подчиненное положение в семье. В хорошо организованных семьях она считалась стражем традиций и обычаев, исполняла обязанности по уходу за детьми, занималась домашним хозяйством и украшением жилища. У нее было мало прав и свобод. Она зависела от своего мужа или отца и должна была следовать их решениям.

Каким образом женщины в древней Индии ограждались от контактов с лицами противоположного пола?

В высших сословиях древней Индии женщины не были изолированы, но их старались ограждать от контактов с лицами противоположного пола. Они не имели свободы передвижения и общения с мужчинами, кроме родственников или мужа. Более низкие сословия могли применять более строгие ограничения и изоляцию женщин.

Какое влияние имела эпическая литература на представления о браке и семье в древней Индии?

Эпическая литература, такая как «Махабхарата» и «Рамаяна», оказывала значительное влияние на представления о браке и семье в древней Индии. Они устанавливали нормы и ценности, определяли роли мужчин и женщин, а также описывали идеальные отношения между супругами. Эти эпосы оказывали культурное и моральное воздействие на общество и формировали представления о семейной жизни в те времена.

Какие роли были распределены между мужчинами и женщинами в древней Индии?

Основными ролями, которые были распределены между мужчинами и женщинами в древней Индии, были роль мужа и роль жены. Муж был главой семьи и обеспечивал материальную поддержку, а жена занималась домашними делами, рождением и воспитанием детей. Мужчины также играли важную роль в обществе и политике, в то время как женщины в основном ограничивались семейными обязанностями.

Какое положение занимала женщина в древней Индии?

Положение женщины в древней Индии было довольно сложным. Она была подчинена мужу и его семье, и ее основная роль заключалась в выполнении домашних обязанностей и рождении потомства. Женщинам было запрещено принимать важные решения, иметь собственное имущество или занимать высокие должности. Однако, в некоторых случаях, особенно в высших сословиях, женщины могли получать образование и заниматься искусством и литературой.

Какие ограничения накладывались на интимную жизнь женщин в древней Индии?

В древней Индии интимная жизнь женщин была строго контролируема. В гаремах правителей женщины находились под строжайшей охраной и они не имели никакой свободы. В высших сословиях женщин старались оградить от контактов с лицами противоположного пола. Однако, несмотря на эти ограничения, некоторым женщинам, особенно влиятельным и образованным, удавалось сохранять свою независимость и даже играть важные роли в обществе.

Какие эпосы относятся к эпическому наследию древней Индии?

К эпическому наследию древней Индии относятся эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна".

Какое положение занимала женщина в древней Индии?

В древней Индии женщина занимала второстепенное положение и была подчинена мужчине. Ей не предоставлялось никакой свободы и она была ограничена в своих действиях и возможностях.