Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Понятие ролей. Ролевые теории личности.

  • 32 страницы
  • 15 источников
  • Добавлена 28.03.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к понятию социальной роли
1.1. Понятие социальной роли
1.2. Сущность ролевого поведения
1.3. Типы и свойства социальной роли
Глава 2. Ролевые теории личности
2.1. Применение концепций личности и ролевых теорий
2.2. Социально-психологический подход
2.3. «Социальная драматургия» И. Гоффмана
2.4. Классификации ролей
2.5. Ролевые конфликты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Прежде всего, редко употребляется сам термин«социальная роль». Чаще фигурирует термин «роль индивида». Так, например, Т. Сарбин и В. Аллен в отдельных случаях употребления термина «социальная роль» тут же разъясняют, что он является для них синонимом термина «межличностная роль». Выделяя формальные и неформальные роли как относящиеся соответственно к макро- и микроструктуре, они видят основное различие между ними в том, что в отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более единые и четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто бывают даже зафиксированы в письменной форме, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей. Т. Шибутани, в свою очередь, по этому признаку подразделяет роли на «конвенциональные», т.е. такие, в отношении которых у членов общества имеются общепринятые, конвенциональные представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и на «межличностные», в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений. Нет сомнения в том, что социальные роли более жестко детерминированы, чем межличностные, поскольку они непосредственно связаны с общественно необходимой деятельностью и объективными общественными отношениями. Представления о правах и обязанностях носителей социальных ролей достаточно четко отражаются в сознании членов общества, так как без этого было бы невозможно организовать даже самую элементарную общественно необходимую деятельность. Межличностные роли гораздо более неопределенны по форме своего выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъективными отношениями, с психическими свойствами индивидов, обладающими гораздо большим разнообразием и неопределенностью, чем объективные закономерности общественного развития и функционирования общества.Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. В данном вопросе также находит свое отражение один из методологических принципов интеракционизма — сведение социальных отношений лишь к межличностным.Широко распространено предложенное Тибо и Келли деление ролей на «предписанные» («prescribed»), т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые» («achieved»), т.е.те, которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида.Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. Это деление обусловливается тем, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными, каждая из которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.Т. Сарбин и В. Аллен классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют семь таких стадий—от нулевой, когда индивид лишь числится носителем какой-либо роли, но, по существу, ее не выполняет, до максимальной включенности, которой считается исполнение какой-либо роли под воздействием веры в сверхъестественные силы. К промежуточным стадиям они относят «ритуальные роли» — вторые по степени включенности. Здесь имеются в виду различные роли, в том числе и профессиональные, которые исполняются индивидом полуавтоматически, без заинтересованности. Далее следует, по их терминологии, «углубленное исполнение роли», в качестве примера которой приводится успешное вхождение в роль актера. Следующие стадии связаны с исполнением роли в состоянии гипноза, невроза, экстаза и, наконец, под воздействием веры в сверхъестественные силы.В вышеприведенной классификации наибольшее внимание уделяется либо незначимым для человека ролям, либо их исполнению в несвойственных для повседневной деятельности человека состояниях и меньше всего говорится об «углубленном исполнении роли», в качестве примера которой приводится лишь актерская деятельность. Довольно большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии как способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, т.е. не только знать, но и сопереживать роль другого вместе с ее исполнителем. В качестве примера может быть приведено исследование Р. Тернера о функции эмпатии в процессе взаимодействия. Главный вывод Р. Тернера заключается в том, что эмпатия выполняет положительную функцию для участников взаимодействия в том случае, когда взаимодействующие индивиды добиваются общей цели, иотрицательную, когда они преследуют противоположные цели, как, например, солдаты враждебных армий в ходе боевых действий.Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом можно выделить следующие группы факторов: 1) знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект; 2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект; 3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект; 4) способность рефлексировать свое ролевое поведение. Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта.2.5. Ролевые конфликтыПод ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами: степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызвать; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт.В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевымотносят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У. Е. Еуда «Теория ролевой напряженности». Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. По мнению У. Еуда, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида; б) тех положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей. Как видно из рассуждений Еуда, они основываются главным образом на здравом смысле, причем все сводится лишь к субъективным оценкам и восприятиям роли, без попытки связать эти факторы с объективной значимостью той или иной роли для данного общества или группы.Когда речь идет о межролевых конфликтах, связанных с несовместимостью требований, предъявляемых различными ролями из-за противоречивости и даже противоположности их требований, то в качестве примера такого рода конфликтов чаще всего приводится маргинальная личность. В состоянии межролевого конфликта маргинальная личность оказывается в том случае, когда группы, к которым она одновременно принадлежит, состоят в конфликтных отношениях, а маргинальный человек не может сделать решительного выбора и прочно идентифицировать себя с одной из враждующих групп. В положении маргинальной личности часто оказываются люди, произошедшие от смешанных межнациональных или социальных браков, и др. Весьма много социально-психологических исследований посвящено межролевым конфликтам такой маргинальной личности, как мастер на производстве, который с точки зрения западной социальной психологии занимает промежуточное положение между рядовыми рабочими и администрацией. Большая часть этих исследований преследует манипуляторские цели, так как они направлены на нахождение для мастера таких способов поведения при исполнении его роли, которые создавали бы у подчиненных иллюзию того, что он идентифицирует себя с ними.Анализ внутриролевогоконфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровекой, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они зачастую рассматривали их как своих конкурентов. Т. Ньюком, говоря о многочисленности ролей, которые приходится выполнять одному лицу, отмечает: «Поразительно, как большинству из нас удается выполнять столь много различных ролей при минимуме конфликтов». Он объясняет это прежде всего тем, что несовместимые роли, заключающие возможность возникновения ролевого конфликта, «не пересекаются», т.е. выполняются в разное время и в разных условиях. Однако, вопреки утверждениям Ньюкома, как свидетельствует повседневная практика и многочисленные исследования, ролевые конфликты являются весьма частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда. Ролевые конфликты, по мнению большинства исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций, «теория ролевой напряженности» Гуда, уже рассматривалась выше. Сходный подход можно обнаружить и в работе Н. Гросса, У. Мэйсона и А. МакИчерна. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов. Первая группа факторов связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя (т.е. насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли, насколько он считает их справедливыми). Вторая группа факторов включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли. К третьей группе факторов вышеуказанные авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию. Исходя из анализа этих факторов, полагают авторы, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли. В конечном итоге предусматривается альтернатива: индивид, ориентированный на моральные ценности, при решении ролевого конфликта будет исходить из своего морального отношения к требованиям роли; прагматически ориентированные лица будут руководствоваться теми ожидаемыми санкциями, которые могут последовать в результате того или иного исполнения ими данной роли. Как и многие другие ролевые концепции, рассуждения Гросса, Мэйсона и МакИчерна опираются на соображения здравого смысла.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальная роль– это нормативный образец поведения, совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий определенный статус в социальной системе.Можно также сказать, что социальная роль – это совокупность требований,предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенный социальный статус. Обычностатус включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса,называется ролевым набором. Социальная роль– это нормативный образец поведения, совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий определенный статус в социальной системе.Можно также сказать, что социальная роль – это совокупность требований,предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенный социальный статус. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса,называется ролевым набором. Подводя итог анализу ролевых теорий в рамках интеракционистской ориентации, необходимо подчеркнуть, что эти теории заслуживают внимания, во-первых, потому, что в них предпринимается попытка дать социально-психологический анализ такого важного для понимания социального поведения людей феномена, как социальная роль. Интересен большой эмпирический материал, собранный на основе лабораторных и полевых исследований ролевого поведения, а также попытки классификации ролей и ролевых конфликтов, выявления социально-психологических факторов и механизмов ролевого поведения. Однако значимость данных моментов в ролевых теориях значительно снижается из-за их методологических недостатков, характерных для всей интеракционистской ориентации, прежде всего из-за сведения всех социальных явлений к социально-психологическим и игнорирования содержательной деятельности личности в ролевом поведении и объективных социально-исторических условий, детерминирующих в конечном итоге те требования, которые предъявляются к ролевому поведению людей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учеб.пособие для ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 2002.Зосименко И. А. Социология в схемах / И. А. Зосименко, В. А. Чернов. – Ульяновск : УлГТУ, 2010.Келли Г., ТибоДж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости/Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. – М., 2003Луман Н. Л Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004.Симонова, О. А. История социологии ХХ века : учебное пособие / О. А. Симонова. – М. : Логос, 2002.Система социологического знания: учеб. Пособие / Сост. Г.В. Щекин. – 4-е изд. – К.: МАУП. – 2001.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992Социология / Под ред. Елсукова А.Н. – Мн., 2000.Социология. В двух частях. Часть 1: учебное пособие для студентов всех специальностей и направлений / О. В. Шиняева, И. Г. Гоношилина, И. А. Зосименко и др. – Ульяновск : УлГТУ, 2011.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003.Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, НА. Нартов, О.А, Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.Фролов, С. С. Социология : учебник / С. С. Фролов. – 3-е изд., доп. – М. : Гардарики, 2009.Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М, 1999.Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учеб.пособие для ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 2002.
2.Зосименко И. А. Социология в схемах / И. А. Зосименко, В. А. Чернов. – Ульяновск : УлГТУ, 2010.
3.Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимос¬ти/Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
4.Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. – М., 2003
5.Луман Н. Л Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Издательство "Логос". 2004.
6.Симонова, О. А. История социологии ХХ века : учебное пособие / О. А. Симонова. – М. : Логос, 2002.
7.Система социологического знания: учеб. Пособие / Сост. Г.В. Щекин. – 4-е изд. – К.: МАУП. – 2001.
8.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992
9.Социология / Под ред. Елсукова А.Н. – Мн., 2000.
10.Социология. В двух частях. Часть 1: учебное пособие для студентов всех специальностей и направлений / О. В. Шиняева, И. Г. Гоношилина, И. А. Зосименко и др. – Ульяновск : УлГТУ, 2011.
11.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003.
12.Социология: Учебник для вузов / ВН. Лавриненко, НА. Нартов, О.А, Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
13.Фролов, С. С. Социология : учебник / С. С. Фролов. – 3-е изд., доп. – М. : Гардарики, 2009.
14.Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М, 1999.
15.Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Содержание < / ul>

  • Введение
  • Глава 1. Понятие "ролевая теория личности"
  • < / ul>
  • 1.1 Сущность, роль теории личности
  • 1.2 Виды и характеристики социальных ролей и статусов
  • 1.3 Теория "зеркального Я" Чарльза Кули
  • Глава 2. Применение ролевой теории личности в современном социально-экономический, управление
  • < / ul>
  • 2.1 Сущность и элементы социально-экономического управления
  • 2.2 Ролевая игра как форма управленческого тренинга
  • 2.3 Преимущества и недостатки ролевых игр и способов получить бульшей эффективности от них
  • Вывод
  • библиография
  • Приложение 1
  • Введение

    это тема скорее актуальна, чем нет, потому что в разных организациях и разными руководителями проводятся разные политики в области применения этой теории. Это связано с недостаточным вниманием к этой сфере обучения и развития различных социальных групп.

    вид руководителей, четко установленного социально-экономической системы на персонал управления, и так менеджеры еще работают, и не до конца понятно, что эта область или нет.

    Основоположниками роль теории личности являются американские ученые Дж. Мид и Т. Парсонс, которые ставят акцент на "научении роли, роли обучения в процессе взаимодействия между людьми, кроме того, он считал, что стимул "ролевые ожидания"[20]. В наше время никто не занимается теоретической частью этой проблемы, но и семинары, создаются регулярно и постоянно обновляются и дорабатываются, например, практике и Др. с минаева. В источниках российского, имеют место расхождения в толковании определение понятия "роль" и классификации ролей различных личностей и научных в области социологии. Многие согласны с тем, что роли могут быть классифицированы в зависимости от той системы, в которой они являются одним из элементов взаимодействия. А. Г. Асмолов в монографии вывел "роль для всех", "роль для группы" и "роль" [24, c. 262].

    В тему "Ролевая теория личности и ее применение в социально-экономическое развитие управление" объект исследования это те, в адрес которых осуществляется контроль, много личностей. В этом случае, это будет персонал предприятия или организации. А объектом исследования будет большой набор различных ролей, сыгранных человеком на протяжении всей его жизни и профессиональной деятельности, их классификация и особенности.

    Узнать стоимость работы