Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблема кризиса середины жизни.

  • 21 страница
  • 6 источников
  • Добавлена 06.04.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Характеристика кризиса середины жизни
Причины кризиса середины жизни
Гендерные особенности прохождении кризиса средины жизни
Пути преодоления кризиса среднего возраста
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Они могут завязывать сексуальные взаимоотношения, менять образ жизни, полагаясь на свой ум и способности. Женщина, выбравшая такую модель поведения, предпочитает никак не определяться в жизни: не имеет постоянного заработка, семьи, профессии, часто бродяжничает и обладает, как правило, незрелой личностью, не готова «любить и работать», имеет низкую самооценку, живет сегодняшним днем, не задумываясь о будущем.
Содержание кризиса: женщина устает от «вольной жизни», встает проблема поиска себя в мире. Она должна решить проблемы и юношеского, и 30 летнего периода. Если задачи предыдущего периода не решены, они могут усложниться или наложиться на задачи следующих периодов развития. Женщина чувствует, что ее давят новые задачи, а со старыми она еще не справилась. Поэтому могут появиться психические заболевания, потеряется жизненный ориентир и желание смерти. Эти женщины могут входить в группу риска: ведут асоциальный образ жизни, для них характерно деструктивное поведение, употребление алкоголя и наркотиков. При самом негативном исходе данные проблемы обостряются, женщина «застревает» на юношеской стадии. 
Таким образом, в зависимости от линии поведения, выбранной в молодом возрасте, кризис средины жизни может проходить более или менее ярко, а также иметь разные пути разрешения. По мнению психологов, в любом периоде жизни человек должен решать определенные проблемы. Если есть вопросы, то необходимо искать ответы, только так можно принять решение и вернуть потерянную внутреннюю гармонию. Таким образом, кризис середины жизни всегда следует понимать, как возможность все начать сначала.


















Пути преодоления кризиса среднего возраста
В психологии отмечается большая важность конструктивного преодоления кризисных ситуаций, так как их не решение, или неадекватное решение может привести к довольно тяжелым последствиям.
Принципиальные различия между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания с психологическими трудностями и проблемами связаны с направленностью, целями, которые они преследуют. Эффективные стратегии направлены на работу с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни. Неэффективные стратегии реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса, сопровождающих его эмоциональных состояний.
Общим признаком деструктивных стратегий является фактическое нежелание или неспособность человека работать со своей проблемой. Он не готов к принятию решений, к ответственности, боится их последствий и надеется, что все как-нибудь устроится само собой.
В популярной литературе, журналах часто даются безответственные советы, которые приводят к еще худшему состоянию и тяжелым последствиям. Советы примерно такие:
«Забудь психотравму (человека, ситуацию и.т.п.)». А как ее забыть? Психотравма постоянно присутствует навязчивыми мыслями и требует эмоционального ответа, одновременно истощая психологические ресурсы. Естественно, что одного желания мало, чтобы ее забыть.
Но можно переключить себя на помощь другим людям, думать о них, сострадать им. В этом случае помощь другим отнимает время от собственного страдания и утомительного «пережевывания» потери.
«Развлекись, отвлекись». Этот неэффективный совет, наиболее часто встречающийся. По-другому, этот совет можно сформулировать так: «Забудься, уйди временно от реальности». А что потом? Все равно приходит возвращение в реальность. И возвращение это еще острее переживается. Человек, придя опять в нормальное состояние, понимает, что попытка ухода от действительности была тщетной. Проблема никуда не делась, но, кроме того, он бессмысленно потратил время.
Как отвлечь себя от тягостной действительности, но со смысМом? можно принять меры по замедлению процесса старения – занятия спортом, отказ от вредных привычек. Можно попробовать осуществить то, о чем мечтали всю свою жизнь и так и не решились это сделать. Для каждого это будет что-то свое: кто-то научиться кататься на лыжах, кто-то прыгнет с парашютом, кто-то сядет за руль автомобиля. Можно просто делать добрые дела. Ни один человек не сможет сказать, что он зря провел время, бескорыстно помогая другим.
«Поднимите свою самооценку». Предлагается вставать перед зеркалом и говорить себе о том, какая я распрекрасная, красивая, умная и успешная. То есть искусственно внушать это себе. И действительно, многие встают и внушают. И получается, но к чему это приводит? К тому, что самооценка (часто необоснованно) повышается, уровень притязаний растет, а в реальности ничего по отношению к человеку не меняется. Временно, может, и помогло, но по-настоящему это не спасет. Наоборот, убедив себя в том, что я такая замечательная, еще труднее себе ответить на вопрос почему же мне так плохо и больно. Получается большое несоответствие между уровнем притязаний и реальностью и кризис усугубляется.
Еще один совет, который принципиально помочь не может, а может только на время ослабить симптом кризиса, такой: «Сделайте новую прическу, меняйте имидж, доставляйте себе радости». Такие советы временно помогают, но решить принципиально ситуацию они не могут. Здесь опять речь идет о повышении самооценки, только с другой стороны. После того, как столь много сделано для собственного украшения, создания нового имиджа, те, для кого это сделано, не оценивают эти труды. Возможно, для себя это и становится приятным, но принципиально это не способствует выходу из кризиса. Это поверхностная мера, которая может принести только временное облегчение.
Как же поднять самооценку и при этом получить помощь для себя? Необходимо получить реальное, имеющее основание, уважение от других людей. Сделать это не сложно. Вокруг нас всегда есть люди, которым нужна помощь. Такие дела должны совершаться без желания получить в ответ благодарность, с сознанием того, как мало мы делаем. Участвуя в добрых делах, человек получает благодарность и уважение. Это неминуемо повысит истинную самооценку, причем гораздо лучше и основательнее, чем новый имидж.
Конструктивное преодоление личностного кризиса предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное. Подлинная проблема состоит в созидании нового смысла, в смыслопорождении, когда результатом внутренней работы личности по преодолению критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия.







Заключение
Кризис середины жизни протекает примерно в 40 лет. Для большинства людей это период наибольшей работоспособности. Однако в этом возрасте нередко возникает чувство безнадежности, неудовлетворенности, появляется осознание недостижимости поставленных в юности целей и бессмысленности жизни. Поскольку человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. У многих людей в этот период появляются психические нарушения, например, внутреннее беспокойство, склонность к депрессии. Мужчины чаще подвержены кризису средних лет, чем женщины.
Универсальных рецептов как справиться с кризисом не существует. Но важны не конкретные действия, а их содержание, смысл, который за ними стоит. Ведь задача каждого уникальна, как уникальны и возможности ее осуществления. И у каждого свое собственное призвание — конкретное предназначение, которое требует своей реализации.
Важно понять, что с кризисом середины жизни непременно сталкивается каждый человек. Возрастной кризис – это абсолютно нормальное явление, имеющее свои причины, закономерности и цель. Человеку необходимо осознанно перейти в другое возрастное поколение, признать, что существуют объективные физические возрастные ограничения, что часть возможностей упущена безвозвратно, многого никогда не вернуть и многого уже никогда не сделать. И к этому «никогда» отнестись как к суровой, но реальности. Однако при этом важно не упустить и того ценного, что есть в настоящем, в том числе и свои возрастные преимущества: то, чего добился человек, то, сколько он знает и умеет и еще многое может.

Список литературы
Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. - 16-е изд. СПб: Питер, 2004. - 955 с.
Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005.
Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. - 16-е изд. СПб: Питер, 2004. - 955 с.
Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. - 16-е изд. СПб: Питер, 2004. - 955 с., с. 468.
Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002, с. 280.
Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002, с. 296.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005.









2

Список литературы
1.Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
2.Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. - 16-е изд. СПб: Питер, 2004. - 955 с.
3.Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
5.Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005.
6.Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

Особенности переживания личностью кризиса середины жизни

Особенности переживания личностью кризиса середины жизни

В настоящее время существует много психологических теорий (З. Фрейд, Л. Выготский, Э. Эриксон, Л Божович и т. д.), в которых авторы утверждают, что полностью функционирующая личность формируется путем прохождения некоторых стадий в своем развитии. И каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает при переходе на следующую стадию психосоциального развития. Форма, длительность и интенсивность кризиса в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека.

Часть авторов (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец) видят в кризисах негативное, девиантное проявление. Я думаю, что нормальное развитие человека вполне возможно без прохождения кризисов.

Однако ряд авторов считают кризисы необходимым и обязательным условием для дальнейшего развития человека. Так, Э. Эриксон пишет "кризис означает не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник силы...".

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивные и негативные компоненты. Так, если человеку не удается разрешить кризис, то это наносит вред личности и появляются негативные качества, например (по Эриксону) - базальное недоверие или чувство вины. Если человек разрешает кризисную ситуацию (благоприятно ее преодолевает), то он приобретает нечто новое, то, чего не было на предыдущих стадиях (базальное доверие и инициативность), становиться более зрелой и адаптивной личностью.

В основном хорошо исследованы для детей и подростков кризисов, а кризисы зрелых периодов жизни и старости значительно менее изучены. Но именно в середине жизни люди достигают определенного общественного положения, власти, получают возможность распоряжаться другими людьми. Средний возраст глав государств во всем мире около 50 лет.

Известно, что во взрослом возрасте такие поворотные моменты возникают несколько реже; и перестройка сознания и переориентация на новые жизненные цели и ценности происходят, как правило, более скрыто. Основные исследования в этой области проводились: Э Эриксоном, Ш. Бюллером, П. Жане, Б. Ливерхудом.

Ближе к середине жизненного пути, человек начинает чувствовать разницу между теми идеальными планами и существующей реальностью. И человек вдруг понимает, что уже очень многие не имеют времени, не будет в состоянии сделать, что многие идеи не удастся реализовать. Результатом кризиса средних лет является выработка нового "я" - образа, переосмысление жизненных целей, коррекция обычная на мир. Достижением человека, преодолела кризис середины жизни, является-зрелость.

Узнать стоимость работы