Проблема кризиса середины жизни.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 2121 страница
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 06.04.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Характеристика кризиса середины жизни
Причины кризиса середины жизни
Гендерные особенности прохождении кризиса средины жизни
Пути преодоления кризиса среднего возраста
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Они могут завязывать сексуальные взаимоотношения, менять образ жизни, полагаясь на свой ум и способности. Женщина, выбравшая такую модель поведения, предпочитает никак не определяться в жизни: не имеет постоянного заработка, семьи, профессии, часто бродяжничает и обладает, как правило, незрелой личностью, не готова «любить и работать», имеет низкую самооценку, живет сегодняшним днем, не задумываясь о будущем.
Содержание кризиса: женщина устает от «вольной жизни», встает проблема поиска себя в мире. Она должна решить проблемы и юношеского, и 30 летнего периода. Если задачи предыдущего периода не решены, они могут усложниться или наложиться на задачи следующих периодов развития. Женщина чувствует, что ее давят новые задачи, а со старыми она еще не справилась. Поэтому могут появиться психические заболевания, потеряется жизненный ориентир и желание смерти. Эти женщины могут входить в группу риска: ведут асоциальный образ жизни, для них характерно деструктивное поведение, употребление алкоголя и наркотиков. При самом негативном исходе данные проблемы обостряются, женщина «застревает» на юношеской стадии. 
Таким образом, в зависимости от линии поведения, выбранной в молодом возрасте, кризис средины жизни может проходить более или менее ярко, а также иметь разные пути разрешения. По мнению психологов, в любом периоде жизни человек должен решать определенные проблемы. Если есть вопросы, то необходимо искать ответы, только так можно принять решение и вернуть потерянную внутреннюю гармонию. Таким образом, кризис середины жизни всегда следует понимать, как возможность все начать сначала.


















Пути преодоления кризиса среднего возраста
В психологии отмечается большая важность конструктивного преодоления кризисных ситуаций, так как их не решение, или неадекватное решение может привести к довольно тяжелым последствиям.
Принципиальные различия между конструктивными и неконструктивными стратегиями совладания с психологическими трудностями и проблемами связаны с направленностью, целями, которые они преследуют. Эффективные стратегии направлены на работу с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни. Неэффективные стратегии реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса, сопровождающих его эмоциональных состояний.
Общим признаком деструктивных стратегий является фактическое нежелание или неспособность человека работать со своей проблемой. Он не готов к принятию решений, к ответственности, боится их последствий и надеется, что все как-нибудь устроится само собой.
В популярной литературе, журналах часто даются безответственные советы, которые приводят к еще худшему состоянию и тяжелым последствиям. Советы примерно такие:
«Забудь психотравму (человека, ситуацию и.т.п.)». А как ее забыть? Психотравма постоянно присутствует навязчивыми мыслями и требует эмоционального ответа, одновременно истощая психологические ресурсы. Естественно, что одного желания мало, чтобы ее забыть.
Но можно переключить себя на помощь другим людям, думать о них, сострадать им. В этом случае помощь другим отнимает время от собственного страдания и утомительного «пережевывания» потери.
«Развлекись, отвлекись». Этот неэффективный совет, наиболее часто встречающийся. По-другому, этот совет можно сформулировать так: «Забудься, уйди временно от реальности». А что потом? Все равно приходит возвращение в реальность. И возвращение это еще острее переживается. Человек, придя опять в нормальное состояние, понимает, что попытка ухода от действительности была тщетной. Проблема никуда не делась, но, кроме того, он бессмысленно потратил время.
Как отвлечь себя от тягостной действительности, но со смысМом? можно принять меры по замедлению процесса старения – занятия спортом, отказ от вредных привычек. Можно попробовать осуществить то, о чем мечтали всю свою жизнь и так и не решились это сделать. Для каждого это будет что-то свое: кто-то научиться кататься на лыжах, кто-то прыгнет с парашютом, кто-то сядет за руль автомобиля. Можно просто делать добрые дела. Ни один человек не сможет сказать, что он зря провел время, бескорыстно помогая другим.
«Поднимите свою самооценку». Предлагается вставать перед зеркалом и говорить себе о том, какая я распрекрасная, красивая, умная и успешная. То есть искусственно внушать это себе. И действительно, многие встают и внушают. И получается, но к чему это приводит? К тому, что самооценка (часто необоснованно) повышается, уровень притязаний растет, а в реальности ничего по отношению к человеку не меняется. Временно, может, и помогло, но по-настоящему это не спасет. Наоборот, убедив себя в том, что я такая замечательная, еще труднее себе ответить на вопрос почему же мне так плохо и больно. Получается большое несоответствие между уровнем притязаний и реальностью и кризис усугубляется.
Еще один совет, который принципиально помочь не может, а может только на время ослабить симптом кризиса, такой: «Сделайте новую прическу, меняйте имидж, доставляйте себе радости». Такие советы временно помогают, но решить принципиально ситуацию они не могут. Здесь опять речь идет о повышении самооценки, только с другой стороны. После того, как столь много сделано для собственного украшения, создания нового имиджа, те, для кого это сделано, не оценивают эти труды. Возможно, для себя это и становится приятным, но принципиально это не способствует выходу из кризиса. Это поверхностная мера, которая может принести только временное облегчение.
Как же поднять самооценку и при этом получить помощь для себя? Необходимо получить реальное, имеющее основание, уважение от других людей. Сделать это не сложно. Вокруг нас всегда есть люди, которым нужна помощь. Такие дела должны совершаться без желания получить в ответ благодарность, с сознанием того, как мало мы делаем. Участвуя в добрых делах, человек получает благодарность и уважение. Это неминуемо повысит истинную самооценку, причем гораздо лучше и основательнее, чем новый имидж.
Конструктивное преодоление личностного кризиса предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное. Подлинная проблема состоит в созидании нового смысла, в смыслопорождении, когда результатом внутренней работы личности по преодолению критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия.







Заключение
Кризис середины жизни протекает примерно в 40 лет. Для большинства людей это период наибольшей работоспособности. Однако в этом возрасте нередко возникает чувство безнадежности, неудовлетворенности, появляется осознание недостижимости поставленных в юности целей и бессмысленности жизни. Поскольку человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. У многих людей в этот период появляются психические нарушения, например, внутреннее беспокойство, склонность к депрессии. Мужчины чаще подвержены кризису средних лет, чем женщины.
Универсальных рецептов как справиться с кризисом не существует. Но важны не конкретные действия, а их содержание, смысл, который за ними стоит. Ведь задача каждого уникальна, как уникальны и возможности ее осуществления. И у каждого свое собственное призвание — конкретное предназначение, которое требует своей реализации.
Важно понять, что с кризисом середины жизни непременно сталкивается каждый человек. Возрастной кризис – это абсолютно нормальное явление, имеющее свои причины, закономерности и цель. Человеку необходимо осознанно перейти в другое возрастное поколение, признать, что существуют объективные физические возрастные ограничения, что часть возможностей упущена безвозвратно, многого никогда не вернуть и многого уже никогда не сделать. И к этому «никогда» отнестись как к суровой, но реальности. Однако при этом важно не упустить и того ценного, что есть в настоящем, в том числе и свои возрастные преимущества: то, чего добился человек, то, сколько он знает и умеет и еще многое может.

Список литературы
Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. - 16-е изд. СПб: Питер, 2004. - 955 с.
Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005.
Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. - 16-е изд. СПб: Питер, 2004. - 955 с.
Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. - 16-е изд. СПб: Питер, 2004. - 955 с., с. 468.
Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002, с. 280.
Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002, с. 296.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005.









2

Список литературы
1.Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
2.Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. - 16-е изд. СПб: Питер, 2004. - 955 с.
3.Крайг Дэвис. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002.
4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
5.Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005.
6.Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое кризис середины жизни?

Кризис середины жизни - это период, когда человек осознает свое старение и начинает задаваться вопросами о его смысле и направлении. В такой период возникают различные эмоциональные и психологические проблемы, которые часто приводят к неудовлетворенности и поиску нового смысла жизни.

Какие причины кризиса середины жизни?

Причины кризиса середины жизни могут быть разнообразными. Некоторые люди испытывают этот кризис из-за потери близкого человека, изменения в семейной или профессиональной жизни, старения или разочарования в достижениях. Также кризис может быть связан с появлением новых целей и желанием внести изменения в жизнь.

Какие гендерные особенности проявляются в кризисе середины жизни?

Гендерные особенности проявляются в кризисе середины жизни по-разному. У мужчин, кризис чаще связан с потребностью в подтверждении своей мужественности, стремлении к успеху и самоутверждением. У женщин, кризис может быть обусловлен потребностью в самореализации, поиском новых ролей и уходом от стереотипов.

Как преодолеть кризис середины жизни?

Существует несколько способов преодоления кризиса середины жизни. Важно обратиться за профессиональной помощью психолога или терапевта, чтобы разобраться в своих чувствах и мыслях. Также полезно задуматься о своих ценностях и установить новые цели для себя. Важную роль играет поддержка близких и умение найти новое, интересное занятие или хобби.

Какая литература поможет разобраться в кризисе середины жизни?

Некоторые книги, которые могут помочь разобраться в кризисе середины жизни, включают "Кризис среднего возраста: искусство изменений и самопознания" Хантера Хэнчба и "В поисках смысла жизни" Виктора Франкла. Также можно обратиться к работам психологов, которые специализируются на этой теме, например, "Кризис середины жизни" Мидлтона-Мёрса и "Кризис середины жизни у мужчин" Кочкарова.

Каковы причины кризиса середины жизни?

Причины кризиса середины жизни могут быть разными и индивидуальными для каждого человека. Некоторые из них включают разочарование в достижениях и целях, сомнения в своей идентичности и месте в обществе, потерю смысла жизни, стремление к новым и неизведанным возможностям.

Какие гендерные особенности проявляются при прохождении кризиса середины жизни?

У мужчин и женщин могут проявляться разные гендерные особенности при прохождении кризиса середины жизни. Например, мужчины часто испытывают стремление к достижению успеха и признанию, а женщины могут столкнуться с проблемами связанными с материнством, уходом за детьми и конфликтом между личными и профессиональными целями.

Какими путями можно преодолеть кризис среднего возраста?

Существуют различные пути для преодоления кризиса среднего возраста. Некоторые из них включают смену жизненной ситуации, поиск новых увлечений и интересов, обращение к психологу или терапевту, укрепление семейных и социальных связей, саморазвитие и самоанализ.

Какая характеристика кризиса середины жизни?

Кризис середины жизни характеризуется переоценкой жизненных ценностей и приоритетов, сомнениями в своей идентичности и направлении, поиском нового смысла и цели жизни. Это период, когда человек ощущает сильную эмоциональную напряженность и стремится найти новые способы самореализации и удовлетворения.

Какие изменения могут происходить в сексуальных взаимоотношениях во время кризиса середины жизни?

Во время кризиса середины жизни могут происходить различные изменения в сексуальных взаимоотношениях. Некоторые люди могут испытывать сексуальное безразличие, потерю интереса к сексу, или наоборот - стремиться к новым сексуальным опытам и приключениям. Это связано с изменениями в физическом и эмоциональном состоянии человека в этом возрасте.