Таможенный контроль исторических и культурных ценностей

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Таможенное дело
  • 2525 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.03.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Таможенный контроль исторических и культурных ценностей



Введение
1. Международно-правовой статус культурных ценностей
2.Правовое обеспечение таможенного контроля
3. Выявление и пресечение таможенных правонарушений как способ таможенного контроля исторических и культурных ценностей
4. Международное сотрудничество по борьбе с незаконным оборотом культурных и исторических ценностей
Заключение
Список используемой литературы:

Фрагмент для ознакомления

Существенно осложняет работу отсутствие нормативного акта, который бы сыграл координирующую роль между таможенными органами и заинтересованными ведомствами в их деятельности по предупреждению и раскрытию хищений предметов, имеющих особую ценность.
4. Международное сотрудничество по борьбе с незаконным оборотом культурных и исторических ценностей
Преступные посягательства на культурные ценности как преступления международного характера имеют свою специфику, которая связана с оборотом культурных ценностей, международным характером их скупки и перепродажи, распространением посягательств на произведения истории и культуры во всем мире, а также некоторой аналогией форм и методов борьбы с этими преступлениями в разных странах.
Международная борьба с преступностью, посягающей на культурное достояние народов, осуществляется в рамках широкого сотрудничества государств по социальным вопросам и является частью этого сотрудничества. Признание на международном уровне факта хищения предмета искусства или культуры способствует его поиску и возвращению законному владельцу независимо от его статуса: объектами поиска и контроля являются как предметы, находящиеся в государственной собственности, так и предметы из частных коллекций.
На современном этапе сотрудничество государств в области борьбы с преступлениями, посягающими на культурные ценности, ведется по нескольким направлениям.
1. Признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения.
2. Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передачи их заинтересованному государству, розыск и возвращение в страну собственника похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностей.
3. Помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу.
4. Изучение проблем преступности и борьбы с ней.
5. Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности.
Государства осуществляют борьбу с преступностью главным образом путем применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Однако только таких мер для достижения положительных результатов недостаточно. Поэтому сотрудничество государств в области борьбы с уголовной преступностью приобретает большую значимость.
Одна из существенных черт современного состояния международной борьбы с преступностью - возрастание роли международных организаций в качестве организационного и координирующего центра. Характерной чертой современного этапа сотрудничества государств в борьбе с преступностью, в том числе направленной против культурного наследия народов, является то, что все большую роль здесь играет Организация Объединенных Наций.
Чтобы разыскать и вернуть похищенную и незаконно вывезенную ценность в страну собственника и привлечь к ответственности преступников, требуется взаимодействие нескольких государств и их правоохранительных органов. Особая роль в этой борьбе отводится непосредственно Интерполу как международной организации уголовной полиции, призванной координировать сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью.
Деятельность Интерпола по борьбе с хищениями предметов, имеющих особую историческую, культурную и художественную ценность, регулируют положения Типового договора о предупреждении преступлений, связанных с посягательствами на культурное наследие народов в форме движимых ценностей, принятого на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г., Гавана). В Типовом договоре указаны категории предметов, считающихся культурными ценностями, а также обязанности государств-участников, направленные на борьбу с ввозом, вывозом, оборотом похищенных движимых ценностей, в том числе в сфере законотворчества, обмена информацией, охраны прав добросовестного приобретателя. Новый стратегический план Интерпола по борьбе с организованной преступностью предполагает собрать вокруг Интерпола, уже объединяющего около 200 стран, все региональные правоохранительные организации. Это, в частности, Европол, аналогичные структуры, созданные в Латинской Америке и Африке, таможенные службы разных стран, Совет министров внутренних дел СНГ и другие. Сам Интерпол уже вышел за рамки чисто полицейской организации. Он осуществляет координацию всех государственных органов по борьбе с международной преступностью, включая полицию, правосудие, прокуратуру, налоговые службы. Именно Интерпол обладает в настоящее время наиболее совершенной системой информационного обмена, потому что все национальные центральные бюро работают в круглосуточном режиме и по электронной почте передают информацию. Особое значение имеют единые международные правовые процедуры, касающиеся, прежде всего розыска преступников, их задержания и экстрадиции. Интерпол выступает в качестве международного центра регистрации преступников, а также осуществляет координацию международного розыска преступников и похищенных ценностей.
Европол предложил свою программу по борьбе с организованной преступностью, в том числе в странах Восточной Европы и в бывшем советском пространстве. Европол оснащен "самыми современными информационными системами в Европе, позволяющими проводить консультации с представителями полиции 15 стран ЕС. Пятнадцать стран ЕС обладают мощными банками данных, которые не дублируют банки данных Интерпола.
Сотрудничество наших правоохранительных органов с Европолом открывает новые перспективы в борьбе с организованной преступностью в сфере культуры, в российской криминальной ситуации опыт стран ЕС в борьбе с посягательствами на культурные ценности будет востребован.
Международные отношения в сфере охраны культурных ценностей не ограничиваются связями между государствами или межгосударственными международными организациями. Практика показывает, что в данной области активно сотрудничают международные неправительственные организации, например Международный совет архивов - МСА, Международная организация по защите произведений искусства - ИОПА, Международная ассоциация библиотечных ассоциаций и учреждений - ИЛФА, а также юридические и физические лица.
Дальнейшее развитие сотрудничества государств в сфере охраны и защиты культурных ценностей от преступных посягательств будет диктовать все большее вмешательство международно-правового регулирования в область национального законодательства. Для эффективной борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности необходимо принятие специальных межправительственных соглашений о передаче информации и содействии в розыске со странами ближнего и дальнего зарубежья, а также совершенствование российского законодательства, связанного с охраной культурного достояния и борьбой с преступными посягательствами в указанной сфере.
Таким образом, проблема сохранения культурного достояния и эффективной борьбы с преступными посягательствами на него является общей для всех стран. Преступные посягательства на культурные ценности характеризуются повышенной опасностью, сложностью предупреждения и раскрытия. Для возвращения похищенного и привлечения преступников к ответственности требуется напряженная работа и сотрудничество правоохранительных органов нескольких стран. Классификация транснациональной преступности, разработанная ООН, демонстрирует, насколько сильно влияние преступности на жизнь частных лиц, на отдельные отрасли экономики и мировое хозяйство в целом. Ее бремя огромно и в будущем может стать для человечества невыносимым. Поэтому усиливающееся международное сотрудничество должно быть осознано как самое необходимое условие для борьбы с международной преступностью. Значительную роль в таком сотрудничестве должны играть международные организации, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью, в том числе организованной, в указанной сфере.
Заключение
На сегодняшний день в России действует около девяти десятков нормативных актов, касающихся вопросов охраны культурных ценностей, борьбы с их хищениями, незаконным вывозом и ввозом, а также более двадцати международных соглашений и гораздо большее число двусторонних договоров Российской Федерации по указанным вопросам. Однако, остается достаточно широкое поле для оптимизации правовой охраны культурных ценностей.
Значительная часть хищений культурных ценностей совершается с целью их последующей перепродажи в частные коллекции, причем в основном зарубежные, поскольку там стоимость культурных ценностей, как правило, значительно выше, чем в России.
Произошла интеграция разрозненных российских групп в транснациональные криминальные структуры, совершающие хищения предметов антиквариата, их контрабанду, сбыт и рассматривающие Россию в качестве наиболее перспективного источника обогащения. Интеграция преступности идет более быстрыми темпами по сравнению с интеграцией усилий по борьбе с ней в Российской Федерации.
Транснациональная преступность ставит перед правоохранительными органами ряд правовых и организационных проблем, решение которых требует нетрадиционного мышления, политической воли и желания сотрудничества, значительных затрат усилий и ресурсов.
Борьба с хищениями культурных ценностей, их незаконным вывозом из России носит комплексный характер. Основные усилия таможенных органов в первую очередь должны быть направлены на выявление и пресечение устойчивых каналов незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов культурного и исторического наследия народов России.
Список используемой литературы:



1. Таможенный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон « О вывозе и ввозе культурных ценностей».
4. Ильин С.В. «Особенности расследования контрабанды». Москва: Бек. 2006. С- 411.
5. Лукашук И.И., Наумов А.В. «Международное уголовное право». Москва 2005. С- 321.
6. Овчинский В.С. «Интерпол». Москва: ИНФРА-М, 2005. С. 127 - 130.
7. Панов В.П. «Международное уголовное право». Москва 2005. С- 412.
8. Юрьев А.Ю. «Перемещение через границу культурных ценностей. Автореферат». Москва. 2005. С-134.

Юрьев А.Ю. Перемещение через границу культурных ценностей. Автореферат. М.2005. с-67.
Панов В.П. Международное уголовное право. М., 2005. с. 112.

Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М. 2005 с. 177.

Таможенный кодекс Р.Ф. ст.11.
Федеральный закон. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Ст.14.
Федеральный закон О вывозе и ввозе культурных ценностей. Ст.7.
Ильин С.В. особенности расследования контрабанды. М.: Бек. 2006. с. 231.
Овчинский В.С. Интерпол. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 127 - 130.
.












3

1. Таможенный кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
3. Федеральный закон « О вывозе и ввозе культурных ценностей».
4. Ильин С.В. «Особенности расследования контрабанды». Москва: Бек. 2006. С- 411.
5. Лукашук И.И., Наумов А.В. «Международное уголовное право». Москва 2005. С- 321.
6. Овчинский В.С. «Интерпол». Москва: ИНФРА-М, 2005. С. 127 - 130.
7. Панов В.П. «Международное уголовное право». Москва 2005. С- 412.
8. Юрьев А.Ю. «Перемещение через границу культурных ценностей. Автореферат». Москва. 2005. С-134.

Вопрос-ответ:

Каков международно-правовой статус культурных ценностей?

Международно-правовой статус культурных ценностей основан на нескольких документах. Во-первых, это Всеобщая декларация прав человека, которая признает право каждого на участие в культурной жизни, включая право на доступ к культурным ценностям. Во-вторых, это Конвенция ООН о правах ребенка, в которой государства признают обязательство сохранения культурного наследия детей. Также для защиты культурных ценностей принята Конвенция ЮНЕСКО о защите культурного и естественного наследия, которая устанавливает правила для соответствующих государств. Другой важный документ - Конвенция ЮНЕСКО о незаконном импорте, экспорте и передаче собственности культурных ценностей, которая призывает государства принимать меры по борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей.

Каково правовое обеспечение таможенного контроля?

Правовое обеспечение таможенного контроля осуществляется через законодательные акты, регулирующие процедуры импорта и экспорта культурных ценностей. В каждой стране существуют свои законы и правила, руководствуясь которыми таможенные службы осуществляют контроль за перемещением культурных ценностей через границы. Данные законы могут содержать требования о предоставлении документации на ценности, запрете на экспорт определенных видов ценностей и т.д. В дополнение к национальному законодательству, международные конвенции и соглашения также служат основой для правового регулирования таможенного контроля культурных ценностей.

Каким образом выявляются и пресекаются таможенные правонарушения связанные с историческими и культурными ценностями?

Выявление и пресечение таможенных правонарушений связанных с историческими и культурными ценностями осуществляется путем осмотра и проверки грузов и багажа, используя технические средства и оперативные данные. Таможенные службы имеют право открывать и осматривать грузы, а также требовать предоставления соответствующих документов на культурные ценности. Если выявляется нарушение ввоза или вывоза ценностей, то применяются соответствующие меры, например, конфискация товара, наложение штрафа или возбуждение уголовного дела.

Какие меры предусмотрены для контроля перемещения исторических и культурных ценностей через границу?

Перемещение исторических и культурных ценностей через границу контролируется при помощи таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют проверку документов и грузов с целью выявления незаконного перемещения таких ценностей. В случае обнаружения незаконного оборота, предусмотрены административные и уголовные ответственности.

Какие договоры и международные соглашения регулируют перемещение исторических и культурных ценностей?

Перемещение исторических и культурных ценностей регулируется рядом договоров и международных соглашений, таких как Конвенция о средствах воздействия на культурные ценности в случае вооруженных конфликтов (1954 г.), Конвенция о запрещении и предотвращении незаконного импорта, экспорта и передачи собраний и раритетов культурных явлений (1970 г.) и другие.

Каковы основные причины таможенных правонарушений при перемещении исторических и культурных ценностей?

Основные причины таможенных правонарушений при перемещении исторических и культурных ценностей - это незаконная торговля артефактами, контрабанда и недекларированное перемещение ценностей через границу. Такие правонарушения могут быть связаны с желанием получить выгоду от продажи украденных или незаконно приобретенных ценностей.

Какие международные организации занимаются пресечением незаконного оборота исторических и культурных ценностей?

Пресечением незаконного оборота исторических и культурных ценностей занимаются различные международные организации, включая Интерпол, Совет Европы и ЮНЕСКО. Они сотрудничают с государствами-членами для обмена информацией, координации действий и обеспечения эффективного контроля за перемещением таких ценностей.

Какое понятие лежит в основе таможенного контроля исторических и культурных ценностей?

В основе таможенного контроля исторических и культурных ценностей лежит понятие нормативного акта, который бы сыграл координирующую роль. Однако на данный момент отсутствует такой акт, что существенно усложняет работу и координацию действий таможенных органов в этой области.

Какой международно-правовой статус имеют культурные ценности?

Культурные ценности имеют особый международно-правовой статус, который охраняется международными договорами и конвенциями. В частности, Конвенция ООН о разнообразии культурных выражений 2005 года, Конвенция ЮНЕСКО о защите мирового культурного и природного наследия 1972 года и другие международные документы устанавливают правовые механизмы для защиты и сохранения культурных ценностей.