Стилистика словообразования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Стилистика
  • 1616 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 28.11.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Стилистические средства словообразования
2. Создание оценочных значений средствами словообразования
3. Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Так, в научном стиле как медицинские термины используются существительные с суффиксами -ом-: ангиома, аденома, гранулема, миома, папиллома, фиброма; -ит: бронхит, менингит, нефрит, радикулит, спондилит; -ин: анальгин, антиспазмин; -ол: астматол, валидол, ментол.
Некоторые словообразовательные модели продуктивны в научном и публицистическом стилях: существительные - Пушкиниана, Шопениана, Сибириада, Чаплиниана, ницшеанство, толстовство, утопизм, космизация
Для глагольного словообразования в научном стиле и профессиональной речи регулярно используется модель, по которой создаются термины на основе существительных и прилагательных, имеющих также терминологическое значение: аммонизировать, азотировать, багажировать, вакуумировать, баризировать, десантировать, докировать, йодировать, капелировать, фторировать, хлорировать.
Для пополнения терминологии применяются модели, включающие греческие и латинские словообразовательные элементы, превратившиеся в интернациональные форматы: антропоним, патроним, этноним, бароскоп, виброскоп, гироскоп, вольтметр, дозиметр, пульсометр, тахометр.
В современном русском языке функционально закреплены и некоторые приставки, прежде всего иноязычного происхождения, имеющие устойчивую книжную окраску и участвующие в образовании терминов, используемых в научном и публицистическом стилях: алогизм, антитоксический, асинхронный, архиреакционный, гиперзвуковая (скорость), демаскировать, дешифровать.
Выделяются также книжные исконно русские и старославянские приставки. Образующие термины: вневедомственный, внутриатомный, междуведомственный, межконтинентальный, предынфарктный, соавтор, совладелец. Некоторые старославянские приставки придают словам «высокое» звучание: всевластный, преисполнить, воспылать, предвозвестить. Это способствует закреплению их в художественной речи и публицистическом стиле.
Функционально-стилевая специализация характерна и для образования сложных слов. Так, прилагательные, образованные способом чистого сложения (с сочинительным и подчинительным отношением основ), закрепляются в книжной речи, нередко получая терминологическое значение: легкоатлетический, лесопарковый, металлорежущий, торговопромышленный, научно-технический, тазобедренный, турбореактивный, сушильно-очистительный, взаимовыгодный, всеевропейский, добрососедский.
Есть модели, используемые в официально-деловой речи: новоприбывший, общеобязательный, повсеместный, самоустранение.
Сложные слова, состоящие из трех и более основ, как правило, закрепляются в книжных стилях: трубопроводостроительный, троякоперисторассеченный, тбетско-санскритско-русско-английский.
Большое значение для пополнения лексики книжных функциональных стилей имеет аббревиация. В современном русском языке образование сложносокращенных слов различных типов очень продуктивно в научном и официально-деловом стилях.
Как правило, вновь созданные сокращения вначале становятся известны узкому кругу специалистов, и лишь очень высокая частотность тех или иных новых слов приводит к утрате ими функционально-стилевой закрепленности.
Разговорная стилистическая окраска выделяет словообразовательные модели, созданные на основе буквенных сокращений и суффиксации, которые из профессиональной речи пришли в разговорный стиль. Это названия самолетов: «У-2» - уточка, «АН-2» - аннушка; подводных лодок: «С» - эски, «М» - малютки, «Щ» - щуки.
Мы видим, что те или иные слова, образованные одним из словообразовательных способов, имеют притяжение к определенному стилю.
Особый стилистический интерес представляют словообразовательные модели, имеющие ограниченную сферу употребления: они используются в диалектах, профессиональной и жаргонной среде и, следовательно, воспринимаются как отступление от литературно-языковой нормы.











Заключение
Мы установили, что стилистика анализирует средства языка со стороны их значения и экспрессии, она производит их оценку с точки зрения их большей или меньшей пригодности для выражаемого содержания.
Стилистика общенародного национального языка охватывает все стороны языка – его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Она рассматривает соответствующие языковые явления с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллельных или синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений; с другой стороны, стилистика рассматривает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными общественно разграниченными типами и разновидностями речи.
Стилистика, как известно, изучает единицы всех языковых уровней. Лингвисты выделяют в том числе и словообразовательную стилистику, рассматривающую стилистическую маркированность средств словообразования.
Рассмотрев литературу по теме данной работы, мы имеем возможность сделать следующие выводы:
1) те или иные приставки и суффиксы как средства словообразования могут выполнять определенную стилистическую функцию;
2) продуктивность оценочных аффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, обеспечивают функционально-стилевую закрепленность некоторых словообразовательных моделей.


Литература
Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка /Под ред. Н.М. Шанского. - Л., 1989.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Наука, 1981.
Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка Учебное пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Кононенко В.И. Грамматическая стилистика русского языка. – Киев: Рад. шк., 1991.
Плещенко Т.П. Стилистика и культуры речи/Под ред. П.П. Шубы. – Мн.: ТетраСистемс, 2001.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1987.


Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка /Под ред. Н.М. Шанского. - Л., 1989, с. 248.
Кононенко В.И. Грамматическая стилистика русского языка. – Киев: Рад. шк., 1991, с. 43.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 2004, с. 39.

Кононенко В.И. Грамматическая стилистика русского языка. – Киев: Рад. шк., 1991, с. 12.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка Учебное пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007, с. 115.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка Учебное пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007, с. 124.
Плещенко Т.П. Стилистика и культуры речи/Под ред. П.П. Шубы. ( Мн.: ТетраСистемс, 2001, с. 18.
Кононенко В.И. Грамматическая стилистика русского языка. – Киев: Рад. шк., 1991, с. 39.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Наука, 1981.












17

1.Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка /Под ред. Н.М. Шанского. - Л., 1989.
2.Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Наука, 1981.
3.Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
4.Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
5.Голуб И.Б. Стилистика русского языка Учебное пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
6.Кононенко В.И. Грамматическая стилистика русского языка. – Киев: Рад. шк., 1991.
7.Плещенко Т.П. Стилистика и культуры речи/Под ред. П.П. Шубы. – Мн.: ТетраСистемс, 2001.
8.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1987.


Вопрос-ответ:

Какие существительные с суффиксом -ом- используются в научном стиле?

В научном стиле существительные с суффиксом -ом- используются, например, ангиома, аденома, гранулема, миома, папиллома, фиброма.

Какие существительные с суффиксом -ин используются как медицинские термины?

В медицинских терминах используются, например, анальгин, антиспазмин.

Какие существительные с суффиксом -ол используются в научном стиле?

В научном стиле используются, например, астматол, валидол, ментол.

Какие существительные с суффиксом -ит используются в научном стиле?

В научном стиле используются, например, бронхит, менингит, нефрит, радикулит, спондилит.

Какие стилистические средства словообразования используются для создания оценочных значений?

Стилистические средства словообразования, например, использование префиксов, суффиксов и изменение основы слова, могут использоваться для создания оценочных значений.

Какие существительные в научном стиле используются с суффиксом -ом-?

В научном стиле медицинские термины используются с существительными с суффиксами -ом-, например: ангиома, аденома, гранулема, миома, папиллома, фиброма.

Какие существительные в научном стиле используются с суффиксом -ин?

Существительные, образованные с суффиксом -ин, в научном стиле могут быть использованы как медицинские термины. Примеры таких слов: анальгин, антиспазмин.

Какие существительные в научном стиле используются с суффиксом -ол?

В научном стиле медицинские термины могут использовать суффикс -ол. Например: астматол, валидол, ментол.

Какие существительные образованы с суффиксом -ит в научном стиле?

В научном стиле существительные с суффиксом -ит также являются медицинскими терминами. Примеры таких слов: бронхит, менингит, нефрит, радикулит, спондилит.

Какой стиль у словообразовательных средств русского языка?

Словообразовательные средства русского языка имеют функционально-стилевую закрепленность и могут использоваться в различных стилях речи. Одним из примеров является научный стиль, в котором используются медицинские термины с различными суффиксами.

Какие стилистические средства словообразования существуют?

Существуют различные стилистические средства словообразования, такие как аффиксация, префиксация, суффиксация, композиция, конверсия, уменьшительно-ласкательное словообразование и др.