Роль медсестры в оказании помощи и обеспечении качества жизни детям с бронхиальной астмой

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Сестринское дело
  • 7777 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 19.05.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1. 1. Стратегия терапии и профилактики бронхиальной астмы у детей
1.2. Модели сестринского дела
1.2.1. Краткие характеристики моделей сестринского процесса
1.2.2. Способы сестринского вмешательства
1.2.3. Оценка качества и результатов ухода
1.3. Международный опыт оказания помощи больным бронхильнеой астмой
1.4. Российский опыт работы астма-школ
1.4.1. Образовательные программы
1.4.2. Роль образовательных программ в улучшении качества жизни детей с бронхиальной астмой
1.4.3. Опыт организации астма-школы в детском стационаре
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Методика исследования
2.2. Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Внедрение современных представлений об астме как о хроническом заболевании, сопровождающемся персистирующим воспалением дыхательных путей, и соответствующих программ по ведению астмы, где основной акцент направлен на регулярное противовоспалительное лечение, а также широкого спектра новых противоастматических препаратов, не привели к изменению структуры астмы по степени тяжести в сторону ее облегчения и уменьшению смертности от нее. Причинами этого наряду с изменением экологической ситуации могут служить два фактора:
Факторы, обусловленные недостаточным медицинским обслуживанием (неадекватность и нерегулярность назначения базисной терапии, несвоевременное и неадекватное лечение обострения, неполноценное медикаментозное снабжение);
Факторы, непосредственно связанные с самим больным: низкий уровень знаний о заболевании и отсутствие практических навыков в реализации своих знаний на практике.
Естественно, оба фактора между собой тесно связаны, так как даже грамотные и своевременные рекомендации по лечению хронической астмы не приводят к снижению объективных статистических показателей тяжести бронхиальной астмы, если пациент играет лишь пассивную роль «ведомого по болезни».
С другой стороны, простое повышение информированности пациента не приводит к изменению модели поведения, что должно стать конечной целью в обучении (Булкина Л.С., Белевский. А.С., 1999). Ни у кого уже не вызывает сомнения целесообразность и клиническая, и экономическая эффективность образовательных программ по обучению больных астмой. Этому уделяется первостепенное внимание как в Глобальной стратегии по бронхиальной астме, так и в формулярной системе по бронхиальной астме для врачей России. Как указывается в Глобальной стратегии по бронхиальной астме (GINA), «цель обучения больного, которое является постоянным процессом, — обеспечить пациента, страдающего астмой, и его семью необходимой информацией и охватить обучающими мероприятиями для того, чтобы больной хорошо себя контролировал и действовал в соответствии с планом медикаментозного лечения, разработанным медицинским работником. Акцент должен делаться на развитие постоянного партнерства между медицинским работником, больным и членами его семьи».
Цель работы астма-школы — научить контролировать состояние среды, окружающей больного ребенка, правильно выполнять лечебные рекомендации, уметь оценивать эффективность лечения, правильно пользоваться пикфлоуметром, ингаляционными противовоспалительными и бронхолитическими средствами. Практика показала, что до обучения в «астма-школе» практически никто из детей не умел правильно пользоваться средствами самоконтроля и ингалятором, в то время как после освоения данной программы этими методами овладели 85% детей.
Установлено, что к концу занятий абсолютное большинство больных БА и их родителей стали понимать сущность болезни, необходимость длительного лечения; у 90% больных и родителей исчез страх перед назначением ингаляционных глюкокортикостероидов. Изменился спектр лекарственных препаратов, применяемых больными после курса обучения. Астма-школа способствовала переходу больных на более современные и эффективные методы лечения. Проблемно-целевое обучение в астма-школе, помимо улучшения психоэмоционального тонуса больного БА, способствовало снижению частоты обострений у обученных детей. Кроме того, за изучаемый период повторная госпитализация по поводу обострения БА наблюдалась среди прошедших обучения в астма-школе только у 2% детей
Остается открытым вопрос о соотношении участия врачей и инструкторов со средним медицинским образованием в работе астма-школ. Тема работы медсестринских астма-школ более чем актуальна для России, где традиционно основная роль в обучении больных бронхиальной астмой принадлежала врачу-пульмонологу. Не является открытием, что некоторые из активных и грамотных инструкторов при отсутствии в учреждении в данный момент специалиста могут давать самостоятельные рекомендации по лечению. Тем не менее, вопрос, может ли медсестра-инструктор по астме работать самостоятельно в лечебном учреждении, где нет специалиста пульмонолога или аллерголога, остается дискутабельным. Как показывает опыт, именно у этих инструкторов возникают наибольшие проблемы в силу отсутствия адекватного сотрудничества с ними участковой службы (включая проблему несогласия со стороны инструктора с медикаментозными назначениями).
Как способ решения этой проблемы также видится создание и повсеместное распространение четко написанных протоколов и рекомендаций по ведению как больных с БА, причем эти протоколы должны быть адаптированы к местному уровню и относительно регулярно обновляться. Так, внедрение местного протокола по объективной оценке при острой астме, постгоспитальному лечению и ингаляционной технике, составленного пульмонологами совместно с сестрами-специалистами по астме, значительно улучшило исходы обострений в одном из сельских регионов Великобритании, где пациенты наблюдаются только медсестрами (National Asthma Training Centr, 1994).
Опыт работы сестринских aстма-школ, не только подтвердили необходимость обучения пациентов с астмой, но и доказали состоятельность и надежность медсестры, как основного участника образовательных программ. Вместе с тем в работе среднего медицинского персонала в астма-школах для детей и родителей есть и ряд особенностей. Так, медсестре во время проведения занятий приходится иметь дело не только с детьми, но и с их родителями, а это практически—двойная или тройная нагрузка: надо не только найти подход к маленькому пациенту, но и разъяснить матери суть заболевания, значение проводимого лечения, развеять ее страхи и опасения, сделать своим союзником. Это — непростая задача, так как психологическое состояние некоторых матерей далеко от нормы — ведь они находятся с больным ребенком, как правило, один на один, нередко без посторонней помощи, а иногда даже без социальной поддержки. В результате медсестре приходится выступать в роли педагога, психолога, психотерапевта, проявляя при этом лучшие свои качества: профессионализм, гуманизм, милосердие, умение сопереживать.
Вопрос о том, кто должен быть основным действующим лицом в обучении пациентов с астмой, пока остается открытым. Конечно, традиционно функции медсестры в России были более ограниченными по сравнению с таковыми за рубежом и на деле охватывали преимущественно манипуляционную технику. В последние годы ситуация стала коренным образом меняться в сторону приобретения медсестрой большей самостоятельности и больших знаний; вопросы обучения пациентов с астмой включаются в программы обучения среднего медперсонала в медицинских колледжах (Юдакова М.И., 1998).
Также нерешенным остается вопрос, каковы должны быть полномочия медсестры в педагогическом процессе. Национальный центр обучения больных бронхиальной астмой Великобритании выделяет три уровня деятельности медицинских сестер:
минимальный (составление картотеки пациентов, обучение пользованию пикфлоуметром и контроль техники ингаляции),
промежуточный (дополнительно к предыдущему проведение тестов на обратимость, участие в обучении, динамический контроль),
максимально автономный (выполнение полной программы оценки состояния пациента, составление плана лечения в сотрудничестве с врачом, советы по телефону и советы по неотложной помощи пациентам с обострениями астмы).
Что касается инструкторов Санкт-Петербургских астма-школ, то, как показал опыт работы, а также результаты регулярной проверки знаний и результаты отчетов, они прочно заняли промежуточный (второй) уровень. Контроль за работой инструкторов осуществляется на двух уровнях: в конкретном лечебном учреждении и со стороны астма-центра. Сотрудники астма-центра 2 раза в год проводят 2-дневные семинары по актуальным проблемам астмы и других легочных заболеваний, выезжают непосредственно в астма-школы, где присутствуют на занятиях, проводимых инструкторами, а также оказывают методическую поддержку в виде распространения литературы. Семинары включают не только чтение лекций, но и тестирование, позволяющее выявить пробелы в знаниях, решение клинических задач, разборы больных, использование таких активных методов контроля и обучения, как КВН, небольшие самостоятельные исследовательские работы. Семинары проводятся с привлечением психолога, врачей-физиотерапевтов и ЛФК, фитотерапевта, кроме этого, сами инструкторы делятся опытом работы.
Хотелось бы определить круг проблем функционирующей системы астма-школ, которые являются актуальными, вероятно, не только для Санкт-Петербурга, но и для других городов, где обучением занимаются медсестры. Одна из основных проблем — это отсутствие должностей специалистов по обучению в штатном расписании лечебных учреждений. Это приводит к двум негативным моментам. Во-первых, поскольку должности медсестер-инструкторов выделяются за счет лечебных учреждений, администрация привлекает сестер к другим работам и большинство инструкторов по астме вынуждены совмещать педагогическую работу с работой на участке или в отделении, т.е. время работы в астма-школе сокращается до половины, а иногда и четверти ставки. При этом прерывается обучение и снижается интерес со стороны пациента.
Во-вторых, внедрение должности специалиста по обучению предполагает финансовую надбавку в связи с более высоким уровнем квалификации и педагогической деятельностью. На деле в настоящее время некоторые сестры, перешедшие из участковой службы, потеряли в зарплате. Большую проблему представляет отсутствие плацебо-ингаляторов (их выпуск в России не налажен вовсе), наборов муляжей бронхов, приборов для формирования навыков и оценки правильности техники ингаляции.
Обучить пациентов детского возраста, а также членов его семьи, с разным интеллектуальным уровнем развития - задача очень сложная. Основной целью обучения является приобретение знаний о заболевании, навыков самопомощи, ориентации в различных ситуациях, психологической коррекции для успешного контроля над симптомами астмы и повышение качества жизни.
Проанализировав работу в астма-школе, мы убедилась в том, что мало один раз обучить больного. Основным определяющим фактором хорошего состояния пациента является организация постоянного длительного наблюдения за больным в рамках тех же принципов, по которым проводилось обучение. В ряде случаев требуется проведение повторных поддерживающих курсов обучения, как групповых, так и индивидуальных.
Основная роль медицинской сестры в оказании помощи детям с бронхиальной астмой заключается в многогранной, длительной, систематической работе с самим пациентом и его семьей. Только при хорошем контакте медицинского персонала, больного ребенка и его родителей, полном взаимопонимании и доверии возможно добиться реальных успехов в лечении бронхиальной астмы. Для обеспечения контроля над симптомами астмы у детей медицинской сестре необходимо:
• Во-первых, доходчиво и доброжелательно раскрыть пациенту суть его заболевания, рассказать, с чем оно связано, чем вызвано. Многие люди до сих пор думают, что причина астмы — затянувшаяся простуда, которую можно победить банками, горчичниками или усиленным питанием (орехами, медом, шоколадом). Это распространенная и опасная ошибка, которая только усугубляет течение болезни. Вторая не менее массовая ошибка — убеждение, что астма вызывается сугубо психологическими факторами.
Медицинская сестра должна предвидеть эти заблуждения, предостеречь от них и разъяснить физическую основу процессов, происходящих в бронхолегочном дереве.
• Во-вторых, рассказать о факторах, способных вызвать обструкцию (триггерах), объяснить, как избегать их и защищаться от них.
• В-третьих, обсудить возможные прогнозы болезни, необходимость динамического наблюдения и регулярного лечения.
• В-четвертых, познакомить больного с препаратами, которые предстоит принимать. Объяснить механизмы их действия, разницу между профилактическими средствами и лекарствами «скорой помощи». Предупредить о возможных побочных эффектах.
• В-пятых, научить принимать эти препараты, правильно пользоваться ингаляторами.
• В-шестых, потребовать ведения дневника и умения следить за своим состоянием (измерять пикфлоу, регистрировать другие показатели).
• В-седьмых, научить больного, как вести себя в период приступа, как оказать себе первую помощь в экстренных случаях.
• В-восьмых, объяснить значение оздоравливающих мероприятий, правильного образа жизни, принципы поведения, питания, учебы и отдыха.
• В-девятых, проинформировать о возможности сочетания аллопатического и альтернативного лечения. Рассмотреть вместе с родителями больного ребенка наиболее подходящий вариант.
• В-десятых, добиться добросовестного и регулярного выполнения всех правил лечения. Убедить, что только в этом случае можно рассчитывать на успех. Ведь имеющиеся сейчас методы лечения могут избавить от симптомов 90% больных астмой. Не зря говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром. В данном случае обмен информацией не только позволяет обуздать тяжелый недуг, но и помогает ребенку, имеющему его, адаптироваться в обществе, вести полноценную, нормальную жизнь.
Безусловно, в настоящее время говорить об окончательном решении вопроса о роли медицинской сестры в оказании помощи и обеспечении качества жизни детям с БА еще рано. Однако, положительный зарубежный и отечественный опыт, наличие профессиональной поддержки со стороны врачей и инициатива со стороны среднего медперсонала позволяют надеяться, что медицинские сестры смогут успешно заниматься реабилитацией больных БА, осуществлять динамическое наблюдение за состоянием их здоровья, обеспечивая тем самым достойное качество жизни таких детей и подростков.
список изученной Литературы
Балаболкин И. И. Стратегия терапии и профилактики бронхиальной астмы у детей // Педиатрия, 1998 , № 4, с. 92-96.
Белевский А.С, Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Победим бронхиальную астму. 2-е изд. М.: Два мира; 1996.
Беспалова И.Д., Мишенина Г.И. Опыт внедрения сестринского процесса в Томской области в лечебную и профилактическую программу для больных бронхиальной астмой // Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск. 2004 . – с.67-75.
Бокк Ю. А., Дроздов Н. П., Пискайкина Е. А., Шкевич Н. В., Майер Е. Ю. Опыт работы астма-школы центра охраны здоровья детей подростков города Тюмени // Научный вестник Тюменской медицинской академии, №14, 2001. – с .101
Бронхиальная астма. Глобальная стратегия. Совместный клад Национального Института Сердце, Легкие и Кровь и мирной организации здравоохранения. // Пульмонология, 1996, Прил. – 146 с.
Бронхиальная астма. Руководство для врачей России (Формулярная система) // Пульмонология ,1999; Прил.- 127 с.
Булкина Л.С., Белевский А.С, Княжеская Н.П. и др. Влияние обучения больных бронхиальной астмой на течение заболевания // Тер. арх. – 1996. – Т. 68, № 12. – с. 30-34.
Булкина Л.С., Белевский А.С., Княжеская Н.П., Сосина Е.Е. Обучение больных бронхиальной астмой, находящихся под амбулаторным наблюдением // Пульмонология, 1996, №1, с.25-30.
Булкина Л.С., Белевский. А.С. Образовательные программы для больных бронхиальной астмой. Мировой опыт. // Пульмонология,1999; Прил.- с. 89-90.
Колодкина О.Ф., Шульгина Л.С.,.Аристова Т.В, Носова Т.Н. Опыт работы сестринских астма-школ в Архангельской области // Пульмонология , 2003, №5, с. 58-62.
Лаврова Е.С., Бородавкина Т.А. Организация астма школы в детском стационаре. Человек и его здоровье – 2007. материалы 80-ой конференции студенческого научного общества СПбГМА им. И.И. Мечникова, СПб., 2007. - С. 120-121.
Ленская Л.Г., Огородова Л.М., Малаховская М.В., Каракулова Е.В. Оптимизация терапии неконтролируемой бронхиальной астмы //Тезисы XI Национального конгресса «Человек и лекарство», М, 2004, с. 237.
Ленская Л.Г., Огородова Л.М., Малаховская М.В., Каракулова Е.В. Стоимость неконтролируемого течения бронхиальной астмы Н Тезисы XI Национального конгресса «Человек и лекарство», М, 2004, с. 224 - 225.
Лучкевич В.С. и др. Организация и анализ стационарной медицинской помощи. Учебное пособие. С-Пб., 2005.
Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Шеянов М.В. Отдаленные исходы бронхиальной астмы: прогностическая значимость качества медицинской помощи и обучения пациентов // Пульмонология, 1996, №1, с.18-24.
Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Управление качеством медицинской помощи. М.: «Медицина», 2000.
Общественное здоровье и здравоохранение. Под. Ред. В. А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М., Медпресс-информ, 2002.
Огородова Л.М., Абазова Ф.И., Сальников В.А., Ленская Л.Г. и др. Оптимизация лечения больных как результат реализации антиастматической программы в Томской области // Вестник Межрегиональной Ассоциации «Здравоохранение Сибири», 2001, №2, с. 14-16.
Помощь больным астмой в практическом здравоохранении Пер. с англ. Warwickshire: National Asthma Training Centr 1994.
Ребров А.П., Кароли Н.А.. Особенности психики больных бронхиальной астмой // Российский медицинский журнал, 2003, №1, с.23-26.
Рывкин А.И., Андрианова Е.Н, Побединская Н.С., О.В.Кузнецова, и др. Роль образовательных программ в улучшении качества жизни детей с бронхиальной астмой // Педиатрия ,1999, №6, с. 86-87.
Рябухин Ю. В. Опыт работы «астма-школы» в г. Смоленске // Педиатрия, 2001, №5, с. 97.
Сальников В.А., Абазова Ф.И., Огородова Л.М., Ленская Л.Г. и др. Результаты реализации программы по борьбе с бронхиальной астмой в Томской области / «Детская больница», 2001, № 4 (6), с, 48 - 49.
Серых Б.Т., Огородова Л.М., Головачев Б.В., Сиянов B.C., Васильева С.А., Кобякова О.С, Ленская Л.Г. Ведение больных с неконтролируемой бронхиальной астмой (пособие для врачей), - Томск, 2002, 35 с.
Сестринское дело. Руководство в 2-х томах под ред. А.Ф.Краснова., М., 1999.
Сестринское дело. Справочник. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000.
Собченко С.А., Коровина О.В. Обучение больных бронхиальной астмой в комплексе их лечения // Международ, мед. обзоры. 1993, № 2, с.120—123.
Туркина Н.В. Задачи подготовки кадров в условиях реформирования здравоохранения // «Сестринское образование в XXI веке. Медико-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспективы. Труды III Международной научно-практической конференции (Май 2006 года, Санкт-Петербург, СПбГМА им. И.И. Мечникова) – электрон. изд. – С-Пб, 2006.
Чучалин А.Г., Белевский А.С., Смоленов И.В., Смирнов Н.А. и др. Качество жизни больных бронхиальной астмой в России: результаты многоцентрового исследования // Пульмонология , 2003, №5, с. 88-96.
Эрдниева Е.Д., Туркина Н.В., Петрова А.И.. Организация сестринского процесса в диабет школах // «Сестринское образование в XXI веке. Медико-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспективы. Труды III Международной научно-практической конференции (Май 2006 года, Санкт-Петербург, СПбГМА им. И.И. Мечникова) – электрон. изд. – С-Пб, 2006.
Юдакова М.И. Задачи медицинской сестры в решении проблем больных бронхиальной астмой // Сестринское дело 1998; №5-6: 41.
Бронхиальная астма у детей. Под ред. С. Ю. Каганова. М., Медицина, 1999, 368 с.
Приложение
Приложение 1

Техника использования ингалятора больными БА

Приложение 2

Текст стандартного социологического опроса для обследования качества жизни SF-36
(отзыв за 4-недельный период)
Текст проведения социологического опроса
В ответах на эти первые вопросы должна содержаться информация о текущем состоянии Вашего здоровья и о Вашей текущей ежедневной деятельности.
Пожалуйста, постарайтесь, как можно точнее ответить на каждый вопрос.

1. В общих чертах, Вы оцениваете свое здоровье, как…[прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Отличное…………………………………………………………………………………………….1
Очень хорошее………………………………………………………………………………...……2
Хорошее……………………………………………………………………………………………..3
Посредственное……………………………………………………………………………………..4
Плохое……………………………………………………………………………………………….5
2. По сравнению с прошлым годом, как Вы оцениваете состояние Вашего здоровья теперь? Вы бы сказали, что оно…[прочтите ответы на выбор внизу]
(Обведите один из ответов)
Намного лучше теперь, чем год назад…………………………………………………………….1
Несколько лучше, чем год назад…………………………………………………………………..2
Почти так же, как и год назад……………………………………………………………………...3
Несколько хуже, чем год назад………………………………………………………...………….4
Намного хуже, чем год назад…………………………………………………………...…………5

3а Активная физическая нагрузка, например бег, поднятие тяжестей, занятие энергичными видами спорта. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий?
[Если респондент ответит, что он/она не выполняет данных действий, попробуйте перефразировать вопрос: Вы не делаете этого по состоянию Вашего здоровья?] (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено………………………………………………………….……………1
Да, незначительно ограничено ……………………………………………………….…………...2
Нет, совсем не ограничено………………………………………………………………………...3

3b. Умеренная физическая нагрузка, например перенос стола, толкание пылесоса, уборка комнат. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено…………………………………………………………….…………1
Да, незначительно ограничено …………………………………………………………….……...2
Нет, совсем не ограничено………………………………………………………………………...3

3c. Поднятие и перенос продуктовых сумок. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено……………………………………………………….………………1
Да, незначительно ограничено ………………………………………………………….………...2
Нет ,совсем не ограничено……………………………………………………………………..…...3

3d. Поднятие по лестнице на несколько пролетов. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего
здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено………………………………………………………………………1
Да, незначительно ограничено …………………………………………………………………...2
Нет, совсем не ограничено………………………………………………………………………...3

3е. Поднятие по лестнице на один пролет. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено………………………………………………………………………1
Да, незначительно ограничено …………………………………………………………………...2
Нет, совсем не ограничено………………………………………………………………………...3

3f. Сгибание, опускание на колени, наклоны. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено………………………………………………………………..……1
Да, незначительно ограничено ……………………………………………………………..…...2
Нет, совсем не ограничено……………………………………………………………………....3

3g. Прогулки на расстояние до двух километров. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено……………………………………………………………….………1
Да, незначительно ограничено …………………………………………………………………....2
Нет, совсем не ограничено………………………………………………………………………...3

3h. Прогулки на расстояние более 100 метров. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено…………………………………………………………….…………1
Да, незначительно ограничено …………………………………………………………….……...2
Нет, совсем не ограничено………………………………………………………………………...3

3i. Прогулки на расстояние менее 100 метров. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено………………………………………………………………………1
Да, незначительно ограничено …………………………………………………………………...2
Нет, совсем не ограничено………………………………………………………………………...3

3j. Принятие ванны и одевание. Ограничены ли Вы по состоянию Вашего здоровья в выполнении этих действий? (Обведите один из ответов)
Да, значительно ограничено…………………………………………………………………….…1
Да, незначительно ограничено ……………………………………………………………………2
Нет, совсем не ограничено………………………………………………………………….……...3

В ответах на следующие четыре вопроса содержится информация о состоянии Вашего физического здоровья и Вашей ежедневной деятельности.
4а. В течение последних четырех недель как часто Вам приходилось по состоянию Вашего физического здоровья ограничивать количество времени, которое Вы затрачивали на выполнение заданной работы или другой деятельности? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно………………………………………………………………………………….……….1
По большей части……………………………………………………………………….…………2
Иногда…………………………………………………………………………………….………...3
Очень редко…………………………………………………………………………………….…..4
Никогда…………………………………………………………………………………….……….5

4b. В течение последних четырех недель как часто Вам приходилось по состоянию Вашего физического здоровья выполнять меньше, чем Вы намеревались? [ПРОЧТИТЕ ОТВЕТЫ НА ВЫБОР ВНИЗУ] (Обведите один из ответов)
Постоянно………………………………………………………………………………….……….1
По большей части………………………………………………………………………….………2
Иногда……………………………………………………………………………………….……...3
Очень редко……………………………………………………………………………….………..4
Никогда…………………………………………………………………………………….……….5

4c. В течение последних четырех недель как часто Вам приходилось по состоянию Вашего физического здоровья ограничивать себя в выполнении ряда работ или других действий? [ПРОЧТИТЕ ОТВЕТЫ НА ВЫБОР ВНИЗУ] (Обведите один из ответов)
Постоянно………………………………………………….……………………………………….1
По большей части………………………………………………………………………….………2
Иногда………………………………………………………………………………….…………...3
Очень редко…………………………………………………………………………….…………..4
Никогда……………………………………………………………………………….…………….5

4d. В течение последних четырех недель как часто Вы затруднялись в выполнении заданной работы или других действий по состоянию Вашего физического здоровья (например, ее выполнение потребовало дополнительных усилий)? [ПРОЧТИТЕ ОТВЕТЫ НА ВЫБОР ВНИЗУ] (Обведите один из ответов)
Постоянно……………………………………………………………………………….………….1
По большей части…………………………………………………………………….……………2
Иногда………………………………………………………………………………………….…...3
Очень редко…………………………………………………………………………………….…..4
Никогда……………………………………………………………………………………….…….5

В ответах на следующие три вопроса содержится информация о состоянии Ваших эмоций и Вашей ежедневной деятельности.
5а. В течение последних четырех недель как часто Вам приходилось из-за Ваших эмоций (как, например, чувства подавленности или тревоги) ограничивать количество времени, которое Вы затрачивали на выполнение заданной работы или других действий? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………………………………………………………………………….…….1
По большей части……………………………………………………………………………….…2
Иногда………………………………………………………………………………………….…...3
Очень редко…………………………………………………………………………………….…..4
Никогда………………………………………………………………………………………….….5

5b. В течение последних четырех недель как часто Вам приходилось из-за Ваших эмоций (как, например, чувства подавленности или тревоги) выполнять меньше, чем Вы намеревались? [ПРОЧТИТЕ ОТВЕТЫ НА ВЫБОР ВНИЗУ] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………………………………………….…………………………………….1
По большей части………………………………………………………………………….………2
Иногда……………………………………………………………………………………….……...3
Очень редко………………………………………………………………………………….……..4
Никогда…………………………………………………………………………………….……….5

5c. В течение последних четырех недель как часто Вам приходилось из-за Ваших эмоций (как, например, чувства подавленности или тревоги) выполнять заданную работу или другие действия менее аккуратно? [ПРОЧТИТЕ ОТВЕТЫ НА ВЫБОР ВНИЗУ] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………………………………………………………………………..……….1
По большей части…………………………………………………………………………..………2
Иногда…………………………………………………………………………………………..…...3
Очень редко……………………………………………………………………………………..…..4
Никогда………………………………………………………………………………………..…….5

6. В течение последних четырех недель насколько состояние Вашего физического здоровья или эмоциональные проблемы оказывали влияние на Вашу нормальную социальную активность с друзьями, соседями или в группе людей? Вы оцениваете степень этого влияния, как…[ПРОЧТИТЕ ОТВЕТЫ НА ВЫБОР ВНИЗУ] (Обведите один из ответов)
Нисколько……………………………………………………………………………………….…..1
Немного………………………………………………………………………………….………….2
Умеренно………………………………………………………………………………….………...3
Достаточно сильно…………………………………………………………………………………4
Чрезвычайно………………………………………………………………………………….……..5

7. В течение последних четырех недель насколько часто ощущение физической боли мешало Вам нормально работать, включая выполнение работы вне дома? Ее Вы оцениваете как…[ПРОЧТИТЕ ОТВЕТЫ НА ВЫБОР ВНИЗУ] (Обведите один из ответов)
Нисколько…………………………………………………………………………………………1
Немного……………………………………………………………………………….…………...2
Умеренно……………………………………………………………………………….………….3
Достаточно сильно……………………………………………………………………….……….4
Чрезвычайно………………………………………………………………………………….…...5

8. Насколько сильную физическую боль Вы испытывали в течение последних четырех недель? [ПРОЧТИТЕ ОТВЕТЫ НА ВЫБОР ВНИЗУ] (Обведите один из ответов)
Никакой……………………………………………………………………..……………………..1
Очень слабую……………………………………………………………………….…………….2
Слабую……………………………………………………………………………….……………3
Умеренную………………………………………………………………………….…………….4
Сильную………………………………………………………………………………….………..5
Очень сильную………………………………………………………………………….………...6

В ответах на следующие вопросы содержится информация о состоянии Вашего самочувствия в течение последних четырех недель.
9а. За последние четыре недели как часто Вы чувствовали себя полным жизненных сил? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….……………………………………….………………………….…1
По большей части……………………………………………………………………….………….2
Иногда…………………………………………………………………………………….…………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда……………………………………………………………………………….……………..5

9b. За последние четыре недели как часто Вы находились в состоянии нервного возбуждения? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….………………………………………………………………….…1
По большей части………………………………………………………………………………….2
Иногда………………………………………………………………………………………………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда………………………………………………………………….…………………………..5

9c. За последние четыре недели как часто у Вас бывало настолько плохое настроение, что ничто не могло Вас ободрить? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….………………………………………………………………….…1
По большей части………………………………………………………………………………….2
Иногда………………………………………………………………………………………………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда…………………………………………………………………………….………………..5

9d. За последние четыре недели как часто Вы находились в спокойном и миролюбивом состоянии? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….………………………………………………………………….…1
По большей части………………………………………………………………………………….2
Иногда………………………………………………………………………………………………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда…………………………………………………………………………….………………..5

9e. За последние четыре недели как часто Вы ощущали в себе много энергии? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….……………………………………………………………….….…1
По большей части…………………………………………………………………………….…….2
Иногда……………………………………………………………………………….………………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда…………………………………………………………………………….………………..5

9f. За последние четыре недели как часто Вы ощущали себя упавшим духом и подавленным? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….…………………………………………………………….…….…1
По большей части…………………………………………………………………………….…….2
Иногда……………………………………………………………………………………….………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда……………………………………………………………………………………….……..5

9g. За последние четыре недели как часто Вы ощущали себя измотанным? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….………………………………………………………………….…1
По большей части…………………………………………………………………………….…….2
Иногда……………………………………………………………………………………….………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда…………………………………………………………………………………….………..5

9h. За последние четыре недели как часто Вы ощущали себя счастливым? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….……………………………………………………….………….…1
По большей части…………………………………………………………………….…………….2
Иногда………………………………………………………………………………….……………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда………………………………………………………………………………….…………..5

9i. За последние четыре недели как часто Вы чувствовали себя уставшим? [прочтите ответы на выбор внизу] (Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….…………………………………….…………………………….…1
По большей части……………………………………………………………………….………….2
Иногда…………………………………………………………………………………….…………3
Очень редко…………………………………………………………………………………………4
Никогда…………………………………………………………………………………….………..5
В ответах на следующие вопросы содержится информация о состоянии Вашего здоровья и вопросах, к нему относящихся.
10. За последние четыре недели как долго состояние Вашего физического здоровья или эмоциональные проблемы оказывали влияние на Вашу социальную активность и возможность общения? [прочтите ответы на выбор внизу]
(Обведите один из ответов)
Постоянно…………………….………………………………………………………………….…1
По большей части………………………………………………………………………………….2
Иногда………………………………………………………………………………………………3
Очень редко………………………………………………………………………………...………4
Никогда……………………………………………………………………………………………..5

11а Мне кажется, что я подвержен заболеваниям более других людей. Так ли это? (Обведите один из ответов)
Абсолютно верно…………………………………………………………………………………..1
В основном верно………………………………………………………………………………….2
Не знаю……………………………………………………………………………………………..3
В основном не верно………………………………………………………………………………4
Абсолютно не верно……………………………………………………………………….………5



11b. Я так же здоров, как и все, кого я знаю. Так ли это? (Обведите один из ответов)
Абсолютно верно……………………………………………………………………….…………..1
В основном верно……………………………………………………………………….………….2
Не знаю…………………………………………………………………………………….………..3
В основном не верно…………………………………………………………………….…………4
Абсолютно не верно…………………………………………………………………….…………5

11c. Я полагаю, что мое здоровье ухудшится. Так ли это? (Обведите один из ответов)
Абсолютно верно………………………………………………………………….………………..1
В основном верно…………………………………………………………………….…………….2
Не знаю……………………………………………………………………………….……………..3
В основном не верно………………………………………………………………….……………4
Абсолютно не верно…………………………………………………………………..……………5

11d. У меня отличное здоровье. Так ли это?
(Обведите один из ответов)
Абсолютно верно……………………………………………………………….…………………..1
В основном верно…………………………………………………………………….…………….2
Не знаю………………………………………………………………………………….…………..3
В основном не верно…………………………………………………………………….…………4
Абсолютно не верно……………………………………………………………………..…………5






67



Тяжесть состояния

Возраст

Образование

Убеждения

Жизненные
ценности

Обычаи, традиции

Позиционирование
в
обществе

Пациент

лекции

тренинги

ролевые игры

Контроль астмы

СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Балаболкин И. И. Стратегия терапии и профилактики бронхиальной астмы у детей // Педиатрия, 1998 , № 4, с. 92-96.
2.Белевский А.С, Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Победим бронхиальную астму. 2-е изд. М.: Два мира; 1996.
3.Беспалова И.Д., Мишенина Г.И. Опыт внедрения сестринского процес-са в Томской области в лечебную и профилактическую программу для боль-ных бронхиальной астмой // Сибирский государственный медицинский уни-верситет, г. Томск. 2004 . – с.67-75.
4.Бокк Ю. А., Дроздов Н. П., Пискайкина Е. А., Шкевич Н. В., Майер Е. Ю. Опыт работы астма-школы центра охраны здоровья детей подростков го-рода Тюмени // Научный вестник Тюменской медицинской академии, №14, 2001. – с .101
5.Бронхиальная астма. Глобальная стратегия. Совместный клад Нацио-нального Института Сердце, Легкие и Кровь и мирной организации здраво-охранения. // Пульмонология, 1996, Прил. – 146 с.
6.Бронхиальная астма. Руководство для врачей России (Формулярная система) // Пульмонология ,1999; Прил.- 127 с.
7.Булкина Л.С., Белевский А.С, Княжеская Н.П. и др. Влияние обучения больных бронхиальной астмой на течение заболевания // Тер. арх. – 1996. – Т. 68, № 12. – с. 30-34.
8.Булкина Л.С., Белевский А.С., Княжеская Н.П., Сосина Е.Е. Обучение больных бронхиальной астмой, находящихся под амбулаторным наблюдени-ем // Пульмонология, 1996, №1, с.25-30.
9. Булкина Л.С., Белевский. А.С. Образовательные программы для боль-ных бронхиальной астмой. Мировой опыт. // Пульмонология,1999; Прил.- с. 89-90.
10. Колодкина О.Ф., Шульгина Л.С.,.Аристова Т.В, Носова Т.Н. Опыт ра-боты сестринских астма-школ в Архангельской области // Пульмонология , 2003, №5, с. 58-62.
11.Лаврова Е.С., Бородавкина Т.А. Организация астма школы в детском стационаре. Человек и его здоровье – 2007. материалы 80-ой конференции студенческого научного общества СПбГМА им. И.И. Мечникова, СПб., 2007. - С. 120-121.
12.Ленская Л.Г., Огородова Л.М., Малаховская М.В., Каракулова Е.В. Оп-тимизация терапии неконтролируемой бронхиальной астмы //Тезисы XI На-ционального конгресса «Человек и лекарство», М, 2004, с. 237.
13. Ленская Л.Г., Огородова Л.М., Малаховская М.В., Каракулова Е.В. Стоимость неконтролируемого течения бронхиальной астмы Н Тезисы XI Национального конгресса «Человек и лекарство», М, 2004, с. 224 - 225.
14. Лучкевич В.С. и др. Организация и анализ стационарной медицинской помощи. Учебное пособие. С-Пб., 2005.
15. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Шеянов М.В. Отдаленные исходы бронхиальной астмы: прогностическая значимость качества медицинской помощи и обучения пациентов // Пульмонология, 1996, №1, с.18-24.
16. Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Управление качеством медицин-ской помощи. М.: «Медицина», 2000.
17.Общественное здоровье и здравоохранение. Под. Ред. В. А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М., Медпресс-информ, 2002.
18.Огородова Л.М., Абазова Ф.И., Сальников В.А., Ленская Л.Г. и др. Оп-тимизация лечения больных как результат реализации антиастматической программы в Томской области // Вестник Межрегиональной Ассоциации «Здравоохранение Сибири», 2001, №2, с. 14-16.
19. Помощь больным астмой в практическом здравоохранении Пер. с англ. Warwickshire: National Asthma Training Centr 1994.
20. Ребров А.П., Кароли Н.А.. Особенности психики больных бронхиаль-ной астмой // Российский медицинский журнал, 2003, №1, с.23-26.
21. Рывкин А.И., Андрианова Е.Н, Побединская Н.С., О.В.Кузнецова, и др. Роль образовательных программ в улучшении качества жизни детей с бронхиальной астмой // Педиатрия ,1999, №6, с. 86-87.
22. Рябухин Ю. В. Опыт работы «астма-школы» в г. Смоленске // Педиат-рия, 2001, №5, с. 97.
23. Сальников В.А., Абазова Ф.И., Огородова Л.М., Ленская Л.Г. и др. Ре-зультаты реализации программы по борьбе с бронхиальной астмой в Том-ской области / «Детская больница», 2001, № 4 (6), с, 48 - 49.
24. Серых Б.Т., Огородова Л.М., Головачев Б.В., Сиянов B.C., Васильева С.А., Кобякова О.С, Ленская Л.Г. Ведение больных с неконтролируемой бронхиальной астмой (пособие для врачей), - Томск, 2002, 35 с.
25. Сестринское дело. Руководство в 2-х томах под ред. А.Ф.Краснова., М., 1999.
26. Сестринское дело. Справочник. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000.
27. Собченко С.А., Коровина О.В. Обучение больных бронхиальной аст-мой в комплексе их лечения // Международ, мед. обзоры. 1993, № 2, с.120—123.
28.Туркина Н.В. Задачи подготовки кадров в условиях реформирования здравоохранения // «Сестринское образование в XXI веке. Медико-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспективы. Труды III Международной научно-практической конференции (Май 2006 года, Санкт-Петербург, СПбГМА им. И.И. Мечникова) – электрон. изд. – С-Пб, 2006.
29. Чучалин А.Г., Белевский А.С., Смоленов И.В., Смирнов Н.А. и др. Ка-чество жизни больных бронхиальной астмой в России: результаты многоцен-трового исследования // Пульмонология , 2003, №5, с. 88-96.
30. Эрдниева Е.Д., Туркина Н.В., Петрова А.И.. Организация сестринско-го процесса в диабет школах // «Сестринское образование в XXI веке. Меди-ко-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспекти-вы. Труды III Международной научно-практической конференции (Май 2006 года, Санкт-Петербург, СПбГМА им. И.И. Мечникова) – электрон. изд. – С-Пб, 2006.
31. Юдакова М.И. Задачи медицинской сестры в решении проблем боль-ных бронхиальной астмой // Сестринское дело 1998; №5-6: 41.
32.Бронхиальная астма у детей. Под ред. С. Ю. Каганова. М., Медицина, 1999, 368 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль медсестры в оказании помощи детям с бронхиальной астмой?

Медсестра играет важную роль в оказании помощи детям с бронхиальной астмой. Она отслеживает и контролирует состояние пациента, проводит необходимые процедуры, а также обучает ребенка и его родителей правильному способу управления бронхиальной астмой.

Какие модели сестринского дела используются в оказании помощи детям с бронхиальной астмой?

В оказании помощи детям с бронхиальной астмой применяются различные модели сестринского дела. Некоторые из них включают разработку индивидуального плана ухода, регулярный мониторинг состояния пациента, обучение пациента и его семьи по вопросам управления заболеванием.

Как осуществляется оценка качества и результатов ухода при бронхиальной астме у детей?

Оценка качества и результатов ухода при бронхиальной астме у детей проводится с помощью различных критериев, таких как частота и тяжесть приступов, использование лекарственных препаратов, а также уровень контроля симптомов заболевания.

Какой международный опыт оказания помощи больным бронхиальной астмой можно применить в России?

Международный опыт оказания помощи больным бронхиальной астмой может быть полезным для России. Некоторые страны уже разработали эффективные образовательные программы и модели сестринского процесса, которые можно адаптировать и внедрить в российскую практику.

Какими образовательными программами могут воспользоваться дети с бронхиальной астмой в России?

В России дети с бронхиальной астмой могут воспользоваться образовательными программами, которые помогут им получить информацию о своем заболевании, научиться правильно управлять симптомами, а также рассмотреть вопросы профилактики и лечения бронхиальной астмы.

Какова роль медсестры в оказании помощи детям с бронхиальной астмой?

Медсестра играет важную роль в оказании помощи детям с бронхиальной астмой. Она осуществляет наблюдение за состоянием ребенка, проводит мероприятия по профилактике и лечению заболевания, обучает родителей и ребенка методам самоконтроля и помогает им осуществлять уход за больным ребенком.

Какие модели сестринского дела используются в оказании помощи детям с бронхиальной астмой?

Существуют различные модели сестринского дела, используемые при оказании помощи детям с бронхиальной астмой. К ним относятся модели партнерства, управления здоровьем, образования, клинического решения проблем, групповой практики и другие.

Какие способы сестринского вмешательства используются при лечении детей с бронхиальной астмой?

При лечении детей с бронхиальной астмой медсестры используют различные способы сестринского вмешательства, такие как образование и консультации родителей и ребенка, контроль за приемом лекарств, проведение процедур и техник ингаляции, психологическая поддержка ребенка и его семьи.

Как оценивается качество и результаты ухода детям с бронхиальной астмой?

Качество и результаты ухода детям с бронхиальной астмой оцениваются по различным критериям, таким как улучшение состояния здоровья ребенка, снижение частоты и тяжести приступов, увеличение сроков ремиссии, повышение качества жизни ребенка и его семьи.

Какие образовательные программы применяются в астма-школах в России?

В астма-школах в России используются различные образовательные программы, направленные на обучение детей и их родителей особенностям бронхиальной астмы, методам самоконтроля, правильному использованию лекарственных препаратов и другим вопросам, связанным с управлением заболеванием.

Какая роль медсестры в оказании помощи и обеспечении качества жизни детям с бронхиальной астмой?

Медсестры играют важную роль в оказании помощи и улучшении качества жизни детей с бронхиальной астмой. Они осуществляют мониторинг состояния здоровья детей, помогают следить за соблюдением режима приема лекарств и контролируют эффективность лечения. Медсестры также проводят образовательные программы для детей и их родителей, обучают использованию ингаляторов и демонстрируют правильные техники дыхания. Кроме того, медсестры оказывают эмоциональную поддержку детям и их семьям, помогают справляться с возникающими трудностями и предоставляют рекомендации по улучшению качества жизни.