Вам нужен реферат?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Поэзия и проза — поэтика и риторика.

  • 15 страниц
  • 3 источника
  • Добавлена 08.07.2012
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Поэзия и проза — поэтика и риторика
Исократ. Панегирик
Литература

Фрагмент для ознакомления

Политические события, о которых упоминает оратор, и образцы, которым он призывает следовать, скрываются за рассуждением о пользе речей определенного типа, о необходимости их произнесения снова и снова, что должно послужить для дальнейшего развития ораторского искусства: «природа речей такова, что является возможность об одних и тех же предметах трактовать на разные лады, важные вещи делать маловажными, незначительным придавать значение, старое представлять по-новому, а о недавно происшедшем сказать по-старому, в таком случае больше нельзя избегать говорить о том, о чем раньше сказали другие, но лучше их следует попытаться сказать».
Таким образом, Исократ выдвигает именно художественно-эстетическую составляющую ораторской речи. Его «Панегирик» напоминает продолжение уже существующей в обществе дискуссии о пользе красноречия и его задачах и, по-видимому, является таковым: свидетельств о существовании таких дискуссий в этот исторический период немало. В пользу данного предположения свидетельствует и заключительная часть «Панегирика», где оратор говорит о совершенствовании, которое достигается за счет желания превзойти, создать нечто лучшее. Это два последних периода, которые, фактически, подводят черту под сказанным. Оратор полагает, что материалом для ритора являются события окружающей действительности и всестороннее их освещение «в хорошей словесной форме», а также осмысление является насущной необходимостью для разумного человека.
Интересно, что Исократ ставит «мастерство в произнесении речей» в один ряд с «прочими искусствами». В последним периоде своей речи он придает большое значение оригинальности сказанного, а также отмечает, что оазвитие ораторского искусства только начинается, что совершаются лишь первые шаги. Так оратор заканчивает свою речь следующими словами: «огромный толчок для развития получают и все прочие искусства и мастерство в произнесении речей, если кто с восторгом будет ценить не первых дела начинающих, но лучше других каждое из них совершающих, и не старающихся о тех делах говорить, о каких никто ранее не сказал, но так умеющих сказать, как никто другой не смог бы».
Как мы можем видеть, в данной речи указана традиционная для жанра ораторской речи сюжетная парадигма — материалом для оратора являются события реальной жизни: это и тема для рассуждения, и материал для обоснования тезиса. Данное разделение было отмечено М.Л. Гаспаровым в рассматриваемой в первой части данной работы статье.
Исократ говорит о необходимости развития эстетической стороны ораторского искусства, что является характерным для данного периода мнением. Как было отмечено выше, около V в. до н.э. происходит перелом в истории античной литературы и ораторское искусство, ранее воспринимавшееся исключительно в качестве бытового низкого жанра, стремится к утверждению в качестве художественной словесности. В риторике происходит формирование индивидуального стиля, что становится критерием литературности для этого рода словесности. Речь Исократа в полной мере обладает авторской индивидуальностью.
В конце своей речи Исократ ставит ораторское мастерство в один ряд с другими искусствами, выражая обозначенное М.Л. Гаспаровым стремление к литературности. Мифологическое сознание уступает место сознанию политическому и, соответственно, инструмент, обслуживающий эти потребности, приобретает ценность в сознании представителей общества. Можно предположить, что этот аспект М.Л. Гаспаровым практически не освещенный, является главной причиной возвышения ораторского искусства и сближения его с художественной словесностью, которая, заимствуя сюжеты из мифологии, утверждала другой тип общественной организации и другое мировоззрения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что рассмотренная речь греческого оратора Исократа укладывается в рамки приведенной М.Л. Гаспаровым классификации, имеет черты, характерные для ораторского искусства второго периода развития античной литературы.

Литература
Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994.
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
Хрестоматия по античной литературе. В 2 тт. Т. 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М.: Просвещение, 1965.

Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 126.
Там же. С. 155.
Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 150—151.
Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 126.
Там же. С. 154.
Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 153.
Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 158.
Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 158.
Там же. С. 158.
Исократ// Хрестоматия по античной литературе. В 2 тт. Т. 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М.: Просвещение, 1965. С. 63.
Исократ// Хрестоматия по античной литературе. В 2 тт. Т. 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М.: Просвещение, 1965. С. 64.
Исократ. Панегирик// Хрестоматия по античной литературе. В 2 тт. Т. 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М.: Просвещение, 1965. С. 64.
Там же. С. 64.
Там же. С. 64.
Исократ. Панегирик// Хрестоматия по античной литературе. В 2 тт. Т. 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М.: Просвещение, 1965. С. 64.
Исократ. Панегирик// Хрестоматия по античной литературе. В 2 тт. Т. 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М.: Просвещение, 1965. С. 64.









2


Литература
1.Гаспаров М.Л. Поэзия и проза — поэтика и риторика// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994.
2.Цицерон М.Т. О презрении к смерти/Тускуланские беседы// URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/tusc1-f.htm (Дата обращения: 24.11.2011).
3.Хрестоматия по античной литературе. В 2 тт. Т. 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М.: Просвещение, 1965.

Типология и поэтика женской прозы: гендерный

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ





На правах рукописи

ПУШКАРЬ ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ:

ЖАНР
(на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой)


10.01.01 – русская литература

РАБОТА

на соискание ученой степени

кандидат филологических наук




Научный руководитель –

доктор филологических наук

профессор Л. П. Егорова



Ставрополь 2007

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования. 8

1.1. О категории "гендер" и гендерных исследований. 8

1.2. О гендерном аспекте литературоведения. 27

Глава 2. Art оппозиция феминность / маскулинность в современной женской прозе....................................................................62

2.1. Художественное воплощение гендерных доминант внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества. 63

2.1.1. Андрогинный тип творчества (т. Толстая). 64

2.1.2. Аннигиляционный тип творчества (Л. Петрушевская). 90

2.1.3. Феминный тип творчества (Л. Улицкая). 109

2.2. Художественные модели гендерного поведения героев. 124

Глава 3. Art специфика конфликта и хронотопа женской прозы 150

3.1. Гендерный конфликт в исторической ретроспективе. 150

3.2. Уровни гендерных художественных конфликтов. 158

3.3. Хронотоп, что в течение женщин модель в мире. 192

Вывод. 210

библиография. 217

 

ВВЕДЕНИЕ

художественная литература во все времена стремилась ответить на основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо меняющихся гендерных отношений в современном обществе.

Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в состоянии, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе посредством гендерных ролей и отношений. Теория гендера позволяет по-новому интерпретировать и произведения художественной литературы, где четко и глубоко сегодня мужской и женский взгляд на мир (гендерная картина мира), на взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологии. Наиболее интересным в этом смысле современная проза, отражает гендерный статус женщины и мужчины, особенности гендерного поведения,гендерные конфликты наших дней.

Узнать стоимость работы