Коррупция в системе органов государственной власти и пути преодоления на примере органа государственной и муниципальной власти.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 2626 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 02.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Определение и квалификация коррупции
1.1. Понятие коррупции
1.2. Правовая квалификация
2. Борьба с коррупцией
2.1. Антикоррупционная политика в последнее десятилетие
2.2. Успехи и неудачи в борьбе с коррупцией
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Но к новому году жалобы посыпались вновь, да и география их расширилась. Например, в одной из школ Яйского района был вывешен на всеобщее обозрение «черный список» детей, родители которых не желали или не могли в силу своего небольшого дохода сдавать деньги. В школах Анжеро-Судженска, Гурьевска, Кемерова и Новокузнецка детей стыдили перед классом за то, что они не сдавали деньги. В единственной специализированной школе-интернате для слабослышащих, где занимаются дети со всего Кузбасса, c родителей вымогались как ежемесячные отчисления на развитие школы, так и единоразовый годовой взнос. И совсем уж дикость: зафиксированы случаи, когда требовали деньги даже с сирот и опекаемых ребятишек.
Встречались факты и более утонченного вымогательства: всех первоклашек записывали на дополнительные оплачиваемые занятия по русскому языку, чтению и математике. Хотя эти предметы входят в государственный стандарт и вовсе не относятся к дополнительному образованию. Или требовали взносы на канцтовары и туалетную бумагу. И никакого официального договора между администрацией школы и родителями. Деньги передавались из рук в руки, минуя расчетный счет.
В области принято решение создать специальный орган - региональный родительский комитет, куда войдут инициативные родители от каждого города и района Кемеровской области. Именно они будут отслеживать ситуацию на местах и сигнализировать о возможных нарушениях. Первое заседание такого необычного родительского комитета намечено провести уже в январе нового года.
Депутаты Госдумы сделали очередной шаг в борьбе со злом, которого теоретически нет в российском законодательстве. Речь идет о коррупции.
Она, конечно, в нашей стране присутствует. Но, вот парадокс, официально в российском законе такого понятия просто нет. Тем интереснее был шаг наших думцев, которые согласившись с Конвенцией ООН по борьбе с коррупцией, ратифицировали на днях этот документ. Но как быть с нашим законодательством? Все просто - теперь парламентарии обязаны внести поправки в российские законы по противодействию этому злу. Под номером один в поправках числится возврат в Уголовный кодекс нормы по конфискации имущества.
Напомним, что в декабре 2003 года уголовный закон лишился мощного правового инструмента - конфискации имущества как меры наказания. Такое «исключение» оказалось не обоснованным ни юридически, ни социально. Ведь нынешний максимальный размер штрафа в 1 миллион рублей для коррупционеров нередко не может даже частично компенсировать ущерб, нанесенный преступлениями криминальных чиновников.
Сейчас завершается независимая экспертиза этих поправок, возвращающих конфискацию в закон. Предстоит внести изменения в УК, УПК и целый ряд других законодательных актов. Если говорить о постатейных дополнениях по конфискации имущества, то таких поправок набирается больше двадцати. К примеру, по некоторым статьям УК сегодня предусматривается только лишение свободы на различные сроки, а новым законопроектом предлагается дополнить наказание и конфискацией имущества. Причем предполагается изъятие в пользу государства орудий и средств совершения преступления, а также имущества, денег и других ценностей, приобретенных незаконно. К тому же - конфисковывать доходы, полученные от криминального имущества. В числе поправок есть и такое нововведение: если осужденный успел передать деньги или недвижимость другому человеку, то это имущество также становится собственностью государства. Важное уточнение - конфискацию предлагается назначать в первую очередь за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. К примеру, по статье 229 УК за хищение либо вымогательство наркотических или психотропных средств грозит лишение свободы от восьми до пятнадцати лет. А поправками предлагается у осужденного по этой статье конфисковать ценности. Такую же участь предлагается узаконить и для тех, кто будет осужден за терроризм и коррупцию.
Кстати, Генпрокуратура, Верховный суд, ФСБ и МВД направили в Комиссию Госдумы по противодействию коррупции материалы о том, как на практике применялись «антикоррупционные» нормы уголовного законодательства за два года. Выяснилось, что только по пяти статьям УК можно было отдать под суд за преступления, связанные с понятием «коррупция». Но в этих статьях нет и не было даже самого слова «коррупция». Речь идет о преступлениях, предусмотренных главой 30 Уголовного кодекса: злоупотребления должностными полномочиями и превышение должностных полномочий; получение и дача взятки; должностной подлог. А конфискация, к тому же только частичная, предусмотрена лишь в одной статье.
Уделим внимание перспективе. В настоящее время осуществляют свою деятельность Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции. Важное значение в выработке четкого механизма борьбы с коррупцией играют нормы международного права. Российская Федерация уже ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, включающую в себя широкий набор антикоррупционных мер. В ближайшем будущем предстоит ратификация Россией еще двух международных правовых актов: Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и принятой в 2003 году Генеральной ассамблеей ООН Конвенции против коррупции".
Присоединение России к этим Конвенциям позволит использовать в борьбе с коррупцией весь арсенал правовых средств, начиная с уголовно-правовых, гражданско-правовых и заканчивая специфическими методами налогового и финансового контроля.
Необходимо закрепления в нормах действующего законодательства такого вида наказания, как конфискация имущества, нажитого преступным путем, за преступления коррупционного характера. Среди основных причин коррупции, как минимум две: пробелы в действующем законодательстве и отсутствие эффективного контроля за деятельностью государственных должностных лиц, должны быть решены в ближайшем будущем.
Основной акцент в работе должен быть сделан на борьбу с причинами, порождающими коррупцию, ликвидацию пробелов в законодательстве, создающих почву для коррупции, "наша задача – лишить чиновников возможности действовать по своему усмотрению, осуществляя «захват власти» в личных интересах».
Михаил Гришанков, первый зампред комитета ГД по безопасности, председатель думской антикоррукционной комиссии отметил: «ратификация Конвенции - это лишь первый, хотя и весьма важный шаг на нелегком пути корректировки российского законодательства в соответствии с требованиями и рекомендациями международного документа. Наряду с изменениями в законодательстве, необходимо определить специально уполномоченный орган Российской Федерации по проведению государственной политики предупреждения коррупции с возложением на него надзорных и координирующих функций, а также функции по обеспечению и оказанию взаимной правовой помощи в расследовании дел и уголовном преследовании лиц в связи c совершением преступлений, охватываемых Конвенцией. Вопрос о создании такого органа требует взвешенного подхода, должен быть глубоко и всесторонне изучен, чтобы государство и общество получили по-настоящему жизнеспособную и эффективную структуру».
Что же касается «карающего меча», то он будет применяться в рамках обязательств России по Конвенции о борьбе с коррупцией, которую страна подписала еще в 2003 году, а на днях Госдума ее ратифицировала. Это позволит сделать уголовно наказуемым злоупотребление чиновниками своим влиянием и потребует от них объяснения происхождения своих активов или собственности.


Заключение
Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости.
Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается, что особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие систему круговой поруки.
Уголовный Кодекс РФ предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки (ст. 291 УК РФ).
В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем, особенно опасны и недопустимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые должностными лицами отнесены к главе 30 и названы вместо «Должностных преступлений» «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Эту группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Эти преступления отличаются от других преступных посягательств специальными признаками: они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности); их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий; нарушают нормальную деятельность органов власти и управления.
Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки.
Законодательство и практическая борьба с коррупцией должны усовершенствоваться.


Библиография
Конституция Российской Федерации, 1993 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ
Указ президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. №361 “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы ”
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве»
Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М .2003.
Комментарий к трудовому кодексу РФ / Ю.Н. Коршунов, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Б.А. Шеломов. – М., 2002.
Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ; Под общ. ред. В .В. Мозякова. М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2002.
Охрана труда для руководителей и специалистов. Учеб. пособие. М.: - 2005.
В.М. Быков, Свобода доказательств по уголовно-процессуальному кодексу РФ//Право и политика, 2004, № 4
Энциклопедический Юридический словарь, 1998 г.
Независимая газета, 16 окт. 2001г.
Новая газета, №40, 2001г.
Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. – М., 1994 г.
Россия и коррупция: кто кого, - М, 1998 г.
Российская газета 27.12.2005
Энциклопедический Юридический словарь, 1998 г.
Независимая газета, 16 окт. 2001г.
Новая газета, №40, 2001г.
Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. – М., 1994 г.

Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ; Под общ. ред. В .В. Мозякова. М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002. С. 267.

Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ; Под общ. ред. В .В. Мозякова. М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002. С. 274
Россия и коррупция: кто кого, - М, 1998 г.
Россия и коррупция: кто кого, - М, 1998 г.
Российская газета 27.12.2005
Российская газета 1 марта 2006
Российская газета 8 ноября 2005












25

Библиография
1.Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ
4.Указ президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. №361 “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы ”
5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».
6.Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве»
7.Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях.
8.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М .2003.
9. Комментарий к трудовому кодексу РФ / Ю.Н. Коршунов, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Б.А. Шеломов. – М., 2002.
10.Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ; Под общ. ред. В .В. Мозякова. М.: «Издательство «Экзамен XXI», 2002.
11.Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2002.
12.Охрана труда для руководителей и специалистов. Учеб. пособие. М.: - 2005.
13.В.М. Быков, Свобода доказательств по уголовно-процессуальному кодексу РФ//Право и политика, 2004, № 4
14.Энциклопедический Юридический словарь, 1998 г.
15.Независимая газета, 16 окт. 2001г.
16.Новая газета, №40, 2001г.
17.Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. – М., 1994 г.
18.Россия и коррупция: кто кого, - М, 1998 г.
19.Российская газета 27.12.2005

Вопрос-ответ:

Что такое коррупция?

Коррупция - это злоупотребление должностным положением или полномочиями в государственной или муниципальной службе в целях личной выгоды или получения взятки.

Какова правовая квалификация коррупции?

Коррупция может быть квалифицирована как преступление против государственной власти, поскольку подрывает доверие общества к органам государственной и муниципальной власти. В России такие преступления регулируются Уголовным кодексом.

Какая антикоррупционная политика была проведена в последнее десятилетие?

В последнее десятилетие в России были приняты различные меры и законодательные акты, направленные на борьбу с коррупцией. Было создано Антикоррупционное управление, были ужесточены наказания за коррупционные преступления, введено обязательное декларирование доходов должностных лиц и т.д.

Какие есть успехи и неудачи в борьбе с коррупцией в системе органов государственной и муниципальной власти?

Существуют как успехи, так и неудачи в борьбе с коррупцией. С одной стороны, было снижено количество коррупционных преступлений, были привлечены к ответственности некоторые высокопоставленные должностные лица. Однако, все еще существуют случаи коррупции и не все преступники наказаны. Это свидетельствует о том, что работа по борьбе с коррупцией еще не завершена.

Какие есть способы преодоления коррупции в системе органов государственной и муниципальной власти?

Для преодоления коррупции необходимо совместное усилие государства, общества и граждан. Важно проводить систематическую работу по выявлению и привлечению к ответственности коррупционеров, укреплять этику и принципы честности среди должностных лиц, а также улучшать условия работы органов государственной и муниципальной власти, чтобы сократить возможности для коррупции.

Что такое коррупция?

Коррупция - это злоупотребление должностным положением в целях получения незаконной выгоды или облегчения себе или другим лицам совершения противоправных действий.

Каким образом происходит правовая квалификация коррупции?

Правовая квалификация коррупции зависит от конкретной ситуации, но обычно она рассматривается как преступление, которое включает такие составляющие, как взяточничество, получение взятки, дача взятки, злоупотребление служебным положением, хищение государственного имущества и др.

Каковы возможности борьбы с коррупцией в системе органов государственной и муниципальной власти?

Борьба с коррупцией включает в себя создание антикоррупционных органов и межведомственных комиссий, разработку антикоррупционных программ, обучение государственных служащих принципам этики и противодействия коррупции, ужесточение наказания за коррупционные преступления, повышение уровня прозрачности и открытости в работе государственных органов.

Каковы последние успехи в борьбе с коррупцией?

В последние десятилетия удалось достигнуть некоторых успехов в борьбе с коррупцией. Введение электронных систем управления и отчетности сократило возможности для взяточничества и снизило коррупционные риски. Также были проведены различные расследования и судебные процессы, которые привели к уголовному преследованию и наказанию виновных в коррупционных преступлениях.

Какие проблемы остаются в борьбе с коррупцией?

Несмотря на достигнутые успехи, проблемы в борьбе с коррупцией остаются. Одной из таких проблем является недостаточная эффективность антикоррупционных органов и служб, что приводит к невыявлению и ненаказанию коррупционных преступлений. Также существует проблема коррупции в судебной системе, которая затрудняет проведение справедливых судебных процессов по коррупционным делам.

Что такое коррупция?

Коррупция - это злоупотребление должностным положением или властью с целью личной выгоды. Это включает в себя получение взятки, злоупотребление властью, взяточничество, мошенничество и другие незаконные действия для личного обогащения.

Как квалифицируется коррупция с юридической точки зрения?

Коррупция может быть квалифицирована как уголовное преступление. Она обычно классифицируется как преступление против государственной власти и имущества. В России, например, коррупция регулируется Уголовным кодексом и может привести к уголовной ответственности, включая лишение свободы и штрафы.