Мир детей и мир взрослых: о некоторых особенностях взаимоотношений двух субкультур на рубеже 19-20 вв.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 4747 страниц
  • 78 + 78 источников
  • Добавлена 04.08.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Научно – теоретический анализ проблемы взаимоотношений субкультур детей и взрослых
1.1. Детская и взрослая субкультуры: понятие, содержание
1.2. Проблема взаимоотношения детской и взрослой субкультур
Вывод по главе 1
Глава 2. Исторический аспект взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже XIX –XX веков
2.1. Основные взгляды на детскую субкультуру на рубеже XIX-XX веков
2.2. Особенности взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже 19-20 веков
Вывод по главе 2
Глава 3. Методические основы изучения взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков
3.1. Организационные аспекты методической работы
3.2. Программа элективного курса «Взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков»
Вывод по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

4. Выступления студентов с подготовленными докладами, эссе.
5. Поиск решений проблемной ситуации в процессе обсуждения темы.
6. Обсуждение результатов занятия.
7. Подведение итогов занятия.
Вопросы для обсуждения:
Что такое семья, ее функции, структура.
Чем характерна современная семья?
Какова значимость и специфика семейного воспитания на современном этапе развития общества?
Каковы взгляды современных исследователей на проблему семьи и семейных отношений?
1. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003 – 325 с.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н. Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС, 2004. 328 с.

Тема 5 «Характеристика психолого – педагогических взглядов на природу детства и детской субкультуры в период рубежа XIX-XX веков».
Занятие семинарское с элементами лекции.
Цель: познакомить студентов с основными психолого – педагогическими взглядами на природу детства и детской субкультуры в период рубежа XIX-XX веков.
Задачи:
1. Сформировать представления о психолого – педагогической позиции по отношению к детству на рубеже XIX-XX веков.
2. Сформировать у студентов значимость данной темы для решения проблемы взаимоотношений отцов и детей на современном этапе развития общества.
План.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. На данном этапе актуализируются знания по истории педагогики и психологии.
3. Постановка проблемы.
4. Сообщение лекционного материала.
5. Поиск решений проблемной ситуации.
6. Обсуждение результатов занятия.
7. Подведение итогов занятия. Задание для самостоятельной работы: подготовка докладов по теме:
- «Вклад И. Кона в развитие понимания природы детской субкультуры».
- «Взгляды Э. Дюркгейма на природу детства, его социально – правовой статус».
- «Концепция М.Мид».
Вопросы для обсуждения на занятии:
1. Сущность основных психолого – педагогических взглядов на природу детства на рубеже XIX-XX веков.
2. Как передовые исследования психологов и педагогов этого периода повлияли на развитие детства, детской субкультуры.
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. – М.: Аспект –Пресс, –2001. –288 с.
2. Бесчастная А.А. Детство: История и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.

Тема 6. Развитие взглядов на природу детства в области социологии, этнографии.
Семинарское занятие с элементами активных методов обучения.
Цель: сформировать представление о ведущих социологических и этнографических взглядах на природу детства.
Задачи:
1. Познакомить студентов с этнографическими и социологическими исследованиями в области детства на рубеже XIX-XX веков.
2. Формировать у студентов познавательную активность в процессе дискуссии.
План.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. На данном этапе актуализируются знания по истории педагогики и психологии.
3. Постановка проблемы.
4. Выступления студентов с докладами.
5. Поиск решений проблемной ситуации в процесс организации дискуссии. Студентами предлагается разделиться на две команды: «философы» и «новаторы». В качестве философов выступают представители традиционной части общества рубежа XIX-XX веков с отрицанием необходимости новых идей в развитии природы и социального статуса ребенка. Новаторы – представители новой социологии и молодой этнографии с доказательством обратных суждений.
6. Обсуждение результатов занятия.
7. Подведение итогов занятия.
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. – М.: Аспект –Пресс, –2001. –288 с.
2. Бесчастная А.А. Детство: История и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.
3. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. – 270 с.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 357 с.
5. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 394 с.

Тема 7. Отношение государства к детям в период рубежа XIX-XX веков
Цель: познакомить студентов с основной позицией государства по отношению к детству на рубеже XIX-XX веков.
Задачи:
1. Сформировать представление о правовом статусе детей различных сословий на рубеже XIX-XX веков
2. Провести сравнительный анализ современного и исторического аспекта правовой защиты детей.
План.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. На данном этапе актуализируются знания по истории педагогики и психологии.
3. Постановка проблемы: чем продиктована специфика отношения государства к детям на рубеже XIX-XX веков.
4. Сообщение лекционного материала.
5. Поиск решений проблемной ситуации.
6. Обсуждение решений в процессе сравнительного анализа современного общества и общества рубежа XIX-XX веков.
7. Подведение итогов занятия.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова специфика отношения государства к детям на рубеже 19 – 20 веков.
2. В чем отличие и сходства в отношении государства к детям на современном этапе и в исторический момент?
Рекомендуемая литература:
1. Бесчастная А.А. Детство: История и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.

Тема 8. «Развитие семьи на рубеже XIX-XX веков, специфика семейных отношений». По данной теме планируется два занятия: первое занятие с привлечением лекционного материала, второе занятие с активной дискуссией.
Цель темы: познакомить студентов и сформировать представление о влиянии семьи на детскую субкультуру XIX-XX веков.
Задачи:
1. Дать представление студентам о специфике семьи на рубеже XIX-XX веков.
2. Сформировать представление о взаимоотношения детей и взрослых в семье.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
Какова специфика семьи рубежа XIX-XX веков?
Каково положение детей в семье рубежа XIX-XX веков?
Основные исследования по проблеме взаимоотношений детей и взрослых в семье рубежа XIX-XX веков?
Рекомендуемая литература:
1. Бесчастная А.А. Детство: История и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.
2. Орлов А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции//Психолог в детском саду. 2000. №2. С. 188 - 203

Тема 9. «Обобщение исследований по проблеме взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков»
Семинарское занятие с привлечением активных методов.
Цель: Обобщить и закрепить знания студентов по курсу.
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний по курсу в процессе проведения блиц – опроса.
3. Постановка проблемы: в чем сущность взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков.
4. Обсуждение решений в процессе организации деловой игры. На данном этапе студентам предлагается смоделировать несколько сценок, проигрывающих взаимоотношения детей и взрослых в семье, в обществе.
5. Подведение итогов. На данном этапе обсуждаются итоги курса. Рефлексия студентов.
Обсуждаемые вопросы:
1. Что характерно для отношения взрослых к детям и детей к взрослым на рубеже XIX-XX веков?
2. Что может дать изучение данного курса для исследования современных проблем детей и взрослых?
Рекомендуемая литература:
1. Бесчастная А.А. Детство: История и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.
2. Орлов А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции//Психолог в детском саду. 2000. №2. С. 188 - 203

На последнем этапе создания программы осуществлялась разработка методических указаний, касающихся оценки знаний студентов по предлагаемому курсу.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков у студентов по курсу «Взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков» осуществляется в виде тестирования. Данный тест приведен в приложении 2. Результаты тестирования позволяют оценить уровень усвоения материала по курсу.
К высокому уровню усвоения материала (оценка 5 баллов) относятся результаты тестирования, характеризующиеся уверенным владением информацией: правильный и полный ответ, быстрое выполнение теста. Кроме того, учитывались активное участие на семинарских занятиях, подготовка докладов, выступлений.
К среднему уровню усвоения материала (оценка 3, 4 балла) относятся следующие результаты тестирования: неполный или неточный ответ, отсутствие ответа на 20-50% вопросов, неуверенное владение информацией, длительное время выполнения теста и т.д. На семинарских занятиях студент недостаточно активен, мало проявлял инициативы в подготовке докладов.
Низкий уровень усвоения материала (оценка 2 балла) оценивается при следующих результатах тестирования: неполный, неверный ответ, отсутствие ответа на 75% вопросов и более, длительное время на обдумывание ответов. Кроме того, учитывалось и то, что студенты на занятии неактивны, не проявляли инициативы в выступлениях, дискуссиях и т.д.

Таким образом, разработанная программа направлена не только на формирование у студентов знаний по историческому аспекту взаимоотношений детской и взрослой субкультур, но и на контроль усвоенного материала.
В процессе изучаемого курса, как уже отмечалось, занятия носят семинарско – лекционный характер. При этом в качестве методов обучения предлагаются преимущественно словесные (сообщение материала, выступления, доклады). Значительное место отводиться активным методом обучения: дискуссии, деловым играм, блиц – опросу и т.д. Такие методы позволят в наибольшей степени овладеть изучаемым материалом.
Таким образом, в рамках предложенной программы важная роль отводится активности студентов, что обеспечивает успешное овладение материалом по данному курсу.
В целом следует отметить, что разработанная программа определяет значимость места исторического аспекта взаимоотношений детской и взрослой субкультур в системе изучения психологии ребенка, семьи. Поэтому следует отметить, что данный курс подходит не только для студентов педагогических колледжей, но и для студентов ВУЗов, изучающих проблемы семьи, детской субкультуры. Данный курс можно рекомендовать для студентов педагогических и психологических факультетов высших учебных заведений. При этом предлагаемый курс требует дальнейшей разработки (увеличение часов в зависимости от специализации студентов, разработка тематики занятий, форм контроля усвоения знаний).

Вывод по главе 3

Теоретический анализ проблемы взаимоотношений мира взрослых и мира детей на рубеже XIX-XX веков позволил определить ее методическую значимость. Анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме позволил установить, что рубеж XIX-XX веков является переломным: в этот период появляются новые взгляды исследователей различных наук: педагогов, социологов, этнографов, на природу детства. Этот период является начальным в изменении отношений между детской и взрослой субкультур. Поэтому изучение аспекта данных взаимоотношений на рубеже XIX-XX веков является значимым для осознания проблем современного общества, детства и взрослости.
На основании теоретического анализа была проведена методическая работа, направленная на разработку элективного курса студентов педагогического колледжа. Основной целью педагогического колледжа является выпуск квалифицированного специалиста – педагога, воспитателя. Было выяснено, что студенты данного колледжа изучают дисциплины, позволяющие овладеть психологией и педагогикой детей дошкольного и младшего школьного возраста, знаниями в области семейного воспитания. При этом исторический аспект психологии детской субкультуры, ее взаимоотношений с субкультурой взрослых освещен и затрагивается в педагогическом колледже достаточно узко.
Разработка элективного курса, обеспечивающего овладения знаниями в области взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков позволяет восполнить пробел в исторических сведениях о формировании детской субкультур. Данный курс не является базовым предметом в подготовке студентов. Однако его содержание важно для осознания сущности современных проблем во взаимоотношении детской и взрослой субкультур.
Учебная программа элективного курса содержит несколько компонентов:
1. Объяснительная записка, направленная на раскрытие актуальности изучаемого предмета, цели и задач курса, ведущих идей, лежащих в основе построения курса.
2. Собственно содержание программы, включающее: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий.
3. Методические указания, касающиеся оценки знаний, умений и навыков студентов.
С учетом теоретического анализа литературных источников было разработано тематическое планирование, определено количество часов на изучение определенной темы, а также определены формы контроля за усвоением знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ позволил определить, что детская субкультура является неким смысловым пространством, обладающим специфической системой ценностей, установок, способов общения и взаимодействия. Исследователи указывают, что в общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. Интерес к феномену представлен в трудах древних мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля и др.; в эпоху средних веков в трудах Т.Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы и ряд др.; педагогов – просветителей Ж. Руссо, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра и др. В отечественной науке по проблеме детства изучены исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, И.С. Кона. На сегодняшний день существует несколько взглядов на природу детской субкультуры. Важнейшим направлением считается изучение детства как социокультурного феномена (работы Л.Г. Кураевой, Э.А. Куруленко, Д.И. Фельдштейна и др). Детская субкультура, являясь социокультурной категорией, тесно взаимодействует с другими субкультурами, в первую очередь, миром взрослых.
Современная психология развития определяет взрослость как итог бурных процессов развития и реализации ранее сформированных механизмов, свойств и структур поведения, заложенных в детстве и отрочестве, за которым последуют жизненный спад и угасание психических функций. Взрослость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации и картины мира.
Взаимоотношения культуры взрослых и детской субкультуры носят достаточно сложный и неоднозначный характер, при этом данные взаимоотношения определяют немалую роль в личностном и психическом становлении ребенка. В детской субкультуре следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Исследователи отмечают разную степень активности и позитивности взаимодействия двух субкультур в различные эпохи. Так, Ллойд Демоз характеризует образ и положение детей в обществе. Согласно его теории особенности положения детей, отношения к ним родителей и общества определяются не уровнем технического и материального развития общества и экономикой, а психогенными изменениями в личности, происходящими вследствие взаимодействия сменяющих друг друга поколении родителей и детей.
Взаимодействия детской и взрослой субкультур на протяжении веков во многом выражаются в отношениях детей и родителей. При этом на их качество влияет несколько факторов, среди которых можно назвать такие, как возраст и пол детей и родителей, состояние общества и т.д. Рассматривая социокультурный аспект взаимоотношений детской и взрослой субкультур Д.И. Фельдштейн указывает на то, что господствующим в отношениях взрослых к детям является принцип воздействия. Именно он определяет позицию взрослого мира, что отражается при построении системы образования (обучения и воспитания), ориентирующейся на воздействие, поиск путей его осуществления.
На современном этапе, несмотря на гуманнизацию отношения к детям, развитие личностно – ориентированных подходов в психологии и педагогике, все же отмечается неэффективное взаимодействия детей и взрослых, основанное на позиции объектного отношения взрослых к детям, когда личность ребенка не учитывается, не принимаются во внимание его интересы. Во многом такая позиция определяется историческим аспектом, основанным на отношении мира взрослых к миру детства. С этой целью был проведен анализ взаимоотношений мира детей и мира взрослых на рубеже XIX-XX вв. Рубеж XIX-XX вв. характеризуется переходной культурно-исторической эпохой. В этот период осуществляются многие культурные преобразования, научные открытия. В этот же период появляются новые взгляды на природу детской и взрослой субкультур. Так, согласно Гегелю, семья – это первичная основа, субстанция общественной жизни. Г.Спенсер выделяет правовой статус ребенка. По мнению Э. Дюркгейма, детство – период формирования социального существа и развития в ребенке тех качеств и свойств личности, которые необходимы обществу. В этот же период появляются новые взгляды на природу воспитания ребенка, учитывающие его интересы (Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и др.). Для данного периода характерны и первые исследования этнографов (М. Мид и др.).
На рубеже XIX-XX веков мир детей и мир взрослых характеризуются достаточно сложными взаимосвязями, основанными на подчинении ребенка взрослому, главе семьи. Взаимоотношения характеризуются неравноправием, часто – отсутствием гуманности по отношению к ребенку. В рамках таких условий в данный период формируется детская субкультура, основным содержанием которой становится народный фольклор, игры, забавы и т.д. В литературе XIX – начала ХХ века многочисленны свидетельства отсутствия детства у детей: рабское положение детей, использование детского труда, отсутствие условий для обучения, социальная незащищенность детей. Все это определяет характер взаимоотношений детской и взрослой субкультур, которые складывались преимущественно в рамках семьи. Данный характер определяется подчиненной ролью ребенка по отношению к взрослому.
На основании теоретического анализа исторического аспекта взаимоотношений мира детей и взрослых была проведена методическая работа, направленная на решение практической значимости проведенной теоретической работы.
Изучение современной детской субкультуры и ее сложной взаимосвязи со взрослым миром невозможно без исследования исторического прошлого. Исследования современного мира детей основываются на истории, поэтому нам представляется важным создание опоры в системе подготовки студентов психолого – педагогических специальностей на знание исторического этапа взаимоотношений мира детей и взрослых.
Анализ учебных программ педагогического колледжа показал, что студенты изучают современное состояние проблемы детской субкультуры, ее взаимосвязи с субкультурой взрослых в рамках семьи. Исторический аспект проблемы охватывается достаточно узко. Поэтому был предложен элективный курс, направленный на изучение взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже конца XIX – начала ХХ века. Разработка элективного курса, обеспечивающего овладения знаниями в области взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков позволяет восполнить пробел в исторических сведениях о формировании детской субкультур.
На основании введения элективного курса была разработана учебная программа, включающая пояснительную записку, содержание курса, представленное в виде тематического планирования, краткого конспекта каждого занятия, а также контроль за освоением студентами материалом курса.
Данный курс рассчитан на проведение 10 занятий (10 часов) в течение одного семестра.
Предлагаемый элективный курс определяет необходимость исторического анализа взаимоотношений субкультуры детства и взрослых для решения современных проблем в данных взаимоотношениях. Определяя значимость элективного курса для студентов педагогических колледжей, следует отметить, что данный курс является важным и для студентов психолого – педагогических специальностей вузов.

БИБЛИОГРАФИЯ

Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 3-16
Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2000. – 701 с.
Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы/ Под ред. Т.Парсонса. М.: Прогресс, 1972. – 320 с.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. – М.: Аспект –Пресс, –2001. –288 с.
Бендас Т. В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
Бесчастная А.А. Детство: История и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1986
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 349 с.
Зиглина Т.С. Кризис современной американской семьи в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина // Семья в России. - 1996, - № 3-4
Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 258 с.
Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990. -291 с.
Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования// Социологическая психология. Москва - Воронеж, 1999
Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. – 270 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 357 с.
Культурология. / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.:Высш. школа, 1999. – 511 с.
Кураева Л.Г. Детство как социокультурная ценность. Дис. … канд. социол. наук. Саратов. 1995
Куруленко Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Вестник СамГУ. Самара: СамГУ. - 1998. - №1. - С. 53
Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 394 с.
Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Изд-во Институт практ. психологии, 1998. - 368 с
Наумов Н.Д. Гуманистические ценности в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Выпуск 29. – СПб.: Санкт – Петербургское философское общество, 2003. С. 405-407
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003 – 325 с..
Орлов А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции//Психолог в детском саду. 2000. №2. С. 188 - 203
Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н. Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС, 2004. 328 с.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана. – СПб: Прайм – Еврознак, 2001. – 416 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 406 с.
Сафьянова А.В. Внутренний строй русской сельской семьи алтайского края во второй половине 19 – начале 20 в (внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг). / Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. – 336 с
Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф.Лесгафт.- М.: Физкультура и спорт, 1956.- 439 с.
Семенов И.Н. Акмеология – новое направление междисциплинарных исследований человека. // Общественные науки и современность. – 1989. - №3. – С. 134 - 142
Сикевич З. В. Русские: «образ» народа. – СПб.: СПбГУ, 1996. 269 с.
Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое/Пер.с англ.; Сост. и отв.ред. Г.Б.Корнетов. - М.: Издательство УРАО, 2003.- 288 с.
Степанова Е. И. Психология взрослых. – СПб.:Алетейя , 2000. – 288 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Аспект-пресс, 2003. 348 с.
Фельдштейн Д.И. Детство как социально – психологический феномен и особое состояние развития. // Вопросы психологии. – 1998. - №1. – С. 3
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии.//Вопросы психологии.- 2001.-№ 2.-с. 28-33
Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: МГУ, 1979. – 254 с.
Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
Чубрик Е.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации. Автореф. дисс…канд. культурологии. – Владивосток, 2007
Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003 // Электронный ресурс (официальный сайт автора) / http://poehaly.narod.ru/subcult-f.htm
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 296 с.
Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.
Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы./ Токарев С.А. – М., 1987. – 196 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
«Взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков»
Курс общей психологии является элективным курсом для студентов дневного отделения педагогического колледжа.
Актуальность данного курса заключается в том, что рубеж XIX-XX веков является переломным в плане взглядов на детство. В этот период появляются работы социологов (Спенсера, Дюркгейма и др.), которые меняют взгляды на социальный и правовой взгляд ребенка в семье, обществе, закладывается этнография детства, изучающая положение детей в семье, детских играх, фольклоре в различных обществах. Исследование положения детей в обществе невозможно без экскурса в особенности семейных организаций и структур, без характеристики положения мужчин и женщин в семье. Это обусловлено тем, что семья – это естественная и необходимая среда жизни ребенка, это результат отношений между мужчиной и женщиной. Современное истолкование детской субкультуры, ее сложных взаимоотношений с субкультурой взрослых опирается на историческое наследие различных авторов (социологов, педагогов, этнографов). Все это обуславливает значимость исторического аспекта взаимоотношений детской и взрослой субкультур для осознания трудностей данной проблемы на современном этапе развития общества.
Цель курса — ознакомить студентов с основными понятиями детской и взрослой субкультур, характером их взаимоотношений на истерическом этапе развития общества, с углублением исследования периода рубежа XIX-XX веков.
В задачи курса входит ознакомление студентов со спецификой взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков, развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, анализ различных теоретических и методологических позиций.
Курс «Взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков» позволяет студентам овладеть историческим аспектом и детской и взрослой субкультур, провести сравнительный анализ проблемы в изучаемый период и на современном этапе развития науки и общества, обогатить знания в области семейной, детской психологии. Данный курс отражает межпредметные связи, т.к. связан по содержанию с историей психологии, детской психологией, психологией развития, психологией взрослости, социальной психологией и другими дисциплинами учебного плана.
Основное внимание в курсе уделяется теоретическим проблемам детской субкультуры, сложности ее взаимоотношений с миром взрослых в период рубежа XIX-XX веков. Рассматривается научный вклад отечественных и зарубежных ученых – социологов, педагогов, психологов, этнографов - в понимание природы детской субкультуры, ее социального и правового статуса в обществе, значимости семьи в жизни ребенка на этапе XIX-XX веков.
Курс «Взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков» состоит из двух разделов.
Раздел I. «Теоретический аспект взаимоотношений детской и взрослой субкультур» — включает вопросы теории и методологии психологии.
Раздел II. «Исторический аспект взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков» — включает изучение данных взаимоотношений в указанный период, основываясь на исследованиях семьи, быта, содержания детской субкультуры и т.д.
Содержание каждого раздела раскрывается в темах курса.
По данному курсу предполагается ведение занятий лекционно – семинарского характера.
В учебной программе курса по каждой из тем имеются краткое содержание темы, планы занятий, контрольные вопросы для подготовки студентов к зачету, список рекомендуемой литературы, тест для проверки знаний, задания для самостоятельной работы, глоссарий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест для оценки усвоения знаний по курсу «Взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков»

1. Охарактеризуйте сущность детской субкультуры.
2. Каковы основные признаки взрослости.
3. Перечислите основных педагогов, работавших в период рубежа XIX-XX веков по проблемам детства.
4. Перечислите основных социологов, работавших в период рубежа XIX-XX веков по проблемам детства.
5. Перечислите основных этнографов, работавших в период рубежа XIX-XX веков по проблемам детства.
6. В чем сущность конфликта отцов и детей?
7. Чем характеризуется социально – правовое состояние детей на рубеже XIX-XX веков?
8. В чем сущность взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже XIX-XX веков?

Культурология. / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.:Высш. школа, 1999. – 511 с. С. 398
Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003 // Электронный ресурс (официальный сайт автора) / http://poehaly.narod.ru/subcult-f.htm
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с. С. 58

Исследователи под симптомокомплексом подразумевают нормативные характеристики соответствующие данной возрастной категории. Так, И.Кон указывает, что эти характеристики статистически нормальны для сверстников: Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования// Социологическая психология. Москва - Воронеж, 1999. С. 256
Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с. С. 235
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – С. 144
Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. // Вопросы психологии – 1998. - №1. – С. 3
Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 3-16
Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.-С. 6
Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988
Кураева Л.Г. Детство как социокультурная ценность. Дис. … канд. социол. наук. Саратов. 1995
Куруленко Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Вестник СамГУ. Самара: СамГУ. - 1998. - №1. - С. 53
Фельдштейн Д.И. Детство как социально – психологический феномен и особое состояние развития. // Вопросы психологии. – 1998. - №1 – С. 3
Фельдштейн Д.И. Детство как социально – психологический феномен и особое состояние развития. // Вопросы психологии. – 1998. - №1 – С. 3
Чубрик Е.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации. Автореф. дисс…канд. культурологии. – Владивосток, 2007. - С. 16
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. – С. 442
Под акмеологией И.Н. Семенов предлагает понимать новую науку, которая изучает «закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности»: Семенов И.Н. Акмеология – новое направление междисциплинарных исследований человека. // Общественные науки и современность. – 1989. - №3. – С. 134 - 142
Степанова Е. И. Психология взрослых. – СПб.: Алетейя , 2000. – С. 69
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб: Прайм – Еврознак, 2001. –С. 401
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. – С. 442
В психологии развития онтогенез представляет собой формирование основных структур психики индивида в течение его жизни, процесс индивидуального развития организма: Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. С. 13
Хухлаева А. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Академия, 2002. – С. 98
Хухлаева А. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Академия, 2002. – С. 98
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2000. – С. 632
Сапогова Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри: Психологический дивертисмент // Психология зрелости и старения. - 2001. - № 1(13). - С. 5-27
Фельдштейн Д.И. Детство как социально – психологический феномен и особое состояние развития. // Вопросы психологии. – 1998. - №1 – С. 3
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – С. 24
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. – С. 12
Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 3-16
Цит. по Бесчастная А.А. Детство: История и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – С. 102
Данное понятие происходит от лат. infans (infantis) — дитя, младенец, ребенок и ...цид: инфантицид – детоубийство: Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с. С. 9
Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. С. 113
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. -С. 10
Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003 - с. 223
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии.//Вопросы психологии.- 2001.-№ 2.-с. 28-33
Бендас Т. В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006. -С. 319
Словосочетание «Гендерная типичность» рассматривается в гендерной психологии как отождествление с определенным поломи усвоение соответствующих форм поведения и формирование личностных характеристик: Бендас Т. В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006. – С. 200
И.Кон называет понятия маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности) категориями половой принадлежности: Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990. С. 19
Бендас Т. В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006. - С. 323
Фельдштейн Д.И. Детство как социально – психологический феномен и особое состояние развития. // Вопросы психологии. – 1998. - №1. – С. 7
Подобный принцип построения отношений, по мнению Н.И. Сарджвеладзе, предполагает персонализированное отношение к другой личности. Другой человек здесь выступает в качестве конечной цели, а не средством для достижений определенной личной цели. Участник такого типа общения стоит перед двумя задачами: с одной стороны – понять партнера, вникнуть в его внутренний мир и увидеть его "каким он есть в самом деле"; с другой стороны, он стремится быть адекватно понятым со стороны партнера общения: Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. С. 125
Бесчастная А.А. Детство: история и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.С. 17
Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое/Пер.с англ.; Сост. и отв.ред. Г.Б.Корнетов. - М.: Издательство УРАО, 2003.- 288 с.
Цит. по: Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. С. 5
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2003. – С. 21-22
Наумов Н.Д. Гуманистические ценности в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Выпуск 29. – СПб.: Санкт – Петербургское философское общество, 2003. С. 405-407
Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф.Лесгафт.- М.: Физкультура и спорт, 1956.- 439 с.
Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы/ Под ред. Т.Парсонса. М.: Прогресс, 1972
Цит. по: Бесчастная А.А. Детство: история и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.С. 28
Бесчастная А.А. Детство: история и современность – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.
Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с. С. 12
Кон И.С. Ребенок и общество . – М.: Наука, 1988. – 270 с. С. 12
Зиглина Т.С. Кризис современной американской семьи в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина // Семья в России. - 1996, - № 3-4. - С. 134
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: МГУ, 1979. С. 46
Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы./ Токарев С.А. – М., 1987. – 196 с. С. 50-55
Бесчастная А.А. Детство: история и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с. С. 115
Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы./ Токарев С.А. – М., 1987. – 196 с. С. 57
Бесчастная А.А. Детство: история и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с. С. 115
Сафьянова А.В. Внутренний строй русской сельской семьи алтайского края во второй половине 19 – начале 20 в (внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг). / Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. – С. 91
Цит по: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, -С. 6
Там же












79

1.Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 3-16
2.Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2000. – 701 с.
3.Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы/ Под ред. Т.Парсонса. М.: Прогресс, 1972. – 320 с.
4.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. – М.: Аспект –Пресс, –2001. –288 с.
5.Бендас Т. В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
6.Бесчастная А.А. Детство: История и современность. – СПб.: Изд-во Нестор – История, 2007. – 184 с.
7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
8.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1986
9.Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 349 с.
10.Зиглина Т.С. Кризис современной американской семьи в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина // Семья в России. - 1996, - № 3-4
11.Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 258 с.
12.Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990. -291 с.
13.Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования// Социологическая психология. Москва - Воронеж, 1999
14.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. – 270 с.
15.Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 357 с.
16.Культурология. / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.:Высш. школа, 1999. – 511 с.
17.Кураева Л.Г. Детство как социокультурная ценность. Дис. … канд. социол. наук. Саратов. 1995
18.Куруленко Э.А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Вестник СамГУ. Самара: СамГУ. - 1998. - №1. - С. 53
19.Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 394 с.
20.Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Изд-во Институт практ. психологии, 1998. - 368 с
21.Наумов Н.Д. Гуманистические ценности в теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Выпуск 29. – СПб.: Санкт – Петербургское философское общество, 2003. С. 405-407
22.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с
23.Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003 – 325 с..
24.Орлов А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции//Психолог в детском саду. 2000. №2. С. 188 - 203
25.Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н. Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС, 2004. 328 с.
26.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
27.Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана. – СПб: Прайм – Еврознак, 2001. – 416 с.
28.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
29.Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 406 с.
30.Сафьянова А.В. Внутренний строй русской сельской семьи алтайского края во второй половине 19 – начале 20 в (внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг). / Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. – 336 с
31.Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф.Лесгафт.- М.: Физкультура и спорт, 1956.- 439 с.
32.Семенов И.Н. Акмеология – новое направление междисциплинарных исследований человека. // Общественные науки и современность. – 1989. - №3. – С. 134 - 142
33.Сикевич З. В. Русские: «образ» народа. – СПб.: СПбГУ, 1996. 269 с.
34.Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое/Пер.с англ.; Сост. и отв.ред. Г.Б.Корнетов. - М.: Издательство УРАО, 2003.- 288 с.
35.Степанова Е. И. Психология взрослых. – СПб.:Алетейя , 2000. – 288 с.
36.Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Аспект-пресс, 2003. 348 с.
37.Фельдштейн Д.И. Детство как социально – психологический феномен и особое состояние развития. // Вопросы психологии. – 1998. - №1. – С. 3
38.Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии.//Вопросы психологии.- 2001.-№ 2.-с. 28-33
39.Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
40.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
41.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: МГУ, 1979. – 254 с.
42.Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
43.Чубрик Е.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации. Автореф. дисс…канд. культурологии. – Владивосток, 2007
44.Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. - М.: РГГУ, 2003 // Электронный ресурс (официальный сайт автора) / http://poehaly.narod.ru/subcult-f.htm
45.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 296 с.
46.Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.
47.Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы./ Токарев С.А. – М., 1987. – 196 с.


Вопрос-ответ:

Какие особенности можно выделить во взаимоотношениях детской и взрослой субкультур на рубеже 19-20 веков?

На рубеже 19-20 веков взаимоотношения детской и взрослой субкультур имели свои особенности. Взрослые более строго контролировали поведение и деятельность детей, предоставляя им меньше свободы и самостоятельности. Дети в свою очередь подчинялись авторитету взрослых и не особо сомневались в их правоте. Однако, с появлением новых идей и течений, некоторые дети начали активнее проявлять свою индивидуальность и интересы, что вызывало непонимание и сопротивление взрослых.

Какие понятия включают в себя детская и взрослая субкультуры на рубеже 19-20 веков?

Детская и взрослая субкультуры на рубеже 19-20 веков включают в себя не только различия в возрастных группах, но и отличия в системе ценностей, интересах, образе жизни и общественной активности. Детская субкультура включает в себя детские игры, забавы, образовательные программы и другие формы досуга, которые специфичны для детского возраста. Взрослая субкультура включает в себя традиционные общественные институты, образование, работу, семью и другие формы активности, связанные с взрослой жизнью.

Какие проблемы возникали во взаимоотношении детской и взрослой субкультур на рубеже 19-20 веков?

Взаимоотношение детской и взрослой субкультур на рубеже 19-20 веков сопровождалось рядом проблем. Взрослые часто относились к детям как к более неважным и несерьезным членам общества, игнорируя их интересы и мнение. Дети, в свою очередь, испытывали недоверие к взрослым и часто ощущали себя непонятыми. Отсутствие взаимопонимания и доверия между детской и взрослой субкультурами создавало конфликтные ситуации и препятствовало нормальному развитию обеих сторон.

Какие основные особенности взаимоотношений детской и взрослой субкультур на рубеже 19-20 веков?

На рубеже 19-20 веков взаимоотношения между детской и взрослой субкультурами были достаточно сложными. Взрослые часто относились к детям как к неполноценным и несамостоятельным существам, не придавая им должного значения и не учитывая их мнения и потребности. С другой стороны, дети стремились выделиться и создать собственный мир, независимый от взрослых, где они могли бы проявить свою самостоятельность и творческий потенциал.

Какие понятия включаются в детскую и взрослую субкультуры на рубеже 19-20 веков?

Детская субкультура на рубеже 19-20 веков включала в себя такие понятия, как игра, детские группы и сообщества, детская литература и искусство, детские обычаи и традиции. Взрослая субкультура включала в себя такие понятия, как работа, семья, обязанности и ответственности перед обществом.

Какими проблемами характеризуются взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже 19-20 веков?

Одной из основных проблем взаимоотношения детской и взрослой субкультур на рубеже 19-20 веков было непонимание и недоверие со стороны взрослых. Дети часто сталкивались с неприятием своих интересов и стремлений со стороны взрослых, что могло приводить к конфликтам и напряженности в отношениях. В свою очередь, дети пытались создать свое собственное пространство и ощутить себя независимыми от взрослых, что также вызывало негативные реакции и непонимание.

Какие основные взгляды были на детскую субкультуру на рубеже XIX-XX веков?

На рубеже XIX-XX веков детская субкультура воспринималась как нечто отдельное и отличное от мира взрослых. Взрослые относились к детям как к "неформировавшимся" личностям, которые должны быть под контролем и наставлениями взрослых. Детская субкультура часто воспринималась как временная фаза развития, через которую дети должны пройти, чтобы стать полноценными членами общества.

Какие особенности отличают детскую и взрослую субкультуры?

Детская субкультура отличается от взрослой тем, что она обладает своими уникальными ценностями, нормами и образом жизни, которые формируются в процессе взаимодействия детей между собой. Взрослая субкультура, в свою очередь, основана на ценностях и нормах, принятых взрослыми людьми в обществе. Также, детский мир часто характеризуется игровостью, фантазией и беспечностью, в то время как взрослый мир обычно более серьезный и рациональный.

В чем заключается проблема взаимоотношения детской и взрослой субкультур?

Проблема взаимоотношения детской и взрослой субкультур заключается в том, что они часто не понимают друг друга из-за различнице в ценностях, интересах и способе мышления. Взрослые часто пренебрегают детскими интересами, считая их неважными или неправильными, в то время как дети не понимают и не уважают взрослых, которые, по их мнению, лишены некоторой спонтанности и креативности. Это может привести к конфликтам и непониманию между детским и взрослым миром.

Какие основные взгляды на детскую субкультуру были распространены на рубеже XIX-XX веков?

На рубеже XIX-XX веков основные взгляды на детскую субкультуру можно разделить на две категории. Во-первых, было распространено мнение, что детская субкультура должна быть полностью подчинена взрослому миру и его правилам. Согласно этому взгляду, дети должны сразу же вступить во взрослую жизнь и отказаться от детских интересов и игр. Во-вторых, присутствовало иное взгляд, согласно которому детская субкультура имеет свою ценность и нуждается в развитии и поддержке со стороны взрослых. Этот взгляд признавал важность детской игры, творчества и фантазии для полноценного развития ребенка.

Что такое детская и взрослая субкультуры?

Детская субкультура - это особая группа детей, которая формирует свои нормы, ценности и образ жизни, отличные от общепринятых взрослыми. Взрослая субкультура - это группа взрослых, которая также обладает своими нормами, ценностями и образом жизни.

Какие проблемы возникают во взаимоотношении детской и взрослой субкультур?

Взаимоотношения детской и взрослой субкультур могут быть непростыми и противоречивыми. Дети стремятся выделиться из общей массы и формируют свои собственные ценности, которые могут быть не согласованы с ценностями взрослых. Это может приводить к конфликтам, непониманию и разногласиям между обеими субкультурами.