Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Приемы и методы, способствующие достижению самоактуализации.

  • 30 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 09.04.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ понятия «самоактуализация», особенности личностного развития в юношеском возрасте
1.1.Понятие «самоактуализации» в психологической науке
1.2.Особенности развития личности в юношеском возрасте
Глава 2. Психологические методы и приемы, способствующие достижению самоактуализации в юношеском возрасте
2.1. Психологические методы и приемы, способствующие достижению самоактуализации
2.2. Содействие самоактуализации школьников юношеского возраста в организации психологического сопровождения в школе
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Цель занятия: создание условий для выявления старшеклассниками собственных жизненных, в том числе и образовательных, целей, определения путей и индивидуальных возможностей их достижения, способствовать самоактуализации школьников.Задачи:- способствовать адаптации школьников к профессиональному обучению через определение личных целей, ценностей, в том числе образовательных и жизненных;- научить школьников способам самопознания индивидуальных особенностей;- развивать у старшеклассников активную жизненную позицию через проектирование жизненной стратегии;- формировать в масштабах жизненной стратегии школьников навыки целеполагания, рефлексии и саморегуляции.Обеспечение:Листы формата А4. Средства аудио- сопровождения: динамичная современная инструментальная музыка, музыка для релаксации.Изобразительные средства (бумага и карандаши для рисования).Содержание группового коррекционно-развивающего занятияБлок «Знакомство» - самопрезентация, исследование представлений о себе с различных позиций.1. Упражнение “Предмет рассказывает о хозяине”Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе.Упражнение “Самоанализ”Каждый участник получает лист и делит его на 4 части.Инструкция: Дай 10 ответов на вопрос “Кто я такой?”. Сделай это быстро. Запиши ответы в 1-й столбик. Во 2-й столбик –  ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои родители. В 3-й столбик – как бы отозвался о тебе участник группы, сидящий слева от тебя. Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив лист от соседа в пустой столбик, запиши 10 ответов на вопрос: “Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?”.Потом ведущий перемешивает листы и зачитывает характеристики из последнего столбика. Группа должна определить, о ком идет речь. Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все 4 набора ответов.Основной этапВыполнение упражнений на овладение навыками целеполагания, развитие умения определять пути достижения цели с учетом индивидуальных особенностей, на раскрытие личностного потенциала, “подстройка к будущему”, закрепление выявленных целей разных уровнях осознания.Упражнение “Определение своей жизненной стратегии” (вариант В.Вульфа).Цель: овладение навыками целеполагания, развитие умения определять пути достижения цели с учетом индивидуальных возможностей.Процедура:Участникам необходимо заполнить предложенную в рабочей тетради таблицу “План действий и условия его выполнения”. При заполнении таблицы на первом этапе, необходимо обратить вынимание на выделение цели (хочу) на следующих уровнях: физический, межличностный, социальный и образовательный. Следующим этапом заполнения таблицы будет анализ индивидуальных возможностей необходимых для достижения цели (могу) и определение основных препятствий для ее достижений (мешает). На заключительном этапе ставится задача на определение плана действий по достижению поставленной цели на отрезках от одного дня – недели – месяца – года – пяти лет.Упражнение “Визуализация цели”.Цель:раскрытие личностного потенциала, “подстройка к будущему”, закреплению выделенных целей на подсознательном уровне через использование аутотренинга.Процедура:Информирование: аутотренинг один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Для усиления эффекта данного упражнения рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.Текст аутотренинга:Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали... Выдох удлиняется... После выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения... Мышцы расслаблены, веки опущены... Вам приятно находиться в состоянии покоя. Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются... Ваше сознание, как мягкое облачко над лучезарным морем... Море красиво, волны катятся, бьются о берег... Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн... Белая чайка в небе спокойно кружит... Пахнет свежестью и морем... Вы – птица... Ваши крылья – это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность, Ваше сердце мерно стучит... Вам легко дышится... Медленно повторяйте следующие фразы: “Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей... Энергия восстанавливается с избытком... Мне становится все лучше и лучше... Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым... Я бодр и творчески настроен... Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании…Я могу достигнуть поставленных перед собой целей…..” Сеанс подходит к концу: “Я считаю с трех до одного “…три” – сонливость проходит, “два” – я потягиваюсь, “один” – я бодр и полон сил!” …Потянитесь …Глубже подышите... Улыбнитесь! Участникам предлагается нарисовать свое состояние после выполнения упражнения.Упражнение “Росток”.Цель: раскрытие личностного потенциала, “подстройка к будущему”, закреплению выделенных целей на психосоматическом уровне, через “включение” участников в работоспособное состояние, формирование установки на личностный ростПроцедура:Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают ее руками. С определенного момента они начинают “расти”: “Представьте себе, что Вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию Вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета «восемь», а на счет «девять» и «десять» постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше”.После окончания “роста” участникам предлагается сесть на стул и максимально расслабиться.Заключительный этап. Рефлексия занятияПроведение самооценки активности, включенности, заинтересованности при выполнении упражнений, ранжирование целей, определение собственных резервов.Процедура:Информирование: рефлексию можно считать ключевым моментом развития личности. Сегодня Вам предлагается освоить рефлексию, как технику осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, сознание как бы “со стороны”. Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.Учиться рефлексии трудно, начинать нужно с того, что задать себе вопрос: “Почему это происходило?”, “Что стоит за том или иным моим действием?”. Условно можно этот процесс изобразить так:“Я” осуществляю рефлексию, то есть вижу ситуацию из вне.“Я” нахожусь в рефлексивной позиции, то есть занимаю позицию внешнего наблюдателя, по отношению к самому себе и своей ситуации.“Я” осуществляю рефлексивное отношение, то есть отношусь к себе, своей ситуации как к целому, смотрю с позиции рефлексии, смотрю на себя как бы со стороны.Участникам предлагается осуществить письменную рефлексию по следующим аспектам:1. Оцени по десятибалльной шкале свою включенность, заинтересованность и активность на классном часе.2. Что нового я узнал о себе? 3. Проранжируй свои цели: формальные (цели стихийного осуществления);смысловые (цели активной саморегуляции);творческие (цели деятельностной самореализации);4. Чем я могу в себе сегодня гордиться? 5. Что мешает мне в достижении цели? 6. Я желаю себе….ЗаключениеСамоактуализация- стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т.п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.Взрослый человек сам творит свою жизнь, а это означает что он принимает важные для себя решения, делает выборы. Таким образом, следует признать, что определенные личностные особенности, в первую очередь, волевые качества, в наибольшей степени сказываются на реализации себя, своего предназначения. Самоактуализация и есть совершение таких жизненных выборов.Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются первые близкие отношения и выбор будущего профессионального пути. С этими событиями и связаны наиболее острые переживания раннего периода юношества. Я-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности, стремление к актуализации — мотивирующий стимул развития Я-концепции.Актуальный жизненный опыт человека меняет Я- концепцию, преобразуя ее в связи с новым возрастно-психологическим контекстом. Однако Я-концепция юноши человека, являясь активным элементом его личности, сама становится важным фактором в интерпретации опыта.При обзоре литературы нами выделены следующие методы и приемы психологической работы, способствующие повышению уровня самоактуализацииличности:социально-психологический тренинг личностной направленности, групповая психотерапия с использованием методов психодрамы, арттерапии, гештальт-терапии, телесноориентированной и других видов психотерапии, восточные практики, медитация, релаксация.Усилить процесс самопознания, помочь в самоопределении, самосознании своих эмоций и потребностей школьникам юношеского возраста призвана школьная психологическая служба. Разберем какие приемы и методы достижения самоактуализации могут применяться школьным психологом со старшеклассниками.Поскольку психотерапией школьный психолог не может заниматься с учащимися без согласия их родителей, то мы остановились на социально-психологическом тренинге и групповых коррекционно-развивающих занятиях, содействующий достижению самоактуализации.В частности, нами разработаны социально-психологический тренинг «Взгляд в будущее», групповое коррекционно-развивающее занятие с применением арттерапевтических, релаксационных методов «Я и мои жизненные перспективы».Список использованной литературыАбрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986.Вачков И. Основы технологии группового тренинга.- М: Издательство «Ось-89», 1999.Гамезо М. В., Герасимова В. С, Горелова Г. Г., Орлова Л. М.Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Изд. Дом «Ноосфера», 2005.Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия.-СПб.: Питер, 2005.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2005.Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей / Пер. с нем. С. С. Панкова. СПб.:Питер, 2006.Маслоу А. Психология бытия. -М.: ИНФРА, 2000.Психологические проблемы самореализации личности. Вып.10/ Под ред. Л.А. Коростылевой.- СПб.: Изд-во С.-Петрерб. Ун-та, 2006.Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: Прайм-еврознак, 2006.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- СПб.: Питер Ком, 1998.Усольцева Н.Н., Щедрикова Н.Н.Классный час «Целеполагание, как важный этап развития психологической саморегуляции у студентов педагогического колледжа» // Фестиваль «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/312857.

Список использованной литературы




1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.
2.Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986.
3.Вачков И. Основы технологии группового тренинга.- М: Издательство «Ось-89», 1999.
4.Гамезо М. В., Герасимова В. С, Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Изд. Дом «Ноосфера», 2005.
5.Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия.-СПб.: Питер, 2005.
6.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2005.
7.Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей / Пер. с нем. С. С. Панкова. СПб.:Питер, 2006.
8.Маслоу А. Психология бытия. -М.: ИНФРА, 2000.
9.Психологические проблемы самореализации личности. Вып.10/ Под ред. Л.А. Коростылевой.- СПб.: Изд-во С.-Петрерб. Ун-та, 2006.
10.Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: Прайм-еврознак, 2006.
11.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- СПб.: Питер Ком, 1998.
12.Усольцева Н.Н., Щедрикова Н.Н.Классный час «Целеполагание, как важный этап развития психологической саморегуляции у студентов педагогического колледжа» // Фестиваль «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/312857.

На основе интегральной психологии

Автор: Таль Ашер

 

"Мир един и единственен, и то, насколько в  человек уживается высшее и обыденное, на самом деле, зависит лишь от его способности воспринимать мир с точки зрения вещей высшего порядка и одновременно во всей его обыденности."

 

 

Сегодня психологи практикуют различные, зачастую плохо стыкуемые подходы. Языки различных школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями различных  направления деятельности практически необходимо на провал. С другой стороны, развитие науки за последние годы идет по пути постепенного восхождения к общим принципам. В конце концов, законы, которые описывают определенные явления физики, психологии или химии, - по сути, частные проявления более общих законов природы.

В той или иной форме все направления психологии предлагаю: привести личность более целостному состоянию, то есть интегрировать определенные 'части', которые до этого были диссоциированы. Однако, в этих моделях исследуются конфликты только между отдельными 'ч.'  личности и  не предлагается метод  глобальной интеграции.

кроме того , к сожалению ,большинство психологов не ставят перед собой задачу развития личности, они  озабочены практическими, прагматическими аспектами: укреплением силы эго, развитием и оптимизацией защитных механизмов личности. Они не считают, что психология должна вести человека к "высшему состоянию'. А потому психологии обществом отводится роль повивальной бабушки - она лишь способствует переходу от невротического страдания к решению обычных проблем повседневной жизни.

   Цель этой статьи-попытка представить интегральную психологию, как модель полностью применима на практике,  развития личности  &   построения будущих психологических методик.

 

Пять этапов развития психологии

Историческая перспектива здесь дана лишь для демонстрации фона на котором рождается новая психология. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы мной был выбран критерий цели жизни человека, которую определяет или подразумевает психология. В истории психологии разные на пять основных периодов:

Первый (VI в. до ы. - XVI в н э) -- когда психологические знания развивались в недрах философии ,а также и других наук;

Узнать стоимость работы