Фольклор на эстраде.История и Современное состояние

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Фольклор
  • 3131 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 01.05.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1.Понятие и основные характеристики фольклора
1.1.Определение фольклора
1.2.Основные фольклорные жанры
2.Народное творчество на эстраде
2.1.История появления фольклора на эстраде
2.2.Современное бытование фольклора на эстраде
2.2.1. Отечественная эстрада
2.2.2. Зарубежная фолк-эстрада
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Кроме англоязычного наследия также широко известна кельтская национальная музыка, происходящая из Шотландии и Ирландии, а также фольклор Индии.
Англоязычная эстрадная народная музыка сформировалась в творчестве американских фолк-певцов Вуди Гатри и Пита Сигера в 50-е годы ХХ века. Свое окончательное звучание эта музыка получила в творчестве таких исполнителей, как Боб Дилан, Донован, Джоан Баэз, Джуди Коллинз и др. Со второй половины ХХ века фолк-музыка не претерпела сколько-нибудь значительных изменений. Кроме того, что немаловажно для запада, являлась довольно коммерчески стабильным музыкальным течением.
Главными темами фолк-песен являются такие социально-бытовые явления, как бытовая и политическая жизнь людей, последняя особенно реализуется в так называемых песнях протеста, именно поэтому большинство политических песен довольно быстро забывается. В обычной фолк-музыке используется минимум инструментов; обычно исполнители поют под простой аккомпанемент акустической гитары, среди других инструментов распространены скрипка и народные духовые инструменты.
Одним из новейших западных направлений является неофолк. Для неофолка характерны коллективизм, особая музыкальная открытость и коллективизм. Неофолк стилистически довольно разнообразен, он не имитирует некоторое стандартное представление о национальном звучании, а создает собственное на основе народных традиций. Музыкантов неофолка, таким образом, объединяет не столько музыкальная общность, сколько общность социальной позиции и выбора музыкального материала. Неофолк звучит, как правило, естественно, живо и трогательно. Музыкальное сопровождение пения обычно ограничивается парой акустических инструментов или даже одной гитарой.
Сегодня, новое течение неофолка – это, в том числе, и ретро-явление, возрождающее традиции американской народной музыки 60-х годов ХХ века.
Фолк 60-х годов был музыкой городской студенческой молодежи, хиппи-богемы, которая пыталась найти свои истоки в простоте звука и аккомпанемента. Важно отметить, что ни тогда, ни сейчас в неофолке не происходило имитации народной музыки, потому что «честный человек ничего не будет имитировать, у него его народность должна получаться сама собой».
В центре сегодняшнего неофолка стоит обычно автор-исполнитель, поющий под акустическую гитару. Лирический характер песен в стиле неофолк, их глубокая личностная окрашенность – одна из самых характерных черт стиля.
Другим распространенным направлением эстрадной народной музыки за рубежом стал фолк-рок. Одной из первых групп, смешавших фолк и рок, была британская группа «Unit 4+2». В середине 60-х стиль фолк-рок уверенно встал на ноги благодаря успеху песни «Mr Tambourine Man» (кавер песни Боба Дилана) в исполнении «The Byrds», американской народной песни «The House of the Rising Sun» в исполнении группы «Animals» и «Like A Rolling Stone» в исполнении Боба Дилана. С этого момента направлении фолк-рока стало отчетливо проявляться в музыке большинства музыкальных групп, причем основной их музыкальный стиль мог значительно разниться.
Фолк-металл – одно из направлений металла, вбирающее в себя элементы фолка и этнической музыки. Он является более тяжелой формой развития фолк-рока, содержит в себе элементы арт-рока. В фолк-металле могут использоваться национальные и старинные музыкальные инструменты, а также современные музыкальные инструменты, но музыка может быть исполнена в стиле народной, или переделывается в стилистике металла традиционная музыка. Тексты песен могут основываться на старинных и народных песнях, стихах, сказках, преданиях и легендах, либо используется их традиция и манера.
Музыканты, играющие в этом стиле, пытаются привнести в металл национальный колорит или придать музыке характер старинной, народной; внесение фольклорных элементов в музыку является элементом шоу или музыкальной концепции.
Чаще всего используются большое количество музыкальных инструментов, помимо обычных для металла и рок-музыки гитар (акустических и электро-), барабанных установок, синтезаторов: скрипка, волынка, этнические барабаны, перкуссия, различные национальные и народные духовые инструменты (дудки, кубыз, свистульки и т.п.), национальные струнные инструменты (различные виды гитар).
Фолк-металл – разветвленное музыкальное течение. Можно выделить его подвиды по региону происхождения: американский, немецкий, кельтский, северный, или нордический, славянский фолк-металл и др.
Группы, играющие в стиле фолк-металл, часто не имеют коммерческого успеха в собственной стране, тогда как в другой стране или регионе их ожидает популярность. Например, группа «Skyclad», которая не добилась серьезного успеха в родной Великобритании, зато приобрела множество поклонников в континентальной Европе и Южной Америке, или «Cruachan» – ирландская группа, играющая кельтский фолк-метал, не имевшая большого успеха в Ирландии, но популярная, например, в России.
Основателем фолк-металла считается группа «Skyclad», однако наибольшую популярность этот жанр получил после появления большего количества групп: «Cruachan», «Otyg», «Windir», «Tuatha de Danann» в середине 1990-х гг.
Направление фолк-панк – это музыкальный стиль, соединяющий в себе элементы народной музыки и панк-рока. Выделяется два основных типа фолк-панка. К первой группе принадлежат исполнители типа «The Knitters», панк-музыканты, играющие в традиционном фолк-стиле. Ко второй группе можно отнести современных исполнителей, которые исполняют фолк музыку в акустике – этот стиль называется «Riot Folk», т.е. «мятежный фолк».
«Мятежный фолк» как особый музыкальный стиль развился из сочетания таких стилей, как политически радикальный фолк, панк и хип-хоп. Тематически он связан с идеями социальной справедливости и поддерживает прямой выражение политико-социальных идей, обращенных ко всему миру. Многие музыканты стиля «мятежный фолк» по своим политическим взглядам принадлежат к левым анархистам.
Психоделический прогрессивный рок является составной частью феномена психоделической культуры, зародившейся в середине 1960-х годов. Именно в то время лидеры «британского вторжения» и фолк-рокеры начали расширять звуковые рамки своей музыки. Музыканты данных групп отказались от стандартной схемы куплет-припев-куплет, свойственной для традиционного рок-н-ролла, пойдя по пути развития более свободной формы и подвижных песенных структур. Другим важным моментом стало использование традиционных мотивов индийской и восточной музыки.
Группы категории «психоделический фолк» равно относятся к категории прог-фолка, а самые ранние представители начинали параллельно с командами прото-прога. Одной из самых знаковых групп, безусловно, были «Byrds». Добившись большого успеха в жанре психоделии, они позднее начали склоняться в сторону кантри. Фирменные мульти-вокальные гармонии сохранились в звучании группы «Yes» даже после того, как группа окончательно перешла в категорию исполнителей симфонического прога, жанра достаточно далекого от психоделики. Психоделический фолк не был ограничен использованием англосаксонских мотивов. В частности, итальянская команда «Aktuala» активно использовала ближневосточные мотивы в своем творчестве, а участники британского ансамбля «Jade Warrior» черпали вдохновение главным образом в японской и африканской музыке. В Германии фолк-группа «Emtidi» активно использовала электронику в своих записях, а в конце семидесятых музыканты «Carol Of Harvest» довольно успешно сумели соединить в своем творчестве все лучшее, что было наработано за десятилетие разнообразными исполнителями.
Исторически, в России фольклор, можно сказать, возник одновременно со сценой. Первые исполнительские коллективы (ансамбли гусляров и народные хоры) формировались при царских и княжеских палатах для увеселения гостей на пирах. В этот период исполнялась только народная музыка.
В середине XIX века впервые появляются так называемые стилизации – авторские песни в «русском стиле», которые становятся первыми музыкальными произведениями, написанными под влиянием народных мотивов.
К концу XIX века эстрадное исполнение настолько отходит от реально народного, что появляется отдельное направление этнографических коллективов, которые ставят перед собой задачу максимально точного воспроизведения истинно народного исполнения.
В ХХ веке интерес к фольклору относится к 60-70 годам, причем в этот период фольклорные мотивы проникают на эстраду как в России, так и за рубежом. В России формируются народные ансамбли песни и пляски, сочетающие в себе весь комплекс музыкально-пластического фольклора. За рубежом фольклорные мотивы быстро проникают в популярную музыку, дополняя существующие направления специфическим народным звучанием.


Заключение


Фольклорные произведения являются существенной частью национальной культуры любого народа. В древнейшие времена народное творчество часто оказывалось единственным источником познаний об окружающем мире и истории народа, в более позднее время (уже в XIX веке в эпоху внимания романтизма к фольклору) народное творчество стало источником изучения идеологии и эстетических представлений народа.
Представителей искусства всегда привлекал фольклор как надежный и неисчерпаемый источник истинно национальных мотивов, тем, сюжетов, образов, эстетических норм и идеалов. Так, в литературе народные мотивы часто возникали в творчестве А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, А.И. Крылова, Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского и др.
Сегодня фольклор является источником и эстрадного искусства, правда, в настоящий момент можно сказать, что интерес к нему несколько угас. В то же время можно предполагать, что вопросы национальной идентичности, становящиеся все более острыми в последнее время, позволят вновь активизировать использование народных мотивов в музыкальном творчестве.


Список использованной литературы


Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л.: Наука, 1974. – 171с.
Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 2004. – 735с.
Апастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика // Русская советская эстрада. 1917-1929 / под ред. докт. иск., проф. Е. Уваровой. – М.: Искусство, 1978. – С. 8-11.
Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины 19 – начала 20 вв.: Половозрастной аспект традиционной культуры. – Л.: Наука, Ленингр.отделение, 1988. – 274с.
Германова М.Г. Эстрадный жанр: Разговорные жанры эстрады. – М.: Советская Россия, 1986. – 96с.
Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб.: СПГИТМиК, 1993. – 112с.
Дмитриев Ю. Советская эстрада. Краткий очерк истории. – М.: Знание, 1968. – 77с.
Дмитриев Ю. Искусство Советской эстрады. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 127с.
Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. – Л.: Искусство, 1987. – 190с.
Конников А. Мир эстрады. – М.: Искусство, 1980. – 272с.
Кузнецов Е. Из прошлого эстрады. – М: Искусство, 1958. – 367с.
Культурология / науч.ред. С.Н. Иконникова, В.П. Большаков. – М.: Проспект, 2010. – 528с.
Левин Л.И. Народные песни на эстраде // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. – М.: Олма-Пресс, 2004. – С. 432-439.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец 18 – начало 20 вв. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 256с.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – М.: Лабиринт, 2006. – 176с.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994. – 238с.
Худеков С.Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. – М.: Эксмо, 2010. – 544с.
Чистов К.В. Народное поэтическое творчество // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 234-235.
Чистов К.В. Народное поэтическое творчество // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 234.
Чистов К.В. Народное поэтическое творчество // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 234.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – М.: Лабиринт, 2006. – 176с.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994. – С. 102.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994. – С. 114-116.
Кулагина А.В. Новая система песенных жанров фольклора // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 11. – М., 1997. – С. 39-52.
Левин Л.И. Народные песни на эстраде // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. – М.: Олма-Пресс, 2004. – С. 435.









31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л.: Наука, 1974. – 171с.
2.Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 2004. – 735с.
3.Апастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика // Русская советская эстрада. 1917-1929 / под ред. докт. иск., проф. Е. Уваровой. – М.: Искусство, 1978. – С. 8-11.
4.Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины 19 – начала 20 вв.: Половозрастной аспект традиционной культуры. – Л.: Наука, Ленингр.отделение, 1988. – 274с.
5.Германова М.Г. Эстрадный жанр: Разговорные жанры эстрады. – М.: Советская Россия, 1986. – 96с.
6.Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб.: СПГИТМиК, 1993. – 112с.
7.Дмитриев Ю. Советская эстрада. Краткий очерк истории. – М.: Знание, 1968. – 77с.
8.Дмитриев Ю. Искусство Советской эстрады. – М.: Молодая гвардия, 1962. – 127с.
9.Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. – Л.: Искусство, 1987. – 190с.
10.Конников А. Мир эстрады. – М.: Искусство, 1980. – 272с.
11.Кузнецов Е. Из прошлого эстрады. – М: Искусство, 1958. – 367с.
12.Культурология / науч.ред. С.Н. Иконникова, В.П. Большаков. – М.: Проспект, 2010. – 528с.
13.Левин Л.И. Народные песни на эстраде // Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. – М.: Олма-Пресс, 2004. – С. 432-439.
14.Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец 18 – начало 20 вв. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 256с.
15.Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – М.: Лабиринт, 2006. – 176с.
16.Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994. – 238с.
17.Худеков С.Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. – М.: Эксмо, 2010. – 544с.
18.Чистов К.В. Народное поэтическое творчество // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 234-235.

Вопрос-ответ:

Что такое фольклор?

Фольклор - это неписанное народное творчество, которое передается из поколения в поколение. Он включает в себя разнообразные формы и выражения культуры народа, такие как народные песни, сказки, предания, обряды, танцы и многое другое.

Какие основные жанры входят в фольклор?

Основные жанры фольклора включают в себя народные песни, сказки и былины. Также широко распространены различные религиозные и обрядовые тексты, а также народные мудрые высказывания и пословицы.

Как появился фольклор на эстраде?

Фольклор на эстраде начал появляться с развитием массовой культуры в 20 веке. Ключевую роль в этом сыграло распространение радио и телевидения, которые стали популяризировать народное творчество и привлекать исполнителей, которые адаптировали народные песни и мелодии под современные жанры и стили.

Как фольклор существует на эстраде в современное время?

В современное время фольклор на эстраде существует как в отечественной, так и зарубежной музыке. В отечественной эстраде многие исполнители используют народные мотивы и традиционные элементы в своих песнях и выступлениях. Также существует отдельное направление в эстрадной музыке, называемое "фолк-эстрадой", где исполнители сочетают народные мотивы с современными жанрами и стилями.

Какие народы вносят вклад в мировой фольклор на эстраде?

В мировом фольклоре на эстраде значительный вклад вносят народы с англоязычным наследием, такие как Шотландия, Ирландия и различные страны Англо-Американского региона. Также широко известен фольклор Индии. Кроме того, каждая страна и регион имеет свои уникальные народные традиции и музыкальные особенности, которые также могут присутствовать на эстраде.

Что такое фольклор и как его можно определить?

Фольклор - это неписанное народное творчество, включающее в себя различные жанры и формы выражения народной культуры. Определить фольклор можно как совокупность традиционных знаний, верований, обычаев, ритуалов, песен, сказок, плясок и других проявлений народной культуры, которые передаются из поколения в поколение.

Какие основные жанры включает в себя фольклор?

Фольклор включает в себя такие основные жанры, как песни, сказки, легенды, мифы, загадки, пословицы, поговорки, обряды, ритуалы, танцы и многое другое.

Как и когда начало формироваться фольклор на эстраде?

Фольклор на эстраде начал формироваться в начале 20 века, когда на эстраде стали популярны изображение и исполнение народных песен и танцев. Благодаря этому движению народное творчество стало доступным для широкой аудитории, проникло в городскую среду и стало популярным на сцене.