Гештальтерапия - вариант гуманистического направления в психотерапии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 3434 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 06.04.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения теории гештальт-терапии
Глава 2. Метод гештальт–терапии в индивидуальном консультировании
Глава 3. Метод гештальт–терапии в работе с семьями
Глава 4. Метод гештальт–терапии в работе с группой
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Идеальное изменение структуры данных этапов включает в себя движение вверх на более высокий уровень функционирования (представьте себе спиралевидную структуру ДНК).
Эстетический подход в гештальт-терапии Д. Зинкера подразумевает суждение о форме. В данном случае под формой терапевт подразумевает прежде всего процесс и в значительно меньшей степени содержание, качество, характеристики и так далее. Такое суждение предполагает наличие критериев красоты. Ведь красивым мы называем то, что предпочитаем чему-то другому, или то, что считаем более важным.
Далее терапевт должен согласовать интервенцию с реакциями, которые возникают у него как у наблюдателя. Все эти действия лежат в основе процесса формирования гештальта, который протекает и у самого терапевта, возбуждая его “апперцептивную массу, объем самосознания” (то есть, бессознательная оценка характеристик другого человека) — все, что составляет основу всего его жизненного опыта.
Каждая терапевтическая встреча – новое знакомство. Все, что становится фигурой нашего внимания, является лишь феноменологическим аспектом мгновенного взаимодействия с членами семьи и их взаимоотношений. Эти аспекты включают: временные рамки, пространство, изменения, осознавание, ощущения, полярности, энергию, хореографию движений и поз, красоту, баланс, гармонию, взаимную дополняемость, ритм, контраст, качество контакта, способность продолжать движение и начинать снова и снова, юмор и философское отношение к происходящему – все, что является предметом пристального наблюдения терапевта.
С точки зрения Д. Зинкера, каждая сессия с семьей или супружеской парой – это новая встреча с тем, “что есть”, а значит, она похожа на посещение мастерской художника, где всегда можно увидеть его новые произведения [9; 211].

Глава 4. Метод гештальт–терапии в работе с группой
Гештальт-группа представляет собой договорное общение руководителя и отдельного члена группы, который добровольно решается стать пациентом. Другие члены группы без комментариев наблюдают за процессом взаимодействия терапевта и пациента. Роль группы сводится к выражению поддержки. Ценность групповой работы Ф. Перлз связывал с тем, что члены группы, которые наблюдают за поведением субъекта, с которым работает терапевт, начинают лучше понимать себя и собственные проблемы [7; 7]. В некоторых гештальт-группах групповое взаимодействие используется в большей мере. В гештальт-терапии внимание сосредоточивается на очевидных проявлениях проблем клиентов. По мнению Ф. Перлза, информацию, необходимую для терапевтического изменения, следует искать не в прошлом субъекта, а в его непосредственном поведении, в том, как он взаимодействует с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии [17; 235]. Методики и упражнения гештальт-терапии направлены на преодоление сопротивления, расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, осознание ответственности за свои поступки. Цель гештальт-групп - помочь каждому члену группы завершить травмирующий гештальт, связанный с неудовлетворенными потребностями, невыраженными чувствами и т.п. Это открывает возможность построения новых гештальтов с высоким уровнем организации.
Под классической гештальт-группой понимается модель групповой работы разработанной Ф. Перлзом и активно используюмую им в 60е гг. в Эсалене. При этой модели работы в фокусе внимания группы находится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощью терапевта работает со своими личностными проблемами, сновидениями, фантазиями или другим психологическим материалом. Несмотря на свои ограничения, эта модель актуальна и поныне, особенно в группах имеющих дидактические цели, и в группах ориентированных на личностный рост. Очевидно, что при таком стиле работы ведущий должен свободно владеть практикой проведения индивидуальных сессий. Однако, чтобы групповая работа была успешной для него не менее важно быть чувствительным к групповым процессам, уметь их регулировать и использовать в терапевтических целях. Иначе, даже при самом благоприятном развитии событий, группа превратится лишь в демонстрацию работы терапевта, театр одного актера, и будет утрачен ее собственный терапевтический потенциал.
Некоторые гештальт–терапевты в организации гештальт-групп используют взаимодействия между членами группы, например горячий стул становится еще и кочующим, т.е. на нем оказывается то один клиент, то другой. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания.
За многолетний период развития гештальт-терапии в ее контексте был разработан целый ряд оригинальных техник: суп-прессивная, экспрессивная интеграции, переименование симптома, бархатный каток и др. Но каждый терапевт индивидуален и для каждого пациента применяются соответствующие техники с точки зрения именно того терапевта, который работает, и применяются так, как терапевт чувствует и понимает. Основным преимуществом всех техник является то, что все они приводят к осознанию и инсайту.
Гештальт-терапевты работают с телесным сознанием: дыханием, позой, координацией, непрерывностью и текучестью движения, с жестами, выражением лица, голосом, речью и использованием его особым идиосинкразическим способом. С музыкантом можно работать с помощью его инструмента и с писателем - с его рукописью. Так же можно работать со сновидениями и фантазиями, чтобы облегчить идентификацию или реидентификацию с отчужденными или неразвитыми частями личности.
Методики и упражнения групповой гештальт-терапии направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления.
Согласно функций можно выделить характерные для групповой гештальт-терапии процедуры [3; 71].
1). Развитие способности осознания. Упражнения на развитие осознания фокусируют внимание на текущий момент. Ведущий предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях, при этом участники повторяют «сейчас я осознаю...». Затем - сосредоточить внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться справляться с незавершенными в прошлом эмоциональными переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.
2). Интеграция полярностей представляет собой формирование и завершение гештальтов и зависит от способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружающими. Каждый контакт составляют два аспекта:
1. способность четко разграничивать окружение и свое Я.
2. способность выделять разные стороны своего Я.
Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности, отражающей подобный конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в горячем стуле. Гештальт-терапевты побуждают участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать их.
3). Концентрация внимания на чувствах. Основная цель упражнений такого рода - проанализировать свои чувства. Для формирования завершенного гештальта, старые чувства должны найти свое полное выражение.
1. энергия, которая тратится на подавление негативных эмоций, может быть направлена на достижение позитивных целей.
2. при открытом выражении чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта.
3. возможно интегрировать различные аспекты личности.
4). Одна из методик - разыгрывание ролей. Такая работа может побудить человека к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма поведения, которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытые эмоции можно судить и по интонации.
5). Анализ сновидений и фантазий. Теоретически образы сновидения - фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В групповой гештальт-терапии не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе [1; 24]. Работа со сновидениями и фантазиями включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые были спроектированы на вымышленные образы.
6). Перенос на реальную почву - участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, человек вновь погружается в сновидение и повторно переживает все события, но уже в условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда мужчина по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере.
7). Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком, достаточное количество информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно воспользоваться методикой пустого стула. Для наглядности роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы воспроизводить услышанные фразы.
8). Принятие ответственности. Механизмы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя, поэтому важно, чтобы каждый участник группы прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице. При изменении конструктов: «мне нельзя, мне необходимо, мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мысли и т.д. Ведущий также побуждает к замене союза «но» на «и». рекомендует менять вопросительные предложения на утвердительные, чтобы участники могли проявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других.
9). Преодоление сопротивления. В групповой гештальт-терапии сопротивление проявляется в отказе выполнять предложенные упражнения. Ведущий группы использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. Он может предложить настаивать на своем сопротивлении, например, повторяя фразу: «Я не буду этого делать!». Сопротивление может находить выражение и в мышечном напряжении - ведущий может привлечь внимание участника к его сдавливанию голоса и т.д.
Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного восприятия (человек может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что он делает ...). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере дыхания. С физиологическими проявлениями сопротивления можно работать, используя методику пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В гештальт - группах нет установки на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себя сопротивления и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует к дальнейшему продвижению, которое может быть связано с риском пережить заблокированные чувства.
Процедуры групповой гештальт-терапии позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Но ведущему гештальт-группой необходимо соблюдать баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

Заключение
Гештальт-терапия – это психотерапия гуманистического направления [10; 311].
Гештальт-терапия – это не анти-психоанализ или анти-бихевиоризм, а самостоятельное направление, имеющее свою теоретическую базу [13; 79]. Гештальт-терапия не отрицает заслуг психоанализа или успехов когнитивистов и бихевиористов, она обобщает их в новую теорию. Гештальт-терапия в большей степени появилась и продолжает существовать не в качестве противопоставления прежним взглядам на человека, а в качестве их развития.
Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности.
В процессе работы мы достигли поставленной цели: мы ознакомлись с теорией и исследовали методы гештальт-терапии.
В процессе достижения цели мы осуществили следующие задачи:
Рассмотрели основные положения теории гештальт-терапии.
Ознакомились с работой метода гештальт-терапии в индивидуальном консультировании.
Ознакомились с работой метода гештальт-терапии в работе с семьями.
Ознакомились с работой метода гештальт-терапии в работе с группой.

Список литературы
Ахмедов Т.И. Введение в общую психотерапию: [учебное пособие] / Тариэл Ахмедов. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. – 414 с. - (Библиотека практического психолога).
Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт – терапии./ Сер.: Золотой фонд психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 768 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехник: Учебн. пособие. - 2-е изд., Перераб и доп. - М.: Издат. «Ось-89», 2009 - 224 с. (Практическая психология).
Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта/ Пер. с фр. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.—287 с.
Гингер С. Психотерапия: 100 ложных убеждений или как сделать свой выбор / Пер с фр. Л. Гинар. – Львов: Каменяр, 2007. – 159 с.
Дыхне Е.А. Введение в гештальт – терапию. – М. Методические материалы Московского Гештальт Института, 2006. – 65 с.
Дыхне Е.А. Групповая психотерапия. – М.: Методические материалы Московского Гештальт Института, 2006. – 65 с.
Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт – терапия с супружескими парами и семьями / Пер с англ. А.Я. Логвиновской/ М: Класс, 2000. – 153 с.
Кемплер У. Основы семейной гештальттерапии. Пер. с англ. И. Никифоровой / СПб.: «Издательство Пи-рожкова», 2001. – 224 с. (Серия «Новый импульс»).
Кузикова С.Б. Теория и практика возрастной психокоррекции: Учеб. посибн. - М.: ИТД «Университетская книга», 2006. - 384 с.
Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004.
Лебедева Н.М., Лебедева А.А. Организационное консультирование: гештальт – подход. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 784 с.
Моховиков А.Н., Дыхне Е.А. Кризисы и травмы. – М.: Методические материалы Московского Гештальт Института, 2006. – 65 с.
Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 304 с.
Перлз Ф. Гештальт – подход: Свидетель терапии. / Пер. с англ. М. Папуша. – 2-е изд. – М.: «Психотерипия», 2007. – 224 с.
Перлз Ф. Гештальт – семинары./ Пер. с англ. Кислюк В., Майсурадзе Н. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 329 с.
Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт – терапия: контуры теории и практики / Пер. с англ. А.Я. Логвиновской. – М.: Речь, 2005. – 207 с.
Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. – М.: Класс, 2006.
Харин С.С. Заверши свой гештальт. – М.: Генезис, 2006. – 390 с
Хломов Д., Калитеевская Е. Философия гештальт – подхода. – М.: Методические материалы Московского Гештальт Института, 2008. – 94 с.









35







2

Список литературы
1.Ахмедов Т.И. Введение в общую психотерапию: [учебное пособие] / Тариэл Ахмедов. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. – 414 с. - (Библиотека практического психолога).
2.Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт – терапии./ Сер.: Золотой фонд психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 768 с.
3.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехник: Учебн. пособие. - 2-е изд., Перераб и доп. - М.: Издат. «Ось-89», 2009 - 224 с. (Практическая психология).
4.Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта/ Пер. с фр. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.—287 с.
5.Гингер С. Психотерапия: 100 ложных убеждений или как сделать свой выбор / Пер с фр. Л. Гинар. – Львов: Каменяр, 2007. – 159 с.
6.Дыхне Е.А. Введение в гештальт – терапию. – М. Методические материалы Московского Гештальт Института, 2006. – 65 с.
7.Дыхне Е.А. Групповая психотерапия. – М.: Методические материалы Московского Гештальт Института, 2006. – 65 с.
8.Зинкер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт – терапия с супружескими парами и семьями / Пер с англ. А.Я. Логвиновской/ М: Класс, 2000. – 153 с.
9.Кемплер У. Основы семейной гештальттерапии. Пер. с англ. И. Никифоровой / СПб.: «Издательство Пи-рожкова», 2001. – 224 с. (Серия «Новый импульс»).
10.Кузикова С.Б. Теория и практика возрастной психокоррекции: Учеб. посибн. - М.: ИТД «Университетская книга», 2006. - 384 с.
11.Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004.
12.Лебедева Н.М., Лебедева А.А. Организационное консультирование: гештальт – подход. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
13.Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 784 с.
14.Моховиков А.Н., Дыхне Е.А. Кризисы и травмы. – М.: Методические материалы Московского Гештальт Института, 2006. – 65 с.
15.Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 304 с.
16.Перлз Ф. Гештальт – подход: Свидетель терапии. / Пер. с англ. М. Папуша. – 2-е изд. – М.: «Психотерипия», 2007. – 224 с.
17.Перлз Ф. Гештальт – семинары./ Пер. с англ. Кислюк В., Майсурадзе Н. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 329 с.
18.Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт – терапия: контуры теории и практики / Пер. с англ. А.Я. Логвиновской. – М.: Речь, 2005. – 207 с.
19.Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. – М.: Класс, 2006.
20.Харин С.С. Заверши свой гештальт. – М.: Генезис, 2006. – 390 с
21.Хломов Д., Калитеевская Е. Философия гештальт – подхода. – М.: Методические материалы Московского Гештальт Института, 2008. – 94 с.

Вопрос-ответ:

Что такое гештальтерапия?

Гештальтерапия - это одно из направлений в психотерапии, относящееся к гуманистическому движению. Она основывается на принципах гештальт-психологии и включает в себя индивидуальное консультирование, работу с семьями и групповую терапию.

В чем заключается основная идея гештальт-терапии?

Основная идея гештальт-терапии заключается в том, что люди стремятся к саморазвитию и гармоничному функционированию. Цель гештальт-терапии заключается в помощи клиенту осознать свои эмоции, потребности и способы взаимодействия с окружающим миром.

Каким образом гештальт-терапия может помочь в индивидуальном консультировании?

В индивидуальном консультировании гештальт-терапия может помочь клиенту осознать свои проблемы и нерешенные вопросы, а также найти новые способы взаимодействия с окружающим миром. Терапевт использует методы активной экспериментальной работы, включая диалог, ролевые игры и техники осознанности.

Каким образом гештальт-терапия применяется в работе с семьями?

В работе с семьями гештальт-терапия помогает участникам семейных отношений осознать и выразить свои эмоции, разрешить конфликты и улучшить коммуникацию. Терапевт помогает семье искать новые варианты поведения, расширяя их осознание и освобождая от старых шаблонов.

Как гештальт-терапия применяется в работе с группами?

В работе с группами гештальт-терапия предлагает возможность участникам осознать свои роли и динамику взаимодействия с другими людьми. Работа в группе позволяет участникам учиться через опыт и поддерживать других в процессе роста и изменений.

Что такое гештальтерапия и в какое направление психотерапии она относится?

Гештальтерапия - это вариант гуманистического направления в психотерапии. Она основана на теории гештальт-подхода, который представляет собой философско-психологическую концепцию, согласно которой целостность человека является основным принципом.

Какие основные положения теории гештальт-терапии?

Основные положения теории гештальт-терапии включают представление о целостности человека, признание здорового потенциала каждого человека и подход к пониманию человеческого опыта через восприятие момента здесь и сейчас.

Как применяется метод гештальт–терапии в индивидуальном консультировании?

Метод гештальт–терапии в индивидуальном консультировании включает использование техник восприятия момента здесь и сейчас, работы с телом, эмоциями и фантазиями, а также исследование взаимоотношений клиента с окружающим миром.

Каков метод гештальт–терапии в работе с семьями?

Метод гештальт–терапии в работе с семьями включает акцентирование на бессознательных процессах и взаимодействиях в семье, обсуждение ролей и динамики, а также фокусировку на развитии целостного опыта каждого члена семьи.

Каким образом применяется метод гештальт–терапии в работе с группой?

Метод гештальт–терапии в работе с группой включает работу с взаимодействиями и отношениями между участниками группы, фокусировку на здесь и сейчас, а также использование различных техник экспрессии и развития осознанности.