Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

особенности и типология семей заикающихся пациентов

  • 15 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 05.04.2012
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические представления о логоневрозе и психологических особенностях заикающихся пациентов …………………................................................................5
1.1 Логоневроз (заикание)………………………...................................................5
1.2 Психологические особенности заикающихся пациентов ………………….8
2 Особенности отношений и типология семей заикающихся пациентов ……...10 Заключение……………………………………………………………….................14
Список использованных источников……………………………………………...16


Фрагмент для ознакомления

5. Состояние одиночества, неудовлетворенности в семье кого-либо из родителей (чаще - матерей) ведет к снижению оценки своего ребенка, «вытеснению» его из сферы личностной проблематики, что сказывается на снижении ценности общения, как в целом, так и речевого, в частности.
6. Осознанное или не осознанное отстранение матерью или отцом ребенка и заикание может стать способом привлечения к себе внимания родителей.
В каждой семье заикающегося пациента может быть выявлено сочетание нескольких тенденции в детско - родительских отношениях, как и смешанные стили взаимодействия, но чувство вины так или иначе (на более или менее осознаваемом уровне) присутствует во всех семьях данного контингента пациентов, что провоцирует формирование «вторичного невроза заикания».
Неправильное взаимодействие в семьях является мощным катализатором перехода невротической реакции в виде заикания в устойчивое патологическое состояние. Патологий межличностного взаимодействия в семьях множество, обычно по форме их подразделяют на различные неклассифицированные типы: «Кумир семьи», «Золушка», «Царевна Несмеяна». Заикающиеся пациенты в подавляющем большинстве «кумиры». Этот тип воспитания способствует развитию в ребенке гиперэгоистических установок и стремления к признанию. Родители таких детей склонны выполнять все их прихоти и капризы, задаривать подарками, возносить несуществующие способности. В коллективе «кумиры» пытаются создать вокруг себя привычную ситуацию первенства, но отвергаются сверстниками, так как по природе, в большинстве своем, лидерами не являются. Возникает психотравмирующая фрустрационная ситуация – хочу, но не могу. Впоследствии обостряются речевые проблемы, еще более деформируется общение и наступает самоизоляция.
Не лучше выглядят «Золушки», которым постоянно говорят, что они хуже остальных и должны работать с утра до ночи для достижения светлого будущего, а это губительно снижает социальную активность. Так же неприглядны «Несмеяны», мамы и папы, которых пытаются, с одной стороны, напомнить о слабости здоровья, а с другой, намерены чем-то угодить для улучшения настроения, что неминуемо приводит к депрессивным расстройствам и обострению речевых проблем.
В любом случае для преодоления симптомов заикания у пациентов необходимо:
- не акцентировать внимание на особенностях речи больного;
- поддерживать правильный речевой режим;
работать над эмоциональным состоянием пациента и его ближайшего окружения.
Таким образом, одним из основных этиологических факторов социальной природы логоневроза (заикания) является неправильное воспитание в семье, нарушения в семейном взаимодействии, ролевые нарушения, коммуникативные нарушения. Неуверенность в своих силах, страх, сильное волнение, дезорганизуют речь, мышление заикающегося пациента, изменяют его поведение, доставляют тяжелые душевные переживания. Именно поэтому в основе психотерапии должны лежать медико-психологические мероприятия, направленные на перестройку нарушенных отношений личности и воздействующие на эмоциональную сферу больного. Наиболее эффективными в системе психотерапевтических мероприятий при лечении заикания являются методы групповой и семейной психотерапии.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав теоретико - методологические подходы к представлениям о логоневрозе и психологических особенностях заикающихся пациентов мы выяснили, что со времен античности упоминалось о заикании. Общее мнение гласило: заикание -  проявление какого-то таинственного заболевания организма, или результат неправильного строения органов речи. В России первым систематизировал знания и сделал предположения о причинах заикания наш соотечественник, русский психиатр И.А. Сикорский, который доказал, что заикание возникает еще в детском возрасте и что заикания - особая форма невроза. В 20-м веке было сформулировано определение, что логоневроз (заикание) - сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Причины заикания лежат в головном мозге человека, где расположены особые нервные центры, отвечающие за речь.
Возникновению заикания способствуют нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, патологическое воспитание, а также характерологические черты родителей заикающихся. Возникновение заикания возможно после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы. Сикорский И.А. выделил такие особенности психики заикающихся, как: боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе; относительная слабость воли; разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания; робость и смущение в присутствии людей; чрезмерная впечатлительность; яркость фантазий, усиливающая заикание.
Одним из основных этиологических факторов социальной природы логоневроза (заикания) является неправильное воспитание в семье, нарушения в семейном взаимодействии, ролевые нарушения, коммуникативные нарушения. Неблагоприятный психологический климат в семье: авторитарное воспитание, длительные отрицательные эмоции, подавление инициативы ребенка, напряжение ребенка и страхи являются причинами заикания. Для преодоления симптомов заикания у пациентов необходимо: не акцентировать внимание на особенностях речи больного; поддерживать правильный речевой режим; работать над эмоциональным состоянием пациента и его ближайшего окружения. В основе психотерапии логоневроза должны лежать медико - психологические мероприятия, направленные на перестройку нарушенных отношений личности и воздействующие на эмоциональную сферу больного.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
2. Карпова, Н.Л. Основы личностно - направленной логопсихотерапии / Н.Л. Карпова - М.: МПСИ Флинта, 2003. – 416 с.
3. Карпова, Н.Л. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Н.Л. Карпова – М.: Флинта, 2003. – 391 с.
4. Скобликова, С.Б. Заикание: лицом к лицу / С.Б. Скобликова - М.: Руснеруд, 2010. – 341 с.
5. Скобликова, С.Б. Заикание в вопросах и ответах / С.Б. Скобликова - М.: 2011. – 366 с.









16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская – М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
2. Карпова, Н.Л. Основы личностно - направленной логопсихотерапии / Н.Л. Карпова - М.: МПСИ Флинта, 2003. – 416 с.
3. Карпова, Н.Л. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Н.Л. Карпова – М.: Флинта, 2003. – 391 с.
4. Скобликова, С.Б. Заикание: лицом к лицу / С.Б. Скобликова - М.: Руснеруд, 2010. – 341 с.
5. Скобликова, С.Б. Заикание в вопросах и ответах / С.Б. Скобликова - М.: 2011. – 366 с.

Введение

заикание родителей дошкольника

Интерес исследователей к проблеме заикания возникла в древности и не угасает до сих пор. Сложность и универсальность структуры дефекта привело к созданию различных направлениях изучения этого нарушения речи, этиологии и механизмов. До сих пор не было единого представления проблемы заикания, продолжается поиск способов и направлений эффективной помощи детям, подросткам и взрослым с этим нарушением речи.

Преимущество национальной школы изучение и коррекция заикания является использование комплексного подхода. В настоящее время, в форме ситуации в оказании помощи заикающимся детям, закрытие профиля, группы, включение этих детей в интегрированные группы, общие группы - обуславливает необходимость рассмотрения возможных путей их коррекции в помощи.

Одним из возможных направлений преодоления заикания является применение консультативного подхода в логопедической работе с заикающимися детьми. Особенностью этого подхода служит вовлечение родителей в логопедический процесс. Это связано с тем, что часто среда, в которой воспитывается ребенок, способствует возникновению и развитию заикания. Ближайшее окружение ребенка, в том числе и родители, не зная, чтобы создать условия для обострения, который возникает расстройство речи. Включение родителей в коррекционный процесс, их информирование об особенностях заикания помогает уменьшить негативное воздействие окружающей среды и для оказания помощи ребенку. Взаимодействие с родителями в процессе логопедической работы предполагает в большинстве отечественных и зарубежных методик, тем не менее, подходы, формы связи, степень участия родителей разные.

Необходимость предоставления логопедической помощи заикающимся детям, и уменьшить его можно получить в специализированных дошкольных учреждениях указывает на актуальность вовлечения родителей в процесс коррекции заикания.

Таким образом, проблема исследования указывают на необходимость изучения возможности включения родителей в процесс коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

В связи с этим, целью исследований было изучение возможности включения родителей в процессе преодоления заикания у детей дошкольного возраста и оценка ее эффективности.

Предмет исследования: включение родителей в коррекционный процесс с заикающимися детьми.

Объект исследования:

Узнать стоимость работы