Особенности психокоррекции детей и подростков

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психологическое консультирование
  • 1717 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.08.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Особенности психокоррекционной работы с детьми
2. Особенности психокоррекционной работы с подростками
3. Технология коррекционной работы с детьми и подростками
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В качестве оборудования для этой части занятий необходим детский матрасик или спортивный мат, а также несколько диванных подушек.
Центральная часть должна быть посвящена работе с гневом и интроектами. В качестве теоретической модели мы рассматриваем положения гештальт-терапии, соответствующим образом примененные в работе В. Оклендер. Она убедительно доказывает, что проблема выражения ребенком гнева является одной из центральных в развитии ребенка и большая часть невротических симптомов связана с подавлением гнева. Это объясняется тем, что гнев – наименее дозволенная для ребенка эмоция. Гнев ребенка, по мнению взрослых, не имеет права на существование, отвергается ими, вместе с гневом отвергается часть «Я» ребенка, которое становится слабым, диффузным, теряет способность к развитию.
Среди наиболее эффективных можно выделить следующие группы методов:
Свободное рисование с беседой о рисунке: воображаемое пре вращение ребенка в часть картинки, составление им рассказа от имени части картинки, от первого лица. При этом для облегчения само выражения используются не только обычные средства – фломастеры, краски, но и нетипичные – театральный грим, тени, помада, лак для ногтей и т. п. Очень интересно использование театрального грима, ибо он позволяет рисовать пальцем или пальцами.
Игры-драматизации. Разыгрывается либо маленький спектакль на основе содержания выполненного ранее детского рисунка, либо специально предложенная сказка-метафора, содержащая проблему, близкую к проблеме ребенка. По возможности данный сценарий проигрывается два раза со сменой ролей так, чтобы ребенок побывал в различных полярных ролях: обидчика и обижаемого, агрессора и объекта агрессии и т. п.
Упражнения с полярностями, в которых ребенок, пересаживаясь со стула на стул (с подушки на подушку, с одного листа бумаги на другой), проигрывает полярность различных социальных и семейных ролей: плохой – хороший ученик, добрая – строгая учительница, добрая – строгая мама и т. п. В некоторых случаях эффективно организовать диалог с ребенком, пребывающем в той или иной полярности, или же позволить ему побыть в ней довольно долго, например, разыграть один день с утра до вечера плохого ученика, затем – хорошего.
Упражнение по изучению различных частей своего «Я».
Заключительная часть занятия предполагает выход на глубинные проблемы ребенка и представляет собой один из наиболее распространенных вариантов игротерапии – ненаправленную (недирективную) игротерапию.
Недирективная психокоррекция основывается на свободной игре ребенка в условиях определенной системы отношений Ребенок – Взрослый при наличии возможных средств для исследования ребенком опыта реальной жизни и выражения широкого спектра чувств. Главной характеристикой системы отношений Ребенок – Взрослый является безусловное принятие взрослым ребенка и его игровых действий, которое необходимо для развития у него внутренней свободы, чувства безопасности, усиления его «Я». Кроме того, важным является отсутствие контроля за ребенком, что позволяет ему быть самим собой, обучает самоконтролю в сочетании с ответственностью, представляет возможность делать самостоятельный выбор и самому отвечать за него.
Несколько сложнее обеспечить детям средства для исследования опыта реальной жизни и выражений чувств. В классическом варианте недирективной психокоррекции, описанном Г.Л. Лэндретом, для этого требуется игровая комната и определенным образом подобранные игрушки: игрушки из реальной жизни (машины, лодки, куклы и т.п.), игрушки для отреагирования агрессии (ружья, резиновые ножи и т. п.), игрушки для творческого самовыражения (песок, вода, кубики). Однако сам Г.Л. Лэндрет отмечает возможность использования переносной «игровой комнаты», размещенной внутри чемодана.
Таким образом, прослеживается следующая логика внутри каждого коррекционного занятия.
Физическая активность ребенка в начале занятия является максимальной, в конце – минимальной, что позволяет ребенку как быстро включиться в занятие, так и выйти из него – заняться другими делами, пойти в группу или в класс.
Директивность ведущего в первой части постепенно сменяется полным исчезновением директивности в конце.
Происходит постепенное расширение выражаемых ребенком чувств, углубление прорабатываемой проблематики к заключительной части.
Заключение
Общую задачу возрастно-психологического консультирования оставляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные подзадачи:
ориентацию родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
своевременное первичное выявление детей с различными склонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
составление совместно с педагогическими психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;
составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);
коррекционную работу в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Список литературы
Копытин А.И., Практикум по арт-терапии. СПб., 2001.
ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2002
Хрестоматия по психологии. под редакцией А.И. Копытина. – изд. «Питер». 2001.
Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2002
Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.
Хрестоматия по психологии. под редакцией А.И. Копытина. – изд. «Питер». 2001.
Хрестоматия по психологии. под редакцией А.И. Копытина. – изд. «Питер». 2001.
Копытин А.И., Практикум по арт-терапии  - 2001, 448 стр.
ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.
Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.
Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.
ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.












3

1.Копытин А.И., Практикум по арт-терапии. СПб., 2001.
2.ЛэндретГ.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994.
3.Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997.
4.Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2002
5.Хрестоматия по психологии. под редакцией А.И. Копытина. – изд. «Питер». 2001.
6.Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М., 2001.

Вопрос-ответ:

Какие особенности психокоррекционной работы с детьми?

Психокоррекционная работа с детьми имеет свои особенности. Дети имеют более развитую фантазию и воображение, поэтому важно использовать игровые элементы и ролевые ситуации в психокоррекционной работе. Также важно учитывать возрастные особенности детей и их способность к адекватному самовыражению. Кроме того, дети более подвержены влиянию окружающей среды, поэтому в работе с ними необходимо учесть влияние семьи, школы и других важных факторов.

Какие особенности психокоррекционной работы с подростками?

Психокоррекционная работа с подростками также имеет свои особенности. Подростки находятся в периоде активного поиска своего места в обществе и формирования личности, поэтому важно предоставить им возможность самовыражения и самоопределения. Они также более склонны к экспериментам и риску, поэтому необходимо оказывать поддержку и помощь в осознании последствий и принятии ответственности за свои действия. Кроме того, подростки более чувствительны к социальной оценке и мнению сверстников, поэтому в работе с ними важно создать поддерживающую атмосферу и понимание.

Какая технология используется в коррекционной работе с детьми и подростками?

В коррекционной работе с детьми и подростками часто используется технология гештальт-терапии. Она основана на принципе "здесь и сейчас", т.е. акцентирует внимание на текущем состоянии ребенка и его эмоциональном опыте. Техника работы может включать различные игры, упражнения, ролевые ситуации, а также работу с телом и движением. Все это направлено на осознание собственных чувств и потребностей, преодоление проблем и развитие личностного роста.

Какие особенности психокоррекционной работы с детьми?

Особенности психокоррекционной работы с детьми включают использование игровых и творческих методов, адаптацию под возрастные особенности ребенка, установление доверительных отношений с ребенком, учет его индивидуальных потребностей и возможностей.

Какие особенности психокоррекционной работы с подростками?

Особенности психокоррекционной работы с подростками включают использование интерактивных методов, учет возрастных особенностей подростка, установление эмоционального контакта, работу с его самооценкой и самопониманием.

Какова технология коррекционной работы с детьми и подростками?

Технология коррекционной работы с детьми и подростками включает использование различных методик и инструментов, таких как игры, арт-терапия, групповые занятия, практики медитации и релаксации, работа с телом и дыханием, а также индивидуальные консультации и сеансы.

Какие оборудования необходимы для психокоррекционной работы с детьми и подростками?

Для психокоррекционной работы с детьми и подростками необходимы детский матрасик или спортивный мат, а также несколько диванных подушек.

В чем заключаются особенности работы с гневом и интроектами?

Особенности работы с гневом и интроектами включают использование методов выражения и осознания эмоций, анализ причин возникновения гнева, работу с переживаниями и преодоление негативных внутренних представлений.

Какие особенности есть в психокоррекционной работе с детьми?

В психокоррекционной работе с детьми особенностью является использование игрового подхода, поскольку игра является естественной формой деятельности детей. Также важно учитывать возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Какие особенности есть в психокоррекционной работе с подростками?

В психокоррекционной работе с подростками особенности связаны с тем, что подростки находятся в периоде стремительных изменений как физического, так и психологического развития. Необходимо учитывать их специфические потребности, особенности мышления и мировоззрения.

Какие технологии используются в коррекционной работе с детьми и подростками?

В коррекционной работе с детьми и подростками используются различные технологии, такие как игровая терапия, арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и др. Важно выбирать подходящий метод в зависимости от целей, задач и особенностей клиента.