Научное знание и научный метод. Житейское и научное знание. Вера и интуиция в научном познании.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 1616 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 04.02.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Научное знание и научный метод ………………………………..…………..3
2. Житейское и научное знание.………………………………………………….6
3. Вера и интуиция в научном познании………………………………………...8
Список литературы ………………………………………………………...……16

Фрагмент для ознакомления

Можно думать, что человеческая мыслительная деятельность имеет "двухплоскостной характер", обусловленный наличием двух языков, в которых кодируется циркулирующая в мышлении информация (язык" предметных гештальтов" и "символически-операторный" язык). Если в процессах чувственно-ассоциативного, образного мышления движение мысли идет в плоскости наглядных образов, а в ходе дискурсивных, логических рассуждений в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собою "прыжок" с одной из этих плоскостей на другую. Переходы от чувственных образов к понятиям (концептуальная интуиция) и от понятий к чувственным образам (эйдетическая интуиция) различаются направлением этого "прыжка". Перескакивая с плоскости чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного, мысль совершает как бы своеобразный "обходной маневр", чтобы преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости. Этот "маневр" и позволяет получить такие результаты, какие нельзя достичь другими средствами (оставаясь все время в одной плоскости).
На основе элементарных форм концептуальной и эйдетической интуиции развертываются специфические механизмы интуитивного мышления, которые вовлекают во взаимодействие между собой образы и понятия из совершенно, казалось бы, далеких друг от друга предметных областей. Вступая во взаимодействие эти образы и понятия видоизменяются и перестраиваются, что ведет к возникновению принципиально новых представлений и идей.
Разумеется, реконструкция мыслительных процессов, которые приводят ученого к открытию, наталкивается на большие трудности. Однако на основе гносеологического анализа историко-научного материала, с учетом данных, накопившихся в психологических исследованиях, можно указать некоторые механизмы интуитивного мышления, с помощью которых в сознании ученых формируются новые представления и идеи (к сожалению, предполагаемый объем данной работы не позволяет привести их подробный анализ).
Вот один из примеров, взятый из книги “От мечты к открытию”, автором которой является Ганс Селье: "Логика составляет основу экспериментальных исследований точно также, как грамматика составляет основу языка. Однако, мы должны научиться пользоваться математикой и статистикой интуитивно, т. е. неосознанно, так как у нас нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознанно применять законы логики.
Логика и математика способны даже блокировать свободный поток того полуинтуитивного мышления, который является основой основ научных исследований
в области медицины.
Та полуинтуитивная логика, которой пользуется каждый ученый-экспериментатор в своей повседневной работе, - это специфическая смесь жесткой формальной логики и психологии. Она формальна в том смысле, что абстрагирует формы мышления от их содержания, с тем чтобы установить абстрактные критерии непротиворечивости. А так как эти абстракции могут быть представлены символами, то логика может быть также названа символической (математика). Но, в то же время, эта логика честно и откровенно признает, что ее понятийные элементы, ее абстракции в отличии от математики или теоретической физики являются в силу необходимости вариабельными и относительными. Следовательно, строгие законы мышления к ней применить нельзя. Таким образом, в размышлениях о природе мышления нам следует также отвести существенную роль интуиции. Вот почему в нашей системе мышления психология должна быть интегрирована с логикой.
Только вспышка интуиции, творческого воображения, происходящая в подсознании, способна преодолеть разрыв между всем кругом проблем и подлинным открытием".
Интуиция здесь играет замыкающую, связующую роль и раскрытие из подсознания такой вспышки в виде осознанного недостающего, связующего звена является наиболее плодотворным научным достижением, которое составляет основу фундаментальных исследований.
Исходя из рассмотренных выше механизмов мышления, можно сказать так, что интуиция - это качественный скачок, который происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему, количественный объем логического мышления переходит на качественно-новый уровень интуитивного озарения. Просто не из ничего новые идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует долгая работа ума. Здесь также необходимо сказать о том, что "фундаментальное открытие не может совершится без процесса взаимодействия чувственного и логического познания, осуществляемое действием интуиции. Но это не дает никакого основания, считать основным и тем более единственным способом получения нового научного знания. Интуиция - это специфическая форма познания, определенным образом влияющая на использование ученым конкретных научных методов исследования. Фундаментальные теоретические открытия есть результат взаимодействия интуиции с методами и принципами конкретной науки (в физике, например, с аналогией и гипотезой) и экспериментальной проверки полученных данных".
Раскрытие закономерностей, определяющих собой интуицию, - дело весьма трудоемкое, требующее сосредоточения усилий специалистов самых различных областей. В этом существует настоятельная необходимость, так как реальное ускорение научно - технического прогресса связано с качественным приращением в первую очередь фундаментальных, т. е. принципиально новых (и поэтому заранее не программируемых и не выводимых только формальным путем), результатов. Здесь же неизбежно возникает вопрос о роли интуиции в научном познании. "Если есть интуиция, то и есть закономерности, на которые она опирается”.

















Список литературы

Методологические основы в психологии. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Издательство: " Питер ", год издания: 2006, страниц: 316

Психология, Немов Р.В., 2007 г.
3. Введение в методологические основы психологии, Лубовский, 2005 – 224 с.

Методологические основы в психологии. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Издательство: " Питер ", год издания: 2006, страниц: 316.

Введение в методологические основы психологии, Лубовский, 2005 – 224 с.

Психология, Немов Р.В., 2007 г.













5

1.Методологические основы в психологии. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Издательство: " Питер ", год издания: 2006, страниц: 316

2.Психология, Немов Р.В., 2007 г.
3. Введение в методологические основы психологии, Лубовский, 2005 – 224 с.

Вопрос-ответ:

Что такое научное знание и научный метод?

Научное знание - это способ получения и систематизации информации об окружающем мире с помощью научного метода. Научный метод - это система методов и приемов, которые используются для получения объективного и проверяемого знания.

Какое отличие между житейским и научным знанием?

Житейское знание основано на личном опыте и наблюдении, а научное знание основано на систематических исследованиях с использованием научного метода. Научное знание более объективно и точно, так как оно проверяется и подтверждается экспериментами и повторяемостью результатов.

Какова роль веры и интуиции в научном познании?

Вера и интуиция не играют прямой роли в научном познании, так как научный метод основан на объективном наблюдении, эксперименте и логическом рассуждении. Однако, интуиция может быть важным первым сигналом для проведения научных исследований, а вера может быть мотивирующим фактором для ученых в их стремлении к открытию новой информации и пониманию окружающего мира.

Что может считаться основными методами научного познания?

Основными методами научного познания являются наблюдение, эксперимент, измерение, статистический анализ данных, формулирование и проверка гипотезы, логическое рассуждение, моделирование и теоретический анализ.

В чем особенность научного познания по сравнению с другими видами знания?

Особенность научного познания заключается в его систематичности, объективности и проверяемости. В отличие от других видов знания, научное знание основывается на фактах и доказательствах, а не на предположениях и субъективных ощущениях. Оно является более точным, надежным и передовым.

Что такое научное знание и научный метод?

Научное знание - это знания, полученные в результате применения научного метода. Научный метод - это систематический подход к изучению мира, основанный на наблюдениях, экспериментах, анализе данных и формулировке закономерностей и теорий.

В чем разница между житейским и научным знанием?

Житейское знание - это знания, которые мы получаем из своего опыта и общения с другими людьми. Оно может быть неполным, непроверенным и субъективным. Научное знание - это знания, полученные в результате научных исследований и основанные на объективных данных, проверяемых и воспроизводимых другими исследователями.

Какая роль веры и интуиции в научном познании?

Вера и интуиция могут играть важную роль в начальных стадиях научного исследования, как источник идей и гипотез. Однако научное познание стремится быть объективным и основываться на проверяемых данных, поэтому вера и интуиция должны быть подтверждены экспериментальными исследованиями и анализом данных.

Что такое научное знание и научный метод?

Научное знание - это знания, полученные через применение научного метода. Научный метод - это система правил и методов, которые позволяют получать достоверные и объективные знания о мире.

В чем отличие житейского и научного знания?

Житейское знание основывается на личном опыте, предрассудках и субъективных ощущениях, в то время как научное знание основывается на объективных данных, экспериментах и логическом рассуждении.

Какую роль играют вера и интуиция в научном познании?

Вера и интуиция могут играть некоторую роль в научном познании, но они не являются основными инструментами. Вера может влиять на выбор исследовательской темы или толкования результатов, но научное знание должно быть подтверждено объективными фактами. Интуиция может помочь в формулировании гипотез, но они также должны быть проверены и подтверждены научными методами.

Что такое научное знание и научный метод?

Научное знание - это результат систематического исследования, основанный на фактах, логическом анализе и экспериментах. Научный метод - это система подходов, которая используется для получения научного знания. Он включает в себя формулирование гипотезы, сбор и анализ данных, проведение экспериментов и репликацию результатов.