психология возрастных кризисов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 4343 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 06.05.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы возрастных кризисов в психологии
1.1. Понятие возрастных кризисов в психологии
1.2. Периодизация возрастных кризисов
1.3. Взаимосвязь особенностей семейных отношений и переживания возрастного кризиса ребенком старшего дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей переживания кризиса середины жизни
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Библиография
Фрагмент для ознакомления

При отрицательном полюсе (отвержение) родители критикуют ребенка, изначально относятся к нему как к неудачнику, «плохому», испытывают негативные чувства, предполагают наличие дурных наклонностей.
Кооперация. Социально желательный образ родительского отношения.
При кооперации родитель заинтересован в ребенке, поддерживает его стремления и планы, уважает, гордиться им, стремится в общении быть с ним на равных, поощряет самостоятельность, инициативность, чувство взрослости. Родители, стремящиеся увидеть в ребенка социально желаемый образ, не воспринимают желания ребенка, идет учет только их мнения и желаний.
Симбиоз. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
Адекватная дистанция заключается в том, что родители признают за ребенком право на самостоятельность, считают его достаточно зрелым для его лет, допускают наличие собственных интересов, мнения и т.д. Симбиотические отношения построены на том, что родители полностью поглощают самостоятельность и личное пространство ребенка. Этими родителями ребенок воспринимается как маленькое инфантильное несамостоятельное существо, о котором надо заботиться (гиперопека)
Авторитарная гиперсоциализация. Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
При демократическом общении учитывается мнение и желания ребенка, идет общение на равных. При авторитарном – полная власть родительского мнения и желаний.
Инфантилизация – адекватный образ. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
При инфантилизации родители воспринимают ребенка как несамостоятельное маленькое существо, младше, чем он есть на самом деле, полностью заботятся о нем и ограждают от социального мира.
Ответы испытуемых обрабатываются в соответствии с ключом. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: Отвержение, Социальная желательность, Симбиоз, Гиперсоциализация, Инфантилизация (инвалидизация).
Методика «Лесенка» направлена на изучение особенностей самооценки детей младшего школьного школьного возраста и соотношения реального и идеального «Я».
Ребенку дается следующая инструкция: «Давай нарисуем на листе бумаги небольшую лесенку всего из 7 ступенек. Вот такую: (лесенка демонстрируется ребенку). На самой низшей ее ступени стоят плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй — чуть- чуть получше, на третьей — еще чуть-чуть получше, а вот на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. Скажи, на какой ступеньке стоял бы ты. Нарисуй себя на этой ступеньке, или поставь «крестик», или «галочку».
Анализ результатов заключается в следующем. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей.
Итак, если пронумеровать ступеньки от 7 до 1 сверху вниз, то интерпретация результатов получается следующая:
7 ступенька – завышенная самооценка;
6, 5 ступенька – адекватная самооценка;
4 ступенька – заниженная самооценка
3, 2 – низкая самооценка;
1 ступенька – резко заниженная самооценка.
В процессе обследования также учитывается, как ребенок выполняет задание: испытывает ли он колебания, раздумывает, как аргументирует свой выбор. Полученные результаты заносятся в протокол.
Следующая методика «Какой я» также направлена на изучение особенностей самооценки младшего школьного школьного возраста.
Пользуясь специальным протоколом, экспериментатор задает ребенку вопросы, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются в колонках протокола, затем переводятся в баллы. Оцениваемые личностные качества ребенка – дошкольника: Хороший; Добрый; Умный; Аккуратный; Послушный; Внимательный; Вежливый; Умелый (способный); Трудолюбивый; Честный.
Оценка результатов заключается в следующем. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне самооценки:
10 - 8 баллов — высокий,
7 - 5 баллов — средний,
4 - 1 балла — низкий.
Для проведения проективной методики «Рисую себя» ребенку предоставлялся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагается нарисовать себя. Время работы не ограничивается, дополнительных инструкций не следует.
Обработка результатов рисунка проводится по следующим параметрам:
декорирование рисунка отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя (оценивается по 3 баллам);
количество используемых цветов отображает эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе (оценивается по 3 баллам);
расположение рисунка по высоте листа показывает занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивается по 3 баллам);
размеры тела отображает самопроявление себя: маленький размер – ограниченность и т.д. (оценивается по 3 баллам).
Выводы об уровне самооценки делаются на основе суммы полученных баллов:
12 - 8 баллов — высокий уровень,
7 - 5 баллов — средний уровень
4 - 1 балла — низкий уровень.
Далее, после получения количественных данных, проводился из анализ и интерпретация.

2.2. Анализ результатов исследования

Итак, результаты, касающиеся уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста, представлены в таблице 1 и диаграмме 1.


Таблица 1
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста по методикам «Лесенка», «Кто я»,
«Рисую себя», в %
Уровень самооценки «Лесенка» «Кто я» «Рисую себя» Низкий 26,6 33,3 33,3 Средний 30 26,7 26,7 Высокий 43,4 40 40
Диаграмма 1
Сравнительный анализ результатов диагностики уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста по методикам «Лесенка», «Кто я»,
«Рисую себя», в %

Итак, как видно из таблицы, в результате проведения методики «Лесенка» у 26,6 % испытуемых выявлен низкий уровень самооценки; 30 % опрошенных детей имеют средний уровень самооценки; у 43,4 % - высокий уровень самооценки.
Для того чтобы проверить достоверность полученных данных, мы сравнили результаты, полученные при проведении методики «Лесенка», с результатами, полученными в ходе проведения методик «Кто я» и «Рисую себя».
При проведении методики «Кто я» у 33,3 % испытуемых выявлен низкий уровень самооценки, у 26,7 % - средний уровень, у 40 % - высокий. Результаты, полученные по методике «Рисую себя», совпадают с результатами по тесту «Кто я»: у 33,3 % испытуемых выявлен низкий уровень самооценки, у 26,7 % - средний уровень, у 40 % - высокий.
Таким образом, можно сделать вывод, что примерно 40 % опрошенных старших дошкольников имеют адекватную высокую самооценку. Эти дети положительно оценивают себя и свои поступки, осознают свои возможности и способности, соотношение Я-реального и Я идеального находится на оптимальном уровне. Эти дети уверенны в себе, своих силах, открыты.
Примерно треть опрошенных старших дошкольников имеют средний уровень самооценки. Эти дети в основном положительно оценивают себя и свои поступки, осознают свои возможности и способности, соотношение Я-реального и Я идеального находится на оптимальном уровне. Однако эти дети не всегда уверенны в себе, своих силах, их самоотношение зависит от внешних оценок окружающих их людей.
Примерно треть опрошенных старших дошкольников имеют низкий уровень самооценки. Эти дети отрицательно оценивают себя и свои поступки, сомневаются в своих возможностях и способностях, отмечается большой разрыв между Я реальным и Я идеальным. Эти дети не уверенны в себе, своих силах, их самоотношение напрямую зависит от внешних оценок окружающих их людей.
Дети, имеющие низкий уровень самооценки, составляют группу риска, так как такое отношение к себе отражается на их поведении, они испытывают трудности в на развивающих занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми, тревожны, замкнуты, плохо адаптируются к изменяющимся внешним условиям. Поэтому задачей специалистов (психологов и педагогов) является построение коррекционной работы, направленной на повышение уровня самооценки этих детей.
Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе проведения теста ОРО, направленного на определение особенностей стиля семейного воспитания, который присущ семьям детей старшего дошкольного возраста, участвующих в исследовании. Результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2
Особенности стиля семейного воспитания в семьях с детьми старшего дошкольного возраста, в %
Шкала «+» тенденция «--» тенденция Принятие – отвержение 60 40 Кооперация – социальная желательность 60 40 Адекватная дистанция - симбиоз 70 30 Демократизм - авторитаризм 63,3 36,7 Адекватный образ - инфантилизация 70 30
По шкале «принятие – отвержение» отношение 60 % опрошенных родителей характеризуется принятием, отношение 40 % - отвержением.
Принятие означает, что дети принимаются родителями положительно и воспринимаются такими, какие он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, стремятся проводить больше времени вместе с ребенком, в большей степени одобряют его интересы и планы. При отвержении родители считают своего ребенка неприспособленным, в меньшей степени доверяют ему, считают, что ребенок может иметь дурные наклонности.
Диаграмма 2
Особенности стиля семейного воспитания в семьях с детьми старшего дошкольного возраста, в %

По шкале «кооперация – социально желаемый образ родительского отношения» отношение 60 % опрошенных родителей характеризуется кооперацией, отношение 40 % - желают видеть в ребенке социально одобряемый образ.
Кооперация означает, что у родителей выражена заинтересованность в делах и планах ребенка, стремление во всем помочь ребенку. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных.
По шкале «симбиоз» отношение 70 % опрошенных родителей характеризуется адекватной дистанцией, отношение 30 % родителей выстраиваются по типу симбиоза.
Симбиотические отношения с ребенком проявляются в стремлении родителей оградить ребенка от неприятностей и трудностей в жизни, родители испытывают постоянную тревогу за него, которая еще повышается, когда ребенок стремится проявить самостоятельность и независимость. Ребенок в такой семье в глазах родителей воспринимается как маленький и беззащитный, младше своего реального возраста. При адекватной дистанции родители воспринимают детей более самостоятельными, способными справиться с жизненными трудностями.
По шкале «демократичность - авторитаризм» в отношениях 63,3 % опрошенных родителей прослеживается демократичность, у 36,7 % - авторитарное отношение к ребенку. При авторитарном отношении родители большинстве своем требуют от ребенка послушания и дисциплины, следят за социальными достижениями ребенка, его привычками, мыслями, чувствами, могут сурово наказать за непослушание. При демократичном отношении ребенок может иметь свою точку зрения, непослушание в этих семьях наказывается не так строго.
По шкале «инфантилизация» отношение 70 % опрошенных родителей характеризуется адекватностью в оценке образа своего ребенка, у 30 % - инфантилизацией. При инфантилизации родители склонны инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несамостоятельность. Родители в этих семьях склонны видеть ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения и склонности ребенка воспринимаются несерьезно. Эти родители считают, что дети не приспособлены самостоятельно разбираться в людях, открыты для дурного влияния, в связи с этим, стараются оградить ребенка от трудностей жизни. Другие родители более адекватно оценивают возможности своих детей старшего дошкольного возраста, считают их достаточно социально зрелыми, более серьезно относятся к их интересам и увлечениям, считают, что дети могут адекватно разбираться в окружающих людях и обстоятельствах.
Итак, как видно из таблицы, в большинстве своем родители по отношению к старшим дошкольникам относятся следующим образом: во взаимоотношениях выражено принятие, кооперация, демократичность во взаимоотношениях, родители поддерживают с ребенком адекватную дистанцию, реально оценивают его возможности и способности.
Однако отношение примерно трети родителей выглядит по-другому: они достаточно сильно привязаны к своим детям, что выражается в выраженности симбиоза, при этом проявляется авторитарный стиль воспитания, который подразумевает максимальный контроль ребенка во всех проявлениях его социальной жизнедеятельности, при этом родители считают своего ребенка несамостоятельным, инфантильным.
Отсюда можно сделать вывод, что именно данные нарушения в стиле семейного воспитания (авторитарность и гиперопека) являются причиной низкой самооценки отдельных ребят старшего дошкольного возраста. Таким образом, на формирование низкой самооценки у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь оказывают влияния такие нарушения в системе родительского отношения как отвержение ребенка, авторитарный стиль семейного воспитания, стремление видеть ребенка в рамках социально желаемого возраста, излишняя опека, восприятие его как инфантильной личности.
Такое отношение создает неблагоприятную среду для нормальной линии разрешения кризиса старшего дошкольного возраста. Как результат: закрепление у ребенка чувства вины, безынициативности, неуверенности в себе, что проявляется в низкой неадекватной самооценке.
Таким образом, в результате анализа полученных данных предположение о том, что стиль семейного воспитания влияет на особенности разрешения кризиса старшего дошкольного возраста, подтвердилось.

Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных аспектов жизни человека – переживанию так называемых возрастных кризисов, которыми зачастую окрашены границы возрастных периодов онтогенеза.
Возрастные кризисы индивид начинает испытывать уже в первый год своей жизни. Кризисы возникают в следствие физиологических, психологических и социальных изменений, которыми сопровождается развитие и становление человека, они являются необходимым условием развития личности, ее самореализации.
Большинство кризисов индивид переживает в детском возрасте, так как этот отрезок жизни индивида наиболее насыщен в плане психо – физиологического развития.
Одним из главных новообразований старшего дошкольного возраста является формирование самооценки, фундамента «Я» концепции личности.
адекватная высокая устойчивая самооценка является показателем нормальной линии разрешения кризиса дошкольного возраста. Результатом такого развития является закрепление у ребенка таких качеств как инициатива, уверенность в себе, что проявляется в следующих видах активности: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение.
Низкая неадекватная неустойчивая самооценка является показателем аномального разрешения кризиса дошкольного возраста. Как результат – формирование чувства вины у ребенка, пассивное поведение: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков поло-ролевого поведения.
А одним из главных факторов разрешения кризиса дошкольного возраста является стиль семейного воспитания.
В связи с этим, целью данной исследовательской работы было изучить особенности разрешения кризиса старшего дошкольного возраста в зависимости от особенностей стиля семейного воспитания.
В данной исследовательской работе мы изучили понятие возрастного кризиса психологии; проанализировали психологические особенности старшего дошкольного возраста; эмпирически изучили особенности разрешения кризиса старшего дошкольного возраста в зависимости от особенностей стиля семейного воспитания.
Мы выявили, что нарушения в стиле семейного воспитания (авторитарность и гиперопека) являются причиной низкой самооценки отдельных ребят старшего дошкольного возраста.
Таким образом, на формирование низкой самооценки у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь оказывают влияния такие нарушения в системе родительского отношения как отвержение ребенка, авторитарный стиль семейного воспитания, стремление видеть ребенка в рамках социально желаемого возраста, излишняя опека, восприятие его как инфантильной личности.
Такое отношение создает неблагоприятную среду для нормальной линии разрешения кризиса старшего дошкольного возраста. Как результат: закрепление у ребенка чувства вины, безынициативности, неуверенности в себе, что проявляется в низкой неадекватной самооценке.
Итак, в результате анализа полученных данных предположение о том, что стиль семейного воспитания влияет на особенности разрешения кризиса старшего дошкольного возраста, подтвердилось.
Однако данная исследовательская работа может рассматриваться только как начальный этап изучения особенностей представлений о будущем у людей, переживающих кризис середины жизни, и данные, полученные в ходе диагностики, нуждаются в дальнейшем более глубоком и всестороннем изучении.
Библиография

Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М., 1991
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994.- Т. 15. — № 1. - С. 3-18
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2002
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития. - СПб., 2001
Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? / Психологический журнал. – 1992. - Т.13. - №4. - с. 99 – 100
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. — №3. -С. 90-101
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999
Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М., 2002
Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М., 2004. – 64 с.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993
Истртова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д., 2008
Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2004.- № 2.- с. 5-14
Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000
Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 1987
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. - М., 2001
Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. - СПб., 2001
Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
Малкова-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М., 2004
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.
Психология возрастных кризисов / Под ред. К.В. Сельченок. - Минск, 2000
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001
Психология человека от рождения до смерти: Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2001
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 34–36
Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - с. 93-99
Хухлаева О.В. Психология развития. - М., 2002
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2003













3

Библиография

1.Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М., 1991
2.Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994.- Т. 15. — № 1. - С. 3-18
3.Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2002
5.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития. - СПб., 2001
6.Бороздина, Л.В. Что такое самооценка? / Психологический журнал. – 1992. - Т.13. - №4. - с. 99 – 100
7.Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. — №3. -С. 90-101
8.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999
9.Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М., 2002
10.Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М., 2004. – 64 с.
11.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993
12.Истртова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д., 2008
13.Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2004.- № 2.- с. 5-14
14.Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000
15.Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 1987
16.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. - М., 2001
17.Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. - СПб., 2001
18.Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001
19.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001
20.Малкова-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М., 2004
21.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
22.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.
23.Психология возрастных кризисов / Под ред. К.В. Сельченок. - Минск, 2000
24.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001
25.Психология человека от рождения до смерти: Полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. - СПб., 2001
26.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
27.Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 34–36
28.Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - с. 93-99
29.Хухлаева О.В. Психология развития. - М., 2002
30.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психология и содержание возрастных кризисов

Глава 2. Роль кризиса в развитии личности

2.1 Возрастные кризисы детства

2.2 Возрастные кризисы в подростковом возрасте

2.3 Возрастные кризисы зрелости

Вывод

библиография

ВВЕДЕНИЕ

Под острый кризис понимается ситуация, которая возникает в результате необходимости принимать какие-либо решения, которые, как правило, важным поворотным моментом для личности.

Кризис-это не тупик, он представляет собой просто набор некоторых противоречий, накапливающихся в жизни людей. Естественно, что опыт кризиса явление неприятное, независимо от области, в которой появились (проблемы со здоровьем, в семье, на работе или в отношениях дружбы). Люди выбиваются из колеи. Психологи определили несколько типов периодов кризиса, который носит нормативный характер. Через них люди проходят на протяжении своего путешествия. Это такие кризисы, как новорожденных, 1, 3, 7 лет, подросткового периода, кризис среднего возраста, старости.

Для людей характерно наличие внутренних резервов (адаптивных свойств), необходимые для решения трудности возникают, часто такие адаптационные свойства не могут помочь человеку справиться с кризисом. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 184 c.

При рассмотрении кризисов как закономерностей развития психики людей, к познанию периодичности, причин возникновения этих кризисов, кризисных ситуациях, может предвидеть, в результате возможно ослабление неизбежные, встроенные в сущность людей приступы. Возможно, и для того, чтобы избежать кризисов, которые являются результаты выборов неправильные личности. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Целью исследования является анализ возрастных кризисов развития личности.

Объект работы - онтогенетическое развитие личности.

Объект работы - психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.

Цели:

1. Определить понятие и сущность возрастных кризисов;

2. Анализ нормативных психических кризисов на различных этапах возраста развития.