Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией

  • 24 страницы
  • 6 источников
  • Добавлена 24.02.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
только 2 глава

Глава II. Коррекция фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.
2.1. Методики преодоления фонематических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
2.2. Развитие моторики артикуляторного аппарата.
2.3. Логопедическая ритмика.
Вывод и заключение.
Литература.

Фрагмент для ознакомления

В процессе работы обращается внимание на то, что пря артикуляции звука (Н) язык широкий, а (Л) - узкий. Для выполнения детьми предлагаются упражнения, аналогичные тем, которые используются для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончика языка (поднят или опущен).
Б. Формирование кинетической основы артикуляторных движений.
Логопедическая работа по формированию кинетической основы артикуляторных движений включает в себя:
I.Статические упражнения по развитию артикуляторной моторики, направленные на выработку необходимого объекта движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Упражнения по развитию статики артикуляторных движений направлены на активизацию:
- двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц открыть рот, подержать его открытым на счет 5-7, закрыть;
- крылонебной наружной мышцы: приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положения в течение 5-7 секунд, вернуть в исходное положение;
- квадратной губной нижней и верхней (подглазничная ветвь) мышц: оттянуть нижнюю губу книзу, удержать на счет 5-7, вернуть Е исходное состояние;
поднять верхнюю губу, удержать на счет 5-7, вернуть в исходное состояние;
- мышц смеха и щечных мышц: растянуть губу в улыбку, обнаружив при этом верхние и нижние резцы, удерживать на счет 5-7, вернуть в исходное состояние;
- растянуть в улыбку только правый (левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удержать на счет 5-7, вернуть в исходное положение;
- высунуть кончик языка между зубами, "пожевать" язык зубами, произнося слоги та-та-та. После произнесения последнего слога оставить рот открытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении на счет 5-7, вернуть в исходное состояние и другие.
2. Упражнения по развитию динамической координации движений в процессе выполнения последовательных и одновременных движений:
а) выполнение последовательно организованных движений:
- растянуть губы в улыбку, обнажив верхние резцы, вытянуть губы вперед «трубочкой»;
- оскалить зубы, а затем высунуть язык;
поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
б) выполнение одновременно организованных движений:
- высунуть язык вперед, одновременно поднимая кончик языка • вверх;
- высунуть язык вперед, одновременно опуская кончик языка вниз;
- высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед "трубочкой";
- совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо;
- совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком влево и др. ( 4(.
У дошкольников со стертой дизартрией как, отмечалось выше, наблюдаются нарушения артикуляторной моторики, которые проявляются повышением тонуса мышц языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре или гипотонией, что способствует фонематическому недоразвитию. В таких случаях ребенок может затрудняться в дифференцировке звуков, нарушению звукопроизношению шумных согласных, глухих согласных. Данные нарушения артикуляторной моторики являются результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц.
Данная методика как раз и направлена на развитие артикуляторной моторики. Для этого в методике используются специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных основ во время воспроизведения правильно произносимых звуков. В процессе выполнения упражнений постоянно привлекается внимание детей к кинестетическим ощущениям. Первоначально упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование этой опоры исключается.
Кроме того, данная методика будет способствовать правильному формированию артикуляторных укладов, включающих сложный комплекс движений и восстановлению двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции. Применение приведенных в методике упражнений поможет преодолеть быструю истощаемость лицевой мускулатуру и артикуляторного аппарата, повысить точность и плавность артикуляторных движений и звукопроизношения в целом, сформировать способность к управлению движениями, точной работе различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. А все это будет способствовать развитию так называемой кинестетической чувствительности в области артикуляции.
Проведение логопедом таких упражнений позволит не только скорректировать звукопроизношение, но и сформировать выразительность речи у дошкольников со стертой дизартрией.
2.3. Логопедическая ритмика.
Поскольку при стертой дизартрии могут наблюдать парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то рекомендуется проводить упражнения, направленные на формирование способности произвольно выполнять мимические движения и осуществлять за ними контроль.
Мимическая гимнастика строится на:
необходимости сочетания общих физических упражнений со специальными мимическими;
использовании естественных мимических движений;
целесообразном одновременном выполнении упражнений одноименными мышцами лица;
необходимости менять активность выполнения, в зависимости от пареза мимических мышц: пассивные движения, активные движения, активные движения с помощью и сопротивлением;
целесообразном применении отдельных приемов артикуляторной гимнастики;
проведении индивидуально лечебной гимнастики по развитию мимических мышц лица 3—4 раза в день. Длительность процедуры лечебной гимнастики для детей — 12— 15 минут.
Пассивная гимнастика используется для усиления афферентных импульсаций, развития ослабленных движений, а также для растяжения укороченных мышц. Например: приподнимание и опускание надбровных дуг; опускание века; оттягивание мягкой части щеки; открывание рта; вытягивание языка; оттягивание щеки парализованной стороны с введением пальца в рот и др.
Активная гимнастика, в отличие от пассивной, способствует повышению проводимости нервов, снижению вазомоторных нарушений и улучшению трофики тканей, противодействует формированию контрактур. При выполнении активных упражнений больной так же, как и при пассивной гимнастике, должен фиксировать ладонью здоровую половицу лица, чтобы сосредоточить все внимание на упражнении мышц пораженной стороны. Например: приподнимание и опускание надбровной дуги; закрывание и открывание глаза; надувание щеки без сопротивления и с надавливанием на нее; складывание губ для всасывания воздуха и для свиста; высовывание языка; оскаливание зубов и др.
В процессе всей лечебной гимнастики рекомендуется использовать следующие упражнения: поднимать брови вверх; наморщивать брови («хмуриться»}; закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; хмуриться; опустив голову вниз, сделать выдох и в момент выдоха «фыркать» и вибрировать губами; свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить «о-и; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот и др. (1(.

Стоит отметить, что все эти упражнения проводятся перед артикуляторной гимнастикой в игровой форме. Кроме того, логопедическая ритмика будет способствовать снятию напряжения у дошкольников, формированию положительных эмоций и установлению контакта между ребенком и педагогом.
Таковы основные подходы к коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Вывод и заключение.
Анализ научной, учебной и методической психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее:
Стертая форма дизартрии является наиболее распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста.
Стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинированностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Ведущим дефектом при стертой дизартрии являются фонетико-фонематические нарушения.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией разнообразны. Они выражаются в искажениях, смешениям, заменах, пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции.
Наличие стертой дизартрии отрицательно влияет на формирование психической деятельности ребенка. В частности, нарушено внимание, что проявляется в повышенной отвлекаемости ребенка, в его неумении сосредоточиться на каком-то одном занятии; нарушена память, что выражается в трудностях запоминания речевого материала и быстром его забывании. Если в отношении таких детей не были предприняты коррекционные меры в дошкольном возрасте, то в дальнейшем они нередко доходят до состояния школьной дезадаптации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому необходима своевременная коррекционная работа.
Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
При коррекции фонематического восприятия ведущее место занимает работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков и фонематическому анализу слова.
Успех коррекционной работы во многом зависит от раннего начала и систематичности проведения.
Таким образом, исследование подтвердило важность изучаемой проблемы, позволило по-новому взглянуть на ряд вопросов, касающихся коррекции фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.
Литература.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2002.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
Лопатина Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии. Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий. – СПб., 1992.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб., 2001.

1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.
2.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2002.
3.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
4.Лопатина Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии. Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий. – СПб., 1992.
5.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб., 2001.

Тридцать семь

Курсы

по логопедии на тему:

Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Рязань, 2009,

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты дизартрии

    1.1 Причины и симптоматика дизартрии

    1.2 Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии

    1.3 Логопедическое заключение, как главный аспект при составлении методики

    Выводы по главе 1

    Глава 2. Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии

    2.1 Этап предварительной подготовки

    2.2 Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

    2.3 Этап формирования коммуникативных умений и навыков

    Выводы по главе 2

    Вывод

    библиография

    Введение

    Частые голосовые нарушение среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Это часто в сочетании с другими функция расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Этот процесс общения патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, которое возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (6).

    Термин "стертая" дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой, которая характеризует проявления "стертой дизартрии" как легкие (стертые) проявления "псевдобульбарной дизартрии", которые отличаются особой трудностью преодоления (1, стр. 20-22).

    С каждым годом логопедическая наука развивается и делает различные коррективы в методики, документацию и так далее, Но, тем не менее, опыт авторов прошлых столетий остается неизменным, являясь базой для развития данной науки в целом.

    Тема моей диссертации " стратегии логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии ". Эта тема очень актуальна, поскольку нарушения речи многообразны, и многообразны также методы их коррекции.

    Цель данной курсовой работы - изучить методику логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции стертой формы дизартрии.

    Узнать стоимость работы