ЗПР у дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 3333 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 23.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
1.1.Особенности развития письменной речи у детей с ЗПР
1.2.Характеристика навыков письменной речи у детей с ЗПР.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПРИ ЗПР.
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования
2.2. Констатирующий эксперимент.
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

И. Переслени, Э.П. Симерницкая, М.Н. Фишман).
Орфографические ошибки
Применение орфографических правил, усвоение которых предусмотрено программой I класса, вызывает заметные затруднения у учеников с задержкой психического развития. Орфографические ошибки имеются и в письменных работах нормально развивающихся школьников, однако их количество весьма незначительно.
В работах на списывание печатного текста и в письме под диктовку по количеству ошибок значительных различий не обнаружено как у нормально развивающихся школьников (О.В. Величковская), так и у детей с ЗПР.
Классифицировать ошибки с учетом их характера представляется практически необходимым. Анализ диктанта позволяет учителю получить ясное представление о том, что усвоено всеми учениками, какой из разделов учебной программы недостаточно понят, над чем необходимо работать фронтально. Кроме того, учитель видит недостатки усвоения учебного материала отдельными детьми, что является основанием для проведения с ними индивидуальных занятий, обращения к логопеду или школьному психологу.
При анализе каждого диктанта видна динамика продвижения (отставания) ученика на фоне результатов работы всего класса. Это позволяет при необходимости обсудить причины неудач ребенка, уточнить его диагноз на психолого-медико-педагогическом консилиуме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые можно выделить в три основные группы:
1. Ошибки на уровне буквы и слога. Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок. В первую очередь это ошибки, отражающие трудности формирования фонематического анализа, затем - ошибки фонематического восприятия; далее - ошибки иной природы.
2. Ошибки на уровне слова. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы.
3. Ошибки на уровне предложения. На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений. Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в, так называемых, аграмматизмах, то есть в нарушениях связи слов: согласования и управления.
Работа по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психического их развития. Для правильной трактовки специфических ошибок педагогу необходимо максимально полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку с ЗПР при овладении письмом. В процессе коррекционного воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.
Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной задачей педагога является закрепление навыков правильного письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого ее развития.
Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными. Поэтому в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего, что демонстрируется на примере приведенных выше вариантов упражнений и заданий. На уроках осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
ЛИТЕРАТУРА

Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. – М., 1964.
Власова Т.А., Лебединская Н.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. 1975. № 6.
Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Собр. соч. – М., 1995. – Т.5.
Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1989.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности // Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1956.
Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978.
Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР // Герценовские чтения. Дефектология. – Л., 1967.
Логинова Е.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб., 1992.
Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1990. - № 6.
Назарова Л.К. Активизация обучения правописанию. – М., 1962.
Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972 - № 5.
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология - 1972 - № 3.
Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии // Дефектология – 1972. - № 4.
Петрова В.Г. О некоторых особенностях актуализации знаний при решении грамматической задачи // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. – М., 1961.
Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем / В кн.: Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
Смирнова И.А. Нарушения звукопроизношения и письма у детей с задержкой психического развития // Изучение аномальных школьников. – Л., 1981.
Спирова Л.Ф. Недостатки речи у учащихся начальных классов. – М., 1968.
Терехова Т.Г. Научные основы русской пунктуации и способы её изучения // Начальная школа. – 1968. - № 3.
Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. – 1972. - №5.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии детей. – М., 2001.
Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Избранные психологические труды. – М., 1995.

1.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. – М., 1964.
2.Власова Т.А., Лебединская Н.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. 1975. № 6.
3.Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Собр. соч. – М., 1995. – Т.5.
4.Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1989.
5.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
6.Егорова Т.В. Своеобразие мыслительной деятельности // Дети с за-держкой психического развития. – М., 1984.
7.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту жи-вого слова. – М., 1956.
8.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978.
9.Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР // Герценовские чтения. Дефектология. – Л., 1967.
10.Логинова Е.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР // Па-тология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб., 1992.
11.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
12.Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой пси-хического развития // Дефектология. – 1990. - № 6.
13.Назарова Л.К. Активизация обучения правописанию. – М., 1962.
14.Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психиче-ского развития // Дефектология. – 1972 - № 5.
15.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психиче-ского развития // Дефектология - 1972 - № 3.
16.Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклоне-ниями в развитии // Дефектология – 1972. - № 4.
17.Петрова В.Г. О некоторых особенностях актуализации знаний при ре-шении грамматической задачи // Умственное развитие учащихся вспо-могательной школы. – М., 1961.
18.Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем / В кн.: Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
19.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогене-зе. – М., 1985.
20.Смирнова И.А. Нарушения звукопроизношения и письма у детей с за-держкой психического развития // Изучение аномальных школьников. – Л., 1981.
21.Спирова Л.Ф. Недостатки речи у учащихся начальных классов. – М., 1968.
22.Терехова Т.Г. Научные основы русской пунктуации и способы её изу-чения // Начальная школа. – 1968. - № 3.
23.Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектоло-гия. – 1972. - №5.
24.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
25.Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умст-венном развитии детей. – М., 2001.
26.Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Избранные психо-логические труды. – М., 1995.

Вопрос-ответ:

Какие особенности присутствуют в развитии письменной речи у детей с ЗПР?

У детей с ЗПР наблюдаются определенные особенности в развитии письменной речи. Они могут испытывать трудности с формированием навыков письма, осознания букв и звуков, правильной орфографии слов, а также с организацией и структурированием своих мыслей при написании текстов. Такие дети часто нуждаются в дополнительной поддержке и помощи в развитии письменной речи.

Как можно охарактеризовать навыки письменной речи у детей с ЗПР?

Навыки письменной речи у детей с ЗПР могут быть значительно отсталыми по сравнению с их сверстниками без нарушений. Дети с ЗПР могут испытывать проблемы с орфографией, пунктуацией, структурированием текстов, а также с основными правилами написания и изложения. Однако с помощью специальных методик и подходов, таких детей можно успешно поддержать и помочь им развить свои навыки письма.

Какие цели, задачи, методы и организация исследования были использованы при изучении состояния письменной речи у детей с ЗПР?

Цель исследования состояла в изучении состояния письменной речи у детей с ЗПР. Задачами исследования было определение особенностей развития письма у таких детей, анализ результатов и выявление возможных способов помощи и поддержки в развитии письменной речи у детей с ЗПР. Методы исследования включали наблюдения, анкетирование, проведение констатирующего эксперимента с последующим анализом результатов.

Как проходил констатирующий эксперимент и какие результаты были получены?

Констатирующий эксперимент включал проведение заданий и тестов на оценку письменных навыков у детей с ЗПР. Детям предлагались задания по написанию слов, предложений и текстов, а также задания на проверку орфографии и пунктуации. Анализ результатов показал, что дети с ЗПР имеют значительные трудности в орфографии и пунктуации, а также в структурировании и организации текста. Однако при правильной поддержке и помощи, такие дети могут значительно улучшить свои навыки письма.

Какие особенности развития письменной речи у детей с ЗПР?

Особенности развития письменной речи у детей с ЗПР включают задержку в формировании навыков письма, затруднение в овладении правильной артикуляцией звуков, слабую лексическую базу, ограниченную грамматическую компетенцию и низкую письменность. Эти дети часто испытывают трудности с организацией мыслительных процессов, поэтому нуждаются в особой помощи и поддержке в процессе развития письменной речи.

Как можно охарактеризовать навыки письменной речи у детей с ЗПР?

Навыки письменной речи у детей с ЗПР характеризуются недостаточной грамотностью и орфографической ошибками, затрудненным формированием связной и логически организованной письменной речи, слабым написанием текстов различных жанров и отсутствием оригинальности в их выражении. Они также часто испытывают трудности с установлением правильной пунктуации и использованием разных частей речи.

Какие цели и задачи были поставлены в исследовании состояния письменной речи у детей с ЗПР?

Целью исследования было изучение состояния письменной речи у детей с ЗПР и сравнение его с состоянием письменной речи у детей без ЗПР. Задачами исследования были описание особенностей письменной речи у детей с ЗПР, выявление уровня письменности и выявление причин затруднений в формировании письменной речи.

Какой методологии был использован в констатирующем эксперименте?

В констатирующем эксперименте было использовано сравнительное исследование письменной речи у детей с ЗПР и детей без ЗПР. Для этого были проведены специальные задания, например, написание текста по заданной теме или исправление ошибок в предложениях. После этого полученные результаты были сравнены и проанализированы для выявления различий в письменной речи между двумя группами детей.

Какие особенности развития письменной речи у детей с ЗПР?

У детей с ЗПР имеются определенные особенности в развитии письменной речи. Эти дети могут испытывать трудности с формированием навыков письма, они могут плохо улавливать и переносить на бумагу звуковую структуру слов и предложений. Также у них может быть ограничен словарный запас и слабая организация текста.