Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

особенности формирования личностных качеств дошкольника.

  • 35 страниц
  • 30 источников
  • Добавлена 16.04.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика особенностей формирования качеств дошкольника
1.1.Общая ситуация развития личности дошкольника
1.2.Особенности формирования образа «Я» у дошкольников
Глава 2. Особенности формирования самопознания и мотивационной сферы дошкольника как основополагающих характеристик личностных качеств
2.1. Особенности формирования мотивационной сферы дошкольника
2.2. Особенности формирования самосознания дошкольника
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Причем содержание этих процессов каждый раз переходит на новый качественный уровень, имеет другие сущностные нагрузки.
Для социального развития детей в дошкольном возрасте характерно возникновение особого рода представлений, отражающих степень вычленение и осознание нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе. В процессе личностного развития у ребенка складываются такие психические новообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнения, превосходства и др. Начинается развитие самосознания в его начальных формах.
Необходимо отметить, что в арсенале педагогов ДОУ имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания.
Изучение содержания, механизмов и структур человеческого самосознания до сих пор является наиболее сложным вопросом.
Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является не только периодом "первого рождения личности" (А. Н. Леонтьев, 1983), но и периодом оформления "раннего образа Я" как аффективно-когнитивной образования [11].
В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющий определенную структуру, функции и генезис. В процессе психического развития ребенком присваивается совокупность устойчивых связей, сложившейся в истории человечества, в сфере ценностных ориентаций, обеспечивающих его как уникальную личность, целостность и тождественность самому себе. Речь идет о развитии структуры самосознания личности, что предполагает сохранение основных значений и смыслов для человека. Самосознание личности представляет такое единство, которое находит свое выражение в пяти следующих звеньях:
Идентификация себя со своим именем и телом.
1. Притязание на признание.
2. Половая идентификация.
3. Психологическое время личности.
4. Социальное пространство личности.
Исследования В. В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С. Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологических особенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сфера самосознания уязвимая частью психики [18].
Причиной дисгармонии развития самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания. Причем в старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривированными являются такие звенья самосознания, как осознания имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношение к себе происходит как правило стихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполные и отрывочные, а иногда и неверные.
Недифференцированные представления детей о себе отражает состояние общества, в котором долгое время не были приоритетными ценности личного характера. В современной России родители проявляют явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их захватывают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, писать, считать и др.
Развитие познавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личность. Без внимания взрослых остается тот внутренний мир ребенка, стихийно сложившийся, который является источником переживаний и важной составляющей психологического своеобразия человека.
Опыт индивидуальной жизни, стихийно складывается, требует организации и осмысления. Искажения представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.
Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречии личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.
Таким образом, дисгармоничное развития может выступать в разных проявлениях.
В целом дети дошкольного возраста с нарушенным образом "Я" не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, и, как следствие, не умеют взаимодействовать с социумом, с внешним миром. На уровне внешних поведенческих проявлений, чаще всего это проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихая, комфортность, аутичность, т.е. гипоактивность. На углубленном личностном уровне неуверенность в самом себе переходит в неуверенность в своей целесообразности в обществе. Такой конфликт индивидуального и социального может проявиться и гиперактивностью в виде непослушания и агрессивности. И то и другое - гиперактивность и гипоактивнисть - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группы, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь [2].
Наиболее сильным тормозным фактором является то, что такие дети не могут положительно относиться к себе такими, какие они есть на самом деле - и хорошими, и плохими. Не умея любить себя, человек не может полюбить другого.
Конец дошкольного возрастного периода знаменует собой переживание ребенком кризиса 6 (7) лет.
При докритической фазы игра в общей структуре деятельности дошкольника начинает постепенно отходить на второй план. Ребенок пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У дошкольника формируется стойкое субъективное желание стать школьником.
Разворачиваются отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции ребенка как симптомы кризиса, обусловленные противоречием между желанием ребенка стать школьником и сохранением старого статуса дошкольника. Малыш недоволен своим положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, его капризность, непослушание и упрямство направлены в первую очередь на родителей.
Ребенок, приходя в школу, приобретает новый социальный статус, привлекается к учебной деятельности, поэтому постепенно восстанавливает свой эмоциональный комфорт, негативная симптоматика сглаживается и исчезает.
Как наиболее общий результат психического развития ребенка и показатель его адекватности, в конце возрастного периода у дошкольников формируется интегральное личностное новообразование - школьная зрелость.
Школьная зрелость дошкольника - приемлемый уровень физического и психического развития, что обеспечивает его адекватное приспособление к условиям школьного обучения.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению включает мотивационный компонент - наличие положительного отношения к перспективе школьного обучения, устойчивого желания учиться в школе. Различают дошкольников с тремя типами отношения к перспективе будущего обучения в школе:
положительная мотивация, в которой при устойчивом желании стать школьником ребенка привлекают или внешние атрибуты обучения (школьные принадлежности, колокольчики и т.п.), или же им движут познавательные или социальные побуждения;
негативное отношение к будущему обучению в школе, сформированное через запугивание родителей или восприятие негативного опыта обучения старших братьев или сестер;
индифферентное, равнодушное отношение, что сопровождается признанием дошкольником необходимости обучения в школе, но эмоциональные реакции ребенка являются нейтральными.
Очевидно, что наиболее благоприятным является позитивное отношение дошкольника к будущему обучению в школе. Здесь особую роль играет умение родителей правильно очертить для ребенка смысл и значение школьного обучения, вызвать желание стать школьником.
Эмоциональная зрелость дошкольника - уменьшение импульсивных реакций, проявление эмоций в соответствии с социальными нормами и требованиями, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Вывод.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. Появляются новые мотивы, которые по своему характеру можно определить как общественные, такие, что оказывают сильное влияние на все поведение ребенка. Однако появление таких мотивов зависит от воспитательного воздействия взрослых.
Особое место в психолого-педагогической науке занимает изучение проблемы мотивации поведения дошкольников в связи со значительностью изменений, которые происходят в этом возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. Актуализируются познавательные мотивы, лежащие в основе формирования будущей учебной деятельности, появляются новые мотивы, которые по своему характеру можно определить как общественные, такие, что оказывают сильное влияние на всю поведение ребенка. Однако появление и развитие таких мотивов зависит от воспитательного воздействия взрослых.
Мотивационная составляющая личности человека пронизывает все аспекты его бытия, оказывает решающее влияние на осуществляемые им поступки, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизненной активности. Ввиду этого существенным является дальнейшее изучение проблематики мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных задач стоящих перед обществом.
Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста способствует более легкой адаптации ребенка к школьному периоду его жизни.

Заключение

"Детство - этап подготовки к будущей жизни". Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки", то отрицается самоценность "проживания" эпохи детства ребенок. Между тем условия непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства [5].
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком [7]. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуется по всему спектру психических качеств ребенка, но адресуется по разному. Основное значение имеют поддержка и всемирное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет "недобрано" здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Ведущую роль в психическом развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством [11].
В настоящее время остается открытым вопрос о конкретном содержательном методическом наполнении занятий по различным разделам программы ДОУ, которая была бы ориентирована на то, чтобы передача ребенку конкретных навыков не превращалась в самоцель с преобладанием прямого обучения, а была бы "ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры".
В процесс работы мы достигли поставленной цели: мы исследовали особенности формирования личностных качеств дошкольника.
В процессе достижения поставленной цели, мы выполнили следующие задачи:
1. Исследовали общую ситуацию развития личности ребенка дошкольного возраста.
2. Рассмотрели особенности формирования «Я» у дошкольников.
3. Изучили особенности формирования мотивационной сферы дошкольника.
4. Исследовали особенности формирования самосознания дошкольника.


Список литературы


Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 208 с.
Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2006.
Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. - К.: Ника-Центр, 2001.
Веккер Л.М. Психические процессы. - Т.1 - л., 2003. /Воображение и психологическое время: 262 - 271. Представление / воображение/: 278- 295.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Част 1. От рождения до поступления в школу. – М.: Владос, 2010. – 368 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Мысль 2001.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - Т.2 - М.: Просвещение, 2004.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 2008. - № 6. с.52 - 59.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 2008. - № 1. с.44 - 51.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 422 с.
Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. - Минск, 2009.
Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольноевоспитание. 2005. - № 2. с.41 - 46.
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2006. /Трудности в определении воображения: 3 - 7. Воображение и практическая деятельность: 8 - 30. Воображение как отражение действительности: 31- 85. Воображение и научное познание мира: 86 - 131/.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся вузов.— М.: Просвещение, 2007.—352 с.
Ларина О. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-Эврознак, 2007. – 576 с.
Марцинковская Т. Возрастная психология. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
Мухина В., Хвостов А. Возрастная психология. – М.: Академия, 2008. – 624 с.
Найссер У. Познание и реальность. - М.: Просвещение, 2008. /Воображение и память: 141 - 165/.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебныхзаведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательскийцентр Владос, 2008. - Кн.1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271.
Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – СПб.: Питер, 2009.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М. : Юрайт, 2011. – 464 с.
Психология нравственности. / Под ред. А.Н. Журавлева, А.В. Юревича/. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 512 с.
Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. - Т.1 - М., 2005.
Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В.Н. - Ярославль: "Академия развития", 2008. - 240с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2011. – 576 с.











35

Список литературы


1.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 208 с.
2.Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2006.
3.Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. - К.: Ника-Центр, 2001.
4.Веккер Л.М. Психические процессы. - Т.1 - л., 2003. /Воображение и психологическое время: 262 - 271. Представление / воображение/: 278- 295.
5.Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Част 1. От рождения до поступления в школу. – М.: Владос, 2010. – 368 с.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Мысль 2001.
7.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - Т.2 - М.: Просвещение, 2004.
8.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
9.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 2008. - № 6. с.52 - 59.
10.Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 2008. - № 1. с.44 - 51.
11.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 422 с.
12.Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. - Минск, 2009.
13.Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольноевоспитание. 2005. - № 2. с.41 - 46.
14.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2006. /Трудности в определении воображения: 3 - 7. Воображение и практическая деятельность: 8 - 30. Воображение как отражение действительности: 31- 85. Воображение и научное познание мира: 86 - 131/.
15.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
16.Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся вузов.— М.: Просвещение, 2007.—352 с.
17.Ларина О. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
18.Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-Эврознак, 2007. – 576 с.
19.Марцинковская Т. Возрастная психология. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
20.Мухина В., Хвостов А. Возрастная психология. – М.: Академия, 2008. – 624 с.
21.Найссер У. Познание и реальность. - М.: Просвещение, 2008. /Воображение и память: 141 - 165/.
22.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебныхзаведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательскийцентр Владос, 2008. - Кн.1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271.
23.Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – СПб.: Питер, 2009.
24.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М. : Юрайт, 2011. – 464 с.
25.Психология нравственности. / Под ред. А.Н. Журавлева, А.В. Юревича/. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 512 с.
26.Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. - Т.1 - М., 2005.
27.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
28.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В.Н. - Ярославль: "Академия развития", 2008. - 240с.
29.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
30.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт, 2011. – 576 с.

Формирование личности учащихся, участвующих в проекте &';Спортивная школьная команда&';












ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Формирование личности учащихся, участвующих в проекте "Спортивная школьная команда".

Содержание

Введение

Глава I. Проблемы формирования личности в процессе занятий физической культуры и спорта

1.1 Характеристика инновационных направлений физического воспитания школьников

1.2 особенности личности в развитии эмоционально-волевой сферы

1.3 Анализ опыта в реализации проекта спортивная школьная команда

Заключение в первой главе

ГЛАВА II. методы и организация исследования

ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

библиография

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность. Школа — важный период в жизни человека, где закладываются основы знаний, формируются личностные ценности, одной из которых должно быть собственное здоровье. Тем не менее, сегодня наблюдается снижение интереса к уроку физического воспитания от класса к классу. Слабо выраженный мировоззренческий аспект процесса физического воспитания, в отличие от духовного совершенствования личности не создают предпосылки непрерывного физического совершенствования, школьники не учатся в творческих способов применения полученных знаний в трудовой деятельности [15].

На ступени основного общего образования реально не обеспечено дополнение уроков физической культуры внешкольной, в том числе клуб, работу, которая позволяет вовлечь в разнообразные секционные занятия по интересам основную массу школьников и сформировать нужно регулярно курсы физических упражнений и спорта.[6]. На сегодняшний день только 20% школьников занимаются в организованных спортивных группах и секциях. [10].

На ступени среднего (полного) общего образования ограничение применяемых форм и средств физического воспитания не удовлетворяет весь спектр интересов и потребностей старших школьников и, как правило, ведет к снижению посещаемости уроков физической культуры, особенно проявляется у учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам. [13]

Как отмечает В. К. Бальсевич (2006, 2009), Ю. Н. Вавилов (2005), Л. И. Лубышева (2006) и другие, традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи нуждается в расширении внеучебной физкультурно отдыха и спортивной работы на основе создания спортивных клубов в каждом образовательном учреждении.

Узнать стоимость работы